Занятия людей в эпоху энеолита. Энеолит общая характеристика. Данные археологии об эпохе энеолита


Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные. Две теории о распространении меди: 1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории; 2) возникла сразу в нескольких очагах. Четыре стадии развития цветной металлургии: 1) самородная медь как разновидность камня; 2) плавление самородной меди и отливка форм; 3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия; 4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо. Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен.
Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имеет три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.


  • Общая характеристика . Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные.


  • Бронзовый век . Общая характеристика . Бронзовому веку соответствует сухой и сравнительно теплый суббореальный климат, при котором
    Еще в энеолите появились повозки и колесо.


  • Общая характеристика . Бронзовому веку соответствует сухой и сравнительно теплый суббореальный климат, при котором пр. Энеолит Средней Азии.



  • Общая характеристика . Основой археологической периодизации первобытной истории служат различия в технике обработки камня.


  • Энеолит . Общая характеристика .


  • Общая характеристика . Неолит (5.5-3 тыс. до н.э.) охватывает теплый и влажный атлантический климатический период.
    Энеолит . Общая характеристика .

Основные события и изобретения:

  • o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
  • o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
  • o появление курганов в степях;
  • o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
  • o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.

В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.

Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Рис. 27.

1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.

Рис. 28. Керамика культуры триполье-кукутени с символами воды, неба, с солярными знаками и сценами охоты

Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.

В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.

В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.

Рис. 29.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.

В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.

Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.

Завершающей стадией каменного века стала эпоха неолита (нового каменного века), которая охватывала VI-IV тыс. до. Н X и характеризовалась большими изменениями в экономике, вызванными истощением охотничьих х ресурсов, кризисом присваивающего и зарождением производящего хозяйства. Наряду с традиционными формами хозяйствования - охотой, рыболовством и собирательством - зарождаются и распространяются новые - скотоводство и земледелие. Процесс перехода от присваивающего форм хозяйствования к воспроизводящим был качественно новым этапом в истории человечества, современные ученые называют"неолитической революциейцією".

Для изготовления орудий труда продолжает использоваться традиционная сырье - камень, кость, рог, дерево. Но появляются новые методы их обработки - кроме простого обивка, еще и пиления, шлифования и примитивное сверленияя.

Одним из важных достижений становится изготовление глиняной посуды. Выжженная на огне глина была первым искусственным материалом, который создал человек

В социальном аспекте неолитическая эпоха была временем расцвета родового строя. Основу производственных отношений составляла общая собственность рода на орудия и продукты труда

На сегодня в Украине в долинах. Днепра,. Северского. Донца,. Южного. Буга,. Днестра,. Десны,. Припяти и других рек выявлено около 600 неолитических поселений

Энеолит

Качественно новым периодом развития первобытного общества стал медно-каменный век (энеолит), который в пределах Украины датируется IV-III тыс. до. Н X. В это время появляются первые металлические изделия - медные и золотые и. Основными занятиями населения становятся земледелие и скотоводство. Зарождается пашенное земледелие с использованием тягловой силы быка. Было изобретено колесо, а затем появился колесный транснспорт.

Развитие земледелия, скотоводства, ремесла и обмена привело к значительным изменениям в древнем обществе. Выполнять тяжелые физические работы мог преимущественно человек. Поэтому главная роль в семье переходит от м матери к отцу, родственные связи стали вестись по отцовской линии. Вместо матриархата постепенно утверждается патриархат. Родовая организация меняется соседской общиной. Хозяйственной основой ста а патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений родственников по отцовской линиилінії.

Среди энеолитических племен на территории современной Украины ведущее место занимали земледельческие племена трипольской культуры. Распространена на территории от. Верхней. Приднестровья и. Южной. Волыни в. Сере едньои. Приднепровья и. Причерноморья эта культура достигла наивысшего развития в течение IV-III тыс. до. Н X (известный украинский исследователь. М. Видейко, согласно данным радиоуглеродных анализов, датирует пе рший этап трипольской цивилизации 5400-4600pp до. Н X). Она была вершиной развитию энеолитических земледельческих общин в. Европе, мало чем уступая ранним цивилизациям. Древнего. Востока V-IV тыс. до. Н X. Название получила от исследованного конце XIX в украинских археологом. В. Хвойкой поселения вблизи с. Триполье на. Киевщинелля на. Київщині.

Образовалась Трипольская культура на основе древних автохтонных (греч. - местных, коренных) культур и неолитических культур. Балкано-Дунайского региона и несла в себе традиции первых земледельческих о отоцивилизации. Ближнего. Востока и. Южной. Европы. В Украине выявлено более тысячи памятников. Трипольской культуры. Они сгруппированы в трех районах: всего в. Средней. Приднестровье,. Надпрутти и. На дбужжи, меньше в. Приднепровьяині.

Племена трипольской культуры жили в поселениях, застроенных деревянно-глинобитными наземными сооружениями, расположенными преимущественно одним или несколькими концентрическими кругами. В основном это были родовые или племенные длительные поселения, насчитывавшие несколько десятков усадеб. Здания имели форму четырехугольника правильной формы. В землю убивали дубовые столбы, между которыми плели стены из хвороста, который вымазывали глу ной, сверху накрывали соломой или камышом. Крыша была двускатная, с отверстием для дыма, пол мазали глиной, посреди комнаты стояла большая печь, у которой располагали лежанки из глины. Стены и печь др. оде разрисовывалиували.

Известны также поселения-гиганты площадью от 150 до 450 га, которые насчитывали более 2 тыс жилищ. Здесь уже существовала квартальная застройка, многие дома строили двух-и даже трехэтажными. Фактически, это д древние протогорода со значительным количеством жителей, местами достигала 16-20тыс человек. В них сосредоточено экономическую жизнь, они были административными, военными, идеологическими ячейкамдками.

По мнению исследователей, трипольские поселения существовали лишь 50-80 лет, а затем их сжигали в связи с потерей плодородия почв и вырубкой окрестных лесов для нужд строительства и надровий. Поэтому д приходилось искать другой, еще никем не занятую, участок лесостепи и начинать все сначалау.

В основе общественного устройства трипольских племен лежали матриархальные, а впоследствии и патриархальные родовые отношения. Основным звеном трипольского общества была небольшая семья. Семьи объединялись в роды и, несколько родов составляли племя, группа племен образовывала межплеменные объединения, имевшие свои этнографические особенности . По разным подсчетам, численность населения трипольской культуры на территории современной Украины на протяжении IV тыс. до. Н X составляла от 0,4 до 2 млн осин осіб.

Основным занятием трипольцев было земледелие. Сеяли ячмень, просо, пшеницу, выращивали садово-огородные культуры. Пашню спушувалы деревянной мотыгой с каменным или костяным наконечником, позднее - ралом. Во время археологических раскопок трипольских поселений находили деревянные и костяные серпы с кремневыми вкладкой и каменные зернотерткы, на которых терли зерно на мукшно.

Определенного уровня достигло животноводство. Трипольцы разводили преимущественно большой и мелкий рогатый скот, свиней и частично лошадей. Как тягловую силу использовали быков, которыми пахали поля, их запрягали в повозки возможно санни.

Среди ремесел значительного развития достигли кожевничество (выделка кожи животных), кушнирство, прядение, ткачество. Трипольские племена впервые на территории Украины начали пользоваться изделиями из меди, освоили х холодное и горячее ковки и сварки меди. Очень высокого технического и художественного уровня достигло керамическое производство . Местные гончары совершенстве владели сложной технологией изготовления керамики, вж е зная гончарный круг, изготавливали огромное количество разнообразной посуды. Его украшали орнаментом белого, черного, красного и желтого цветов. Наряду с бытовым использовали и культовый по супосуд.

Найдено немало глиняных женских фигурок, создание которых связывали с религиозным культом, который пришел в Украину, очевидно, из. Малой. Азии и стал основой распространенного культа богини-матери. В селе. Кошилевцы эти на. Тернопольщине найдено уникальное изображение головы быка, на лобовой поверхности которого наколами воспроизведен силуэт женщины с поднятыми вверх руками, т.е. в позе, напоминающей изображение богоматери. Оран ты, известной в. Средиземноморье. Имея сложную систему орнаментов и знаков, трипольцы были очень близки к созданию письмма.

По этнографическим признакам трипольская культура очень близка и похожа на украинский частности, много ведущих мотивов трипольского орнамента до сих пор сохранились в украинских народных вышивках коврах, народной керамике, особенно в украинских пасхальных писанках. Жилье трипольской культуры очень напоминает украинскую сельскую хату XIX в. Наконец, основным занятием трипольцев, как и украинский, было земледелие. Все это дает основания утверждать, что население трипольской культуры стало праоснову украинский народроду.

Исследуя памятники трипольской и последующих культур,. В. Хвойка пришел к выводу о автохтонность жителей. Поднепровья. Это позволило выдвинуть и развить идею о поступательном этническое развитие украинской аинцив со времен трипольской культуры через скифские племена современным украинскимів.

Основными причинами упадка. Трипольской культуры, по мнению ученых, были изменение теплого и влажного климата на значительно засушливый, что делало невозможным эксплуатацию остатков экосистемы лесостепи в прежний шних масштабах, общая неразвитость материального производства и разрушительные внешние воздействия, в частности усиление степных племен ямной культуры, лесных племен в. Среднем. Поднепровье, некоторых племен культуры шаровидных амфор на. Волыни. В середине III тыс. до н е с распространением на ее территорию названных племен она прекратила свое существованиеання.

По энеолита воспроизводительное хозяйство получает распространение и в других регионах Украины, в частности. Степи и южной полосе левобережной. Лесостепи, где проживали скотоводческие племена. Наряду со скотоводством они активно занимались и рыболовством, охотой, собирательством, частично земледелием.

Через свой подвижно-оседлый образ жизни скотоводы почти не оставили поселений, поэтому основным источником для изучения их деятельности и быта являются погребальные памятники - многочисленные курганы, например. Мариупольский и могильник, и в настоящее время возвышаются в. Степи. Эти насыпи, отдельные из которых было окружено большими каменными плитами или деревянными бревнами, поставленными вплотную друг к другу по кругу, по мнению исследователей, с имволизувалы связь с предками, а через них - и связь с определенной территорией, прошлого с настоящим, были своеобразными храмами. Яркой особенностью скотоводческой культуры стала также каменная антропоморфная ск ульптура, в частности, менгир - удлиненный и установлен вертикально камень, издали напоминал человеческую фигуру. Со временем появились стелы с едва намеченными головой и плечами, иногда покрытые высеченными символическими знаками, сценами, орнаментомтом.

Есть основания считать, что с скотоводческими племенами украинских степей связано становление индоевропейской общности, а также возникновения и распространения индоевропейского круга языков частности, как считает видо омой ученый. Ю. Павленко, зоной консолидации индо-арийских ("арья"означает благородный) племен были южные районы от. Нижнего. Днепра через. Крым и. Приазовье до. Северного. Кавказа, а ирано-арийских - степные и лесостепные районы. Донбасса,. Подонья и. Среднее. Поволжьежя.

Результатом миграций индоевропейских племен в лесостепные и лесные районы. Централь но-Восточной. Европы, а также, с одной стороны, языковой ассимиляции местных жителей, а с другой - восприятие пришельцам мы многих элементов культурно-бытовых комплекса туземцев - стало формирование на пространстве от. Южной. Скандинавии и. Нижнего. Рейна до верховьев. Волги и. Днепровского Левобережья г рупы родственных германо-балто-славянских племен, примерно с начала II тыс. до. Н X представлены двумя ветвями: западной - прагерманською и восточной - балто-славянском. Последняя течение этого же тысячелетия постепенно разветвляется на прибалтийские и праславянские сообщества, занимающие территории в соответствии севернее и южнее. Припятского. Полесья. В формировании праславянского. Перед ости значительную роль сыграли ассимилированы (в языковом отношении) племенами индоевропейской общности потомки. Трипольской культурьтури.

Бронзовый век

На смену медно-каменном возрастные пришел бронзовый (II - нач I тыс до. Н X), существенной чертой которого было распространение изделий из бронзы - первого искусственно созданного человеком металлического сплава. В современных границах. Ук страны бронзовый век характеризуется прежде быстрым развитием скотоводства и земледелия, способствовало завершению процесса выделения скотоводческих племен из среды земледельческих. Это был первый велики и общественное разделение труда. Высоким был уровень общественного ремесла, прежде гончарного и бронзоплавильного. Возникли местные центры металлургии и обработки бронзы. Обмен приобрел постоянного и регионального характерхарактеру.

С ростом производительности земледелия и скотоводства, развитием металлургии появлялся избыток продуктов, сосредоточивался в руках отдельных родовых групп или племенной верхушки. Все это привело к. ВИЗР ревания внутренних и внешне-племенных социальных противоречий. Начала быстро совершенствоваться оружие, сводятся укрепленные поселения. Очевидно, необходимость защиты отдельных групп населения от нападений соседей побудила к консолидации племен на уровне союзезів.

Заметные сдвиги происходили и в сфере развития позитивных знаний, изобразительного искусства, всей духовной культуры. Возникла монументальная каменная антропоморфная скульптура , усложнилась система религий йних верований, появились зародыши будущего письма - пиктограмми.

Ранний железный век

Освоение производства железа в начале I тыс до. Н X способствовало дальнейшему развитию общества. Благодаря распространению различных ремесел и успехам земледелия произошло второе крупное общественное разделение труда: ремесло в отделилось от земледелия (третий - связанный с отделением торговли). Усилилась имущественная и социальная дифференциация общества, создав необходимые предпосылки для возникновения сословно-классовой их отношений и государствержави.

Ранний железный век в Украине связан с киммерийской, скифо-сармато-античной и раннеславянские культурами. Основой хозяйства оставалось земледелие. Широко применялись железные орудия п труда. Животноводство стало домашним, возникло птицеводство. В степной зоне развивалось кочевое скотоводство. Большое значение приобрело железоделательное ремесло. Широко использовался гончарный круг. Население, проживало на территории современной Украины, поддерживало тесные контакты с древними соседними цивилизациямзаціями.

В ранний железный период в Украине выделяется несколько культур, среди которых важное значение имели пшеворская, зарубинецкой и черняховской. Они охватывали. И в в. Н X - VII вв после. Н X совершенствовались ся орудия труда, развивалось сельское хозяйство, ремесла, углублялся обмен Черняховская культура . В. ПИ-IV вв после. Н X обусловила появление одного из первых мощных праукраинских образований -. Антськог в государственном объединении об"єднання.

Эпоха энеолита или медный век – одна из эпох развития человечества, является переходным периодом между неолитом и бронзовым веком. Его еще могут называть медно-каменный век, так как каменные орудия труда все еще использовались в этот период.
Эпоха энеолита – это период с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Интересно то, что на некоторых территориях очагов развития человечества, медного века не было и вовсе, а в некоторых регионах он существовал значительно дольше.

Данные археологии об эпохе энеолита

Самые древние изделия из меди, найденные археологами датируются примерно седьмым – шестым тысячелетием до нашей эры. Такие изделия из меди нашли на территории современной Турции. Поселение, в котором были найдены изделия, называется Чайоню, именно здесь люди, возможно, начали первые эксперименты с самородками меди.
Выплавлять медь научились опять-таки на территории современной Турции, теперь уже в более западном регионе в поселении Чатал-Гуюк. Они создавали изысканные, но в то же время довольно простые украшения.
На территории Месопотамии медь начали выплавлять в шестом тысячелетии. Первопроходцами в этом деле на территории Двуречья принято считать самаррскую археологическую культуру. Примерно в это же время в долине реки Инд местные племена, не оставившие письменных записей, также начали создавать украшения из меди.
На территории Египта медь научились выплавлять уже в пятом тысячелетии. В это же время на территории Европы появляется первая медная шахта (территория современной Сербии). Сейчас этот давнюю шахту называют Рудна Глава. Эта шахта также является первым свидетельством металлургии в Европе. Примерно тогда же медь начали выплавлять и на территории современного Китая.
В четвертом тысячелетии медь научились выплавлять на территории Кавказа, в долине реки Волга, на территории современной Украины. Это были такие археологические культуры как самарская, среднестоговская и некоторые другие культуры Восточной Европы. Расцвет эпохи энеолита припадает на четвертое тысячелетие до нашей эры, так как именно в этот период медные орудия труда уже начинают вытеснять каменные, тогда как на протяжении нескольких тысячелетий из меди делали только украшения, которые не сыграли огромной роли в развитии человеческой расы, так как орудия труда.
На территории Южной Америки выплавлять медь научились значительно позже, это второе – первое тысячелетие до нашей эры. Сначала выплавка меди была у них (народов Южной Америки) на очень примитивном уровне и оставалась такой долгое время, но, в конце концов, они достигли в этом определенных успехов, и их мастерству в этом можно было позавидовать. Наибольше в этом преуспели так называемые народ Анд (горные массивы, которые пересекают всю Южную Америку).
В Мезоамерике (Центральная Америка) медь начали выплавлять еще позже и коренные народы не добились в этом особых успехов. Их изделия были простыми, и они ограничивались медными топорами, простыми украшениями, иголками.
Сначала медные самородки не пытались выплавлять, а просто обрабатывали их как обычный камень. Конечно, куски от медных самородков не отваливались, но с помощью такой вот чеканки меди можно было придать простую форму, такой способ называется «холодная ковка». Там где самородков меди было большое количество, она стала очень быстро вытеснять каменные изделия и орудия труда, а где ее было недостаточно, с нее делали украшения.
Одним из самых главных преимущество медных изделий является то, что их в отличие от каменных можно было починить, это делало их «живучими», да и отличались они большей остротой, не говоря уже о том, что она крошилась.

Достижения эпохи энеолита

Как говорят археологические находки, именно в эпохе энеолите человечество изготовило первое колесо. Сначала считалось, что это открытие сделали народы Месопотамии, но последние археологические данные говорят, что колесо, возможно, появилось на территории Восточной Европы. Колесо сыграло огромную роль в транспортной системе, способствовало развитию торговли, строительства, военному делу.
Кроме этого, в это время были приручены лошади. Это способствовало развитию сельского хозяйства, военному делу, скотоводство перешло на абсолютно новый уровень.
О том, что культуры энеолита научились выплавлять металлы из руды, мы уже говорили, пока что это была медь. Это позволило улучшить орудия труда, каменные приходили в забвения, а уровень сельского хозяйства сильно вырос, как и промышленность, и военное дело. Оружие из меди хоть и было довольно мягкое, но все же его можно было починить, если оно подверглось деформации.
Как вывод, следует сказать, что эпоха энеолита – это важный период в развитии человечества, без достижения которого, мы бы не могли представить современный мир. Кем бы было человечество, если бы не научилось плавить металлы из руды и без изобретения колеса?

Искусство эпохи неолита (7-4 тыс. до н. э.) и энеолита (медно-каменного века-4-3 тыс. до н. э.)

В период неолита появляется керамика - основной фактор, определяющий особенность той или иной культуры. Керамические изделия - носители информации об ушедших в прошлое археологических культурах. В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы, которые известны во всех местах обитания человека. В эпоху неолита намечается и закрепляется отставание разных регионов друг от друга, обусловленное климатическими условиями и характером занятий племён. В этот период отчётливо выступают различные пути развития человечества, в зависимости от географических условий обитания данной культуры: или это становление государственности в древнейших регионах земледелия, или многие века кочевой жизни и жизнь среди дикой, невозделанной природы.

Период энеолита является началом палеометаллической эпохи, т. е. медно - каменного и бронзового веков. В период энеолита человечество впервые научилось выплавлять орудия из первого известного ему металла - меди, распространяется бронза. Тогда же наряду с древним способом производящего хозяйства - земледелием, окончательно складывается новый - скотоводство, который позволяет освоить обширные степи и предгорные зоны. В начале кратко охарактеризуем искусство неолита и энеолита в культурах древнейших очагов земледелия, которые предшествовали периоду появления ранних форм государственности.

  • 1) Иордано-палестинский регион (Иерихон - 8-7тыс. лет до н. э.). Сохранились погребальные маски, глинобитные дома, а также древнейшие в истории человечества городские стены.
  • 2) Малоазийский регион (Чатал-Гуюк). Примечательно огромное количество статуэток обнажённых женщин, символизирующих культ плодородия. Сохранившиеся святилища часто украшает изображение быка. Такую же роль бог в виде быка играл в крито - микенской цивилизации и Древнем Египте периода Раннего царства (мастабы в Саккара с головами быков, 4 тыс. до н. э.).
  • 3) Месопотамский регион (культура Джармо, 7-6 тыс. до н. э.). Для этого региона характерна необычайно декоративная керамика, слепленная сначала вручную, а затем на гончарном круге. Керамика из Самарры датируется 5 тысячелетием до н. э. Культовые сосуды, чаши, блюда характеризует особая тщательность работы. Среди многочисленных орнаментов фигурируют т. н. "первобытные свастики" - символ круговорота природной стихии и солнечного хода. Люди, животные, растения, - всё закручивается в стремительном вихре движения, превращаясь в отвлечённо-геометрические фигуры.
  • 4) Египетский центр. Неолитические культуры - Таса и Меримде Бени Саламе. Керамика лепится вручную и лишена декорации. В изделиях из глины мастера стремятся воспроизвести фактуру каменных сосудов. Излюбленным материалом для изготовления сосудов у древних египтян был камень. Вазы и блюда полировались до блеска, дематериализуя его тяжесть и косность. Люди и животные запечатлены на поверхности сосудов как бы при взгляде с разных точек зрения. В качестве жилища используются небольшие круглые хижины из тростника, обмазанные глиной.
  • 5) Регион Хуанхэ и Янцзы.

Центром неолитической культуры Древнего Китая стало поселение Яншао. Археологи обнаружили здесь относящиеся к 4-3 тысячелетиям шедевры неолитической керамики. Они поражают яркостью своих росписей, окрашенных в красные, чёрные и белые цвета.

6) Регион долины Инда и Ганга.

Неолитические сосуды индской цивилизации из Чанху - Даро отличает ковровое расположение преимущественно растительного орнамента. Концом IV тысячелетия датируются небольшие глиняные фигурки богини-матери и быка, типичные для культа плодородия. В отличие от месопотамского региона печати были не цилиндрическими, а прямоугольными.

8) Регион Геоксюрского оазиса (Туркмения). Комплексы Кара-депе, Геоксюр I, Алтын - депе.

Посуда украшена ярким геометрическим орнаментом, состоящим из треугольников, ромбов, квадратов, волнистых линий. В более ранней посуде узнавались стилизованные изображения человека и животных. В период позднего энеолита керамика становится ещё более яркой и многоцветной. Как и везде в земледельческих культурах встречаются маленькие статуэтки женского божества.

9) Регион Правобережной Украины, Молдова, Карпато - Дунайская зона Румынии и Болгарии. Культура Триполье - Кукутень(6-3 тыс. до н. э.)

Дома наземные, глинобитные, в плане образующие вытянутый прямоугольник, делились на две половины. Комплексы построек располагались кольцеобразно и были ориентированы на центр круга. Для керамики Триполья характерен "вихреобразный" орнамент

10) Иранский регион. Культура Загроса (7-4 тыс.до н. э.).

Культура Тепе - Сиалк III имеет наиболее яркую, изящную и разнообразную керамику. Сосуды изготавливались на гончарном круге. Уникальны изображения барсов на сосудах. Печати в форме пуговиц играли роль магических амулетов, а также являлись надёжными защитниками собственности.

Другим видом искусства стала наскальная живопись, петроглифы, стелы и большие каменные изваяния, характерные для культуры охотников-собирателей и скотоводов. Изображения на скалах или выбивались твёрдым орудием из камня, или рисовались красной охрой. В петроглифах запечатлены точные наблюдения за миром природы, и, одновременно "записаны" мифы о происхождении данного племени и устроении Вселенной.Большое распространение по- прежнему имеют сцены охоты. Другой ряд сцен связан с миром животных, от размножения и благополучия которых зависело и благополучие человеческого коллектива. Известны сцены с изображением лосей во время брачной игры из Норвегии, а на русском севере встречаются их небольшие скульптурные изображения. Важное место в наскальном искусстве, как и в керамике, занимает солярная и лунарная символика. В северных росписях с первой отождествляются лоси. Начиная с эпохи энеолита распространяется в искусстве появляется тема Древа жизни, где воплотились формировавшиеся на протяжении тысячелетий представления о природном круговороте, о скрытых таинственных силах природы, о жизни и смерти

На протяжении неолита и энеолита идёт процесс складывания обширных комплексов природно-исторических святилищ. В эпоху бронзы складывается несколько типов сооружений, являющихся не только природными памятниками, но и результатом масштабной (впервые!) строительной деятельности человека. Менгиры - отдельно стоящие или группы вертикально поставленных камней. Известно "Каменное войско" в Армении и алиньяны во Франции - протяжённые поля каменных столбов. Дольмены - вид сооружения, в котором несколько камней перекрываются камнем-крышей. Кромлехи - древнейшие архитектурные комплексы, имеющие сложную композицию и являющиеся не только культовыми сооружениями, но и выполняющими роль астрономического прибора или календаря. Стоунхендж является самым крупным сооружением первобытной архитектуры, где в столь мощном масштабе осуществляется попытка организации земного хаоса и космической гармонии.