Презентация на тему толстой. Урок–презентация "Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь". I. Вступительное слово учителя






В 1844 году Толстой поступает в Казанский университет, чтобы изучать восточные языки, но через три года бросает учебу, так как она быстро наскучила. Когда Толстому исполнилось 23 года – он со старшим братом Николаем уезжает воевать на Кавказ. За время службы в Толстом просыпается писатель, и он начинает свой знаменитый цикл –трилогию, где описаны моменты от детства до юности. А также Лев Николаевич пишет несколько автобиографических повестей и рассказов (такие как «Рубка леса», «Казаки»).






Оказавшись на своем наделе, Лев Николаевич создает собственную систему педагогики и открывает школу, а также начинает заниматься просветительной деятельностью. Целиком увлеченный этим видом деятельности, он уезжает в Европу, чтобы ознакомиться со школами. В 1862 году Толстой женится на молодой Софье Андреевне Берс – и незамедлительно уезжает с женой в Ясную Поляну, где полностью занимается семейной жизнью и заботами по хозяйству.


Но к осени 1863 года начинает работу над своим самым фундаментальным трудом «Война и Мир». Затем, с 1873 по 1877 год создается роман «Анна Каренина». За этот период времени полностью формируется мировоззрение Толстого, которое носит говорящее название – «толстовство», вся суть которого хорошо изображена в таких трудах писателя, как «Крейцерова Соната», «В чем твоя вера», «Исповедь».




А в 1899 году выходит роман «Воскресение», где описаны основные положения учения гениального автора. Поздней осенней ночью, Толстой, которому на тот момент было 82 года вместе со своим лечащим врачом в тайне покидает Ясную Поляну. Но в дороге писатель заболевает и сходит с поезда на Астапово Рязано-Уральской станции.

Презентация «Толстой» сделает урок увлекательным, захватит внимание школьников и поможет лучше запомнить важную информацию за счет хорошо продуманной структуры материала. Слайды адаптированы для детей, с их помощью занятия по литературе станут более эффективными. Не каждый ребенок воспринимает на слух новые знания, кому-то необходимо закрепить услышанное визуально. Презентация о биографии Толстого наполнена не только информацией о жизни писателя, но также в ней есть портреты, изображения, иллюстрации. Метод визуального закрепления способствует лучшему усвоению материала и закреплению его в памяти надолго.

Лев Николаевич Толстой известен каждому своим уникальным стилем и написанными шедеврами. Но не только произведения вызывают повышенный интерес, личность писателя также уникальна, у него было интересное детство, о котором сейчас упоминают в процессе знакомства с судьбой писателя. Жизнь и творчество Толстого удивительны и необычны, а наглядное представление увлекательного доклада поможет приобщить школьников к литературным открытиям.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Толстой» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Толстого
Родословная
Родители
Детство

Усадьба
Учёба
Кавказ и Крымская война
Русско-турецкая война

Литературная деятельность первой половины 1850-х годов
Литературная деятельность второй половины 1850-х годов
Педагогическая деятельность
Жизненная и творческая зрелость

Духовный кризис
Литературная деятельность 1880-1890 годов
Семейная жизнь
Супруга

Дети
Последние годы
Смерть

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Слайд 2

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

Слайд 3

Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик». Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными и отразились в автобиографической повести "Детство".

«Период детства»

Отец писателя – Николай Толстой

Слайд 4

Л.Н. Толстой

с братьями.

Толстой был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай (1823-1860), Сергей (1826-1904) и Дмитрий (1827-1856). В 1830 году родилась сестра Мария. Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.

Слайд 5

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой.Живя в Казани Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет, в 17 лет он поступает туда. Лев Николаевич уже в то время знал 16 языков, много читал и изучал философию.

Но занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс наук.

Казанский университет

П. И. Юшкова – тётя писателя

Казанский университет.

Ясной Поляне.

Слайд 6

После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Слайд 7

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека. На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени. Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Повесть «Детство"

Слайд 8

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов».

Крымская кампания

Слайд 9

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" .Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии.Осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

В кругу литераторов и за границей

Слайд 10

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" , книги "Азбука" и "Новая Азбука, а также детские книги для чтения.

Народная школа

Слайд 11

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну. За 17 лет совместной жизни у них родилось 13 детей.

Слайд 12

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работает над романами: «Война и мир», «Анна Каренина», повесть «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого был признан гениальным.

Слайд 13

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены).

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

Станция Астапово

Слайд 14

Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания

и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится,

кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

10 (23) ноября 1910 года был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.

Посмотреть все слайды


Собака и её тень

Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.


Плохая игра У Пети и Вани шла игра вот так: они, будто овцы, били друг друга лоб о лоб. Игра была плоха: у Вани стала шишка на лбу, а у Пети шишка на глазу.


Лягушка и мышь

Лягушка и мышь завели ссору. Вышли на кочку и стали драться. Ястреб видит, что они о нём забыли, спустился и схватил обеих.


Обезьяна и горох Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошинка; обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.


Галка и кувшин Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.


Черепаха и орёл Черепаха просила орла, чтобы научил её летать. Орёл не советовал, потому что ей не пристало; а она всё просила. Орёл взял её в когти, поднял вверх и пустил; она упала на камни и разбилась.


Муравей и голубка Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидала – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.


Ягнята и волк Овцы ходили под лесом. Два ягнёнка отошли от стада. Старая овца сказала: – Не шалите, ягнята, недолго до беды. А волк стоял за кустом и сказал: – Неправда, ягнята, овца стара, у ней ноги не ходят, так ей завидно. Бегайте одни по всему полю. .

. Ягнята так и сделали. Отошли от стада, а волк поймал их и съел.


Мужик и кошка Стало у мужика много мышей. Он взял в дом кошку, чтобы она ловила мышей, а кошка думала, что её затем взяли, чтобы она сама стала жирной. Кошка и стала есть кости и молоко и стала жирна и гладка. И не стала больше кошка мышей ловить. Она думала: «Пока я была худа и шершава, я боялась, чтобы меня не прогнали, а теперь я стала гладка и красива, и мужик не прогонит меня. Другую кошку он не скоро справит, как меня».

А мужик видит, что кошка не ловит мышей, и говорит жене: «Кошка наша не годится, поищи котёнка худого». Взял жирную кошку, вынес в лес и бросил.


Зайцы и лягушки Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: – И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше разом умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся! И поскакали зайцы в озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит:

Стойте, ребята! Подождём топиться; вот лягушачье житьё, видно, ещё хуже нашего; они и нас боятся.


Лев и мышь Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.


Мышь, петух и кот Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери. – Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый. Мать спросила: – Скажи, какие это звери? Мышка сказала: – Один страшный, ходит по двору вот этак, ноги у него чёрные, хохол красный, глаза навыкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти.


Это петух, – сказала старая мышь. – Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь? – Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие. Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит. Старая мышь сказала: – Дура ты, дура. Ведь это сам кот.


Два петуха и орёл Дрались два петуха у навозной кучи. У одного петуха было силы больше. Он забил другого и прогнал от навозной кучи. Все куры сошлись вокруг петуха и стали хвалить его. Петух хотел, чтобы и на другом дворе узнали про его силу и славу. Он взлетел на сарай, забил крылами и запел громко: – Смотрите все на меня, я петуха побил! Нет ни у одного петуха на свете такой силы! Не успел пропеть, летит орёл, сбил петуха, схватил в когти и унёс в своё гнездо


Ёж и уж Пришёл раз ёж к ужу и сказал: – Пусти меня, уж, в своё гнездо на время. Уж пустил. Только как залез ёж в гнездо, не стало житья ужатам от ежа. Уж сказал ежу: – Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои все колются о твои иглы, и им больно. Ёж сказал: – Тот уходи, кому больно, а мне и так хорошо.


Кошка и лисица Разговорилась кошка с лисицею, как от собак отделываться. Кошка говорит: – Я собак не боюсь, потому что у меня от них уловка есть. А лисица говорит: – Как можно с одной уловкой отделаться от собак! У меня так семьдесят семь уловок и семьдесят семь увёрток есть!

Пока они говорили, наехали охотники и набежали собаки. У кошки одна уловка, она вскочила на дерево, и собаки не поймали её, а лисица начала свои увёртки делать, да не увернулась, собаки поймали её.


Мыши и кот Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать. Вот одна мышка говорит: – Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам придёт. Надо коту на шею звонок надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём.

Это бы хорошо, – сказала старая мышь, – да надо кому-то звонок на кота надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навяжи-ка звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.


  • http://lib.rus.ec/b/606815/read
  • Клетка наискосок http://media.log-in.ru/i/opticbigchk3.jpg