Михаил казиник играет для дельфинов. Михаил Казиник: «Классическая музыка формирует мозги. Почему в принципе случаются такие конфликты

"Музыка, это великий договор с Творцом"

«Я не популяризатор музыки или какого-либо другого вида искусства. Я не рассказываю ни анекдотов, ни шуток, не пытаюсь упростить восприятие музыки. Те, кто занимается этим, уничтожают ее. У меня совершенно иная задача – духовно настроить человека на ту волну, на то излучение, которое исходит от творений искусства: поэзии, музыки, литературы… Всякое великое искусство – это передатчик, а человек, который не настроен на его частоту, – испорченный приемник. Я его ремонтирую».

М. Казиник

Михаил Казиник родился в 1951г.Санкт Петербурге (Ленинграде). В 1953 году семья переехала в Витебск.

В 1958 году поступил в Витебскую музыкальную школу №1 по классу скрипки, продолжив в 1968 году обучение в музыкальном училище, и затем в 1970 поступил в Белорусскую Государственную консерваторию в Минске, которую закончил в 1975 году в классе профессора М.М. Гольдштейна. Параллельно с обучением в БГК, Михаил Казиник (дале МК) брал уроки у профессора М.И.Ваймана в Петербургской консерватории, а также принимал участие в региональных и международных конкурсах.

Свою лекторскую деятельность МК начал в возрасте 15 лет. За первым успехом последовал ряд предложений из разных городов и университетов Витебска, Минска и Петербурга. Начиная с этого периода, география лекторской деятельности МК постоянно расширялась, охватывая различные регионы Советского Союза, Прибалтики, Восточной и Западной Европы и затем США.

Вместе с географией его поездок стал расширяться круг аудитории. C 1975 по 1990 год выступления МК стали проводиться в форме регулярных лекций и абонементных серий лекций-концертов в 17 городах Советского Союза, включая Минск, Кострому, Сумы, Витебск, Гродно, Краснодар, Сочи, Кировоград, Киев, Каунас, Москву.

Эти лекции-концерты были встречены большим энтузиазмом не только студенческой аудиторией школ и университетов, но также различными категориями слушателей, включая весь спектр от академической и филармонической публики до выступлений по специальным проектам в колониях для малолетних преступников.

В этот период свою музыковедческо-лекторскую работу МК успешно сочетал с исполнительской деятельностью, выступая на различных филармонических и концертных сценах страны.

В родном городе Минске, МК-ом был создал десятилетний абонемент, благодаря которому МК взрастил два потока детей посещавших концертный зал с 6-7 летнего возраста до 16-17лет.

Также был создал многолетний абонемент в Сельскохозяйственной Академии города Горки, куда приезжали крупнейшие оркестры и музыканты.

Эффект и резонанс подобной деятельности был огромен. Залы на выступлениях МК всегда были заполнены до предела. Часто, в виду большого количества желающих, в каждом из городов приходилось давать по два концерта в день.

Секреты успеха МК в работе с аудиторий, вероятно, следует искать в разработанном им методе вовлечения аудитории в процессе лекции. Музыка (как и искусство вообще) в понимании МК – это мощный «источник вибрирующей энергии». Человек – «приёмник этой энергии». Свою задачу МК видит не столько в информативном аспекте, сколько в умении прочувствовав самому, «настроить аудиторию на волну исполняемого произведения; (...) соотнести, волны приёмника и передатчика». По убеждению МК, результатом подобной координации «момент восприятия музыкального произведения становится необычайно острым и интенсивным; (...) если существует гениальное творчество, то также должно существовать гениальное сотворчество, то есть, острое и глубокое восприятие; (....) сформировать такое восприятие – и есть задача говорящего об искусстве» Таким образом «.....слушатель из ранга любителя музыки переходит в ранг «гения восприятия».

С 1991 МК резидент Швеции. С этого периода начинается его активная музыкально-просветительская деятельность на западе. В шведских газетах МК часто называют «Апостолом Культуры» (Vastmanlands Folkblad, 11 jan 2001)

С 1993 года начинается многолетнее сотрудничество МК с режиссёром Юрием Ледерманом. В период с 1993 по 2004 год ими была осуществлена постановка большого количества спектаклей в Стокгольме. В их числе один из самых взрывных спектаклей в истории шведского театра «Моцарт версус Сальери». А также – «Вместо Чайки», «Пространство «Кармен», «Пространство Маски», Записки сумасшедшего, « Государь» и др. Также на этот период приходится большое количество концертов самого разнообразного содержания.

В 1997 году профессор Института Драмы, писательница Агнета Плейель приглашает МК в качестве гостевого профессора провести проект в течении двух полугодий 1997-98 учебного года. Проект предназначался для личного состава педагогов и студентов института. Лекции-концерты освещали историю музыки. Наряду с лекциями проводились семинары со сценаристами, писателями, режиссёрами и студентами.

ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1958 -1968: Музыкальная школу №1, классу скрипки, Витебск, Белоруссия

1968 -1970: Музыкальное училище, Витебск

1970 - 1975: Белорусская Гос Консерватория (БГК), класс проф. М.Гольдштейна.

1971 - 1975: Занятия с профессором Петербургской консерватории М.М.Вайманом

НАГРАДЫ, ПОЧЁТНЫЕ СТЕПЕНИ

1970: Первая Премия на международном конкурсе Министерства Культуры Белорусии посвященного 200-летию со дня рождения Бетховена. Конкурс проводился для студентов консерваторий Восточной Европы, в рамках международной конференции посвященной творчеству Бетховена.

1986: Всесоюзное музыкальное общество под председательством Ирины Архиповой присваивает М.Казинику звание Музыковеда Высшей Категории.

2012: Звание Почётного члена Европейской Славянской Академии Литературы и Искусства Болгарии.

2010: Вице-президент МАПП Международная ассоциация писателей и публицистов.

2012: Почётный Доктор RISEBA.

(Рижская Международная Высшая Школа Экономики)

КОНЦЕРТН0 - ЛЕКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1973 - Солист и Лектор-Музыковед Белорусской Государственной Филармонии

1975 -1990: Лекции-концерты по городам городам СССР и Прибалтики

1991: Начало концертно-просветительской деятельности в Швеции.

1993 - 2004: Сотрудничество с театром-студией ”Teater Studio Ledermann”

Постановка большого количества спектаклей. В их числе:

«Моцарт и Сальери», «Вместо Чайки», «Пространство «Кармен»,

«Пространство Маски», «Записки сумасшедшего», «Государь» и др.

1997: Гостевой профессор при Стокгольмском Институте Драмы.

педсостава и студентов института. По инициативе и приглашению

проф. Института Драмы, писательницы Агнеты Плейель.

1997 - 2003: 50 бизнесконференций, посвящённых связи культуры, искусства и

бизнеса для представители крупнейших компаний Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании.

1999 - 2002: Трёхлетний проект-эксперимент совместно с Smalands Мusik och teater. За период проекта состоялись встречи с более 100 000 школьников региона; проведено более 1000 просветительских концертов. В проекте также принимали участие: местный театр, оркестр, солисты. Эффект проявился в тысячах отзывов и писем, рисунков и стихов.

2005: Музыкальный эксперт Нобелевского концерта

2003: Ежегодные конференции врачей на острове Готланд (Висби)

конференция директоров школ страны (под эгидой правительства

2013: A series of Concert-lectures in Boston and Chicago.

СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ, КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ

1985: Советская музыка, №8 («Нужны активные поиски»

№ 11 («Специалисты, отзовитесь».)

1986: «Музыка в школе» № 1 («Ребёнок и музыка»)

2005: Тайны Гениев, Издательство «ДиАр», Петербург

2007 Тайны гениев 2 или Волновые пути к музыке

2010 Тайны гениев – две книги в одном томе.

2012: GENIERNAS HEMLIGHETER, Stockholm-Riga

2013: « Приобщение Слово, Музыка, Жизнь»

В печати. Выход в свет – июль, 2013

Цикл статей для газеты «Вечерний Петербург»

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1998 - 1999: «Казиник, Бог и Дьявол », режиссёр П. Мейер, Швеция

2-я премия на Стокгольмском международном фестивале документальных фильмов.

2004 - 2007: Российский режиссёр-документалист Игорь Шадхан совместно с

режиссёром Натальей Кугашовой предложил МК осуществить

крупнейший кинематографический проект – создания 60 фильмов

освещающих значительные явления музыкального (и не только

Вы знаете, как привлечь дельфинов с помощью скрипки? Какой город имел в виду Гоголь, когда писал поэму «Мертвые души», или какие смыслы вкладывал в свое произведение Пушкин? Как химику объяснить любую реакцию с помощью пианино? Это и многое другое рассказал и показал на мастер-классе в Казанском федеральном университете Михаил Казиник.

Известный искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель и один из самых эрудированных людей нашего времени встретился с преподавателями и студентами в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ. Творческую встречу посетил ректор КФУ Ильшат Гафуров .

Казиник является почетным членом Европейской славянской академии литературы и искусства болгарии, почетным доктором RISEBA (Рижская международная высшая школа экономики). Ежегодно он выступает с мастер-классами в ведущих университетах мира, и кстати, после выступления в КФУ у спикера запланировано выступление в Принстонском университете, США.

Спикер во время всего мастер-класса говорил очень эмоционально и воодушевленно, а также порадовал слушателей своей игрой на скрипке. За короткое время Михаил Семенович постарался более полно осветить тему выступления «Педагогика как театральное искусство».

Эйнштейн в одном из частных писем, которое спикер лично читал в Принстоне, пишет: «Если бы не было фуг Баха, я бы никогда не догадался, что E=mc2»

«Бах — мозг планеты Земля! Ни один человек, мыслящий структурно, не может обойтись без Баха, потому что это есть подлинная структура. Многие великие деятели занимались музыкой: Бейгельман был чудесным скрипачом, Макс Планк играл на рояле, Эйнштейн на скрипке», — эмоционально начал спикер.

Большой фрагмент выступления Казиника в КФУ был посвящен теме музыки. Он даже исполнил на скрипке мелодию, которую когда-то сыграл, чтобы привлечь дельфинов в Средиземном море. Он утверждает, что у этих млекопитающих самый совершенный «интернет».

«Если дельфин хочет передать привет своей возлюбленной, он передает сигнал, который может слышать только она. А если он хочет всем рассказать, что он ее любит, он делает «рассылку». Тогда все дельфины поздравляют покрасневшую от смущения дельфиниху. Это невероятно!» — делится Казиник.

Благодаря вопросу из зала спикер затронул тему принципов волнового влияния и их универсальность. Михаил Казиник утверждает, что все в мире взаимосвязано и построено на пропорциях Фибоначчи и золотом сечении. Можно с помощью пианино показать, как проходят химические реакции, сыграв Бородина.

Гость много шутил, рассказывал анекдоты, читал отрывки из произведений Лермонтова, Пушкина, Крылова и Гоголя. Причем многие слушатели, а в их числе были и филологи, услышали благодаря спикеру новые акценты в хорошо известных произведениях.

На примере «Сказки о попе и работнике его Балде» он показал гениальность русского писателя и поэта Пушкина в передаче звуков, характеризовавших героев. Также спикер рассказал, почему Гоголь предпочитал сам читать публике свое произведение «Мертвые души» публике. Он хотел посмотреть на реакцию. Люди смеялись, когда слышали первые слова — «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка..» Почему? Когда писатель хотел зашифровать город, он писал N, а у Гоголя действие поэмы разворачивается в губернском городе NN, что наводило слушателей на мысли о Нижнем Новгороде, который соответствует данным инициалам. Таким образом, для всех место пребывания Чичикова становилось очевидным, хотя и напрямую не указывалось.

Михаил Казиник рассказал также о церемонии вручения Нобелевской премии 2005 года, где он выступил в качестве музыкального эксперта Нобелевского концерта. Он был поражен, что люди слушают Нобелевский концерт, а не Киркорова или Стаса Михайлова. На примере одного события он раскрыл несколько характерных историй вокруг церемонии.

Лектор на мастер-классе напомнил студентам и преподавателям КФУ о том, что все в мире взаимосвязано, что в каждом великом произведении есть формула, золотое сечение, что мир удивителен и глубок в восприятии.

Михаил Казиник прямиком из Казани направился с концертами и мастер-классами еще в 9 стран, но «подразнил» местную аудиторию, не исключив, что будут еще встречи, попросив лишь подготовить к следующему разу пианино.

Виктория Елфимова

Джеймс Оуэн

Дельфин мама учит дочерей использовать орудия труда

Когда исследователи впервые увидели нечто странное на морде дельфина в Заливе Шарк в Западной Австралии, они подумали, что это массивная опухоль. Теперь они говорят, что это первое свидетельство культуры использования инструментов у морских млекопитающих.

Непонятное "нечто" оказалось морской губкой, оторванной от морского дна. Позже в Заливе Шарк наблюдали и других дельфинов бутылконосов с губками в клювах, как оказалось, они использовали их как инструмент для ловли рыбы.

Исследователи сообщают об этой необычной технике охоты, изобретенной одной самкой, которая теперь передается от матери к дочери.

Основывая свои результаты на генетическом анализе, ученые предлагают, что так называемое "губковое" поведение представляет собой первый известный пример, связанной с орудием культуры у животных семейства китовых. Животные семейства китовых - группа главным образом морских животных, включая китов и дельфинов.


Вопрос о том, являются ли животные, подобно людям, способными к культуре, горячо обсуждался в последние десятилетия. Все больше исследователей предполагает, что некоторые популяции животных действительно изобретают поведение, которое передают другим поколениям.

Помимо людей, лучшее свидетельство определенной культуры - заключающейся в сложном индивидуальном поведении, формирующимся в локальных популяциях и передающимся дальше с помощью обучения - это культура шимпанзе.

Статья, изданная в журнале "Природа" в 1999 году суммировала результаты различных долгосрочных полевых исследований, включая работы известного приматолога Джейн Гудол. Исследование нашло существенные культурные вариации в диких поселениях шимпанзе, с 39 поведенческими паттернами, специфическими для отдельных групп. Пятнадцать паттернов касались добывания корма с помощью инструментов, типа исследования муравейника с помощью палки и раскалывания орехов камнями.


Материальная Культура

Новые исследования говорят, что использование морской губки дельфинами бутылконосами в Западной Австралии лучше всего объясняется как форма культуры.

"Мы полагаем, что они используют [морские губки], чтобы исследовать [морское дно] в поисках рыбы" сказал Майкл Крютзен из Антропологического Института Цюрихского Университета и Музея в Швейцарии.

"Губки, вероятно, применяются как защитная перчатка, чтобы защититься от ожога рыбы-камня" - сказал Крютзен (рыба-камень обитает на дне и обладает очень ядовитыми спинными плавниками). Губка также вспугивает рыб, скрывающихся на морском дне. А дельфины ловят уже обнаружившую себя добычу.

Такая тактика охоты была почти полностью ограничена маленькой группой самок и их детенышей, обитающих в Заливе Шарк, и только единственным самцом, показывающим то же самое поведение. Перед группой ученых встал вопрос: приобретено ли такое поведение с помощью социального обучения, что свидетельствовало бы о культуре, или передано генетически.

Исследователи проанализировали митохондриальную ДНК (ДНК, передаваемую женщинами) 13 обученных самок и 172 необученных. Они нашли, что эта особенность передавалась главным образом в пределах единственной линии семейства от матери к дочери, и обучение новой тактике произошло, наиболее вероятно, у совсем недавнего предка.

"Это первое исследование культурной передачи, которая фактически рассматривает различные способы наследования и на уровне семейства и на уровне популяции" сказал Крютзен. "Если бы этот навык был закодирован в "Y" хромосоме [существующей только у мужчин], то только мужчины охотились бы таким способом. Если навык закодирован в одной из неполовых хромосом, то можно было бы ожидать, что самцы, также как и самки, использовали бы эту технику охоты. Но это не так. Мы исключаем возможность генетической передачи".

Поэтому, заключают исследователи, навык охоты с морскими губками передается дочерям от их матерей.

Почему мужское потомство редко приобретает тот же самый навык, остается неясным, хотя ученые выдвигают возможное объяснение: самцы бутылконоса имеют тенденцию создавать группы с другими самцами, а такие союзы не подходят для поиска пищи на морском дне, так как это трудоёмкая и индивидуальная деятельность.

Дельфины и Киты


Несмотря на то, что трудно изучить дельфинов и китов достаточно близко в дикой природе, некоторые биологи считают, что животные из семейства китовых конкурируют с шимпанзе в том, что касается культуры. Хал Витехэд, эксперт по китовым из Университете в Далхоусе в Новой Шотландии (Канада), приводит в пример дельфинов бутылконосов обитающих в Лагуна (Бразилия). Эти морские млекопитающие координируют свои усилия по ловле рыбы с местными жителями. Дельфины гонят рыбные косяки к берегу, давая сигнал рыбакам забросить сети. Все рыбы, которые избегают сетей, попадают прямо в рот ожидающим бутылконосам.

"Эта техника охоты передавалась культурным путем в обеих популяциях [у людей и дельфинов] с 1847 года" сказал Витехэд.

Другой предложенный пример китовой культуры касается касаток, которые охотятся на тюленей у берегов Аргентины. Самки, как замечали, налетали на берег вместе со своим потомством, даже когда никаких тюленей вокруг не было - очень опасная тактика охоты. Мать помогает молодой самке вернуться назад в море, если она оказывается на берегу. "Это выглядит очень похоже на обучение" сказал Витехэд.

Охотничьи песни самцов горбатого кита сравнимы с нашими музыкальными чартами. Киты настраивают свои мелодии в унисон через весь океан.

Майкл Крютзен упомянул о "культурной революции" у австралийских горбатых китов, "когда одна особенно популярная песня была заменена новой".

Крютзен добавил, "Мы все еще отстаем от приматологов, но дайте необходимое время и несколько длительных исследований, и я думаю, что мы обнаружим множество новых примеров социально научаемого поведения у животных семейства китовых. Ведь не зря же у них такой большой мозг".

Оригинал статьи находится на сайте National Geographic News Фото с сайта Animal Planet News

на журнал "Человек без границ"

Индия признала дельфинов личностями и запретила дельфинарии

Правительство Индии присвоило дельфинам статус "личностей, не относящихся к человеческому роду". Таким образом Индия стала первой страной, признавшей уникальный интеллект и самоосмысление представителей отряда водных млекопитающих - китообразных.

Решение было озвучено главой Министерства окружающей среды и лесного хозяйства Индии, запретившего также выступления с использованием дельфинов, находящихся в неволе - в дельфинариях, аквариумах, океанариумах и т.д. Согласно министерству, дельфины "должны иметь свои собственные особые права".

Дельфины являются высокоинтеллектуальными млекопитающими с высокоразвитой социальной организацией. Согласно последним исследованиям, дельфины обращаются друг к другу по имени и могут запоминать уникальные имена - звуки, подаваемые "старыми друзьями" и услышанные ими лишь однажды 20 лет назад.

До того, как им исполнится год, дельфины выбирают сами себе уникальные имена, представляющие собой ряд сложных звуковых сигналов. С этого момента все другие дельфины одной социальной группы используют персональное имя каждого при обращения друг к другу.*

Дельфины пользуются сложной грамматической коммуникацией

Предыдущие исследования показали, что дельфинам свойственны человекоподобное самоосмысление и вовлеченность в сложную систему коммуникации с другими дельфинами с помощью структуры грамматического предложения. Да, у дельфинов есть свой язык, как и у людей (см. Проект коммуникации дельфинов). Основным отличием между языком дельфинов и человеческим языком является то, что дельфины не подвергаются прививкам в детском возрасте, получая дозу ртути, отрицательно воздействующую на мозг. Поэтому дельфины вырастают способными общаться полноценно связанными предложениями, в то время как сейчас многие люди познавательно ограничены и не могут составлять осмысленные предложения (Прививки действительно повреждают мозг, как и наличие ртути и токсичных веществ в пище, медицинских препаратах и предметах личной гигиены).

Ниже представлена выдержка из научной работы по исследованию коммуникации дельфинов на примере дельфина по имени Эйк:

Отношение аргументной роли к порядку слов являлось важной частью концепций грамматики языка Эйк, что в значительной мере предполагает знание числа аргумента. В целом, данный ряд полученных результатов подчеркивает четкое понимание Эйк выученного ею языка... [тест] требовал понимания грамматических и семантических отношений и прагматических вопросов, возникающих в результате связи между аргументной ролью и синтаксическим положением.

Другими словами, Эйк грамматически умнее многих взрослых людей, так как многие люди уже не могут выделять осмысленные положения языка, являясь лишь "субъектами гипноза", умеющими только ставить галочки в бюллетенях для голосования и жить на фаст-фуде и энергетиках.