Сочинение-рассуждение по пьесе Островского «Гроза. Сочинение по произведению на тему: “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”) Когда человек бывает счастливым по произведению гроза

Островский А. Н.

Сочинение по произведению на тему: “Отчего люди не летают!” (Образ Катерины в пьесе А. Островского “Гроза”).

Катерина - русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого - в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла, не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега. Это - поступок человека с характером сильным, не терпящим ограничений.
Мы видим, что Катерина росла счастливой и романтичной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым^она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Катерина была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Катерины сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана и насилия. Дело даже не в том, что Катерина, вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посеще кия церкви, не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: “Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю”. Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься”. В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина становится совсем одинокой.
Любовь к Борису - чувство, возникшее, по-моему, по причине глубокой человеческой неудовлетворенности. Катерине недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-прежнему дальше нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: “Сейчас или никогда”. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом же свидании Катерина сказала Борису: “Ты меня загубил”. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Символом неотвратимой небесной кары для героини становится гроза. Катерина не может жить дальше со своим грехом, и вполне естественный для ее религиозного сознания выход - покаяние. Она признается во всем мужу и свекрови. Но покаянию должно сопутствовать смирение, а его-то и нет в свободолюбивой героине. Самоубийство - страшный грех, но именно на него решается Катерина, будучи не в силах существовать в мире, где люди не летают, как птицы.

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий. В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. А. Добролюбов А. Н. Островский уже после появления своей первой крупной пьесы получил литературное признание. Драматургия Островского стала необходимым элементом культуры его времени, он сохранял положение лучшего драматурга эпохи, главы русской драматической школы, несмотря на то, что одновременно с ним в этом

Жанре творили А. В. Сухово-Кобылин, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Ф. Писемский, А. К Толстой и Л. Н. Толстой. Самые популярные критики рассматривали его произведения как верное и глубокое отображение современной действительности.

Между тем Островский, идя сво-им самобытным творческим путем, нередко ставил в тупик и критиков, и читателей. Так, пьеса «Гроза» стала неожиданностью для многих. Л. Н. Толстой не принял пьесу. Трагизм этого произведения заставил и критиков пересмотреть свои взгляды на драматургию Островского. Ап. Григорьев заметил, что в «Грозе» звучит протест против «существующего», который страшен

Его приверженцам. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» утверждал. что от образа Катерины в «Грозе» «веет на нас новой жизнью». Возможно, впервые с такой изобразительной силой были показаны сцены семейной, «частной» жизни, тот произвол и бесправие, что были доселе скрыты за толстыми дверьми особняков и усадеб. И в то же время это не была просто бытовая зарисовка.

Автор показал незавидное положение русской женщины в купеческой семье. Огромную силу трагедии придавала осо бая правдивость, искусность автора, как это верно заметил Д. И. Писарев: «Гроза» — картина с натуры, оттого она и дышит правдой». Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. «Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется», — восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной. Однако быт и нравы богатого купечества создали «мир тюремного и гробового безмолвия». Савел Дикой и Марфа Кабанова — это олицетворение жестокости и самодурства. Порядки в купеческом доме основаны на изживших себя религиозных догмах Домостроя. Добролюбов говорит о Кабанихе, что жертву свою она «грызет. долго и неотступно».

Свою невестку Катерину она заставляет кланяться в ноги мужу при его отъезде, ругает ее за то, что она «не воет» на людях, провожая супруга. Кабаниха очень богата, об этом можно судить по тому, что интересы ее дел выходят далеко за пределы Калинова, по ее поручению Тихон ездит в Москву. Ее уважает Дикой, для которого главное в жизни — деньги. Но купчиха понимает, что власть дает также покорность окружения. Она стремится убить в домашних любое проявление, сопротивления ее власти. Кабаниха лицемерна, она лишь прикрывается добродетельностью и набожностью, в семье она — бесчеловечный деспот и тиран. Тихон не противоречит ей ни в чем. Варвара научилась врать, скрывать и изворачиваться.

Главная героиня пьесы Катерина отмечена сильным характером, она не привыкла к унижению и оскорблениям и потому конфликтует с жестокой старой свекровью. В доме у матери Катерина жила свободно и легко. В Доме Кабановых она чувствует себя будто птица в клетке. Она быстро осознает, что здесь она долго жить не сможет. Замуж за Тихона Катерина вышла без любви. В доме Кабанихи все трепещет при одном только властном окрике купчихи. Жизнь в этом доме тяжела для молодых. И вот Катерина встречает совсем другого человека и влюбляется. Впервые в жизни она познает глубокое личное чувство. Как-то ночью она идет на свидание к Борису. На чьей стороне драматург? Он на стороне Катерины, потому что нельзя уничтожить естественных стремлений человека. Жизнь же в семье Кабановых неестественна. И Катерина не принимает наклонностей тех людей, к которым она попала. Услышав предложение Варвары солгать и притвориться, Катерина отвечает: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.» ^рямота и искренность Катерины вызывает уважение и у автора, и у читателя, и у зрителя. Она решает, что не может больше быть жертвой бездушной свекрови, не может томиться взаперти. Она свободна! Но выход она увидела только в своей смерти. И с этим можно было бы поспорить. Критики также разошлись во мнении, стоило ли платить Катерине за свободу ценой жизни. Так, Писарев в отличие от Добролюбова считает поступок Катерины бессмысленным. Он считает, что после самоубийства Катерины все возвратится на круги своя, жизнь пойдет своим чередом, и не стоит «темное царство» такой жертвы. Конечно, до гибели Катерину довела Кабаниха.

В результате ее дочь Варвара убегает из дома, а сын Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой. Интересно, что одним из главных, активных образов этой пьесы является образ самой грозы. Выражая символически идею произведения, это образ непосредственно участвует в действии драмы как реальное явление природы, вступает в действие в его решающие моменты, во многом определяет поступки героини. Этот образ очень многозначен, он освещает почти все стороны драмы. Так, уже в первом действии над городом Калиновым разразилась гроза. Разразилась, как предвестие трагедии. Уже прозвучало у Катерины: «Я скоро умру», она призналась Варваре в греховной любви. Уже соединилось в ее представлении предсказание сумасшедшей барыни о том, что гроза даром не проходит, и ощущение собственного греха с реальным ударом грома. Катерина устремляется домой: «Все-таки лучше, все спокойнее, дома-то я — к образам да богу молиться!». После этого гроза умолкает ненадолго.

Лишь в ворчании Кабанихи слышатся ее отголоски. Не случилось грозы и в ту ночь, когда Катерина впервые после замужества почувствовала себя свободной и счастливой. Но четвертое, кульминационное действие, начинается словами: «Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?». И после этого мотив грозы уже не смолкает. Интересен диалог Кулигина и Дикого. Кулигин говорит о громоотводах («у нас грозы частые») и вызывает гнев Дикого: «Какое еще там электричество? Ну как же ты не разбойник? Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожками какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?». А на цитату из Державина, которую в свою защиту приводит Кулигин: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю», — купец и вовсе не находит что сказать, кроме: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!».

Несомненно, в пьесе образ грозы приобретает особое значение: это освежающее, революционное начало. Однако разум осужден в темном царстве, он встретился с непробиваемым невежеством, подкрепленным скупостью. Но все-таки молнии, прорезавшие небо над Волгой, задели долго молчавшего Тихона, сверкнули над судьбами Варвары и Кудряша. Гроза основательно всех перетряхнула. Бесчеловечным нравам рано. или поздно придет конец. Борьба нового со старым началась и продолжается. В этом и заключен смысл произведения великого русского драматурга.

На литературе нам задали сочинение по произведению Гроза Островского за 10 класс. Гроза Островского, и ставшее символичным темное царство, было написано в 1859 году. Работа автора переносит нас во времена преддверия крестьянских реформ.

Сочинение на тему Гроза Островского

По пьесе Островского нам нужно написать и его я начну с того, что уже вначале мы переносимся в жестокий и ужасный мир. Читая работу понимаешь, насколько мы счастливые людьми, ведь очень страшно становится, когда представляешь ту несвободу и удушающую атмосферу Темного царства, где Дикой с легкостью мог ударить, а Кабанова и того хуже. Ее смысл жизни заключается в том, как бы лишний раз кого-нибудь запугать или унизить. В пьесе Островского мы видим безвольное существо в лице сына Кабановой Тихона. Это плод Домостроя, когда во всем и везде нужно подчиняться своим родителям. Видим мы и Бориса, племянника Дикого, что не смог вырваться из мира условностей. Он не смог поступить как велит сердце, а живет и действует как положено.

В пьесе Гроза есть и женские образы. Так, мы видим лихую Кабанову. Есть в произведении и ее дочь с сильным характером, поэтому получалось у нее изворачиваться и быть циничной.

Одним из самых ярких образов пьесы Островского Гроза является образ Катерины. Это единственно живой персонаж, который может любить. Катерина — луч света в мире, где живут наши герои. В этом темном царстве, где не смогла жить героиня, выбрав для себя смерть.

Если говорить о названии произведения, то смысл неоднозначный, и тут я отмечу, что смысл названия произведения зависит от самих героев. Так, из-за своей любви к другому, из-за измены, у Катерины бушует гроза в душе. Кулигин в грозе видит невежество людей, с которым нужно бороться. Для Тихона гроза — это его мать, которой он подчиняется. Для Бориса представляется людская гроза, людская молва, которая страшнее природного явления, поэтому он бежит, оставив Катерину. Но не все так плохо. Назвав свое произведение Гроза, Островский показал нам, что вскоре грядут перемены, ведь после каждой грозы выходит солнце и оно обязательно появится из-за туч и в этот раз.

Н.А. Некрасов, в своем высказывании «Душно! Без счастья и воли…» очень точно подбирает слова «воля» и «счастье», давая понять, что одно не может существовать без другого. Но что же такое «воля»? Физическая ли свобода, материальная независимость или собственное мнение.

В пьесе «Гроза» А.Н. Островского Катерина вопрошает: «Отчего люди не летают?» После оскорблений и унижений Кабанихи она стремится ввысь, туда, где молочно-белые облака приобретают волшебные очертания, где свобода и простор. Простор… не это ли воля? Нет цепей, ограничений, только пара крыльев и звонкий смех. «Отчего люди не летают так, как птицы?» - повторяет Катерина, получая в ответ от Варвары лишь удивленное: «Ты что выдумываешь-то?». Катерина не вольна в своем выборе.

А что же такое счастье?

«Счастье - это хлеб на столе и здоровая семья», - говорил Карамзин.

Безусловно, для каждого счастье свое. Но для всех одинаково тосклива жизнь без того, что он под счастьем подразумевает. Любовь, семья, здоровье и достаток - наверное, главное в этой жизни. Но зачем же тогда воля?

А воля - это и есть возможность свое счастье сотворить, заработать. Если мы вновь обратимся к пьесе А.Н. Островского «Гроза», то найдем там следующие слова Кулигина: «Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговоры рассыпать!»

К сожалению, речь здесь идет не только о свободе слова, но и воле вообще. Ведь для каждого она, как счастье, своя. Кулигин «мечтает себе и счастлив». А Борису хочется молодость свою достойно прожить, чтобы он мог своей судьбой управлять. Но нет, тираны кабановы и дикие не дают свободы, не позволяют счастливыми стать.

Причем, проблема тирании актуальна до сих пор. Портреты тиранов настолько универсальны, что и сейчас без труда мы найдем не одну Кабаниху, и, наверное, не один десяток Диких. Такие люди, конечно, не властны надо всеми, но слишком мало тех, кто может противостоять, других же они душат.

«Варвару маменька точила, точила, а та не стерпела, да и была такова, - взяла да и ушла», - рассказывает Тихон. Сестра его - яркий пример тех сильных людей, которых не так-то просто угнетать. Варвара не поддается, не сдается, «ей слово, она десять». Представление о счастье ее отличается от Катерининого. Варваре бы погулять с милым, песни попеть. Ее сравнивают с Катериной, часто в пользу последней, однако, возвышенность и набожность Катерины, так часто превозносимые, привели ее в Волгу, а прагматизм Варвары дал ей иную свободу, более привлекательную.

«С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!» - в отчаянии говорит Тихон перед своим отъездом. Жизнь в семье Кабановых похожа на тюрьму, заключение. Ведь не только Катерине и Варваре, но и Тихону нелегко жить под началом матушки. Она - указ всем и во всем. Тихон старается угождать ей, но и у него не всегда это выходит.

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг», - заверяет Кабанову Тихон. И это относится не только к нему. Ведь даже на признание Катерины повлияло постоянное давление Кабановой, ее властность и презрение. Конечно же, набожность Катерины сыграла главную роль, но и то, что «маменька» постоянно ее тиранила и угрожала сказалось на несчастной девушке: «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

Катерина и остальные угнетаемые персонажи пьесы А.Н. Островского не могут обрести элементарного человеческого счастья, ибо не позволяют им жить по их желанию люди, которые считают себя достойными управлять чужими судьбами. Воля ведь она гораздо важней, чем представляется нам. И пока не отберут ее у человека, не начнет он ценит этого дара.

«Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что кабы моя воля, каталась бы теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…»

Катерина очень точно описывает то ощущение беспокойства и неясной тревоги, даже беспомощности, которое вызывает в ней ее судьба. И кажется, что уж и вздохнуть она не вольна без позволения «маменьки».

Счастье - это не редкий дар. Счастье - это то, чего человек может достичь сам. Но нет воли, и жизни счастливой не будет. Поэтому важно ценить свою свободу, помнить, что она дает нам возможность трудиться и заработать спокойную, радостную жизнь.

Да, людей часто угнетают; так было всегда и будет продолжаться еще долго. Но важно не забывать о том, что с этим можно бороться. Бороться по-разному, но, в любом случае, добиться своего. Никто не властен над твоей судьбой, кроме тебя самого - если не забывать этой истины, которую нам постоянно напоминают писатели, можно найти свое счастье.


Написанная в 1859 году А.Н. Островским драма "Гроза" поистине является вершиной его зрелого творчества. Произведение вошло в цикл пьес о "тёмном царстве", здесь драматург не просто описал тёмные и светлые начала, но и показал их взаимодействие. На основе собственных наблюдений за коренным русским населением автору удалось создать пьесу жизни, которая повествует нам о судьбах молодого поколения и героями которой стали обыкновенные люди, такие как купцы, их жены и дети, а также мещане и чиновники. Действующие лица, их характеры и взгляды выражены в драме очень точно, но самым ярким является образ Катерины, главной героини. Такие персонажи, как Дикой и Кабаниха, представляют тёмную сторону. А Катерина, как писал Добролюбов, подобна "лучу света в тёмном царстве". Катерина стала тем самым лучом потому, что только она, на первый взгляд слабая и беззащитная девушка, выступила с протестом, и этот протест удался.

На вопрос, почему так происходит, есть ответ: всё дело в характере героини, в силе этого характера и в его слабости.

Катерина - мечтательница. "Знаешь, мне иногда кажется, что я птица". И её действительно можно считать такой. "Вольной птичкой" она была раньше, когда жила не тужа: занималась тем, чем хотела, а маменька в ней души не чаяла, наряжала как куклу, "работать не принуждала". Счастливое время проходит, и птицу сажают в клетку. Катерина выходит замуж не по любви, и это ей стоит дорого. Её страдания начинаются в доме Кабановых.

"Я у вас завяла совсем", - говорит девушка Варваре. По-другому здесь и быть не могло: постоянные розни между домашними, скверный характер свекрови и постоянное осуждение со стороны. Катерина не может жить в таком "тёмном царстве", поэтому пытается выжить. Совсем слабой героиню назвать нельзя, так как уже в начале она пускай и не выступает против Кабановой, но уже защищает себя: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю»

Тихая и скромная Катерина показывает и свои сильные стороны. В её характере присутствует цельность и бесстрашие. Впрочем, об этом она знает сама: "Такая я уж зародилась, горячая!" Следом за данной фразой следует рассказ героини о себе, как в детстве, чем-то обиженная, она села в лодку и уплыла по Волге. Девушку отличает стремление к свободе, к свободе от "тёмного царства". В разговоре с Варварой её просто не узнать. "Отчего люди не летают?" Собеседница не поняла слов Катерины и посчитала их странными, но для самой Катерины это имеет большое значение. Ей приходится очень тяжело в доме Кабановых, и она хочет покинуть это место. Хочет, но не может. Хочет, как птица, взмахнуть крыльями и улететь, но не может. Потому что люди не умеют летать. Добролюбовым верно подмечена "сосредоточенная решительность Катерины". И действительно, ведь она на всё готова ради свободы, или хотя бы её глотка. Она готова взлететь, чтобы не жить у Кабановых. Готова каяться всенародно, чтобы не умирать грешницей, чтобы душа её после смерти обрела свободу. Она решительна, хоть и долго грешит сама на себя. Она решила для себя, дала волю своим настоящим чувствам и провела две недели с Борисом, немотря на то, что этот глоток свободы ей дорого обошёлся.

Главную героиню отличает искренность. Она не умеет да и не обманывает не только Варвару, что не любит мужа, но и саму себя. Она честна прежде всего перед собой, что говорит о её духовной чистоте. Как девушка религиозная Катерина очень сильно переживает о своём грехе и боится умереть такой, какой является. Но одновременно она верна своим чувствам, своей любви к Борису. Поэтому мы можем говорить, что Катерина верна своим духовным идеалам. Пытаясь бороться с самой собой, героиня умоляет Тихона взять её с собой, но остаётся непонятой. Тогда она хочет дать клятву верности, но и тут муж остаётся равнодушным. То, чего избежать было нельзя, случается. Но даже в момент встречи с Борисом она продолжает бороться со своей любовью: «Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!» Из этого следует, что Катерина верна своим жизненным принципам, поэтому ей так тяжело сделать выбор между тем, чтобы подавить в себе любовь и тем, чтобы отдаться ей целиком. Одержав победу над собой, она открывает в себе способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного. Страх отходит на второй план: "Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?” Но страх за содеянное и страх умереть с грехом, не покаявшись, сделали своё дело. Сумасшедшая старуха, неожиданное появление Бориса и вновь начавшаяся гроза пугают Катерину ещё больше, и она признаётся перед всеми.

Свою судьбу героиня решила сама. Она падает не от удара грома, а сама бросается в омут. Катерина считает, что жить с грехом на душе - ещё тяжелее, чем не жить. "«Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше…", - рассуждает она. Сделав окончательный выбор, героиня бросается с обрыва и кончает жизнь самоубийством. С одной стороны, такой поступок - проявление слабости характера Катерины, и этот поступок делает её побеждённой. Но с другой - великое мужество, наверное, требуется, чтобы принять такое решение и осуществить задуманное. Даже Тихон ей позавидовал: "«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Недаром вконце пьесы Кулигин убегает, а Тихон начинает осознавать, что и Кабанова была не права по отношению к Кате: "Вы её погубили! Вы! Вы!" Главная Героиня свела счёты сама с собой, наказав себя, но одержала нравственную победу над "тёмным царством", пошатнув давно устоявшиеся рамки общества.

Катерина оказалась простой девушкой с непростым характером. То, что является её слабостью, в то же время есть её сила. Она вольнолюбива, её отличают независимость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества, что делает её духовно чистой. Катерина действительно является "лучом света" в "тёмном царстве".