Небольшой рассказ к пословице поспешишь людей насмешишь. Урок речевого творчества. Сочинение по пословице "Поспешишь - людей насмешишь". Работа над деформированным планом

Задумала тетушка Черепаха пироги печь. Хватилась - нет дрожжей.
- Проснись-ка, Черепахович, полно тебе спать! Сбегай к куме Зайчихе, попроси дрожжей.
Черепахович проворчал что-то спросонья, приоткрыл заспанные глаза и недовольно спросил:
- Чего тебе?
- Сбегай, говорю, к куме Зайчихе за дрожжами...
- Сроду никуда я не бегал. Вот сходить могу, - пробормотал Черепахович.
Сел, подумал, почесал поясницу и, кряхтя, осторожно полез с печи.
- Ты бы поживей, горе мое черепашье! - торопила тетушка Черепаха.
- К чему такая спешка? Недаром говорят: "Поспешишь - людей насмешишь".
Пока он слезал, пока сунул ноги в валенки, пока надел зипун да напялил на голову шапку, недели как не бывало.
- И чего ты топчешься! Шел бы скорее, время-то не ждет.
- Да вот кушак засунул куда-то, не найду никак.
- Так и знала! - воскликнула тетушка Черепаха и вместе с Черепаховичем принялась искать пропажу.
А черепашья суета известна: пока искали - еще неделя миновала. Черепахович поднял воротник, занес ногу через порог, за ней другую... Дело на лад пошло.
- Смотри, не мешкай, гостей ведь на пироги позвала!
- Знаю, знаю...
- А посудину ты захватил?
- Эх, совсем из ума вышло... Подай-ка сюда, неохота возвращаться.
- Вот был бы тут Заяц, он бы живо обернулся! А ты все топчешься на месте, как медведь у пасеки, - сказала тетушка Черепаха, протягивая посудину для дрожжей.
- Подумаешь, невидаль какая - Заяц! Прыг-шмыг - вот и вся доблесть. А я как-никак хозяин с достатком: куда ни приду, всюду своя крыша над головой. Это понимать надо!
Приладив поудобнее посудину за пазухой, Черепахович надвинул шапку на самые глаза и отправился к Зайчихе.
Ушел, а тетушка Черепаха радуется: поедят гости вдоволь пирогов вкусных, поджаристых, с капустой, с лучком да с грибками! И занялась приготовлением начинки.
Совсем стемнело, пора бы уж воротиться Черепаховичу, а его нет как нет. Так и не пришлось званым гостям отведать черепашьих пирогов. Вот и день прошел, другой настал - нет ни дрожжей, ни Черепаховича. Год прошел, другой и третий. Сгинул Черепахович, как топор в проруби.
"И куда-то он запропал? Хоть бы далеко послала, а то - рукой подать..." - раздумывала тетушка Черепаха.
Прошло еще четыре года.
"Дай-ка, - думает тетушка Черепаха, - сбегаю на околицу, посмотрю". Накинула платок, к двери двинулась - глядь, Черепахович по улице идет, спешит-торопится, дрожжи в посудине глиняной несет, крепко к груди прижимает - не уронить бы.
- Ну, наконец-то! Обрадовалась тетушка Черепаха.
Не прошло и часу, завернул Черепахович в свой двор, подошел к двери, у порога остановился передохнуть.
Отдышавшись, стал перелезать через порог. Одну ногу перетащил благополучно, да рваным валенком зацепился и растянулся во весь рост. Голова в избе, а ноги за дверью. Посудина вдребезги разбилась, дрожжи по избе потекли.
- Эх ты, скороход! Семь лет нес, до избы не донес! Зря только время потерял!
- Да-а-а... - заворчал Черепахович. - Говорил я тебе - не торопи, хуже будет. Так оно и вышло! Не зря говорится: "Поспешишь - людей насмешишь".

Тема: Сочинение по пословице"Поспешишь - людей насмешишь"

Ход занятия:

I . Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, расшифровав слова.

ПОСОООИКЫ

ПОГЛВВВРЦИ

Кто прочитал слова? Какие это слова? (Пословицы и поговорки)

Тема урока: " Пословицы и поговорки". Напишем сочинение по пословице " Поспешишь- людей насмешишь".

II . Лингвистический этап

1. Эмоциональная речевая разминка

Прочитайте пословицу " Поспешишь- людей насмешишь" с вопросительной, восклицательной интонацией.

2. Работа над пословицами

- Прочитайте пословицы.

Без труда не накинешь платок.

На всякий роток не вытащишь и рыбку из пруда.

Что вы заметили? (перепутаны части двух пословиц)

Как поняли смысл пословиц? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - нужно прикладывать усилия в любой работе. На всякий роток не накинешь платок.- пословица о сплетнях)

Замените пословицами предложения.

    Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)

    Беречь время. (Делу время - потехе - час.)

    Не болтай. (Держи язык за зубами.)

    Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши - держись.)

(Раскрывается лексическое значение слова "потеха". Потеха - забава, развлечение.)

3. Орфографическая минутка

"Собери пословицу"

    В, мешке, утаишь, не, шило. (Шила в мешке не утаишь)

    В, один, не, поле, воин.(Один в поле не воин.)

    Труд, перетрут, терпенье, и, все. (Терпенье и труд все перетрут.)

Найдите орфограммы в глаголах. (Не утаишь, перетрут)

4. Веселая минутка. Инсценировка по пословице.

Каждый ряд учащихся показывает заранее подготовленную пантомиму на тему пословицы или поговорки. остальные учащиеся отгадывают ее.

    Цыплят по осени считают.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Любишь кататься - люби и саночки возить.

III .Литературоведческий этап

1. Работа над деформированными предложениями

Ребята, пословицы рассыпались, помогите их собрать.

    Лихо век не забудется, а добро помнится.(Лихо помнится, а добро век не забудется.)

    Тому помнит зло кто тяжело.(Тому тяжело, кто зло помнит.)

    Против худу не устоять добра.(Не устоять худу против добра.)

2. Восстанови предложение

Дополни пословицы.

    Добро помни, а зло...(забывай)

    Старое добро и во сне... (хорошо).

    Ласковое слово, что... (весенний день)

    На свете не без... (добрых людей).

3. Работа над деформированным планом

Ребята, Незнайка составил распорядок дня, проверьте, все ли он правильно сделал.

План

1. Пойти в школу.

2. Умыться.

3. Сделать зарядку.

4. Посетить кружок рисования.

5. Позавтракать.

6. Лечь спать.

7. Сделать домашнее задание.

Как нужно расположить пункты плана? (2,3,5,1,4,7,6)

4. Работа с деформированным текстом

Прочитайте текст. Все ли в нем верно? Исправьте его, если нужно?

1. При появлении письменности заметки были записаны. 2. Устное творчество народа очень развито. 3. Народ замечал и запоминал все, что видел. 4. Так мудрость народа дошла до нас в пословицах. 5. Оно развивалось до появления веков, еще до появления письменности

5. Языковая игра

Отгадай по началу пословицы.

    Терпение и труд...(все перетрут).

    Дело мастера... (боится).

    С волками... (жить - по - волчьи выть).

    Яблоко от яблони... (недалеко падает).

    Ученье свет, а... (неученье - тьма).

6. Сочинение по пословице" Поспешишь- людей насмешишь".

Когда мы спешим? Всегда ли нужно спешить? Когда человек что-то быстро делает, он всегда смешит людей, потому что у него все получается некрасиво и смешно. И поэтому люди сеются над его делами.

Речевая задача: напишите рассказ о смешной ситуации, в которой мог оказаться человек, делавший все наспех.

7. Проверка выполнения речевой задачи.

Например, человек торопится в школу и написал некрасиво, и все смеются. Или быстро оделся и выглядит неаккуратно. Всем весело на него смотреть.

Если человек спешит, он может надеть задом наперед кофту, трико. Если он будет очень быстро делать уроки, то допустит много ошибок. Вот и придумали: " Поспешишь- людей насмешишь".

IV . Итог урока

Задумала тетушка Черепаха пироги печь. Хватилась — нет дрожжей.

— Проснись-ка, Черепахович, полно тебе спать! Сбегай к куме Зайчихе, попроси дрожжей.

Черепахович проворчал что-то спросонья, приоткрыл заспанные глаза и недовольно спросил:

— Чего тебе?

— Сбегай, говорю, к куме Зайчихе за дрожжами…

— Сроду никуда я не бегал. Вот сходить могу, — пробормотал Черепахович.

Сел, подумал, почесал поясницу и, кряхтя, осторожно полез с печи.

— Ты бы поживей, горе мое черепашье! — торопила тетушка Черепаха.

— К чему такая спешка? Недаром говорят: «Поспешишь — людей насмешишь».

Пока он слезал, пока сунул ноги в валенки, пока надел зипун да напялил на голову шапку, недели как не бывало.

— И чего ты топчешься! Шел бы скорее, время-то не ждет.

— Да вот кушак засунул куда-то, не найду никак.

— Так и знала! — воскликнула тетушка Черепаха и вместе с Черепаховичем принялась искать пропажу.

А черепашья суета известна: пока искали — еще неделя миновала. Черепахович поднял воротник, занес ногу через порог, за ней другую… Дело на лад пошло.

— Смотри, не мешкай, гостей ведь на пироги позвала!

— Знаю, знаю…

— А посудину ты захватил?

— Эх, совсем из ума вышло… Подай-ка сюда, неохота возвращаться.

— Вот был бы тут Заяц, он бы живо обернулся! А ты все топчешься на месте, как медведь у пасеки, — сказала тетушка Черепаха, протягивая посудину для дрожжей.

— Подумаешь, невидаль какая — Заяц! Прыг-шмыг — вот и вся доблесть. А я как-никак хозяин с достатком: куда ни приду, всюду своя крыша над головой. Это понимать надо!

Приладив поудобнее посудину за пазухой, Черепахович надвинул шапку на самые глаза и отправился к Зайчихе.

Ушел, а тетушка Черепаха радуется: поедят гости вдоволь пирогов вкусных, поджаристых, с капустой, с лучком да с грибками! И занялась приготовлением начинки.

Совсем стемнело, пора бы уж воротиться Черепаховичу, а его нет как нет. Так и не пришлось званым гостям отведать черепашьих пирогов. Вот и день прошел, другой настал — нет ни дрожжей, ни Черепаховича. Год прошел, другой и третий. Сгинул Черепахович, как топор в проруби.

«И куда-то он запропал? Хоть бы далеко послала, а то — рукой подать…» — раздумывала тетушка Черепаха.

Прошло еще четыре года.

«Дай-ка, — думает тетушка Черепаха, — сбегаю на околицу, посмотрю». Накинула платок, к двери двинулась — глядь, Черепахович по улице идет, спешит-торопится, дрожжи в посудине глиняной несет, крепко к груди прижимает — не уронить бы.

— Ну, наконец-то! Обрадовалась тетушка Черепаха.

Не прошло и часу, завернул Черепахович в свой двор, подошел к двери, у порога остановился передохнуть.

Отдышавшись, стал перелезать через порог. Одну ногу перетащил благополучно, да рваным валенком зацепился и растянулся во весь рост. Голова в избе, а ноги за дверью. Посудина вдребезги разбилась, дрожжи по избе потекли.

— Эх ты, скороход! Семь лет нес, до избы не донес! Зря только время потерял!

— Да-а-а… — заворчал Черепахович. — Говорил я тебе — не торопи, хуже будет. Так оно и вышло! Не зря говорится: «Поспешишь — людей насмешишь».

ученики 2 класса "В"

После изучения пословиц в курсе литературного чтения 2 класса, мы с ребятами прочитали "Азбуку" Льва Николаевича Толстого. Ребята заметили, что великий писатель часто использовал пословицы и поговорки в названиях своих рассказов. Дети сами придумали для себя творческое задание: выбрать пословицу и придумать к ней рассказ. И вот, что получилось.

Кстати, эти тексты я использовала потом для организации групповой работы по редактированию текста (развитие речи).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинения по пословицам

2 класс «В»

Октябрь 2011 г.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Жила девочка Надя, и была у неё подружка Вера. Любили они играть в куклы. Но часто ссорились и обижались друг на друга. Никак не могли поделить кукол. Да и врозь долго не могли быть. Они ведь подружки настоящие. Мама сказала: «Вместе тесно, а врозь скучно». Задумались девочки.

Делу – время, потехе - час.

Девочка училась в 3 «В». В школе учитель дал задание: подготовиться к диктанту. А девочка вместо уроков целый день играла в куклы. Утром на уроке она за диктант получила «два». Делу время, потехе – час.

Паршикова Ирина

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Однажды Ира заигралась и разбросала все свои игрушки. Надоело ей играть, и она пошла спрашивать у мамы разрешения погулять. А мама ей сказала: «Сначала уберись в своей комнате, а потом пойдёшь на улицу. Любишь кататься – люби и саночки возить».

Чижикова Вероника

Делу – время, а потехе – час.

Пришла Маша из школы, решила поболтать с подружкой по телефону, потом поиграла с любимым котёнком, посмотрела по телевизору мультфильмы. Вот приходит мама с работы.

Маша, ты сделала уроки?

Ой, забыла…

Мама сказала: «Делу – время, а потехе – час».

Мазурина Екатерина

Поспешишь – людей насмешишь.

Ребята играли во дворе. Мама попросила Васю отнести молоко домой. Вася взял сумку с молоком и побежал, чтобы быстрее вернуться к игре. Он так спешил, что не заметил камень на дороге. Вася споткнулся и упал. Ребята засмеялись, а мама сказала: «Поспешишь – людей насмешишь».

Буланов Александр

Робкого и тень страшит.

Жил-был охотник. Как-то вечером он отправился в лес. Пришёл он в лес, и уже взошла луна. Охотник услыхал страшный вой. Он увидал большие длинные уши и пушистый длинный хвост. Что за зверь? Испугался охотник и убежал.

А это были заяц и лиса.

Долинина Янида

У страха глаза велики.

Жил-был заяц. Однажды он пошёл за ягодами. А на встречу ему бежит ёжик. «ты куда бежишь?» -спрашивает заяц. «Иду на поляну к старому дубу, там, говорят, чудище за малинником сидит»,- отвечает ёжик. «Пойдём туда вместе!» - сказал заяц. Пришли они к малиннику, а там маленький медвежонок ягоды собирает. «У страха глаза велики!» -сказал заяц.

Мозголина Мария

Семеро одного не ждут.

В летние каникулы 2 класс «В» собрался на природу. Все дети пришли вовремя, только один опаздывал. В назначенное время автобус отправился без опоздавшего. А когда он 1 сентября пришёл в школу, то на всех обижался. На последнем уроке к нему подошла учительница и сказала: «Семеро одного не ждут».

Ястребова Валентина

Вместе тесно, а врозь - скучно.

Ехали два мальчика в поезде и играли. Но не поделили игрушки, начали ругаться. Мамы развели их по разным местам. Сидят они в разных местах и скучают. Вот и получается, что вместе тесно, а врозь – скучно.

Дмитриева Евгения

Одно дело делаешь, другого не порть.

Папа сделал двум братьям письменный стол, подбирал материал, красил доски. Сели мальчики за стол мастерить. Сверлили и сделали в столе отверстие. Одно дело делаешь, другого не порть.

Шакин Вячеслав

Кто не работает, тот не ест.

Жили-были петушок и поросёнок. Предложил петушок посадить огород. Встал петушок утром, позвал поросёнка, а поросёнок в луже лежит, греется на солнышке. Вскопал петушок землю, посеял семена, а поросёнок в луже нежится.

Всё лето петушок работал: поливал, полол, ухаживал за огородом, а поросёнок отдыхал между грядками.

Пришла осень. Позвал петушок поросёнка убирать урожай, а тот желудями лакомится. Собрал петушок богатый урожай овощей.

Наступили холода, выпал снег. Пришёл поросёнок к петушку и просит у него немного еды и отвечает: «Я всю весну и лето работал, а ты отдыхал, грелся на солнышке. Осенью я собирал урожай, а ты мне не помогал. Поэтому: «Кто не работает, тот не ест».

Андреева Вероника

Делу – время, потехе - час.

Осенью начались школьные будни. Утром я хожу в гимнастику, а с обеда – в школу. Для того, чтобы погулять, время не остаётся. Мама сказала, что не зря в народе говорят: «Делу – время, а потехе – час». Теперь и я поняла эту пословицу.

Тютчик Ксения

Делу – время, потехе - час.

Мама собралась в магазин. Саша осталась дома. Мама попросила Сашу убрать игрушки, а сама ушла. Саша ничего не сделала, а пошла гулять. Мама пришла и огорчилась: «Делу – время, а потехе – час». Саше стало стыдно.

Мослякова Алина

"Поспешишь - людей насмешишь!"
Жил один мальчик по имени Игорь. Он все время спешил. В школе он решал примеры быстро и неправильно: 2+2 у него получалось 5. А на уроке русского языка он написал:"У меня - самая красивая момо". Все ребята долго смеялись, а потом придумали пословицу:"Поспешишь - людей насмешишь!" /Архишина Юля/

"Не имей сто рублей, а имей сто друзей!"
Жил-был мальчик. Однажды он пошел в магазин, а там у него спросили:"Почему ты не гуляешь с друзьями?" "А мне деньги дороже друзей", - ответил мальчик.
Как-то раз он пошел купаться и начал тонуть. Прибежали дети и спасли его. И тогда он понял, что друзья дороже денег. /Маркеева Катя/

"Говори мало, слушай много, а умного - еще больше"
Жил-был один двоечник. На уроках он все время разговаривал.И учительница поставила ему двойку.Он пришел домой, а мама говорит:"Покажи дневник!Я дам тебе шоколадку." Увидела мама двойку и сказала:"Получишь шоколадку, когда двойку исправишь" И он пошел двойку исправлять. И теперь он больше не будет двоек получать... /Азманова Вика/

"Умный без денег богат"
Жил-был глупый мальчик, а у него был умный брат.Глупый захотел стать миллиардером. Он спросил у брата, что для этого надо делать? Умный ответил:
- Если бы я знал, как стать миллиардером, я бы сказал тебе.
- Я все равно добьюсь своего, - сказал глупый. Он задал свой вопрос учителю.
- Окончи школу, институт, послужи в армии.Учиться надо хорошо.А пока - иди-ка к доске. Сколько будет 60 умножить на 5?
- Два!
- Вот и получай 2!
А мама сказала:
- Надо выучить таблицу умножения. Вот твой брат получил пятерку с плюсом.
- Надо просто быть отличником, а там, глядишь, и станешь миллиардером!/Серебрянский Дима/

"Не за бороду, за ум жалуют"
Жили-были две сестры: старшая красивая, но глупая. Младшая много читала и хозяйничала по дому.
Однажды они поехали в гости к дяде, и по дороге их захватили разбойники.
- Отпустите меня, - заплакала старшая, - посмотрите: какое у меня красивое платье, туфли, сумочка!
- Уйди со своей красотой, - рассердились разбойники, - отгадайте наши три загадки - тогда отпустим.
Младшая сестра отгадала все загадки, и разбойники их отпустили."Не за бороду, за ум жалуют" /Степанова Алина/

"Не надейся, дед, на чужой обед"
Один мальчик за двойки был наказан - мама не стала готовить ему обед.Он напрсился в гости к другу и пообедал там.
- Ты где был? - спросила мама.
- В гостях!
- Если хочешь, чтобы я тебя простила, сядь и подумай.
Мальчик подумал и пошел делать работу над ошибками."Чтобы хорошие оценки иметь, надо хорошо работать" /Кондрашов Миша/


Жил-был один мужик. Решил он новый дом построить. А снег расчистить поленился. Когда снег растаял, его новый дом развалился."Без труда не вынешь и рыбку из пруда" /Бушуев Даниил/

"Без труда не вынешь и рыбку из пруда"
Одного мужчину попросили покрасить окно в коричневый цвет. Ему было лень идти за коричневой краской. Он покрасил окно в черный цвет.Пришли люди и говорят:"Как некрасиво получилось!" Мужчине стало стыдно, он купил хорошую краску и исправил свою ошибку. /Осипова Софья/