Литературные герои. Значение слова санин в литературной энциклопедии «Остров веселых Робинзонов»

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САНИН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • САНИН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    часть экономического района Тюгоку в …
  • САНИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́АНИН (наст. фам. Шенберг) Ал-др Акимович (1869-1956), актёр, режиссёр, театральный деятель. Был актёром и режиссёром МХТ, Александринского и др. т-ров, …
  • САНИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Владимир Маркович (1928-89) , русский писатель. В прозе - интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологические проблемы. Книги: «Наедине …
  • ИОСИФ (САНИН)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Иосиф Волоцкий. ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь …
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (САНИН)
    Иосиф Волоцкий (Санин) - знаменитый полемист, родился в 1439 или 1440 г., учился грамоте в Воздвиженском монастыре, около 1459 г. …
  • ВАССИАН САНИН в Краткой биографической энциклопедии:
    Вассиан Санин - родной брат Иосифа Волоколамского, архиепископ Ростовский, занимавший кафедру с 1506 г. Принимал большое участие в тяжбе …
  • САНИН ВЛАДИМИР МАРКОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1928-89) русский писатель. В прозе - интерес к испытаниям человека в трудных условиях, нравственно-психологические проблемы. Книги: "Наедине с Большой Медведицей" …
  • ВАССИАН САНИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родной брат преп. Иосифа Волоколамского, архиепископ ростовский, бывший на кафедре в 1506 г. Он принимал большое участие в тяжбе Иосифа …
  • АЛЕКСАНДРОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • АЛЕКСАНДРОВ в Энциклопедии фамилий:
    Эта фамилия занимает двенадцатое место в первой сотне самых распространенных российских фамилий. В этом нет ничего удивительного, ведь и имя, …
  • ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Пафнутий Боровский (1394 - 1477), схиигумен, преподобный, чудотворец. Память 1 мая …
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Иосиф Волоцкий (1439 …
  • АРЦЫБАШЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • АРЦЫБАШЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Михаил Петрович (1878-?) - писатель, один из наиболее типичных представителей идейного и литературного течения, возникшего в России после поражения революции …
  • АРЦЫБАШЕВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • АРЦЫБАШЕВ в Лексиконе секса:
    Мих.Петр. (1878- 1927), рус. писатель. Автор натуралистических романов, проповедующих аморализм ("Санин", …
  • ЛИТЕРАТУРНЫЙ РАСПАД в Литературной энциклопедии:
    название двух критических сборников, сыгравших большую роль в эпоху реакции после 1905. В 1907 группа с.-д. — Л. Б. Каменев, …
  • ДОН-ЖУАН в Литературной энциклопедии:
    [точнее — Хуан] — один из наиболее излюбленных образов мировой литературы (ему посвящено до 140 произведений). Цель жизни Д.-Ж. — …
  • ВОРОВСКИЙ в Литературной энциклопедии:
    Вацлав Вацлавович (псевдонимы: Ю. Адамович, П. Орловский, Фавн, Шварц) — выдающийся представитель марксистской лит-ой критики и один из виднейших …

Фигура Санина имеет некоторые автобиографические черты, главным образом это относится к нравственно-мировоззренческим установкам Санина. Герой явился результатом развития ряда предшествующих ему образов: художник Молочаев (“Жена”, ок.1902), Иван Ланде (“Смерть Ланде”, 1904), Андреев и Коренев (“Тени утра”, 1905). В образе С. Арцыбашев выявил социальный тип – человека “новой нравственности”, резко отвергающего идеал самопожертвования личности и служения общественному благу, главенствовавший в литературе до появления Санина.

– индивидуалист, жизнелюб и женолюб, моральный нигилист, следующий исключительно голосу своего желания, презирающий устои и общепризнанные нравственные нормы. Это человек, обладающий мощным потенциалом личности, являющийся окружающим как “сверхчеловек”. Современники признали в С. “героя нашего времени”. Такой герой вбирает в себя типические черты, отражающие проблемы, решения которых требует время. С этой точки зрения С. стоит в ряду с Печориным, Базаровым и Заратустрой (Ницше. “Так сказал Заратустра”, 1884). Просветительство и революционный нигилизм Базарова, его желание трудиться сменились у С. отказом от какого бы то ни было труда и участия в жизни общества. Муки Печорина в процессе попыток найти место в жизни и ее цель сменились “талантом наслаждения жизнью”. Проповедуя, Санин не обнаруживает страстности Заратустры, который ему “скучен”. В отличие от предшественников С. ощущает слияние с “естественными” силами природы, плывя по течению событий. По определению Л. Ганчхофера, это “герой без ненависти, но без страдания”.

Санин герой перелома времени, межвременья. Суть образа Санина – в таинственном взаимодействии тела и духа в человеке, низменного и святого начал его души. Исследование этой проблемы в русской литературе имеет большие традиции, прежде всего в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. При умалении высшего начала низменное преобладает, превращая человека в существо хуже зверя. Но при замалчивании проблем плоти или при неумелом аскетизме плоть заявляет о себе, приводя человека к уродливой форме жизни.

Сила образа Санина заключается в привлечении внимания к тому, что пришло время вернуться к основам и пересмотреть сложившиеся в обществе взгляды на естество человека. С.- герой отрицания, знающий, как “не надо”, пришедший на гребне волны многолетней литературной проповеди необходимости подавления плоти и замалчивания самого факта ее существования. С. как бы обнажает, раскрывает низ менную природу человека. Характерно, что в романе часто встречаются слова “зверь” и “тварь” по отношению практически ко всем персонажам. Вызывает сочувствие неприятие С. уродливых сторон жизни мещанства и поверхностности в понимании духовной жизни. Но в своем отрицании С. доходит до мысли о том, что плоть – единственное “естество” человека, что только ее полное освобождение приведет человека к счастью. При этом он, естественно, отрицает самую мысль о положительности влияния христианства на природу человека, продолжая линию “Антихристианина” Ницше. В своем отрицании С. доходит до положения о бесплодности мысли человека вообще. Фауст и Гамлет ему скучны, как и Заратустра.

Санин герой-проповедник, открывающий окружающим новые истины. Он туманно говорит о новых условиях жизни, при которых не будет ни зверств, ни аскетизма. Именно эта туманность делает С. героем промежуточным, двойственным. Это герой нереализованных возможностей, не знающий, “как надо”, но в отличие от мучающихся этим героев Толстого и Достоевского не уходящий в глубины саморефлексии, всему предпочитающий сон и рюмку водки. Он способен на кратковременный душевный порыв, сочувствие. Однако принятая им формула жизни превращает его из человека в самца и ведет ко все большей туманности относительно путей к “естеству” и счастью.

А. Блок, один из немногих современников, отнесшихся мудро к образу С., задавался вопросом относительно его будущего, считая, что скорее всего С. “потеряется”. Образ С. получил у Арцыбашева завершение в образе художника Михайлова (“У последней черты”, 1912), который, следуя “голосу естества”, дошел до грубости и насилия, а затем до потери возможности “наслаждения жизнью” и всепоглощающей тоски.

Схожі твори:

  1. Критика давно уже отметила его нежную душу, сродни “настоящему”, неприлизанному Есенину, и босяцкую судьбу, родственную раннему Максиму Горькому. Впрочем, в отцы автору и его герою приписали и Вен. Ерофеева, а...
  2. М. П. Арцыбашев Санин Герой романа Владимир Санин прожил долгое время вне семьи, вероятно, поэтому он легко овладевает нитями всех коллизий, которые замечает в родном доме и в знакомом городе....
  3. Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”. Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному, высокому чувству – любви, которая возникала между двумя...
  4. Роман задуман как история двух братьев, двух противоположных характеров, один из которых – Жак – должен был воплощать активное начало, революционный протест, стремление к независимости, отрицание устоев; другой – Антуан...
  5. Источником для романа послужил рассказ Полибия, античного историка II века до н. э. С., дочь карфагенского военачальника Гамилькара, и ливиец Маю, предводитель восставших воинов, – личности исторические. Флобер соединил их...
  6. Фредерик Генри герой романа Э. Хемингуэя “Прощай, оружие!” (1929). Образ Ф. Г. являет собой развитие лирического героя Хемингуэя и типологически связан с такими персонажами, как Ник Адаме (“В наше время”,...
  7. Собирание жанровой формулы “Онегина” привело к важному последствию: оказалось возможным установить жанровую традицию русского стихотворного романа, которая в литературной науке считалась несуществующей. Для этого понадобилось сличить с жанровой сеткой ”...
  8. Уриель Акоста историческое лицо, философ-вольнодумец, родом из Португалии; вырос в еврейской католической семье, бежал в Амстердам, освободившийся от господства испанской инквизиции, в 1614 году перешел в иудаизм, но не принял...
  9. “Герой нашего времени” – первый прозаический социально-психологический и философский роман в русской литературе. Каждая отдельная повесть, входящая в роман, связана с существовавшей уже жанровой традицией: путевой очерк, кавказская повесть, светская...
  10. В дневниках писателя на стадии замысла романа – Ахилл, Андерс. У.- сын известного юриста, 36 лет, независим и обеспечен; был офицером, инженером, затем математиком, но ни одна из этих профессий...
  11. Алексей Александрович Арсеньев герой автобиографического характера. Все в романе как бы намекает на то, что через его образ Бунин воссоздает этапы своего собственного жизненного пути. Родное село Арсеньева. – Каменка...
  12. Взрослая жизнь началась для этого потерянного поколения несколько раньше, чем обычно: под влиянием всеобщего патриотического подъема эти мальчики добровольно ушли на фронт первой мировой войны. Те из них, кто остался...
  13. Герой романа Рахметов – революционер. По происхождению он дворянин. Отец его был богатым человеком. Но привольная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Он уехал из провинции и поступил на...
  14. Ардальон Борисыч Передонов молодой человек с “румяным, обыкновенно равнодушным лицом” и “маленькими заплывшими глазами”, существует в романе как персонаж, составленный из литературных реминисценций. Коллега чеховского Беликова, гимназический учитель П. входит...
  15. Автор наделяет своего героя автобиографическими чертами и, используя материал собственной жизни, описывает годы его учения в иезуитских колледжах Клонгоуз Вуд и Бельведер, а также в Дублинском католическом университете. При всей...
  16. (1830). Подзаголовок романа – “Хроника XIX века”. Реальные прототипы – Антуан Берте и Адриен Лафарг. Берте – сын сельского кузнеца, воспитанник священника, учитель в семье буржуа Мишу в местечке Бранг,...
  17. “Жизнь должна быть непрерывным воспитанием. Всему нужно учиться – учиться говорить так же, как учиться умирать”, – писал Флобер. Воспитанию, а точнее, жизни, формирующей опыт, посвящен этот роман. Молодой провинциал...
  18. Поначалу роман имел только это название, но в V в. Аврелий Августин назвал его “Осел” (“Asinus”). Позднее за романом закрепилось название “Золотой осел” (“Asinus aureus”), где эпитет “золотой” означал высшую...

.
Герой романа русского писателя Арцыбашева “Санин”

Владимир Санин - советский писатель. Его книги пронизаны романтикой приключений и Библиография Санина включает более двадцати произведений, среди которых рассказы, повести, пьесы, киносценарии.

Биография (кратко)

Санин Владимир Маркович родился в 1928 году. Детские годы писатель отразил в повести «Когда я был мальчишкой». В этом произведении автор описал жизнь детей тридцатых годов прошлого века. Свое детство писатель никогда не считал светлым и безоблачным. Тем не менее об этом времени он вспоминал с огромной нежностью.

Владимир Санин окончил экономический факультет, работал на радио и телевидении. Тема путешествий, которая неизменно присутствует в его книгах, появилась неслучайно. Писатель неоднократно участвовал в экспедициях.

Санин Владимир Маркович ушел из жизни в 1989 году. Похоронен в Москве.

Творчество

Люди, о которых писал Владимир Санин, - представители героических профессий: полярники, моряки, пожарные. Большая часть книг этого автора посвящена Антарктиде и Арктике. Советский писатель изображал героев. Однако образ их не был шаблонным, плоским. Людей, имеющих слабости, но способных преодолеть их, описывал в своих повестях и рассказах Владимир Санин. Книги этого автора:

  1. «В ловушке».
  2. «Точка возврата».
  3. «Одержимый».
  4. «Белое проклятие».
  5. «Бенгальские огни».
  6. «Остров веселых Робинзонов».

Список этот не является полным. Владимир Санин также создал несколько драматургических произведений, сценариев и документальных сочинений.

В 1986 году в свет вышел роман «Большой пожар». В основу этого художественного произведения легло трагическое событие, которое случилось за девять лет до написания книги.

«Большой пожар»

В 1977 году произошло возгорание в здании гостиницы «Россия». В результате пожара погибло сорок два человека. Написать книгу об этом событии Санину предложили сотрудники пожарной охраны. Созданию романа предшествовало глубокое изучение особенностей трудовых дней представителей этой непростой профессии. «Большой пожар» - единственное отечественное художественное произведение, целиком посвященное теме пожарной охраны.

«Зов полярных широт»

Такое название имеет цикл рассказов и повестей о полярниках. Автор повествует о их взаимоотношениях, о поддержке, помощи, разочарованиях, потерях и, наконец, о борьбе за жизнь. Первая повесть - необыкновенная история о мужестве и героизме. В этом произведении автор рассказывает о подвиге людей, которые вынуждены, несмотря на мартовский арктический холод, довезти топливо до станции. Повесть называется «Семьдесят градусов ниже нуля». Книга была экранизирована в 1976 году.

В «Точке возврата» автор также показывает, как меняется поведение человека в критической ситуации. Но герои этой повести на протяжении почти всего повествования пребывают в ожидании. Несколько человек оказываются во льдах, в совершенно невыносимых условиях. Вынужденная посадка самолета приводит к тому, что они вынуждены выживать, надеяться, верить в себя. А главное - сохранять человечность и дисциплину.

«Остров веселых Робинзонов»

Литературный стиль этого писателя отличается лаконичностью, простотой, тонким юмором. Все это присутствует в повести «Остров веселых Робинзонов».

Герой произведения - редактор одной из газет. Он мечтает побывать в Международном лагере журналистов, но вопреки своим желаниям отправлен начальником в принудительный отпуск. Виной всему бессонница, создающая помятый и уставший вид. Начальник отправляет редактора в санаторий, где подчиненный сможет нормализовать здоровый сон. Здесь герой подвергается методу эксцентричного академика Бородина. Сопровождает редактора, страдающего хронической бессонницей, молодой врач - девушка с небесно-голубыми глазами.

Санаторий находится на острове на Валдае. Удивление главного героя и других пациентов, имеющих нарушения нервной деятельности (а среди них преобладали люди, занимающие весьма достойные должности), безгранично, когда они узнают, что стали «жертвами» нового терапевтического метода. В так называемой лечебнице отсутствуют элементарные удобства. На единении с природой и основан метод избавления от бессонницы.

Согласно отзывам читателей, повесть Владимира Санина пронизана положительными эмоциями и юмором. Она, подобна методу Бородина, способна излечить от депрессии и дурного настроения.