Коллеги! В этом форуме мы обсуждаем и предлагаем интерактивные методики в музейной педагогике! Классный час "музей в чемодане" Выставка в чемодане по краеведению

Мухина Ирина
Отчет о конкурсе «Музей в чемодане»

Идея «Музей в чемодане » для меня оказалась очень интересной, в ней я нашла для себя много полезного.

Наш «музей в чемодане » по размеру небольшой, но у него много достоинств :

Его можно перемещать

Доступность для обыгрывания детьми

Возможность менять тематику

Накопление материала по различным темам и использование как картотеки в различных видах деятельности

Не требует материальных затрат при изготовлении (можно сделать своими руками из старых открыток, карточек, иллюстраций)

Возможность привлечения родителей для оказания помощи в сборе материала

Возможность для детей в дальнейшем выбирать любую тему для игры

Экспонаты-карточки удобно хранить, они не занимают много места.

Мы назвали свой «Музей в чемодане » - «Беседы о Карелии» .

А назвали так потому, что понятие это очень объемное, широкое, вмещает в себя много различных тем. Можно поговорить и рассказать детям и о достопримечательностях Карелии, и о городе Петрозаводске, о животных, птицах, насекомых, растительном мире Карелии, Красной Книге Карелии, памятниках войны и т. д.

Экспозиция, которую представили мы, называется «Животные карельского леса» . На примере этой экспозиции мы хотим показать, как «работает» наш музей в чемодане .

Мы изготовили карточки-экспонаты с изображением животных-обитателей карельского леса. Свой чемодан превратили в лес , туда поместили животных.

Также мы изготовили карточки с достопримечательностями города Петрозаводска и карточки с основными достопримечательностями республики Карелия (водопад Кивач, Кижи, Валаам и др.) . У нас получились мини-макеты города Петрозаводска и Карелии.

Дети с удовольствием помогали мне при изготовлении карточек. Им было интересно рассматривать их, держать в руках и размещать в музее .

Детям было интересно, а это самое главное. Поэтому мы с удовольствием в дальнейшем будем использовать эту идею в своей деятельности.

На сегодняшний день очень выгодное свойство для музея - его мобильность - способствует расширению музейной аудитории. Впервые за 20 - летнюю историю работы музея был разработан проект – выездная экскурсия «Музей в чемодане». Важно то, что музей выезжает в образовательные учреждения и предлагает новую форму знакомства с историей родного края. Экскурсия сопровождается яркими иллюстрациями, демонстрирующимися на проекторе и музейными экспонатами. Экскурсовод приглашает вас заглянуть в «волшебный» чемоданчик или большую старинную шкатурлку и узнать о богатствах нашего края.

Проект «Музей в чемодане», рассчитан на дошкольников и школьников начальных классов. Проект формирует творческую активность ребенка, историческое сознание, развивает у детей эмоции, воображение и фантазию, воспитывает зрительскую и музейную культуру.

Тематика проекта может быть разнообразной. В настоящее время определена тема «Бажовские сказы». Аудитории предлагается вспомнить сказы П.П.Бажова, его героев, названия каменных пород и драгоценных камней. С помощью иллюстраций дети узнают и вспоминают произведения, их содержание и подробности. Далее экскурсовод знакомит детей с минералами. В ходе экскурсии ребята узнают о семействе кварцев, малахите, чароите, яшме, лазурите, амазоните, родоните, агате, пирите. Используется интерактивный метод: каждый ребенок может подержать музейный предмет, рассмотреть его и узнать о легендах, которые сопровождают тот или иной минерал. Далее предлагается творческое задание, в котором участники выражают свои впечатления от увиденного и услышанного. Работая в команде, участник действия развивают навыки общения, свою фантазию, логическое мышление. На основе знаний об истории местности, знакомства с фольклором и народным творчеством возникает уважение к природе родного края и ее богатствам.

Подобная выездная форма работы с детьми достаточно эффективна, поскольку чаще интегрируется с изучаемыми предметами общеобразовательного учебного процесса, позволяет дополнить и расширить знания учащихся. Кроме того, в подготовке и проведении таких уроков участвуют сами дети, приобретая умения и навыки исследования, систематизации и запоминания материала. Такие занятия важно начинать с младших классов, для того чтобы привить интерес к истории родного края, к музею, к творческому познанию.

  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
  • Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!

Анжелика Витальевна Резайкина

Где-то в дальнем углу антресолей

Дермантиновый, пылью покрытый,

Чемоданчик потёртый , забытый.

В нём хранятся обрывки историй.

Музеи действуют в сфере дополнительного образования, куда можно прейти в свободное время, но в наши дни загруженность родителе не всегда позволяет выделить время для походов в музей . Общаясь с детьми понимаешь, что не которые ни разу не были в музее и не и представляют , что это такое. модернизация в системе образования, способствует пониманию необходимости музейной педагогике . Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее . Но к сожалению не во всех садах можно организовать музейное пространство , поэтому хорошим решением проблемы стал "музей в чемодане "

В этом году нашей Российской армии исполняется 100 лет, в связи с чем, в нашем детском саду проводилась акция "Музей в чемодане " С 19 по 22 февраля в каждой группе собирался чемодан , в который помещались предметы быта и досуга членов семьи, прошедших срочную или профессиональную службу (дембельский альбом, предметы быта, форма, письма, фотографии наград и нагрудных документов, грамот, фото самих участников событий.).

В акции активно участвовали наши родители, приносили экспонаты, которые дороги их семье. В чемодан были собраны исторические экспонаты. Дети сами рассказывали об принесенных экспонатах.











Публикации по теме:

«Сладкий мини - музей» Создавая наш мини-музей. Который имеет название «Сладкий музей». Мы хотели привлечь внимание детей к истории возникновения.

Акция «Благодарю» В преддверии таких теплых и радостных праздников, как 23 февраля и 8 марта группа № 2 «Ладушки» присоединилась к Всемирной Акции «Благодарю»,.

Акция «Кормушка» Клуб"Родничек" (Учащиеся первого класса, дети средней группы, учитель, воспитатель, библиатекарь). Ход мероприятия В/учитель.

Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Скоро,скоро,очень скоро наступает Новый год!Время доброго волшебства и сказки. Мы с детками тоже.

Антипина Елена Альбертовна воспитатель МКДОУ№23. г. Сегежа. р. Карелия. С 4 октября по 4 ноября 2017 года в МКДОУ №23 «Калевала» города Сегежи.

1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом) во всем мире проходит социально-информационная акция «Красная ленточка». Красная ленточка -.

МОГИЛЕВ, 24 июн — Sputnik, Мария Зуева. Идея организовать акцию "Музей в каждый двор" родилась у директора Круглянского историко-краеведческого музея Вии Гапаевой. Недавно местные жители подарили музею старый советский чемодан. Он-то и натолкнул на создание необычной выездной экспозиции.

"У нас нет недостатка в посетителях. К нам часто приходят на экскурсии школьники. Но у родителей не всегда есть время привести к нам ребенка, и мы решили пойти к детям сами. Просто пройти по дворам и рассказать о том, как жили наши предки", — рассказала Виа Гапаева.

© Sputnik Мария Зуева

В чемодане собраны предметы быта, музыкальные инструменты, тряпичные куклы-обереги. Экспонаты датированы XIX — первой половиной XX века. Диковинные вещи — иллюстрация обычной жизни белорусской деревни. Но современные дети на вопрос, к примеру, как гладили одежду наши предки, только развели руками. Некоторые и вовсе предположили, что прабабушки и прадедушки ходили в мятом.

© Sputnik Мария Зуева

Однако нехитрые деревянные приспособления — рубель и валек — убедили в обратном. Дети сами попробовали погладить льняную скатерть, и у них получилось. Увлекательным развлечением стала попытка поднять чугунок ухватом. Но особый восторг у детворы вызвали трещотки, бубны и дудки. Каждый был не против сыграть в детском оркестре народных инструментов.

"Я учусь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Видела очень много разных инструментов. Но такие — впервые. Сейчас такого на концерте не увидишь", — поделилась девятилетняя Аня.

© Sputnik Мария Зуева

"Фишка" такой выставки, когда все экспонаты разрешено трогать руками, и притягивает детвору. Этого нет в обычных музеях. Чемоданная же экспозиция максимально удовлетворяет детскую любознательность. Даже сам момент открытия чемодана для этой публики — уже волшебство и чудо.

"Нам рассказали, что подкова раньше была в каждом доме. Чтобы была жизнь счастливая, ее вешали рогами вверх. Как чаша изобилия получалось. А на улице — наоборот. Это как защита от бед", — похвастался новыми знаниями восьмилетний Стас.

Название проекта: «Музей в чемодане»
Цель проекта: создание вокруг ребёнка одухотворённой среды, приобретение личного опыта соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир.

Задачи:
1. Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.

2. Развитие чувства духовности и патриотизма у подрастающего поколения.
3. Воспитание музейной культуры.
4. Выработка навыков общения с музейными предметами.

Введение.

Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.

В последнее время, совершенствуя работу с экспонатами и экскурсантами, музеи активно используют разнообразные инновационные технологии, привлекая к участию посетителей (театрализации, интеллектуальные и ролевые игры, погружения в историческую атмосферу, интегрированные уроки, музейные праздники и т.д.) В своей деятельности они отходят от стереотипа – музея с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.

Одной из интерактивных форм работы с музейными предметами, документами и материалами является так называемая идея создания «музея в чемодане», которая сегодня стала активно внедряться в практику. Экспозиция умещается в одном или нескольких чемоданах с музейными экспонатами, а также рисунками, текстами, фотодокументами, слайдами, фильмами, творческими заданиями. Отобранные вещи и материалы должны легко помещаться в чемодан.

Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами, что очень важно для детей, поскольку они осваивают мир активно и практически.
Рассматривая эту новую форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам).

«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности активно используется для организации выставок, ведения занятий в образовательных учреждениях и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач, стоящих перед современными музеями.

Обоснование проекта:
В нашем школьном музее много материала и экспонатов, рассказать о каждом из них за одну обзорную экскурсию невозможно. Необходимы тематические лекции, а также новые формы проведения лекций и экскурсий. Какую новую форму работы мы можем выбрать для обучающихся нашей школы? Форму игры, так как дети младшего школьного возраста познают мир в процессе игры. Для ребят старших классов нужны иные формы работы. Мы решили наглядно представить экспонаты из фонда нашего музея и рассказать о них аудитории в форме мобильного «Музея в чемодане».
Таким образом, актуальность нашего проекта заключается в популяризации историко-культурного наследия поколений, прививании подрастающему поколению уважения к истории своего края.

Содержание проекта:
Обучающиеся имеют возможность приобщиться к культурным и историческим традициям родного края, соприкоснуться с прошлым через живое восприятие, через реальный предмет – музейный экспонат, стать непосредственным участником действия.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

Участники проекта:
Воспитанники Салемальской школы-интерната, воспитатель.

Сроки реализации проекта:
В течение учебного года.

Механизм реализации проекта:
Программа реализуется воспитанниками и воспитателем с помощью музейных экспонатов, фотодокументов, слайдов, фильмов, творческих заданий.
Методы , использованные в работе над проектом: исследовательский, информационный.

Ожидаемые результаты:
Мы надеемся, что, благодаря проекту «Музей в чемодане», у учеников школы и воспитанников детского сада сформируется интерес к истории родного края, дети научатся обращаться с музейными экспонатами.
Из пассивных слушателей, перейдут в активные, так как проект способствует развитию диалога с экскурсоводом, музейным экспонатом, быть активными, самим принимать участие в исследованиях. Обязательным условием также является коллективный творческий характер вместе со сверстниками в неформальной обстановке.

В основе проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, изучение культурного наследия, взаимодействие учащегося с материальными предметами школьного музея и т.д.

Оценка результатов: Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей.

Уникальность проекта: в том, что теперь музей сам приходит в гости, наши экспонаты можно потрогать, узнать о них новое, придумать о нем сказку или рассказ, исследовать его.

План реализации

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Результат

Опрос воспитанников интерната о смене форм деятельности

Октябрь

2018 года

Воспитанники 3 семьи, воспитатель

Выявление мнений воспитанников о деятельности музея.

Обработка опроса

Ноябрь

2018 года

Воспитанники

3 семьи

Смена экскурсионной работы (передвижная Экскурсия в чемодане) Сбор материала для создания текста экскурсий. Обязательно введен элемент общения со слушателями (вопросы, практические задания).

Отбор экспонатов необходимых для экскурсий, поиск чемодана.

ноябрь

2018 года

Салиндер Е.Н., руководитель,

воспитанники

3 семьи

Найден чемодан.

Отобраны экспонаты для проведения первых экскурсий.

1.Нашему округу – 88 лет!

Декабрь 2018 года

Салиндер Е.Н., руководитель,

воспитанники интерната

3 семьи

Проведена работа в подготовке по теме экскурсии. Проведена экскурсия.

2.Л.В.Лапцуй –«Строка моя-счастливая зарница»

Февраль 2019 года

Салиндер ЕН., руководитель, воспитанники интерната

3 семьи

Март

2019 года

4.Великая Отечественная война;

Май

2019 года

Создание альбома, стенда о деятельности проекта

Май

2019 года

(По мере реализации проекта)

Создание фото-альбомов, стендов по каждой теме экскурсий.

Проведение опроса о проделанной работе

Май

2019 года

Воспитанники интерната

Оценка проекта


Оценка результатов

Оценка проекта будет осуществляться на основе анализа проведенного опроса, отзывов слушателей, мониторинга публикаций в СМИ.

На данный момент проведена экскурсия