Открытый урок ко Дню народного единства: Минин и Пожарский - примеры для подражания. Открытое занятие «День Единства История празднования Дня народного единства

Открытый урок для 5-11 классов

Тема. День народного единства.

Методическая разработка

Открытого урока для классных

руководителей.

Исполнитель: учитель истории

Ольховской средней школы

Чернышова С. А.

Тема открытого классного часа. День народного единства.

Цели:

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

Воспитание патриотических чувств учащихся на примерах исторических событий, на примере объединения народных патриотических сил для изгнания захватчиков с русских земель в нач. 17 века.

Нравственное воспитание.

Карты по истории Отечества: « Смутное время в России в нач. 17 века», « Польско-шведская интервенция и освобождение Москвы в 1612 году».

Презентация открытого урока «День народного единства».

Тип урока :

Обьяснительно-иллюстративный (При желании учитель может раздать лекционную часть наиболее подготовленным детям.) с элементами творческой работы учащихся.

План классного часа:

    Организационный момент. Вхождение в урок.

    Лекция. Презентация.

    Творческая работа детей в группах. Традиции и символы праздника.

4. Заключение.

Объявление темы и цели урока. Вопросы к детям: Как вы думаете, что означает название этого праздника, что это за праздник? (Могут быть предложены свои варианты вопросов, а далее могут быть представлены фрагменты начала презентации).

Начало презентации.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

4 ноября государственный праздник в Российской Федерации-День народного единства впервые отмечался в 2005 году.

Народность есть выражение любви к Отечеству. День народного единства - это день выражения любви к своему Отечеству, осознание себя частью великого народа и готовность в любую минуту жертвовать собой ради спасения своего Отечества.

П.2. Лекция с использованием карт и фрагментов презентации.

Слова учителя: « Нам сегодня предстоит познакомиться с историей возникновения этого праздника».

Со смертью первого русского царя Ивана Грозного в1584 году началась почти тридцатилетняя пора Смутного времени. Началась Смута с народных волнений, связанных великим голодом на рубеже 17 и 18 веков. Два лета подряд стояла необычайная погода, летом 1601года сначала шли проливные дожди, холодные дожди, в июле выпал снег, а с августа начались снегопады. Ездили на санях как среди зимы. На полях жгли костры, чтобы спасти незрелые колосья, но это мало помогало. Все было бы не так трагично, если бы следующий год был урожайным. Но природа опять «смутилась». Весна как ей положено началась теплом, бурно росли озимые, но, как и в прошлом году, грянули морозы « превеликие и страшные», а за ними - сухое и жаркое лето. Вместо хлеба на полях царствовал бурьян. На третий год в 1603, природа не «бунтовала», но сеять было не чем. Начался голод. Ели всё: кошек, мышей, мякину и сено, навоз и коренья. И самое страшное, чего никогда не было на Руси,- началось людоедство.

Люди умирали от голода прямо на улицах. В Москве только в трех братских могилах было похоронено 127 тыс. человек, в основном тех, кто пришел в столицу в надежде на спасение. Москвичей, как правило, хоронили на церковных кладбищах. Современники полагали, что вымерла треть царства Московского.

По дорогам ходили толпы людей, собирались разбойничьи шайки. Обычная жизнь государства была нарушена мятежными раздорами, волнениями, беспорядками. По-прежнему в Успенском соборе Кремля короновали царей, но они не долго оставались на троне. После смерти в 1598 году бездетного Федора и в мае 1591 царевича Дмитрия пресеклась династия Рюриковичей. Комиссия, которая расследовала обстоятельства смерти последнего пришла к выводу, что смерть наступила от несчастного случая. Но в смутное время появилась другая версия: царевича убили подосланные Борисом Годуновым люди. События откликнулись трагедией через 10 лет: появился Лжедмитрий, который объявил, что он царевич Дмитрий, который спасся от гибели и с его воцарением в стране наступит порядок. Польские князья, которых не устраивал мир с Россией, решили воспользоваться случаем и помочь Лжедмитрию взойти на Московский престол. В обмен на поддержку Лжедмитрий согласился выполнить ряд условий. Польскому дворянину Мнишеку он обещал миллион злотых и жениться на его дочери Марине, а также передать ей у удел Псков и Новгород, Польскому королю - Часть русских земель и обратить Русь в католичество.

Осенью1604 года войско Лжедмитрия (около 2 тыс. наемников) вторглось в Россию и опираясь на недовольных политикой Б. Годунова, голодом быстро продвигалось к Москве. К 1605 году, после смерти Б. Годунова путь на Москву был свободен. 20.06.1605 года Лжедмитрий1 вступил в Москву. 21. 07.1605 коронован в Успенском соборе. Но уже в феврале 1606 года в Москву явились послы короля Сигизмунда с территориальныни претензиями. Своеволие поляк в Москве стало главной причиной заговора, в результате которого Лжедмитрий был убит, а царем был выкрикнут Василий Шуйский

Началось бесславное правление В. Шуйского. К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территорий была захвачена поляками, на юге действовали многочисленные самозванцы, Новгородская земля перешла под власть Швеции.

Смертельная опасность заставила граждан забыть свои личные беды и подняться на защиту Отчизны. Знаменем в этой борьбе стал патриарх Гермоген. Он призывал всех людей подняться на войну за православную веру, за русскую землю. Из захваченной поляками Москвы он рассылал свои грамоты с призывами. Последней его грамотой было обращение к нижегородцам. Поляки уморили патриарха голодом, но остановить народ, который поднялся на борьбу, было уже нельзя. Мощная патриотическая волна, родившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения простого гражданина Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Началось всё с того, что нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение: ему явился преподобный Сергий, повелел собрать «казну» на военные нужды и велел очищать Московское государство. Минин понял, что сам господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к нижегородцам, призывая пожертвовать всем ради освобождения земли русской. Минин, призывая людей на помощь, говорил: « Вера и Отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества нашего для избавления Москвы, продадим дома свои, заложим все своё имущество и выкупим из беды Отечество!» Слезы текли по щекам Минина, когда он произносил эти слова, святой огонь любви к Отечеству блистал в его взоре. Граждане кричали: « Умрем за Русь святую!» В этом крике соединились все сердца, все души, все желания. Он раздавался во всех отдаленных местах России, он привел к одной цели, он воодушевил всех защитников её.

Добровольные пожертвования позволили сформировать народное ополчение. Каждый отдавал в казну одну пятую и даже одну третью часть своего имущества. Тот, кто был победнее, отдавал последнее, те у кого ничего не было, шли в кабалу. На призыв нижегородцев встать на освобождение своей земли откликнулись многие города Поволжья и других мест. Сбор нового ополчения был назначен в Ярославле. Здесь появилось правительство « Совет всей Земли». Летом 1612 года ополчение двинулось на Москву. 4 ноября по новому стилю, удалось отвоевать часть Москвы-Китай город. Вскоре ополчение вступило в опустошенный и оскверненный интервентами Кремль. Впереди шел Кузьма Минин с иконой Казанской Божьей Матери в Руках. Москвичи бурно праздновали победу. С освобождения Москвы от иноземцев народное ополчение начало дело освобождения всей страны от польских и шведских интервентов и восстановления независимости Российского государства

П.3. Творческая работа.

Слова учителя: « У каждого праздника есть свои символы. Например, символом нового года является елка, символом праздника, отмечаемого в СССР 7 ноября, как праздник победы в революции-были красные флаги, которые вывешивались на площадях и других публичных местах, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня день победы и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет традиций. Я предлагаю вам разбиться на группы (желательно по 7 человек в каждой) и выполнить следующие задания: придумать и нарисовать символы этого праздника; придумать традиции этого праздника».

Работа в группах (5-7 мин.)

Защита группами своих предложений (2-3 мин.)

Возможные варианты:

Символы. Памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери и т.д.

Традиции. Театрализованные постановки различных значимых исторических событий (ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от интервентов и др.); народные гуляния (с элементами народных игр, песен)

П.4. Заключение.

Обсуждение работы групп. Подведение итогов.

К детям «Как вы думаете, нужен ли нам этот праздник. Необходимо ли нам помнить о событиях 1612 года и роли, которую сыграл народ в освобождении своего Отечества.

Тема «День народного единства»

Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего народа, воспитание ответственности за себя, своих близких, друзей, судьбу своей Родины.

Задачи:

* Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введенного в РФ

* Развитие критического отношения к действительности

Единство – возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней…

Ф.И.Тютчев

1. Дорогие ребята, сегодня мы посвящаем свой урок государственному празднику День народного единства.Ребята, знаете ли вы, с какими историческими событиями связан этот праздник?

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда- отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-то не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. (Учитель показывает иллюстрацию памятника Минину и Пожарскому)Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело- изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям- освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства. Родина и единство... Такой глубокий смысл заложен в этом празднике.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

2. р Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

2. Встанем все, возьмемся за руки и вместе произнесем эту речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

3. Ребята приготовили стихи о Родине. Давайте их послушаем.

1-й чтец: Что такое Родина? Скажите мне сейчас, Чтоб послушала вся школа И любимый класс.

2-й чтец: Родина – мои друзья, Верю им, люблю их я. Вместе учимся, играем,Гол в ворота забиваем. Делим радость и беду, Где еще таких найду?

3-й чтец: Родина – родные, близкие, семья Мама, папа, бабушка и, конечно, я!

Хорошо нам вместе в одном доме жить, Обо всем делиться и любить.

4. Презентация творческой работы « Как возникла моя фамилия» (Косинова А.)

5. Учитель: Русский народ помнит и чтит своих героев. Ребята, а знаете ли вы имена героев России? Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,
Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!

6. Ученики рассказывают о героях России

1-й ученик

Князь Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. В 1240году он разгромил войско шведов на реке Неве, за что и получил это прозвище. А через 2года одержал победу над немецкими рыцарями. За его подвиги церковь причислила его к лику святых. Враги надолго запомнили его слова «Кто с мечом на русскую землю придет, от меча и погибнет! И всегда так было! И всегда так будет!» Князь Александр Невский не проиграл ни одного сражения.

Методическая разработка сценария классного часа на тему «День народного единства 4 ноября» предлагается посетителям , и рекомендуется к проведению в и среднем звене школы. Кроме сценария в разработке имеется также увлекательная и наглядная презентация из 44-х слайдов.

Материал воспитательного часа позволяет организовать его в форме гражданско-патриотической направленности, приуроченного ко Дню народного единства 4 ноября. Основные цели классного часа следующие:

развитие чувств патриотизма и гражданственности, любви к Родине;
повышение интереса к историческим событиям, происходившим в Российском государстве;
воспитание чувств уважительного отношения и гордости за ;
формирование ответственности за будущее, за судьбу своей Родины.

День народного единства 4 ноября – краткое описание классного часа

С первых минут классного часа «День народного единства» учитель сообщает в сопровождении слайдов презентации о государственном празднике России, которому посвящено мероприятие и объявляет исполнение гимна страны (первого куплета и припева ).

А после прослушанного отрывка из гимна Российской Федерации, активизируется беседа с учащимися класса по вопросам:
Скажите, к чему этот праздник призывает всех граждан нашей страны?
Как вы предполагаете, в чём заключается смысл Дня народного единства?
Как вы думаете, зачем нашему народу необходимо единство?

Введя по указанным выше вопросам учащихся в тему, переходим на чтение тематических стихотворений: «Единство навсегда» , .

История празднования Дня народного единства

На следующем этапе классного часа знакомим ребят с историей происхождения данного праздника. А установлен праздник этот в память о происходивших в Российском государстве событиях 4 ноября 1612 года. Именно в этот день более четырёхсот лет назад под предводительством Дмитрия Пожарского, а также Кузьмы Минина, воины народного ополчения смогли взять штурмом Китай-город, что привело к освобождению Москвы от интервентов польских.

Но, самое важное то, что это событие продемонстрировало образец неподдельной сплочённости и героизма всего народа независимо от вероисповедания, положения в обществе, материального благосостояния или происхождения.

Если рассматривать данный праздник с исторического ракурса, то связать его можно с окончанием Смутного времени, имевшего место в России в период конца 16 — начале 17 веков. Когда московский трон зашатался после смерти Ивана Грозного, и ни один из трёх его сыновей не встал надолго во главе престола, к власти пришёл Борис Годунов. Тут и начался период истории, названный Смутой.

Вклад Минина и Пожарского и День народного единства

Несмотря на то, что Борис Годунов много собирался сделать хорошего для своей страны, не простил народ ему в разгар голода и неурожая смерть младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Здесь и восходит на престол Лжедмитрий I при поддержке польского короля. Однако и он не устроил бояр и поляков, так как не позволил свободно разорять Русь.

Тогда на престол восходит Лжедмитрий II, пожелавший на московский трон посадить сына польского короля Владислава. Однако король польский Сигизмунд задумал сам занять московский трон, сделав Русь частью королевства Польского. Здесь и лопнуло терпение у народа, который начал формировать ополчение одно за другим.

Минин и Пожарский

Возглавляли эти ополчения Прокопий Ляпунов, а затем и князь Дмитрий Пожарский, на чьё ополчение купец Козьма Минин одним из самых первых пожертвовал всё своё имущество, призывая последовать его примеру остальных. И вот уже ополчению Минина и Пожарского, удалось собрать многочисленное войско и осадить занятую поляками Москву. Спустя два месяца 4 ноября 1612 года был взят так называемый Китай-город, а вражеское войско сдалось победителям.

День народного единства 4 ноября и Иван Сусанин

Не забываем и про ещё один подвиг, совершённый в 1613 году Иваном Сусаниным. Ему удалось завести в глухой лес отряд польских интервентов, который собирался пленить только избранного царя русского, сына патриарха Филарета — Романова Михаила Фёдоровича. Ценой своей гибели Сусанин сумел погубить захватчиков, приведя их в болота дремучего леса.

В честь Ивана Сусанина сочинялись стихи и музыкальные произведения. В ходе , автор сценария предлагает организовать инсценировку «Иван Сусанин» по поэме Рылеева К.

Напоминаем учащимся и о том, что 4 ноября отмечается и День Казанской иконы Божией Матери. Эти два праздника с 2005 года стали тождественными, так как празднование в честь иконы, названной «Казанской» , было установлено именно в знак благодарности за освобождение Руси от поляков в 1612 году.

В заключение классного часа подводятся итоги, и проводится викторина по вопросам в сопровождении слайдов презентации. А подробную разработку сценария классного часа, который называется «День народного единства» можно вместе с презентацией скачать в начале статьи. В плеере ниже рекомендуем и просмотр слайдов указанной презентации ↓

МБОУ Верхнебыковская ООШ Учитель истории и обществознания Венцова Л.А. Пояснительная записка. Воспитательной направленности образовательного процесса в современном учебном учреждении уделяется большое внимание. Сегодня, как никогда ранее, становится приоритетной задача формирования у молодого поколения гражданских ценностей: патриотизма, активной жизненной позиции, проявляющихся в любви к своей стране, ответственности за ее судьбу, в уважении к ее истории. Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Грамотный патриот – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие патриотизм включает формирование любви к своей семье, своему родному краю, своему обществу, природе, стране, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного патриота своей страны, а не стороннего наблюдателя. Формируя патриота, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, личность. Поэтому патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, т.е. преданностью к своей малой родине, своей земле, Отечеству, своему народу. С педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая национальным самосознанием, уважением к историческому и культурному наследию своего народа, к человеческой личности и правам человека. В данной методической разработке представлен урок по истории России для 5­9 классов, посвященный одному из Дней воинской славы России ­ 4 ноября. Этот день известен как День народного единства. В соответствии с Федеральным законом 4 ноября 2005 года наша страна впервые отметила День народного единства, который стал ежегодным торжественным и памятным Днем.

Тема урока: « День народного единства». Эпиграф к уроку: "Патриот ­ это человек, служащий Родине, а Родина ­ это прежде всего народ." (Н.Г. Чернышевский) Цель: сформировать представление о новом российском празднике, его истоках и значении, воспитание у школьников гражданских качеств, патриотических чувств. Ожидаемые результаты: Предметные: умение отвечать на заданные вопросы, проводить анализ, выделять причины, итоги, следствия, владеть понятиями данного периода; Коммуникативные: умение работать в группе, распределять обязанности, сотрудничать, слышать других учеников, доказывать свою точку зрения; Регулятивные: умение нести ответственность не только индивидуальную, но и солидарную за деятельность группы; Личностные: развитие толерантности; Познавательные: продолжить поиск информации и ее анализ после урока, использование дополнительной литературы для расширения кругозора. Ход урока: Учитель: Наша страна в последние годы официально обрела новый праздник «День народного единства», который теперь отмечается ежегодно 4 ноября. Вопрос: Скажите, а что такое единство? Зачем оно нужно? В каких условиях оно возникает? Ответ: Празднование этого дня связано с событиями российской истории далёкого 1612 года. Вопрос: Скажите, что же за события происходили в это время?

Ответ: эти события были связаны с освобождением Москвы от польских интервентов. Учитель: Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи... Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга За тебя в нужде сложить голову! Учитель: Какие чувства вызвало у нас это стихотворение? Ответ: Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ. Учитель: В разное время русские люди сочиняли пословицы, поговорки о Родине. Вот только некоторые из них. Своя земля и в горсти мила. Своя земля - свой прах. Без корня и полынь не растет Всяк кулик свое болото хвалит. Родимая сторона - мать, чужая - мачеха. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Учитель: Родина и единство... Давайте поговорим о том, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника? Ответ: В единстве, единении народа - сила России. Учитель: Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса,

вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам. А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века. О каком событии идет речь? Что за великая смута потрясла русскую землю? (ответы учащихся). Совершенно верно. Речь о событиях далекого 17 века, о смутном времени, когда Россия стояла перед выбором: быть или не быть. В то далекое время решалась судьба нашей страны и нашего народа. Было это 4 ноября 4 столетия назад. Вот почему, когда мы говорим о празднике 4 ноября, мы понимаем, что 4 ноября – это день единства всех российских народов; это день спасения России от самой большой опасности, которая когда­либо ей грозила; это возрожденный праздник со своей историей. Кстати, об истории: 4 ноября славится разными историческими событиями. А у нас, в России, в этот день отмечают освобождение России от польско­ литовской интервенции. Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение прогнало польских интервентов из Москвы и положило конец так называемому Смутному времени. В Смуту не могли разделить властные полномочия между собой бояре, а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам. Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?.. Ополчение уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Народ шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Наши пра­пра­пра­пра­много раз пра­деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии. Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.

Этот праздник отмечают с 2005 года. Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике. 29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы вспомните из курса отечественной истории, что происходило в тот период в нашей стране? Великое смятенье на Руси… Двенадцать лет нет доброго покоя. От царствия Бориса – посейчас В правительстве – разлад, В народе – смута, И пустота великая по землям, Да слезы вдов, Да горький детский плач… Есть от чего отчаянью гнездиться В душе моей: Столица сожжена, А Кремль в руках зарвавшихся поляков, Ох, тяжко стонет тягловый народ! Разруха, беспорядок, поруганье Святынь людских и святости церквей… Вокруг кого сплотиться русским людям? Кто избавленье от врагов нам принесет?

Учащиеся отвечают, что это период между царствованием двух династий: от смерти царя Федора Ивановича до воцарения Михаила Федоровича Романова, когда страну потрясали голодные бунты, появлялись самозванцы, и польско­ шведские интервенты пытались захватить русские земли. Учитель: Да, это очень нелегкий период в истории нашего Отечества, когда независимость нашей Родины висела в буквальном смысле «на волоске», и польско­шведские интервенты уже чувствовали себя в русских землях как дома. Учитель: давайте сегодня еще раз перелистаем страницы истории того тяжелого времени и попытаемся дать ответ на вопрос: кто же помог русским людям в лихие годы справиться с врагом? На экране – портреты исторических персон без подписей: Федор Иванович, Борис Годунов, Лжедмитрий 1, Василий Шуйский, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин. Учитель: Кто эти гости? Подводится итог: учащиеся правильно ответили на вопрос. Далее учитель предлагает в списке исторических персоналий отметить те личности, которые сыграли важную роль в освобождении Москвы и всей России от поляков и помогли Михаилу Федоровичу Романову венчаться на царство. Учащиеся отмечают: Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Иван Сусанин. Учитель: 22 октября в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай – город. Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Эта дата в отечественной истории считается концом Смутного времени и началом единения российского народа. Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охватившего народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата своего... Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все

их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. Это были трудные времена польской интервенции. Поляки хозяйничали в Москве, шведы захватили Новгород. Управление страной было полностью утрачено. В этих условиях нижегородский староста Кузьма Минин призвал народ к освобождению Родины. Командование ополчением возглавил опытный военачальник князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года народное ополчение выступило в поход и в ноябре этого же года захватчики сложили оружие. Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Он пожертвовал жизнью ради другого человека, юноши Алексея - будущего царя России. Патриотическое движение народа увенчалось полной победой. В Кремле восстанавливалась власть. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Учитель: Я зачитаю вам отрывки из поэтических произведений, а вы попробуете ответить какому герою принадлежат строки: Люд русский! Православный люд! Ужели враг непобедим? Ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, Пойдем мы, жизни не щадя, Отчизну, родину любя! Давайте все, кто чем богат, Ничуть, нимало не тая. Поможем все, как брату брат, Ведь мы – одна семья! Учащиеся отвечают: Кузьме Минину Учитель: Какому герою принадлежат эти строки? «Куда ты ведешь нас?... не видно ни зги! –

Крестьянину с сердцем вскричали враги: ­ Мы вязнем и тонем в сугробинах снега:; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти!» «Куда ты завел нас?» ­ лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!» ­ крестьянин сказал. Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет, и не будет у Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит» ­ «Злодей! – закричали враги, закипев: Умрешь под мечами!» ­ «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, в суровом бою Умрет, защищая отчизну свою! Учащиеся отвечают: Ивану Сусанину. Сообщение про подвиг Ивана Сусанина заранее подготовленного ученика. Иван Сусанин – русский национальный герой, крестьянин из Костромского уезда. О жизни Ивана Сусанина не известно в точности почти ничего. Существует и такое мнение, что Иван Сусанин был вотчинным старостой. Польский король решил уничтожить претендента на русский престол Михаила Романова и послал свой отряд в место, где в это время находился Михаил со своей матерью. Поляки и литовцы отрядом подошли к селу Домнину Костромского уезда с целью убить новоизбранного царя Михаила Федоровича. Поляки наняли Сусанина в качестве провожатого. Иван Сусанин завёл отряд поляков в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки уже не смогли выбраться из болот.В центре Костромы стоит памятник Ивану Сусанину. Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения

музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Костромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина». Учитель: А о ком это стихотворение? Этот памятник поставлен Двум героям всей страной В честь того, что был избавлен От бесчестья край родной. Учащиеся: Минину и Пожарскому. Учитель: Так кто же все­таки помог России преодолеть смуту и изгнать врага? Учащиеся: Сами русские люди, объединившись в одно ополчение. Учитель: Мы знаем, что во все времена единение народа было, есть и будет для нашей страны главной национальной идеей и в политическом, и в духовном плане. Это та историческая основа, которая связывает наше прошлое, настоящее и будущее. Учитель предлагает ответить на вопросы к викторине: (групповая работа) 1. В каком году впервые был отмечен День народного единства в современной России? 2. Какую памятную дату заменил День народного единства? 3. Назовите президента, при котором День народного единства стал красным днём календаря? 4. При каком царе впервые был введен праздник? 5. Что послужило исторической причиной возникновения этой памятной даты? 6. От кого была освобождена Москва и Россия в 17 веке, что послужило началом истории Дня народного единства? 7. Кем была высказана идея сделать праздничным днём в России 4 ноября в сентябре 2004 года? 8. Кто возглавил штурм Китай­города 1 ноября 1612 года?

9. Какой город стал центром празднования Дня народного единства в 2005 году? Учитель предлагает выполнить упражнение: «Продолжи предложения»: (групповая работа) 1. Самое дорогое для человека – это… 2. Патриот своей Родины – это… 3. Вдали от родного дома я буду вспоминать… 4. Долг для меня – это… 5. Свет в окнах моего дома – это… 6. Мне бы хотелось, чтобы будущее моей страны было… 7.Помогать Отечеству – значит… 8. Закон для меня – это… Учитель: Давайте же всегда помнить, что мы, россияне, ­ единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим. Давайте трудиться сообща во имя благополучия нашей Родины. Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству служит общему благу! Наш народ спас свою Родину, спас веру и государственность. День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика. В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту клятву: Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушие не нужно! Злобу, обиду прочь гони! Запомните это чувство единения и удивительной приподнятости и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны славы своих предков. Спасибо за внимание.