Чехов, Антон Павлович - Врачебное дело в России: материалы к диссертации. Антон чехов - дневниковые записи Приблизительный поиск слова

Задание 50 #4145

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

“Государственная Третьяковская галерея отражает развитие русского искусства начиная с XI века” - первая мысль. Основа - “Государственная Третьяковская галерея отражает”.

“коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений ” - вторая мысль. Основа - “коллекция насчитывает”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 4.

Ответ: 14

Задание 51 #4146

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Чеховские записи к исследованию “Врачебное дело в России” были опубликованы только после смерти писателя” - первая мысль. Основа - “записи были опубликованы”.

“работа над которым началась в 1884 году ” - вторая мысль. Основа - “работа началась”.

Две мысли = два предложения. Второе предложение находится внутри первого, поэтому ставим две запятые: в номерах 1 и 3.

Союзное слово “которым” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 13

Задание 52 #4147

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Из сеней дверь вела прямо на кухню” - первая мысль. Основа - “дверь вела”.

“к левой стене которой прилепилась одним боком большая русская печь” - вторая мысль. Основа - “прилепилась печь”.

Союзное слово “которой” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 53 #4148

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“В печати не раз появлялись статьи” - первая мысль. Основа - “появлялись статьи”.

Две мысли = два предложения. Они идут подряд, и поэтому запятая стоит только на месте цифры 1.

Союзное слово “которых” не обязательно будет стоять непосредственно после запятой. Оно, в отличие от союза, может стоять где угодно.

Ответ: 1

Задание 54 #4091

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом (1) и с теми же чувствительными интонациями (2) с которыми он обыкновенно диктовал нам (3) его красноречие подействовало сильнее всего на него самого.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Его красноречие подействовало сильнее всего на него самого” - первая мысль. Основа предложения - “красноречие подействовало”.

“Но когда он начал говорить тем же трогательным голосом и с теми же чувствительными интонациями” - вторая мысль. Основа - “он начал говорить”.

Однако у придаточного предложения с союзом “когда” есть собственное придаточное с союзным словом “который”. Это третья мысль: “с которыми он обыкновенно диктовал нам”. Основа - “он диктовал”.

Три мысли = три предложения. Все они расположены последовательно, поэтому нужно поставить две запятые.

Ответ: 23

Задание 55 #4092

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Впечатление (1) которое он произвёл на меня (2) и чувство (3) которое возбудил (4) никогда не умрут (5) в моей памяти.

Необходимо найти все основы. И союзы (союзные слова). Чаще всего - КОТОРЫЙ, КОГДА. Полезно внимательно прочитать предложение и выделить в нём две мысли. Одна мысль может оказаться внутри другой. Или же они будут идти подряд.

“Впечатление и чувство никогда не умрут в моей памяти” - первая мысль. Основа предложения - “впечатление и чувство не умрут”.

“которое он произвёл на меня” - вторая мысль. Основа - “он произвёл”.

Однако здесь есть и третья мысль: “которое возбудил”, которая выражена усечённой основой “возбудил”.

Три мысли = три предложения.

Вторая и третья мысли находятся внутри первой, относятся к разным членам предложения и разделены отрывком первой мысли, поэтому каждое придаточное должно с обеих сторон быть выделено запятыми.

Ответ: 1234

Задание 56

Три мысли = три предложения. Здесь придаточное предложение с союзом “когда”, имеет собственное придаточное, они расположены последовательно и находятся внутри главного, поэтому запятых должно быть три.

Антон Павлович Чехов

<ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ>

1890. ИЗ САХАЛИНСКОГО ДНЕВНИКА:

18 сентябрь. Корсаковский пост. Допрашивали в полицейском управлении американцев-китобоев, потерпевших крушение. Пять американцев и один черный. Они рассказали, что капитан судна послал их на шлюпке вдогонку за китом; они загарпунили кита и пошли за ним на буксире, от сильного хода шлюпка дала течь; пришлось обрезать буксир и пустить кита. Наступили потемки, судна не было видно. Утром туман… Штормовали потом в море четверо суток, имея при себе только 10 фунтов хлеба. Выбросило их на юго-восточном берегу Сахалина у м. Тонина.

Мой сосед В. Н. Семенкович рассказывал мне, что его дядя Фет-Шеншин, известный лирик, проезжая по Моховой, опускал в карете окно и плевал на университет. Харкнет и плюнет: тьфу! Кучер так привык к этому, что всякий раз, проезжая мимо университета, останавливался.

В январе я был в Петербурге, остановился у Суворина. Часто бывал у Потапенко. Виделся с Короленко. Часто бывал в Малом театре. Как-то я и Александр спускались по лестнице; из редакции вышел одновременно Б. В. Гей и сказал мне с негодованием: «Зачем это вы вооружаете старика (т. е. Суворина) против Буренина?» Между тем я никогда не отзывался дурно о сотрудниках «Нового времени» при Суворине, хотя большинство из них я глубоко не уважаю.

В феврале проездом через Москву был у Л. Н. Толстого. Он был раздражен, резко отзывался о декадентах и часа полтора спорил с Б. Чичериным, который все время, как мне казалось, говорил глупости. Татьяна и Мария Львовны раскладывали пасьянс; обе, загадав о чем-то, попросили меня снять карты, и я каждой порознь показал пикового туза, и это их опечалило; в колоде случайно оказалось два пиковых туза. Обе они чрезвычайно симпатичны, а отношения их к отцу трогательны. Графиня весь вечер отрицала художника Ге. Она тоже была раздражена.

5 май. Дьячок Иван Николаевич принес мой портрет, написанный им с карточки. Вечером В. Н. Семенкович привозил ко мне своего друга Матвея Никаноровича Глубоковского. Это заведующий иностранным отделом «Московских ведомостей», редактор журнала «Дело» и врач при моск<овских> имп<ераторских> театрах. Впечатление чрезвычайно глупого человека и гада. Он говорил, что «нет ничего вреднее на свете, как подло-либеральная газета», и рассказывал, будто мужики, которых он лечит, получив от него даром совет и лекарство, просят у него на чаек. Он и Семенкович о мужиках говорили с озлоблением, с отвращением.

1-го июня был на Ваганьковском кладбище и видел там могилы погибших на Ходынке. В Мелихово со мною поехал И. Я. Павловский, парижский корреспондент «Нового времени».

4 августа. Освящение школы в Талеже. Талежские, бершовские, дубеченские и щелковские мужики поднесли мне четыре хлеба, образ, две серебр<яные> солонки. Шелковский мужик Постнов говорил речь.

С 15 по 18 августа у меня гостил М. О. Меньшиков. Ему запрещено печататься, и он теперь презрительно отзывается о Гайдебурове (сыне), который сказал новому начальнику Главного управления по делам печати, что из-за одного Меньшикова он не станет жертвовать «Неделей» и что «мы всегда предупреждали желания цензуры». М<еньшиков> в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирания сердца. От меня он поехал к Л. Н. Толстому.

Из Таганрога выехал 24-го авг. В Ростове ужинал с товарищем по гимназии Львом Волкенштейном, адвокатом, уже имеющим собственный дом и дачу в Кисловодске. Был в Нахичеване - какая перемена! Электричеством освещены все улицы. В Кисловодске на похоронах ген. Сафонова встреча с А. И. Чупровым, потом встреча в парке с А. Н. Веселовским, 28-го поездка на охоту с бароном Штейнгелем, ночевка на Бермамуте; холод и сильнейший ветер. 2-го сентября в Новороссийске. Пароход «Александр II». 3-го приехал в Феодосию и остановился у Суворина. Видел И. К. Айвазовского, который сказал мне: «Вы не хотите знать меня, старика», - по его мнению, я должен был явиться к нему с визитом. 16-го в Харькове был в театре на «Горе от ума». 17-го дома: погода чудесная.

Влад. С. Соловьев говорил мне, что он носит всегда в кармане брюк чернильный орех - это, по его мнению, радикально излечивает геморрой.

29 был на земском собрании в Серпухове.

26 ноября вечером у нас в доме был пожар. В тушении участвовал С. И. Шаховской. После пожара князь рассказывал, что однажды, когда у него загорелось ночью, он поднял чан с водой, весивший 12 пуд., и вылил воду на огонь.

21 дек. У Левитана расширение аорты. Носит на груди глину. Превосходные этюды и страстная жажда жизни.

С 10 января по 3 февраля - перепись. Я счетчик 16-го участка и наставляю прочих (15) счетчиков нашей Бавыкинской волости. Работают прекрасно все, кроме попа Староспасского прихода и земского начальника Галяшкина (заведующего переписным участком), который живет почти все время в Серпухове, ужинает там в собрании и телеграфирует мне, что он болен. Про других земских начальников нашего уезда говорят, что они тоже ничего не делают.

Такие писатели, как Н. С. Лесков и С. В. Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все - евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, ее духа, ее форм, ее юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; и Гоголь уже не смешит ее.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Задание 18

Вариант 1

Расставьте знаки препинания:

1.Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

2.Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.

3.Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.

4 . В так называемую Большую семёрку стран Запада (1) на долю (2) которой (3) приходилось около половины мирового промышленного производства (4) входили четыре европейские страны, США, Япония
и Канада.

5.Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.

6.Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.

7.Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.

8.Немного позже (1) Чурсины позвонили по телефону (2) номер (3) которого (4) они узнали в справочной службе (5) и отменили вызов врача.

9. Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

10. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

Задание 18

Вариант 2

Расставьте знаки препинания:

1.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с творчеством (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

2.Посадки махровых маргариток (1) декоративность (2) которых с годами (3) снижается (4) принято возобновлять через три-четыре год

3. «Капитанская дочка» представляет собой (1) записки Петра Гринёва (2) основой (3) которых (4) стал рассказ о событиях пугачёвского бунта.

4.Эта мысль (1) принадлежит прозаику (2) имя (3) которого (4) уже давно известно читателям.

5.Путешественники Блейт и Риджуэй (1) пересекли Атлантику на рыбацкой лодке (2) единственным оборудованием (3) которой (4) были две пары вёсел.

6.Софья Николаевна зашла в гостиную (1) сквозь стеклянные двери (2) которой (3) был виден (4) опустевший сад.

7.Раскольникову (1) больше по сердцу Сеннáя площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.

8.Среди колокольчиков (1) в семействе (2) которых (3) только в Северном полушарии насчитывается около 250 разновидностей (4) есть много низкорослых сортов.

9.В 1820-х годах для дворянских юношей (1) были созданы юнкерские школы (2) воспитанники которых (3) назывались юнкерами

10. С каждым новым прочтением поэмы А.А. Блока «Двенадцать» (1) обнаруживаются всё новые и новые вопросы (2) дать ответы (3) на которые (4) может только время.

Задание 18

Вариант 3

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Таруса небольшой городок на Оке (1) первые упоминания (2) о котором (3) в летописях (4) относятся к ХIII веку.

2.Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Н.В. Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.

3.Дискуссия это такой публичный диалог (1) в процессе (2) которого (3) сталкиваются (4) противоположные точки зрения.

4.Марина Цветаева пришла в русскую поэзию (1) в эпоху смены русского символизма новым направлением (2) приверженцы (3) которого (4) именовали себя акмеистами.

5.Перед исследователями дельфинов (1) были поставлены (2) интересные вопросы (3) ответы на которые (4) читатели найдут в следующих главах книги.

6.Опустевший дом (1) на всех предметах (2) которого (3) лежал отпечаток духа и характера хозяина (4) пробудил в Татьяне особые чувства.

7.Уровень сервиса (1) рассчитывается по двадцати параметрам (2) среди (3) которых (4) особенно важны (5) дружелюбие и компетентность продавцов.

8.Печорин (1) психологический портрет (2) которого (3) дал М.Ю. Лермонтов (4) был героем своего времени.

9.Успехи сыновей Иоганна Себастьяна Баха и других воспитанных им музыкантов (1) из числа (2) которых (3) вышло немало серьёзных профессионалов (4) свидетельствуют о таланте Баха-педагога.

Задание 18

Вариант 4

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Есть особый комплекс упражнений (1) действие (2) которых (3) направлено на насыщение тканей организма (4) кислородом

2.Этика это не забытый склад ценностей, правил и норм, а знание (1) с помощью (2) которого (3) и принимаются ответственные решения.

3.Эстрадный блеск и элементы позирования (1) дань (2) которым (3) отдавали даже Ф. Лист и Н. Паганини (4) были органически чужды утончённой натуре Ф. Шопена.

4.В отделке кухни используют моющиеся обои или кафельную плитку (1) цвет (2) которых (3) должен гармонировать с цветом кухонной мебели.

5.Подчёркнуто духовному облику Ильинской (1) в чертах (2) которой (3) отражалось «присутствие говорящей мысли» (4) противопоставлен внешний портрет Пшеницыной с её «простотой» душевных движений.

6.Человек (1) ум (2) которого (3) не может подчинить себе душу (4) не способен ощутить полноту жизни.

7.Жимолость (1) плоды (2) которой (3) богаты витаминами и питательными веществами (4) отличается высокой зимостойкостью.

8.Килиманджáро бывший вулкан (1) кратер (2) которого (3) почти целиком (4) заполнен вечными льдами и снегами.

9.Скептицизм и неверие в высокие идеалы (1) характерны для молодого поколения (2) духовное становление (3) которого (4) пришлось на тридцатые годы XIX века.

10. Французскую поэзию (1) основу которой (2) составляли патриотические и вольнолюбивые настроения (3) исследователи рассматривают как идеологию революционного времени.

Задание 18

Вариант 5

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Восточный сад (1) характерным признаком (2) которого (3) является простота (4) получает всё бóльшую популярность

2.Удачный композиционный приём (1) внимание к которому (2) привлёк ещё критик Страхов (3) автор использует (4) во всех других романах.

3.В русской речи существует богатый набор этикетных формул (1) многие из (2) которых (3) позволяют смягчить категоричность собственных утверждений и выразить согласие или несогласие с мнением оппонента.

4.Около деревьев можно посадить луковичные растения (1) яркие пятна (2) которых (3) ранней весной создают ощущение праздника.

5.Желудки с двумя самостоятельными отделами (1) в каждом из которых (2) выделяется (3) особый желудочный сок (4) отличают кашалотов от других китов.

6.В отличие от «Людмилы» В.А. Жуковского (1) сюжет (2) которой (3) мрачен и печален (4) его «Светлана» радостная баллада.

7.Писатели-неоромантики (1) в основе творчества (2) которых (3) лежал романтический разлад между действительностью и мечтой (4) противостояли символистам и реалистам.

8.В противоположность своей родственнице куркуме домашней (1) из корневищ (2) которой (3) делают (4) пряную приправу (5) сиамский тюльпан используется лишь для декоративных целей.

9.Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

10.Вариантная языковая норма предусматривает возможность свободного выбора вариантов (1) два (2) из которых (3) признаются допустимыми в современном языке.

Задание 18

Вариант 6

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Для Нади теряет свой прямой смысл учёба (1) ради (2) которой (3) она собиралась ехать в Петербург.

2.Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

3.В творчестве В.В. Маяковского романтические устремления личности (1) совпали с утопическими умонастроениями эпохи (2) глашатаем (3) которых (4) ему суждено было стать.

4.В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.

5.Особый напиток (1) в составе (2) которого (3) присутствуют природные молочнокислые микроорганизмы (4) вот уже две тысячи лет называется айран.

6.В «Тарусских страницах» (1) содержатся материалы о художнике В.Д. Поленове (2) усадьба (3) которого (4) находилась близ города Тарусы.

7.Специальные краски (1) в состав (2) которых (3) входит клей (4) предназначены для росписи по стеклу.

8.Громко и надоедливо (1) кричали грачи (2) гнёзда (3) которых сплошь усеивали верхушки берёз.

9.Научные интересы С.М. Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.

10.Река (1) вдоль берега (2) которой (3) пошли туристы (4) круто сворачивала вправо.

Задание 18

Вариант 7

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1Леголенд (1) при строительстве (2) которого (3) было использовано почти 33 миллиона деталей конструктора «лего» (4) производит впечатление даже на взрослых.

2.Множество мыслей и чувств (1) сущность (2) которых (3) Константин
не мог передать окружающим (4) набралось у него во время уединения.

3.После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

4.Подросток (1) должен научиться реагировать на новые для него ситуации (2) для разрешения (3) которых (4) нет готовых рецептов.

5.На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

6.На земле (1) существуют холоднокровные животные (2) температура тела которых (3) зависит от температуры окружающей среды.

7.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

8.В результате рыхления (1) возникает эффект насоса (2) благодаря (3) которому (4) почва хорошо обеспечивается воздухом.

9.После перенесённых испытаний (1) князь Андрей возвращается к семье (2) ценность (3) которой (4) в его теперешнем понимании неизмеримо высока.

10.Повесть «Мужики» относится к тем произведениям А.П. Чехова (1) отличительной чертой (2) которых (3) является художественный синтез жизненных явлений.

Задание 18

Вариант 8

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Для хозяев вишнёвого сада 22 августа не только день продажи имения, но и точка отсчёта (1) по отношению (2) к которой (3) время делится на прошлое и будущее.

2.Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.

3.Сегодня в области охраны природы активно развивается направление (1) основой (2) которого (3) является экология наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания.

4.В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

5.На солнечных участках (1) хорошо развивается дицентра (2) цветки (3) которой (4) напоминают перевёрнутую капельку или сердце.

6.Обычно (1) ирис (2) корневища которого (3) могут залегать довольно глубоко (4) высаживают на глубину 25 сантиметров.

7.Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до нашей эры (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

8.Высаживают шалфей (1) на лёгких почвах (2) к питательности (3) которых (4) растение нетребовательно.

9.Некоторые полезные ископаемые (1) запасы (2) которых (3) не возобновляются (4) в ближайшее время могут исчезнуть с нашей планеты.

10.В средней полосе России (1) найдётся немало цветоводов-любителей (2) коллекциям пионов (3) которых (4) можно только позавидовать.

Задание 18

Вариант 9

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.На ровных участках (1) великолепный эффект достигается с помощью высоких клумб (2) стенки (3) которых (4) выложены из природного камня.

2.Потянулись часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности.

3.Ничто (1) не способно повлиять на человека (2) душа (3) которого (4) живёт с убеждением конечного торжества доброты и правды.

4.При лакировании (1) на поверхности изделия образуется прозрачная плёнка (2) через которую (3) просвечивают натуральный цвет и текстура древесины.

5Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью (2) серповидная форма (3) которой (4) заимствована у папирусных лодок.

6. После долгой дороги (1) утомлённые путники напились из колодца (2) вода в котором (3) показалась им необыкновенно вкусной.

7.Анна (1) часто руководствовалась (2) принципами (3) при помощи которых (4) она стремилась повелевать событиями.

8.Вокруг дома (1) густо росли кусты орешника (2) сквозь ветви которых (3) были видны окна комнаты и крыльцо (4) между ними.

9.Позже (1) Раскольников сталкивается с Лужиным (2) крайний эгоизм (3) которого (4) не останавливается перед разрушением чужой жизни.

10.По желанию государя на военный совет (1) были собраны люди (2) мнение (3) которых о предстоящих затруднениях (4) он желал знать.

Задание 18

Вариант 10

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

2.Говорящие фамилии это классицистический приём (1) благодаря (2) которому (3) автор (4) даёт героям меткую характеристику.

3.Знаменитый медный рудник около Нижнего Тагила это единственное по своему богатству и мощности месторождение малахита, за исключением Гумешевского рудника (1) запасы (2) малахита (3) в котором (4) уже давно исчерпаны.

4.Для хозяев вишнёвого сада 22 августа не только день продажи имения, но и точка отсчёта (1) по отношению (2) к которой (3) время делится на прошлое и будущее.

5.В естественных условиях (1) лучше всех выживают (2) ботанические тюльпаны (3) семена (4) которых (5) легко рассеиваются по степи.

6.Русский (1) относится к тем языкам (2) в которых (3) ударение играет очень важную роль для правильного понимания слов (4) при восприятии их на слух.

7.Победа приносит Василию Тёркину (1) глубокое внутреннее переживание (2) для выражения (3) которого (4) не нужна патетика.

8.Константин (1) увлечённо излагал идею новой книги (2) основу (3) которой (4) составляла критика всех старых сочинений о хозяйстве.

9.Однажды в Царском Селе (1) медвежонок сорвал цепь со столба (2) возле которого (3) была устроена его будка (4) и побежал в сад.

10.На полотне И.И. Шишкина «Среди долины ровныя» (1) изображён равнинный пейзаж средней полосы России (2) красота (3) которого (4) вызывает чувство спокойствия.

Задание 18

Вариант 11

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.А.С. Пушкин с молодой женой остановился у Демута (1) гостиница (2) которого (3) в то время считалась самой знаменитой в Петербурге.

2.При глубоком повреждении коры деревьев (1) обильно выделяется смолистый сок (2) в состав (3) которого входят скипидар, вода и смоляные кислоты.

3.А.С. Пушкин создал ряд художественных произведений (1) главные герои (2) которых (3) являются подлинно историческими личностями.

4.При производстве шёлка (1) особый состав наносится на ткань в виде геометрической фигуры (2) в пределах (3) которой (4) специальным составом пропитывается изделие

5.Чеховские мечты о будущей жизни говорят о высокой культуре духа, о новой прекрасной жизни (1) для создания (2) которой (3) нам надо (4) ещё тысячу лет работать, трудиться, страдать.

6. В отечественной научной и учебной литературе (1) часто приводятся латинские и греческие слова (2) корни (3) которых (4) легли в основу терминов.

7.Государь и генералы (1) отправились осматривать укрепления Дрисского лагеря (2) в удобности (3) которого (4) начинали сомневаться.

8.С первыми лучами весеннего солнца (1) крокусы спешат раскрыть навстречу ему свои «бокальчики» (2) в центре (3) которых (4) виден оранжевый пестик.

9.Нам понадобился проводник (1) в надёжности (2) которого (3) не было бы сомнений .

10.Позже (1) поэт узнал в подробностях трагедию целого поколения (2) лучшие люди (3) которого (4) были сосланы в Сибирь.

Задание 18

Вариант 12

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Семья Шишкиных жила на высоком берегу Тоймы в доме (1) из окна (2) которого (3) была видна петляющая по заливным лугам река.

2.Вспоминается (1) молодая женщина (2) душевная слепота (3) которой (4) превратила её в «попрыгунью».

3.Печорин невольно подмечает человеческие недостатки (1) знанием (2) которых (3) он особенно гордится.

4.Учёные отмечают положительную роль конфликтов (1) эффективное управление (2) которыми (3) позволяет учесть (4) интересы всех сторон.

5.Уже в Париже М.И. Цветаева написала (1) знаменитую миниатюру в прозе «Страховка жизни» (2) действие (3) которой (4) происходит не в прошлом, а в настоящем, и не в России, а во Франции.

6.Эстетическую ценность валаамских архитектурных ансамблей прекрасно чувствовали И.Е. Репин и В.Д. Поленов (1) в творчестве (2) которых (3) остров Валаам оставил глубокий след

7.У аквилегий (1) очень красивы ажурные листья (2) благодаря (3) которым (4) растения привлекательны в течение всего сезона.

8.Известно (1) древнеримское предание (2) согласно (3) которому (4) искусный целитель Пеон (5) излечил от ран бога Плутона после его сражения с Геркулесом.

9.После двух лет работы в одном из московских гаражей (1) он купил по случаю такой старый автомобиль (2) что появление его на рынке (3) можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея.

10. Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

Задание 18

Вариант 13

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1.Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

2.Это была поэтесса (1) в чарующих стихах (2) которой (3) скрывалась некая загадка.

3. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

4. Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

5. Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

6. В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

7. За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

8. В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

9. Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы .

10. Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу .

Задание 18

Вариант 14

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.

2. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

3. В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

4. Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

5. Самое гигантское животное на земном шаре (1) питается всякой мелочью (2) вес (3) которой (4) составляет всего доли грамма.

6. Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

7. Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет .

8. Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

9. Одним из самых капризных растений считается камелия(1) бутоны (2) которой (3) могут опасть в любой момент.

10. С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

ЕГЭ-2018

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость, а отбирающим фактором - деятельность человека.

2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.

3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.

4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.

5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

С другой стороны,

Напротив,

Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ , -я, м.

1) Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.

2) Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок - п. северной флоры.

3) Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.

4) Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажИвший

Отрочество

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства. 2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. 3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. 4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. 5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова. 6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. 7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». 8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. 9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции
A Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

см..риться

г..ристая (местность)

взр..стить

комп..нент

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..душный, и..пугать

под..ём, об..явление

об..грел, з..бросил

под..брал, н..правил

об..рвать, н..верху

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

рубаш..чный

худ..нький

никел..вый

беззастенч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

беспоко..шься

вывал..шь

движ..мый

бор..шься

раскле..шь

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ВНЯТНЫЙ ответ сына вызвал подозрение, и отец вынужден был задать ещё несколько вопросов.

Василиса вернулась домой, (НЕ)УСПЕВ сделать самого главного: она ничего не узнала о судьбе Андрея.

Бывшие студенты, в потёртых шинелях, с ещё (НЕ)ЗАЖИВШИМИ ранами, возвращались в свои семьи.

В рассказе И. С. Тургенева «Несчастная» герой говорит о впечатлении, которое произвела на него соната, которую он прежде (НЕ)СЛЫШАЛ.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л. Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой - солнечный и яркий.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В. М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.

5) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.

16. Расставьте все знаки препинания:

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чеховские записи к исследованию «Врачебное дело в России» (1) работа над которым (2) началась в 1884 году (3) были опубликованы только после смерти писателя.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Мать Лизы, Анна Сергеевна, посмеивавшаяся над Паулем, пришла в ужас, когда дочь назвала Пауля своим женихом.

2) Последние слова погибшего в сражении Пауля Сеппа были адресованы его возлюбленной девушке Лизе: «Прощай, милая».

3) Провожая шестнадцать человек, призванных на войну, жители эстонской деревушки Орго плакали и вели себя, как на траурной церемонии.

4) Бубенчиков и Козовалов были преисполнены гордости за то, что им предстоит встать на защиту Родины, пополнив число новобранцев.

5) Лиза была настроена поехать за отправлявшимся служить Паулем, чтобы стать сестрой милосердия и при первой возможности обвенчаться с ним.

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

- (8)А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)ИзОрго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы - и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? - спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу* )

* Фёдор Сологуб (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными ? Укажите номера ответов.

1) Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3.

2) Предложения 15–18 содержат элементы описания.

3) В предложениях 32–34 представлено рассуждение.

4) В предложениях 38–40 представлено повествование.

5) Предложения 51–53 содержат описание.

23. Из предложений 64–72 выпишите книжное слово со значением «злобно, насмешливо, язвительно».

24. Среди предложений 64-72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности - (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились... звуки» в предложении 48) и (В)________ («ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, - (Г)________ («точно рыцарь своей даме» в предложении 63, «точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), - несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:

1) разговорная лексика

2) метафора

3) сравнение

4) противопоставление

5) ряд однородных членов предложения

6) гипербола

7) фразеологизм

9) односоставные неопределённо-личные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г