Основные вопросы для познания себя. Три способа лучше узнать себя

Как часто нам приходится принимать на себя тяжесть мнения окружающих? И в скольких из этих случаев мы воспринимаем это мнение всерьез и выдаем его для себя за действительное? Некоторые люди начинают относиться к себе и вовсе критично после нелестных отзывов. А ведь все дело в том, что мы себя практически не знаем, не имеем нормального представления о своей же личности и желаниях, отсюда и вытекает наша неуверенность в себе и в своих поступках. Как изменить такую ситуацию? И существует ли простой способ понять себя лучше?

Чтобы понять самого себя, достаточно немного времени и 7 правильных вопросов.

Вопрос первый. Спросите себя: «Кто я?» и постарайтесь максимально полно на него ответить.

Ведь за ним скрываются многим больше, чем кажется на первый взгляд. Так кто вы? Мать, жена, руководитель, подчиненный…Кем вы являетесь в данный период жизни. Не забываете ли вы о том, что вы еще и чей-то ребенок, друг, коллега. Не забываете ли вы порой о близких людях, которые нуждаются в вашем внимании? Задумайтесь и хорошо отложите внутри себя эту информацию, а лучше запишите.

Вопрос второй. Нелюбовь, нежелание, ненависть.

Кого или что вы не любите в своей жизни? Это касается всего: людей, пищи, обстоятельств. Не спешите с ответами, ведь порой очень сложно признаться самому себе в ненависти к кому-то, а может и к чему-то в себе, например, к своим плохим привычкам. Дайте своему «я» вдумчиво проанализировать всю информацию.

Вопрос третий. Самые сокровенные мысли.

С кем хотите общаться? Какую одежду хотите носить? Может, хотите перекрасить волосы в синий? Спрашивайте себя, загляните вглубь своих желаний и тайн.

Вопрос четвертый. Роем глубже – чем вы гордитесь?

Неважно, будь это цвет глаз, образование или умение красиво исполнять песни – попытайтесь вспомнить все мелочи, за которые стоит себя как минимум похвалить.

Вопрос пятый. Самый сложный. За что вам стыдно?

Трудность состоит в попытке обмануть самого же себя при ответе. Сосредоточьтесь, вспомните все самые худшие моменты и… мысленно сожгите их. Освободите себя от стыда и чувства вины, простите в себе того человека, который возможно был слаб при совершении старых поступков. Мир небезгрешен. И вы тоже. Вас есть за что любить, желать и благодарить.

Вопрос шестой. Где и с кем хотите жить, кем стать, что приобрести?

После того, как вы освободили себя от старого груза ошибок, пришло время заполнить пустоту радостью. Тут следует решить, чего же вы хотите на самом деле. Составьте своеобразный план, и вскоре, сами того не замечая, вы начнете воплощать его в жизнь.

Вопрос седьмой. Итоговый. Поговорите с совестью. Чего не сделали, кому не уделили время, что не увидели?

Найдите все эти моменты в себе и постарайтесь поскорее с ними разобраться, не откладывая на потом. Потом не будет. Есть только сейчас. Помните об этом и любите себя такими, какие вы есть.

После того, как ответите честно на эти 7 вопросов, вы лучше поймете себя и над чем вам предстоит поработать в ближайшее время.

668950

Работая персональным тренером, я использую конкретные глубокие вопросы, чтобы помочь моим клиентам лучше понять самих себя и чтобы прояснить их цели лично для меня.

Обычно я задаю открытые вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет», поэтому клиенту приходится копать глубже и находить ответы, о которых он, возможно, даже не задумывался прежде. Правильная постановка вопросов способна стимулировать более глубокие интересные беседы и дискурсы, а также подготовить почву для открытия общих интересов, установления более прочных связей и укрепления взаимопонимания и эмпатии.

Умение задавать хорошие вопросы является искусством. Никто не хочет чувствовать себя, как на собеседовании или ощущать, что из него вытягивают информацию. Важная и большая часть данного процесса заключается в умении внимательно слушать ответ и воспринимать то, что кроется за словами.

Умение слушать также подразумевает под собой способность наблюдать за языком тела, слушать тон речи и быть чувствительным к тому, что осталось невысказанным. Важно уметь задавать продуманные дополняющие вопросы и поддерживать разговор, отражая его суть. Научившись задавать хорошие вопросы и внимательно слушать собеседника, вы создадите пространство для установления более близких, прочных и приятных отношений.

Предлагаем вашему вниманию 25 вопросов, которые помогут завязать интересную глубокую беседу:

1. Какое ваше лучшее воспоминание из детства? Этот вопрос всегда заставляет людей улыбаться и часто приводит к наполненной юмором и яркими переживаниями беседе о семье, поездках, праздниках, традициях, надеждах, мечтах и дружбе. Вы сможете много узнать о человеке, который поделится с вами своими детскими воспоминаниями.

2. Если бы у вас был шанс что-то изменить в жизни, то что бы вы выбрали? Этот вопрос может дать вам представление о состоянии человека и о том, кем он является. Вы также сможете увидеть его слабости, узнать о надеждах и мечтах. Часто, когда люди делятся своими сожалениями или неудовлетворёнными желаниями с другими, это расширяет спектр их взаимодействий и усиливает доверие.

3. Как вы познакомились? Это прекрасный вопрос при общении с парой. Довольно часто повествование истории о первой встрече объединяет людей, пробуждая счастливые воспоминания. Это даёт им возможность совместно порадоваться и позволяет вам узнать больше об их прошлом и о том, как они взаимодействуют друг с другом.

5. Какую музыку вы любите? Наша любимая музыка помогает охарактеризовать нас самих и отражает мечты и взгляды нашего поколения. То, что мы слушаем, отражает то, что резонирует с нашей душой. Это максимально ярко и честно раскрывает нашу внутреннюю суть и наши глубокие убеждения, которые порой очень трудно выразить словами.

6. Если бы вы могли отправиться куда угодно, какое место вы бы выбрали и почему? Этот вопрос не только позволяет обсуждать опыт прошлых путешествий, но и помогает лучше понять личность, интересы и дух авантюризма другого человека.

7. Если бы вы могли иметь только пять вещей, что бы вы выбрали? Данный вопрос действительно заставляет людей думать. Мы очень привязаны к нашим вещам, но есть всего лишь несколько из них, имеющих особую важность для нас. Когда люди вынуждены определить это, вы можете увидеть, какие материальные блага они ценят больше всего.

8. Какой школьный учитель оказал на вас наибольшее влияние и почему? Учителя могут играть ключевую роль в развитии нашей любви к учёбе, исследовании наших истинных желаний и раскрытии талантов. Эти люди вдохновляют нас или просто верят в нас и желают нам самого лучшего.

9. Вы когда-нибудь думали, что будет написано на вашем надгробии? Хотя это вопрос немного болезненный, он касается важных тем, заглядывая вглубь сердца. К чему мы стремимся? Какими мы хотим запомниться и что хотим оставить после себя?

10. Какой момент вашей жизни оказался переломным? Этот вопрос позволяет перейти на более глубокий уровень общения. Часто подобные моменты возникают при переживании тяжёлых жизненных ситуаций: смерть, развод, потеря работы и т.д. Именно в такие периоды мы вынуждены совершать огромные психические, физические или эмоциональные сдвиги.

11. Почему вы выбрали эту профессию? История о том, почему человек остановил свой выбор на конкретной профессии, помогает многое узнать о нём, о его мотивациях, интересах, образовании и амбициях. Часто большую часть своего времени мы проводим за работой. Следовательно, ответ на данный вопрос также показывает, с чем человек решил тесно связать свою жизнь.

12. Как вы проводите своё свободное время? Данный вопрос служит прекрасным дополнением к предыдущему, составляя целостную картину о том, как человек сумел организовать свою жизнь. Мы сможем узнать об интересах, различных хобби и обязательствах нашего собеседника.

13. Если бы вы выиграли в лотерею, как бы вы поступили с выигрышем? Это весёлый вопрос, раскрывающий отношение человека к деньгам, работе и жизненным целям. Бросил бы человек работу? Купил бы дом своей мечты? Или сделал бы что-нибудь альтруистическое? Был бы человек рад получить большое денежное состояние или пожелал бы избегать таких подарков судьбы?

14. Кем вы восхищаетесь? Ответ на этот вопрос покажет, на кого человек хочет быть похож. Мы восхищаемся людьми, чьи действия и характер отражают то, что мы хотим видеть в себе. Узнав ответ, вы сможете узнать больше об истинном характере собеседника.

15. Расскажите о трёх своих самых любимых книгах. Почему вы их выбрали? Обсуждение любимых книг создаёт пространство для интересной беседы и помогает собеседникам найти общий язык. Это также даёт обеим сторонам возможность узнать что-то новое и понять иную точку зрения либо интересы, о которых они не задумывались ранее.

16. Чего вы боитесь больше всего? Этот вопрос предназначен для зондирования почвы и, тем не менее, способен открыть очень многое. Каждый человек чего-то боится и именно эти страхи и опасения показывают наши уязвимые места и болезненные точки. Когда кто-то делится с вами подобным, нужно реагировать с осторожностью, добротой и доверием. Нужно уважительно и аккуратно относиться к страхам других людей, чтобы они чувствовали себя в безопасности и могли открываться вам на более глубоком уровне.

17. Что вы понимаете под словом «любовь»? У каждого человека есть свой собственный «язык любви»: слова, поведение и отношения, которые показывают, как он выражает свою любовь и благодаря которым он чувствует себя любимым. Это прекрасный вопрос для вашей второй половинки.

18. Какие ваши самые сильные качества? Поначалу большинству людей не совсем комфортно отвечать на этот вопрос, так как они стараются быть скромными. Но в глубине души мы все хотим признания наших положительных качеств. Как правило, люди задают тот же вопрос своему собеседнику и это создаёт позитивную связь между ними.

19. Можете вспомнить самый неловкий момент? Не стоит воспринимать данный вопрос слишком серьёзно и тогда можно посмеяться от души, вспоминая такие моменты. Большинство людей любит рассказывать смешные истории о себе, если туда не примешиваются стыд или чувство вины. Иногда люди могут рассказать о чём-то болезненном или постыдном. Тогда самое время проявить сострадание и участие.

20. Если бы вы стали президентом, что бы вы сделали в первую очередь? Благодаря этому вопросу вы сможете многое узнать о политических взглядах, идеалах, ценностях и беспокойствах собеседника. Если вы хотите избежать длительных споров, просто будьте готовы к тому, что можете быть не согласны с мнением другого человека. Не забывайте, что все мы разные и это прекрасно. Общение дополняет нас. Будьте открытыми.

21. На какой возраст вы себя ощущаете сейчас, и почему? Задайте этот вопрос людям, которым больше 50-ти лет, и вы получите несколько интересных ответов. С возрастом многие люди не ощущают свой хронологический возраст. Очень интересно узнать, как же люди воспринимают себя внутренне. Вполне вероятно, что их возраст абсолютно не совпадает с их ощущениями.

22. Если бы вы могли стать свидетелем любого события из прошлого, настоящего или будущего, что бы вы выбрали? Это потрясающий вопрос для увлекательной беседы. Вы сможете узнать об интересах и целях собеседника и, возможно, вдохновитесь для более глубоких исследований собственных интересов.

23. Какой навык вы хотели бы освоить и почему? Большая часть людей хочет постоянно совершенствоваться для собственного удовлетворения. Данный вопрос даст человеку возможность не только рассказать о своих желаниях, но и задуматься над тем, почему он до сих пор не добился успехов в желаемом.

24. Как вы представляете себе идеальный день? Размышления над этим вопросом заставляют нас возвращаться к воспоминаниям о прекрасных прожитых днях. Вопрос дополняет беседу счастливыми нотками, пробуждает приятные чувства и, возможно, даже желание воссоздать тот идеальный день.

25. Как бы описали вас ваши друзья? Этот вопрос позволяет человеку абстрагироваться и попытаться увидеть себя с другой точки зрения, вовлекая в разговор самосознание и честность с самим собой, а также делая беседу более глубокой и интересной.

Задавая эти вопросы, вы также сможете многое узнать о себе самом. Вы показываете другим, что вы вовлечены, заинтересованы и уважаете их личность. Вы создаёте крепкие связи, обмен искренними чувствами и подлинной информацией. Когда другие чувствуют, что вы цените их, вы создаёте базу для прочных взаимовыгодных прекрасных отношений.

Осторожно! Этот вопросы самому себе можгут побудить вас изменить вашу жизнь и начать жить по-настоящему!

Если вы постоянно будете задавать определенные вопросы самому себе, рано или поздно, такой подход вызовет желание самосовершенствоваться. Важные вопросы заставляют мозг и сердце находить ответы. Очень часто мы эти ответы не воспринимаем всерьез, но на самом деле это происходит потому, что мы получаем ПРАВДИВЫЕ ответы и реальную оценку себя, а правда не всегда приятна.

Но я верю в читателя, и верю в себя. Сегодня я прошу вас задать себе 11 вопросов , посмотреть правде в глаза, и внимательно прислушаться к тому, что говорит ваше сердце и мозг в ответ на эти вопросы.

1. Достаточно ли я времени уделяю тому, что я люблю? (Вопросы самому себе)

Достаточно ли я уделяю времени тому, что я люблю?

Вы как считаете, все в норме? Все в балансе? У каждого из нас есть то, что приносит нам радость и удовольствие: будь то игра на каком-то инструменте, дизайн или время с родным или любимым человеком.
Что бы не происходило в вашей жизни, важно этим моментам всегда уделять внимание, чтобы не пришлось когда-то жалеть.
Очень круто, если любимое дело со временем становится источником дохода. Прислушайтесь, что вам нравится. И запишите это на бумаге. После прочтения этой статьи вы еще не раз вернетесь к этим ощущениям, а может даже осмелитесь накидать план превращения своего хобби в прибыльное дело. Потому что сегодня – идеальное время, чтобы приступить к реализации своей мечты.

2. Устроит ли меня, если через год я буду заниматься тем же, чем я занимаюсь и сегодня?

(Вопросы самому себе)


Если та деятельность, в которую вы вовлечены – не то, о чем вы мечтаете через год, если вы не хотите работать через 365 дней там же, где вы работаете сейчас, если тот стиль жизни, которым вы живете сейчас – совсем не то, как вы хотели бы видеть себя в будущем – нужно срочно все менять. Ну? И какие шаги вы решили предпринять для изменения своей жизни в лучшую сторону? Какие привычку вас связывают? Ради вас никто не изменится. Если вам не нравится качество вашей жизни – единственное, что разумно будет сделать – инвестировать время и ресурсы в себя, самообучение и саморазвитие.

Если вам нравятся вопросы к самому себе, рекомендую к прочтению пару статей, которые помогут сдвинуть горы в самоизменении!

3. Здоров ли я?

(Вопросы самому себе)


Здоров ли я?

Ну же, давайте по-чесноку: есть подозрения на то, что здоровье подшаливает, или появились дырки в зубах? Если да – пора установить бюджет, рассчитать время и начать заниматься своим здоровьем, пока ситуация не превратилась в критическую. Помните, что когда нет здоровья – не хочется ничего.

Вы же помните, что тело – это храм души. А еще в здоровом теле – здоровый дух. И это правда так. Кто занимается духовными практиками – знает, что дисциплина тела, физкультура, йога, любые умеренные нагрузки на развитие тела и его растяжку повышают тонус организма и всеобще поднимают гармонию.

Другими словами, включите в свой режим по утрам хотя бы 15 минут йоги, и через месяц вы станете уже совсем другим человеком.

(Вопросы самому себе)


Многие из вас, наверное, ищут мгновенного счастья. Выбираете сиеминутное удовольствие, но жертвуете при этом счастьем в долгосрочной перспективе? Я тоже так делал. Но важно переучить себя, если появилось ощущение неудовлетворенности. Пора думать наперед. Если я буду пить колу/пиво каждый вечер, вознаграждая себя за хорошо проделанную работу, и не заменю этот напиток водой, я превращусь в пенсионера к 40 годам. Поэтому я решил больше не пить то, что вредит здоровью. Если я буду каждый день делать йогу – к 40 годам я стану моложе на 10 лет, и мне будет снова 30. Оу, звучит интересно. Еще интереснее: если я буду каждый день по 2 часа тратить на развитие своего бизнеса (даже маленького), то в конечном итоге это станет моим источником дохода, потому что, как говорит древняя поговорка,

“Ты можешь сражаться только в той области, в которой ты практикуешь, самурай”.

Больше всего меняют нашу жизнь те вещи, которые мы делаем регулярно. Они могут сделать из вас человека, а могут сделать из вас оленя. Что тоже неплохо. Но не на долго.

6. Играю я роль жертвы, или беру полную ответственность на себя за свою жизнь?

(Вопросы самому себе)


Жизнь прекрасна. Особенно, если над собой трудиться.

Если вы не ответственны за свою жизнь – ваша сила вас покидает. Это все.
Ладно, не все. Свою жизнь мы можем создавать только сознательно, только осознанно, только понимая и управляя тем, что происходит в нашей жизни. Остальное – игра Создателя, и пусть так оно и будет. Но пусть это будет ваш личный с ним разговор. Все остальные, которые пытаются встать у вас на пути между вашей мечтой и вами – всего лишь играющие роль посредников каталы, которым нужны либо ваши деньги, либо ваше время, либо ваши знания для достижения их личных целей.

Еще что интересно вам будет попробовать: не позволяйте никому сажать вам в голову или сердце чувства/ощущения/эмоции. Ну, конечно, позитив – это исключение. Только мы сами имеем право управлять нашей жизнью и эмоциями. Давайте научимся! Под покровом Боженьки, конечно же)

(Вопросы самому себе)


Да, каждый хочет, чтобы его любили, чтобы его мнение ценили, но это может привести к достаточно слабым решениям в жизни. Выход есть. Начинаем учиться любить себя и слушать себя в первую очередь. Я не говорю, что тут нужно растить свое ЭГО, или забыть о том, что любовь в нашем сердце произрастает из источников, понятных только тому, кто придумал нашу Планету. Но если включаться чаще, и принимать решения, которые, НА ВАШ ВЗГЛЯД, и ПО ВАШИМ ОЩУЩЕНИЯМ, очень даже ОК – можно потом и сердце обучить сеять любовь, да еще и с какой силой! Потому что любовь – это когда не ожидаешь взамен!
И если вдруг вы подумали, что я имею ввиду “забить на мнение окружающих” – спешу вас переубедить: я всего лишь хочу, чтобы мы чаще видели возможность довериться себе, и этого будет достаточно чтобы рулить свою жизнь правильным курсом.

Я много пытался учиться маневрировать между начальством и клиентами, учился гнуть свою линию, и прислушиваться к мнению заказчика – но в итоге я выбрал то, что считаю верным для себя – и все остаются довольны. Я открыл свой источник дохода, а те качества, которые руководство пыталось искоренить во мне годами, помогают мне без лишнего напряга, рекламы и бешеных бюджетов развивать свое дело, жить на райском острове, серфить по несколько часов в день и просыпаться с утра, пока я спал.

8. Осознаю ли я свои возможности?

(Вопросы самому себе)


Невозможное – возможно!

Ну что, слабо верим в себя? Смотрим на тех, кто чего-то добился, и считаем их лучше?
Друзья, все не так печально. Просто они раньше начали и кроме того, что они начали, они также ПРОДОЛЖАЮТ этим заниматься. Подобными возможностями обладает каждый из нас – требуется только немного знаний, труда, и самодисциплины. Но самое важное – это поверить в себя, и в том, что вы в силах ЛЕГКО все изменить. Почему я делаю ударение на “легко”? Потому что все колеса в мире уже придуманы, нужно только сделать шаг навстречу знаниями, и по аналогии сделать свою личную историю успеха!

9. Какие шаги я могу сделать сегодня, чтобы изменить жизнь к лучшему?

(Вопросы самому себе)

Если каждое утро при медитации или молитве (кому что удобнее), задавать вопрос “Что мне нужно сделать?”, то ответы сами повалятся на голову. Успевайте только подставлять блокнот. А потом это жизни.

Каждый день есть что делать, каждый день можно быть занятым. Не важно, насколько дело маленькое или большое – все они имеют значение на пути к нашим целям. И именно они могут влиять на наше будущее.

Если не сегодня – так когда?

10. Как оно, жить той жизнью, о которой я мечтаю?

(Вопросы самому себе)


Это один из самых важных вопросов, который должен помочь вам нарисовать вас в том мире, о котором вы мечтаете. Не нужно думать, что в том, чтобы изменить себя и свою жизнь в лучшую сторону – есть что-то плохое, и это как-то может отличаться от жизни “здесь и сейчас”. Если вы чем-то недовольны – лучше это изменить. Если достаточно долго удерживать в голове картинку с лучшим представлением о себе и будущем – то это начинает генерировать позитивные эмоции, и включает Закон Позитивного Притяжения, или Law of Attraction/ когда возможности начинают сами “клеиться” к вам. Ваша уверенность в своих силах будет расти, что дает невероятно мощный эффект, и вы начинаете двигаться вперед. Двигаться СЕЙЧАС .

11. Делюсь ли я любовью с окружающими?

(Вопросы самому себе)

В нашей Вселенной работает правило – что дал, то и получил. Дарите любовь другим, и это будет не только приносить удовольствие в тот самый момент, но и позитивно аукнется вам в будущем! Когда мы начинаем посвящать нашу жизнь служению другим – с нами случаются чудеса. Сделайте что-то хорошее сегодня, просто так, от чистого сердца. А завтра еще. И так всегда. И ваша жизнь превратится в рай. Не о нем ли нам говорят из всех святых источников?
Задайте себе эти вопросы, и запишите ответы. А после этого – действуйте! Вам вручена жизнь, проживите ее в любви и радости!
Надеюсь, этот урок сдвинет камень застенчивости в ваших желаниях, и вы начнете удивлять меня письмами и историями своей внезапно меняющейся жизни!

Сделайте репост, или отправьте эту статью тому, кому она может очень помочь!

Для многих лето – это перевалочный пункт. Наконец-то можно взять паузу, отдышаться и настроиться на новый путь. Но как определить, в какую сторону двигаться дальше? Для этого предлагаю 10 вопросов, чтобы узнать себя . Если ты переходишь в последний класс школы или уже закончил учёбу в колледже/универе и не представляешь, чему посвятить себя в последующие 3-5 месяцев, честно ответь на эти вопросы. А через пару дней в каком-нибудь тихом парке прочти ответы.

Бери листок с ручкой, и погнали!

10 вопросов, чтобы узнать себя

  1. Вспомни человека, который оказал положительное влияние в твоей жизни. Какие его качества тебе хотелось бы развить в себе?
  2. Представь себя через 20 лет в окружении самых важных людей в твоей жизни. Кто они и чем занимаются?
  3. Чтобы тебе могли предложить взамен за согласие перейти с крыши одного небоскрёба на другой по проложенной между ними стальной рейке? Тысячу долларов? Миллион? Жизнь домашнего питомца? Жизнь близкого человека? А может быть славу? Хорошо подумай…
  4. Если бы ты мог провести целый день в прекрасной библиотеке, изучая любую тему, — какая бы это была тема?
  5. Перечисли 10 своих любимых занятий. Можешь писать всё, что угодно: веб-дизайн, танцы, рэп-импровизации, зависание в соцсетях, поедание блюд национальной кухни, мечтание… Всё, что по-настоящему тебе мило.
  6. Опиши, какого это было, когда ты чувствовал настоящее вдохновение.
  7. Через 5 лет известный новостной сайт собирается посвятить тебе специальный материал, а для этого хочет взять интервью у троих близких тебе людей. Кто эти люди и что бы ты хотел, чтобы они сказали о тебе?
  8. Подумай, чтобы могло символизировать тебя (цветок, песня, животное…) и почему именно это.
  9. Если бы была возможность провести один час с человеком, что когда-либо жил на свете, кто бы это был? Почему именно этот человек? Чтобы тебе хотелось спросить у него?
  10. У каждого есть талант, а то и несколько сразу. Что из перечисленного относится к тебе? Можешь дописать то, чего нет в списке.

1)ловкость с числами

2)ловкость со словами

3)творческое мышление

4)способность к спорту

5)умение осуществлять задуманное

6)способность чувствовать потребности людей

7)способность к технике

8)умение работать с людьми

9)способность хорошо запоминать

10)умение принимать решения

11)умение мастерить

12)умение принимать других

Хотите успевать больше? Быть более продуктивными? Больше развиваться?

Оставьте свой Email, чтобы мы отправили на него наш список инструментов и ресурсов 👇

Список придет вам на почту через минуту

13)умение прогнозировать

14)способность к риторике

15)писательская способность

16)умение танцевать

17)умение слушать

18)умение петь

19)умение шутить

20)умение делиться

21)способность к музыке

22)умение выигрывать викторины

Не поленись и ответь на эти, довольно интересные, 10 вопросов, чтобы узнать себя. Из личного опыта скажу, что подобный самоанализ на бумаге запускает автопилот, который начинает вести тебя к цели. Ты осознанно занимаешься любимым делом и встречаешь людей, готовых помочь тебе в профессиональном развитии.

А теперь предлагаю выбрать понравившийся вопрос и ответить на него в комментариях. Мы очень стараемся для вас и хотим увидеть, кто вместе с нами позволяет себе удивляться:-)

Источник вопросов: Шон Кови «7 привычек высокоэффективных подростков»

Многим из читателей блога Армена и моего блога знакома практика составления «списков из 100». Они могут быть самыми разными. В этот раз я хочу предложить желающим составить два таких «списка из 100»: 1) «список из 100 вопросов, на которые я хотел (а) получить ответы, когда мне было 14 лет» и 2) «список из 100 вопросов, на которые я хочу получить ответы сейчас».

В отличие от обычной инструкции по составлению «списков из 100», когда надо писать весь список, 100 пунктов и не меньше, за один присест (20-25 минут), с любым количеством повторов, - я предлагаю возвращаться к составлению списков в течение 7-10 дней, дописывая вопросы по мере вспоминания/возникновения. Если получится меньше 100, в принципе, не страшно, но чем больше, тем лучше. По окончании «вылавливания» и записывания вопросов важно написать рефлексивный отклик - что вы осознали, поняли в ходе этого упражнения (в том числе в ходе сравнения этих двух списков), что из этого оказалось для вас наиболее важным и интересным.

Результаты нашего эксперимента

В первую очередь, хочу поблагодарить тех, кто прислал отклики на это задание: Людмилу Казанцеву, Ригину Аракелову, Яну Рулеву, Алексея Лучникова, Виолетту Новик, Екатерину Голованову, Эркина Алиева, Дениса Паринова, Сергея Осипова, Вадима Хурина.

Ниже - небольшое обобщение разных типов вопросов, примеры которых участники приводили в своих отчетах. Если у вас есть под рукой ваши собственные списки, вы можете сравнить, какие типы вопросов присутствуют у вас. Возможно, у вас есть какие-то вопросы, относящиеся к другим типам.

В прошлом

Возраст 14 лет был выбран потому, что в общем и целом примерно в этом возрасте происходит так называемое «рождение Я», становление рефлексивного самосознания.

Вопросы об устройстве мира - природного и социального, исследовательские вопросы:

«Почему у действия Х бывает результат Y?», «Что получится, если сделать Z?», «О чем думают и что понимают животные?», «Почему долгожданный Новый год не приносит чудесных изменений?», «Почему радость от полученного короче, чем от ожидаемого?»; «Существуют ли инопланетяне?»; «Почему люди предают?»

Вопросы об устройстве собственного внутреннего мира и причинах собственного поведения:

«Почему я не могу перестать опаздывать?»

Вопросы об устройстве внутреннего мира других людей:

«Почему отец такой строгий?»

Вопросы о способе действия, приводящем к желаемому состоянию/результату:

«Как сделать так, чтобы получить A?»

Вопросы о смысле и/или потенциальной полезности разных элементов жизни, которые человек сам не выбирал:

«Зачем мне английский язык?»

Вопросы о том, сбудется ли желание:

«Позвонит или не позвонит?»

Вопросы о том, как понять других людей:

«Как понять, нравлюсь я ему или нет?»

Вопросы о том, как человек выглядит в глазах других, как он воспринимается ими:

«Неужели я выгляжу слишком доступной?»

В настоящем

Мы не спрашивали о возрасте респондентов, поэтому отнесем их всех в единую категорию «взрослых»:)

Вопросы о способах изменения себя в сторону соответствия образу «идеального Я»:

«Как стать более (или менее) Х?»

Вопросы о правильном способе действия:

«Как правильно делать Х?»

Вопросы, направленные на выявление препятствий на пути к желаемому

состоянию/результату:

«Что мешает мне реализовать Y?»

Вопросы, направленные на выявление оптимальных условий для реализации желаемого:

«Что нужно, чтобы реализовать Y в еще большей степени?»

Вопросы об альтернативном настоящем:

«Как бы сложилась моя жизнь, если бы я не принял (а) решение Z?»

Вопросы о смысле жизни:

«Зачем я пришел (а) на эту Землю?»

Вопросы о «генеративности» (термин Э. Эриксона), внесении ценного вклада в жизнь других людей, о востребованности:

«Чем еще я могу быть полезной людям?», «Какие мои знания, опыт и навыки могут быть нужны людям?»; «Какие свои таланты я еще не раскрыла?»; «Что я могу сделать для мира вокруг, чтобы он стал осмысленнее, добрее и светлее?»

Вопросы о продуктивности и балансе:

«Как больше успевать и не загнать себя?»; «Как разобраться с хаосом и внести в жизнь хоть какую-то упорядоченность?»; «Как совмещать свои проекты, интересы, семью и друзей, чтобы никто не страдал?»; «Что такое лень? Откуда она берется и зачем она?»

Вопросы из любопытства, не привязанного к достижению результата:

«Кто и как построил египетские пирамиды на самом деле?»; «Как себя ощущают гениальные люди?»; «Вдохновляет ли летчиков небо так же,

как людей, которые летают не так часто?»; «Как рождается музыка в голове у гения?»; «Что чувствовали первооткрыватели космоса?»

Конкретные вопросы о развитии своего дела, о проектах:

«Какие темы лучше брать для постов на блоге, чтобы раскрывать тематику блога?»; «Какой исследовательский вопрос поставить в моем дипломном проекте в магистратуре?»

Конкретные вопросы о решении бытовых, практических задач:

«Стоит ли покупать квартиру?»; «Куда поехать на Новый год?»; «Где найти сноубордический костюм на мой рост?»; «Что делать, если не дадут визу?»; «Как переехать жить к морю?»

Вопросы о верификации информации, связанной с техниками поддержания здоровья, с техниками саморазвития и т.п.:

«Могут ли люди в сибирском климате с пользой для себя заниматься сыроедением?»; «Все-таки, пить воду во время еды - вредно? Или нет?»

Вопросы о психологическом саморазвитии и самоисцелении, о внутренней цельности:

«Как чаще слышать своего „внутреннего ребенка“?»; «Как поменьше заниматься „самоедством“?»; «Почему я знаю, но не делаю?»; «Как перестать делить себя на тело и душу?»

Вопросы, направленные на то, чтобы лучше понимать других людей и улучшать взаимоотношения с ними:

«Почему одних людей однажды „торкает“, и они начинают искать смысл жизни, ответы на вопросы, личностно расти, а других - никогда?»; «Что еще я могу сделать для моих близких, чтобы отношения стали еще лучше?»; «Как у джазовых музыкантов получается так тонко чувствовать друг друга? Как можно научиться такому чувствованию?»; «О чем мои родители мечтали в молодости? О чем они мечтают сейчас?»

Вопросы о понимании устройства мира (экономического, политического, социального):

«Почему в современном мире не всем хватает еды и воды?»; «Почему в России очень распространена идея неверия в других людей, в проекты, в успех?»

Вопросы о собственном пути, об актуальных ситуациях выбора:

«Если бы не кризис среднего возраста, начала бы я так кардинально менять свою жизнь?»; «Как я пойму, что путь, который я нашла - это мой путь?»; «Как мне мой интерес превратить в профессию?»

Вопросы о будущем, влияющие на «прокладывание курса»:

«Сколько еще активных лет мне отведено?»; «Какой я вижу свою жизнь в будущем?»

Вопросы о трансперсональном, экзистенциальном и философском, влияющие на принятие этических решений:

«Живет ли человек несколько жизней?»; «Как подмечать знаки Вселенной на тонком уровне?»

Видно, что у взрослых гораздо больше разных типов вопросов к себе и миру, и большинство этих вопросов связано с самореализацией - не только поиском своего пути, но и конкретным воплощением желаемого, со способностью влиять на собственную жизнь. Подростки, по очевидным причинам, менее способны влиять на свою жизнь.

Из рефлексивных откликов участников:

«[Заметила, что у меня] вопросы чаще возникают по тем моментам, которые не нравятся или вызывают сильный интерес, удивление, желание объяснить самой себе, понять. А то, что хорошо, комфортно, понятно и привычно, в вопросах не нуждается».

«Обратила внимание, что вообще не привыкла „думать вопросами“. Больше обращаюсь к себе императивно („надо“, „сделать“) или описательно».

«Совсем не помню свои вопросы в 14 лет. Чем я жила? О чем мечтала? Неужели ни о чем..? Помню основные события и лишь немногие вопросы, которые запомнились. Поэтому список короткий».

«Я осознала, что любой мой шаг к новому уровню развития начинался с того, что в голове возникали вопросы: „Неужели это возможно? Как такое возможно?“ И даже если за этим следовали мысли, что да, возможно, но у других, а не у меня, то со временем все получалось именно в этом направлении».

«Во втором списке было много вопросов об устройстве мира и происходящих в нем процессах. В „14-летнем“ списке таких вопросов нет вообще. Видимо, в 14 лет я думал, что знаю о мире значительно больше, чем сейчас».

«Самими вопросами очень хорошо „вычищается“ голова. Чище мысли и яснее видны ценности».

«Вообще, сложно было представить, какие вопросы могли меня интересовать в 14 лет. Хотя это помогает снова почувствовать себя ребенком и попробовать представить, какие вопросы могли меня тогда волновать. Буквально через пять юношеских вопросов я задумалась: а почему у меня везде вопрос „Почему?“... Позже проанализировав, что подобные вопросы уже во взрослом состоянии трансформировались в вопрос „Зачем?“. И я нашла ответ на этот вопрос. Ведь именно благодаря тем трудностям, которые меня беспокоили, тревожили, а порой и вовсе изматывали в юности, я стала тем человеком, который я есть сейчас, чем, собственно, и горжусь. Вопросы меня взрослой, в основном, начинаются со слова „Как“ и, насколько понимаю, предполагают определенных действий для достижения желаемого. Прописывая и просматривая „взрослый список“, отметила, что в момент задавания вопроса сразу же происходит мысленный поиск путей его решения. Даже больше скажу, в большинстве случаев приходит вполне конкретный ответ. Написание списка волнующих вопросов помогло поднять на поверхность, возможно, бессознательные тревоги, беспокойства, да и просто увидеть и признать то, что интересует меня сейчас и, благодаря этому, осознанно сфокусировать свое внимание на важном для меня».

«Пока писал вопросы, выудил для себя очень много идей для сегодня и для будущего. По упражнению:

Оказалось, у меня есть вопросы, которые до сих пор не закрыты. Это было очень интересно и заставило задуматься.

Есть вопросы, которые уже закрыты, т.е они были в 14 лет, а сейчас уже не волнуют.

Когда задавал вопросы, я поймал себя на мысли, что сам себе задаю вопросы. И ответы мог дать на них я сам.

Идеи, которые возникали, пока делал упражнение, могли касаться совершенно других тем и сфер жизни, нежели сегодняшнего дня. И это тоже было интересно.

Еще одним открытием было то, что пока я писал вопрос, ответ уже начинал вырисовываться, и я начинал двигаться в этом направлении!

Те вопросы, которые до сих пор меня волновали, помогли охватить мою жизнь одним взглядом, дали какое-то понимание, как я сам развивался, и тем самым, в какой-то мере, предопределили будущее».

«Спасибо большое за открывшуюся возможность притормозить. Неожиданно удалось увидеть общее в структуре размышлений над вопросами 14 и 38 лет. Первая группа вопросов (удивительно для меня нынешнего) обращена в краткосрочную перспективу с неопределенным способом их разрешения. Надо было реагировать по месту и ситуации. Вторая группа вопросов кричит и вопит о средне- и долгосрочной перспективе. И при этом все вопросы определяют совершенно понятные последовательности действий по поиску ответа на них».

Ниже я расскажу еще немного о том, как можно подойти к анализу вопросов самому себе.

Конструктивные и неконструктивные вопросы по Дженет Коннер

Дженет Коннер в своей книге Writing Down Your Soul: How to Activate and Listen to the Extraordinary Voice Within (Conner, 2008) приводит примеры конструктивных и неконструктивных фор-матов вопросов, адресуемых пишущими самим себе и Миру. Она пишет о том, что «закрытые вопросы» (те, ответом на которые может быть «да» или «нет») лучше всего адресовать самому себе, например: «Готов ли я взглянуть правде в лицо?» или «Действительно ли я хочу стать более эмпатичным, способным к состраданию человеком?» Любой ответ себе на такие вопросы - это приглашение «копнуть глубже». Будучи адресованными Миру (как его ни назови), «закрытые» вопросы гораздо менее эффективны для понимания своей жизни и судьбы.

Люди очень часто задаются вопросом «почему», в смысле, «какова причина того или иного события или переживания в моей жизни». «Почему это случилось со мной?..» Это не самый конструктивный из вопросов для самопознания, хоть и распространенный. Нет гарантии, что причину вообще удастся найти; нет гарантии, что удастся найти «единственно правильную», истинную причину; а даже если и удастся - нет гарантии, что знание этой причины поможет человеку изменить свою жизнь в желаемую сторону. Чаще всего «причинами» наших выборов и состояний оказываются поступки других людей в прошлом, на которые мы повлиять из «сейчас» не можем. В разных психотерапевтических традициях вопрос «почему» считается не самым лучшим из возможных (в частности, еще и потому, что он часто вызывает ассоциации из детства с «Почему ты это сделал?!» - и желание оправдываться и защищаться). Однако в форме «почему важно» этот вопрос приобретает совсем другой оттенок и значение. Он становится вопросом о ценностях и смыслах: «Почему вам важно было поступить в той ситуации так, а не иначе?» В таком виде он оказывается вполне признанным.

Еще один из типов вопросов, которые Коннер считает неконструктивными для самопознания, - это вопрос о сроках: «Когда в моей жизни произойдет желаемое или перестанет происходить нежелательное?» Более конструктивная версия подобного вопроса - это: «Как мне нужно измениться / что мне нужно начать делать по-другому, чтобы в моей жизни произошло желаемое или перестало происходить нежелательное?»

Последний тип неконструктивных вопросов по Коннер - это вопросы о другом человеке. Когда мы ведем дневник, особенно когда письменные практики становятся для нас формой духовной практики, имеет смысл писать именно о себе - о своих переживаниях, об их смыслах, о собственном развитии. Писать для того, чтобы как-то повлиять на поведение другого человека - не эффективно. Поведение другого человека может измениться после того, как изменится наше собственное поведение - вследствие изменившегося в ходе письменных практик самопонимания.

Коннер в свое время начала коллекционировать эффективные, «работающие», конструктивные вопросы, которые можно применять для письменного самоисследования, и в ее коллекции более 200 подобных вопросов. Они составляют пять основных категорий. Ниже я приведу несколько примеров вопросов из каждой категории.

1. Вопросы, поддерживающие развитие осознанности.

«Где я чувствую, что застрял (а) в своем движении? Что мне мешает?»

«С чем мне сейчас необходимо разобраться в первую очередь? Какие решения нужно принять?»

«Какие условия мне необходимы, чтобы принять правильное решение?»

«Как я отношусь к тому, что я чувствую по поводу происходящего?»

«От чего я отворачиваюсь, надеясь, что оно как-нибудь само исчезнет из моей жизни?»

«Что мне нужно, чтобы быть в большем ладу с собой?»

«Какие „части меня“ сейчас хотят быть услышанными?»

«В какие моменты в течение дня я чувствую себя наиболее счастливой?»

«Что крадет у меня мою энергию? Где теряется моя энергия?»

«Чему мне сейчас более всего необходимо научиться?»

«Какие перемены грядут в моей жизни? Как я их распознаю?»

«Какой „продукт“ производят мои тревоги и беспокойства? Что они вносят в разные области моей жизни?»

2. Вопросы, поддерживающие развитие понимания и осмысленности.

«Какие мои решения привели меня в ту точку, где я сейчас нахожусь? От каких альтернатив я отказалась?»

«Что я делаю, чтобы отвлечься от важного?»

«Какие силы и способности мне нужны, чтобы стать более честным с собой и другими?»

«Какие мои убеждения легли в основу этого решения, этого поступка?»

«Какими мыслями, словами и действиями я подрываю свои собственные усилия, как я саботирую свое движение к мечтам, свое стремление действовать в соответствии со своими ценностями?»

«Что до сих пор мешало мне заняться тем, что для меня действительно важно?»

«Что „жмет мне на кнопки“, запускает во мне автоматические поведенческие паттерны, которые мне хотелось бы изменить?»

«Каким тоном и какими словами я разговариваю с собой?»

«Что из того, что я делаю в повседневной жизни и на работе, я чувствую себя „вынужденным“ делать? Как это для меня субъективно отличается от того, что я действительно хочу делать?»

3. Вопросы, способствующие глубинному самопониманию.

«Какие свои стороны я не хочу принять? Что изменилось бы, если бы мне удалось их принять?»

«От чего я прячу голову в песок, как страус? Какого жизненного опыта и переживаний я избегаю? Сколько времени своей жизни я провожу „в позе страуса“?»

«Что я делаю „на автопилоте“, воспроизводя поведенческий паттерн, который мне не особенно нравится? Как этот паттерн моего поведения влияет на окружающих меня людей?»

«Есть ли у меня привычная маска - косная форма самоподачи и общения? Или не одна?»

«Чего я в глубине души боюсь больше всего?»

«Каково мое призвание? Что я делаю в те моменты, когда чувствую себя собой - в высшем и лучшем смысле?»

«В какие моменты я испытываю внутреннюю цельность?»

«Отражает ли моя самоподача, мое внешнее окружение мой внутренний мир? Насколько, каким образом?»

«Что я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше любви?»

«Как я могу вернуть себе свою силу? Какова будет цена этого?»

«Что есть сокровенное желание моего сердца? Как оно возникло?»

«Ответ на какой вопрос я сейчас больше всего боюсь узнать?»

4. Вопросы, способствующие представлению и вызреванию предпочитаемого будущего.

«Что запрещает мне мечтать?»

«Как я распознаю непривычные, возможно - грандиозные, но, тем не менее, реальные возможности?»

«Как выглядела бы и переживалась бы изнутри моя жизнь, если бы то, чего я хочу и о чем мечтаю, сбылось?»

«Чем бы я занималась, если бы меня вообще ничто не ограничивало?»

«Какой след мне бы хотелось оставить в мире?»

«Что я могу сделать, чтобы во внешнем мире воплотилось лучшее из содержаний моего внутреннего мира?»

«Верю ли я в то, что могу изменить свою жизнь, могу так или иначе изменить мир? Как я знаю это?»

«Что мне нужно делать и каким образом, чтобы проявить в мире то, к чему я стремлюсь?»

5. Вопросы, поддерживающие проявление, творение предпочитаемого будущего.

«Что сейчас важнее всего? О чем мне нужно сейчас спрашивать?»

«С чего мне нужно начать движение к предпочитаемому будущему?»

«Что может поддержать меня в движении в предпочитаемом направлении?»

«Какое минимальное изменение я могу совершить уже сейчас?»

«Что мне нужно отпустить, от чего освободиться, чтобы мочь жить так, как мне хочется?»

«Как мне чувствовать себя спокойнее, несмотря на неизвестность будущего?»

«Что находится в разрыве между тем, как дела обстоят сейчас, и тем, чего я хочу? Как мне преодолеть этот разрыв?»

«Что нужно сделать сегодня?»

Что дальше?

Вы можете взглянуть на свои списки вопросов, перечитать свои дневниковые записи и оценить, какие категории вопросов представлены шире, а каких, возможно, нет совсем. Возможно, вам захочется завести свою собственную кол-лекцию интересных вопросов себе, чтобы брать оттуда вопросы для письменных размышлений и самоисследования, по мере необходимости. Можно попробовать поэкспериментировать с вопросами, которые вы задаете другим людям, и посмотреть, какие вопросы помогают им рассказывать свои истории так, чтобы становиться свободнее и сильнее. Можно научиться задавать хорошие вопросы к своим и чужим историям, специально «заточенные» для конкретного случая (о том, как можно это сделать, я писала в первом выпуске «Жить интересно!»).

А может быть, готовясь к Новому году, вместо списка «решений и данных себе обещаний», вы попробуете сформулировать вопросы, ответы на которые хотелось бы найти в наступающем году - и посмотрите, что из этого выйдет...

«В ваших дневниках должно быть много вопросов. Вопросы - это путь, приводящий нас к новому уровню осознанности. Когда мы пишем в дневник, мы всегда пишем в ответ на вопросы, неважно, выписали ли мы их на страницу, неважно, осознаем ли мы их. Но чем точнее и четче вопрос, тем точнее ответ, который мы получаем. То, как мы задаем вопросы, что за вопросы мы задаем, и как мы отвечаем на них, определяет скорость и направление нашего роста - и наши находки и новое понимание.

Задавать себе вопросы - это приключение, доступное каждому. Вопросы - это могущественная преобразующая сила, запускающая процесс изменения, начиная с записей в дневнике - и вовне, наружу, в жизнь».