Роль культурных центров в развитии двустороннего культурного сотрудничества. Культурные центры России. Учреждения культуры Особенности деятельности национально культурных центров

неформальный молодёжный субкультура

Культурный центр (ср. англ. Cultural Center) -- широко используемое обозначение для организаций, а также зданий или их комплексов, предназначенных для сосредоточения, преумножения и продвижения в жизнь окружающего их общества -- тех или иных ценностей, традиций и практик, лежащих в сфере культуры и искусства. Культурные центры могут существовать и в рамках общественных художественных объединений, и в порядке частных инициатив; равно как при государственном (правительственном) патронаже, или же силами активистов.

При этом современное употребление термина «культурный центр» может на практике обозначать принадлежность такого объекта к одной из двух смысловых категорий (либо к обеим одновременно):

Крупный многофункциональный комплекс, культурно-зрелищная и иная публичная деятельность на базе которого охватывает сразу несколько видов искусства или сфер культуры(этим он отличается от более узко специализированных объектов и учреждений, обслуживающих лишь одну из традиционных культурных функций, будь то музейно-выставочная, библиотечная, концертно-театральная, образовательная, самодеятельная, клубная и т. п.);

Учреждение культуры, имеющее национальную, конфессиональную, социальную либо иную групповую ориентацию или принадлежность (иногда при посольствах или иных представительствах стран, религиозных организаций, общественных объединений), к тому же в большинстве случаев -- ставящее перед собой задачи не только обслуживания внутренних интересов этой группы или диаспоры (в отличие от клуба), но и знакомящее с этой характерной культурой -- окружающее общество, создавая условия для её сохранения, понимания и дальнейшего развития в этом обществе.

Границы этого термина, таким образом, достаточно условны: в частности, он близок с одной стороны к традиционному для социалистических и некоторых других стран институту «домов (дворцов) культуры и народных клубов»; с другой -- к таким разновидностям общественных центров как арт-центры, как национальные общественные объединения; а отчасти - и к выставочным, библиотеч-ным или концертным организациям «широкого профиля». Как правило, для культурного центра любого типа всё же характерно главенство деятельности некоммерческой, просветительской и, до некоторой степени, пропагандистской (в области культуры), а также её многосторонний и комплексный характер.

От термина «культурный центр» в указанном значении «учреждения, организации или архитектурного сооружения» -- следует отличать словосочетание «культурный центр» в его произвольном лекси-ческом смысле, складывающемся из спектров значений двух этих слов по отдельности (как правило: «территория, сосредоточившая или управляющая…» -- по отношению к явлениям или объектам «культуры»). Например: «Москва -- крупный культурный и промышленный центр» и т. п.

Как «пограничный случай» можно рассматривать также «градостроительное» употребление того же словосочетания. В традициях ряда стран (особенно характерных, например, для Австралии, а в отдельных случаях -- для США и др.) -- «культурным центром» может именоваться особая зона или район городской застройки, где по замыслу градостроителей (или же исторически) сосредоточены здания и сооружения именно культурного назначения (театры, музеи, киноконцертные залы, библиотеки, иногда стадионы или даже парки и т. п.). Сочетание «культурный центр» может в подобных случаях играть роль или быть составной частью устойчивого названия для такого района. Решая в каждом отдельном случае, можно ли его отнести к использованию термина «культурный центр» в первом значении -- следует, вероятно, ориентироваться на то, составляют ли все учреждения в этой градостроительной зоне также и некую административную и организационную целостность, координируют ли свою деятельность в рамках своей принадлежности к единому комплексному явлению в местной культуре.

Летом 2008 года в Москве был создан Общественный Совет по культурным центрам, который в качестве ближайшей задачи назвал защиту здания Центрального дома художника; в совет вошли пятьдесят человек (архитекторы, музейщики, журналисты, художники, писатели).

Рассмотрим некоторые примеры культурных центров (в частности, неформального характера):

Общемственный центр (англ. Social Center, итал. Сentro Sociale и т.п.), в некоторых случаях также именуемый в англоязычных интерпретациях «Общинным центром», или «Центром сообщества» (англ. Community Сentre) -- это организованное пространство для деятельности сообщества. Как правило, это здание или помещение, используемое для каких-либо из широкого спектра целей общественной активности, которые должны относиться к благотворительным или некоммерческим.

Прежде всего, это западноевропейское социально-культурное явление последней трети XX века, получившее дополнительное развитие в Италии и ряде других стран, а к нашему времени -- известное и в странах Восточной Европы.

Худомжественный центр (арт-центр, или центр искумсств) отличен от художественной галереи или художественного музея.

На Западе центр искусств -- функциональный общественный центр с определённой сферой компетенции, призванный поощрять практики искусств и обеспечивать различные услуги. Центр искусств предоставляет место для выставок и/или для работы художников, семинаров, оказывает образовательные услуги, предоставляет техническое оборудование и т. д.

В России художественные центры зачастую продвигают частные интересы в то время как роль общественного центра предполагает ориентиром для деятельности интересы общества. Так, московский «Винзавод» создавался как «частный арт-центр». Создание частных арт-центров зачастую вписывается в стратегию джентрификации коммерчески непривлекательных городских пространств за счёт привлечения к ним общественного внимания. Примером такой стратегии может выступать арт-центр «Стрелка».

Самоуправлямемый общемственный центр (итал. Centro Sociale Autogestito, англ. Selfmanaged Social Center и т. п.) -- разновидность «общинного» (англ. Community Centre), или, вернее, «общественного центра» (англ. Social Center, итал. Centro Sociale), получившая особенное развитие в молодёжной контр-культуре Италии 70-х гг. XX века, а затем и дальнейшее распространение. В отличие от «классических» общественных центров, учреждаемых и управляемых организациями, сообществами, партиями, местныи органами и т. п. в интересах разнообразных «пользователей», -- самоуправляемый общественный центр не предусматривает вовсе деления на «организаторов» и «клиентов», приобретает значительно менее формальный характер, в то же время со специфической этикой принятия коллективных решений -- как правило, с предпочтением «консенсуса» (согласия всех) нежели «воли большинства».

Сквотирование, или сквоттинг (англ. Squatting) -- акт самовольного заселения покинутого или незанятого места или здания лицами (скваттерами или сквоттерами), не являющимися его юридическими собственниками или арендаторами, а также не имеющими иных разрешений на его использование. Сквот (англ. squat) -- нелегально занятое помещение.

Иногда термин не совсем точно применяется к самовольному использованию заброшенных зданий и помещений, например, при организации бесплатных магазинов и блошиных рынков, без проживания в них.

Клуб (от англ. clob или club через нем. club) -- место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и пр.), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию. Обычно занимает определённое помещение и служит для регулярных встреч и общения своих участников. Существуют и виртуальные клубы.

Антикафе -- (также тайм-кафе, тайм-клуб) новый формат заведений социальной направленности, стремительно набирающий популярность в России и странах СНГ.

Слово антикафе вошло в обиход сравнительно недавно. Известно, что приставка «анти-» употребляется для обозначения противодействия, отрицания, французское слово кафе также известно всем. Отсюда получается некое заведение, отрицающее принцип его как точки общепита. Придумал и реализовал концепцию заведений данного класса писатель Иван Митин, открыв в сентябре 2011 года заведение «Циферблат». Было много обсуждений как назвать подобный формат заведений. Иван Митин сделал выбор в пользу термина "свободное пространство". С легкой руки журналистов в СМИ данный формат заведений стали называть "антикафе", причем Иван Митин категорически против данного термина по отношению к проекту "Циферблат". Само понятие "антикафе" включает в себя: место для встреч не в кафе, но в заведении, где, однако, также можно выпить горячего чая или кофе. По сути, это место, где продают минуты. Антикафе -- помещение для общения, а не для еды.

Наиболее последовательно двусторонний культурный обмен нашел свое проявление в деятельности различных культурных центров, представляющих культуру своих стран за рубежом. Такие культурные центры есть в Великобритании, Германии, Голландии, Италии, Франции, скандинавских странах и др. Подобные организации имеют различные названия, например, зарубежные культурные центры, культурно-информационные центры, культурно-образовательные центры, культурные институты.

Важно напомнить

Зарубежные культурные центры (институты) – специфические организации с различным статусом, которые проводят работу, направленную на распространение и популяризацию культуры и языка своей страны за рубежом.

Объединяют подобные организации общие цели – формирование позитивного образа страны за рубежом. В своей работе они отражают дипломатическую практику государства и являются частью культурной миссии, выполняемой посольством или консульством.

Деятельность зарубежных культурных центров связана с распространением информации за рубежом о культуре, образовании, истории и современной жизни своей страны. Они стремятся развивать двусторонние связи, организуют культурные, образовательные, информационные программы, курсы изучения языка. Их важной задачей можно назвать поддержку соотечественников за рубежом.

Основными формами работы зарубежных культурных центров являются кинопоказы, фестивали, выставки, гастроли, мастер-классы, конференции, праздники, связанные с культурными традициями и памятными датами своей страны.

Большое внимание центры уделяют организации встреч широкой зарубежной аудитории с представителями культуры, науки, общественными деятелями.

Официальный статус данных организаций различен. Они могут подчиняться министерству иностранных дел, частично выполнять его функции в сфере культуры (например, Французский институт, Британский совет) или являться общественными организациями, ассоциациями, сотрудничающими с МИД, но не зависящими от него (например, "Альянс Франсез", Общество Данте).

История подобных организаций восходит еще к концу XIX в. Первая общественная организация в сфере культуры "Альянс Франсез" была основана в Париже 21 июля 1883 г. по инициативе известного дипломата П. Камбона с целью распространения французского языка по всему миру и содействия диалогу культур, а уже в 1884 г. был открыт ее первый филиал в Барселоне. Появление этой организации было вызвано событиями политического характера. Франция проиграла во Франко-прусской войне, и это поражение стало восприниматься как утрата ее ведущих позиций на мировой арене. Тогда представители культуры, науки и широкой общественности Франции отметили, что у страны есть еще один мощный ресурс – культура, который и позволит вернуть ей былое величие.

Уже в следующем году открылось отделение "Альянс Франсез" в Париже, в административный совет которого вошли выдающийся французский ученый Луи Пастер, Эрнест Ренан и известный во всем мире писатель-фантаст Жюль Верн.

Вскоре подобные организации стали открываться и в других странах мира. В конце XIX в., а также в XX и XXI вв. были созданы:

  • Общество Данте (1889, Италия);
  • Институт им. Гёте, или Гёте-институт (1919, Германия);
  • Всероссийское общество культурных связей с заграницей (ВОКС) (1925, СССР);
  • Британский совет (1934, Великобритания);
  • Институт Швеции (1934, Швеция);
  • Японский фонд (1972, Япония);
  • Институт Сервантеса (1991, Испания);
  • Институт Финляндии (1992, Финляндия);
  • Институт Конфуция (2004, Китай).

Наиболее долгую и успешную практику, обширную географию присутствия в мире имеют представительства европейских стран – Франции, Великобритании, Германии. В последнее время все более успешную роль в развитии двустороннего культурного сотрудничества играет Институт Конфуция – культурный центр Китайской Народной Республики.

Рассмотрим деятельность этих центров на примере работы их российских филиалов.

Одним из первых в России появился Французский культурный центр , более известный как Французский институт . Это одна из старейших организаций подобного рода: еще в 1912 г. в Санкт-Петербурге его силами была организована самая большая выставка, когда-либо осуществленная за пределами Франции, – "Сто лет французского искусства (1812–1912)".

В 1917 г. Французский институт прекратил свое существование в качестве исследовательского и образовательного учреждения, но вплоть до 1919 г. продолжал публикацию журналов. Сегодня он имеет прочные связи и активно сотрудничает с различными организациями, музеями, театрами, архивами и библиотеками. В настоящее время насчитывает 138 филиалов в крупнейших странах мира.

В наши дни французские культурные центры успешно работают во многих городах России. Один из первых филиалов организации был открыт в Санкт-Петербурге в 1992 г. на основе двустороннего межправительственного соглашения.

Основные цели Французского института заключаются в следующем:

  • 1) познакомить широкую зарубежную аудиторию с современной французской культурой и языком;
  • 2) способствовать интеллектуальным и художественным контактам Франции с зарубежными странами;
  • 3) повышать престиж французской культуры в мире.

Во главе Французского института стоит президент, основную текущую работ)" выполняет секретариат. Институт состоит из медиатеки и информационного центра.

Только в Санкт-Петербурге медиатека Французского института насчитывает более чем 12 тыс. книг на французском языке, более 99 наименований подписных изданий (газет, журналов), а также множество видеофильмов, CD- и аудиокассет, которыми можно пользоваться на месте или брать на дом. В медиатеке часто проводятся встречи с писателями и издателями из стран Франкофонии , демонстрируются программы французского телевидения, принимаемые по спутниковой связи.

При медиатеке создан информационный центр для обеспечения информацией специалистов и организаций.

Сейчас уже традиционными стали следующие мероприятия организации: международные дни Франкофонии, которые проводятся при участии Центра французского языка и ассоциации "Альянс Франсез" (подробнее о ней см. ниже), французские музыкальные сезоны, европейский кинофестиваль, праздник музыки (21 июля каждого года), французский бал (14 июля каждого года), праздник чтения (октябрь каждого года).

Культурные мероприятия Французского института проводятся по следующим направлениям:

  • театрально-музыкальные связи – гастрольная практика, организация мастер-классов и совместных российско-французских проектов;
  • изобразительное искусство – выставочная деятельность, организация взаимных визитов и стажировок русских и французских художников;
  • литература – продвижение французской книги на российском рынке, организация встреч с французскими и франкоязычными писателями и издателями;
  • киноискусство – организация недель и ретроспектив французских фильмов, проведение встреч с режиссерами и актерами из Франции.

Мнение специалистов

Французский институт окончательно взял на себя роль моста между научными и творческими учреждениями двух стран. В большой мере благодаря этой роли сложились условия для дальнейшего укрепления французского культурного присутствия в Санкт-Петербурге, являющимся одной из крупнейших метрополий страны (5 млн жителей), который по-прежнему остается культурной столицей России, пусть и не имея уже долгое время средств для этого. Санкт-Петербург призван оставаться важным научным и творческим полюсом притяжения, достойным своей роли "окна в Европу" в стране, претерпевшей глубокие изменения.

Филипп Евреинов, генеральный секретарь Французского института

В 1992 г. в Санкт-Петербурге и Москве по инициативе академика А. Д. Сахарова и французского писателя Марека Хальтера был открыт Французский университетский колледж. Настоящая организация является примером развития двусторонних образовательных связей. В колледже проводят лекции и семинары ведущие преподаватели из Сорбонны и других французских институтов. Слушатели имеют возможность получить бесплатное образование в области гуманитарных и общественных наук – по истории, литературе, философии, социологии, праву. Студенты, владеющие французским языком, могут получить диплом, официально признаваемый во Франции, а также стипендию для продолжения обучения в одном из французских университетов, с которым у колледжа подписан договор о сотрудничестве. Для студентов, не владеющих французским языком, обучение в колледже дает возможность получить диплом по страноведению Франции. Кроме того, слушатели имеют право посещать библиотеку им. Филиппа Абера, насчитывающую более 4 тыс. французских книг и 10 наименований французских журналов.

Наряду с французским институтом в России успешно действует некоммерческая общественная организация, представляющая французскую культуру, – ассоциация "Альянс Франсез" (Alliance Francae.se) (рис. 8.1) . Основное направление ее деятельности – языковая подготовка.

Российская сеть "Альянс Франсез" насчитывает 12 ассоциаций, расположенных в Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Рыбинске, Самаре, Саратове, Тольятти и Владивостоке.

Важно запомнить

"Альянс Франсез" – общественные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации согласно требованиям российского законодательства. Основной целью их деятельности, четко обозначенной в уставе, является продвижение французского языка и культуры.

Фонд "Альянс Франсе:)", созданный в 2007 г„ стал историческим преемником парижского "Альянс Франсез", основанного в 1883 г. Объединяет более 800 филиалов, расположенных в различных странах мира.

Рис. 8.1. Эмблема "Альянс Франсез"

Языковая подготовка в "Альянс Франсез" осуществляется по общей и специализированной программе и рассчитана на девять уровней. Помимо курсов французского языка существуют курсы фонетики, грамматики, делового и юридического французского языка, французского языка в области туризма, французского языка и страноведения, французского языка для детей, а также специальная программа – французский язык через песню.

Кроме организации курсов, "Альянс Франсез" проводит тестирования для определения уровня языковой подготовки.

Культурные мероприятия "Альянс Франсез" разнообразны и непосредственно связаны с языковой подготовкой. Так, стали традиционными музыкальные среды, организуемые совместно с петербургским Домом журналистов и консерваторией, в программу которых входит исполнение произведений французских композиторов.

Театральная труппа "Альянс Франсез" совместно с артистами петербургских театров – Большого драматического и Александрийского – дает благотворительные концерты и спектакли, поставленные по произведениям французских драматургов. Активно работают студии дикции и декламации, а также художественного перевода.

Другой европейской организацией, активно проводящей культуру своей страны за рубежом является Институт развития немецкого языка за рубежом и международного культурного сотрудничества им. И. В. Гёте , более известный как Гёте-институт (Goethe-Institut) или Институт им. Гёте (рис. 8.2).

Гёте-институт был создан в 1919 г. и первоначально являлся отделом по культуре при МИД Германии. Вскоре в Мюнхене была основана Германская академия. Затем в ее рамках был открыт Гёте-институт, обучавший германистов из других стран. В 1945 г. союзное правительство упразднило Германскую академию, обвинив ее в распространении фашистской идеологии.

Рис. 8.2.

В 1951 г. Гёте-институт был возрожден на новых демократических принципах. Первоначально он специализировался на подготовке преподавателей немецкого языка, а затем сфера его деятельности значительно расширилась. В 1953 г. открылись первые языковые курсы, в это же время институт поставил задачу содействовать продвижению немецкого языка за рубежом. В 1959–1960 гг. все государственные федеральные учреждения культуры за границей стали частью Гёте-института. В 1960-х гг. начала создаваться разветвленная сеть его филиалов В 1968 г. он начал свою культурную программную деятельность. В 1976 г. было подписано соглашение, по которому Гёте-институт был признан полномочным представителем правительства Германии по вопросам культурных связей. Этот документ также регулирует его отношения с зарубежными филиалами. С падением железного занавеса в 1989 г. Институт им. Гёте расширил свою деятельность в Восточной Европе, что привело к открытию большого числа его филиалов в этом регионе.

В 2004 г. был открыт информационный центр Гёте-института в Пхеньяне. В 2008 и 2009 гг. открылись филиалы в Дар-эс-Саламе, Новосибирске и Луанде. В России филиалы Гёте-института работают в трех городах: Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.

Цели этой организации следующие:

  • популяризация немецкой культуры и немецкого языка за рубежом;
  • распространение актуальной информации о культурной и научной жизни Германии;
  • оказание методической помощи преподавателям и учебным заведениям в области изучения немецкого языка.

Бюджет института составляет 200–255 млн евро. Он складывается из государственной дотации (3/4) и доходов от коммерческой деятельности (1/4) (курсы, экзамены на получение стандартного диплома).

Руководят институтом, основными направлениями его деятельности, программами и курсами представители немецкой стороны.

Структурными единицами являются бюро и информационный центр, насчитывающий 5 тыс. книг на немецком языке, периодические издания, CD, видео- и аудиокассеты.

Культурные мероприятия Гёте-института охватывают следующие направления деятельности: театрально-музыкальные связи (развиваются преимущественно по линии организации гастрольного обмена), связи в области изобразительного искусства и фотографии (организация выставок), кинематографические проекты (фестивали, ретроспективы недели немецкого кино), научные связи.

Значительный интерес представляют и совместные мероприятия Гёте- института с российской стороной.

Другим направлением его деятельности является организация языковых курсов различной продолжительности и интенсивности, а также тестирование по программам ведущих немецких университетов.

Мнение специалиста

В то время как политики приняли решение о санкциях против России, президент Гёте-института Клаус-Дитер Лемани подчеркивает значение диалога культур: работа с Россией должна быть усилена. Он ясно высказался против бойкота России в сфере культуры. В интервью германскому радио "Культура" К.-Д. Леманн сказал, что Гёте-институт, напротив, будет стараться "держать двери открытыми и слева, и справа".

Политики придерживаются строго формализованного образа действий и ориентируются на ритуалы. Культура же, напротив, может начать диалог и разрушить клише – и в этом ее сила. Поэтому бойкот в сфере культуры из-за крымского кризиса был бы ложным шагом.

"Мы скорее усилим работу в России и Украине, чем прекратим или ослабим ее", – сказал г-н Леманн .

Рис. 8.3.

Культуру Великобритании представляет за рубежом организация Британский совет (рис. 8.3), осуществляющая деятельность в сфере культуры, образования и профессиональной подготовки, являясь одновременно и дипломатическим представительством своей страны. Его цель – развитие международного партнерства и взаимопонимания между странами. Сегодня офисы Британского совета работают более чем в 230 городах 110 стран мира.

Действия Британского совета в области международного сотрудничества сконцентрированы на следующих направлениях: искусство, литература, дизайн; образование и профессиональная подготовка; преподавание английского языка; методы государственного управления и права человека; обучение менеджменту, теории и практике бизнеса; научно-техническое и культурное сотрудничество; обмен информацией и знаниями.

Основные задачи Британского совета следующие:

  • информировать мировую общественность о культурном разнообразии и последних достижениях Великобритании;
  • искоренять устаревшие стереотипы о стране, сложившиеся за рубежом;
  • предоставлять информацию о различных образовательных возможностях Великобритании, включая языковую подготовку разного уровня;
  • развивать культурный и интеллектуальный обмен с европейскими странами.

Британский совет действует под покровительством королевы Великобритании и принца Уэльского.

Важно запомнить

С одной стороны. Британский совет обладает дипломатическим статусом, с другой – это независимая организация культурно-образовательного свойства, предоставляющая гражданам России информационно-образовательные услуги, в том числе и платные.

Главным органом Британского совета является совет директоров, который собирается один раз в месяц для решения наиболее важных вопросов, связанных с финансированием и разработкой программ деятельности. Во главе этого органа стоит директор Британского совета, ему помогают консультативные органы.

Непосредственно в Великобритании действуют два главных офиса Британского Совета в Лондоне и Манчестере, также есть офисы в Ирландии, Шотландии и Уэльсе.

Филиалы Британского совета состоят, как правило, из следующих подразделений: библиотеки; информационного центра; центра английского языка; центра образовательных проектов; отдела экзаменационных услуг; отдела культурных проектов; отдела науки и техники.

Библиотека Британского совета предоставляет широкий выбор учебной, методической, художественной литературы на английском языке, разнообразные учебные пособия, видео- и аудиоматериалы. Здесь проводятся занятия, семинары, летние курсы по широкому спектру проблем, связанных с историей и современным состоянием Великобритании и ее культуры.

Информационный центр располагает информацией о Великобритании, включающей в себя справочные материалы, пособия учебных заведений Великобритании, информацию о событиях, проходящих за рубежом при поддержке Британского совета.

Кроме информационной деятельности, центр проводит культурные мероприятия: выставки, мастер-классы, фестивали и др.

Центр английского языка специализируется на проведении курсов и языковых программ различного уровня. Среди них курсы повседневного и делового английского языка, курсы для военных, уволенных в запас, представителей малого и среднего бизнеса, творческих и научных работников. Кроме того, центр оказывает услуги по сдаче экзаменов на сертификаты по английскому языку.

Отдел проектов занимается содействием в области профессиональной подготовки и академического партнерства между вузами России и Великобритании. В частности, Британский совет предоставляет зарубежным специалистам возможность пройти курс постдипломного обучения в одном из британских университетов, а также участвовать в программах стажировок менеджеров на предприятиях в Великобритании. Кроме того, он способствует получению стипендии на обучение в одном из университетов страны, предлагает программы стажировок.

В отделе проектов предусмотрены программы по следующим направлениям: менеджмент в коммерческих компаниях, программа подготовки управленческих кадров, программы академических партнерств между вузами, экологические программы, программы в области финансовых услуг и торговли, приватизации и реконструкции предприятий и работы правительственных органов.

Одним из перспективных направлений деятельности отдела является экология. Британский совет является координатором программы малых проектов в данной сфере.

Департамент международного развития британского правительства финансирует фонд ноу-хау, осуществляет руководство его работой и предоставляет техническую поддержку, передает знания и опыт странам Центральной и Восточной Европы. Целью фонда является поддержка переходных процессов в данном регионе, обеспечение его эффективного развития и вовлечение в эти процессы всех уровней общества.

Проекты, получающие поддержку в рамках данной программы, могут включать ознакомительные поездки, учебные курсы или краткосрочные стажировки в Великобританию, проведение семинаров в России и Великобритании, консультации и развитие партнерских связей между организациями сходного профиля в обеих странах.

Большой интерес вызывают мероприятия, подготовленные культурным отделом Британского совета. Организаторы культурных программ делают ставку в основном на современность, новизну, качество.

Культурные мероприятия Британского совета отражают основные цели и задачи данной организации, стремятся познакомить россиян со всем многообразием британской культуры, ее историей и современным состоянием, новыми формами и видами авангардного искусства.

Ежегодным проектом Британского совета в Санкт-Петербурге стал фестиваль британского кино, проводимый весной каждого года.

В истории присутствия Британского совета в России были разные периоды. В 90-е гг. XX в. – начале XXI в. организация последовательно наращивала объем деятельности и расширяла географию присутствия. Однако в связи с политическим противостоянием России и Великобритании и неурегулированностью нормативно-правовых основ деятельности организации в России Британский совет значительно сократил свои проекты. Были закрыты филиалы в Самаре (2007), Иркутске (2008), Петрозаводске (2008), Томске (2006), Красноярске (2007), Нижнем Новгороде (2007), Екатеринбурге (2008), Санкт-Петербурге (2008). В настоящее время филиал организации функционирует только в Москве.

Оценивая деятельность Британского совета, можно сделать вывод, что организация, безусловно, представила в России интересные проекты, продемонстрировала оригинальные подходы к организации двустороннего культурного обмена. Однако ее политизированность, сложные политические условия двустороннего сотрудничества сыграли негативную роль в развитии культурного сотрудничества России и Великобритании. К сожалению, потенциал двустороннего взаимодействия двух стран, сыгравших значительную роль в мировой культуре, не использован.

Европейские культурные центры являются старейшими организациями в сфере двустороннего культурного сотрудничества. Однако сегодня все более значимую роль в данном направлении играют культурные центры Китая, известные в мире как Институт Конфуция (Confucius Institute) (рис. 8.4). Имя выдающегося мыслителя, философа, учителя древности Конфуция присвоено сети институтов по аналогии с испанским Институтом Сервантеса и немецким Институтом им. Гёте.

Институты Конфуция входят в глобальную сеть международных культурно-образовательных центров, созданных Государственной канцелярией по распространению китайского языка за рубежом. В единую глобальную сеть входят также классы Конфуция, выполняющие аналогичные функции. С китайской стороны координирует работу и обеспечивает финансирование культурно-образовательных организаций Штаб-квартира Ханьбань.

Первый Институт Конфуция был открыт 21 ноября 2004 г. в столице Республики Корея Сеуле, но уже в 2012 г. VII Всемирный конгресс институтов Конфуция в Пекине собрал делегатов из 335 институтов и более чем 500 классов Конфуция со всего мира.

Некоторые институты Конфуция имеют специализацию, например афипский институт специализируется на сфере бизнеса, лондонский – на представлении китайской медицины.

Сегодня на территории Российской Федерации действуют 17 институтов Конфуция в 14 городах: в Москве, Санкт- Петербурге, Рязани, Казани, Элисте, Благовещенске, Новосибирске, Томске, Комсомольске-на-Амуре, Нижнем Новгороде, Улан-Удэ, Иркутске, Екатеринбурге, Волгограде.

Каждый из институтов осуществляет языковую подготовку, организует культурные мероприятия, знакомит аудиторию с традициями Поднебесной. Интересным примером деятельности организации могут служить проекты Института Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете. Данная организация открыта на базе восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, который является признанным образовательным и научным центром. На факультете уже более 150 лет ведется преподавание китайского языка. Именно поэтому в учебных программах Института Конфуция СПбГУ появилась реальная возможность соединить передовой отечественный опыт с новейшими обучающими технологиями и учебными материалами, разработанными в КНР. Договор о создании Института Конфуция в СПбГУ был подписан в июле 2005 г., а его деятельность началась с февраля 2007 г. Партнером СПбГУ в создании Института Конфуция стал Столичный педагогический университет (Пекин, КНР) – один из наиболее активных и современных центров обучения иностранцев китайскому языку. Целью работы Института Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете стало укрепление дружбы и взаимопонимания между Китаем и Россией путем распространения информации о культуре, языке, экономике и социальной жизни Китая. Важными направлениями деятельности института являются организация курсов китайского языка и культуры, проведение тестирования по китайскому языку, организация стажировок в Китае, организация конкурсов, содействие синологическим исследованиям.

Институт Конфуция в Санкт-Петербурге активно участвует в культурных и образовательных мероприятиях города, связанных с Китаем. Тесно

Рис. 8.4.

сотрудничает со школами, общественными культурными организациями, в которых ведется преподавание китайского языка, в целях обмена опытом, проведения совместных концертов и праздников. Как центр распространения культуры Институт организует творческие встречи, конкурсы, выставки, китайские праздники и праздники толерантности в университете и государственных учреждениях.

В рамках культурных мероприятий проводятся художественные экспозиции, например: фотовыставки о Китае, книжные ярмарки, кинофестивали, музыкальные уроки, экспозиции каллиграфических работ, китайский классический и народный танец; организуются специальные занятия и мастер-классы, например "Мировое наследие в Китае", "Обучение Тай- Цзи", "Культура национального китайского костюма", "Китайские продукты питания", "Конфуций и конфуцианство" и др. Есть и отмечаются традиционные праздники – фестиваль Весны, праздник Фонарей, праздник середины осени, Национальный день Китая и т.д.

Самое интересное языковое мероприятия Института – студенческий конкурс "Мост китайского языка", который проводится с 2002 г. Китайским государственным комитетом по преподаванию китайского языка за рубежом.

В декабре 2010 г. на съезде в Пекине Институт Конфуция в Санкт- Петербургском государственном университете был удостоен звания "Передовой Институт Конфуция".

В 2014 г. Институт Конфуция в СПбГУ совместно с Генеральным консульством КНР провели студенческий конкурс на знание китайского языка, являющийся частью всемирного конкурса "Мост китайского языка".

В целом мероприятия Института Конфуция отличаются разнообразием. Проекты охватывают многие направления сотрудничества и рассчитаны на достаточно широкую аудиторию. Институт Конфуция играет важную роль в развитии двустороннего культурного сотрудничества и использует для этого различные оригинальные подходы.

Мнение специалиста

Институт Конфуция существует с 2004 г„ это культурный ответ немецкому Институту им. Гёте (основан в 1951 г.), Британскому совету (существует с 1934 г.) и "Альянс Франсез" (основан в 1883 г., но работает по несколько иной модели). Успех институтов Конфуция заключается в простых цифрах: уже сегодня открыто более 350 институтов по всему миру – на сотню больше, чем Британских советов или Институтов им. Гёте.

В то время как мировой рынок уже перенасыщен британской и немецкой культурой. для Китая еще есть простор. Ханьбань стремится довести число институтов Конфуция до 1000.

Торстен Паттберг – немецкий писатель, лингвист и культуролог. Автор книг "Дихотомия Восток – Запад", иШэнжэнь"

Двусторонний обмен по линии культурных центров имеет ряд особенностей, которые связаны прежде всего с пропагандой собственной культуры и созданием позитивного образа страны за рубежом. Для решения этих задач традиционно избираются такие направления двустороннего сотрудничества, как культура и образование. Отметим, что основной упор делается на достижения современной культуры, знания о которой в силу политических причин до последнего времени были недоступны для жителей России. Наиболее эффективно эти задачи решаются на основе таких сложившихся форм культурного обмена, как гастроли, выставки, образовательные гранты, стипендии, стажировки.

При выработке стратегии и конкретных программ зарубежные культурные центры учитывают как национальную специфику партнеров, так и собственные интересы. Только гармоничное сочетание этих факторов может обеспечить успех проводимых ими мероприятий.

Важность создания благоприятных условий для работы центров зарубежной культуры в нашей стране отмечена в Концепции внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ В. В. Путиным 12 февраля 2013 г.) . В то же время создание центров российской культуры за рубежом также должно стать одной из основных задач культурной политики государства на современном этапе . Анализируя деятельность зарубежных культурных центров, следует отметить, что многие из их проектов переросли рамки двусторонних контактов и могут рассматриваться как пример многостороннего обмена. Таков, например, проект "Выбираем лучшего писателя", организованный Центральной городской публичной библиотекой им. В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге, который осуществляется зарубежными культурными центрами и консульствами. Настоящая тенденция отражает реалии современных международных отношений в условиях глобализации.

Отмечая позитивные моменты в двустороннем сотрудничестве по линии зарубежных культурных центров, следует отметить, что вопросы официального статуса подобных организаций не вполне урегулированы, что отмечено в Федеральном законе об общественных объединениях от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 08.03.2015) . Кроме того, подобные организации являются инструментами "мягкой силы" своей страны, что и определяет выбор приоритетов в их деятельности.

В качестве примера двусторонних культурных связей можно также назвать проекты международного содержания с различными сроками реализации и финансированием, проводимые как на государственном, так и не на государственном уровне.

  • Евреинов Ф. Второе рождение Французского института в Санкт-Петербурге // Альянс Франсез и Французский институт. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016); В Санкт-Петербурге: сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016): Ржеуцкий В. С. Альянс Франсез в Петербурге (1907–1919) // Альянс Франсез и Французский институт в Петербурге. Сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016); Фор К. Воссоздание Альянс Франсез в Санкт-Петербурге (1991–2001) // Альянс Франсез и Французский институт в Петербурге. Сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru/afl0/if2_ru.htm (дата обращения: 16.01.2016).
  • Франкофонии (фр. La Francophonie) – международная организация сотрудничества франкоязычных стран мира.
  • Альянс Франсез и Французский институт в Санкт-Петербурге. Сборник исторических очерков. URL: af.spb.ru. Диалог с Россией: "Держать двери открытыми и слева, и справа". Президент Гете-Института против бойкота в сфере культуры. URL origin-goethe.de/ins/ru/mos/ uun/ru 12531382.htm (дата обращения: 21.10.2015).
  • URL: east-west-ichotomy.com/%D0%Bl%Dl%83%D0%B4%Dl%83%D 1%89%DO%B5%DO%B5-%D1%85%DO%BO%DO%BD%D1%8C%DO%B1%DO%BO%DO% BD%D1%8C-%D0%B8-%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83- %D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D1%83%D1%86/ (дата обращения: 16.01.2016).
  • URL: archive.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F (дата обращения: 28.12.2015).
  • Тезисы "Внешняя культурная политика России – год 2000". С. 74 –86.
  • URL: docs.cntd.ru/document/9011562 (дата обращения: 08.11.2015).

Современные культурные центры мало похожи на учреждения клубного плана времён СССР, когда только в участвовало более тринадцати миллионов человек. К тому же дома и дворцы культуры существовали за счёт государства, посещение любых студий и кружков, любого вида художественной самодеятельности было бесплатным, в отличие от того, что происходит теперь. Ни просветительские, ни досуговые задачи перед учреждениями клубного плана РФ чаще всего не стоят.

Терминология

Что такое в понимании современного человека означает культурный центр? Чаще всего этот термин используется, когда хотят обозначить организацию или определённые здания, где сосредоточены, преумножены и продвигаются в жизнь разнообразные ценности окружающего общества, чаще всего из области искусства или культуры. Это может быть общественное художественное объединение или частная инициатива, но чаще всего культурные центры находятся в ведении государства.

Употребление термина

Употребляется этот термин на практике, когда нужно обозначить, к какой именно категории относится объект. Это говорится либо о крупном многофункциональном комплексе, который может охватить одновременно несколько сфер культуры или видов искусства, то есть назвать учреждения и объекты с узкой специализацией этим термином нельзя. Когда традиционная культурная функция учреждения одна - это не центр. Например: библиотека, музей, театр, концертный зал и так далее.

Во втором случае говорят об учреждении культурного плана, которое имеет конфессиональную, национальную, социальную ориентацию. Например, Русский культурный центр в государстве Монако, который основан не так давно, посредством библиотеки, детской школы, языковых курсов и Русского клуба не только поддерживает родную среди русскоговорящих людей близлежащих территорий, но и знакомит коренных жителей Монако с многообразием российских реалий.

Разнообразие форм

Пролучается, что границы, в которых используется этот термин, достаточно размыты. С одной стороны, он близок к традиционной форме института, который представляют Народный клуб, Дворец или Дом культуры. А с другой стороны, это такие разновидности общественных организаций, как национальные объединения или арт-центры.

Это могут быть и выставочные галереи, библиотеки и концертные залы, если там проводится и всяческая просветительская, и образовательная работа, то есть если эти организации широкого профиля, где сотрудничают культура и наука.

Характерные черты

Тем не менее одна важная черта учреждения культуры должна присутствовать в обязательном порядке, независимо от его типа - это некоммерческая основа деятельности. А также пропаганда культуры многостороннего и комплексного характера. Если говорят о городе, например, что Санкт-Петербург - важный промышленный, транспортный и культурный центр, то это не обозначает отдельного учреждения.

Также можно сказать об отличительной черте определённого района, то есть этот же термин, только в "градостроительном" употреблении. Например, есть в городе место, где сосредоточились все театры, концертные залы, библиотеки, стадионы и даже зоопарк. Может быть, так сложилось исторически, но вполне вероятно, что это замысел "отцов города".

Надо признать, многие современные города строятся по этому принципу: инфраструктура - детские сады, школы, больницы, скверы и парки в отдалённых микрорайонах присутствуют, а здания культурного предназначения вынесены за их пределы. Вот эту зону, где они сосредоточены, вполне можно назвать культурным центром города. И это будет уже следующее значение.

В 2008 году при Министерстве культуры разрабатывались варианты планировки культурных центров, с тем чтобы оптимально соотнести их наполняемость и затраты. Также составлен и график создания таких учреждений в малых городах страны. В Москве был создан в количестве пятидесяти человек, среди которых присутствовали журналисты, архитекторы, музейные работники, писатели, художники. Обсуждался богатый опыт советского времени, когда учреждения культуры присутствовали даже в самых маленьких посёлках и были чрезвычайно функциональны.

В каждом были разнообразные детские кружки и студии, хоры, народные театры, клубы по интересам, периодически проводились всевозможные массовые мероприятия, смотры художественной самодеятельности. При строительстве культурных центров этот опыт должен был учитываться. В 2015 году около пятидесяти таких учреждений должны были уже открыться.

Клуб или Дом культуры

В СССР каждый Дом или Дворец культуры обязательно был центром просветительской и культурно-массовой работы. Классификация таких учреждений была следующей: территориальные клубы и дома культуры под эгидой Министерства культуры; ведомственные - под управлением профсоюза предприятия, учебного заведения, учреждения и так далее; клубы для интеллигенции: Дом учителя, Дом писателя, Дом архитектора, Дом художника и другие; Дом культуры отдельного совхоза или колхоза; Дом офицеров; Дом народного творчества; Дворец для пионеров и школьников.

Клубные учреждения других стран

Страны бывшего СССР и Варшавского договора, как и РФ, сейчас отходят от названий советского времени. теперь называют пышно: Концерт-холл или же культурный центр. Однако во многих местах старые наименования остаются в силу традиций. Помимо соцстран, аналогичные учреждения (и не по названию, а по самой сути) существуют во многих капиталистических странах давно и функционируют успешно.

Очень много домов культуры в Латинской Америке (они так и называются - Centro cultural), в Испании. Чрезвычайно развиты народное творчество и общественная деятельность в Германии, например, в Доме культуры народов мира в Берлине проходят концерты, спектакли, фестивали, выставки, и все эти массовые мероприятия готовятся при поддержке правительства, но на общественных началах. Во Франции и в Канаде учреждения клубного плана и называются домами культуры (Maison de la Culture), и деятельность их абсолютно сходна с клубами нашей страны советского времени. В одном только Монреале таких домов культуры двенадцать.

Аркаим

На всей территории России всегда существовали культурные центры, а в настоящее время создаются новые: парки с природно-ландшафтной тематикой, а также с исторической и археологической. В стране множество мест, где изучаются такие отдалённые времена, о которых даже фольклор уже ничего не помнит.

Очень популярны становятся центры, где взаимодействуют культура и наука, например, такого плана город Аркаим (Челябинская область), где были обнаружены две с виду непримечательные сопки, которыми заинтересовались археологи. Это открытие стало сенсационным.

Сначала туда стекались представители всевозможных эзотерических групп, затем изучение местности перешло под крыло государства, и был образован заповедник. Кстати, он там не один: "Страна городов" Южного Урала насчитывает двадцать четыре таких места, где культурный центр - город.

Экспериментальная площадка, с которой начинал обустраиваться заповедник, постепенно раскрывала ряд древних жилищ семнадцатого века до нашей эры. Сначала реконструирование коснулось одного из них, и выполняли это без современных инструментов, пользуясь только теми, которые сделаны в точности, как образцы бронзового века, найденные при раскопках.

Так родился культурно-исторический центр, названный Музеем древних производств. Туристы могут не только смотреть строения возраста пирамид, но и принимать участие как в экспериментах, так и в самом строительстве, в реконструкции жилищ. Только здесь более черытёхсот интереснейших можно приобщиться к культуре разных эпох.

Татарское городище

Учреждения культуры имеют множество видов: это и библиотеки, и музеи, и театры, дома культуры и дворцы. А бывают сложные, синкретического плана, такие как НОКЦ на окраине Ставрополя. Базой ему послужили "Татарское городище", краеведческий музей и местный университет. Культурные центры объединились, чтобы научная работа, охранная и музейная (экспозиционная) сочетались с культурно-развлекательной и просветительской деятельностью на территории этого археологического палеоландшафтного парка.

Это очень сложный, можно сказать - многослойный памятник, действовавший в четырёх исторических периодах: хазарском, сарматском, скифском и кобанском. Культурные центры России почти нигде не имеют настолько хорошо сохранившихся фортификационных, культовых сооружений, с системами дорог, могильников и ещё многих объектов, по которым можно проследить разные стороны жизни наших очень далёких предков - от восьмого века до нашей эры. Это и развалины древних стен, усыпанные многовековыми черепками кувшинов и горшков, золой костров и очагов, которые погасли сотни и сотни лет назад.

Перспективы

Сохранение и использование археологического наследия, как правило, проходит посредством создания на базе музеев под открытым небом таких комплексов, которые объединят научную, просветительскую и множество развлекательных видов деятельности, поэтому сейчас открыты и готовятся к открытию очень многие культурные центры историко-культурного направления.

В малых городах базой для их функционирования может стать любое сообщество краеведов при поддержке местной администрации. Даже дом культуры может стать отправной точкой для создания центра по изучению исторического наследия региона. Дорогу осилит идущий, поэтому всемерно нужно помогать энтузиастам, начинающим этот путь. Практически все успешные предприятия начинаются с малого, здесь можно вспомнить музей техники находящийся в Подмосковье. Учреждения культуры должны пользоваться всемерной поддержкой государства.

Проблемы развития малых городов

Правительство заинтересовано в создании новых объектов образовательного и развлекательного плана в виде историко-культурных центров в малых городах России. В материалы правительства ещё в 2013 году внесены формулировки, обозначающие цели для такой работы.

Культурные центры России располагаются очень неравномерно. Больше всего их скоплений в больших городах. Поэтому возникает диспропорция в количестве, качестве и разнообразии культурных услуг, которые получают граждане на территории страны. Культурные центры Москвы или Петербурга не могут сравниваться по этим параметрам с услугами, предложенными жителям отдалённых небольших населённых пунктов. А создавать новые возможности для творчества, самореализации, физического развития, духовного обогащения нужно всем без исключения.

На территории России проживают многие десятки разных народностей, и культурные центры могут содействовать полноценному культурному обмену между соседствующими национальностями. Качество жизни при хорошей работе объединяющих многофункциональных центров поспособствует повышению качества жизни населения, независимо от места жительства. Также этот путь поможет развитию инфраструктуры посёлка или города, даже создаст новые рабочие места. Отток населения из малых городов будет предотвращён.

Многонациональность России. Большинство регионов России представляют собой полиэтнические сообщества (к примеру, в Москве проживает 120 национальностей, в Республике Бурятия - 113 национальностей, на Северном Кавказе - 119 и т.д.). В связи с этим регионализм - естественный, органический принцип территориальной организации этнокультурных процессов. Проявляясь в обычаях, типах менталитета, культурных особенностях (например, «сибирский характер», культура Сибири), он определяется общей идентичностью, культурой, историей, географией. Культурное развитие регионов предполагает возрождение и развитие национальных культур всех населяющих регион этносов, ставит серьезные задачи в области развития языков и национального образования.

Актуальность этнокультурных центров. (Далее, этнический культурный центр - ЭКЦ). Система (этнической направленности) социально-культурных институтов востребована к жизни динамично меняющимися социально-экономическими и политическими условиями. Кризисное состояние общества вызывает кризисы национальных отношений, особенно проявляющиеся шовинистические и национал экстремистские настроения, антигуманные действия по отношению к национальным меньшинствам, мигрантам в социуме. Ослабить и предотвратить их способны социально-культурные институты этнокультурной направленности, которые представляют собой развернутую систему, включающую национальные представительства, национально-культурные автономии, центры, объединения, землячества, союзы и т.д. Нормативно-правовые документы отмечающие миссию этнической культуры в развитии культурного многообразия России, которая выступает предметом межкультурного взаимодействия и общения, обеспечивая народам право на сохранение и развитие своей национальной самобытности, и органичное вхождение в мировое сообщество, а также роль специалистов этнокультурной деятельности в этих процессах:

  • - Национальная доктрина образования (2000),
  • - «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»,
  • - Федеральная целевая программа «Культура России на 2006-2010 годы»,
  • - Материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации (2006),
  • - Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы (2008),
  • - Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2010 года) (2007) и др.

Нормативные документы и программы ООН и ЮНЕСКО:

  • - «Концепция устойчивого развития»,
  • - «Рекомендации по сохранению фольклора»,
  • - «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др. Документы, обеспечивающие участие социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов:
  • - Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями на 1 декабря 2007 года);
  • - Постановление Правительства РФ от 21.01.2005 года № 36 «Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей»;
  • - Приказ Минобразования России от 30.12. 2004 года № 152 о создании совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования с введением в него представителей объединений работодателей;
  • - Письмо Минобразования России от 12.11.2004 года № АС-827/ 03 «О механизме внесения изменений в действующие ГОС ВПО с учетом требований работодателей»;
  • - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года № 1015 «Об утверждении правил участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и др.

Социально-культурные институты этнической направленности - это организованные объединения людей. Институты социально-культурной сферы представляют собой многочисленную сеть учреждений, обеспечивающих культурную деятельность, процессы создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру. В их число входят институты, занимающиеся вопросами сохранения и развития этнической культуры, создания условий для населения в удовлетворении этнических потребностей и интересов.

ЭКЦ как социально-культурный институт этнокультурной направленности - представляют объединения людей, выполняющие социально значимые функции сохранения и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами этноса своих социальных ролей, задаваемых этнокультурными ценностями, нормами и образцами поведения в полиэтническом сообществе.

Этнокультурное объединение - добровольное, самоуправляемое объединение граждан - представителей этнической общности, проживающих в иноэтничном окружении и реализующих право на национально-культурное самоопределение, которое создается в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития национального самосознания, языка, образования, обычаев и обрядов.

Этнокультурные объединения, являясь регуляторами национальной культурной политики в регионах, выступают особым институтом гражданского общества, способным привлекать этнические диаспоры к участию в решении проблем социума, и современным учреждением культуры, организующим воспитательную, культурно-просветительную, досуговую и иную деятельность полиэтнического населения.

Виды этнообъединений.

По реализации, приоритетных направлений и форм работы этнокультурные объединения можно классифицировать как:

  • 1) мощные этнонациональные культурные центры, созданные в крупнейших экономических регионах национальным меньшинством, которое имеет свое государственное образование за пределами региона проживания (например, татары, башкиры, буряты и др.);
  • 2) землячества, национальные объединения людей, лишенных своего сословия: казаки, представители этнической самобытности, имеющие свою культурную традицию (например, старообрядцы);
  • 3) этнокультурные центры возрождения и сохранения культурной традиции малочисленных народов; центры «Возрождение малой Родины»; культурные центры духовного направления и др.

1) этноконнотированные институты: социальных общностей (этнос, этнические группы, этнические диаспоры и т.д.); специализированные институты (этнокультурных объединений, национально-культурных центров, Домов национальностей, Домов дружбы народов, домов и центров фольклора, домов ремесел, детских центров народной культуры и др.). Суть их в интегративном потенциале, в объединении усилий по воспитанию этнического самосознания личности, ее толерантного отношения к полиэтническому сообществу, в организации совместных, согласованных и скоординированных.

Областные и муниципальные модели этнокультурного возрождения.

Одной из таких моделей является национально-культурная автономия - форма экстерриториального общественного самоопределения этнических общностей, действующая в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В настоящее время в России действуют 14 федеральных и более 300 региональных и местных национально-культурных автономий. Наибольшее количество национально-культурных автономий создано немцами (68 в 24 субъектах РФ), татарами (63), евреями (29), армянами (18), украинцами и другими этническими группами. Координирует их деятельность Консультационный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации (2002). Основные формы деятельности. К ним относятся: создание общественных театров, культурных центров, музеев, библиотек, клубов, студий, архивов и т.д.; организация творческих союзов и коллективов профессионального и самодеятельного искусства, кружков; проведение массовых мероприятий в области национальной культуры (фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и т.п.). Этнокультурная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности (когнитивной, художественно-творческой, педагогической, проектной, технологической, экспертной и т.п.), направленных на: сохранение и развитие народной художественной культуры; организацию культурно-досуговой деятельности этнического объединения; развитие национального самосознания и национальной идентичности членов диаспорного населения региона; на этнопедагогическую деятельность, обеспечивающую приобщение подрастающего поколения к этнической культуре. Понятие «профессиональная этнокультурная деятельность» сводится к содержанию деятельности специалиста, к совокупности выполняемых им функций в этнокультурном центре (организационно-управленческой, художественно-творческой, проективной, педагогической и т.д.). Профессиональная деятельность специалиста является сложной, иерархически построенной, многофункциональной, многоуровневой и динамически развивающейся структурой с большими возможностями широкого переключения с одной на другие функции и уровни профессиональной деятельности. Оптимальная и наиболее полезная деятельность этнокультурных объединений - проявляется в решении различных социально-культурных задач, связанных с вопросами культурного самоопределения и развития своего этноса; - реализация целей, направленных на установление межнационального, межкультурного контакта, воспитание этнической толерантности.

Основные функции ЭКЦ по формированию этнического самосознания, этнической идентификации, этнических стереотипов представителей диаспоры средствами этнической истории и культуры, языка, эмоциональной близости с этнической общностью;

Этнической социализации через систему преемственных связей в разновозрастном коллективе;

  • - созданию благоприятной этносоциальной среды обитания этноса в полиэтническом окружении, через активное участие в культурной жизни региона;
  • - этноконсолидирующей функции членов этнической группы, создание условий для поддержания культурной дистанции между народами в целях предотвращения культурно-бытовой ассимиляции;
  • - атмосферы снятия напряженности в межнациональных отношениях, их гармонизация и предотвращение межнациональных конфликтов; поддержки и защиты индивида в условиях кризисного социума.

Социально-культурный потенциал этнокультурных объединений огромен и выходит за рамки сугубо этнического аспекта. Объединениями актуализируется гражданская активность членов диаспоры в виде экологических, культурных, религиозных движений, участия в реализации целевых региональных программ по возрождению и развитию этносов и т.д.