Честь и бесчестие в старуха изергиль. Направление "честь и бесчестие". Аргументы из маленьких рассказов для сочинения

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений - рассказ "Старуха Изергиль".

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, - беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий герой - мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему народу - он способен на подвиг. Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним.

Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал - гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение - вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет "негативный" образ Ларры - гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на о....

    В период романтизма Максим Горький создает рассказ Старуха Изергиль-о женщине, которая жила чувствами, которая не боялась перемен и переменчивости судьбы. Ее любовь, порой безрассудная и беспощадная, руководящая ею, вскоре превратилась в осознанный выбор-Изергиль вышла замуж, потому как поняла, что одними чувствами нельзя прожить.

    Герои ее рассказов-Ларра-человек высокомерный, живущий только своими прихотями и страстями. Он не знает, что такое честь, достоинство, сострадание, а потому за это наказан. Другим чувством руководствуется Данко-спасая людей, он отдает им свое сердце, забывая о себе. И он дорог автору, несмотря на то, что в его поступке, казалось бы, нет логики, разума-зачем так рисковать собой, если твой поступок будет забыт, на твое сердце наступят?

    Таким образом, писатель показывает, что, несмотря на бесконечную остроту чувств, разум также не помешает.

    Условно рассказ этот (впервые напечатанный, кстати, в 1895) делится на 2 части лично для меня: я отдельно восприняла легенду про Ларра (человек-птица) — человечьего в нм оказалось больше чем птичьего: человеческих наказаний не вынес; девушку выбрал рода человеческого; внешне был человеком; и отказ воспринял, как человек.

    Хотя, сам он, в душе для себя был больше, чем человеком — орлом, как отец его.

    Вторая легенда о Данко, который вел людей через страшный и темный лес: когда люди засомневались в нм, он достал свое сердце и осветил им путь — так вывел людей из страшного леса он. А после этого его сердце было растоптано одним из этих людей.

    Третей является сама старуха,которая всю жизнь была возле мужчин и не боялась оставлять их. А старость у не одинокая получилась.

    Если сочинение делала бы я, то в первом случае я бы осветляла тему со стороны победу человеческих чувств над разумом.

    Во втором искренность чувств и самопожертвование ради добра, которые не были оценены по достоинству потому, что сердце Затушили, как спичку просто.

    В третьем случаи я вижу умную женщину, которая умела пользоваться чувствами других к ней; но не оценивала их. Потом (в 40 лет) е той же манерой отплатили — это причинило боль е и осознание того, что прошло е время (Я постарела). Это ощущение пришло от того, что она перестала интересовать мужчин, как женщина.

    Сейчас же она уже рассказывала это без чувств и с пустыми глазами — осталось только тело, которое совсем высохло от отсутствия в нм эмоций.

    Я бы так мыслила, а выводы у каждого свои.

    Что важнее разум или чувство? Герои рассказа Старуха Изергиль часто живут чувствами. Например Данко. Он вырывает свое сердце и освещает им путь, чтобы они выбрались из леса. Зачем он так поступил? Конечно, это сказка. И на самом деле, человек не может вырвать из груди свое сердце. А что хотел сказать нам М. Горький в этой притче? Стоит ли жертвовать собой ради других людей? Например, пожарный спасает ребенка, хотя знает, что сам обгорит и умрет. Сделает ли он это? Совершит ли подвиг? Да это его работа. Но дома у него тоже, возможно, семья и дети. Все это вопросы чести и достоинства.

    Кто-то пожертвует своей жизнью, как Данко. Да, безусловно, он руководствовался чувством. Он не думал о том, оценят его поступок люди или нет.

    Мне кажется, одним чувством жить нельзя. Должен еще и присутствовать разум. Как например, старуха Изергиль. Она, конечно жила чувствами, любила и была любима, возможно. Но разум подсказал ей, что хватит, пора обзаводиться семьей. У некоторых людей не хватает разума, чтобы остановиться в своих бесчестных поступках.

    В сочинении на тему Разум и Чувство в произведении Старуха Изергиль, я бы коротко написала бы о каждом герое из этой повести и затем бы указала бы, чем они руководствовались в воем жизненном выборе: кто разумом, кто чувством:

    В произведении Горького Старуха Изергиль нужно рассмотреть трех главных героев: Ларру, Данко, старуху Изергиль. Эти три героя противопоставляются друг другу.

    В легенде о Ларре, сыне женщины и орла, говорится о крайне эгоистичном и жестоком человеке. Ларра считал себя первым на земле и жил только своими желаниями и исполнением своих желаний. Когда Ларру наказали одиночеством за убийство девушки, то он смеялся. Но с течением времени юноша понял, что одиночество хуже смерти. Он ищет смерти, но смерть не берет его. Ларра обречен на вечные страдания за свой эгоизм и жестокость.

    Второй герой — красивый юноша Данко, который жертвует своей жизнью ради людей. Данко вырывает из груди сердце, чтобы осветить дорогу людям и вывести их из леса. Осознание того, что люди без него погибнут, заставило Данко совершить свой подвиг и пожертвовать собой. Люди сложили легенду о его бессмертном подвиге, о том, что его сердце рассыпалось на миллионы голубых искр, которые появляются перед грозой.

    Третий герой рассказа — старуха Изергиль. Молодая красивая Изергиль жила любовью к мужчинам. Она бросалась в омут с головой ради нового чувства. Изергиль сводила с ума мужчин, разоряла их и бросала, потом не вспоминала о них. Изергиль могла быть великодушной и способной на самопожертвование, но в целом жила для себя.

    Три совершенно разных героя, которым в жизни дано больше, чем другим людям. Они обладают похожими качествами: красивые, молодые, сильные, способные на решительные поступки. Каждый из них распорядился своей жизнью по своему. Жизнь Ларры трагична и предана забвению. Жизнь Данко бессмертна и его сердце светит людям до сих пор.

    Что хотел сказать Горький в своем произведении? Он говорит о том, что ценность человеческой жизни измеряется его поступками. Для писателя идеал человека — это Данко, человек, живущий среди людей и для людей. Данко, Ларра, Изергиль живут не разумом, а чувствами. Если бы герои включили разум, то таких героев просто не было бы и не было бы этих прекрасных легенд.

    В сочинении необходимо рассмотреть три новеллы Максима Горького, каждая из которых раскрывает новую грань одной проблемы. Во имя чего мы живм, что должно руководить нашими поступками — эти вопросы должны быть в центре нашего внимания. Оба юноши — романтические герои новелл — живут только чувствами, но Данко олицетворяет альтруистические чувства, и образ его гордого пылающего сердца — символ бескорыстного служения людям, а проклятый людьми, отверженный небесами и не принятый землй Ларра — яркий пример эгоистичных чувств. Единственный же реальный персонаж — это старуха Изергиль. Е история помогает понять, что чувства должны быть озарены светом любви.

    В каждой новелле есть чувства, везде присутствует образ сердца. А где же разум? Его нест в себе глубокая горьковская мысль о том, что смысл жизни человека — в умении наполнить е служением людям, тогда живые человеческие чувства станут гордо пылать, а не тлеть.

    Тему Разум и Чувство можно неплохо раскрыть на примере произведения Старуха Изергиль.

    В сочинении нужно разобрать трех героев Ларру, Данко, и саму старуху Изергиль, так же этих героев нужно противопоставить друг другу.

    Ларра — эгоистичный челок, не знающий чувств сострадания, живущий только больше прихотями и страстями.

    Данко — человек с добрым сердцем, чувство сострадания в нем возобладает над разумом.

    Старуха Изергиль — женщина, живущая чувствами.

    Рассказ Старуха Изергиль относится к раннему, романтическому периоду творчества М.Горького. Романтический герой действует под воздействием чувств, эмоций. Таковы герои каждой из трх легенд рассказа, которые своими поступками помогают решать вопросы о смысле жизни и истинном предназначении человека.

    Движимый чувством любви и сострадания к своим соплеменникам, ослабшим духом в дремучем и тмном лесу, Данко бертся спасти их. В порыве отчаяния он вырывает сво сердце и, как факелом, освещает путь людям. Однако его подвиг не был оценн, и один осторожный человек растоптал его сердце, но искры рассыпались по степи, напоминая о подвиге отважного юноши. Да, ему не хватило разума, чтобы настроить людей, которые бы поддержали его, но автор в очередной раз с восхищением говорит о безумстве храбрых и сильных духом.

    Герой другой легенды, Ларра, — сын женщины и орла был наказан за сво высокомерие одиночеством и бессмертием. Люди отвергли его за высокомерие и гордыню, а найти сво место среди них он и не пытался.

    Сама же старуха Изергиль, повествующая об этих людях, рассказывает и свою историю. Она много любила и предавалась страстям, пока поняла, что пришло время обзавестись семьй, как мы бы сказали взяться за ум.

    Разум и чувства должны находиться в гармонии, иначе результат может не оправдать ожиданий. Самого же писателя привлекали люди с горячим сердцем, способные на безумные поступки ради людей.

    Думаю что сочинение по рассказу Старуха Изергиль нужно написать начиная с этой крылатой фразы рассказа В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.

    Конечно это фраза о судьбе Данко, человек который всегда шел навстречу людям.

    Такой характер у Данко сформировался потому, что понимал чувства других людей, сочувствовал им, так как ощущал их чувства.

    Другой персонаж Ларра уходил от этого в свой мир, жил только для себя, слушал только себя, другие ему были просто не интересны.

    Именно это с одной стороны такое разумное поведение привело к одиночеству.

    В жизни тоже так.

    Вроде правильно жить разумно, но с чувствами жить намного интересней.

    Сочинение Разум и Чувство в произведении Старуха Изергиль, как и любое другое сочинение будет состоять из вступления, середины произведения, где используются уточняющие детали и концовки.

    Во вступлении можно написать о писателе Максиме Горьком, когда создавалось данное произведение, о чем оно кратко. Ведь это произведение написано по строению рассказ в рассказе, отметьте это. Далее поразмышляйте о разуме и чувствах в произведении. О том, что нельзя жить одними эмоциями и чувствами. расскажите о поступке Данко, о Ларро, старухе Изергиль и ее рассказах. Подумайте и выложите на листе бумаги, что она хотела сказать своими рассказами. Обязательно все должно быть последовательным.

В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Для вдохновения!

Зависит всё, что в мире есть,

От поднебесной выси.

Но наша честь, но наша честь

От нас одних зависит.

Песня из к/ф "Мушкетёры. 20 лет спустя"

Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва


Возможные темы сочинения

Возможные темы сочинений (подборка Ирины Анатольевны Суязовой)

1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

8.Почему честь ценилась во все времена?

9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою честь (Виктор Гюго)

13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

22. Какого человека можно назвать человеком чести?

23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

25. Честь и совесть - ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

26. Близкое мне по духу понятие чести…

27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло...

33. Что значит идти дорогой чести?

М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

«Слово о полку Игореве»;

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

А.Н. Островский, драма «Гроза»

А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

В. Скотт. , роман «Айвенго»

Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»

Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

Г.де Мопассан, «Ожерелье»

Материалы к вступительной части сочинения

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь - жизнь моя, - писал Шекспир, - они срослись в одно, и честь утратить - для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

Материалы к основной части сочинения

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
1988

"Чувство собственного достоинства..."

Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается в момент

под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.


Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы -

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею -

Каждый выбирает для себя.


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.
Роберт Бёрнс

Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.

(1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

1. Вступление.

Реализм и романтизм в раннем творчестве М. Горького.

2. Основная часть.

2.1 Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

2.2 Легенда о Ларре.

2.3 Судьба старухи-рассказчицы.

2.4 Легенда о Данко.

2.5 Образ героя в ранних рассказах М. Горького.

2.6 Образ рассказчика.

3. 3аключение.

«Видно, ничего не напишу я так стройно

и красиво, как «Старуху Изергиль написал.

М. Горький

В раннем творчестве Максима Горького реализовались два литературных направления — реализм и романтизм. Реалистические рассказы писателя не скрывают суровую правду жизни, ярко рисуя тяжёлую действительность. Попытки героев вырваться из беспросветного существования, как правило, обречены на неудачу. Но их характеры привлекают свободолюбием и независимостью. Романтические же произведения Горького напоминают красивые легенды, поэтичные и загадочные, сказочные и проникновенные, Таков рассказ «Старуха Изергиль».

Произведение состоит из трёх частей: легенды о Ларре, рассказа старухи Изер гиль о своей жизни и сказки о Данко. Такая композиция полна смысла. Легенда о Ларре, эгоистичном и жестоком, открывает произведение. Герой, сын орла и женщины, не боится идти против соплеменников. В жизни он руководствуется только собственными желаниями и потребностями «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», вызывая в окружающих неприязнь, ненависть и страх. Несомненно, герой силён и мужественен. Но эгоизм и гордыня делают его безжалостным. За убийство девушки Ларра осуждён на вечное одиночество. Поначалу он не понимает всего ужаса полученного наказания. И только через много лет герой осознаёт, что одиночество хуже смерти и он сам виноват в том, что люди отвернулись от него.

Ларра ищет смерти, но смерть не берёт его. Он осуждён на вечные скитания, ему нет места среди людей. Автор полагает, что человек не должен считать себя выше и лучше других, этот путь ведёт к одиночеству и отчаянию.

велениям своего сердца. Она любила многих мужчин, бросаясь с головой в омут нового чувства, не ведая ограничений и запретов и думая только о себе. Изергиль может быть жестокой, как Ларра, но в отличие от него также великодушной и чуткой. Ради любимого героиня способна на самопожертвование. Она вызывает восхищение и сочувствие.

Образ старухи Изергиль объединяет две рассказанные ею легенды. В характере Изергиль есть черты как Ларры, так и Данко. Но доброта, готовность забыть о себе ради любимого сближают её характер с характером Данко.

Третью часть произведения составляет легенда о Данко, который ради людей пожертвовал жизнью. Чтобы спасти свой народ и вывести его из леса, он вырывает из груди сердце, освещая им дорогу. У Ларры и Данко много общих черт. Это сила, отвага, презрение к опасности, мужество. Но Данко готов расстаться с жизнью, чтобы спасти людей; он, в отличие от Ларры, человечен. Оба героя противопоставлены толпе.

Ларра воспринимает других людей как врагов, не позволяющих ему жить так, как хочется. Данко же, несмотря на непонимание соплеменников, готов ради них на жертву.

Две легенды, обрамляющие биографию старухи Изергиль, построены на контрасте. Этот приём направлен на создание образа романтического героя произведения. Им становится гордый и свободный человек, способный пожертвовать жизнью во имя счастья других людей.

Каждая легенда рисует свою концепцию существования человека. С одной стороны, можно жить лишь для себя, не заботясь ни о ком, но остаться одиноким и всеми покинутым. С другой стороны, можно жить для других, жертвуя собой во имя их

Биография Изергиль является центром произведения, объединяя обе концепции. Понятно, что автор считает правильной жизненную позицию, в соответствии с которой

человек живёт не для себя, а для других.

Образ рассказчика является объединяющим началом для всех трёх повествований. Это человек, странствующий по родному краю в поисках легенд, сказаний, преданий о слав-

ном прошлом своего народа. Рассказчик отождествляет себя с героями некоторых историй. Через его восприятие мы угадываем авторскую позицию. Этот образ также несёт на себе печать романтизма. Не случайно объектом внимания рассказчика является пейзаж, яркий, прекрасный, необычный.

Рассказчик любуется восхитительной южной природой, на фоне которой легко представить романтические и героические события, описанные в легендах. Он поражён историей старухи Изергиль, преклоняется перед подвигом Данко, не приемлет эгоизма Ларры.

Горький восхищается человеком свободным и гордым. Он любуется его силой, мощью, мужеством. Однако свобода не может быть абсолютной. Противопоставление себя людям ведёт к одиночеству и гибели.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» противопоставляются равнодушие и отзывчивость. Безразличие к людям выражается в образе сына орла Ларры - гордого, эгоцентричного юноши, который хочет оставаться полностью свободным от людей и обязанностей перед ними. Отзывчивость выражается в образе Данко - это мужественный, сильный, ответственный герой, который решил вывести людей из лесов и болот и указать им путь. Поэтому данное произведение идеально подходит для того, чтобы стать литературным материалом для аргументов к итоговому сочинению.

  1. Равнодушие никогда не приводит человека к счастью. Например, Ларра, сын орла, презирает людские законы и относится безразлично к человеческим чувствам, которых не испытывает. Он никого не уважает, убивает девушку на глазах у людей из её племени, не отдавая себе полностью отчёта в том, что поступает жестоко: он слышит только себя и свои желания. Но за это он обречён на вечное страдание от одиночества. Из племени его изгнали, а Бог «наградил» героя вечной жизнью, чтобы тот познал бездну отчаяния за свою гордыню. Так, несчастный персонаж стал скитальцем, в глазах которого навеки поселилась тоска, что не утолить ни времени, ни пространству.
  2. К сожалению, люди далеко не всегда понимают и ценят отзывчивость. Например, благородный Данко приносит себя в жертву интересам племени, а его народ остается равнодушным к подвигу и не осознает его роли в своем спасении. Без храброго юноши они никогда бы не выбрались. Даже находясь в пути к цели, соплеменники начали осуждать и упрекать вождя за то, что он не знает сам, куда их ведёт. Тогда он в порыве человеколюбия вырвал из своей груди пылающее сердце и, осветив им дорогу, вывел толпу на волю, а сам умер. И кто-то даже растоптал его сердце – в этом поступке Горький изобличил черную неблагодарность общества за отзывчивое отношение к себе.
  3. В легенде о Ларре люди более отзывчивы, нежели в легенде о Данко. Они пытаются разговаривать с убийцей, понять его, объяснить ему правила жизни в человеческом обществе. Но герой - их антагонист, он чёрств, равнодушен и не желает вникать в сущность людей. Он считает их слабыми и ограниченными: куда их свободе до его вседозволенности? Однако именно эта «ограниченность» возвышает племя над сыном орла. Персонажи не решаются лишать преступника жизни, они не дерзнули покуситься на это священное право, хоть Ларра и дал повод для жестокого наказания. Община просто отправила его в изгнание, и более мудрого решения в данном случае не придумать. Если людьми правит отзывчивость, к ним приходит гармония и мудрость, а вот равнодушие сулит лишь разрушения и жестокость.
  4. На способность индивидуума к отзывчивости не влияет социум. Например, в образе Ларры и Данко выражены две противоположных стороны человеческой натуры: равнодушие и отзывчивость. В первой легенде в образах людей в определённой степени присутствуют черты отзывчивого Данко, а в третьей легенде - черты равнодушного Ларры. Образы второстепенных персонажей контрастируют с главными героями обеих легенд. Так автор показывает читателю то, что в каждом человеке одновременно присутствуют качества Ларры и Данко, и они проявятся в независимости от того, как окружение будет относиться к личности.
  5. Равнодушие приводит человека к одиночеству. Например, старуха Изергиль из одноименного рассказа Горького всю жизнь предавалась легкомысленным увлечениям, не щадя чувств кавалеров. Она нередко разбивала сердца и лишь забавлялась этим процессом. Но ее красота и сила были растрачены попусту, ведь на настоящую любовь их не хватило. Человек, которого она спасла из плена, рискуя погибнуть, мог любить ее лишь в благодарность, а она из гордости не приняла подачку. В результате «роковая красотка» влачила одинокую старость, ведь молодость и успех и мужчин покинули ее. Вот, к чему привело ее безразличие к чувствам других людей. Теперь всем было наплевать на нее.
  6. Настоящая отзывчивость – это человеколюбие. К примеру, Данко приносит себя в жертву ради народа, и только всепоглощающая любовь к людям могла позволить ему простить упреки и смешки недалекого племени. Он, невзирая на неблагодарное поведение соплеменников и отсутствие поддержки, шел к цели и вел за собой толпу. Любой на его месте сдался бы, видя такое обращение. Однако герой обладал непоколебимым подспорьем для своей отзывчивости – любовью, которая когда-то заставила Христа взойти на Голгофу.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!