Исповедь маленького человека преступление и наказание. Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сострадание есть величайшая форма

человеческого существования…

Ф. Достоевский Л. Толстой

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П. Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева. Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию. Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро. Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди. В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка. Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом». Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей. Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» - в отчаянии говорит Мармеладов. Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «...Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», - говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,- обращается Мармеладов к Раскольникову, - что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния. Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня... В комнате было душно...с лестницы несло вонью...». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением. Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты». Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны - это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао... На мне нет грехов! Бог и без того должен протить... Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает. Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека». Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Несколько по-иному, но в основном в той же манере стро­ится образ маленького человека в «Преступлении и наказании». Его воплощением там выступает Мармеладов, мелкий чинов­ник, выгнанный за пьянство со службы. Его образ внутренне глубоко драматичен. В этом, казалось бы, совершенно никчем­ном человеке, способном пропить последние деньги семьи и идти к Соне просить на опохмелку, Достоевский, верный своим творческим принципам, находит живую человеческую душу. По монологам Мармеладова очень заметно, что он когда-то был не лишен гордости, сознания собственного человеческого дос­тоинства. Сейчас от этой гордости остался один только стыд. Мармеладов уже не способен справиться со своей пагубной страстью, не способен подняться, но он способен наказывать себя за это самым строгим нравственным наказанием. Если бы он был один, он бы не страдал. Но сознание того, что из-за него страдают Катерина Ивановна и дети, – вот что мучает Марме­ладова, заставляя его обращаться со своей надрывной и отчаян­ной исповедью к завсегдатаям трактира, к Раскольникову. Он, когда-то гордый и совестливый человек, не боится выставлять себя на позор и посмешище, наоборот, стремится к этому, по­тому что так наказывает себя. Поражает глубина, с которой этот опустившийся человек способен чувствовать нравственные страдания Катерины Ивановны, неотступно думать о ней и о детях, о своей вине и своем грехе. И, что очень важно для Дос­тоевского, этот человек продолжает уповать на Бога – в этом смысл рассказанной им Раскольникову притчи. И – еще один важный для Достоевского момент — упование на божественное милосердие сочетается в Мармеладове со смирением и само­уничижением, пришедшим на смену прежней гордости. Такой человек, по Достоевскому, не потерян для Бога.

Чрезвычайно трогательной деталью, завершающей образ Мармеладова, становится пряник, который находят в его кар­мане после смерти – свидетельство его последней мысли о детях. Эта деталь окончательно расставляет оценочные акцен­ты: автор далек от того, чтобы презирать или хотя бы осуж­дать Мармеладова; он грешен, но заслужил прощение. Про­должая традицию своих предшественников, Достоевский на первый план в трактовке темы маленького человека выдвигает принцип гуманизма, необходимость не осудить и бросить ка­мень, а понять и простить.

Здесь искали:

  • мир маленьких людей в романе преступление и наказание сочинение
  • сочинение на тему мир маленьких людей в романе преступление и наказание
  • мир маленьких людей в романе преступление и наказание

В своём социально-психологическом романе «Преступление и наказание» Достоевский раскрывает одну из главных тем своего творчества - тему «маленького человека». Мне кажется Достоевский хочет показать, что несправедливость Петербуржского общества приводит к делению людей на власть имеющих и на людей низких сословий, «маленьких людей». Таким образом Семен Мармеладов, Катерина Ивановна, Сонечка, даже сам Родион представляют собой людей униженных и оскорбленных.

Давайте начнем с Мармеладова. Он, некогда титулярный советник, «всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами». Но что же сделала с ним судьба? Мармеладова настигла нищета. Мармеладов был слабым человеком, он не мог обеспечить свою семью ничем. Работу он потерял из-за сокращения штатов, новую найти он не мог, да и пить было легче, чем что-либо делать. Так он спился и был постоянным посетителем пивнушек Петербурга. Он не появлялся дома, чтобы не выслушивать упреки жены, которые, как он сам понимал, были справедливы. Я считаю, он сам себя ненавидел, и он хотел бы изменить свою жизнь, но ему не хватило силы воли, чтобы справиться с ударами судьбы.

Что касается Катерина Ивановны, то, лично я не считаю её падшей женщиной. На мой взгляд, она стала заложницей обстоятельств: муж пьет, денег нет, детей надо воспитывать и кормить. Всё это повлияло на ее физическое и психологическое здоровье. Но, несмотря на это и будучи особой образованный и штаб-офицерской дочерью, она была довольна города, не терпела оскорблений Лебезятникова и Амалии Липпевехзель. Она любила чистоту, была трудолюбива и даже по ночам стирала вещи мужа и детей, чтобы те на следующий день ходили в чистом. Я считаю, что ее жизнь была полна несправедливостей и страданий, которых она не заслужила.

А Соня, эта бедная милая девочка, сколько она перенесла за свои 18 лет жизни! Соня не могла терпеть упреки мачехи и у неё был единственный выход. Она пошла по желтому билету, чтобы спасти свою семью. Но как же дорого это ей стоило. Мало того, что она «обслуживала» людей, так ещё и частенько выслушивала оскорбления со стороны людей вышестоящих. Единственным спасением Сони и других «маленьких людей» в этом романе является вера – вера в Бога, вера в лучшие времена.

Дунечка и Пульхерия Александровна также являются униженными и оскорбленными, так как им пришлось терпеть клевету Марфы Петровны, а потом и оскорбления Лужина. И они ничего не могли с эти поделать. Основной чертой всех «маленьких людей» в произведении Достоевского является беспомощность. Они все подвергаются угнетению со стороны более влиятельных личностей, но ничего не могут с этим поделать.

Ну и наконец Родион Раскольников, бедный бывший студент, запутавшийся в самом себе. В его мыслях он был Наполеоном, великим человеком, но на самом то деле он относится к разряду «маленьких людей». Хоть он умен и образован, но ему не хватает того, что присуще достойным людям – цели. У Родиона не было главной цели в жизни, он плыл по течению судьбы, учиться он не хотел, работать тоже, любовь он не искал. Он хотел легким путем нажиться, а что делать дальше он и сам не понимал. С мыслями о убийстве старухи, он забыл, для чего он живет.

В завершении хочется упомянуть, что сам Достоевский не был из круга этих «маленьких» людей, но он смог так понять их судьбы и душевные переживания, что невольно начинаешь понимать, что Достоевский – мастер в раскрытии тайн человеческой души.

(347 слов) В своём творчестве Ф.М. Достоевский часто уделял особое внимание проблемам и страданиям обычных людей. Писатель всегда стремился познать русский народ, выявить его достоинства и оправдать недостатки. Именно это мы и видим в романе «Преступление и наказание». Все герои произведения — бедные, забитые, ничем не примечательные люди, но писатель постепенно раскрывает читателю этих персонажей, заставляя его по-новому посмотреть на мир в целом.

Первоначально мы не видим ничего положительно в Петербурге Достоевского, городе сумасшедших. Полубезумный студент Родион Раскольников, одержимый идеей собственного превосходства над окружающими, проститутка Соня, безработный пьяница Мармеладов, его высокомерная жена Катерина, озлобившаяся на весь мир и прочие эпизодические персонажи создают перед нами ужасную картину безнравственности, жестокости и равнодушия. Раскольников жестоко убивает старуху-процентщицу, Мармеладова толкает приёмную дочь на панель, а её муж обворовывает собственную семью, чтобы напиться в грязном кабаке. Кто-то пожалел бы несчастных, кто-то отнёсся бы к ним с призрением, но только не Достоевский. Казалось бы, низкие люди демонстрируют нравственные качества, достойные страдальцев. Ужасные условия толкают их на страшные вещи, очерняют их души и ожесточают сердца, но под всей этой грязью и мерзостью скрываются настоящие подвижники. Отчаявшаяся Соня Мармеладова пошла на панель, чтобы прокормить семью, но даже в таком унизительном положении она сохранила в своём сердце веру в бога. Именно она своей любовью помогла Родиону освободиться от заблуждений и обрести душевный покой. Сам Раскольников, голодая, помогает деньгами семье Мармеладовых, даже не рассчитывая ничего за это получить, до событий романа он без страха бросился в горящий дом, чтобы спасти ребёнка. Презиравшая мужа Мармеладова, когда с ним случилось несчастье, не отходила от него до самой смерти и искренне горевала о нём. Но наиболее ярко нравственность простых русских людей раскрывается во время поминок в память о Мармеладове. Когда Лужин, желая уязвить Раскольникова, обвиняет Соню в воровстве, Катерина, Родион и совершенно чужой человек Лебезятников до последнего защищали честь бедной девушки. Когда же обман Лужина стал явным, возмущению всех присутствующих гостей не было предела. Подлец был немедленно изгнан.

Каждое творение Достоевского наполнено жалостью к человечеству, но в тоже время он искренне верит, что именно русские люди, сохранившие в себе человечность и искреннюю веру, смогут изменить мир и принести на землю мир и любовь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(398 слов) Типичный образ «маленького человека» представлен во многих произведениях русских классиков: «Шинели» Н.В.Гоголя, «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Их персонажи – слабые, нецелеустремленные, неспособные к решительным действиям, занимающие низкое положение в обществе. «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского немного отличаются от них.

С первых страниц произведения «Преступление и наказание» читатель знакомится с главным героем романа. Родион Раскольников – бывший студен, «задавленный бедностью». Из-за нищеты персонажу пришлось бросить свою учебу и постоянно искать средства, чтобы выжить. Условия его обитания ужасны. Комната Раскольникова похожа на «гроб», «клетушку», «шкаф», но не на квартиру. Герой живёт в грязном районе, где постоянно на улицах можно встретить пьяных. Но Раскольников не подстраивается под обстоятельства, как Башмачкин, он стремится найти выход из этого низкого положения. Создав собственную теорию, он воплощает свои идеи в жизнь.

Образ маленького человека в романе Достоевского раскрывается и на примере семьи Мармеладова. Раскольников знакомится с Семёном Захаровичем в трактире. Он узнаёт все подробности его нищей жизни. Мармеладов не может противостоять тяготам свалившихся на него трудностей, единственный выход он видит в пьянстве. Персонаж остался без работы, его дочери – Соне — приходится идти «по жёлтому билету», чтобы заработать деньги на существование (которые впоследствии Мармеладов пропьёт). Катерина Ивановна больна, маленьких детей кормить нечем. Это безвыходное положение морально подавляет бывшего титулярного советника. Но, несмотря на нищету, Мармеладов не утратил лучших черт человеческого характера. Персонаж признается Раскольникову в том, что он искренне любит и Катерину Ивановну, и своих детей. Ему стыдно за свое безволие, он заявляет герою: «А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?». Вместе с автором мы сострадаем несчастному герою, а не глумимся над ним.

Соню также можно отнести к «маленьким людям». Ее комната походила на «сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника» — «бедность была видимая». Соне приходится «грязным» способом зарабатывать деньги, которых все время недостаёт. Но, несмотря на такое положение, с помощью веры она сохранила свою душевную чистоту. Любовь Сони возродила Раскольникова, благодаря ней персонаж раскаялся в своём преступлении.

Так, «маленькие люди» Достоевского не имеют одного привычного нам образа забитого и несчастного человека. Все они разные, у каждого своя история, где трагизм переплетается с героизмом, которого мы не привыкли видеть ни в Башмачкине, ни в Вырине. Каждый из них по-своему восстает против судьбы, неуклюже борется с ней, но все же не сдается, принимая удар за ударом. Даже слабовольный Мармеладов ищет наслаждения в побоях жены, а горе – на дне стакана. Они не согласны смириться со своей незначительностью и живут полной эмоциональной жизнью, спасая себя в надежде спасти других.

Многомудрый Литрекон просит Вас подмечать недочеты работы и жаловаться на краткое сочинение-рассуждение, если оно Вам не подошло.