Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник. Презентация на тему "кавказский пленник" Готовый проект толстой кавказский пленник

Кавказ

в жизни

и творчестве

Л.Н. Толстого

Работу выполнила

ученица 10 «А» класса

МКОУ СОШ № 6 пос.Затеречный

Кислякова Елена

Руководитель – Краюшкина И.В.



ГИПОТЕЗА : Кавказ оказал большое влияние на становление личности Л. Н. Толстого, что нашло отражение в его творчестве

ЦЕЛИ :

  • выяснить влияние пребывания на Кавказе на мировоззрение Л.Н.Толстого,
  • определить, как тема Кавказа нашла отражение в его творчестве

МЕТОДЫ : поиск дополнительного материала, анализ, обобщение.


МОЁ ИССЛЕДОВАНИЕ:

  • Пребывание Л.Н.Толстого на Кавказе.
  • Интерес к фольклору и быту кавказцев.
  • Кавказский цикл его творчества.

ВЫВОД:


Я УЗНАЛА :

В сороковые годы 19 века – в период подъема русской демократической мысли - молодым офицером приехал Толстой на Кавказ. Он жил в Чечне с мая 1851 по январь 1854 года - практически постоянно в среде чеченцев и казаков, среди которых завел немало друзей. В дневниках и письмах этого периода – свидетельства глубокого интереса Толстого к жизни чеченцев. Он стремился «понять духовный строй местных народов», их нравы и обычаи, вынести собственные суждения.

Толстой, несомненно, оглядывался назад и воспринимал Пушкина и Лермонтова как своих предшественников. О любви к Кавказу он говорил в 1854 году в выражениях, буквально совпадающих со стихами Лермонтова (из вступления к "Измаил-бею"): "Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью”.

О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество, Толстой писал в 1859 году: «... Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время... И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением».

Я УЗНАЛА :

В 1852 году он записал две чеченские народные песни – со слов своих друзей-чеченцев Садо Мисирбиева и Балты Исаева. Эти и другие записи впоследствии он использовал в своих произведениях.

В декабре 1852 года Толстой отправил с Кавказа в петербургский журнал "Современник", прогрессивный в самый популярный журнал того времени, свой первый военный рассказ - "Набег". До того в сентябрьском номере журнала была напечатана повесть "Детство". Когда в "Современнике" появился следующий кавказский рассказ Толстого "Рубка леса", редактор журнала Н. А. Некрасов писал И. С. Тургеневу; "Знаешь ли, что это такое? Это очерки разнообразных солдатских типов (и отчасти офицерских), т. е. вещь, доныне небывалая в русской литературе. И как хорошо!"


Я ОПРЕДЕЛИЛА:

В годы службы на Кавказе Толстой много внимания уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора.

Любовь к Кавказу, глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли отражение во многих произведениях Толстого.

Размышления Толстого о судьбе горцев легли в основу кавказского цикла его творчества («Набег. Рассказ волонтера», «Рубка леса. Рассказ юнкера», «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный», «Записки маркера», «Записки о Кавказе. Поездка в Мамакай-Юрт»).

На Кавказе Толстой своими глазами увидел войну и людей на войне. Здесь же он узнал, как может устроиться крестьянская жизнь без крепостной зависимости от помещика.


Я ОПРЕДЕЛИЛА:

В кавказских рассказах складывался общих взгляд писателя на жизнь, на войну в мир - иными словами, философия бытия, воплощенная в художественных образах. Война и мир резко противопоставлены, и война осуждена, потому что это - разрушение, смерть, разъединение людей, вражда их друг с другом, с красотой всего "божьего мира".

На Кавказе была впервые выработана толстовская философия любви и самоотвержения - а ведь это самые заветные чувства русского человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБЩИЙ ВЫВОД -

Кавказ оказал большое влияние на формирование взглядов писателя и нашёл отражение в творчестве.


РЕСУРСЫ:

  • http://elbrusoid.org/content/liter_theatre/p137294.shtml - Песни горцев
  • Независимая газета от 01.06.2001 Оригинал: http://www.ng.ru/style/2001-06-01/16_song.html
  • "Повести и рассказы" Л Н Толстой, Москва, "Художественная литература", 1981г, серия "Классики и современники".
  • «Лев Толстой», очерк жизни и творчества; К.Н.Ломунов, издание 2-е, Москва, изд. «Детская литература», 1984 год
  • К. Кулиев «Поэт всегда с людьми», М., 1986 год

Cлайд 1

Cлайд 2

«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».

Cлайд 3

«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»

Cлайд 4

«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает». « С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».

Cлайд 5

«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

Cлайд 6

«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».

Cлайд 7

Жилин Костылин Мать Дина Мать Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта

Cлайд 8

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. добрый (думает о матери); надеется на себя; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам; великодушный, простил Костылина. ЖИЛИН КОСТЫЛИН слабый человек, не себя не надеется; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей. ДИНА добрая, стремиться помогать людям; способна на самопожертвование. ТАТАРЫ работящие; способны понять и оценить хорошего человека

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой

"Кавказский пленник"

Слайд 2

«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».

Слайд 3

«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»

Слайд 4

«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает».

« С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».

Слайд 5

«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

Слайд 6

«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».

Слайд 7

Жилин Костылин Мать Дина Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта

Слайд 8

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

добрый (думает о матери);

надеется на себя;

деятельный человек;

сумел прижиться в ауле;

работящий, не может сидеть без дела;

всем помогает, даже своим врагам;

великодушный, простил Костылина.

ЖИЛИН КОСТЫЛИН

слабый человек, не себя не надеется;

способен на предательство;

раскис, упал духом;

не принимает других людей.

добрая, стремиться помогать людям;

способна на самопожертвование.

ТАТАРЫ работящие;

способны понять и оценить хорошего человека

Лев Николаевич Толстой 1828-1910

Жилин и Костылин –

два разных характера

Кавказский пленник

Как будем работать на уроке

  • Читать внимательно
  • Писать грамотно
  • Говорить внятно, доступно
  • Слушать внимательно

Приподнятое

Готов к сотворчеству

строки биографии писателя, содержание 1 части рассказа, что такое антитеза

анализировать прочитанное, выражать свои мысли, оценивать поступки героев, работать в группе

Что я вижу, что я слышу, что чувствую, услышав слово Кавказ?

Настраиваемся на работу

Зарядка для мозга Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?

Действие рассказа разворачивается в горах Кавказа

Толстой намекает, что взят был в плен Жилин не только физически, но и душевно

Почему на уроке, посвященном рассказу Л.Толстого, присутствуют изображения А.Пушкина, М Лермонтова? Лови ошибку!

В творчестве большое значение имеет тема жестокости и войны

Великий писатель Л.Н.Толстой вырос в Ясной Поляне недалеко от Москвы

Там же в своём доме он организовал школу для крестьянских ребятишек

Рассказ “Кавказский пленник” был написан для взрослых

В своих кавказских рассказах Толстой приукрашивает, изображая горцев

Толстой уважительно относился к горским народам, и их обычаям и образу жизни

Он верил, что вражда между народами будет продолжаться

История рассказа

Лев Толстой

и Садо Месербиев – два кунака

Лексическая работа

взятый в плен, невольник

Антитеза –

Пленник –

Пленять –

это противопоставление

1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить

взятый в плен, невольник

1) то, что было в действительности, происходило на самом деле

2) рассказ о действительном событии, происшествии

Полёт орла Физминутка для глаз

Спасибо зарядке!

Глазки в порядке

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Работа в группах

  • Опишите, как начинается поездка Жилина и Костылина
  • Анализируйте , как внешность, фамилии Жилина и Костылина помогают понять характер героев.
  • Сравните, как ведут себя Жилин и Костылин, когда замечают татар
  • Аргументируйте, хорошо это или плохо, что Жилин и Костылин решают оторваться от обоза

Чем объяснить, что в одинаковых условиях два человека ведут себя по-разному?

Пятистишие или синквейн

Костылин

  • 1 имя существительное
  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме
  • 1 слово – синоним к первому слову
Авторский стул

Обсудите в группах работы, выберите одну наиболее интересную

Рефлексия Как мы работали на уроке? Что мне стало понятно из прочитанных глав рассказа? Как я оцениваю поступки героев? Чему мы научились? Интернет ресурсы http://fanread.ru/img/g/?src=11235040&i=260&ext=jpg http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/4194dd05.jpg&percenta=1.00 http://museumpsk.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/111/498750_photoshopia.ru_251_zaron_p._a._s._pushkin_na_severnom_kavkaze.jpg https://a.wattpad.com/cover/25475816-368-k327538.jpg https://a.wattpad.com/cover/49226435-368-k629910.jpg http://www.krimoved-library.ru/images/ka2002/1-3.jpg http://rostov-text.ru/wp-content/uploads/2016/04/sado.jpg https://static.life.ru/posts/2016/07/875153/35fc09a2dae9b33985e6472f3a8a2bca__980x.jpg http://s1.iconbird.com/ico/2013/6/355/w128h1281372334739plus.png http://www.iconsearch.ru/uploads/icons/realistik-new/128x128/edit_remove.png http://feb-web.ru/feb/lermenc/pictures/lre166-1.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/53.jpg http://russkay-literatura.ru/images/stories/rus-literatura/lev_tolstoj_kavkazskij_plennik_byl.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/50.jpg