Откуда появились венгры в европе. Венгры. Происхождение и ранняя история

МАДЬЯРЫ, народ, который отождествляется с созданным им и существующим по сей день государством Венгрия (на языке мадьяр «Венгрия» звучит как «Мадьярорсаг», что означает «земля мадьяр»).

Далекие предки мадьяр, которые говорили на языках, принадлежащих к восточной (угорской) ветви финно-угорской языковой семьи, занимали ареал среднего течения Волги и ее восточных притоков. В 1 тыс. до н.э. некоторые из этих народов двигались на восток в пределы территорий, расположенных в бассейнах рек Обь и Иртыш. Самые восточные из предков мадьяр вошли в контакт с западными тюрками (чуваши). Антропологические признаки и изучение имен подтверждают предположение, что первоначальное отношение более воинственных и в культурном отношении более развитых тюрок с относительно примитивными племенами угров имело характер завоевания. Однако в истории этих народов наступает момент их полного смешения. Новая общность использовала угорскую лексическую основу, но этот язык вмещал в себя большое количество тюркских слов, и его грамматическая структура была в основном тюркская. Эта смешанная тюрко-угорская общность состояла из свободных людей, жизненный уклад которых был типичен для степных номадов.

В 5 в. мадьяры перешли Волгу и обосновались в степной зоне к северу от Кавказа. Они известны на тот момент как Он-Огур (Десять стрел); название «венгр», которое мадьяры не относят к себе, происходит от славянизированной версии этого слова (некоторые производят «мадьяр» от угрского манси и тюркского эри, «человек»). В этом регионе мадьяры проживали ок. 400 лет. До сих пор широко распространенное предположение об их идентичности с гуннами Аттилы ложно. В последующий период своей истории мадьяры все больше приобретали характерные черты тюрок, находясь под властью булгар. Ок. 830 н.э. они двинулись на запад через реку Дон, и в 896 под предводительством князя Арпада пересекли один из перевалов Карпат и остановились в том месте, а именно в Венгрии, которая стала для них постоянным европейским домом.

Вскоре мадьярские конники начали совершать свои рейды по Европе, но в 933 н.э. потерпели поражение от германцев под предводительством Генриха Птицелова. Еще более серьезный урок нанес им в 955 н.э. сын Генриха – Оттон Великий .

Мадьярский князь Геза (годы правления 972–997) задумал обратить свой народ в христианство. Этот замысел удалось довести до конца его сыну и приемнику св. Стефану (годы правления 997–1038), который получил от папы Сильвестра королевскую корону (1000), ввел основы законодательства и способствовал созданию в Венгрии единого политического устройства, которое сохранилось с того времени в той или иной форме.

С самого начала своего присутствия в Венгрии мадьяры образовали привилегированный класс свободных людей, господствующих как над рабами, которых они привели с собой или вновь приобрели, так и над местными покоренными народами. Социальные и политические различия соответствовали этнической дифференциации. Вскоре ситуация изменилась, так как развивался многочисленный класс несвободных мадьяр, который к 15 в. составлял три четверти от всей численности мадьяр. В то же время многие немадьяры были инкорпорированы в мадьярскую родовую знать. Значительное большинство из них приняли мадьярский язык и культуру, и венгерское государство продолжало существовать как в основе своей мадьярское. Сохранив эту тенденцию даже после войны Венгрии с Оттоманской империей и последующего переселения с разоренных территорий, оно к концу 18 в. сократилось в численности за счет мадьяр. Их осталось менее половины относительно всего населения Венгрии; мадьяры составляли большинство лишь в центральных равнинных регионах страны. В 19 в. их численность в некоторых регионах была восстановлена, но немадьяры теперь были не меньше значимы в жизни мадьярского национального государства. В 1920 Венгрия была разделена по национальному принципу. Однако этот принцип применялся непоследовательно, и более чем четверть мадьяроговорящего населения Венгрии были причислены к тем частям разделенной страны, где должны были проживать представители коренной национальности. Поэтому, несмотря на то, что в наши дни Венгрия все еще является поистине «землей мадьяр» («Magyarorszag»), сами мадьяры проживают в соседних странах в качестве этнических меньшинств. Приблизительная картина их численности такова: Венгрия – 9 750 000 (исключая 300 тыс. немадьяр); Румыния – 1 700 000; Чехословакия – 400 тыс.; Югославия – 500 тыс.; Украина – 150 тыс. Кризис в аграрном секторе конца 19 в. стал причиной эмиграции многих мадьяр в США (которые с тех пор в большинстве были ассимилированы), намного меньше наблюдалось выезжавших по политическим мотивам, что в наибольшей степени проявилось относительно недавно: в 1945–1946 и в 1956.

Несмотря на то, что мадьяры давно уже являются европейцами, они сохраняют не только свой родовой язык, но также много обычаев и характерных черт, которые ставят их в особое положение по сравнению с соседями.

Существует немало доказательств в археологии, мифологии, лингвистике того, что венгры-угры пришли в IX веке на Дунай из Среднего Прикамья.
Казалось бы, венгры должны самолетами и вагонами приезжать с экскурсиями в Соликамск и Кишерть, чтобы хотя бы посмотреть на свою далекую историческую родину. Но этого не происходит. Почему?

Для начала прочтем небольшую главу из книги Б.Эренбурга "Звериный стиль"(Пермь, 2014).

Загадка венгров

В эпоху создания звериного стиля в Прикамье существовали два народа, северные и южные бьярмы. В науке известны две археологические культуры, ломоватовская и неволинская. Первая располагалась в Верхнем Прикамье по Каме, Колве и Вишере, вторая, неволинская культура, в конце IV — начале IX в. занимала довольно значительную площадь — около 15 тыс. кв. м (это примерно половина современной Бельгии) в бассейне реки Сылвы, одного из крупных левых притоков Камы. На этой территории известно более 270 памятников, из которых около 200 селищ и около 50 городищ (Голдина Р.Д., 1990). Неволинцы торговали с Византией и Ираном, на территории обнаружено более 20 кладов южного импорта, была развита металлур-гия, мастера славились наборными поясами, кресалами, подвесками и т.д.
Потомки аланов и пришедших сюда в VI веке угров, неволинцы сохранили в прикамской лесостепи коневодство, мобильность кочевников и аланские предания о городах Причерноморья.
В начале девятого века южные бьярмы таинственным образом исчезают.
По данным археологии, к концу девятого века города неволинской культуры пусты, могильники заброшены. Обычно пишут, что население ушло на юг и вошло в состав Волжской Булгарии. Отчасти это правда. По неизвестным причинам народ ушел, но гораздо дальше, не просто на Волгу.
Известно, что венгры пришли на Дунай в IX веке откуда-то из южнорусских степей.
Их язык, как доказано, имеет несомненное родство с угорскими языками хантов и манси. В венгерском языке выделено немало аланских слов: hid —мост, vert —броня, asszony — госпожа, женщина, kard - меч, ezüst —серебро, üveg — стекло и др. В древних погребениях венгров обнаружены посмертные серебряные маски. В погребении на Дунае найдено серебряное блюдо, в уральской манере прочерченное кинжалом (Фодор И.). Угорский язык, граффити на блюдах и обычай погребения в серебряных посмертных масках пересекались в одном месте: в Прикамье. И мы знаем целый народ, исчезнувший таинственно из этих мест.
Мы даже можем проследить путь этого народа по погребениям с масками и свидетельствам средневековых письменных источников. Маски и множество прикамских вещей встречаются в могильнике Большие Тиганы в низовьях Камы в центре Волжской Булгарии. Погребальный обряд аналогичен захоронениям в Венгрии. Могильник датируется серединой девятого века.
В Танкеевском могильнике на левобережье Волги (Булгария), кроме масок, обнаружено много шумящих подвесок, копоушек и других женских украшений, характерных для пермских создателей звериного стиля. Далее серебряная маска обнаружена в венгерском могильнике у с.Манвеловка в Приднепровье. Мы видим, что угры-венгры через Булгарию шли в Меотиду, в Причерноморье, где когда-то цвели города греко-сарматского Боспорского царства и куда в начале нашего тысячелетия каждую зиму приходили кочевые аланские племена. Ранняя венгерская хроника «Анонима» (Магистра П.) называет две возможные прародины венгров — Меотиду (Приазовье) и степи за Волгой возле Уральских гор. Это как раз крайние точки кочевого аланского «маятника».
Но угры не нашли родины «Золотого века» аланов в Меотиде. К IX веку города Боспора четыре столетия лежали в руинах. Правившие там хазары не обрадовались воинственным пришельцам и вынудили их покинуть территорию каганата. По письменным источникам мы знаем, что «орда Леведия» (так назвал группу племен византийский император Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей») покинула Булгарию, одно время жила в Приднепровье у границ хазарского каганата, затем ушла на запад и по горам, которые стали потом именовать угорскими, обошла Киев.
Под давлением печенегов венгры отошли в Болгарию, где потерпели военное поражение от царя болгар, но затем в битве при Прессбурге под руководством князя Арпада, объединившего семь племен, разгромили войска Великой Моравии. Воинственные племена венгров хотели еще захватить Баварию, но проиграли битву при Лехе немцам и осели на Дунае.
Споры о родине венгров велись веками. Венгерские ученые (А.Регули, Б.Мункачи и др.) не раз приезжали в Зауралье, изучали хантов и манси, нашли много общего у своих предков и уральцев, включая древний национальный миф о семи братьях вождях и младшем царе-всаднике, победившим братьев в конном состязании. Аналогичный миф сохранился у манси, где великий герой Мир-Сусне-Хум (Альви, Альвали, Али-Хум) победил братьев и первым привязал коня у небесной коновязи отца Нуми-Торума.
Католический венгерский монах Юлиан, посланный для поисков родины предков и обращения в христианство оставшихся в язычестве венгров, в 1236 году нашел «венгров-язычников» в неведомых краях за Волгой и говорил с ними на понятном для них венгерском языке. Путь к ним на север ему указали булгары, так что, скорее всего, монах провел месяц с уграми Прикамья.
Итак, мы знаем, что в начале девятого века один из народов Приуралья исчез, а в конце того же века на Дунае появился народ с той же мифологией, с родственным языком, с похожим погребальным обрядом. Не будем ничего утверждать, выводы делайте сами.
***

Добавим к этой главе, что на Огурдинском могильнике в Усолье А.Белавин нашел и описал ряд вещей, аналоги которых найдены в древневенгерских могильниках на Дунае. Чтобы доказать тождество народов, не хватает только фотографий древних венгров на фоне Сылвы и Камы, а затем тех же лиц на фоне Тисы и Дуная в девятом веке.
Итак, факты налицо, а любопытных венгров в Соликамске не видно. Отчего?

Более того, если финны считают местных финно-угров своими младшими несчастными родственниками, так сказать, заблудшими лесными братьями, то венгры презрительно отворачиваются и открещиваются от всех этнических связей с Уралом. Это может рассказать, например, Наталья Шостина, которая не раз пыталась пригласить венгров на этнофестиваль Камву.
Тот же вопрос - почему?

Чтобы ответить на это сразу определим роль официальной историографии любой страны.
Официальный историк - это обслуживающий персонал правительства, так же, как охранник, водитель служебной машины, уборщик. Такой же персонал, как официальный писатель, режиссер, политолог, редактор государственного телеканала. Как известно, любая история тут же переписывалась в угоду новому императору и правительственному курсу.
Нынешней Венгрии, освободившейся 25 лет назад от социализма и вновь ставшей частью европейского мира, нужна европейская история, далекая от связей с Россией и лесостепью Прикамья. Официальная историография Венгрии считает, что стыдно и нелепо выводить историю страны из каких-то лесов диких финно-угров. Венгерские националисты-историки вообще называют теорию исхода угров из Прикамья и Зауралья пророссийским заговором в науке и клеймят ее сторонников. Венгерская историография ищет предков венгров в основателях огромных кочевых империй и возводит историю нации к гуннам и Атилле. Доказательств этому нет, кроме одного: на Дунай пришла орда, то есть кочевой народ. И вот тут мы вынуждены согласиться с ними.

Но мы пойдем дальше и исправим важную ошибку венгров.
На Дунай пришли не дикие угры северных лесов. В Восточную Европу явились из лесостепей Прикамья потомки кочевого народа аланов, сыгравшего огромную роль в этногенезе прикамских угров. Сармато-аланы, пришедшие на север в IV веке, после разгрома их основных сил в южных степях гуннами, осели на Каме, образовали вместе с местными племенами т.н. неволинскую культуру, но сохранили в прикамской лесостепи навыки кочевых народов. По неизвестным причинам их потомки через несколько столетий покинули наши края и пройдя через Волжскую Булгарию и Приазовье устремились в Европу.

Про аланские слова в венгерском языке мы уже говорили. Характерно, что это вождистские слова, обозначающие добычу и оружие (меч, серебро, зеркала, женщины и т.д.). Добавим, что в Венгрию впоследствии в XIII веке бежали от монголов с Кавказа аланы-яссы и легко адаптировались в "чужой" стране.
Парадокс в том, что венграм-националистам не нужно возводить себя к отвратным (по мнению тогдашних европейцев) гуннам, происхождение их гораздо благородней.
Сармато-аланы - знаменитый народ, родством с которым гордились поляки, украинцы и даже французы, где аланы оставили большое наследство в топонимике городов: Alanville, Alansonum и аристократических имен Ален, граф Аллон и т.д. Аланская конница в составе римских войск смяла и уничтожила центр гуннской армии во главе с Атиллой в знаменитой битве на Каталаунских полях. Вообще, аланы - ираноязычный народ, европейские кочевники, в отличие от азиатов-гуннов, пришедших издалека.
Лишь в последнее время появились работы о сарматах в Прикамье (Д.Шмуратко, В.Овчинникова и др.) , неизвестные венгерским историкам. Дождемся ли мы дней, когда истина озарит гордых венгров, и они двинут изучать свою далекую историческую уральскую родину?
К тому же местами она не менее красива, чем берега Тисы и Дуная.

Так считает часть венгерских ученых

У казахов, действительно, часто встречается имя Мадияр (Мадьяр)

У венгров - казахские корни

Казахи и венгры - народы-братья, утверждает известный венгерский ученый-востоковед и литератор Михаил Бейке, автор книги «Тургайские мадьяры».

Нам удалось встретиться с известным писателем, взяв у него интервью.

Фрагменты этой беседы мы предлагаем читателю.

О чем Ваша новая книга?

Дело в том, что существующие сегодня в мире научные школы дают совершенно разные интерпретации того, откуда берет свое начало венгерский народ. Одни уверенно причисляют нас к финно-угорской языковой группе, идентифицируя с такими народами, как ханты и манси. Другие ученые, к которым я отношу и себя, предполагают, что общими нашими предками были тюрки древнего мира. Поиски доказательств в конечном итоге привели меня в Казахстан. Но здесь есть и небольшая предыстория.

Само название нашего государство, Хунгария, как называют его венгры, по одной из научных гипотез переводится как страна хуннов, или гуннов - в русской транскрипции. Как известно, именно гунны, вышедшие из степей Центральной и Средней Азии, являются родоначальниками всей семьи тюркских народов, населяющих территории от предгорий Алтая, Кавказа до границ современной Европы. Но это только одна теория. Есть и другие предположения. В самом нашем народе издревле бытует легенда о двух братьях - Мадьяре и Ходеяре, в которой повествуется о том, как охотящиеся за оленем двое братьев в дороге расстались. Ходеяр, устав от погони, вернулся домой, в то время как Мадьяр продолжал преследование, зайдя далеко за Карпатские горы. И вот что интересно. Именно здесь, в Казахстане, в Тургайской области, проживают мадьяры- аргыны, в эпосе которых эта легенда, как в зеркале, повторяется. И мы, и они себя идентифицируем именно как один народ - мадьяры. Дети Мадьяра. Об этом моя книга.

А нельзя ли поподробнее?

Как предполагают ученые, в IХ веке единый народ мадьяр разделился на две группы, одна из которых откочевала на запад, на земли современной Венгрии, другая осталась на своей исторической Родине, предположительно где-то в предгорьях Урала. Но уже во времена татаро-монгольского нашествия эта часть венгерских племен вошла в состав двух больших племенных федеративных союзов аргынов и кипчаков на землях Казахстана, сохранив при этом самоидентификацию. Ученые их так и называют: мадьяры-аргыны и мадьяры-кипчаки. До сих пор на могильных плитах усопших эти люди, по сути во всем казахи, указывают принадлежность покойного к роду мадьяр. Теперь самое интересное. Если бы предки мадьяр, оставшихся на своей исторической Родине, не были родственны по языку, культуре и образу жизни с народами, входящими в эти племенные образования, как вы думаете, приняли бы их туда? И второй вопрос. Почему кипчаки, защищавшие Отрар, бежали от ожидающего их возмездия со стороны Чингисхана в 1241-1242 годах не куда- нибудь, а именно в Венгрию, под защиту короля Бела IУ? Здесь явно прослеживается наличие родственных связей.

Трудно представить себе венгров кочевниками.

Тем не менее, это так. До XI века венгры придерживались кочевого образа жизни. Наш народ жил в юртах, доил кобылиц, разводил скот. И только позже, с принятием христианства, наши предки переходят на оседлый образ жизни. Те же кипчаки, живущие сегодня в Венгрии, с сожалением приходится констатировать, в своей массе не знают народных обычаев, забыли родной язык. Но вместе с тем в среде венгров растет интерес ко всему, что связано с нашей далекой историей. Сборник казахских народных песен, составителем которого является Янош Шипош, вызвал огромный резонанс в нашей стране. Множатся публикации о современном Казахстане, его истории. О казахах, казахах-мадьярах. Еще в далеком XIII веке впервые предпринял попытку отыскать свои исторические корни монах Юлиан, снарядив две экспедиции на Восток. К сожалению, обе они не принесли результатов. Новая волна интереса к поискам своей исторической прародины вспыхивает в венгерском обществе на рубеже восемнадцатого века. Поиски ведутся в различных регионах планеты, включая в себя значительную часть Азии, Тибет и Индию. И только в 1965 году известный венгерский антрополог Тибор Тот обнаруживает селение мадьяр в Тургайской области Казахстана. К сожалению, провести серьезные исследования ему тогда не позволили. Тургайская область в те времена была закрыта для посещения иностранцев. И только с распадом СССР и обретением Республикой Казахстан независимости стали возможны продолжительные научные экспедиции венгерских ученых в вашу страну.

Вам потребовалось около двух лет, чтобы закончить свою, насыщенную фотографиями, книгу. Не могли бы Вы нам рассказать о самой поездке в Тургайскую степь? И что лично Вам в этой поездке особо запало в душу?

Мы, я и сопровождавший меня в поездке Ученый секретарь Центрального музея Республики Казахстан Бабакумар Синаят улы, побывали там в сентябре. Разговаривали со многими людьми. Посетили могилу известного казахского политического деятеля Миржакупа Дулатова из рода мадьяров-аргынов, отдав дань почести человеку, выступившему открыто против творимого в сталинские времена произвола. И вот что поразило меня до глубины души - сколь много мадьяров-аргынов в те годы попали под каток репрессий. И как мало их на сегодня осталось. Многие из этих людей отсидели в сталинских лагерях по семнадцать, по двадцать пять лет и научились хранить молчание. Очень трудно было их разговорить. И я считаю для себя подлинной научной находкой услышанную здесь, в степях Тургая, легенду о двух братьях, Мадияре и Ходеяре, изложенную мне старыми людьми. Повторяющую слово в слово ее венгерскую версию.

Это уже Ваша четвертая книга на казахскую тему?

Да. Ранее у меня выходила переведенная на венгерский язык книга вашего Президента «На пороге двадцать первого века». В 1998 году увидела свет книга «Кочевники Средней Азии» Нурсултана Назарбаева. В 2001 г. книга «По следам монаха Юлиана». И наконец, мой последний научный труд «Торгайские мадьяры» был издан в 2003 году издательством ТIМР КFt в Будапеште.

Р.S. Добавим от себя, книга эта издана на четырех языках: венгерском, английском, русском, казахском, и выпущена пробным тиражом в 2500 экземпляров. Надо полагать, будет переиздана.

Удивительна судьба этого угрского народа. До IX века нашей они расселялись от Урала до северного Причерноморья.

О том, что венгры принадлежат к угро-финскому этносу выяснилось только в XIX веке. Выясняли это очень долго. Особенно стойким было средневековое предположение, что венгры происходят от гуннов. Отсюда слово Hungary. Хоть сейчас и доказано, что это не так, но венгры по-прежнему очень хотят считать себя родственниками гуннов. Распространена была и тюркская версия происхождения этого народа.У венгров есть много легенд и мифов о их ранней истории, которые конечно все сильно приукрашивают. Они будто бы происходят и от Ноя и от Атиллы и от Бог знает кого еще из великих мира сего...

Но как говорят лингвисты, венгерский язык принадлежит к Уральской семье языков. А Венгры - родственники коренных уральцев . И их наипервейшие сородичи - народы манси, ханты и самоеды, проживающий на Северном Урале. А это совсем не то родство, о котором венгры мечтали в своих легендах. Но об этом отнюдь не почетном родстве подозревали еще в эпоху Возрождения. Итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини еще в середине XV века писал о североуральских родственниках венгров, что они пользуются тем же языком, что и венгры. Но эти предположения тогда никто не поддерживал.

Во втором тысячелетии до н.э. финская и угорская группы разделились, а к первому тысячелетию до н.э. относится появление протомадьяр. То есть им три тысячи лет. Место их обитания на то время локализуют как восточные и западные отроги Южно-Уральских гор. Ну, короче Челябинская область. У нас в ЮУРГу и в Педуниверситете есть исторические факультеты с отделениями археологии. И каждое лето ученые и студенты ездят на раскопки в степную зону Южного Урала. Находят там различные курганы, захоронения, относящиеся к разным эпохам и многочисленным народам, топтавшимся в наших степях на протяжении многих столетий. И не случайно каждый год к нам приезжают их коллеги из Венгрии и присоединяются к этим группам. Ищут свою прародину.

Так в Кунашакском районе Челябинской области, на берегу озера Уелги, археологи вскрыли курганы, которым около тысячи лет. И нашли там богатые захоронения древних кочевников – они были предками хазар, причерноморских булгар, дунайских мадьяр и венгров . К сожалению, часть погребений разграбили несколько веков назад. Но и нашим ученым достались удивительные находки: женские и мужские украшения, элементы конской упряжи, наконечники стрел, сабли, ножи, керамические сосуды. Все они свидетельствуют о знатном происхождении захороненных там людей.

Могильник состоит из двух пластов: нижний относится к IX веку, а верхний – к X-XI векам, - считает доктор исторических наук, профессор Сергей Боталов. - Материал, найденный в нижнем горизонте, со 100-процентной точностью совпадает с находками Карпатской котловины в Венгрии. Это говорит о возможной принадлежности могильника к мадьярской культуре.

Кстати, мировая наука располагает немногими артефактами из жизни древних венгров (мадьяр), когда-то кочевавших в южноуральских и башкирских степях, а затем переселившихся в Восточную Европу. Поэтому находка заинтересовала сотрудников Будапештского университета. Археологи считают, что следы древних мадьяр принадлежат периоду «обретения родины», то есть относятся ко времени их миграции в Карпатско-Дунайский бассейн.

В первом тысячелетии до н.э. венгры расселялись от Южного Урала и дальше в Западную Сибирь вплоть до Тобола и Иртыша. Там они были кочевниками-скотоводами. Главное было у них разведение лошадей. И так было приблизительно до V века нашей эры. Можно назвать это уральским периодом венгерской истории.

Как же лингвисты доказали, что венгры родственники финно-угров? Это нижний уровень языка. Числа, состояния (есть, пить...), движения (идти) названия частей тела, природных явлений. Но не только лексика, но и морфология языка. Как образуются уменьшительные, отрицательные формы. Все это доказывает родство. Вывод, что 88% венгерского языка это от оригинальной угрской лексики, 12% заимствовано из тюркской лексики, из аланского языка (аланы - предки осетин) и плюс заимствования из славянских языков.

С 4-5 века н.э. происходит тесное общение венгров с тюрками. Это время великого переселения народов. Из глубин Азиатского континента по Великой Степи двигались волны кочевников от Южной Сибири, перекатываясь через Южный Урал, до Прикаспийских степей и северного Причерноморья. В потоке этих многочисленных миграций венгры оказывались в орбите влияния то одного то другого тюркского этноса. Но особенность венгров в том, что заимствуя многое от тюрков, они не потеряли своего самобытного лица. Их выдавливали с прежних мест жительства. Их заворачивало и закручивало. Соседство с тюрками с 5 до 7 века. В первой половине 7 века венгры в составе анагурских племен смогли избавиться от тюркского владычества и они входят в состав нового политического объединения Анагуро-Болгария. Дальше под влиянием хазар это объединение распалось. Часть племен во главе с ханом Аспарухом оказывается на территории Болгарии, это начало Болгарской истории. Вторая часть двигается на север и образует Волжскую Булгарию, а третья часть остается в районе реки Кубань на Северном Кавказе и становится данниками хазар. В их числе были венгры. (Огромный Хазарских каганат в 965 году будет разгромлен князем Святославом Игоревичем).

В 889 году венгры занимают область Этелькёз. Всю вторую половину 9 века венгры рьяно занимаются грабительскими набегами на Европу. Это была череда ударов вплоть до Венеции и даже до Испании. В 895 году все обиженные венграми: болгары, византийцы печенеги и другие объединились против них. И венграм пришлось убираться с территории Этелькёза, где они обитали. С востока их давили печенеги. Есть такой закон кочевых племен - назад дороги нет. В 896 году венгерские племена двинули на запад. Несколько десятилетий они продолжали буянить, держа в страхе всю Центральную Европу. Наконец осели в Паннонии и Трансильвании, то есть на своем нынешнем месте. Быстренько обратились в христианство и стали оседлыми примерными европейцами.

Интересная история

Как монах Юлиан на Урал ходил.

Доминиканский монах Юлиан в 12 веке совершил путешествие на Южный Урал в поисках Великой Венгрии. И об этом составил отчет, который сохранился. Зачем ему это было надо? Из древних источников было известно, что где-то там на востоке существуют родственники венгров и они прозябают, потому что не знают истинной веры. И святой долг венгров донести до них правильную веру. Этого Юлиана позднее прозвали "Колумбом Востока". Он дважды совершал путешествие в Великую Венгрию и оставил потом отчеты. Это было как раз накануне ордынского нашествия на Русь. Можно сказать, что Юлиан проложил путь, по которому венгры двигались в обратном направлении в Европу.

Группа из четырех монахов-туристов во главе с Юлианом шли через Софию, Константинополь, Тьмутаракань и дальше на восток. Причем спонсировал эти два похода король Бела Четвертый. То есть не только церковь была заинтересована, но и королевская власть. Так монахи совершили очень трудный путь. Денег у них не хватило, наверное король пожадничал. С ними даже произошел такой случай. Для того чтобы выручить деньги на продолжение пути, двух их них решили продать в рабство (добровольно? или может по жребию?) НО. Никто монахов купить не захотел, потому что, как выяснилось, они ничего делать не умеют! Ни пахать, ни сеять, ни к какой работе не приучены. И эти два монаха, которых не купили, отправились обратно. Двое других пошли дальше. Один из них скончался по дороге, и только Юлиан смог достичь Волжской Булгарии. И вот там он узнал, что в двух днях пути живут люди, которые говорят на похожем языке.
Это было на реке Белая (Агидель в современной Башкирии). И там он действительно встретил венгров, своих соплеменников, не все же ушли на запад в IX веке. К грусти монаха эти родственники не только понятия не имели об истинной католической вере, но и вели достаточно дикий образ жизни. Они не знали земледелия, занимались скотоводством, причем употребляли мясо, молоко и кровь лошадей. Дикие венгры-уральцы очень обрадовались собрату, говорящему на их же языке и сразу же пообещали ему перейти в католичество. Причем эти венгры помнили о тех временах, когда они были с другими венграми, где-то жили и пришли оттуда на эти места. Юлиан понял, что Великая Венгрия лежит где-то еще дальше на восток.

Откуда они появились? Ответ на этот вопрос был получен случайно, когда обнаружилось родство языков венгров и ряда народов Крайнего Севера России. В это трудно поверить, но кочевники-оленеводы пришли в Европу, став одним из самых самобытных народов Старого Света.

Начало I тысячелетия нашей эры в Евразии было отмечено вторжением гуннов и значительным похолоданием, что послужило началом Великому переселению народов. Волна передвижения подхватила и угорский этнос, населявший территории на границе южной тайги и лесостепи Западой Сибири, от Среднего Урала до Прииртышья - протоугров. От тех, что пошли на север, произошли ханты и манси, а те, что двинулись на запад, к Дунаю, были предками венгров, или мадьяр, как они называют себя сами - единственных представителей финно-угорской языковой семьи в Центральной Европе.

Родственники Мадьяр

Сами названия народов манси и мадьяр происходят от общего корня «мансэ». Некоторые ученые считают, что слова «вогулы» (устаревшее название манси) и «венгры» - созвучные варианты одного и того же имени. Собирательство, охота и рыболовство - вот чем занимались предки мадьяр, манси и хантов. Лексика, связанная с последними двумя занятиями, сохранилась в венгерском языке с тех самых пор. Базовые глаголы, слова, описывающие природу, семейные связи, родоплеменные и общинные отношения также имеют угорское происхождение. Любопытно, что венгерский язык больше похож на мансийский, чем на хантыйский. Первые два языка оказались более стойкими к заимствованиям из других и сохранили в себе больше от языка-предка.

В мифологии венгров, хантов и манси тоже прослеживаются общие черты. У всех них есть представление об делении мира на три части: в ханты-мансийских мифах это воздушная, водная и земная сферы, а в венгерских - верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) миры. Согласно поверьям мадьяр, у человека две души - душа-дыхание и свободная душа-тень, которая может покидать человека и путешествовать, о существование такой же упоминается и в мансийских мифах, с тем отличием, что всего у мужчин душ может быть 5 или 7, а у женщин - 4 или 6.

Соседи венгров, их влияние на культуру

Передвигаясь по Поволжью, предки венгров встречали на своем пути скифов и сарматов - народы иранского происхождения, научившие их скотоводству, земледелию и обработке металлов - меди, бронзы и впоследствии железа. Весьма вероятно, что протовенгры во второй половине VI века состояли в Западном Тюркском каганата и вместе с тюркютами активно участвовали в среднеазиатской и иранской политике. Иранские мотивы и сюжеты прослеживаются в венгерской мифологии и изобразительном искусстве, а в венгерских хрониках Персия часто упоминается как страна, где живут «родичи мадьяр». Их поисками занимался Арминий Вамбери, известный венгерский путешественник и учёный-востоковед, путешествуя во второй половине 19 века по Средней Азии и Ирану.

Осваивая скотоводство в степях к востоку от Южного Урала, предки мадьяр ведут кочевой образ жизни, а охота и земледелие начинают играть в хозяйстве вспомогательную роль. Вероятно, после восстания части угорских племен против Тюркского каганата, уже к концу VI века, протовенгры появляются на территории современного Башкортостана, в бассейне Нижней Камы, Южного Предуралья, частично у восточных склонов Урала. Предположительно в этой местности находилась Великая Венгрия (Hungaria Magna) - прародина венгров, которая упоминается в отчёте средневекового монаха-дипломата Джованни Плано Карпини и в венгерской хронике «Gesta Hungarorum». Некоторые исследователи располагают Великую Венгрию на Северном Кавказе, другие считают, что ее в действительности не существовало, потому что в Средние века ученые были склонны искать прародину у всех народов. В пользу первой, самой распространенной версии, говорит открытие Баяновского могильника в низовьях Камы.

Российские и венгерские археологи исследовали его, нашли в нём сходство с погребениями венгров IX-X веков, а также предметы явно венгерского происхождения и считают, что находки говорят о общих предках населения Предуралья и европейских венгров. Схожие племенные названия башкир и венгров и одинаковые географические названия в Башкирии и Венгрии подтверждают былое соседство этих народов.

Экспансия м миграция мадьяр

В VI-VII веках мадьяры постепенно мигрировали на запад, к донским степям и северному берегу Азовского моря, где жили рядом с тюрками булгарами, хазарами, оногурами. Частичное смешение с последними дало мадьярам еще одно название этноса - венгры, особенно это заметно по латинским Ungari, Ungri, английским Hungarian(s) и другим европейским языкам, а русский язык заимствовал польское węgier. На новой земле - Леведии (по имени выдающегося вождя одного из венгерских племен) венгры признали власть Хазарского каганата, участвовали в его войнах. Под влиянием новых соседей постепенно усложнялись структура общества, нормы права и религия. Тюркоязычное происхождение имеют венгерские слова «грех», «достоинство», «разум» и «закон».

Под давлением хазар территория проживания мадьяр сдвигалась на запад, и уже в 820-е годы они селятся на правом берегу Днепра, где раньше. Примерно через 10 лет венгры вышли из-под власти Хазарского каганата, и к концу IX века постепенно расселились в степях между Днепром и Днестром.

Свою новую родину они назвали Ателькузой - по-венгерски Etelköz значит «междуречье». Мадьярский союз племен участвовал в византийских войнах. В 894 году венгры и византийцы предприняли сокрушительную атаку на Болгарское царство на Нижнем Дунае. Через год, когда мадьяры ушли в долгий поход, болгары под предводительством царя Симеона I вместе с печенегами нанесли ответный удар - разорили Ателькузу и пленили или перебили почти всех молодых женщин. Венгерские воины вернулись и нашли свои земли опустошенными, пастбища - занятыми врагами, от всего народа осталась лишь малая часть. Тогда они решили покинуть эти земли и двинуться к Дунаю, туда, где раньше располагалась римская провинция Паннония, а позже - центр Гуннской империи.

Направление было выбрано не случайно, ведь, по венгерскому преданию, в мадьярах течет кровь гуннов. Возможно, в нем есть доля правды, ведь после разгрома войск, оставшихся после смерти Аттилы, оставшиеся гунны во главе с его сыном поселились в Северном Причерноморье и жили там как отдельная народность около двухсот лет, пока полностью не ассимилировались с местными жителями. Вероятно, что они могли породниться и с предками современных венгров.

Как говорится в венгерских летописях Средних веков, мадьяры отправились в Подунавье забрать наследие их вождя Алмоша, ведущего род от Аттилы. Согласно преданию, Емеше, матери Алмоша, приснилось, что её оплодотворила мифическая птица Турул (от тюркского «ястреб») и предсказала женщине, что её потомки будут великими правителями. Таким образом было дано имя Алмошу, от венгерского слова «àlom» — сон. Исход венгров произошел во времена правления князя Олега и отмечен в 898 году в древнерусских летописях как мирный уход через киевские земли на запад.

В 895-896 годах под началом Арпада, сына Алмоша, перешли Карпаты семь племен мадьяр, и их вожди заключили договор о вечном союзе племен и скрепили его кровью. В те времена на Среднем Дунае не было крупных политических игроков, которые могли бы помешать венграм овладеть этими плодородными землями. Венгерские историки называют X век временем обретения родины - Нonfoglalas. Мадьяры стали оседлым народом, подчинили себе живших там славян и тюрок и смешивались с ними, ведь женщин у них практически не осталось.

Переняв многое из языка и культуры местных жителей, венгры всё же не утеряли свой язык, а, напротив, распространили его. В том же X веке они создали письменность на основе латиницы. Арпад начал править на новой родине и основал династию Арпадовичей. Семь племён, которые пришли на дунайские земли, насчитывали 400-500 тысяч, а в X-XI веках венграми стали называться в 4-5 раз больше человек. Так появился венгерский народ, основавший в 1000 году королевство Венгрия. В XI веке к ним присоединились печенеги, изгнанные половцами, а в XIII веке - сами половцы, бежавшие от монголо-татарского нашествия. Этническая группа палоцей венгерского народа - их потомки.

В 90-х годах XX века для поиска предков венгров были проведены генетические исследования, которые показали, что венгры - типичная европейская нация, учитывая некоторые отличительные особенности жителей севера Венгрии, а частота группы генов, характерных для народов, говорящих на финно-угорских языках, у венгров составляет всего 0.9%, что совсем не удивительно, учитывая, как далеко от угорских предков их увела судьба.