Братья гримм заяц и еж главная мысль. Энциклопедия сказочных героев: "Заяц и еж". IV. Работа со сказкой братьев Гримм «Еж и заяц»

Братья Гримм сказка "Заяц и еж"

Главные герои сказки "Заяц и еж" и их характеристики

  1. Заяц, надменный и важный, презирал Ежа за маленькие ноги и неказистый вид, чванливый и глупый.
  2. Еж, добродушный, умный и хитрый, веселый и находчивый, горазд на разные выдумки.
  3. Ежиха, очень похожа на мужа, послушная и разумная.
План пересказа сказки "Заяц и еж"
  1. Теплое летнее утро
  2. Прогулка по полю
  3. Спор Зайца и Ежа
  4. Еж ведет Ежиху
  5. Бег по борозде
  6. Выигранный спор.
Кратчайшее содержание сказки "Заяц и еж" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Прекрасным летним утром Еж в хорошем настроении пошел на поле за брюквой
  2. Он встретил Зайца и поссорился с ним.
  3. Они решили на спор бежать взапуски
  4. Еж привел Ежиху и спрятал ее в конце поля
  5. Заяц бегал между ежами и думал, что Еж каждый раз его опережает
  6. Еж выиграл спор.
Главная мысль сказки "Заяц и еж"
С другими людьми следует быть вежливыми и никогда не смеяться над их недостатками.

Чему учит сказка "Заяц и еж"
Эта сказка учит относится друг к другу с уважением, учит брать жену из той же среды, что и муж, учит находчивости и умению принимать неожиданные решения. Учит тому, что от хвастовства и самоуверенности бывает больше вреда, чем пользы.

Отзыв на сказку "Заяц и еж"
Очень красивая сказка, в которой умный Еж проучил самоуверенного нахального Зайца. Мне понравилось, что в этой сказке побеждают не длинные ноги, а смекалка, находчивость. Я с удовольствием прочитала эту сказку и рекомендую ее вам.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Заяц и еж"
В одно теплое летнее утро Еж вышел из дома, запел песенку, и решил прогуляться на поле, проведать как растет его брюква.
В поле он встретил очень важного Зайца, который тоже проверял свою капусту. Еж поздоровался с Зайцем, но тот надменно спросил, что Еж делает в поле.
Потом Заяц заметил, что Еж мог бы лучше использовать свои ноги и тут Еж обиделся. Он предложил бежать с Зайцем на перегонки, уверяя, что обязательно обгонит Зайца.
Заяц согласился и хотел сразу бежать, но Еж сказал, что ему надо позавтракать и пошел домой. Дома он велел одеваться жене и по дороге объяснил той, что Ежиха должна стоять в борозде в конце поля и ждать Зайца.
И вот Еж и Заяц побежали взапуски. Еж сразу отстал и сел в борозде. Заяц добегает до конца борозды, а Ежиха кричит ему: "Я уже тут".
Заяц бежит обратно, а там его ждет Еж. Так бегал Заяц, пока кровь из горла не хлынула. Забрал Еж империал и водку и больше никогда зайцы с ежами взапуски не бегали.

Пословица к сказке "Заяц и еж"
Он по яйцам пройдет, ни одного не раздавит.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Где муж, там и жена.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Заяц и еж"

Der Hase und der Igel ) - сказка Братьев Гримм о том, что нельзя глумиться над простым человеком, о ценности семейных отношений и взаимовыручке. В сборнике Братьев Гримм находится под номером 187, по системе классификации сказочных сюжетов Аарне-Томпсона 275-А*. Сказка «Заяц и Ёж» вошла в пятое издание сборника сказок Братьев Гримм, который вышел в свет в 1843 году.

Сюжет

Ёж и Заяц жили по соседству, как-то раз Ёж вышел прогуляться вокруг своего поля с брюквой, а Заяц вокруг своего, с капустой. Ёж поздоровался с Зайцем, однако Заяц с насмешкой отнесся к нему и высмеял короткие и кривые ноги Ежа, после чего оскорблённый Ёж заключил с зайцем пари на золотой луидор и бутылку вина, что он обгонит его. Они договорились встретиться через полчаса на краю поля. Ёж вернулся домой и велел своей жене идти вместе с ним и встать по другую сторону поля, а когда та увидит бегущего зайца - кричать: «А я уже здесь!» Сам Ёж дошел до другого края поля и встретился с Зайцем. И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать и помчался, как вихрь, вниз по полю. А ёж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно. Когда Заяц добежал по конца поля, то Ежиха крикнула ему: «А я уже здесь!» Сперва заяц заподозрил что-то неладное и решил еще раз бежать, однако на другом конце поля его уже ждал Ёж. И так Заяц бегал 74 раза, пока не упал насмерть. А Ёж взял свой золотой луидор и бутылку вина и, забрав жену, спокойно пошел домой.

Анализ сказки

Главные персонажи - это животные, которые наделены антропоморфными качествами. Ежи являются довольно распространенным животным в Германии, которые покрывает, в основном, лес. В течение своей жизни ежи образуют устойчивые пары и являются моногамными животными. В данной сказке они олицетворяют «правильную» немецкую семью, в которой хозяин умный, и даже хитрый человек, который может постоять за себя и свою честь, а жена будет его твердой опорой. Противоположное представление сложилось о зайце, для католической Германии это символ Пасхи и связанных с этим празднеств, который собирает яйца, а затем прячет от детей , в сказке его представляют как довольно знатного и поэтому надменного господина. Понятие справедливости у немцев имеет социальный характер, поэтому победа Ёжа в этом споре справедлива, ведь он, простой семьянин, смог поставить на место знатного господина, который был груб с ним.

Экранизации и постановки

  • Заяц и ёж (1963) - вольная мультипликационная экранизация, СССР, Киевнаучфильм .
  • Сказка экранизировалась в мультсериалах «Сказки братьев Гримм » и «Симсала Гримм ».
  • Заяц и ёж - мелодрама для чтеца с оркестром композитора

9188905e74c28e489b44e954ec0b9bca

С казка эта, ребята, на небылицу похожа, а все же она правдивая, - дед мой, от которого я ее слышал, говаривал всякий раз, когда он с чувством и с толком ее рассказывал:

«Правда-то в ней, сынок, есть; а то зачем бы и стали ее рассказывать?»

А дело было вот как.

Случилось это в одно воскресное утро, в пору жатвы, как раз когда зацветает гречиха. Солнце на небе взошло яркое, утренний ветер дул по скошенному жнивью, жаворонки распевали над полями, пчелы гудели на гречихе; люди шли в праздничных одеждах в церковь, и всякая тварь земная радовалась, и еж в том числе тоже.

И стоял еж у своей двери сложа руки, дышал утренним воздухом и напевал про себя веселую песенку - не хорошую и не плохую, какую поют обычно ежи в теплое воскресное утро. И вот когда он тихо напевал про себя эту песенку, пришло ему в голову, что он может, пока его жена купает и одевает детей, прогуляться немного по полю да поглядеть, как растет брюква. А брюква росла совсем близко возле его дома, и он всегда ел ее вместе со своей семьей, потому и смотрел он на нее, как на свою. Сказано - сделано. Запер еж за собой дверь и направился в поле. Отойдя недалеко от дома, он хотел было пробраться через терновник, что рос возле поля, почти у того места, где росла и брюква, и вдруг заметил он зайца, который вышел за тем же делом - посмотреть на свою капусту. Увидел еж зайца и пожелал ему доброго утра. А заяц был господин вроде как бы знатный и уж очень надменный. Он ничего не ответил на привет ежа и сказал ему, скорчив презрительную гримасу:

Чего это ты так рано бегаешь тут по полю?

Гуляю, - говорит еж.

Гуляешь? - засмеялся заяц. - Мне думается, что ты мог бы применить свои ноги для какого-нибудь более полезного дела.

Этот ответ сильно раздосадовал ежа: он мог бы все перенести, но о своих ногах он не позволял ничего говорить, - уж очень они были у него кривые.

Ты, видно, воображаешь, - сказал еж зайцу, - что своими ногами ты можешь лучше управиться?

Я думаю, - ответил заяц.

Это надо еще проверить, - сказал еж. - Я готов биться об заклад, что если мы с тобой побежим взапуски, я прибегу первым.

Да это прямо смешно - ты-то, со своими кривыми ногами? - сказал заяц. - Ну, что ж, если у тебя такая большая охота, я, пожалуй, согласен. А на что мы будем спорить?

На один золотой луидор и на бутылку водки, - говорит еж.

Идет! - ответил заяц. - Ну, тогда уж давай начнем сейчас.

Нет, зачем нам так торопиться, я не согласен, - говорит еж, - ведь я еще ничего не ел и не пил. Сперва пойду домой и немного позавтракаю, а через полчаса вернусь на это же самое место.

Заяц согласился, и еж направился домой. По пути еж подумал про себя: «Заяц надеется на свои длинные ноги, но я-то его перехитрю. Хотя он и знатный господин, да глупый, он наверняка проиграет».

Пришел еж домой и говорит своей жене:

Жена, скорее одевайся, придется тебе идти вместе со мной на поле.

А что такое случилось? - спрашивает она.

Да вот поспорили мы с зайцем на один золотой луидор и на бутылку водки: хочу бежать я с ним взапуски, и ты должна быть при этом.

Ах, боже ты мой! - стала кричать на него жена. - Да ты что, одурел в самом деле. Да в своем ли ты уме? Как можешь ты бежать с зайцем взапуски?

Да ты уж, жена, лучше помолчи, - говорит ей еж, - это дело мое. В мужские дела ты не вмешивайся. Ступай оденься и пойдем вместе со мной.

Что тут было ей делать? Хочешь не хочешь, а пришлось ей идти вслед за мужем.

Идут они вдвоем по дороге в поле, и говорит еж жене:

А теперь внимательно выслушай, что я тебе скажу. Видишь, вон по тому большому полю мы и побежим с зайцем взапуски. Заяц будет бежать по одной борозде, а я по другой, а бежать мы начнем с горы. А твое дело - только стоять здесь, внизу, на борозде. Когда заяц пробежит по своей борозде, ты и крикнешь ему навстречу: «А я уже здесь!»

С тем и добрались они на поле. Указал еж жене место, где ей надо стоять, а сам отправился повыше. Когда он пришел, заяц был уже на месте.

Давай, что ли, начинать? - говорит заяц.

Ладно, - отвечает еж, - начнем.

И стал каждый на свою борозду. Начал заяц считать: «Ну, раз, два, три», и помчался, как вихрь, вниз по полю. А еж пробежал примерно шага три, забрался затем в борозду и уселся себе там преспокойно.

Добежал заяц до конца поля, а ежиха и кричит ему навстречу:

А я уже здесь!

Заяц остановился и был немало удивлен: он подумал, что это кричит, конечно, сам еж, - а известно, что ежиха выглядит точно так же, как и еж. Но заяц подумал: «Тут что-то неладно» и крикнул:

Давай побежим еще раз назад!

И кинулся он вихрем, прижав уши, по борозде, а ежиха осталась преспокойно на своем месте. Добежал заяц до конца поля, а еж кричит ему навстречу:

А я уже здесь!

Разозлился заяц и крикнул:

Давай бежать еще раз назад!

Как хочешь, - ответил еж, - мне-то все равно, сколько тебе будет угодно.

Так бегал заяц еще семьдесят три раза, а еж все приходил первым. Всякий раз, когда заяц прибегал на край поля, еж или ежиха говорили:

А я уже здесь!

Но на семьдесят четвертый раз не добежал заяц до конца: упал на передние ноги, пошла у него кровь горлом, и не мог он двинуться дальше.

Взял еж выигранные им золотой луидор и бутылку водки, вызвал свою жену из борозды, и они пошли вместе домой, оба друг другом вполне довольные. Если они не умерли, то живут они еще и сейчас.

Вот как оно вышло, что простой полевой еж обогнал зайца, и с той поры уже ни один заяц не решался больше бегать с ежом взапуски.

А сказки этой поученье такое: во-первых, никто, каким бы знатным он себя ни почитал, не должен себе позволять глумиться над простым человеком - хотя бы даже и над ежом. Во-вторых, дается совет такой: если надумает кто жениться, то пускай тот берет себе жену из того же круга, что и сам, и пусть будет она на него самого похожа. Вот, скажем, если ты еж, то и бери себе в жены ежиху, и так дальше.

Татьяна Коробских
Конспект занятия по формированию дружелюбия на основе сказки Б. Гримм «Заяц и Еж» в средней группе

Формирование дружелюбия

по мотивам сказки Б . Гримм

«Заяц и Еж »

Программные задачи : Учить детей давать характеристику Ежу. Познакомить детей с мимическими движениями. Воспитывать дружелюбие .

Словарная работа : дружелюбный , приветливый зазнайка.

Предварительная работа : Чтение сказки , рассматривание иллюстраций к ней, беседа.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика : «Русская игра»

Утро настало (Ладоши скрещены,

Солнышко встало пальцы растопырены)

Эй, братец Федя, (Кулак правой руки сжат большой

Разбуди соседей! Палец совершает движения)

Вставай, большак!

Вставай, указка! (Щелчок по каждому пальцу

Вставай середка! отдельно)

Вставай середка!

И крошка метрошка!

Привет ладошка! (Щелчок в центре ладони)

Все потянулись (Руки поднимаются в верх пальцы

И проснулись. Вытягиваются и быстро шевелятся)

Вос-ль :

Тиши,тиши, не шумите

Нашу сказку не спугните .

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем сказку начинать .

(Рассказывание сказки «Заяц и Еж » )

Однажды в солнечный, ясный денек, стоял Еж у дверей своего дома и напевал песенку.

Пойду ка я в поле на брюкву посмотрю подумал он. Отправился в путь и встретил по дороге Зайца, который тоже шел в поле на свою капусту посмотреть. Увидел Зайца, Еж поклонился ему и говорит приветливо.

Здравствуйте, уважаемый Заяц !

Как поживаете?

(Несколько детей показывают, как здоровается вежливо Еж)

Вос-ль : А Заяц был большой зазнайка. Вместо того чтобы вежливо поздороваться с Ежиком, он только головой кивнул и сказал грубо :

Что, это ты в такую рань по полю рыщешь?

Еж : Я погулять вышел!

Заяц : Погулять?

А по-моему, на таких коротеньких ножках далеко не уйдешь.

(Обиделся Еж на эти слова и решил проучить Зайца) .

Еж : Уж не думаешь ли ты, что твои заячьи ноги бегают быстрее и лучше моих?

(Несколько детей показывают как Заяц насмехается над ножками Ежа.

Ежик обижается.)

Заяц : Разумеется быстрее.

Еж : А не хочешь ли на перегонки сомной побежать?

С тобой на перегонки?- удивляется Заяц .

Заяц : Несмеши меня пожалуйста, неужели ты на своих кривых ногах меня обгонишь?

Еж : А вот увидишь, что обгоню

Заяц : Ну давай побежим.

Еж : Подожди, сначала я схожу домой, позавтракаю, тогда и побежим.

Вос-ль : Еж пришел домой, рассказал обо всем жене , которая была на него очень похожа, а потом попросил её.

Пойдем со мной в поле. Мы с Зайцем побежим по разным бороздкам. Ты жена стань в конце поля моей борозды. Как только подбежит к тебе Заяц , ты крикни.

А я уже сдесь!

Хорошо – согласилась жена.

Физ. Минутка «Веселые зверюшки»

Солнечным весенним днем (дети берутся за руки

Мы с друзьями в лес идем и идут по кругу.

Ослик веселый (показывают уши)

Смелый щенок (руки на посе, нога вперед)

Шустрая белка (прыгают)

Мишутка дружок (косолапят)

Вот выходим мы на луг (идут по кругу)

Ты мой друг, и я твой друг (показывают руками)

К солнцу дружно потянулись (поднимают руки вверх)

Обнялись и улыбнулись (обнимаются и улыбаются)

Вос-ль : Еж вернулся к Зайцу.

Ну, что ж побежим? Говорит Заяц .

Побежим! Ответил Еж.

Раз, два, три! Крикнул Заяц .

И оба побежали. Ежик сделал несколько шагов к остался на месте. А Заяц бежит со всех ног . Добежал до конца своей борозды, а тут Ежиха ему кричит.

А я здесь!

Удивился Заяц , что Еж его обогнал.

(Все дети показывают «Заяц удивляется » ).

Бежим теперь обратно- говорит Заяц .

А Ежиха осталась на месте. Добежал Заяц до начало борозды , а Еж ему кричит.

А я уже здесь!

Еще больше удивился Заяц .

(Все дети показывают как Заяц удивился еще больше )

Вос-ль : Так бегали они семьдесят три раза

Только Заяц бегал , а Еж его все время обгонял. На семьдесят четвертый раз добежал Заяц до середины поля и свалился на землю.

Устал, не могу больше бегать – застонал он.

(Все дети показывают как устал Заяц )

Вот видишь у кого ноги быстрее – говорит Еж.

Ничего неответил Заяц , еле-еле поплелся домой. И Еж с Ежихой тоже пошли домой,а Еж подумал : «Эх Заяц ! Много о себе не воображай, носа не перед нем не задирай, не то многие захотят посмеяться над тобой».

(Дети повторяют снова Ежа)

Вос-ль : Ребята, какие снова Зайца особенно обидели Ежа?

(ответы детей : маленькие, кривые ножки)

Какой Заяц в этой сказке ?

(грубый, глупый, задавака)

Какой Ежик в этой сказке ?

(вежливый, добрый, умный) .

Как же Заяц был паказал за свое зазнайство?

(Еле-еле ноги с поле унес)

А теперь, ребята давайте с вами поиграем в игру. Которая называется :

«Букет дружелюбия » .

Воспитатель раздает детям по цветку, и все вместе собирают «Букет дружелюбия » . Перед этим ребенок просит что-то приятное для соседа : «Цветок, сделай так, чтобы Полине….» - и отдает цветок в общий букет. Собранная композиция будет стоять в группе и если кто-то загрустил или скучает, можно подарить ему цветок просто так, чтобы его настроение улучшилось

Какую я вам рассказала сказку ?

(Заяц и Еж )

Вася, а ты как думаешь какую?

Молодцы, запомнили.

А кого вы встретили в этой сказке ?

(Еж и Заяц )

Они дружно жили по соседству ?

Зайка был зазнайкой, обижал Ежа.

А как надо относится друг к другу?

Надо быть внимательными, вежливыми.

А в игру мы как играли?

Собирали букет и желали друзьям всего хорошего.

Молодцы, вы у меня умные, вежливые и Еж вам за это передал яблоки, угощайтесь.

Раздается угощения.

Главный герой сказки Л.Н.Толстого «Еж и заяц», обыкновенный лесной еж, однажды повстречался с зайцем. Заяц стал спорить с ежом, что тот его никогда не обгонит. Ежу не понравилось, что заяц над ним насмехается, и он принял вызов. Только сначала еж решил сходить домой.

Дома он рассказал ежихе о споре с зайцем. Та поначалу выразила сомнение в том, что еж может победить, но еж рассказал ей, какой способ он придумал, чтобы перехитрить косого.

Он попросил ежиху спрятаться на одном конце поля, а сам пошел на другой конец. Оттуда они с зайцем и побежали наперегонки. Вот только еж до конца не стал бежать, а вернулся назад. А когда заяц прибежал к финишу, там его ждала ежиха. Заяц не смог отличить ее от ежа и удивился, что еж его обогнал. Тогда заяц потребовал повторить гонку. Он побежал обратно, а ежиха осталась на месте.

Когда заяц прибежал к старту, там его ждал еж. Так заяц и бегал с одного края поля на другой, пока не устал и не признал свое поражение.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Толстого «Еж и заяц» заключается в том, что для победы в поединке не обязательно быть сильнее или быстрее соперника. Гораздо важнее проявить в состязании ум и смекалку. Еж никогда бы не мог обогнать зайца, но он проявил смекалку и вынудил зайца признать поражение в споре.

Сказка Толстого учит не проявлять уныние, не падать духом в заведомо проигрышных ситуациях, и отыскивать способы для победы над соперником.

В сказке «Еж и заяц» мне понравился еж, который не побоялся соперничать с зайцем. Еж придумал оригинальный способ, с помощью которого перехитрил своего соперника.

Какие пословицы подходят к сказке «Еж и заяц»?

Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой.
Находчивость и ум в друзьях числятся.