Чижиков иллюстрации. Биография. Когда деревья были ещё высокими


Я познакомился с Виктором Чижиковым в 1976 году на праздновании 70-летия народного художника СССР Ивана Максимовича Семёнова. Не помню, то ли я сам к нему подошёл с просьбой подписать книжку из серии "Мастера советской карикатуры", то ли он остановил меня, когда я возвращался на своё место после "поздравления от молодых красногорских художников Ивану Семёнову", знакомство состоялось. Для меня тогда Чижиков был не только виртуозный рисовальщик, работы которого я с удовольствием рассматривал и в "Крокодиле", и в "Вокруг света", но и автором замечательной идеи, как познакомиться с любимым художником и не выглядеть при этом глупым прилипчивым поклонником.
В своё время пионер Чижиков притащил к Кукрыниксам целый чемодан своих рисунков и задал вопрос: "Выйдет ли из меня карикатурист?"... Одним словом я притащил с собою... нет, не чемодан, папку своих рисунков и, как бы передавая эстафету, показал содержимое Виктору Александровичу. Не знаю, что было в чемодане Чижикова, но могу представить, что было в моей папке. Тапками он меня не побил, а расцеловал и дал несколько практических советов. Я их помню до сих пор.
Для начала он запретил мне рисовать на школьных листах в клеточку. Самым категорическим образом. "Ты должен научиться уважать себя!" - сказал Чижиков. - "Себя и свой труд". И с тех пор я никогда и никому не показывал рисунков, сделанных на клетчатой бумаге. Обнаружив в папке рисунки алкоголиков, Чижиков заметил: "Обрати внимание, когда будешь рисовать пьяниц, что никто и никогда не лежит пузом кверху. Обычно из канавы торчат либо голова, либо ноги..."
Позже, когда я побывал у него в мастерской в доме художников на Нижней Масловке, он поделился со мной своим творческим методом. "Я никогда не сижу где-нибудь в вагоне метро с блокнотиком, я сажусь, выбираю жертву и стараюсь как можно точнее запомнить все детали его внешности. Потом прихожу домой и сразу же зарисовываю увиденное. Это великолепная тренировка памяти, которая очень важна для художника! Я никогда никого не рисую с натуры. Вот сегодня меня попросили нарисовать шарж на Гурова, я побывал на худколлегии, внимательно присмотрелся к Евгению Александровичу, а потом пришёл домой и нарисовал его таким, каким запомнил..."
Недавно Виктору Александровичу "стукнуло" 70 лет. Мне до сих пор не верится в это! Какие семьдесят! Это великолепный молодой мастер пера, каким я его всегда знал! Его иллюстрации к детским книгам - одни из самых лучших, карикатуры бесподобны, одна серия "Великие за партами" стоит нескольких томов скучных исторических трудов, а олимпийский мишка, автором которого спустя 4 года после нашего знакомства стал Виктор Александрович, до сих пор считается лучшим олимпийским талисманом за всё время существования Олимпийских игр в новейшей истории. А, впрочем, о чём я? Лучше смотрите сами!

Биография
Виктор Чижиков родился 26 сентября 1935 года в Москве.
Закончив московскую среднюю школу № 103 в 1953 году, поступил в Московский полиграфический институт, художественное отделение которого закончил в 1958 году.
В 1952 году, ещё учась в школе, начал работать в газете "Жилищный работник", где и опубликовал свои первые карикатуры.
С 1955 года работает в журнале "Крокодил", с 1956 — в "Веселых картинках", с 1958 — в "Мурзилке", с 1959 — в "Вокруг света".
Работал также в "Вечерней Москве", "Пионерской правде", "Юном натуралисте", "Молодой гвардии", "Огоньке", "Пионере", "Неделе" и других периодических изданиях.
С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Художественная литература" и др.
Член Союза журналистов РФ с 1960 года.
Член Союза художников РФ с 1968 года.
Член редколлегии журнала "Мурзилка" с 1965 года.
Обладатель Почетного диплома имени Х.К.Андерсена (1980 г.), ордена "Знак Почета", почетного Знака Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр — медвежонка Миши (1980 г.) и Почетного диплома Совета по детской книге России (1997 г.).
Лауреат Всероссийского конкурса "Искусство книги" (1989, 1990, 1993, 1996, 1997 гг.), конкурса читательских симпатий "Золотой ключик" (1996 г.), ежегодной профессиональной премии за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора — "Золотой Остап" (1997 г.).
Председатель жюри конкурса детского рисунка "Тик-так", проводимого телекомпанией "Мир" (канал телевидения РФ) с 1994 года.
Народный художник России.

Микроавтобиография

"С тех пор как я родился у меня спрашивают: «Чижик-пыжик, где ты был?» Отвечаю: — В детском саду был, в школе был, в Полиграфическом институте был, в «Крокодиле» был, в «Мурзилке» был, в «Вокруг света» был, в «Веселых картинках» был, в «Детгизе» был, в «Малыше» был. Да! Чуть не забыл. На Фонтанке тоже был. Раза два."

В. Чижиков

"В начале пятидесятых годов на пороге нашей мастерской появился юноша с большим чемоданом в руках. Это был ученик девятого класса Витя Чижиков. Он открыл свой чемодан, и мы увидели, что он набит политическими карикатурами.
Витя спросил: — Карикатурист из меня получится?
Нам тогда трудно было ответить на этот вопрос, хотя размеры чемодана обнадеживали.
Сейчас, когда у него за плечами двадцать лет работы в журнале «Крокодил», мы с уверенностью говорим: —Да, карикатурист получился! И очень хороший."

Кукрыниксы

Перспектива с котами

Серьезно-несерьезное интервью с художником Виктором Чижиковым накануне его 70-летия

Александр Щуплов

Заслуженный художник России Виктор Чижиков посвятил детским книгам всю жизнь. Можно без преувеличения сказать, что его перо и кисть проиллюстрировали всю нашу литературу для детей: Маршак и Барто, Чуковский и Волков, Заходер и Коваль, Михалков и Носов... А еще - Родари с его "Чиполлино"! А еще - Успенский со ставшими уже классическими персонажами Дядей Федором и Котом Матроскиным! А еще - олимпийский Мишка, улетевший давным-давно в лужниковское небо, вызывая слезы и комок в горле... А еще - серия из двух десятков книг издательства "Самовар" с приглашающим названием "В гостях у Виктора Чижикова". Наша беседа - с замечательным российским художником книги Виктором Чижиковым.

Я люблю белорусских художников, - рассказывает Виктор Чижиков. - У меня есть в Минске замечательный друг Георгий Поплавский, народный художник, академик. Он является главой семьи художников: жена Наташа - замечательный иллюстратор детской книги, дочка Катя - тоже очень хорошая художница. Мы познакомились в Доме творчества в Паланге в 1967 году. Когда он бывает в Москве, то всегда заходит ко мне. Он очень известный мастер, иллюстрировал Якуба Коласа, других белорусских писателей. За цикл индийских работ получил премию Джавахарлала Неру.

- Вы чувствуете дыхание нового поколения в книжной графике? Кому лиру будете передавать, Виктор Александрович?

К новому поколению я отношу Вику Фомину, завоевавшую на биеннале в Братиславе почетный приз "Золотое яблоко". Есть достойные художники и среди совсем молодых. Одно время на страницах журнала "Детская литература" писалось о каком-то кризисе "иллюстраторского жанра". Я этого никогда не чувствовал. Всегда работало много талантливых художников. Конечно, надо их поддерживать, особенно стариков. Например, очень много сделал для российской книжной графики Геннадий Калиновский. Ему сейчас около 75 лет, он болен, о нем мало вспоминают. Мы-то, его друзья и коллеги, о нем помним, но не можем обеспечить закупки его работ. А у него есть очень интересные работы к "Мастеру и Маргарите" и "Путешествию Гулливера". Особенно он прославился иллюстрациями к "Алисе в Стране чудес". Лучших иллюстраций к этой книге я не видел! Еще один мой замечательный друг - недавно ушедший из жизни Евгений Григорьевич Монин. Художник очень высокого уровня, предмет гордости нашей графики. А о нем не было ни одной телевизионной передачи. Когда все время на телеэкране посвящено попсе, а иллюстраторам не уделяется внимания, это обедняет общую культуру. Ведь на иллюстраторах, особенно детской книги, держится огромный пласт культуры: первые шаги ребенка связаны не столько с текстом, сколько с картинками. Юмор в детских иллюстрациях очень нужен. Правда, когда речь идет о серьезных или трагических вещах, иллюстрация должна быть трагической. Но не для самых маленьких! Помнится, однажды, когда создавался Детский фонд, мы разговаривали с Сергеем Владимировичем Образцовым о том, с какого возраста можно пугать детей, делать для них разные модные сейчас страшилки. Образцов говорил мне, что не хочет допускать в своих театральных постановках для самых маленьких ничего страшного. Пусть дети как можно дольше сохраняются "непугаными". А потом, когда подрастут, можно постепенно вводить в сказки и Бабу Ягу, и Волка, который встречается с Красной Шапочкой... Он объяснял это тем, что у детей в будущем будет много поводов для испуга. Детская психика сначала должна возмужать, укрепиться, а потом уж ее можно загружать разными страшилками.

- Лесники говорят, что прирученные медвежата или оленята, когда их взрослыми выпускают на волю, чувствуют себя беспомощными. А у нас сейчас выросшие дети вступают в тот же хищный лес...

Да, сегодня все происходит не так, как говорил Образцов. Но я стараюсь делать своих страшных героев смешными. Того же Волка, например, который собирается скушать Красную Шапочку.

- С улыбкой будет ее кушать?

Бармалей у меня в "Докторе Айболите" спит в кровати, а из-под подушки высовывается журнал "Мурзилка" - любимое чтиво Бармалея! Вот мой метод.

- А не боитесь, что встретятся потом выросшие дети с каким-нибудь Чикатилой и будут искать, где у него высовывается журнал "Мурзилка"?

И все-таки я даже страшный текст стараюсь рисунками смягчить. Хотя жизнь все равно поставит все на свои места. Я часто встречаю людей, которые мне говорят: мы выросли на ваших книжках, спасибо, что вы нас веселили! Это для меня звучит как награда. Я хотел и хочу, чтобы у детей было меньше страхов. Детство должно быть беззаботным. Вообще, мне кажется, это присуще русскому народу. Вы обратили внимание, что в деревнях на праздники ходят ряженые: мужики выпьют и рядятся в женские платья...

- Для этого не надо ехать в деревню: включите телевизор с какой-нибудь сатирической программой - сплошные мужики в женских платьях!

Меня пугает изобилие таких мужиков на ТВ. Это уже не смешно. А в народе ряженые - обычное дело, они органично вписываются своей беззаботностью и ухарством в праздник. Меня это всегда веселило в детстве. Потом вырастаешь - и на тебя постепенно накладываются пласты культуры. Ты начинаешь немножко больше понимать. Немножко! Но главная закваска закладывается в детстве. Если ребенка воспитывать в страхе, все время предупреждать: мол, туда не ходи, и туда тоже, там страшно! - ребенок будет сидеть онемевший посреди комнаты и всего бояться. А в жизни нужны люди, которые и постоять за себя могут, и посмеяться от души. Мы должны воспитывать таких людей.

- Ну, вашему веселому Бармалею никто не удивится - в конце концов Виктор Чижиков заставил олимпийского Мишку улететь в свой сказочный лес. До сих пор Мишка все летит и летит над нашими головами, а люди все плачут и плачут, прощаясь с ним...

И плачут по вполне естественной причине: Мишку успели полюбить. Сцена была вокзальная: один уезжает, другие его провожают. Мы всегда видим, как плачут на вокзалах. А почему плачут? Потому что уезжает кто-то родной.

Наш Мишка, став олимпийским талисманом, впервые взглянул в глаза зрителям: "Вот я такой! Гостеприимный, крепкий, независтливый и независимый, смотрю вам в глаза..." Медвежонок полюбился именно своим взглядом. До него никакой олимпийский талисман - никто на это никогда не обращал внимания! - в глаза не смотрел: ни мюнхенская такса, ни канадский бобр... Я у них вообще глаз не помню. А вот после олимпийского Мишки появились сеульский тигренок Ходори и сараевский волчонок Вучко - они уже смотрели в глаза зрителям.

- Помнится, вы болели идеей нарисовать серию "Коты великих людей". В каком она состоянии?

Я ее то нарисую, то расформирую. У меня уже есть "Кот Саврасова", "Кот Шаляпина", "Кот Герострата". Есть даже "Кот Лужкова" - сам он не в кепке, но кепка участвует в этом процессе.

- А "Кот Пушкина" есть?

Нет. Но есть "Кот Малевича", есть "Кот Есенина": представляете - тонет кот. Рядом на берегу сидит собака. Кот протягивает лапу: "Дай, Джим, на счастье лапу мне"... Есть "Кот Гоголя"...

- "Кот Гоголя", наверное, с длинным носом?

Нет, он стоит в лодке в камышах, за поясом заткнута дичь. Он целится из рогатки и говорит: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

- А "Кот Ленина", представляете, сидит в Шушенском, рядом - Надежда Константиновна... И еще - "Кота Путина" не нарисовали? Рядом с президентским лабрадором, которого показывают по телевизору?

Нет, таких котов у меня пока нет. Для этого надо сесть и подумать - серьезно отнестись к этой теме. Может, еще появятся. Тут не знаешь, что возникнет. Пока беру то, что лежит на поверхности. Хорошо сказал философ Лихтенштейн: "Плохо быть правым в тех вопросах, в которых не правы сильные мира сего". К этой теме надо подходить осторожно.

- Наверное, умный был философ, раз в честь него княжество назвали...

Определенно, дока. А котов у меня пока набралось 25. Этого мало для книги.

Вообще-то коты у меня жили всю жизнь. С нами в деревне кот Чунька прожил 14 лет. Он послужил толчком для создания целой серии рисунков о кошках. А потом ушел и не пришел. Говорят, кошки уходят умирать. Наш Чунька - как Толстой. Кстати, уход Толстого в моей серии о котах тоже будет. Образ у меня уже найден.

- Интересно, вы сперва изучаете натуру, входите в образ кота? Усов, правда, у вас нет, чтобы ими шевелить, хвостика тоже...

Совершенно верно, вхожу в образ.

- Что вы пожелаете читателям своих книжек?

Хороших перспектив. Художники в институте всегда изучают такой предмет - "Перспектива". Видеть четкую перспективу в своей жизни я и пожелаю читателям России и Беларуси.

- А что вы пожелаете художнику Виктору Чижикову на его семидесятилетие?

Тех же перспектив! Конечно, больших перспектив у меня уже нету. Но четкую перспективу лет на пять я бы себе пожелал!

- Ну а мы от имени читателей умножим эту цифру на пять и еще на пять...


Иллюстрации Виктора Чижикова к книгам Сергея Михалкова

"Кто такой Сергей Михалков, я узнал в детском саду.
— Ну, вы, упрямые Фомы! — не уставала повторять наша воспитательница. Мы свыклись с этим прозвищем, но о происхождении его
узнали позже, когда она прочитала нам стихотворение об упрямом Фоме. Да, первым я запомнил не "Дядю Стёпу", не "А что у вас?"
или "Мы с приятелем", а "Фому". Купаться нельзя: аллигаторов тьма, но в воду упрямо ныряет Фома-Слова "Никто не плывёт по опасной реке" наводили на меня страшную жуть. В детском саду мы много лепили из глины. Занятия были поставлены прекрасно. Нас усаживали за огромный дощатый стол, каждому выдавался ком глины и клеёнчатый фартук. Лепить можно было что хочешь. Помню, я вылепил крокодила с широко раскрытой пастью. Потом скатал глиняный шарик и аккуратно положил его в пасть крокодила. Потом взял карандаш и два раза легонько ткнул им в сырой ещё шарик, получились глаза. Затем сильно ткнул карандашом ещё раз — получился орущий, круглый рот. Эта поделка стала первой моей иллюстрацией к произведениям Михалкова.
Совсем недавно в Петербурге я присутствовал на встрече Сергея Владимировича Михалкова с маленькими читателями. В зале сидели такие же детсадовцы, каким когда-то был я. Михалков читал первую строчку стихотворения, а двухтысячный зал хором продолжал текст.
Знают — значит, любят.
Лето 1972 года выдалось жарким и дымным — горели подмосковные леса. Мы тогда снимали дачу в Рузе. Я сидел за рабочим столом и, вдыхая дым леса, рисовал картинки к книге Михалкова "Стихи друзей" (из Ю.Тувима). Этой книгой издательство "Малыш" решило отметить шестидесятилетие Сергея Владимировича.
Я рисовал и думал: "Надо же, шестьдесят лет! Как много! Просто ужас какой-то!"
А сейчас, когда самому уже шестьдесят, кажется, что не так уж и много. Да чепуха! Подумаешь, шестьдесят!"

Виктор Чижиков


С.Михалков "Праздник непослушания"



С.Михалков "Упрямый козлёнок"


С.Михалков "Как медведь трубку нашёл"


С.Михалков "Одноглазый дрозд"



С.Михалков "Сон с продолжением"

    Виктор Чижиков Виктор Александрович Чижиков (р. 26 сентября 1935 года в Москве) Народный художник России, автор олимпийского медвежонка Мишки, талисмана XXII летних олимпийских игр. Многолетний иллюстратор журнала «Вокруг света». Биография … Википедия

    Виктор Чижиков Виктор Александрович Чижиков (р. 26 сентября 1935 года в Москве) Народный художник России, автор олимпийского медвежонка Мишки, талисмана XXII летних олимпийских игр. Многолетний иллюстратор журнала «Вокруг света». Биография … Википедия

    Виктор Александрович Чижиков (р. 26 сентября 1935 года в Москве) Народный художник России, автор олимпийского медвежонка Мишки, талисмана XXII летних олимпийских игр. Многолетний иллюстратор журнала «Вокруг света». Биография … Википедия

    Чижиков русская фамилия. Известные носители: Чижиков, Анатолий Георгиевич (1958) российский продюсер, сценарист и актёр. Чижиков, Виктор Александрович (1935) Народный художник России, автор олимпийского медвежонка Мишки. Чижиков … Википедия

    - … Википедия

    Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

    - … Википедия

    Имени Ивана Фёдорова (МГУП) Международное название Moscow State University of Printing Arts … Википедия

    Координаты … Википедия

Книги

  • , Чижиков Виктор Александрович. Если фамилия - Чижиков, что можно ожидать от такого человека? Он рисовать будет, насвистывая. У него и линии, как музыкальные коленца, и внутренняя гармония. У него весёлая рука. О том, что…
  • Виктор Чижиков. Все вместе, и душа на месте. Материалы к биографии художника , Чижиков Виктор Александрович. Иллюстрации Виктора Чижикова украшали книги практически всех классиков советской детской литературы Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Самуила Маршака, Николая Носова, Эдуарда…

Род. в 1935 году. Народный художник России. Окончил Московский полиграфический институт. «Живой классик» отечественной книжной графики. Один из любимейших детских художников-иллюстраторов. Автор «олимпийского» Мишки, а также огромного количества рисунков к произведениям К.Чуковского, А.Барто, Н.Носова, Ю.Дружкова, Э.Успенского и других.

Закончив московскую среднюю школу № 103 в 1953 году, поступил в Московский полиграфический институт, художественное отделение которого закончил в 1958 году.

В 1952 году, будучи учеником средней школы, начал работать в газете "Жилищный работник", где получил первый опыт работы карикатуриста.

С 1955 года работает в журнале "Крокодил", с 1956 - в "Веселых картинках", с 1958 - в "Мурзилке", с 1959 - в "Вокруг света".

Работал также в "Вечерней Москве", "Пионерской правде", "Юном натуралисте", "Молодой гвардии", "Огоньке", "Пионере", "Неделе" и других периодических изданиях.

С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Художественная литература" и др.

Член Союза журналистов РФ с 1960 года.

Член Союза художников РФ с 1968 года.

Член редколлегии журнала "Мурзилка" с 1965 года.

Обладатель Почетного диплома имени Х.К.Андерсена (1980 г.), ордена "Знак Почета", почетного Знака Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр - медвежонка Миши (1980 г.) и Почетного диплома Совета по детской книге России (1997 г.).

Лауреат Всероссийского конкурса "Искусство книги" (1989, 1990, 1993, 1996, 1997 гг.), конкурса читательских симпатий "Золотой ключик" (1996 г.), ежегодной профессиональной премии за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора - "Золотой Остап" (1997 г.).

Председатель жюри конкурса детского рисунка "Тик-так", проводимого телекомпанией "Мир" (канал телевидения РФ) с 1994 года.

Дипломы и награды
художника В.А.Чижикова

Диплом III степени Всесоюзного конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков", изд-во "Советская Россия", 1966 год.

Диплом I степени Всероссийского и II степени Всесоюзного конкурсов "Искусство книги" за иллюстрации к книге Г.Цыферова "Сказки", изд-во "Малыш", 1969 год.

Диплом II степени Всесоюзного конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге Л.Яхнина "Площадь картонных часов", изд-во "Малыш", 1971 год.

Премия журнала "Крокодил" за лучший рисунок года, 1970 год.

Диплом I Всероссийской выставки детской книги и книжной графики, 1965 год.

Диплом II Всероссийской выставки детской книги и книжной графики, 1971 год.

Диплом Международной выставки карикатуры в Скопле (Югославия).

Диплом и памятная медаль Международной выстаки карикатуры в Габрово, 1975 год.

Диплом и памятная медаль Международной выставки карикатуры в Габрово, 1977 год.

Диплом I степени Всероссийского и II Всесоюзного конкурсов "Искусство книги" за иллюстрации к книге К.Чуковского "Доктор Айболит", изд-во "Малыш", 1977 год.

Диплом Академии художеств СССР, серебряная медаль, приз чехословацкого журнала "Рогач" за рисунок "Быть или не быть?" на Международной выставке "Сатира в борьбе за мир", Москва, 1977 год.

Первая премия на книжной выставке Объединенного комитета художников-графиков, Москва, 1977 год.

Диплом II степени Всероссийского и Всесоюзного конкурсов "Искусство книги" за иллюстрациии к книге Д.Биссета "Забытый день рождения", изд-во "Детская литература", 1978 год.

Орден "Золотое детское солнце" немецкого журнала "Бумми", 1979 год.

Почетный диплом им. Г.Х.Андерсена за иллюстрации к книге К.Чуковского "Айболит", 1980 год.

Правительственная награда - орден "Знак Почета", почетный знак олимпийского комитета, Диплом Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр - медвежонка "Миши", 1980 год.

Присвоение звания "Заслуженный художник РФ", 1981 год.

Второй приз и медаль на Международном конкурсе карикатуры "Ура! Культура.", Москва, 1990 год.

Диплом I степени Всероссийского конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге В.Чижикова "Петя и Потап", изд-во "Ангстрем", 1993 год.

Диплом II степени Всероссийского конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге Э.Успенского "Дядя Федор, пес и кот", издательство "Зебра", 1993 год.

Лауреат Всероссийского конкурса читательских симпатий "Золотой ключик", 1996 год.

Ежегодная профессиональная премия за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора - "Золотой Остап", Санкт-Петербург, 1997 год.

Все иллюстрации взяты из книг серии «В гостях у Виктора Чижикова», выпущенных издательством «Самовар».

Чижиков Виктор Александрович — народный художник, рисовал иллюстрации в «Мурзилке», «Вокруг света», «Веселых картинках», работал над книгами и в различных периодических изданиях. Автор знаменитого Олимпийского Мишки — талисмана летних 1980 года.

Удивительные иллюстрации Чижикова

Практически каждому с детства знакомы картинки Виктора Чижикова. Однако это вовсе не значит, что иллюстрации художника одинаковые: в них есть неповторимый стиль, они сохраняют индивидуальность и при этом полны ласки и любви.

В наше время детские книжки содержат жестокие рисунки, а Виктор Чижиков старался сделать свои иллюстрации нестрашными, и у него, без сомнения, получилось. Мир, который он создавал, был полон добра и гармонии, в нем можно находиться без страха. Виктор Чижиков, художник с добрым сердцем, часто говорил, что встреча с жестоким миром вредит детям, по его словам, детская психика должна окрепнуть перед тем, как узнать о страшилках и ужастиках. Он старался сделать даже отрицательных героев смешными. Вспомнить, например, иллюстрацию Волка, который съел Красную Шапочку.

Виктор Чижиков, биография которого полна удивительных историй, часто читал Чуковского, повести которого сильно повлияли на его творчество. Один из примеров — «Доктор Айболит». В книжке, которая досталась художнику, было множество страшных картинок, особенно те моменты, где мальчик потерял отца, и сцены с пиратами. Чижиков до сих пор хранит ту самую книжку и признается, что читать ее было страшно. Своей дочери он читал книжку с собственными иллюстрациями, и она совсем не боялась! Конечно, ведь там страшный Бармалей спит с журналом «Мурзилка» под боком.

Начало карьеры знаменитого художника

Именно за иллюстрации к «Доктору Айболиту» Чижикову позднее присудили Диплом имени Андерсена. Художник вспоминает, что на вручении ему отдали диплом и гвоздику, так полагалось по правилам. И он вспомнил, как в детстве встретил Чуковского, и тот подарил ему свой букет.

Неудивительно, что это событие так сильно повлияло на маленького Виктора, что он увлекался Чуковским и перенял от него умение понимать детей, любовь к детской литературе, критическое отношение к своим работам и искреннюю любознательность и восхищение окружающим миром.

Поэтому уже в 1960-х годах Виктор Чижиков стал иллюстрировать детские книги. Он вспоминает это время с любовью: тогда в книжки вновь впустили фантазию и разрешили художникам проявлять инициативу. Первые его рисунки печатали в таких журналах, как «Крокодил», «Вокруг света» и «Неделя». Позднее его талант признали «Мурзилка» и «Веселые картинки». С самого начала работы Чижикова вызывали восторг, настолько яркими они были.

Работа в «Мурзилке»

Когда-то любимым журналом большинства россиян был «Мурзилка». Виктор Чижиков работает там более 50 лет и часто делится воспоминаниями о том, как все начиналось.

Когда он и его друзья были молодыми, они часто собирались утром на работе и устраивали мозговой штурм. Любые идеи, которые приходили в голову, озвучивались без страха быть обсмеянным. Так у них получались оригинальные, запоминающиеся номера. Например, любимый номер Чижикова назывался «Большие и маленькие реки». Один из художников просто предложил каждому описать любимую реку детства, и команда начала работу над идеей.

Как и все остальные, Виктор рисовал Мурзилку. Многие наверняка замечали, что этот персонаж всегда выглядел по-разному: Мурзилка живет сам по себе, и художники прорисовывают его жизненный путь. Например, в одном номере у Мурзилки шарф цветов российского флага, а в другом — просто синий. Художник просто объясняет это тем, что у героя часто меняется настроение.

Ограничение в творчестве

Несколько раз, однако, Чижикову выговаривали за непослушание. Например, ему было поручено нарисовать иллюстрацию к знаменитому стихотворению Агнии Барто «Было у бабушки 40 внучат». Он нарисовал 15, остальные просто не влезли. Журнал вышел тиражом более 6 миллионов, и в редакцию посыпались письма с вопросами об оставшихся внучатах. Тогда главный редактор пришел и сказал: «Сказано 40, должно быть 40». Теперь Чижиков улыбается, вспоминая это, и говорит, что дорисовал внучат и собачку в придачу.

История Олимпийского Мишки

Чижиков вспоминает, что один из руководителей Союза художников сказал ему, что проходит конкурс на талисман Олимпиады. На тот момент создатели конкурса уже получили 40 тысяч вариантов и не смогли найти нужное. Однако детские художники участия не принимали. Чижиков и его друзья собрались на работе и стали рисовать медведей. На тот момент это были всего лишь наброски, друзья нарисовали около ста штук.

Куча эскизов так бы и лежала на столе, если бы руководителю не позвонили и не попросили предоставить вариант работы в Олимпийский комитет. Так он и поступил. А когда вернулся, сказал, что образ Виктора одобрили, а еще через месяц он был выставлен на голосование.

Сейчас уже мало кто помнит, что в конце 1970-х проводилось голосование за лучший талисман, и мишку Чижикова почти догнал рисунок лося. Однако в итоге работа получила наибольшее количество голосов, и победу одержал Виктор Чижиков. Художник еще не знал, чем обернется ему это творение.

Этот образ принес Чижикову много проблем. После Олимпиады его использовали везде, не спросив разрешения автора. Например, ему даже пришлось судиться с каналом НТВ за эксплуатацию образа. Тот суд Чижиков проиграл, его авторство не признали. Телевизионщики использовали мишку весьма экстравагантным образом: то как татуировку, то как образ стриптизерши. Всего талисман побывал в 33-х выпусках.

Чижиков — самый добрый художник

По мнению Виктора, в наше время дети, избалованные множеством игрушек и гаджетов, ценят искренность и добро. Хочется верить, что он прав и его дело продолжат новые художники, которые будут дарить детям новые добрые сказки.

Давно я уже хотела собрать вместе книжки и картинки Виктора Чижикова. Кое-что, конечно, осталось мне недоступно, но то, что было выложено на разных сайтах интернета, я собрала. Это и отсканированные книги, и просто картинки из разных книг. Много книг купила себе, если у вас будет сильное желание посмотреть какую-нибудь, я постараюсь отсканировать!

Для начала, знакомимся с Виктором Александровичем и его рисунками из замечательных постов участников ЖЖ

**************************************** ***********************************

Скан книги "Хочу луну!" Элеонор Фарджон

**************************************** ****************************

Виктор Чижиков. Иллюстрации к "Аля, Кляксич и буква А"
И.Токмаковой



http://community.livejournal.com/old_cro codile/15887.html

**************************************** ****************************************

"Винни Пух" Виктора Чижикова

**************************************** ****************************************


И теперь несколько отсканированных книг, которые можно скачать и насладиться!


ВИКТОР ЧИЖИКОВ. НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ

(Сканировала я сама)

Ирина Токмакова. "Аля, кляксич и буква "А"

Скачать Яндекс Диск
Размер 5, 82 МБ
Формат DJVU


Сергей Михалков "Сон с продолжением"


Скачать Яндекс Диск
Размер 1, 54 МБ
Формат DJVU

(С сайта http://www.childhoodbooks.ru/)

КУЗЬМИН Лев - Добрый день


Скачать Яндекс Диск
Размер 4, 18 МБ
Формат DJVU
(С Сайта http://www.childhoodbooks.ru/)

Гераскина Л - В стране невыученных уроков - 1

Скачать Яндекс Диск
Размер 3, 45 МБ
Формат DJVU

АНДЕРСЕН - Огниво
Скачать