Театр, опера и балет британии. Знаменитые театры англии и их история Крупнейший театр англии

Основные театры Лондона: драматический театр, музыкальный, кукольный, балета, оперы, сатиры. Телефоны, официальные сайты, адреса театров Лондона.

  • Горящие туры в Великобританию
  • Туры на Новый год по всему миру

Любые Музейная карта Юнеско

    самое-самое

    Театр Глобус

    Лондон, SE1 9DT, Bankside, New Globe Walk, 21

    Театр «Глобус», один из старейших лондонских театров. Сегодняшний «Глобус» - это третий по счету театр с таким названием. Первый Globe Theatre был построен на южном берегу Темзы в 1599 году на средства труппы, пайщиком которой был и Уильям Шекспир.

  • Мир лондонского театра велик, разнообразен и охватывает все существующие в природе жанры. Ну а так как это Лондон - то здесь (если знать, как) можно найти даже те жанры, которые еще не до конца родились: о них станет говорить весь мир через год-два-три, но пока о них почти никто не знает.

    В Лондоне, соответственно, много театров, самых разных по уровню качества постановок, репертуару и цене. Есть великолепные классические труппы с приглашенными оперными звездами на ведущих ролях, есть постановки современной драматургии (в основном, естественно, британской), есть экспериментальные театры, и очень много театров коммерческих, в которых непрерывно идут бродвейские (и не только) мюзиклы. Некоторые из них просто хорошие, некоторые - исторические и очень старые, а некоторые - совершенно уникальны.

    Британцы не ходят в театр «Глобус» - неизменный центр туристического притяжения. Зато они ходят в театр «Олд Вик».

    Самые известные

    Самый знаменитый, серьезный и фундаментальный театр в Британии - это, конечно, Королевская опера. Это один из тех театров, что определяет лицо современной сцены. Созданные им постановки потом ставят другие театры по всему миру, ведущие роли исполняют звезды мировой величины, плохих спектаклей просто нет, на премьеры приезжают ценители со всего мира. Также здесь работает один из самых лучших симфонических оркестров в мире. Это то, что великолепно и интересно всегда.

    Еще один знаменитый театр - Королевский театр Друри-Лейн. Он занимает особое место: это старейший работающий театр Британии. Когда-то был основным в стране, помнит всех английских монархов за последние 3 века, а сейчас он принадлежит Эндрю Ллойд Вебберу.

    Театр Друри-Лейн сейчас ставит только мюзиклы. Труппа серьезная - например, именно этот театр получил право сделать мюзикл из «Властелина Колец».

    Другой большой театр - «Колизеум». Большая труппа, обширная программа, на постановочный шедевр рассчитывать не стоит, но зато необычное и интересное здание - шедевр эпохи ар-деко. А еще сюда легко купить билеты.

    Театр «Глобус» - неизменный центр туристического притяжения. Реконструированный театр Шекспира, спектакли идут так, как работал театр в его эпоху. Ставят тут, соответственно, почти только шекспировские пьесы. Британцы сюда не ходят, но для туриста - хороший вариант: тут довольно неплохая шекспировская труппа. Ну и реконструированное здание интересно посмотреть - оно построено по старинным технологиям.

    Зато британцы ходят в «Олд Вик». Это тоже очень старый театр, он некоммерческий и специализируется на классике и современной британской драматургии, здесь серьезная драматическая труппа. Сюда стоит сходить, если вы любите хорошую прозу и не любите коммерческий театр.

    Мюзиклы и современные постановки

    Коммерческий театр - отдельная статья. Почти все такие театры ставят мюзиклы, и во всех них одновременно идет только один спектакль (ежедневно один и тот же годами и десятилетиями). Почти все они сосредоточены в Ковент-гардене или вокруг него. В Queen’s Theatre идет знаменитый мюзикл «Отверженные», в Her Majesty’s Theatre (старинном, кстати - ему более 300 лет) - «Призрак Оперы», в Novello Theatre - «Мамма мия!», в театре «Лицеум» - «Король-Лев» и т. д.

    Некоторые мюзиклы хороши настолько, что на какой-то из них стоит сходить, даже если вы в принципе не очень любите этот жанр: они сделаны так, что, возможно, ваше мнение изменится. Самые перспективные в этом плане - «Отверженные» и, конечно, «Кошки».

    Кроме развлекательных театров, в Ковент-Гардене много театров драматических, которые ставят современные пьесы. Основные - Wyndham’s Theatre, Ambassadors Theatre, Apollo Theatre, Duchess Theatre, Theatre Royal Haymarket (ему тоже почти 300 лет) и уже упомянутый выше «Олд Вик». Здесь есть серьезные пьесы, есть комические, есть классика, довольно много шекспировских пьес. Для посещения этих театров нужно понимать английский язык, иначе будет неинтересно.

    Также в Лондоне есть все другие возможные в принципе виды театров: экспериментальные, кабаре, любительские, неформальные, этнические - какие угодно.

    В Королевскую оперу билеты можно купить только заранее, в другие театры - можно и прямо перед спектаклем.

    • Где остановиться: В многочисленных отелях, пансионах, апартаментах и хостелах Лондона и окрестностей - здесь можно без труда подобрать опцию на любой вкус и кошелёк. Симпатичные «трёшки» и «четвёрки» на B&B можно найти в Виндзоре - да и воздух здесь чудесный. Кембридж порадует отличным выбором гостиниц и близостью к студенческой «тусовке».

Английский театр

Английский театр XVIII века сыграл весьма заметную роль в истории развития всего европейского театра. Он не только стал родоначальником драматургии Просвещения, но и внес в нее немалый вклад. Несмотря на это, трагедия в английском театре эпохи Просвещения была замещена новым драматическим жанром – мещанской драмой, или, как ее еще называли, буржуазной трагедией. Именно в Англии возникли первые образцы мещанской драмы, которые позднее проникли в театры Германии, Франции и Италии. Не последнее место в репертуаре занимала и комедия. Ее форма и содержание самым радикальным образом реформировались со времен Возрождения.

Переход от театра Возрождения к театру Просвещения был долгим, бурным и довольно болезненным. Театр Возрождения постепенно угасал, но умереть своей смертью ему не дали. Последний удар по нему был нанесен свершившейся пуританской революцией. Ее древние традиции так называемой строгой жизни прекрасно подходили к обстановке нового времени. Англия, совсем недавно бывшая яркой, красочной и полной жизни, сделалась благочестивой, богомольной и одетой в униформу темного цвета. В такой жизни театру просто не нашлось места. Все театры были закрыты, а немного позднее сожжены.

В 1688-1689 годах в Англии произошла так называемая славная революция. После этого совершился переход в развитии театра от Возрождения к Просвещению. Стюарты, вернувшись к власти, восстановили театр, который имел значительные отличия от театра предшествующей эпохи.

Период Реставрации остался в истории Англии как время девальвации всех нравственных и этических ценностей. Аристократы, дорвавшись до власти и всего с нею связанного, предались полнейшему разгулу. Вполне естественно, что театр отражал новое состояние нравов. Героям пьес, идущих на театральных подмостках, не разрешалось одного: хоть чем-то быть похожими на ненавистных пуритан.

По мере того как режим Реставрации приходил в упадок, позиция драматургов стала резко меняться. В их произведениях начали появляться элементы буржуазной драмы и сатирическое изображение современников. Источником комического стали те отклонения от человеческой нормы, которые бытовали в обществе.

Родоначальником просветительской комедии стал Уильям Конгрив. Он прославился уже после написания своей первой комедии «Старый холостяк» (1692).

Рис. 45. Джордж Фаркер

Еще ближе к Просвещению стоял Джордж Фаркер (1678-1707) (рис. 45 ). Свое творчество он начал с написания пьес в русле комедии Реставрации. Но потом в его творчестве произошел поворот к политической и социальной сатире.

Комедия Фаркера «Офицер-вербовщик» (1706) критиковала методы вербовки солдат для английской армии. Комедия «Хитрый план щеголей» (1707) стала итогом всего развития комедии нравов XVII века. Драматург нарисовал такие интересные и правдивые картины провинциальных нравов, что его комедия явилась источником реализма XVIII века, а имена многих персонажей стали нарицательными.

К началу 1730-х годов возник жанр, названный мещанской драмой. Его появление оказалось сильным ударом по сословной эстетике жанров. Театральные подмостки начал отвоевывать простой человек. Немного позднее он сделался ее единственным обладателем. Утверждению буржуазной трагедии на сцене помог ошеломляющий успех пьесы Джорджа Лилло (1693-1739) «Лондонский купец, или История Джорджа Барнвела» (1731). Объектом для подражания стала другая пьеса Лилло – трагедия в стихах «Роковое любопытство» (1736). Порой он был близок к тому, чтобы показать в своих произведениях преступление как норму буржуазного общества. Но идеализаторская тенденция превосходит тенденцию критическую. Бесконечные проповеди образцово-добродетельного купца Торогуда в «Лондонском купце» и призыв безропотно нести свой крест, которым оканчивается «Роковое любопытство», придают пьесам Лилло довольно ханжеский оттенок. Драматург, конечно, приблизился к «маленькому человеку», но только затем, чтобы предостеречь его от дурных мыслей и поступков.

Через двадцать с лишним лет после написания «Лондонского купца» в Англии была создана еще одна знаменитая буржуазная трагедия – «Игрок» (1753). Ее автором был Эдвард Мур (1712-1757). Эта пьеса имела немало драматических достоинств, но отличалась просто поразительной узостью социального горизонта. Автор поставил перед собой единственную цель – отвратить современников от пагубной страсти к карточной игре. Последующая социальная критика на сцене связана в первой половине XVIII века с именами других драматургов.

Наиболее радикально настроенная часть английских писателей видела в человеческих пороках не только наследие прошлого, но и результат нового порядка вещей. Признанным главой этого направления стал великий английский сатирик Джонатан Свифт, а наиболее верными его последователями в театре – Джон Гей (1685-1732) (рис. 46) и Генри Филдинг (1707-1754).

Рис. 46. Джон Гей

В XVIII веке в английском театре начинается расцвет малых жанров. Огромной популярностью пользуются пантомима, балладная опера и репетиция. Два последних жанра выражали наиболее критическое отношение к существующим порядкам.

Расцвет балладной оперы, да и вообще критического направления, связанного с малыми жанрами, начался с постановки в 1728 году «Оперы нищего» Джона Гея. Спектакль имел потрясающий успех. Тексты песенок из спектакля вывешивали в витринах магазинов, писали на веерах, распевали на улицах. Известен случай, когда две актрисы подрались за право исполнять роль Полли Пичем. У входа в театр больше двух месяцев подряд изо дня в день происходило настоящее столпотворение.

Генри Филдинг также был очень известным драматургом 1730-х годов. Он написал 25 пьес. Среди них такие произведения, как «Судья в ловушке» (1730), «Опера Граб-стрита, или У жены под башмаком» (1731), «Дон Кихот в Англии» (1734), «Пасквин» (1736) и «Исторический календарь за 1736 год» (1737).

Начиная с 1760-х годов критические тенденции все больше проникают в область так называемой правильной комедии. Впервые после Конгрива и Фаркеравоссоздается полноценная реалистическая комедия нравов. С этого времени сентиментальной комедии противопоставляется веселая комедия.

Этот термин придумал Оливер Гольд-смит (1728-1774). Он является автором трактата «Опыт о театре, или Сравнение веселой и сентиментальной комедии» (1772) и двух комедий: «Добрячок» (1768) и «Ночь ошибок» (1773).

Рис. 47. Ричард Бринсли Шеридан

Школа веселой комедии предопределила приход крупнейшего английского драматурга XVIII века – Ричарда Бринсли Шеридана (1751-1816) (рис. 47 ). В возрасте 24 лет он поставил свою первую комедию «Соперники» (1775). За ней последовало еще несколько пьес, в том числе «Дуэнья» (1775). В 1777 году Шеридан создал свою знаменитую пьесу «Школа злословия». Два года спустя на свет появилась его последняя комедия – «Критик». Все творчество Шеридана-комедиографа уместилось в неполные 5 лет. Только через 20 лет он вновь вернулся к драматургии и написал трагедию «Писарро» (1799). Начиная с периода Реставрации английское сценическое искусство тяготело к классицизму. Первый, но очень решительный шаг в сторону реализма сделал Чарльз Маклин (1699-1797). Он был комическим характерным актером. В 1741 году он получил роль Шейлока (в то время эта роль считалась комической). Но Маклин сыграл эту роль как трагическую. Это стало огромным эстетическим открытием, которое далеко выходило за рамки трактовки отдельно взятой роли. Маклин понял, что настало время реализма, и предугадал многое из его особенностей.

В области сценического искусства большое значение имела деятельность Давида Гаррика (1717-1779). Гаррик был учеником Маклина, но учеником просто гениальным. Давид был сыном офицера, француза по национальности, и ирландки. Театр в его семье любили, но сына готовили к иной карьере – карьере юриста. Однако студентом Гаррик оказался нерадивым. Весной 1741 года благодаря счастливой случайности он попал на сцену театра Гудменс-Филдс. После этого участвовал с этой труппой в гастролях, во время которых пользовался советами Маклина, а уже в октябре блистательно сыграл роль Ричарда III, сделавшую его знаменитым (рис. 48 ).

Рис. 48. Давид Гаррик в роли Ричарда III

В 1747 году Гаррик купил театр Друри-Лейн, который возглавлял почти 30 лет. Все эти годы он был центральной фигурой театрального Лондона. В своем театре он собрал лучших актеров английской столицы. Несмотря на то что все актеры пришли из разных театров, Гаррику удалось создать единую труппу. Большое значение он придавал репетициям, на которых старательно искоренял декламацию, добивался естественности в игре актеров и тщательной отделки роли. Создаваемые характеры должны были быть сколь возможно многосторонними. Репетиции Гаррика были многочасовыми и подчас мучительными для актеров, но результаты они приносили просто великолепные.

Многообразное, захватывающее области трагедии и комедии актерское и режиссерское творчество Гаррика имело огромное значение. Он остался в истории английского театра как величайший его представитель.

Из книги Популярная история театра автора Гальперина Галина Анатольевна

Английский театр Театр английского Возрождения родился и развивался на рыночной площади, что определило его национальный британский колорит и демократичность. Наиболее популярными жанрами на площадных сценах являлись моралите и фарсы. Во время царствования Елизаветы

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

Английский театр Английский театр XVIII века сыграл весьма заметную роль в истории развития всего европейского театра. Он не только стал родоначальником драматургии Просвещения, но и внес в нее немалый вклад. Несмотря на это, трагедия в английском театре эпохи Просвещения

Из книги Категория вежливости и стиль коммуникации автора Ларина Татьяна Викторовна

Глава 6 АНГЛИЙСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ И АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК В ЯПОНИИ В главе в основном рассматривается проблематика, связанная с культурным столкновением японского и английского языка. Сейчас американская массовая культура всё более господствует в мире, а ее распространение

Из книги Книга самурая автора Дайдодзи Юдзан

Из книги Повести о прозе. Размышления и разборы автора Шкловский Виктор Борисович

Из книги Судьбы моды автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Предисловие переводчика на английский Исторические документы, объясняющие основные понятия, связанные с бусидо (понятие «бусидо», как и «самурай», вошло в западные языки как заимствованное слово, обозначающее «национальный, особенно военный, дух Японии; традиционные

Из книги Московские адреса Льва Толстого. К 200-летию Отечественной войны 1812 года автора

Английский классический роман О том, как Филдинг применил для благополучной развязки своего романа узнавание. Чем отличается это узнавание от узнавания античной драматургии Люди в мире не равны - одни были богаты, другие бедны, к этому все привыкли. Это существовало в

Из книги Москва при Романовых. К 400-летию царской династии Романовых автора Васькин Александр Анатольевич

Английский меланж В Лондон я впервые попал в 1983 году. Тогда по Кингз-Роуд в Челси бродили сногсшибательные панки, осенние листья вперемешку с дождем пели нам что-то из Бриттена, двухэтажные красные автобусы вторили красным же классически унылым телефонным

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Театр Первый придворный театр, существовавший в 1672–1676 годах, сам царь Алексей Михайлович и его современники определяли как некую новомодную «потеху» и «прохладу» по образу и подобию театров европейских монархов. Театр при царском дворе появился далеко не сразу. Русские


Лондон известен и музеями, и историческими зданиями, и ультрасовременными ресторанами. Но только театральная жизнь, которая господствует в городе, отличает его от других городов. Если пьеса была успешной в Лондоне, она повторит свой успех и в другом месте.

Единственным конкурентом Лондону может стать Нью-Йорк с Бродвеем, но и он не может похвастаться зданиями театров, у которых большая и богатая история. Центральная часть города, Вест-Энд, районы Южный берег и Виктория поражают особенной концентрацией театров – от маленьких студий на 100 зрителей до больших храмов Мельпомены. Предлагаем обзор десяти самых больших театров Лондона.


Театр «Шафтсбери», расположенный не далеко от улицы Холборн, занесён в списки зданий Британии, которые имеют архитектурную и историческую ценность. Благодаря небольшой аварии, которая произошла с крышей здания в 1973 году, на него и обратили внимание. С 1968 года на его сцене показывали известный мюзикл «Волосы» 1998 раз. Позже шоу, пропагандирующее движение хиппи, было закрыто. Когда мюзикл впервые показали со сцены театра в Вест-Энде, театральный цензор лорд Кэмерон Фромантил «Ким», барон Коббольд запретил его. Продюсеры обратились в Парламент за помощью, и тот дал разрешение, выпустив билль, который полностью аннулировал запрет барона. Этот беспрецедентный случай в истории театрального искусства положил конец театральной цензуре в Британии – не плохо для театра вместимостью 1400 зрителей.


Всего в нескольких кварталах от «Шафтсбери» находится театр «Palace Theatre», который тоже способен разместить 1400 зрителей. Его специализация т – мюзиклы, например, «Поющие под дождем» или «Спамалот». Театр открылся в 1891 году и стал называться Королевская английская опера под патронатом Ричарда д"Ойли Карта. В последнее время, кроме опер, на сцене демонстрируют мюзиклы, фильмы и другие шоу. На протяжении 1960-х годов мюзикл «Звуки музыки» шел в театре 2385 раз. Театр был занесен в списки зданий Британии, которые имеют архитектурную и историческую ценность. Вместе с ним в список попали и другие здания района.


Театр «Adelphi» недавно отпраздновал свое 200-летие. Несмотря на скромные размеры здания, театр способен разместить 1 500 зрителей. Он известен такими постановками, как «Чикаго» и «Джозеф и его удивительный, разноцветный плащ снов». Здание 1930 года в стиле арт-деко примыкает к отелю Strand Palace Hotel. Это уже четвертое помещение за всю историю существования театра с 1809 года. Мемориальная доска на стене соседнего бара обвиняет театр в смерти актера, которого в свое время поддержал великий Террисс. Но на самом деле князь Ричард Арчер, несостоявшийся актер, потерявший популярность и порядочность из-за пристрастия к алкоголизму, признал себя виновным в убийстве наставника Террисса в состоянии безумия и был направлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу, где руководил тюремным оркестром до самой смерти. Говорят, что до сих пор по зданию театра ночью бродит приведение неотомщенного Террисса, который расстроен мягким приговором, вынесенным его протеже и убийце.


Некоторые шоу десятилетиями идут на сценах театров, находящихся в районе Вест-Энда в Лондоне, а «Victoria Palace» постоянно предлагает свежий репертуар, например, мюзикл «Билли Эллиотт». Хотя и он идет на сцене с 2005 года, что немало, как считают постоянные зрители. У театра долгая история, которая началась в 1832 году, когда это был всего лишь маленький концертный зал. Сегодня в здании, которое было построено в 1911 году, могут разместиться 1 517 зрителей. Он оснащен раздвижной крышей, которую открывают в антрактах для проветривания зала. На сцене театра шло много памятных шоу, но самой запоминающейся из них оказалась патриотическая пьеса «Молодая Англия» 1934 года, которая получила множество негативных отзывов. Она выдержала лишь 278 представлений.


Театр «Prince Edward» находится в самом центре района Сохо, и может разместить 1618 человек. Он назван в честь наследника престола Британской короны Эдварда VIII, короля, который был на престоле всего несколько месяцев и отказался от него во имя любви. Традиционно на сцене проходят романтические шоу и представления, например, “Show Boat”, “Mamma Mia”, «West Side Story», “Miss Saigon”. У театра длинная история, которая началась в 1930 году, когда это был всего лишь кинотеатр и танцевальный холл. Только в 1978 году открылся театр, приурочивший к своему открытию премьеру мюзикла «Эвита» о всемирно известной женщине, жене президента Аргентины. Пьеса пережила 3 000 представлений, а актриса Элейн Пейдж, сыгравшая Эвиту, получила на сцене театра блестящее начало карьеры и стала звездой.


Несмотря на реконструкцию улицы Тоттенхэм Корт Роуд в Лондоне для организации лучшей дорожной развязки, одно остается неизменным – гигантская статуя Фредди Меркьюри с поднятой рукой во время исполнения песни “We Will Rock You” перед входом в театр «Dominion». Шоу проходило на сцене театра с 2002 года и, несмотря на недоброжелательные отзывы критиков, имело успех у зрителей. Театр, построенный в 1929 году на месте старой лондонской пивоварни, способен разместить 2000 зрителей. В здании также размещается воскресная австралийская церковь, которая во время месс использует сцену и освещение театра.


Это один из самых грандиозных театров в Лондоне. Колонны, которые украшают центральный вход, датируются 1834 годом, а само здание было реконструировано в 1904 году в стиле рококо. За всю историю его существования, а она начинается с 1765 года, в нем, кроме театра было все, например, в течение 50 лет здесь проходили обеды Тайного общества стейка из говядины. В 1939 году здание хотели закрыть, но в связи с началом строительства дороги, его удалось сохранить. В течение 14 лет на сцене театра играли пьесу «Король Лев», а диснеевская инсценизация, похоже, обосновалась здесь надолго и приносит хорошие кассовые сборы.


Королевский театр, который способен разместить в зале 2196 зрителей, считается ведущим театром в Лондоне не по этой причине. С 1663 года на этом месте было несколько театров, да и сама улица Drury Lane считается театральной. Как и многие другие театры, Королевский работал под руководством Эндрю Ллойда Уэббера, автора мюзиклов «Эвита» и «Кошки». Среди других постановок, которые были представлены на сцене, можно назвать «Оливер», по мюзиклу был снят одноименный музыкальный фильм, «Продюсеры», «Шрек» и «Чарли и шоколадная фабрика», который идет до сих пор. Кроме мюзиклов и актеров, театр известен своими привидениями, например, призрак человека, одетого в серый костюм и треуголку. По легенде его убили в здании театра в 18-19 вв. Другое привидение зовут Джозеф Гримальди, клоун, который, как говорят, помогает нервничающим актерам на сцене.


Театр «London Paladium» известен не только в Лондоне, но и во всем мире. Он находится в нескольких шагах от Оксфорд стрит. Стал популярен благодаря ночному шоу“Sunday Night at the London Palladium”, которое щло в период с 1955 по 1967 года. Миллионы зрителей познакомились с крутящейся сценой и сценическими действиями разного плана. В 1966 году владельцы здания пытались его продать для дальнейшей перестройки, но его удалось сохранить благодаря театральным инвесторам и тем, что кроме театра, в 1973 году там был открыт концертный зал для выступлений рок-группы “Slade”. Постоянные аншлаги и активные действия фанатов группы чуть не стали причиной обвала балкона в зале. В 2014 году в зале театра было открыто талант-шоу «Х-фактор: мюзикл».


Если театр «Appollo Victoria» и не самый популярный в Лондоне, то самым высоким его смело можно признать. Он находится в нескольких метрах от «Victoria Palace» и может разместить 2500 зрителей. Несколько театров из представленного обзора находятся рядом и создают своеобразную «театральную страну». «Appollo Victoria» был открыт в 1930 году. Здание выполнено в стиле арт-деко в морской тематике с фонтанами и ракушками в качестве декора. 18 лет ушло на то, чтобы сконструировать железную дорогу для мюзикла “Starlight Express”, чтобы поезд по сценарию двигался по периметру зрительного зала. Еще один популярный мюзикл поставлен на сцене театра - “Wicked”. Кассовый сбор от премьеры составил 761 000 фунтов, а на протяжении 7 лет доход от спектакля оценивают в 150 миллионов. Любители кино утверждают, что театр отомрет в скором будущем, но статистика, связанная с количеством зрителей на каждом мюзикле, суммами кассовых сборов, говорит об обратном. Запах румян и белил, шум зрительного зала никогда не исчезнут.
Впрочем, современная архитектура ничуть не уступает красоте и элегантности исторических зданий театров.

Первый театр в Лондоне, который так и называли — Театр, был открыт в 1577 г. актером Джеймсом Бурбейджем в Шордиче. Через несколько месяцев неподалеку открыли второй театр, названный «Занавес». Вскоре Бурбейдж и его сын Томас, прославившийся более отца, организовали театр «Черные братья» — в честь монашеского доминиканского ордена, так как сцена была устроена в трапезной старого монастыря. Однако все театры постоянно подвергались нападкам со стороны властей Лондона, проклинавших эти заведения как исчадие ада и источник напастей, место безделья и распущенности, сборище порочных людей, возбуждающихся видом мальчиков в женской одежде, — иными словами, место для тех, кто скорее по звуку трубы кинется смотреть пьесу, чем под звон колокола пойдет слушать проповедь.

В Саутворке у актеров было больше воли, чем в городе, где жизнь театров жестко ограничивали правила, установленные властями. К тому же тула можно было легко добраться на лодке или по мосту. Во времена закрытия монастырей часть Саутворка, которая раньше принадлежала монастырю Бермондси и обители Пречистой Девы Марии, перешла в собственность короля. В 1550 г. ее продали городу приблизительно за тысячу фунтов. Непроданными оказались только два участка, остававшиеся вне юрисдикции города. На одном стояла тюрьма , другой называли («Парижский сад»); именно на этих двух участках во времена королевы Елизаветы появились театры, свободные от запретов и цензуры Лондона. В театре «Роза», построенном в 1587 г., впервые поставили пьесы Марло, на здешних подмостках расцвел талант Эдварда Аллейна. Затем появились театры «Лебедь» (в 1596 г.), «Глобус» (в 1599 г.; одна десятая часть его принадлежала Шекспиру) ив 1613 г. — «Надежда».

В эти и другие театры лондонцев заманивали громкие звуки труб и развевающиеся флаги. Деньги с посетителей собирали прямо в театре и клали в особый ящик, который потом запирали в маленьком помещении — кассе (в «кабинете для денежного ящика»). Зрители рассаживались в креслах, расположенных ярусами вокруг сцены, или на скамейках прямо на сцене, и под их громкие возгласы начинался спектакль. Актеры играли свои роли, а зрители прерывали их возмущенными либо одобрительными криками, оскорблениями или похвалами. Так продолжалось до конца акта, после чего сцена заполнялась танцорами, жонглерами и акробатами; по проходам между местами зрителей протискивались разносчики с подносами и корзинами, продавали пирожки, фрукты, травяные снадобья, буклеты; мужчины любезничали с женщинами. Театральные рабочие часто курили, воздух наполнялся табачным дымом, деревянные кресла нередко загорались, и публика мчалась к дверям. сгорел в тот год, когда открылась «Надежда»; пострадал при этом только один человек — у него загорелись штаны, но он быстро потушил их, полив пивом из бутылки.

Вблизи театров находились сады с медведями, арены для травли привязанного быка собаками, площадки для петушиных боев, привлекавшие разнообразную публику — богатых и бедных, знатных и простолюдинов. Насладившись спектаклем «Отелло» или «Эдуард II», на следующий день публика шла смотреть на медведя, которого травили псами в Пэрис-гарден, на бойцовских петухов, которые, выпустив шпоры, покрывали песок арены кровью и перьями, на собак, далеко отлетавших от ударов обезумевших быков (собак ловили в плетеные ловушки, чтобы они не покалечились при падении и могли сражаться и далее), на людей, рубящихся мечами, отсекающих друг другу уши и пальцы под громкое одобрение толпы.


Театры Вест-Энда

Разительно менялся облик улиц Вест-Энда. Многие здания XVIII в. были реконструированы и снаружи, и внутри в соответствии со вкусом эпохи. Так, на Графтон-стрит, (теперь это «Салон Елены Рубинштейн»), миссис Артур Джеймс продемонстрировала свое богатство впечатляющей реконструкцией дома, спроектированного в 1750-х гг. сэром Робертом Тейлором.

Множество зданий, построенных в георгианском, регентском и викторианском стилях, дали приют новым театрам, таким как Театр герцога Йоркского, Новый театр, «Скала», «Палладиум», «Гейети», Театр Ее Высочества, «Лондонский павильон», «Палас», «Аполло», «Уин-дхэмс», «Хипполром», «Стрэнд», «Олдвич», «Глобус», «Квинз» и «Колизей». Все они были выстроены в течение последних десяти лет правления королевы Виктории и девяти лет правления самого Эдуарда.

Сотни старых зданий были снесены, чтобы освободить место под магазины, грандиозные торговые пассажи с роскошными витринами из зеркального стекла и дверями из красного дерева, инкрустированного латунью. В 1901 г. начали подниматься терракотовые стены универсального магазина «Харродз» на Бромптон-роуд. Вслед за ним быстро стали строиться новые магазины на -стрит в утрированном стиле барокко, например «Веаринг и Гил-лоуз» (1906 г.), колоссальные по размерам, как, в частности, величественное здание, которое начал строить в 1909 г. торговец из штата Висконсин Гарри Сэлфридж.

К тому времени, когда закончилось строительство магазина Сэлфриджа, улица Риджент-стрит полностью изменилась; петля Олдвич пересекла лабиринт улиц севернее Стрэнда напротив Сомерсет-Хауса, на ней появились ряды монументальных зданий, а на север к Холборну протянулась улица Кингсвей.


Если когда-то у вас появится возможность побывать в английском городе Стратфорде, обязательно посетите Шекспировский королевский театр.

Шекспировский театр «Глобус» – один из самых старых театров на территории Англии. Расположен «Глобус» на южном берегу Темзы. Известность театру, прежде всего, принесли первые постановки на сцене произведений Шекспира. Здание перестраивалось по различным причинам три раза, что и составляет богатую историю театра Шекспира.

Появление Шекспировского театра

Начало история театра «Глобус» берет в 1599 году, когда в Лондоне, где всегда с любовью относились к театральному искусству, друг за другом строятся здания публичных театров. Для строительства новой арены были использованы строительные материалы – деревянные конструкции, оставшиеся от другого строения – самого первого публичного театра с логичным названием «Театр».

Владельцы прежнего здания «Театра», семья Бёрбеджей, в 1576 году построили его в Шордиче, где они арендовали землю.

Когда плата за землю повысилась, они разобрали старое здание и перевезли материалы к Темзе, где и возвели новое сооружение – театр Шекспира "Глобус". Любые театры строились за пределами влияния муниципалитета Лондона, что объяснялось пуританскими взглядами властей.

В эпоху Шекспира произошел переход от любительского театрального искусства к профессиональному. Возникали актерские труппы, поначалу ведущие бродячее существование. Они ездили по городам и показывали представления на ярмарках. Представители аристократии стали брать актеров под покровительство: они принимали их в ряды своих слуг.

Это давало актерам положение в общество, хотя оно было очень низким. По этому принципу часто и называли труппы, например, «Слуги лорда Камергера». Позже, когда к власти пришел Иаков I, покровительствовать актерам стали только члены королевской семьи, и труппы стали переименовывать в «Слуг его Величества Короля» или других членов монаршей семьи.

Труппа театра «Глобус» представляла собой товарищество актеров на паях, т.е. пайщики получали доход от сборов со спектаклей. Братья Бёрбеджи, как и Уильям Шекспир – ведущий драматург в труппе, и еще трое актеров были пайщиками «Глобуса». Актеры второго плана и подростки состояли в театре на жаловании и не получали дохода со спектаклей.

Шекспировский театр в Лондоне имел форму восьмигранника. Зрительный зал «Глобуса» был типичным: овальная площадка без крыши, огороженная большой стеной. Название арена получила благодаря располагавшейся у входа статуе Атланта , который поддерживал земной шар. Этот шар или глобус опоясывала лента со знаменитой до сих пор надписью «Весь мир – театр » (дословный перевод – «Весь мир лицедействует»).

Театр Шекспира вмещал от 2 до 3 тысяч зрителей. По внутренней стороне высокой стены располагались ложи для представителей аристократии. Над ними была галерея для зажиточных людей. Остальные располагались вокруг сценической площадки, которая вдавалась в зрительный зал.

Зрителям предполагалось стоять во время представления. Некоторые особо привилегированные особы располагались сидя прямо на сцене. Билеты для богатых людей, готовых заплатить за места в галерее или на сцене, стоили намного дороже мест в партере – вокруг сцены.

Сцена представляла невысокий, поднятый примерно на метр помост. На сцене располагался люк, ведущий под сцену, из которого появлялись привидения по ходу действия. На самой сцене очень редко появлялась какая-то мебель и совсем не появлялись декорации. На сцене не предусматривался занавес.

Над задней сценой располагался балкон, на котором появлялись персонажи, по пьесе находящиеся в замке. Была своеобразная трибуна на верхней сцене, где также происходили сценические действия.

Еще выше располагалась конструкция, похожая на хижину, где играли сцены за окном. Интересно, что, когда в «Глобусе» начиналось представление, на крыше этой хижины вывешивался флаг, который был виден очень далеко и являлся сигналом, что в театре идет спектакль.

Бедность и некоторая аскетичность арены определяли то, что самым главным происходящим на сцене являлась игра актеров и сила драматургии. Реквизита для более полного понимания действия не было, многое отдавалось на откуп зрительской фантазии.

Примечательным является факт, что зрители в партере во время представления часто ели орехи или апельсины, что подтвердилось находками археологов при раскопках. Зрители могли громко обсуждать какие-то моменты в спектакле и не скрывать своих эмоций от увиденного действия.

Свои физиологические потребности зрители также справляли прямо в зале, поэтому отсутствие крыши являлось некоторым спасением для обоняния любителей театрального искусства. Поэтому примерно представляем тяжелую долю драматургов и актеров, дающих представления.

Пожар

В 1613 году в июле во время премьеры спектакля Шекспира «Генрих VIII» о жизни монарха здание «Глобус» сгорело, но зрители и труппа не пострадали. По сценарию одна из пушек должна была выстрелить, но что-то сработало не так, и произошло возгорание деревянных конструкций и соломенной крыши над сценой.

Конец первоначального здания «Глобуса» ознаменовал изменения в литературно-театральных кругах: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы.

Восстановление театра после пожара

В 1614 году здание арены было восстановлено, причем при строительстве использовался камень. Крыша над сценой заменена на черепичную. Труппа театра продолжала играть вплоть до закрытия «Глобуса» в 1642 году. Тогда пуританским правительством и Кромвелем был издан указ, что все увеселительные представления, в том числе театральные, запрещались. «Глобус», как и все театры, закрылся.

В 1644 году здание театра снесли, а на его месте построили доходные дома. История «Глобуса» оказалась прервана почти на 300 лет.

Точное местоположение первого «Глобуса» в Лондоне было неизвестным до 1989 года, когда нашли основание его фундамента на Парк-Стрит под автостоянкой. Его контуры сейчас обозначены на поверхности автостоянки. Там же могут находиться и другие остатки «Глобуса», но сейчас эта зона входит в список исторических ценностей и, следовательно, раскопки там проводить нельзя.

Сцена театра "Глобус"

Появление современного театра Шекспира

Современную реконструкцию здания театра «Глобус» предложили не англичане, что удивительно, а американский режиссер, актер и продюсер Сэм Уонамейкер. В 1970 году он организовал Трастовый фонд «Глобуса», который предназначался для восстановления театра, открытия в нем образовательного центра и постоянной выставки.

Сам Уонамейкер скончался в 1993 году, но открытие все-таки состоялось в 1997 году под современным названием Шекспировский театр «Глобус». Расположено это здание в 200-300 метрах от прежнего места «Глобуса». Здание реконструировано в соответствии с традициями того времени, к тому же оно стало первым зданием, которое разрешено построить с соломенной крышей после великого пожара в Лондоне в 1666 году.

Спектакли идут только весной и летом, т.к. здание построено без крыши. В 1995 году первым художественным руководителем стал Марк Райленс, которого в 2006 году сменил Доминик Дромгул.

Экскурсии в современном театре идут ежедневно. Совсем недавно рядом с «Глобусом» открыли тематический парк-музей, полностью посвященный Шекспиру. Кроме того, что там можно увидеть самую большую экспозицию, посвященную известному на весь мир драматургу, можно принять участие в увеселительных мероприятиях: увидеть бой на мечах, написать сонет или поучаствовать в постановке одной из шекспировских пьес.