Отцы и дети прототипы героев. История персонажа. Россия, освободившаяся от крепостного права

Величайшее творение мастера психологии И.С. Тургенева. Он создал свой роман в переломную эпоху, когда передовые люди общества интересовались будущим России, а литераторы - поисками героя времени. Базаров (характеристика этого персонажа наглядно демонстрирует то, какой была самая развитая молодежь того времени) является центральным персонажем романа, к нему сводятся все нити повествования. Именно он самый яркий представитель нового поколения. Кто же он?

Общая характеристика (внешность, род занятий)

Как писатель-психолог, Тургенев продумал все до мелочей. Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя. У Базарова высокий лоб, что является признаком ума, узкие губы, говорящие о высокомерии и надменности. Однако большую роль играет одежда героя. Во-первых, она показывает, что Базаров является представителем демократов-разночинцев (молодое поколение, противопоставленное старшему поколению 40-х годов либералов-аристократов). Он одет в длинный черный балахон с кистями. На нем свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха - вот как одет Базаров. Образ получился более чем говорящий. Он не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Павла Петровича Кирсанова, внешний вид которого полностью противоположен. Простота в одежде - один из принципов нигилистов, чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к простому народу. Как показывает роман, герою и вправду удается сблизиться с простыми русскими людьми. Базарова любят крестьяне, за ним по пятам следуют дворовые ребятишки. По роду деятельности Базаров (характеристика героя в плане профессии) - врач. И кем бы еще он мог быть? Ведь все его суждения основываются на немецком материализме, где человек рассматривается лишь как система, в которой действуют свои физические и физиологические законы.

Нигилизм Базарова

Базаров, характер которого, безусловно, является одним из самых ярких в литературе 19 века, придерживался одного из наиболее популярных учений того времени - нигилизма, что в переводе с латыни означает "ничего". Герой не признает никаких авторитетов, не склоняется ни перед какими жизненными принципами. Главное для него - это наука и познание мира опытным путем.

Внешний конфликт в романе

Как отмечалось выше, роман Тургенева многоплановый, в нем можно выделить два уровня конфликта: внешний и внутренний. На внешнем уровне конфликт представлен спорами Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым.

Споры с Павлом Петровичем Кирсановым касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров является по отношению к искусству, в первую очередь поэзии. Он видит в ней лишь пустой и никому не нужный романтизм. Второе, о чем ведут диалог герои - это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа - это божий храм, в котором человек отдыхает, они восхищаются ее красотой. Базаров (цитаты персонажа это подтверждают) категорически против такого воспевания, он считает, что природа - "это мастерская, и человек в ней работник". В конфликте с Павлом Петровичем герой часто проявляет себя довольно грубо. Нелестно он отзывается о нем в присутствии племянника - Аркадия Кирсанова. Все это показывает Базарова не с самой лучшей стороны. Именно за такое изображение героя впоследствии пострадает Тургенев. Базаров, характеристика которого во многих критических статьях сказывается не в пользу Тургенева, оказался незаслуженно поруган автором, некоторые считают даже, что Тургенев клевещет на все молодое поколение, незаслуженно обвиняя его во всех грехах. Однако не стоит забывать о том, что старшее поколение также отнюдь не восхваляется в тексте.

Отношения с родителями

Нигилизм Базарова ярко проявляет себя во все моменты его жизни. Родители, которые долго не видели сына, с упоением ждут его. Но они слегка стесняются своего серьезного и образованного ребенка. Мать изливает свои чувства, а отец смущенно извиняется за такую несдержанность. Сам Базаров стремится поскорее покинуть родительский дом, видимо, потому что боится сам вдруг проявить теплые чувства. Согласно немецкому материализму, никаких душевных привязанностей у человека быть не может. В свой второй приезд Евгений также просит родителей не мешать ему, не докучать своей заботой.

Внутренний конфликт

Внутренний конфликт в романе очевиден. Он заключается в том, что герой начинает сомневаться в своей теории, он разубеждается в ней, но не может с этим смириться. Первые сомнения по поводу нигилизма возникают у Базарова, когда он встречает Ситникова и Кукшину. Эти люди называют себя нигилистами, но слишком мелки и ничтожны.

Любовная линия в романе

Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман "Отцы и дети". Базаров, закоренелый нигилист, отрицающий любые романтические чувства, влюбляется в молодую вдову Одинцову. Она покоряет его с первого же взгляда, когда он видит ее на балу. Она отличается от остальных женщин красотою, величавостью, ее походка грациозна, каждое движение по-королевски изящно. Но самая главная ее черта - ум и рассудительность. Как раз рассудительность помешает ей остаться с Базаровым. Поначалу их отношения кажутся дружескими, но читатель сразу же понимает, что между ними промелькнула искра любви. Однако ни один из них не в состоянии перешагнуть через свои принципы. Признание Евгения Базарова выглядит нелепо, ведь в момент откровения его глаза больше полны злости, чем любви. Базаров - образ сложный и противоречивый. Что заставляет его злиться? Конечно же, то, что его теория рухнула. Человек есть и всегда был существом с живым сердцем, в котором теплятся самые сильные чувства. Он, отрицающий любовь и романтику, покоряется женщиной. Идеи Базарова рухнули, они опровержены самой жизнью.

Дружба

Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны. В Аркадии, как и в его родне, слишком много романтизма. Он хочет наслаждаться природой, он хочет обзавестись семьей. Удивительно, но Базаров, цитаты которого в адрес Павла Петровича резки и недружелюбны, не презирает его за это. Он наставляет его на свой путь, понимая при этом, что истинным нигилистом Аркадий никогда не будет. В момент ссоры он оскорбляет Кирсанова, но его слова, скорее, необдуманны, чем злы. Недюжинный ум, сила характера, воля, спокойствие и самообладание - вот качества, которыми обладает Базаров. Характеристика Аркадия на его фоне выглядит слабее, ведь он не такая выдающаяся личность. Но Аркадий в финале романа остается счастливым семьянином, а Евгений умирает. Почему же?

Смысл финала романа

Многие критики упрекали Тургенева в том, что он "убивает" своего героя. Финал романа очень символичен. Для таких героев, как Базаров, время не пришло, а автор считает, что и вовсе никогда не придет. Ведь человечество и держится только из-за того, что в нем есть любовь, доброта, уважение к традициям предков, культуре. Базаров слишком категоричен в оценках, он не принимает полумер, а его изречения звучат кощунственно. Он покушается на самое ценное - природу, веру и чувства. В итоге его теория разбивается о скалы естественного порядка жизни. Он влюбляется, не может быть счастлив только из-за своих убеждений, а в конце концов и вовсе погибает.

Эпилог романа подчеркивает то, что идеи Базарова были противоестественными. Родители приходят на могилу к сыну. Он нашел покой посреди красивой и вечной природы. В подчеркнуто романтическом ключе изображает Тургенев кладбищенский пейзаж, еще раз проводя мысль о том, что Базаров был не прав. "Мастерская" (как назвал ее Базаров) продолжает цвести, жить и радовать всех своей красотой, а героя больше нет.

Образ Базарова в романе «Отцы и дети» - уникальный для русской литературы. Он рисует типаж русского образованного разночинца, и этим объясняется феноменальная популярность произведения среди молодежи конца XIX века. Иван Сергеевич Тургенев продолжил пушкинскую литературную традицию изображения «героя нашего времени».

Современный аспект

Классик был прозорлив, создав актуальный и в наше время образ. Российское общество после отмены крепостного права стремительно менялось.
На арену общественной жизни вышли принципиально другие, отличные от дворян образованные люди - разночинцы. Происходила демократизация государства, исковерканного непозволительно затянувшимся во времени узаконенным рабством. Удивительно ли, что новые люди XIX века - разночинцы, находясь посреди снобистского, ханжеского окружения, зачастую выбирали радикальный путь отрицания опостылевшей морали вельмож и аристократов? Как это похоже на современных ребят-неформалов!

Базаров - человек будущего?

Тургенев, несомненно, выступает новатором, введя образ Базарова в романе «Отцы и дети». Для более полного, глубокого восприятия этого персонажа предложим литературную аналогию. Например, роман братьев Стругацких «Отягощенные злом». В нем боги - творцы мира - убеждаются в своем бессилии: начатое с благой целью любое дело приносит зло. Поэтому они превращают в нового Христа учителя Носова Георгия Анатольевича. Чем он подобен Базарову? Тем, что оба они - носители и проводники будущего, присланные в настоящее, непонятые, безвременно погибшие. Однако, образно говоря, их следы на песке не затеряны, они остались, они видимы другим.

Характеристика персонажа

Как появился образ Базарова в романе «Отцы и дети»? Прототипы его уже были в классической русской литературе. Например, трагический в личной жизни критик Добролюбов, выражавший «совесть народную». Однако реальный прототип Евгения Базарова, к сожалению, остался неизвестен. По воспоминаниям самого Тургенева, им был земской врач - попутчик в поездке по железной дороге, разговор с которым буквально потряс писателя.

Происхождение

Достаточно подробно раскрывает роман «Отцы и дети» образ Базарова. Это врач во втором поколении, его отец - полковой лекарь Василий Базаров, мать, Арина Власьевна, вышла из обедневших дворян, во владении которых осталось около двадцати душ (фактически - хутор). Выбрав отцовскую жизненную стезю, Евгений получает университетское образование. Во время учебы этот харизматичный лидер, увлеченный теорией нигилизма, подружился со своим сверстником, дворянином Аркадием Николаевичем Кирсановым. В XIX веке приятельские отношения выражались во взаимных визитах. Принцип «мой дом - моя крепость» на Руси тогда был не в чести, преобладало хлебосольство. Поэтому вполне естественным шагом для дружбы молодых людей стало приглашение Аркадия погостить в имении отца. Таким образом и происходит завязка сюжета романа «Отцы и дети».

Образ Базарова раскрывается во время пребывания героя в имении Кирсановых. У Евгения происходит мировоззренческий конфликт с отставным офицером, достаточно гордым аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

Студент морально выше аристократа

Эгоистичный и вспыльчивый брат хозяина имения Марьино ненавидит молодого лекаря, и когда возникает формальный повод (Базаров невинно целует Фенечку, гражданскую жену Николая Петровича), вызывает молодого человека на дуэль. Причем вполне искренно желает убить его. В отличии от своего оппонента Евгений проявляет великодушие. Он, очевидно, стреляя метко, с точностью медика всаживает пулю в ляжку промазавшего Павла Петровича. Цель этого выстрела - не принести вред, а оставить «метку на память».

Тургенев, раскрывая образ Базарова, подводит читателя к парадоксальной ситуации. Разночинец-нигилист оказывается выше и духовнее увлекающегося искусствами дворянина. Вместе с тем именно во время пребывания в имении Кирсановых проявляется трагизм образа Базарова.

Базаров и враждебный социум

Тургенев обнажает противоречие российской действительности: большинство хозяйственно активного населения страны составляют крестьяне, а общественно активного - дворяне.
Молодой нигилист в большей мере, чем аристократы, понимает крестьян и сочувствует им. Ведь он генетически связан с людьми, обрабатывающими землю.

Такие люди, как Базаров, кажутся аристократам смутьянами, потому что несут в себе мощный заряд потребности служения всему обществу. Дворяне же предпочитают односторонний процесс: чтобы чернь (большинство людей) служила им. Это - мировоззренческий конфликт, и пребывающий в нем Базаров не может себя чувствовать комфортно.

Трагизм образа Базарова раскрывается и в истории любви героя к вдове Одинцовой Анне Сергеевне. Образованная поместная дворянка проживает в своем имении Никольское, куда и приезжают медики Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Ее красота и ум потрясли нигилиста, он начинает понимать, что любовь выше всякого отрицания действительности.

Анна Одинцова

Анну Базаров как мужчина заинтересовал, однако женщина опасается за свой дальнейший душевный комфорт. Читатель видит, как в глазах Анны некрасивый, бесцветный на первый взгляд облик Евгения с неправильными чертами преображался и наполнялся внутренней силой, убежденностью, уверенностью в себе. Образ Евгения Базарова - пример нового поколения, желающего изменить Россию. По мнению классика, только любовь действительно служит и жизни, и развитию.

Анна Одинцова, откровенно говоря, боится одержимой направленности на «службу обществу» молодого человека. Она - женщина дворянского менталитета, неспособная стать женой-соратником. А именно в такой спутнице (подобной Ольге Ильинской из романа «Обломов») нуждается главный герой произведения.

В то же время Аркадий в Никольском знакомится со своей будущей женой, сестрой Анны, Катей. Им сойтись проще, они люди одного круга.

Базаровым по силам изменить Россию!

Образ Евгения Базарова отличен от всех предыдущих «героев времени» в русской литературе. Нигилист компетентен в сельском и приусадебном хозяйстве, он знает, как сделать жизнь краше. Едва прибыв в Марьино, имение Кирсановых, Базаров со знанием дела подсказывает, что и где следует посадить, как лучше организовать быт. Причем вчерашний студент - не просто советчик. У него самого золотые руки - Базаров мастеровит.

Евгений, не заигрывая с дворовыми, общается с ними в грубоватой народной манере. Он говорит мало, но по существу. За это и приобретает среди слуг авторитет знающего и дельного человека. Это - не мягкий Николай Петрович, которого любят, но над которым втайне посмеиваются. Это - не Павел Петрович, которого боятся и не приемлют (не случайно после дуэли он уезжает из России). Ему дано совладать с людьми.

Тургенев подводит к мысли о том, что базаровы способны изменить Россию! Хотя по житейской логике настоящее место Евгения - за операционным столом.

Россия, освободившаяся от крепостного права

На то, что Россия в XIX веке двигалась в грядущее параллельными курсами с Европой, указывает нижеприведенное сравнение. В конце XIX века огромная страна, потенциально обладающая огромными творческими силами, бросилась вдогонку за прогрессирующим обществом западных стран. Оковы рабства более не сдерживали ее.

Настало время людей - проводников прогресса. При этом характерно, что образ Базарова в романе «Отцы и дети» перекликается с персонажами классической европейской литературы.

Евгений Базаров и Джен Эйр

Знаменитый роман Шарлотты Бронте вышел в свет за 14 лет до тургеневского. Примечательна общая направленность произведений, особенно если абстрагироваться от различий пола главных героев. Оба автора выносят на всеобщее обозрение не только носителей новых общественных отношений и новой морали, но людей одухотворенных, образованных, деятельных. Вокруг них ощущается мощная жизнеутверждающая аура, которая притягивает здоровые силы общества.

Образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» подобен образу Джен Эйр. Базаров гибнет, заразившись во время практической врачебной деятельности. Джен Эйр же становится единственным утешением для обнищавшего, ослепшего, покалеченного дворянина, мистера Рочестера. Однако, несмотря на трагизм, у читателя напрашивается вывод: эти образованные бунтари своим интеллектом в перспективе все-таки искоренят те родовые привилегии феодалов, которые несут другим людям дискриминацию.

Роман Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сразу несколько проблем. В одной отражается конфликт поколений и наглядно демонстрируется способ выйти из него, сохранив главное - ценность семьи. Во второй - демонстрируются процессы, происходящие в обществе того времени. Посредством диалогов и умело проработанных образов героев, преподносится едва начавший зарождаться тип общественного деятеля, отрицающий все устои существовавшей государственности и подвергавший насмешкам такие морально-этические ценности, как любовные чувства и искренние привязанности.

Сам Иван Сергеевич в произведении не становится ни на одну из сторон. Как автор он осуждает и дворянство, и представителей новых общественно-политических движений, наглядно показывая, что ценность жизни и искренних привязанностей намного выше бунтарства и политических страстей.

История создания

Из всех произведений Тургенева, роман «Отцы и дети» единственный был написан в краткие сроки. От момента зарождения идеи до первой публикации рукописи прошло всего два года.

Первые мысли относительно новой повести посетили писателя в августе 1860 года во время пребывания его в Англии на острове Уайт. Способствовало этому знакомство Тургенева с провинциальным молодым врачом. Судьба столкнула их в непогоду на железной дроге и под давлением обстоятельств они общались с Иваном Сергеевичем всю ночь. Новым знакомым были выказаны те идеи, которые читатель после мог наблюдать в речах Базарова. Врач и стал прототипом главного героя.

(Имение Кирсановых из к/Ф "Отцы и дети", место съёмок усадьба Фряново, 1983 )

Осенью того же года по возвращению в Париж Тургенев проработал фабулу романа и приступил к написанию глав. В течение полугода половина рукописи была готова, а закончил ее он после приезда в Россию, в середине лета 1861 года.

Вплоть до весны 1862 года, зачитывая свой роман друзьям и отдавая рукопись на прочтение редактору «Русского вестника», Тургенев вносил в произведение правки. В марте этого же года, роман был опубликован. Эта версия немного отличалась от издания, увидевшего свет спустя полгода. В ней Базаров был представлен в более неприглядном свете и образ главного героя был немного отталкивающим.

Анализ произведения

Основной сюжет

Главный герой романа нигилист Базаров вместе с молодым дворянином Аркадием Кирсановым приезжает в имение Кирсановых, где происходит знакомство главного героя с отцом и дядей товарища.

Павел Петрович утонченный аристократ, которому совершенно не нравится ни Базаров, ни выказываемые им идеи и ценности. Базаров в долгу также не остается, и не менее активно и страстно, он высказывается против ценностей и морали стариков.

После этого молодые люди знакомятся с недавно овдовевшей Анной Одинцовой. Они оба влюбляются в нее, но временно скрывают это не только от предмета обожания, но и друг от друга. Главному герою стыдно признать, что он, выступавший яро против романтизма и любовной привязанности, сам теперь страдает от этих чувств.

Молодой дворянин начинает ревновать даму сердца к Базарову, между друзьями происходят недомолвки и, в итоге, Базаров рассказывает о своих чувствах Анне. Одинцова предпочитает ему спокойную жизнь и брак по расчету.

Постепенно отношения между Базаровым и Аркадием портятся, а сам Аркадий увлекается младшей сестрой Анны Екатериной.

Отношения между старшим поколением Кирсановых и Базарова накаляются, дело доходит до дуэли, на которой ранение получает Павел Петрович. Это ставит жирную точку между Аркадием и Базаровым, и главному герою приходится вернуться в отчий дом. Там он заражается смертельной болезнью и погибает на руках у собственных родителей.

В финале романа Анна Сергеевна Одинцова выходит замуж по расчету, женятся Аркадий и Екатерина, а также Фенечка и Николай Петрович. Свои свадьбы они играют в один день. Дядя Аркадия покидает имение и отправляется жить за границу.

Герои тургеневского романа

Евгений Васильевич Базаров

Базаров - студент-медик, по социальному статусу, простой человек, сын военного лекаря. Он серьезно увлекается естественными науками, разделяет убеждения нигилистов и отрицает романтические привязанности. Он уверен в себе, самолюбив, ироничен и насмешлив. Много говорить Базаров не любит.

Помимо любви главный герой не разделяет восхищение искусством, мало верует в медицину, невзирая на получаемое им образование. Не относя себя к романтичным натурам, Базаров любит красивых женщин и, одновременно, презирает их.

Самый интересный момент в романе - это когда герой сам начинает испытывать те чувства, существование которых он отрицал и высмеивал. Тургеневым наглядно демонстрируется внутриличностный конфликт, в тот момент, когда чувства и убеждения человека расходятся.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Один из центральных героев тургеневского романа - это молодой и образованный дворянин. Ему всего 23 года и он едва закончил университет. В силу своей юности и склада характера, он наивен и легко попадает под влияние Базарова. Внешне он разделяет убеждения нигилистов, но в душе, и далее по сюжету это видно, он предстает великодушным, мягким и очень сентиментальным молодым человеком. Со временем герой и сам понимает это.

В отличие от Базарова, Аркадий любит много и красиво говорить, он эмоционален, жизнерадостен и дорожит привязанностями. Он верит в брак. Невзирая на демонстрируемый вначале романа конфликт между отцами и детьми, Аркадий любит и дядю, и своего отца.

Одинцова Анна Сергеевна - рано овдовевшая богатая особа, которая в свое время замуж вышла не по любви, а по расчету, чтобы уберечь себя от бедности. Одна из главных героинь романа любит покой и собственную независимость. Она никогда никого не любила и ни к кому не привязывалась.

Для главных героев она выглядит красивой и недоступной, поскольку взаимностью не отвечает никому. Даже после смерти героя, замуж она выходит повторно, и опять-таки по расчету.

Младшая сестра вдовы Одинцовой, Катя, совсем юна. Ей всего 20 лет. Екатерина является одним из самых милых и приятных персонажей романа. Она добра, общительна, наблюдательна и при этом демонстрирует самостоятельность и упертость, которые только красят молодую особу. Она из семьи небогатых дворян. Родители ее погибли, когда ей было всего 12 лет. С тех пор она воспитывалась старшей сестрой Анной. Ее Екатерина побаивается и под взглядами Одинцовой чувствует себя неловко.

Девушка любит природу, много размышляет, она прямая и не кокетливая.

Отец Аркадия (брат Павла Петровича Кирсанова). Вдовец. Ему 44 года, он совершенно безобидный человек и нетребовательный хозяин. Он мягкий, добрый, привязанный к сыну. По своей натуре он романтик, ему нравится музыка, природа, поэзия. Николай Петрович любит тихую, спокойную, размеренную жизнь в деревенской глуши.

В свое время он женился по любви и жил в браке счастливо до тех пор, пока его жена не умерла. В течение долгих лет не мог прийти в себя после смерти возлюбленной, но с годами нашел любовь вновь и ей стала Фенечка, простая и бедная девушка.

Утонченный аристократ, 45 лет от роду, дядя Аркадия. В свое время он служил офицером гвардии, но из-за княгини Р. его жизнь изменилась. Светский лев в прошлом, сердцеед, который легко завоевывал любовь женщин. Всю свою жизнь он строил в английском стиле, читал газеты на иностранном языке, вел дела и быт.

Кирсанов явный приверженец либеральных взглядов и человек с принципами. Он самоуверенный, гордый и насмешливый. Любовь в свое время его подкосила, и из любителя шумных компаний, он стал ярым мизантропом, который всяческим образом избегал общества людей. В душе герой несчастлив и в конце романа он оказывается далеко от своих близких.

Анализ сюжета романа

Основным сюжетом, ставшего классическим, романа Тургенева, является конфликт Базарова с обществом, в котором он волей судьбы оказался. Обществом, которое не поддерживает его взглядов и идеалов.

Условной завязкой сюжета становится появление главного героя в доме Кирсановых. В ходе общения с другими героями демонстрируются конфликты и столкновения взглядов, которые проверяют убеждения Евгения на стойкость. Происходит это и в рамках главной любовной линии - во взаимоотношениях Базарова с Одинцовой.

Противопоставление - это главный прием, который автор использовал при написании романа. Он отражается не только в его заглавии и демонстрируется в конфликте, но и отражен в повторении маршрута главного героя. Базаров дважды оказывается в имении Кирсановых, дважды бывает у Одинцовой и также дважды возвращается в родительский дом.

Развязкой сюжета становится смерть главного героя, которой писатель хотел продемонстрировать крах высказываемых героем на протяжении романа мыслей.

В своем произведении Тургенев наглядно показал, что в круговороте всех идеологий и политических споров есть большая, сложная и многообразная жизнь, где всегда одерживают победу традиционные ценности, природа, искусство, любовь и искренние, глубокие привязанности.

КАК ТУРГЕНЕВ ОТНОСИТСЯ К БАЗАРОВУ? Читая роман выдающегося русского писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы с первых же страниц понимаем, насколько слож­ным и неоднозначным на самом деле является отношение автора к главному герою - Евгению Базарову. Перед нами не идеальный человек и в то же время не отрицательный герой. Поддаваясь чув­ствам писателя, мы тоже начинаем то осуждать Евгения, то испы­тывать к нему искреннее сочувствие. Сам Тургенев так писал о со­зданном им образе: «Хотел ли я обругать Базарова или его превоз­нести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!» И все же мне кажется, что сейчас можно сказать довольно определенно, что ненависти-то в отношении автора к его герою нет совершенно. Осуждение - да, порой - непонимание. Но не нена­висть, не злоба. И это подтверждают другие слова писателя: «…При сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему «влеченье, род недуга». И это понятно, ведь знакомясь бли­же с романом Тургенева, мы сами начинаем испытывать симпатию к главному герою.

Евгению Базарову чужды компромиссы, он не испытывает эгои­стического чувства самосохранения. Самоотверженно выступая про­тив духовного застоя и подверженности устоявшимся принципам, Базаров мечтает о совершенно новом типе культуры, новых обще­ственных отношениях. И разве не увлекает, не восхищает любого человека такая высокая идея - переделать мир, возродить душу человека, вдохнуть в нее живую энергию. Эта идея вдохновляет и самого автора. Вместе со своим героем он протестует против идео­логии консерватизма и либерализма, против барского деспотизма, рабской психологии, наивных идеалов. В этом отношении Тургенев восхищается Базаровым - человеком, решившимся в одиночку про­тивостоять всему своему окружению. Евгений бросает своеобразный вызов обществу, отрицая все традиции и устои. Не случайно его называют нигилистом. «Нигилист - это человек, который не скло­няется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», - говорит Аркадий, отображая саму сущ­ность образа Базарова. Да, герой Тургенева не признает авторите­тов. Более того, он считает жизнь несовершенной и стремится к раз­рушению отживших идеалов, к свержению эгоистически замкну­той «барской» культуры, устаревших моральных догм. «Исправьте общество, и болезней не будет», - утверждает Базаров, объясняя все нравственные различия человечества «безобразным состоянием общества». И автор во многом согласен с героем, ему близки взгля­ды Евгения. Хотя далеко не все убеждения Базарова Тургенев пол­ностью разделяет.

Вспомним разговор Евгения Базарова с Одинцовой. «Вы не пред­полагаете во мне художественного смысла - да, во мне действитель­но его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической», - говорит герой Тургенева, рассматривая альбом Саксонской Швейцарии. То есть, для него не существует искусст­ва, если оно не представляет материального, научного интереса. А утверждение, что «Рафаэль гроша медного не стоит», что «Приро­да не храм, а человек в ней работник»! Да такие мысли вызывают не только осуждение, но и возмущение! Базаров откровенно смеется над увлечением музыкой, чтение Пушкина считает ерундой, даже лю­бовь для него не больше чем «романтизм, чепуха, гниль, художе­ство». Разве не чудовищно сравнение романтизма и художества с «гнилью»?! Разумеется, таких убеждений Евгения Тургенев ни по­нять, ни принять, ни оправдать не может. Автору глубоко чужды утилитарные представления об искусстве. Между тем он сознатель­но наделяет подобными качествами своего героя. Дело в том, что писатель стремился создать правдивый образ молодого человека того времени, а в среде некоторой части разночинцев (к которым и отно­сится Базаров) часто прослеживалось негативное отношение не только к художественному творчеству, искусству, но и ко многим роман­тическим чувствам, естественным для человека.

Подчеркивая свое неприятие данной стороны образа Базарова, автор заставляет героя самого прийти к пониманию ошибочности своих суждений. Именно с этой целью показана в романе история любви Евгения к Одинцовой и трагедия их разрыва. Базаров, отри­цавший любовь вообще, внезапно сам оказывается всерьез охвачен­ным этим чувством. В страстном порыве он признается: «Так знай­те же, что я люблю вас глупо, безумно». Неоднозначны все пережи­вания героя. В нем все еще происходит борьба между убеждениями и новыми, неведомыми ему ощущениями. И все же в любовном конфликте Базаров преображается. Страстная напряженность, сила и цельность его чувств заставляют нас, как и самого автора, прекло­няться перед героем.

Нравственная победа Евгения над эгоистичной женщиной откры­вает перед нами новые грани его души. Мы видим способность Ба­зарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению бы­лых убеждений. Теперь Тургенев снова восхищается душевной си­лой своего героя.

Но есть и еще одна сторона авторского отношения к Евгению Базарову. Писатель с сожалением говорит о бесславности, бесполез­ности жизненной силы и энергии героя. Наиболее выражена эта мысль в последних главах романа. «Жаль погибшей, напрасно по­траченной силы», - эти слова Тургенева, сказанные после смерти Добролюбова, в полной мере относятся и к герою «Отцов и детей». «Вы посмотрите, что за корни! Эдакая сила у Евгения!» - воскли­цает Василий Иванович Базаров. Но вслед за этим следует история заражения Евгения при вскрытии трупа и картины бесславного угасания этой силы. Авторское сопереживание герою особенно ярко проявляется при описании последних дней Базарова. Как помешан­ные ходят старики-родители; резким контрастом выступает свежесть и красота Одинцовой рядом с «воспаленным и в то же время мертвым лицом с мутными глазами» Евгения. А сколько боли и страдания в словах самого героя, сознающего близость собственной смерти и бесполезность прожитой жизни: «Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем»; «Я нужен России- Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?»

Да, отношение писателя к главному герою романа «Отцы и дети» очень не простое. Автор разделяет его взгляды там, где Базаров клеймит насмешкой отвлеченные, устаревшие, пустые «принсипы». И в этом случае герой побеждает. Но когда дело касается утончен­ных переживаний и восприятия прекрасного, которого Евгений не хочет понимать, Тургенев осуждает его и обрекает на провал. Но все же создатель «Отцов и детей» дает герою шанс осознать ошибочность своих взглядов и убеждений, возродить в своей душе все высокое и светлое, что в ней, несомненно, есть. Для этого автор подвергает Базарова тяжелым испытаниям и даже приводит к трагической гибели. Для чего? Возможно для того, чтобы люди, подобные Евге­нию, пока не поздно, как можно глубже и острее увидели свои заб­луждения и поспешили сделать выводы…

Эта программная статья Тургенева – ключ к пониманию типологии его героев.

Гамлеты, по Тургеневу, - «лишние люди» из дворян, а Дон Кихоты – молодые демократы-разночинцы. Гамлеты – эгоисты и скептики, носятся с собственной персоной. Враждуя с ложью, ищут истину и сами же в неё не верят. Во всём сомневаются, нерешительны, лишены активного, волевого начала.

Дон Кихоты – не эгоисты, смысл существования видят не в самокопании, а в поиске истины, ради которой готовы жертвовать собой. Способны вести за собой других. Но в них есть однообразие, сухость, односторонность. Последствия их деятельности расходятся с их целями.

Сам Тургенев был по преимуществу Гамлетом, но весьма симпатизировал лучшим чертам Дон Кихотов. Он хотел видеть в дворянах больше смелости, решительности и действенности, а в демократах – трезвости и самоанализа. Тургенев думал о герое, снимающем крайности гамлетизма и донкихотства.

В романе «Отцы и дети» эти крайности он обнажит в пародии на нигилистов – Ситникове и Кукшиной (донкихотство), а также в Павле Петровиче и Одинцовой (гамлетизм). Между этими крайностями в романе расположится более «мягкий» вариант: с одной стороны – Базаров, а с другой – отец и сын Кирсановы.

Предыстория романа «Отцы и дети». Прототипы Базарова

Тургенев начинает писать роман в большой обиде на демократов из «Современника», желая создать карикатурный образ нигилиста-разночинца. Эта обида была продиктована несогласием Тургенева с трактовкой Добролюбовым его романа «Накануне». Когда Тургенев пришёл к Некрасову и сказал ему: «Или я, или Добролюбов с Чернышевским», - Некрасов выбрал молодых демократов, и Тургенев вышел из «Современника».

В «Формулярном списке действующих лиц новой повести» Тургенев писал о Базарове: «Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ». (Смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). И.Павлов – атеист, материалист с чрезвычайно резкими суждениями, врач и писатель. Н.Преображенский – однокурсник Н.Добролюбова по педагогическому институту, молодой человек с завышенным самомнением, бесцеремонностью и свободой суждений.

Исследователи приводят и других прототипов Базарова, в частности, знакомых Тургеневу врачей Дмитриева и Якушкина. В одном из писем К.Случевскому Тургенев называет целый ряд «истинных отрицателей», в числе которых оказываются Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев.

Тургенев не копировал одно реальное лицо. Для него в конечном варианте важна была не идеологическая схема, а живой характер. Вот почему, рисуя Базарова в начале романа мрачными и однотонными красками (пока обида на молодёжь «Современника» была ещё горяча), затем он как честный и чуткий художник почувствовал, что его герой не может быть столь первобытно схематичным.

Тургенев сам пытается в процессе работы над романом как можно более глубоко понять своего героя, даже пишет дневник Базарова! Вот почему художественный результат в итоге так сильно разошёлся с первоначальным замыслом романа.

Герои романа Авторское отношение к Николаю Петровичу Кирсанову

Несомненно, автор относится к Николаю Петровичу Кирсанову, младшему из братьев, с мягкой, доброй иронией, сочувствием, но без большого уважения. Интересно, что если историю старшего брата Кирсанова рассказывает Базарову Аркадий, то повествование о биографии Николая Петровича автор берёт на себя (причём, в самом начале романа), а потому авторская позиция в этом рассказе проступает отчётливее, без двойного преломления.

Она сказывается в обилии уменьшительных суффиксов в эпитетах, характеризующих героя; в постоянном подчёркивании жизненной несамостоятельности человека, за которого выбор всегда делали обстоятельства (то перелом ноги, то революция 1848 года, то смерть жены и т.д.). Особо писатель отмечает всегдашнее неосознанное стремление героя под женское крыло – качество, которое потом перейдёт по наследству к его сыну Аркадию.