«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость. Презентация на тему: "Л.Н. Толстой Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начи

1. Просто продолжайте идти

«Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь». Если вы будете продолжать идти по правильному пути, то в конечном итоге вы достигнете своего желаемого пункта назначения. Трудная работа должна выполняться последовательно. Человек, добивающийся успеха — это тот, кто остается преданным идее и, несмотря на обстоятельства, движется к своей цели.

2. Ваши друзья имеют значение

«Никогда не заводите дружбу с человеком, который не лучше Вас самих». Ваши друзья представляют собой пророчество вашего будущего. Вы направляетесь туда, где они уже находятся. Это хороший повод для того чтобы искать друзей, которые двигаются в том же направлении, которое выбрали вы. Поэтому окружайте себя людьми с огнем в сердце!

3. За хорошее нужно платить.

«Легко ненавидеть и трудно любить. На этом основаны многие вещи в нашей жизни. Всего хорошего трудно добиться, и намного легче получить что-то плохое». Это многое объясняет. Легче ненавидеть, легче проявлять негатив, легче оправдываться. Любовь, прощение и великодушие требуют большого сердца, большого ума и больших усилий.

4. Сначала подготовьте свои инструменты

«Жизненные ожидания зависят от усердия и старательности. Механик, который хочет усовершенствовать свою работу сначала должен подготовить свои инструменты». Конфуций говорил: «Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно случится неудача». Чем бы вы ни занимались в жизни, если вы хотите добиться успеха, то сначала Вы должны подготовиться. Даже самая большая неудача может ускорить путь к успеху.

5. Ничего плохого в том, что вы ошиблись

Нет ничего плохого в том, что вы ошиблись, если вы не будете продолжать помнить об этом. Не переживайте по пустякам. Совершение ошибки это не великое преступление. Не позволяйте ошибкам портить ваш день. Не позволяйте негативу занимать ваши мысли. Нет ничего плохого в совершении ошибки! Празднуйте свои ошибки!

6. Обращайте внимание на последствия

«Когда ты разгневан, думай о последствиях». Соломон говорил: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». Всегда помните, что нужно сохранять самообладание, и думайте о последствиях.

7. Вносите коррективы

«Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия». Если ваши цели не кажутся выполнимыми в этом году, то сейчас самое хорошее время, чтобы согласовать свой план по их достижению. Не воспринимайте неудачу, как вариант, настройте свои паруса успеха и плавно двигайтесь к своей цели.

8. Вы можете учиться у каждого

«Если я иду с двумя другими людьми, то каждый из них будет выступать в роли моего учителя. Я буду подражать хорошим чертам одного из них, и исправлять в себе минусы другого». Вы можете и должны извлекать уроки от каждого, будь то жулик или святой. Каждая жизнь — это история, наполненная уроками, созревшими для сбора. Например, можно взять что-то хорошее и полезное для себя из 7 уроков жизни Уилл Смита или черпать знания из 10 золотых уроков Эйнштейна.

9. Все или ничего

«Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем». Что бы вы ни делали, делайте это с полной отдачей или не делайте вовсе. Чтобы добиться успеха в жизни от вас потребуется дать все самое лучшее, на что вы только способны, и тогда вы будете жить без сожалений.


Свидетелем каких исторических событий был писатель? (А.С. Пушкин, 1837; М.Ю. Лермонтов, 1841; Н.В. Гоголь, 1852; Н.Г. Чернышевский, 1854 сотрудник «Современника»; Крымская война, ; смерть Николая I, 1855; «Крестьянская реформа»,1861; покушение на Александра II; Парижская коммуна; возникновение общества «Земля и воля», 1876; русско- турецкая война, смерть Александра II, 1881; попытка покушения на Александра III, 1887: русско- японская война, ; Кровавое воскресенье, 1905 С кем из выдающихся людей Толстой общался? (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, А.Н. Островский, А.П. Чехов, Ф.М. Тютчев, Т.Г. Шевченко и другие)


Правила и программа Толстого Что назначено непременно исполнять, то исполняй, несмотря ни на что Что исполняешь, исполняй хорошо Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможной силой Читай и думай всегда громко Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают





Нравственно-философское учение по мере его развития было изложено Толстым в работах философского и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «В чем моя вера?», «Что такое религия и в чем сущность ее?», «Религия и нравственность», «Закон насилия и закон любви» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке», «Беседы с детьми по нравственным вопросам»), в книгах афоризмов («Круг чтения», «Путь жизни», «Мысли мудрых людей») и др.



Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог… Л.Н.Толстой Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог… Л.Н.Толстой



«Вот уже шесть дней, как я поступил в клинику, и вот шесть дней, как я почти доволен собою» - так начинается первая дневниковая запись, которую 30 марта (17 марта по старому стилю) 1847 года сделал будущий великий писатель и публицист, а тогда 19-летний студент юридического факультета Императорского Казанского университета Лев Николаевич Толстой.

В своей первой записи молодой Толстой размышляет в основном о пользе уединения. «Легче написать 10 томов философии, чем приложить одно какое-нибудь начало к практике», - завершает он свои рассуждения, возможно, первым из своих дневниковых афоризмов.

Составив в той, первой, тетради целый блок правил, в которые в том числе входило конспектирование всех прочитанных книг и важных событий, Лев Толстой продолжил вести дневники до конца жизни и сам считал их самым ценным из всего написанного. Излюбленными дневниковыми темами писателя станут религия, семья, нравственное воспитание и любовь.

«Известия» выбрали несколько ярких цитат из его дневников разных лет.

О жизни

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать... и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

«Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные».

«Ничто так не ослабляет силы человека, как надежда в чем-либо, кроме своего усилия, найти спасение и благо».

«Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».

«Дело жизни не в том, чтобы быть великим, богатым, славным, а в том, чтобы соблюсти душу».

О счастье

«Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастие людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы».

«Счастье охотнее заходит в дом, где всегда царит хорошее настроение».

«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

«Несчастие делает добродетельным - добродетель делает счастливым - счастье делает порочным».

О себе

«Когда я искал удовольствия, оно бежало от меня, а я впадал в тяжелое положение скуки - состояние, из которого можно перейти ко всему - хорошему и дурному; и скорее к последнему. Теперь, когда я только стараюсь избегать скуки, я во всем нахожу удовольствие».

«Странно, что мне приходится молчать с живущими вокруг меня людьми и говорить только с теми далекими по времени и месту, которые будут слышать меня».

«Тайна в том, что я всякую минуту другой и всё тот же. То, что я всё тот же, делает мое сознание; то, что я всякую минуту другой, делает пространство и время».

О знаниях

«Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное».

«Знания - орудие, а не цель».

О деле

«Для общего дела наверное лучше делать каждому, что ему велено, а не то, что ему кажется хорошим».

«То, что предположил себе делать, не откладывай под предлогом рассеянности или развлечения; но тотчас, хотя наружно, принимайся за дело. Мысли придут».

«Лучше попробовать и испортить (вещь, которую можно переделать), чем ничего не делать».

«Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь».

О мечтах

«В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого».

«Не знаю, как мечтают другие, сколько я ни слыхал и ни читал, то совсем не так, как я <...> Другие говорят, что горы, казалось, говорили то-то, а листочки то-то, а деревья звали туда-то. Как может прийти такая мысль? Надо стараться, чтобы вбить в голову такую нелепицу».

О народах

«Жизнь всех народов везде одна и та же. Более жестокие, бесчеловечные, гулящие люди кормятся насилием, войною, более мягкие, кроткие, трудолюбивые - предпочитают терпеть. История есть история этих насилий и борьбы с ними».

«Если русский народ - нецивилизованные варвары, то у нас есть будущность. Западные же народы - цивилизованные варвары, и им уже нечего ждать».

«Западные народы бросили земледелие и все хотят властвовать. Над собой нельзя, вот они и ищут колоний и рынков».

О семье и отношениях

«Есть такие минуты, когда мужчина говорит женщине больше того, что ей следует знать о нем. Он сказал - и забыл, а она помнит».

«Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине - даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка».

«Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви».

О старости

«Старость - самая большая неожиданность в жизни».

«В глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна в квадратах расстояния от смерти».

Последний дневник

16 августа 1910 года (29 августа по старому стилю) - менее чем за два месяца до смерти - Лев Николаевич начнет свою последнюю дневниковую тетрадь, озаглавив ее «Дневник для самого себя».

«Всё то же, еще хуже. Только бы не согрешить. И не иметь зла. Теперь нету», - записал в нем Лев Толстой через два месяца, 16 октября 1910 года.

7 ноября 1910 года Лев Толстой скончался в селе Астапово Рязанской губернии. После него осталось около 4,7 тыс. страниц дневниковых записей, составившие 13 из 22 томов полного собрания сочинений писателя.

Разделы: Литература

Цель урока: познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого.

Чтоб жить честно, надо рваться,
Путаться, биться, ошибаться,
Начинать и бросать, и опять начинать и опять
Бросать, и вечно бороться и лишаться.
А спокойствие - душевная подлость.
Л.Н.Толстой

Ребята, как вы думаете, что значит жить честно? (Ответы учащихся)

- А вот как ответил на этот вопрос Л.Н. Толстой: "Мне смешно вспомнить, как я думывал, и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и вечный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно!.. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость. Эти слова Льва Николаевича многое объясняют в его жизни и творчестве.

- Какие факты из биографии писателя вам уже известны? Какие произведения вы помните? ("Прыжок", "Акула", "Помощь идет", "Севастопольские рассказы")

Проблески этих идей рано возникали в сознании Л.Н. Толстого. Он не раз вспоминал игру, которую очень любил в детстве. Её придумал старший из братьев толстых - Николенька. "Так вот он-то, когда нам с братьями было - мне пять, а Митеньке шесть, Сереже семь лет, объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми; не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями.

Как вы думаете, почему именно муравьиное братство? (Муравьи - это труженики, создают все сообща, это миролюбие, это доброта, это взаимопомощь)

И я помню, что слово "муравейное" особенно нравилось, напоминая муравьев в кочке." Тайна, по словам Николеньки, человеческого счастья была "написана на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа". Чтобы узнать тайну, надо было выполнить много трудных условий...

Идеал муравейных братьев - братство людей всего мира- Толстой пронес через всю жизнь. "Мы называли это игрой,- писал он в конце жизни, - а между тем все на свете игра, кроме этого..."

Детские годы Толстого прошли в тульском имении родителей - Ясной Поляне. Матери Толстой не помнил: она умерла, когда ему не было двух лет. В 9 лет он потерял и отца. Участник заграничных походов времен Отечественной войны, отец Толстого принадлежал к числу дворян, критически относившихся к правительству: он не пожелала служить ни в конце царствования Александра I, ни при Николае.

"Разумеется, я не понимал этого в детстве, - вспоминал много позднее Толстой, - но я понимал то, что отец никогда ни перед кем не унижался, не изменял своего бойкого, веселого и часто насмешливого тона. И это чувство собственного достоинства, которое я видел в нем, увеличивало мою любовь, мое восхищение перед ним".

Воспитательницей осиротевших детей Толстых (четырех братье и сестры Машеньки) стала дальняя родственница семьи Татьяна Александровна Ергольская. Тетенька была н6еобычайно добра и как - то радостно любила всех. Этой ласковой большой любви к людям она учила и детей - не словами учила, а примером всей своей тихой, ясной жизни. Детей она любила, как родных, и особенно была привязана к маленькому Левочке.

Сохранились детские стихи Толстого, посвященные "милой тетеньке". Писать он начал лет с семи.

-А кого мы еще знаем из классиков, кто тоже начал писать в 7 лет и первые свои стихи посвятил маменьке? (Н. Некрасов "Любезна маменька, примите сей слабый труд и рассмотрите, годится ли он куда - нибудь."

До нас дошла тетрадь за 1835г., озаглавленная: "Детские забавы. Первое отделение..." Здесь описаны разные породы птиц.

Сокол есть очень полезная птица она любит газелей. Газель есть животное, которое бегает очень скоро, что собаки не могут его поймать, то сокол спускается и убивает его. (Орфографические и пунктуационные ошибки сохраняются).

Первоначальное образование Толстой получил дома, как принято было тогда в дворянских семьях, а в 17 лет поступил в Казанский университет, но весной 1847г он оставил его и поселился в деревне. После смерти отца, Льву, по его просьбе, в наследство передали имение Ясная Поляна. Здесь он пытается найти применение своим силам. Он ведет дневник, чтобы давать себе "отчет каждого дня с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться", составляет "правила для развития воли", берется за изучение многих наук, решает улучшить жизнь крестьян. Лев Николаевич мечется, ищет цели в жизни. Он то собирается ехать в Сибирь, то отправляется в Москву и проводит там несколько месяцев, то едет в Петербург, где успешно сдает экзамены в университет на степень кандидата, но не завершает и этого начинания; то собирается в конногвардейский полк; то вдруг решает арендовать почтовую станцию... (Связать с эпиграфом: "...А спокойствие - душевная подлость".) В эти же годы Л. Толстой серьезно занимается музыкой, открывает школу для крестьянских детей, берется за изучение педагогики. Известен такой факт:

Простые люди, узнав, что есть такой граф, который помогает беднякам, решили обратиться к нему с просьбой. Им посоветовали, мол, придите, встаньте на колени и бейте перед ними челом. Мужики так и сделали. Л.Н Толстой, увидев это, остановился в недоумении. "Как же я буду с вами разговаривать?- спрашивает он, а они не встают. Тогда он тоже опустился на колени. "Ну, вот теперь мы с вами можем и поговорить".

Так что значит жить честно? (Чтобы жить честно, нужно уважать человека, независимо от социального положения)

В мучительных поисках Толстой постепенно приходит к тому главному делу, которому посвятил всю остальную жизнь, - к литературному творчеству.

В 1851г. Вместе с братом Николаем Лев Николаевич отправляется на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами, - отправился, однако, с твердым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми людьми и приходит к выводу, что не офицеры настоящие герои, а простой солдат кует победу.

В первый же год кавказской службы он написал "Детство" и напечатал его в журнале "Современник", редактором которого был в то время Н. Некрасов, под псевдонимом Л.Н.

Некрасов пишет, если Толстой неслучайный человек в литературе, советую печататься под полным именем. Позднее печатаются "Отрочество"(1854) и "Юность" (1857), составившие вместе с первой с первой частью автобиографическую трилогию. Главный герой духовно близок автору, наделен автобиографическими чертами.

Сокровенный принцип Толстого - писать от сердца. Фальшь, лицемерие не совместимы с талантом настоящего человека. Как было сказано уже, Толстой тяготился барским укладом быта в Ясной Поляне, он не раз порывался ее покинуть. Первый раз он попытался уйти из дома летом 1881г., но чувство любви и жалости к жене и детям заставило его вернуться с дороги. Так закончились и другие попытки ухода, которые он предпринимал позднее. И вот в ночь 28 октября 1910 года Толстой тайно покинул Ясную Поляну, решив поехать на юг и поселиться в крестьянской избе, желая провести остаток своих дней среди трудового народа. Давняя его мечта не сбылась: по дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сойти на маленькой станции Астапово и попроситься в дом начальника станции. Слух об уходе Толстого и его болезни быстро распространился. Сотни людей ринулись в Астапово. Все хотели видеть Толстого. Но он чувствовал себя очень плохо, и к нему никого не допустили. В этом доме Л.Н. Толстой и скончался.

На похороны в Ясную Поляну стекались тысячи людей. Когда писатель пишет - это одно, но когда живет так, как пишет и как зовет жить других,- это совсем иное. Это очень редко. И очень трудно. Но это и вызывает любовь.

Старик, старавшийся жить по совести, оказался дорог и необходим всем добрым людям.

Рассказ "После бала" написан Л.Н. Толстым в 1903г., когда писателю было уже далеко за 70 лет. Более 50 лет назад, когда Л.Н.Толстой был студентом Казанского университета, он рассказывал, что знал одного полковника- командира, "который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонением насмерть сквозь строй бежавшего солдата - татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью". Вот о таком полковнике и вспомнил писатель в рассказе "После бала"

- Кто повествует нам о всех происходящих событиях?(Иван Васильевич)

- А это повествование состоит из скольких основных частей? (Из двух частей: бал и после бала).

Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Это 2-я часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина.)

А зачем писателю понадобилась 1-я часть? Он мог начать прямо со сцены избиения, раз это главная часть. Так можно было создать простую газетную заметку, а Л. Толстой создает художественное произведение. Почему ? (В рассказе очень важен и сам Иван Васильевич, его чувства, какие он переживает на балу и после бала. Без 1-ой части не было бы и произведения искусства, так как именно 1-ая часть повествует, как можно было ошибаться, принять фальшивую внешность за настоящую действительность.

Д/з. Составить таблицу в тетради

Тема урока: Антитеза как основное средство художественного изображения в произведении.

Цель урока: показать душевные терзания обыкновенного человека.

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что по сравнению с первой частью вторая производит более сильное впечатление. Посмотрим, как это происходит.

Какими эпитетами обрисован праздник у предводителя? (бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив мазурки звучит почти беспрерывно)

С кем мы знакомимся на балу?(С Варенькой и полковником)

Смотрите, сколько в их описании светлых, радостных, восторженных эпитетов! (в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у нее "сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые и, милые глаза"; он красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами, длинными стройными ногами. Как он скромен, уверяя, что разучился танцевать. Но как " он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно задвигалась вокруг залы")

-Вызывает ли портрет полковника у вас симпатию? Для чего автор вводит эпитет "радостная улыбка"? (Показать внешнюю доброжелательность.)

-Зачем Л.Н. Толстой описывает танец? (Дополнение к гармонии во внешности)

Слово "красивый" употребляется несколько раз зачем? (Показать, что перед нами рыцарь, кавалер с прекрасными манерами).

Какие чувства испытывает Иван Васильевич на балу? (Иван Васильевич смотрит на полковника и Вареньку с восторженным умилением. Милыми ему кажутся даже немодные сапоги полковника: "Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные". "Он нежно, мило обхватил дочь руками за уши, поцеловав в лоб, привел ее ко мне". " К отцу... ее с его сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженное, нежное чувство".

Чем можно объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает " с восторженным умилением"? (Тем, что он влюблен, захвачен праздничной атмосферой званого вечера, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты).

Это в 1-ой части, а во2-ой?

Описание полковника (Высокий военный в шинели и фуражке...ее отец со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.)Маска сорвана. Есть все, кроме улыбки. Куда подевались нежные чувства и восторженные слова?

Рассмотрим в сопоставлении полковника и наказываемого (домашнее задание)

Контраст усиливается, когда Иван Васильевич видит, как высокий, статный полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата (Зачитать)

Что испытывает Иван Васильевич, видя эту сцену? (Почти физическую, доходящую до тошноты тоску).

При помощи чего он передает бездушие, длительность и ужас совершающегося? (Повторением одних и тех же слов "...все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым".

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого мира резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части.

- Давайте посмотрим, как намечается переход от 1-ой части ко 2-ой. Сравним описание бала в начале рассказа с описанием предутренней улицы. Как постепенно возникает контраст между музыкой бала, которая еще звучит в душе Ивана Васильевича, и иной музыкой, которую он слышит, приближаясь к плацу.

Зачем автору нужно контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют? (Это позволяет автору существо их характеров и в тоже время обнажить социальное противоречие царской России.)

Ребята, а как вы думаете, почему полковник, как будто любящий, внимательный отец, оказывается жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком?

Ребята, казалось бы произведение Л.Н. Толстого как будто бы написано о давно прошедшей жизни, но присмотритесь внимательно: не заставляет ли оно кое о чем задуматься и теперь? О чем? (Иван Васильевич охвачен на балу ощущением красоты, чувством любви ко всем, чувством счастья, которое все растет и растет. Ему кажется, что это и есть настоящая жизнь. А Варенька представляется ему идеальным неземным существом. Но случай сталкивает его с подлинной правдой жизни, и все представления его о счастье опрокидываются. Чувство радости и счастья превращается в тоску и физическую тошноту. Варенька по - прежнему остается изящной и красивой девушкой, она еще молода, неопытна и кто знает, кем она станет. Но вся любовь к Вареньке "сошла на нет" .

-Почему? (На этот вопрос отвечает сам Иван Васильевич: "Когда она, как это часто бывало с ней, задумываясь, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как - то неловко и неприятно". Красота Вареньки перестала быть привлекательной для Ивана Васильевича, потому что, начиная с бала, ее облик в представлении Ивана Васильевича тесно связан с обликом ее отца.).

Д/з письменно ответить на вопрос ""В чем современное звучание рассказа Л.Толстого "После бала"?


"Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно."

У. Айзексон

Жить честно - значит жить и действовать, руководствуясь правдой. Честный человек всегда искренен и высокоморален, не имеет намерений, подкреплённых корыстью, стремлением навредить другому человеку. Жизнь честная является своеобразным синонимом жизни праведной, и сил на неё хватает лишь у немногих: казалось бы, даже самые искренние люди, а однажды все равно совершают ошибку.

И если просматривать поступки каждого человека, то окажется, что абсолютная честность без малейших проступков - настоящее чудо, встречающееся очень редко. Я считаю, что стремление к честности - это путь долгий и сложный, а любой путь лежит через ряд ошибок, верных и неверных решений.

Честность достигается путём внутренней борьбы человеческой души с различными желаниями, противоречащими морали. Это процесс формирования мировоззрения, требующий огромного труда. В литературе немало писателей, главной задачей которых было описание человеческой души и изменений в ней вследствие различных событий. Однако стоит выделить литератора, уделявшего больше всех внимания размышлениям о диалектике души своих персонажей, Льва Николаевича Толстого.

В своих произведениях великий русский писатель заставляет литературных героев проходить огромное количество испытаний. В романе "Война и мир" князь Андрей Болконский проходит огромный путь внутренних столкновений и изменений. Он отправляется на войну с французами, но в итоге попадает на ещё одну войну – с самим собой. Жизнь честная, бескорыстная не подразумевает стремления к материальным, земным ценностям, направлена на совершение добра и отречения от зла. Князь Болконский следовал своим мечтам о славе, и этот факт не дает его поступкам стать подвигами. В сражении под Аустерлицем он, увидев, что знаменосец был убит, сидя на белом коне, подхватил знамя и понёсся с ним впереди солдат.

Однако было ли это героизмом? Князь Андрей в первую очередь хотел "красоты картины", где он выглядит героем, но всё это было неискренне, лишь ради себя самого. И лишь одно происшествие открыло ему глаза: он стал осознавать, что живёт не по чести, когда был ранен в бою, лёжа под открытым небом и не видя ничего, кроме природы. Этот опыт, приблизивший его к смерти, открыл ему глаза на все ошибки, все неверные стремления, которыми Андрей Болконский жил. Стремление к славе, величие Наполеона, красота собственных подвигов – всё показалась ему ложным. За это короткое время раздумий он проходит огромный путь, приводящий его к истинному пониманию честной, героической жизни. В сражении под селом Бородино появляется уже совершенно другой князь Андрей Болконский – искренний, честный, на своём опыте осознавший реальные ценности жизни и понявший все свои ошибки. Толстой доказывает мысль о том, что честная жизнь становится таковой только через огромный путь собственных ошибок и опыта.

Человек честный – не думающий всегда лишь о себе, и особенно человек, думающий в первую очередь о других без мысли о собственном преимуществе - встречается крайне редко, настолько, что это кажется почти невозможным или воспринимается как чуть ли не дикость. В рассказе "Матренин двор" Александра Иссаевича Солженицына главная героиня, Матрёна Васильевна, предстаёт перед читателем как образ человека с поистине честной жизнью. На её пути было огромное количество препятствий, но каждое из них она прошла и духовно не сломалась, не допустила ошибок. Она и билась, и путалась, и сталкивалась с множеством трудностей, переживала несправедливость судьбы, теряла самых родных людей – детей, словом, совершала невозможное, но для неё это не было подвигом. Ошибки допускали все остальные люди, относившиеся к ней потребительски, осознавшие это только после смерти Матрёны Васильевны – потому что всё хорошее со временем становится привычным, а то и вовсе "обязательным", и понимание истинной ценности приходит лишь с её потерей. К сожалению, люди часто ошибочно несправедливо относятся к тем, кто выбрал честную жизнь.

Честь только на первый взгляд кажется лёгкостью, на самом же деле это трудный путь, требующий от человека готовности "рваться, путаться, биться, ошибаться…"

Обновлено: 2016-12-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.