Кавказ
в жизни
и творчестве
Л.Н. Толстого
Работу выполнила
ученица 10 «А» класса
МКОУ СОШ № 6 пос.Затеречный
Кислякова Елена
Руководитель – Краюшкина И.В.
ГИПОТЕЗА : Кавказ оказал большое влияние на становление личности Л. Н. Толстого, что нашло отражение в его творчестве
ЦЕЛИ :
- выяснить влияние пребывания на Кавказе на мировоззрение Л.Н.Толстого,
- определить, как тема Кавказа нашла отражение в его творчестве
МЕТОДЫ : поиск дополнительного материала, анализ, обобщение.
МОЁ ИССЛЕДОВАНИЕ:
- Пребывание Л.Н.Толстого на Кавказе.
- Интерес к фольклору и быту кавказцев.
- Кавказский цикл его творчества.
ВЫВОД:
Я УЗНАЛА :
В сороковые годы 19 века – в период подъема русской демократической мысли - молодым офицером приехал Толстой на Кавказ. Он жил в Чечне с мая 1851 по январь 1854 года - практически постоянно в среде чеченцев и казаков, среди которых завел немало друзей. В дневниках и письмах этого периода – свидетельства глубокого интереса Толстого к жизни чеченцев. Он стремился «понять духовный строй местных народов», их нравы и обычаи, вынести собственные суждения.
Толстой, несомненно, оглядывался назад и воспринимал Пушкина и Лермонтова как своих предшественников. О любви к Кавказу он говорил в 1854 году в выражениях, буквально совпадающих со стихами Лермонтова (из вступления к "Измаил-бею"): "Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью”.
О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество, Толстой писал в 1859 году: «... Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время... И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением».
Я УЗНАЛА :
В 1852 году он записал две чеченские народные песни – со слов своих друзей-чеченцев Садо Мисирбиева и Балты Исаева. Эти и другие записи впоследствии он использовал в своих произведениях.
В декабре 1852 года Толстой отправил с Кавказа в петербургский журнал "Современник", прогрессивный в самый популярный журнал того времени, свой первый военный рассказ - "Набег". До того в сентябрьском номере журнала была напечатана повесть "Детство". Когда в "Современнике" появился следующий кавказский рассказ Толстого "Рубка леса", редактор журнала Н. А. Некрасов писал И. С. Тургеневу; "Знаешь ли, что это такое? Это очерки разнообразных солдатских типов (и отчасти офицерских), т. е. вещь, доныне небывалая в русской литературе. И как хорошо!"
Я ОПРЕДЕЛИЛА:
В годы службы на Кавказе Толстой много внимания уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора.
Любовь к Кавказу, глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли отражение во многих произведениях Толстого.
Размышления Толстого о судьбе горцев легли в основу кавказского цикла его творчества («Набег. Рассказ волонтера», «Рубка леса. Рассказ юнкера», «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный», «Записки маркера», «Записки о Кавказе. Поездка в Мамакай-Юрт»).
На Кавказе Толстой своими глазами увидел войну и людей на войне. Здесь же он узнал, как может устроиться крестьянская жизнь без крепостной зависимости от помещика.
Я ОПРЕДЕЛИЛА:
В кавказских рассказах складывался общих взгляд писателя на жизнь, на войну в мир - иными словами, философия бытия, воплощенная в художественных образах. Война и мир резко противопоставлены, и война осуждена, потому что это - разрушение, смерть, разъединение людей, вражда их друг с другом, с красотой всего "божьего мира".
На Кавказе была впервые выработана толстовская философия любви и самоотвержения - а ведь это самые заветные чувства русского человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБЩИЙ ВЫВОД -
Кавказ оказал большое влияние на формирование взглядов писателя и нашёл отражение в творчестве.
РЕСУРСЫ:
- http://elbrusoid.org/content/liter_theatre/p137294.shtml - Песни горцев
- Независимая газета от 01.06.2001 Оригинал: http://www.ng.ru/style/2001-06-01/16_song.html
- "Повести и рассказы" Л Н Толстой, Москва, "Художественная литература", 1981г, серия "Классики и современники".
- «Лев Толстой», очерк жизни и творчества; К.Н.Ломунов, издание 2-е, Москва, изд. «Детская литература», 1984 год
- К. Кулиев «Поэт всегда с людьми», М., 1986 год
Cлайд 1
Cлайд 2
«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».Cлайд 3
«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»Cлайд 4
«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает». « С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».Cлайд 5
«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».Cлайд 6
«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».Cлайд 7
Жилин Костылин Мать Дина Мать Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота добротаCлайд 8
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. добрый (думает о матери); надеется на себя; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам; великодушный, простил Костылина. ЖИЛИН КОСТЫЛИН слабый человек, не себя не надеется; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей. ДИНА добрая, стремиться помогать людям; способна на самопожертвование. ТАТАРЫ работящие; способны понять и оценить хорошего человекаСлайд 1
Лев Николаевич Толстой
"Кавказский пленник"
Слайд 2
«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».
Слайд 3
«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»
Слайд 4
«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает».
« С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».
Слайд 5
«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».
Слайд 6
«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».
Слайд 7
Жилин Костылин Мать Дина Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта
Слайд 8
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
добрый (думает о матери);
надеется на себя;
деятельный человек;
сумел прижиться в ауле;
работящий, не может сидеть без дела;
всем помогает, даже своим врагам;
великодушный, простил Костылина.
ЖИЛИН КОСТЫЛИН
слабый человек, не себя не надеется;
способен на предательство;
раскис, упал духом;
не принимает других людей.
добрая, стремиться помогать людям;
способна на самопожертвование.
ТАТАРЫ работящие;
способны понять и оценить хорошего человека
Лев Николаевич Толстой 1828-1910
Жилин и Костылин –
два разных характера
Кавказский пленник
Как будем работать на уроке
- Читать внимательно
- Писать грамотно
- Говорить внятно, доступно
- Слушать внимательно
Приподнятое
Готов к сотворчеству
строки биографии писателя, содержание 1 части рассказа, что такое антитеза
анализировать прочитанное, выражать свои мысли, оценивать поступки героев, работать в группе
Что я вижу, что я слышу, что чувствую, услышав слово Кавказ?Настраиваемся на работу
Зарядка для мозга Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?
Действие рассказа разворачивается в горах Кавказа
Толстой намекает, что взят был в плен Жилин не только физически, но и душевно
Почему на уроке, посвященном рассказу Л.Толстого, присутствуют изображения А.Пушкина, М Лермонтова? Лови ошибку!
В творчестве большое значение имеет тема жестокости и войны
Великий писатель Л.Н.Толстой вырос в Ясной Поляне недалеко от Москвы
Там же в своём доме он организовал школу для крестьянских ребятишек
Рассказ “Кавказский пленник” был написан для взрослых
В своих кавказских рассказах Толстой приукрашивает, изображая горцев
Толстой уважительно относился к горским народам, и их обычаям и образу жизни
Он верил, что вражда между народами будет продолжаться
История рассказа
Лев Толстой
и Садо Месербиев – два кунака
Лексическая работа
взятый в плен, невольник
Антитеза –
Пленник –
Пленять –
это противопоставление
1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить
взятый в плен, невольник
1) то, что было в действительности, происходило на самом деле
2) рассказ о действительном событии, происшествии
Полёт орла Физминутка для глаз
Спасибо зарядке!
Глазки в порядке
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Работа в группах
- Опишите, как начинается поездка Жилина и Костылина
- Анализируйте , как внешность, фамилии Жилина и Костылина помогают понять характер героев.
- Сравните, как ведут себя Жилин и Костылин, когда замечают татар
- Аргументируйте, хорошо это или плохо, что Жилин и Костылин решают оторваться от обоза
Чем объяснить, что в одинаковых условиях два человека ведут себя по-разному?
Пятистишие или синквейн
Костылин
- 1 имя существительное
- 2 прилагательных
- 3 глагола
- фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме
- 1 слово – синоним к первому слову
Обсудите в группах работы, выберите одну наиболее интересную
Рефлексия Как мы работали на уроке? Что мне стало понятно из прочитанных глав рассказа? Как я оцениваю поступки героев? Чему мы научились? Интернет ресурсы http://fanread.ru/img/g/?src=11235040&i=260&ext=jpg http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/4194dd05.jpg&percenta=1.00 http://museumpsk.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/111/498750_photoshopia.ru_251_zaron_p._a._s._pushkin_na_severnom_kavkaze.jpg https://a.wattpad.com/cover/25475816-368-k327538.jpg https://a.wattpad.com/cover/49226435-368-k629910.jpg http://www.krimoved-library.ru/images/ka2002/1-3.jpg http://rostov-text.ru/wp-content/uploads/2016/04/sado.jpg https://static.life.ru/posts/2016/07/875153/35fc09a2dae9b33985e6472f3a8a2bca__980x.jpg http://s1.iconbird.com/ico/2013/6/355/w128h1281372334739plus.png http://www.iconsearch.ru/uploads/icons/realistik-new/128x128/edit_remove.png http://feb-web.ru/feb/lermenc/pictures/lre166-1.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/53.jpg http://russkay-literatura.ru/images/stories/rus-literatura/lev_tolstoj_kavkazskij_plennik_byl.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/50.jpg