О чем заставляет задуматься вампилов старший сын. А.в. вампилов "старший сын". анализ произведения - сочинения, рефераты, доклады. C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переноче­вать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара- фановых.

Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписы­вается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.

Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практи­чески не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Ва­сеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны роди­тели. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат по­кинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный па­рень, который никогда не врет. Бусыгину становится инте­ресно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара- фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...» - рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, ко­торый и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафа­нова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Са­рафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном ту­пике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не 248 нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, не­благодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафа­нов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни бы­ло, а я считаю тебя своим сыном», - говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, по­нимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика до­казать свою правоту оборачивается никому не нужной про­блемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармо­нии, дети уже давно знали.

Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вампи- лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувст­вами.

Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных геро­ев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Силь­ва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нуж­ны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее уст­роить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и забо­титься о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опазды­вает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са- рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интере­сен, и находит новых настоящих друзей.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем - стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

    • Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство - заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный мир является любовь. Образный ряд произведения...

    • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...» анализ произведения

      Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка...» (извест­ной также под названиями «Военная песня» и...

    • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения

      «Песня о друге» - одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме - теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории. Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм - неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества. B.C....

    • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения

      «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою...

    • А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом...» анализ произведения

      В стихотворении «Вечерние часы перед столом...» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творче­ских мук и эмоциональных переживаний...

    • А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости...» анализ произведения

      Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти...» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой - Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А. Ахматовой важно подчеркнуть...

    • А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения

      Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под...

    • А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения

      Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу - вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время...

Александр Алёхин, 1 – сценарный.

Анализ литературного произведения.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын».

На мой взгляд, для более точного понимания пьесы «Старший сын», её необходимо рассматривать в контексте личной биографии Вампилова. Ведь поставленная в пьесе проблема «отцовства» или даже скорее «безотцовщины» имеет непосредственное отношение к автору. А.В. Вампилов сам рос без отца (его арестовали, а затем он был расстрелян), и потому представленные в пьесе отношения между «сыном» и «отцом» были очень важны и для самого автора и так точно, пронзительно показаны им. И потому же можно говорить о том, что Бусыгин эта проекция личных чувств и переживаний, очень важных для Вампилова. И по этой же причине главный герой в «случайном» отце находит родного, близкого человека.

Но начнем по порядку. В первую очередь мы должны понять каков же жанр этой пьесы. Сам автор определяет её как комедию. И большая часть первого действия соответствует этому жанру. Перед нами разворачивается множество нелепых ситуаций, построенных на классическом несоответствии, подкрепленных забавными репликами героев. То незадачливые герои пропускают электричку, то начинают посреди ночи проситься ко всем подряд переночевать. Можно даже сказать, что в основном комедийную составляющую на протяжении всей пьесы берет на себя Сильва. Ведь именно «благодаря» ему происходит основное, завязочное событие, а именно представление Бусыгина старшим сыном. Также комедийно, даже эксцентрически выстроена сцена «пряток» героев от Сарафанова, и то, как Бусыгин подслушивает на кухне его разговор с Васенькой.

Однако в середине первого действия после знакомства Бусыгина и Сарафанова жанр пьесы по нарастающей начинается трансформироваться из комедии в драму. Когда герой понимает, что Сарафонов несчастный человек, которому очень нужен родной, близкий человек. Здесь нам открывается вся драма этого маленького человека. Он боится, что дети его бросят, что он останется один. Вся надежда теперь на Бусыгина, на «старшего сына». Он хватается за него, как за спасательный круг. А Бусыгин в свою очередь стыдится своего обмана, и сам находит в этом человеке родного человека, отца, которого у него не было. Очень точна и пронзительна реплика Бусыгина, когда он пытается сбежать и говорит Сильве: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» . Здесь, конечно, уже мало чего остается от комедии. Перед нами разворачивается семейная драма, хотя всё же и не лишенная местами комедийных моментов.

Своего наибольшего накала драматическая составляющая пьесы достигает в сценах, когда в дом приходит жених Нины, Кудимов, а затем все уходят, кроме Бусыгина. Здесь нам открывается в полной силе всё отчаяние Сарафанова, его страх перед одиночеством.

«Сарафанов: Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!» .

А затем все возвращаются и остаются с отцом. Заканчивается пьеса, как сказали бы сегодня «хэппи эндом», характерным как раз для комедии, то есть пьеса начинается и заканчивается как комедия, но как раз внутри, в основной части разворачивается настоящая драма. Поэтому всё же можно определить жанр данной пьесы, как трагикомедия. И в таком подходе к жанру, можно сказать, Вампилов близок к Чехову, пьесы которого также зачастую начинаются как комедии (и также определялись самим автором, как комедия), а затем превращаются в трагедию.

Теперь проследим линию развития главного героя, Бусыгина. Уже в начале пьесы мы узнаем, что он рос без отца, что, конечно же, будет иметь важнейшее значение в дальнейшем развитии действия. Тем не менее, главный герой представляется нам в начале, как эдакий оболтус, он гуляет с девушками, выпивает с незнакомыми людьми (ведь выясняется, что с Сильвой он познакомился в этот же вечер). Словом, обычный нахальный молодой человек.

Но после того, как он знакомится с Сарафановым, Бусыгин открывается нам с совершенно другой стороны. Он проявляет внимание, участие к несчастному отцу семейства. В какой-то момент он уже не просто изображает старшего сына, а становится самым что ни на есть настоящим сыном Сарафанова. Он находит в этом человека отца, которого у него не было.

С другой стороны, и это также говорит о его благородном характере, он всё время, всё больше и больше, стыдится своего обмана, поэтому постоянно норовит поскорее исчезнуть из этого дома. Однако всё время что-то его останавливает. Это «что-то» и есть как раз чувство близости, родства, которое Бусыгин испытывает к Сарафанову.

Параллельно развиваются отношения Бусыгина с его «сестрой» Ниной. Бусыгин невольно влюбляется в девушку. Да и она тоже. Но нелепость его положения (которая превращается затем почти в трагическую сложность), конечно, не позволяет ему никак признаться в любви. И в связи с этой любовной линией интересен вопрос, а из-за кого на самом деле Бусыгин остается всё время в этом доме, из-за «отца» или из-за «сестры»? Ведь ответ на этот вопрос совершенно с разных сторон осветит нам Бусыгина. Если из-за «отца», то это, можно сказать, интерес чистый, духовный, если же из-за «сестры», тогда Бусыгин автоматически становится корыстным и не очень-то хорошим человеком. Однако тем и прелестна пьеса Вампилова, что, по сути, она очень жизненна и человечна, а в жизни не бывает каких-то однозначных ответов. Так что правильно будет сказать, что удерживают его они оба.

Также любовная линия несет особую, важную функцию в пьесе. Во-первых, она поддерживает комедийную составляющую пьесы, а во-вторых, она не позволяет превратиться герою в совсем уж эдакого благородного, во всём правильного персонажа типа соцреалистического. Благодаря этому, Бусыгин становится как-бы человечнее, приземлённее. Ведь, в конце концов, он какое-то время пользуется тем, что он «старший брат» Нины.

В конечном итоге, Бусыгин находит всё самое ценное – любовь в лице Нины, и близкого, родного человека, отца (на сей раз без кавычек) в лице Сарафанова. Проникнувшись искренним чувством к этой семье, он, можно сказать, возвращает всех её членов в родной дом, к отцу и сам становится её членом.

Но, конечно, никто лучше не скажет о герое, чем сам автор. Поэтому будет уместно привести цитату самого А.В. Вампилова по поводу действий Бусыгина.

Из письма А.В. Вампилова к драматургу Алексею Симукову:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

В этом поиске и «нахождении» родных людей заключается основной посыл пьесы. А.В. Вампилов, наверное, и сам этого искал на протяжении своей, к сожалению, короткой жизни, и выразил в данной пьесе свои самые искренние, важные чувства и мысли, поставил вопросы и проблемы вневременные. Потому такого рода произведения будут всегда трогать людей.

Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.

Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых друзей Сильвы (Семена Севостьянова) и Владимира Бусыгина, по волею случая оказавшихся на городской окраине и нашедших ночлег в квартире Сарафанова, главы небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, недавно вышедшей замуж за курсанта Кудимова.

События пьесы, начавшись с незатейливого обмана юношей, искавших ночлег, разворачивается в серьезном направлении, поскольку старший Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать лет назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство. Таким образом, Бусыгин оказывается принят в семейные взаимоотношения Сарафановых, не являющиеся благополучными.

Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу. В Бусыгине же Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать.

Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения.

Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.

Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.

Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.

Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии.

Анализ 2

Произведение А.В. Вампилова «Старший сын» можно отнести к комедийному жанру. Но, несмотря на это в сюжете прослеживаются трагические моменты. Поэтому пьеса больше напоминает философскую притчу. В произведении события происходят будто случайно. Все действия крутятся вокруг семьи Сарафановых.

Абсолютно все персонажи являются главными героями. Можно сказать, что писатель никого не обделил вниманием. Даже, казалось бы, случайные герои (несколько парней попросили ночлег в квартире семьи Сарафановых) играют весомую роль в произведении. Семья Сарафоновых небольшая в ней воспитывается школьник Васенька и проживает дочь Нина с мужем курсантом Кудимовым.

Начинается произведение с истории о том, как ребята искали ночлег, и нашли его в квартире, где проживали Сарафоновы. С этого момента начались разворачиваться события в серьёзном направлении. Глава семейства узнает в одном парне (Владимире Бусыгине) своего незаконнорождённого старшего сына. Ему должно было бы быть двадцать лет. Но через некоторое время все члены семьи стали отмечать внешнюю схожесть старшего Сарафанова и Бусыгина. Бедного парня буквально втянули в семейные отношения, которые не были благополучными.

Глава семьи Сарафанов – это пожилой мужчина, интеллигентный, но у которого не сложилась карьера. От него ушла жена, оставив ему двоих детей. Дети не хотят жить и в дальнейшем досматривать старика. Они планируют уехать из города на Сахалин. Сарафанов увидел в Бусыгине своего сына. Старик понадеялся, что парень останется с ним. Сарафанов верил, что он нужен своему вновь обретенному сыну. Поэтому он не заметил обмана, который происходил у него на глазах.

Владимир был не против подыгрывать старику и поизображать его сына. Он активно вошел в образ. Парень быстро вошел в доверие. Владимир относился к младшим детям, будто к родным братьям. Он давал им советы и наставления. Он пытался научить их жизни. Иногда он перегибал палку и вмешивался туда, куда ему не следует.

На самом деле Бусыгин не являлся родным ребенком Сарафанова. Но, несмотря на это между ними возникли чувства сострадания, отцовской любви и понимания.

Основная идея произведения – это то, что каждый человек хочет чувствовать себя нужным, любимым и незаменимым. Автор пытался донести до читателя мысль о том, как важны семейные отношения и взаимоотношения. В пьесе «Старший сын» демонстрируется проблема дефицита добра, ласки заботы доверия и любви в семейных отношениях.

Сочинение на тему Гениальность

Гениальность. Что значит это понятие? Я думаю это способность придумать что-то новое, возможность совершить открытие. Все знают великих ученых и деятелей искусства, которые благодаря своему таланту

  • Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

    Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.

  • Урок литературы в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын»

    Тема:

    1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова.

    2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын».

    Цель:

    1. Заинтересовать учащихся личностью А.В. Вампилова.
    2. Побудить учащихся к серьезным размышлениям о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свои дела и поступки.
    3. Воспитывать умение думать и сопереживать.

    Оформление:

    1. Выставка книг с произведениями А.В. Вампилова, книги о Вампилове.
    2. Портрет А.В. Вампилова, Иллюстрации к
    3. Фрагменты из художественного фильма «Старший сын».
    4. Презентация о жизни и творчестве А. Вампилова

    Подготовительная работа:

    1. Прочитать пьесу А.В. Вампилова «Старший сын».
    2. Продумать ответы на вопросы, подтвердить выдержками из произведения
    3. Вопросы для анализа пьесы «Старший сын»
    1. Какова фабула пьесы?
    2. Кто ее главные герои? Второстепенные?
    3. Кого можно отнести к внесценическим персонажам?
    4. Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старши1 сын») Какое из них самое удачное?
    5. На какой коллизии строится пьеса?
    6. Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?
    7. Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их сопоставление?
    8. Как вы относитесь к жениху Нины Кудимову?
    9. Какова роль Макарской, соседки, в пьесе?
    10. В чем заключена проблематика и главная идея пьесы?
    11. К какому жанру мы можем отнести пьесу и почему?
    12. Как построено произведение? В чем проявилась авторская позиция?
    13. Прочитали последнюю страницу, закрыли книгу. Что бы вы сказали об этой пьесе своим друзьям?
    1. Индивидуальные задания

    а) найти материал, связанный с биографией Вампилова, прочитать

    б) выучить стихотворение П. Реутского «Вспоминайте меня весело»

    Учитель:

    Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и

    Вампилов – живой, еще молодой, красивый, словно вливается в этот говорливый поток.Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.

    Ученик: (чтение наизусть стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)

    Вспоминайте меня весело,

    Словом, так, каким я был.

    Что ты, ива, ветви свесила,

    Или я недолюбил?

    Не хочу, чтоб грустным помнила.

    Я уйду под ветра гик.

    Только песни, грусти полные,

    Мне дороже всех других.

    По земле ходил я в радости.

    Я любил её, как бог,

    И никто мне в этой малости

    Отказать уже не мог…

    Всё моё со мной останется,

    И со мной, и на земле

    У кого – то сердце ранится

    На моём родном селе.

    Будут вёсны, будут зимы ли,

    Запевайте песнь мою.

    Только я, мои любимые,

    С вами больше не спою.

    Что ты, ива, ветви свесила,

    Или я недолюбил?

    Вспоминайте меня весело,

    Словом, так, каким я был.

    Учитель:

    Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня.

    От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым писатель подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств».

    Ученица:

    Читает начало рассказа: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.

    Ученик: (продолжает рассказ)

    Александр Валентинович Вампилов Родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. В юности зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А. Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»

    (Звучит романс)

    Любил рыбную ловлю и охоту.

    После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».

    Ученица:

    Увлекся драматургией, стал писать пьесы.

    В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году – «Старший сын».

    При жизни А.В. Вампилова были поставлен всего две пьесы-«Прощание в июне»(1966) и «Старший сын»(1968). «Утиная охота» (1970), «Провинциальные анекдоты» (1970), « Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.

    Ученик:

    «Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминел В. Шугаев. –От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах».

    Похоронен А, В. Вампилов В Иркутске.

    Учитель:

    Мы услышали короткий рассказ о жизни А. Вампилова. А сейчас…

    Учитель объявляет тему и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадь: Александр Валентинович Вампилов (1937-1972).

    Вспоминают, что называется эпиграфом. Запись в тетради.

    В качестве эпиграфа слова В.Г. Распутина: « Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правды и надежды»

    А молодого драматурга волновали проблемы нравственности.

    Что такое нравственность?

    Нравственность – правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение человека.

    Нравственный человек – это глубоко совестливый человек.

    Что такое совесть?

    Совесть – это способность различать добро и зло, давать нравственную оценку своим поступкам.

    Совесть осуждает человека, если он поступает безнравственно, вопреки требованиям совести.

    Учитель:

    А сейчас мы будем беседовать с вами по тем вопросам, которые были предложены заранее.

    (У каждого ученика карточки с вопросами для анализа пьесы «Старший сын»)

    Работа со словом.

    В процессе беседы ученики вспоминают, что такое фабула? нравоучение? предместье? коллизии?

    Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нем события.

    Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.

    Предместье – поселок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту.

    Коллизия. Столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.

    В процессе беседы ученики отметили: (1-3 вопросы)

    Фабула пьесы несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севостьянова)- свел случай на танцах. Они провожают домой двух девушек, живущих в предместье города и опаздывают на последнюю электричку. Пришлось искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Здесь находчивому на выдумку Сильве пришла мысль назвать Бусыгина старшим сыном Андрея Григорьевича, якобы родившимся у женщины, с которой судьба случайно свела героя в конце войны. Бусыгин не отвергает этого вымысла.Вся семья Сарафановых принимает его за сына и старшего брата.

    Судьба главы семейства Сарафановых не сложилась: жена ушла, на работе не ладилось- пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова Васенька- десятиклассник- влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему, как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет ехать с ним на Сахалин.

    Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему еще и нравится Нина. Конец у пьесы Благополучный. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. Частым гостем этой семьи становится «старший сын»

    4).По мнению учащихся, название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как главный ее герой – Володя Бусыгин- вполне оправдал, взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью.

    5-6) Чувстуется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину.

    Ученики делают вывод, что неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. Сарафанов дорожит своими детьми.

    Сопоставляя старшего Сарафанова с Ниной и Васенькой, ребята заметили, что дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично. Ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского – к такому выводу приходят ученики.

    В Нине, умной, красивой девушке, ребята отметили практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила.

    7) Бусыгин и Сильва. Оказавшись в особых обстоятельствах проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей. Он совестливый, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: приживых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим о он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо раскрывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист.

    8) Ученики отметили « непробиваемую душу» Михаила Кудимова, жениха Нины. Такие люди в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко ярко выраженный тип «правильных людей», которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу.

    9) Автор углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до грани отчаяния. (Наташа Макарская). В образе соседа, по мнению ребят выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится.

    10)Проблематика и главная идея пьесы - уметь слушать, понимать друг друга, поддерживать в трудную минуту жизни, проявлять милосердие. Быть по духу родными - это больше, чем по рождению.

    11) Учащиеся обратили внимание, что автор не определяет жанра пьесы. Отнеся ее к комедии, многие заметили, что наряду с комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской).

    Как относится к своим основным героям автор? Что утверждает в человеке, и что отрицает в нем?

    Учитель: Подводя итоги обсуждения пьесы, обратилась к высказыванию В.Г. Распутина о драматическом творчестве Вампилова: «Кажется главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытанияхгде трудно стали различимы и противоположности- любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…»

    Список используемой литературы:

    Вампилов А.В.Драматургическое наследие. Пьесы. Редакции и варианты разных лет. Сценки и монологи.- Иркутск, 2002.

    Вампилов А.В. Утиная охота. Пьесы.- Иркутск, 1987.

    Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях.- Иркутск, 1999.

    Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын». Материалы к уроку внеклассного чтения.//Русский язык и литература, №3, 1991.-с.62


    Класс: 10

    Цели и задачи:

    • постижение идейно-художественного своеобразия пьесы,
    • дальнейшее формирование представлений учащихся о своеобразии драматургической поэтики А.Вампилова,
    • дальнейшее формирования навыка проникновения в подтекст пьесы, трактовки образа,
    • проблема нравственности в пьесе.

    Методика урока: слово учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, выразительное чтение учащихся.

    Ход урока

    1 этап: раскрытие учителем целей и задач урока, формулировка темы.

    2 этап: работа с названием пьесы с опорой на ранее изученный материал

    "Нравоучение с гитарой", "Предместье", "Старший сын" (1970 г.) Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием:

    1. В чем проявляется взаимосвязь в названиях пьес?

    2. В чем принципиальная разница в названиях пьес?

    3. Какова смысловая символика в названии пьесы "Старший сын"?

    Название пьесы "Старший сын" наиболее удачное, так как главный герой - Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль старшего сына. Володя Бусыгин помог понять детям Сарафанова, как много значит для них отец и вносит в их непростую жизнь доверие, уважение, сострадание, теплоту.

    3 этап. Анализ пьесы с цитированием и выразительным чтением.

    Главные и второстепенные герои пьесы. Фабула пьесы.

    Коллизия пьесы.

    Сарафанов и его дети.

    Образы Бусыгина и Сильвы в раскрытии идеи пьесы.

    Роль второстепенных героев в раскрытии идеи пьесы.

    Проблематика и идея пьесы.

    Фабула пьесы довольно проста: студент медицинского института Бусыгин и агента по торговле Сильва провожают девушек в предместье города. Опоздав на последнюю электричку, вынуждены искать ночлег.

    Бусыгин. У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.

    Так они оказываются в доме Сарафановых. Открытый и доброжелательный Андрей Григорьевич верит в ложь и принимает Бусыгина за старшего сына.

    В первом действии во второй картине общее настроение в семье холодное, без семейного тепла. Сын Васенька влюблен в Макарскую безответно, дочь Нина поскорее хочет уехать из дому с женихом на Сахалин. Сарафанов одинок в своей семье, в жизни. Бусыгин, выросший в детском доме, чувствует в Андрее Александровиче доброго, душевного человека. Финал пьесы оптимистичен, герои становятся сердечнее и мудрее. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, к тому же ему нравится Нина. Васенька уже не стремится убежать из дома, да и Бусыгин тянется к семье Андрея Александровича.(Учащиеся приводят цитаты из пьесы).

    Нравственные искания пьесы разворачиваются между двумя тезисами-лозунгами - "все люди - братья" и "у людей толстая кожа". Парадоксально то, что самая "тонкая кожа" оказалась у Бусыгина. Попав в наивный мир сарафановской семьи, Бусыгин играя свою роль, невольно проявляет лучшие человеческие качества.

    Как дети относятся к отцу? Сопоставьте их.

    Выводы учителя и учащихся: дети по отношению к отцу черствы, порой эгоистичны (выразительное чтение диалогов, анализ эпизода с пожаром). Нина серьезная, умная, но желая изменить свою жизнь, устав от безнадежности, готова оставить отца, брата. Но, полюбив, оттаивает, меняет свои жизненные взгляды.(выразительное чтение диалогов)

    Сопоставьте образ Бусыгина и Сильвы.(работа с текстом)

    Выводы учителя и учащихся: Сильва рассказывает Бусыгину: " На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак. Напейся, устрой дебош, чтобы я тебя год-два не видел". Вампилов не случайно изначально драматизирует судьбы своих героев. Оказавшись в непростой ситуации, герои проявляют себя по-разному: Бусыгин на протяжении пьесы раскрывает свои положительные черты характера, что делает его благородным, сильным, порядочным. В отличие от сироты Володи, "сирота" Сильва-находчивый, но циничный. Истинное его лицо открывается тогда, когда он заявляет, что Бусыгин не сын, не брат, а рецидивист. Драматургу важно было сказать читателям: каждый человек делает свой выбор при любых обстоятельства.

    К какому типу людей относится Кудимов? (Анализ эпизодов)

    Выводы учащихся и учителя: "Улыбается. Он много улыбается. Добродушен",- говорить о нем Вампилов. Он представляет "тип правильных людей", которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу". Хотя правду всегда говорит лишь один Кудимов, а все герои в силу обстоятельств врут, но удивительно в вампиловской комедии то, что ложь оборачивается сердечностью, теплом. Этот драматургический прием позволяет раскрыть такие глубины личности, духовности и доброты, о которых они сами не подозревали.

    Роль Макарской и соседа в пьесе. (Чтение отдельных цитат)

    Выводы: драматург рассматривает тему одиночества, способную довести человека до отчаяния. Наташа Макарская показана человеком порядочным и по-женски несчастной. Сосед предстает перед читателями человеком осторожным "сосед удаляется молча и боязливо", " разглядывает с опаской и подозрением"

    Жанр пьесы.

    Рассуждения учителя и учащихся: слово комедия может быть понято в бальзаковском смысле слова: "человеческая комедия". Комедия - панорама жизни. Вампилов определяет жанр пьесы как комедия. Но наряду с комическим развиваются драматические события (Сильва, Макарская, Сарафанов). А.Демидов назвал комедию "Старший сын" "своеобразной философской притчей". "В отличие от семейно-приключенческой драматургии, ориентированной на узнаваемость ситуаций жизни, "Старший сын" ориентирован, если можно так выразиться, на узнаваемость вечных, общечеловеческих, общедраматургических, бытийных ситуаций и проблем. Внутренняя структура пьесы вся как бы пронизана темами мировой драматургии:" (Е.Гущанская).

    Как относится Вампилов к Сильве, Бусыгину, Сарафанову? (ответ учащихся)

    Проблематика и идея пьесы.

    Драматург не случайно заменил название пьесы "Предместье" на "Старший сын". Главное - не где происходит события, а кто участвует в них. Уметь слушать и слышать, понимать друг друга, проявлять милосердие - главная идея произведения Александра Вампилова. Критики говорят, что Вампилов создал собственный оригинальный художественный мир, особую драматургическую поэтику. Стихия пьесы добра; стихия, рождающая счастливые превращения и обретения, а не разрывы и утраты. Это драматургия, способная вселять в человека веру. Художественную глубину, достоверность пьесе придают некая условность, случайность, но драматург ни разу не дал усомниться в жизненности происходящего, не нарушил логику событий, каждый последующий шаг закономерно проистекал из предыдущей ситуации.

    А.Румянцев в своей книге "Александр Вампилов" вспоминает: "Я упрекнул его в чем-то, а он возразил:

    Ты не прав, старик. Ты не имеешь оснований так говорить.

    Потому что я люблю тебя.

    Это прозвучало смешно, сентиментально. Вскоре после гибели Сани, перечитывая его книгу, я увидел, что жизнь в минуты того разговора продолжала его пьесу. Да, "Старшего сына", последнюю сцену".

    Сарафанов, узнав, что Бусыгин не его сын, говорит: "То, что случилось, - все это ничего не меняет, Володя, подойди сюда: (Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом.) Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим). Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное".

    В этих словах - вампиловский завет, оставленный всем нам. " Я люблю людей, с которыми все может случиться, - написал Саня в блокноте, то есть потаенно, для себя. Он не мог кому-то завидовать из-за того, что тому повезло больше; не мог унизить того, кто глупей, тем более несчастней. Он видел нас такими, какие мы есть, и хотел, чтобы мы были лучше. Он любил нас. И сам он достоин того же".

    Валентину Распутину принадлежат слова: " Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности - любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение:" На эти вопросы дает ответ пьеса А.Вампилова "старший сын".