Танцуя в темноте. Алисия Алонсо. Легендарная кубинская балерина алисия алонсо Фрагменты из балета "Жизель" в разные годы

"Кубе повезло обладать тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства", - сказал об Алисии Алонсо в далеком 1966 году английский критик Арнольд Хаскел. В следующем году несравненная Алонсо, блестящая балерина и создательница Кубинского Национального балета, отметит свой 90-летний юбилей. Вся ее жизнь - это пример победы силы воли над обстоятельствами, победы духа над бренностью тела. Ведь в течение многих лет этой женщине приходилось бороться с тяжелым недугом, который, казалось бы, делал танцевальную карьеру невозможной. Однако Алонсо сумела доказать обратное.

Алисия Мартинес дель Ойо появилась на свет в Гаване , в 1921 году. Она была пятым по счету ребенком в семье военного офицера. С раннего детства девочка обожала танцевать. "Я всегда была балериной, - рассказывала сама Алонсо. - В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ - запереть в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что я танцую. В то время я еще не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала".

У семьи была возможность дать детям приличное образование, а потому в 9 лет девочку отдали в частную балетную школу русского балетмейстера Николая Яворского. С первого же урока она поняла, что именно балет станет смыслом ее жизни. А в 12 лет Алисия в первый раз вышла на сцену. Вскоре семья в полном составе переехала в США. Там девочка продолжила свое образование в школе Вильтзака-Шоллар и в школе американского балета.

В 1938 году Алисия дебютировала на Бродвее, а в 1940 году кубинская балерина поступила в Американский театр балета Нью-Йорка.

Но у балерины были другие мечты - она хотела создать национальный балет на родной Кубе, которой по-прежнему принадлежало ее сердце.

На родине Алонсо не существовало ни собственных балетных традиций, ни подходящей сцены. В мире не было известно ни одной кубинской балерины, да и народ не слишком-то был знаком с данным видом искусства. Однако Алисия рвалась в бой.

К тому времени она уже носила фамилия Алонсо. Еще в начале сценической карьеры Алисия вышла замуж за своего танцевального партнера - кубинского танцовщика и преподавателя балетного искусства Фернандо Алонсо. В 1948 году супруги вернулись на цветущий остров и организовывали свою школу танца. Потом из этого предприятия вырастет Национальный балет Кубы. Но пока их ожидали трудности и препятствия.

Страной правил диктатор Фульхенсио Батиста, который относился к Алисии Алонсо без особой симпатии. Во-первых, балерина выступала с открытой критикой диктатора и его политики. По слухам, в свое время ей даже предлагали сделку - 500 долларов ежемесячно за молчание. Во-вторых, диктатор считал, что артисты и интеллигенция, симпатизирующие левому крылу, - вообще ненадежная публика. Все кончилось тем, что правительство прекратило финансовую поддержку Национального балета, которая и прежде была не щедрой. Алонсо пришлось во второй раз уехать с Кубы. Ее сценическая карьера в Американском театре балета шла в гору… Блестящие партии Жизель, Одетты-Одиллии, Сванильды, Терпсихоры. Она гастролировала по США, Европе…

Осуществление мечты своей жизни Алонсо удалось начать в 1959 году, когда на Кубе победила революция и к власти пришел Фидель Кастро, который как раз был весьма заинтересован в создании Национального балета. Он сразу же попросил Алисию вернуться домой. Мало того, кубинский лидер выделил 200 тысяч долларов - немалую по тем временам сумму - на развитие национального балета.

Свою мечту Алисия Алонсо воплощала с огромной энергией и энтузиазмом. Она искала танцоров по всей стране, не смущаясь, что у многих из них нет хореографического образования. Во-первых, кубинцы вообще весьма пластичны, а во-вторых, Алонсо решила, что Национальный балет должен соединить в себе классический и народный танец. Алонсо также стала внедрять идеи психобалета.

Дело в том, что сама она весьма глубоко работала над своими ролями - вплоть до того, что во время подготовки к "Жизели", чтобы лучше воплотить сцену сумасшествия, балерина посещала психиатрический госпиталь, где много беседовала с врачами и наблюдала за больными. Тогда же она и задумалась о том, что балет может быть использован в качестве терапевтического средства для лечения эпилептиков, астматиков, людей с физическими недостатками.

Похоже, балет имел воистину лечебное воздействие и на саму Алонсо. Ведь еще в 19 лет у нее начались серьезные проблемы со зрением. Тогда ей сделали первую операцию на глаза.

С годами зрение будет ухудшаться, и Алонсо предстояли все новые и новые операции.

Впоследствии ей зачастую придется медленно брести, стараясь не наткнуться на декорации. Для нее зажигали самый сильный прожектор, чтобы Алонсо видела центр сцены. Особые проблемы были с незнакомыми сценами. Так, в течение первых гастролей в Советском Союзе в 1957 году она трижды ранила себе лицо. Один из таких случаев произошел в Киеве. Во время спектакля "Лебединое озеро", перебегая из одной кулисы в другую между актами, балерина наткнулась на декорации и в результате поранила себе лоб. Спектакль хотели прекратить, но Алонсо решительно ответила: "Только на сцену!". И продолжила выступление. Гастроли не прекращались... Москва и Ленинград, Европа и Азия, Латинская Америка и США, Канада и Австралия.

Она всегда говорила, что секрет ее успехов - это "труд без жалости к себе". И была убеждена, что продолжительность творческой жизни танцора зависит от его дисциплинированности и воли. "Думаю, в любой профессии необходимо стремиться к совершенству. Чувствовать за это ответственность не только перед собой, но и перед народом своим", - говорила балерина.

В 1972 году Алисии Алонсо угрожала полная слепота. Пришлось делать новую операцию. Ей было уже за 50, и мало кто верил, что после этой, уже четвертой по счету, операции она вернется на сцену. Но Алонсо вернулась! И продолжила свои триумфальные выступления.

А в течение 13 дней Х Гаванского международного фестиваля балета в 1986 году 65-летняя Алонсо исполнила множество постановок, воплотив на сцене трагические образы Медеи, Жанны д`Арк, Джульетты, Иокасты и комический образ Веселой вдовы. Мало того, она еще и продемонстрировала интереснейшую серию четких и стремительных фуэтэ по диагонали, что вызвало в зале продолжительнейшую овацию.

Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда балерине исполнилось 75 лет. Всего за два года до этого она еще танцевала в "Жизели".

А сейчас... Жизнь продолжается!

89-летняя почти не видящая Алонсо продолжает руководить Национальным балетом Кубы (который, кстати, является одной из самых авторитетных школ классического танца в мире), ставит новые спектакли, возит труппу на гастроли.

Конечно, кое-кто ворчит на тему политической марионетки в руках Фиделя, засидевшейся в своем кресле, но это ворчание тонет в возгласе общего восхищения ее талантом. Балерина стала настоящим символом Кубы.

А еще Алонсо иногда исполняет пластические зарисовки руками и ногами, не поднимаясь с инвалидного кресла. "Теперь я танцую руками, - говорит она. - А еще вернее сказать, что я танцую сердцем. Танец живет в моем теле, и я ничего не могу с этим поделать".


Екатерина Щеглова

Карьера: Балет
Дата рождения: 21 декабря 1920, знак зодиака стрелец
Место рождения: Гавана, Куба
Алисия Алонсо — известная кубинская балерина, хореограф и педагог. Родилась 21 декабря 1920 года. Алисия Алонсо известна как создательница Национального Балета Кубы.
«…Кубе повезло иметь тобой, принадлежащей миру и уже бессмертной в истории нашего великого искусства».
Арнольд Хаскел, англ. критик, 1966 год
Конец сороковых годов нашего века. Маленькая латиноамериканская держава в Карибском бассейне, находящаяся под властью диктатуры Батисты. Все в стране подчинено интересам США. Национальная культура, как и все национальное, правительством не поощрялась и не поддерживалась.
В эти годы яростной подпольной борьбы за независимость страны создание национального балета не было первоочередной задачей. Тем больше, что Куба ни при каких обстоятельствах не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было подходящей сцены. Широкие народные массы не были знакомы с этим видом искусства. В таких условиях Алисия Алонсо начала осуществлять мишень своей жизни — создание Национального балета Кубы.
Несомненно, что достижение этой дерзкой цели превышало возможности младой, никому неизвестной балерины. Осуществление ее требовало продуманного плана действий, невероятной трудоспособности, овладения достижениями мирового балета и оригинального их использования, а ещё воспитания в себе сил для отражения ударов судьбы и соблазнов красивой жизни.
Цель
«Я думаю, что впервой поняла, чего мне хочется, когда я провела свой первостепеннный урок». А.А.
Жизнь Алисии Алонсо интересна для нас раньше всего своей системой целей, Решив очередную задачу, она переходила на свежеиспеченный порядок творчества в течение всей прожитой жизни.
Трудно изречь, что толкнуло дочка ветеринара на балетную сцену. Сама Алисия об этом говорит: «Я вечно была балериной… В детстве, чтобы приневолить меня угомониться, был только единственный технология — закрыть меня в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, оттого что я танцую. В то время я ещё не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала».
Уже в 9 лет следом своего первого урока в частной балетной школе русского балетмейстера И.Яворского Алисия поняла, что балет — это вся ее бытие. От желания являть свои чувства танцевальными движениями она переходит к стремлению сделаться настоящей балериной и сотворить Национальный балет Кубы. Осуществив эту мишень, она в фантастически недлинный срок поднимает молодой кубинский балет до уровня мирового балета с вековыми традициями. И вновь переход в надсистему: создание балета Латинской Америки.
«Проблема единства сильно важна. Достигнув его, мы сможем вручить миру больше, чем даем сегодня. Каждая латиноамериканская держава должна вписать свой вклад в формирование балета. Фольклор обогащает и питает балет. Однако Латинская Америка ещё не привнесла в важный балет и одной трети своего фольклора».
Эта граница жизненных целей А.Алонсо направлена на формирование национальной и обогащение важный культуры. Но это не все!
Алисия оказалась не только талантливой балериной и создателем неповторимой балетной школы, она решила обратить балет Кубы в истинно всенародный. «Балет перестает быть искусством для избранных, он рождается в народе и идет к нему, выполняя близкое основное назначение: преобразовывать реальность.
…Если зритель не может сходить на балет, балет сам идет к зрителю — туда, где нет театров, где спектакль идет под открытым небом». Но это не все!
Заметив, что танец помогает контролировать работу мышц, она решает применять балет в качестве терапевтического средства для лечения эпилептиков, астматиков, людей с физическими недостатками, влияющими на психику. Появляется новая мишень — создание психобалета. Но это не все!
Вся бытие Алисии — это утверждение победы силы человеческого духа над неизбежной бренностью человеческого тела. Почти слепая, она на Х Гаванском международном фестивале балета в 1986 году снова, как и постоянно, поразила всех «своей вечной неожиданностью, одной ей свойственной манерой танца». Она исполнила в течение 13 дней фестиваля немного ролей как классических, так и новых свободных постановок, где потрясающе тонко охарактеризовала персонажи: трагические (Медея, Жанна д`Арк, Джульетта, Иокаста и др.) и комические (Веселая вдова), и блеснула «ещё одним интересным элементом серией фуэтэ по диагонали, четких и стремительных, при виде которых зал взорвался овацией». (Дино Каррера, ж.»Куба», 1937, © 4, с.19).
Это древнее искусство — балет, минувший по ступеням жизненных целей Алисии Алонсо, — превратилось в тончайший инструмент познания и преобразования мира Человека: от морального и физического совершенства отдельного человека до духовного обогащения человечества.
Программа
«О планах? Хорошо, слушайте: дожить до ста лет и продолжать танцевать, видать бытие и не потеряться в ней». А.А.
Всю свою диковинно результативную существование А.А. основывала на славно продуманных планах. Для создания балета Кубы она добивалась осуществления программы:
1. Стать профессиональной балериной.
2. Найти средства для создания балета на Кубе.
3. Создать национальную балетную школу.
Когда в 1956 году наличие балетной труппы на Кубе стало невозможным из-за преследований правительства, А.А. изменяет свою программу, охватывая в нее поддержание в форме до лучших времен наиболее одаренных танцоров.
После победы революции на Кубе в 1959 году она создает свежий проект действий:
1. Отобрать посреди населения страны одаренных учеников.
2. Поднять кубинский балет до высот мирового уровня.
3. Приступить к созданию балета Латинской Америки.
Однако А.А. не ограничивается «стремлением вверх». Параллельно она планирует и внедряет в существование больше широкое и глубокое влияние балета на человека:
1. Создание всех необходимых атрибутов, позволяющих выступать в любых условиях, чтобы донести балет до каждого кубинца.
2. Выявление новых возможностей воздействия балета на самочувствие человека.
3. Продление срока творческой жизни танцора.
Кроме планов на большие периоды жизни А.А, имеет планы текущие. Ее повседневная служба завсегда расписана по секундам.
Работоспособность
«Я — чернорабочий балета». А.А.
Только единственный, но не один факт из жизни А.А., что она продолжает танцевать на сцене, не давая себе скидок на возраст и плохое зрение, является свидетельством ее фанатической работоспособности. Сама Алисия считает, что секрет ее успехов — это «работа, тренаж без жалости к себе. Я убеждена, что продолжительность творческой жизни танцора зависит от его дисциплинированности и воли». «Ни тогда, ни позже, ни в текущее время я собой не бываю довольна!» И Алисия продолжает работать, отдавая работе максимум имеющихся возможностей.
Техника решения задач
«Думаю, в каждый профессии необходимо пытаться к совершенству. Чувствовать за это ответственность не только перед собой, но и перед народом своим». А.А.
Я думаю, что А.А. интуитивно нащупала и использовала академический технология решения задач, включающий сбор информации, ее обобщение и розыск закономерностей.
Приведу немного высказываний А.А., касающихся этого качества. «Училась я как собак нерезаных и продолжаю обучаться. И не только у крупных деятелей искусства…, но и у менее крупных величин. На мой воззрение, если участливо относиться к делу, то и у посредственного исполнителя разрешено чему-то поучиться».
«В молодости я многому научилась у своих больше опытных партнеров. Потом пришел второй период — мы учились взаимно дружбан у друга. Теперь мои партнеры существенно моложе меня и, думаю, что я им помогаю вырастать, созревать. Конечно, не будь их — не было бы и меня».
Гастролируя по всему миру, скрупулезно изучая навык разных школ и исполнителей, А.А. накапливает «информационный фонд» для создания своего способа воспитания танцора.
«У нас есть свой, кубинский способ подготовки, учитывающий климат, особенности физического и мышечного строения организма. Этот способ позволяет сократить подготовку артиста балета до 7 лет».
По словам Фернандо Алонсо (мужа А.А.), «на Кубе нет своей школы балетмейстеров — у нас хореографом становится тот, кто хочет писать танец и может фантазировать его.
…Танцовщики сами ставят одноактные балеты, подсказанные им самой жизнью». Свобода творчества, воплощенная в бытие — основа для решения задач на высоком уровне. Каждый танцор может привнести свой вклад в особый «информационный фонд» труппы.
Работа А.А. над созданием образа того или иного персонажа в балете типична для актера высокого уровня. Это — штудирование эпохи и глубокое проникновение «внутрь» образа. Работая над сценой сумасшествия в «Жизели», Алисия посещала психиатрический лазарет, беседовала с врачами, наблюдала больных. Здесь снова повторяется сбор информации, разбор и обобщение.
Возможно, что благодаря этой глубине и тонкости взаимодействия с образом А.А. открыла новое качество балета — способность излечивать некоторые заболевания.
Понимая, что балет обогащается благодаря народному творчеству, А.А. стремится высшие достижения этого вида искусства воротить его истинным создателям. Далеко не произвольный кубинец может и хочет угодить на балетный спектакль. Но Алисия не ждет, когда зритель возвысится до понимания балета. Она находит идеальное решение: балет САМ идет к зрителю. «Мы полно лет добивались этого.
…Теперь мы можем колесить на фабрики, поля. У нас есть все для этого». Созданы передвижная сцена, оборудование, осветительная аппаратура.
Техника решения задач Алисией интересна не решением отдельных задач, а решением комплекса взаимосвязанных задач, что приближает ее творчество к схеме идеальной творческой стратегии. От задач первого яруса (31) — освоить искусство балета — она переходит к надсистемной задаче (32) — сотворить балет нации — спускается ещё на начальный ярус (31) и решает строй задач по внедрению балета в население, замечает влияние балета на психику человека и переходит к разработке и внедрению нового направления в балете — психобалета (32). Затем она возвращается в классическое балетное русло для решения новой задачи (поди, над-надсистемной 33) — создание балета Латинской Америки.

История Алисии Алонсо (наст. имя. – Алисия Мартинес дель Ойо) – история титанического труда хрупкой женщины, которая своими руками создала Национальный балет Кубы.

21 декабря 1921 года, в Гаване, в семье офицера кубинской армии Антонио Мартинеса родился четвертый ребенок. Девочку назвали Алисией.

Еще будучи ребенком, Алисия любила и тонко чувствовала музыку, двигалась в такт, по-детски немного неуклюже делая па. Все шло от души, от сердца, и в минуты, когда девочка танцевала, время для нее замирало, и не существовало ничего более прекрасного и необходимого, чем танец.

Возможно, мудрые родители заметили склонности дочери и ее, девятилетнюю, определили в балетную школу иммигранта из России, балетмейстера Николая Яворского. Так был сделан первый шаг. Дебют юной балерины, которой едва исполнилось одиннадцать, состоялся зимой 1931 года в «Спящей красавице».

Алисия продолжала заниматься, оттачивая технику. А в пятнадцать лет она вышла замуж за танцовщика и преподавателя хореографии Фернандо Алонсо. Вскоре после этого знаменательного события пара решила перебраться в Америку. Одной из возможных причин было отсутствие значительных перспектив в сфере балета в родной стране. Более того, Куба никогда не имела ни балетных традиций, ни подходящих подмостков, ни известных танцовщиков; основная масса народа вообще не имела представления об этом виде искусства. Национальная культура не поддерживалась проамерикански настроенными властями, но она была! И богатая история, и фольклор, и хореография. Не было только людей, способных связать все это воедино на балетной сцене. С еще не до конца оформившейся идеей в голове Алисия с мужем покинули Кубу.

В Америке у пары родилась дочь Лаура. Алисия не могла позволить себе расслабиться и восстановилась в кратчайшие сроки, продолжив обучение в Школе американского балета под руководством , занималась у корифеев сцены Энрико Занфретты, Анатолия Вильтзака, Александры Федоровой.

В 1938 году состоялся бродвейский дебют танцовщицы в музыкальных комедиях «Звезды в твоих глазах» и «Великая леди». Через пару лет она стала членом труппы «Балле Театр», где встретила своего партнера Игоря Юшкевича, с которым потом станцует в .

Неожиданно страшный недуг сразил Алисию – отслоение сетчатки сразу обоих глаз. Это звучало как приговор, но Алисия была не из тех, кто легко сдается. Трижды она перенесла операцию, потратив на реабилитацию около года, и, вопреки всему, снова начала заниматься и восстанавливать форму.

В 1943 году случился переломный момент в карьере танцовщицы. Ставили , но британская прима неожиданно заболела, и заменить ее должна была Алисия. Выступление было триумфальным!

Но не покорение заграничных сцен было в приоритетах у Алисии. Она копила силы, прикидывала, комбинировала… В 1948 Алонсо возвратились на родину, где объявила о создании первой на Кубе профессиональной балетной труппы. Однако профессионалов как таковых в ней было мало. Ставку решено было сделать на любителей-энтузиастов. В этом же году «Балет Алисии Алонсо» впервые радовал зрителей в театре «Аудиториум», а через два месяца труппа уже отправилась в турне по Венесуэле и Пуэрто-Рико. Среди прочих танцовщиков на сцене выступала сама Алисия, ее муж Фернандо, его брат Альберто, тоже хореограф, и покоренный энергетикой и убеждениями своей партнерши Игорь Юшкевич. В 1950 году начала работу балетная школа Алисии Алонсо.

Сама танцовщица в это время не переставала работать над новыми ролями. Она блистала в постановках Агнесс де Милль, Энтони Тюдора, Джорджа Баланчина, вновь исполняла партию Жизели, некогда прославившую ее, Одетты-Одилии в «Лебедином озере», Сванильды в «Коппелии».

В 1955–1959 годах Алисия, бежав с супругом из Кубы под гнетом режима Батисты, танцевала в театрах Европы и Азии, выступала в Русском балете Монте-Карло, в Большом и Кировском театрах. После окончания Кубинской революции Алонсо вновь вернулись на родину. Теперь их деятельность получала гораздо больше поддержки со стороны государства, став частью национальной программы в рамках культурной политики. Труппу переименовали в Национальный балет Кубы, для нее устраивали турне, записи транслировали по телевидению.

Алисия Алонсо, благодаря работоспособности и требовательности к себе, опровергла расхожее мнение о том, что век танцора недолог. В 1955 году в возрасте 75 лет она танцевала в поставленном ею же балете «Бабочка». До сих пор она является бессменным руководителем Национального балета Кубы, а в 2002 стала послом доброй воли ЮНЕСКО.

Долго было бы перечислять все государственные и международные награды, которых удостоилась Алисия Алонсо. Среди них – медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца (1999), орден Почетного легиона (2003), награда Государственного совета Кубы – медаль Айде Сантамария (2010), премия фонда Галины Улановой (2010).

Музыкальные Сезоны

Алисия Алонсо (Alicia Alonso), настоящее имя Алисия Эрнестина де ла Каридад дель Кобре Мартинес Ойа (Alicia Ernestina de la Caridad dei Cobre Martinez Hoya), родилась 21 декабря 1920 года в Гаване, Куба.

Ее родители были выходцами из Испании. Отец Антонио Мартинес служил офицером кубинской армии.

Свой первый урок балета девочка получила в музыкальной школе Гаваны Sociedad Pro-Arte. Понимание того, что балет является ее призванием, пришло к Алисии в 1930 году, во время занятий в частной балетной школе под руководством русского балетмейстера Николая Яворского, в которую девочку записали родители.

29 декабря 1931 года молодая балерина дебютировала на сцене гаванского театра в постановке "Спящая красавица".

В 1937 году она вышла замуж за однокурсника балетной школы Фернандо Алонсо.

Пара решила переехать в Нью-Йорк, чтобы начать свою профессиональную карьеру. Несмотря на то, что вскоре у Алисии родилась дочь Лаура, балерина продолжила свое обучение в Школе американского балета под руководством Джорджа Баланчина, брала частные классы у известных солистов Михаила Фокина, Александры Федоровой, Энрико Занфретты, Анатолия Вильтзака.

В 1938 году на Бродвее Алисия Алонсо дебютировала в музыкальных комедиях "Великая леди" и "Звезды в твоих глазах".

В 1940 году Алисия поступила в состав только что созданного тогда Американского театра балета.

В 1941 году у балерины произошло отслоение сетчатки обоих глаз, и она временно ослепла. Алисия перенесла три операции по восстановлению зрения, из-за чего около года была прикована к постели. Ей удалось восстановить форму и вернуться в балет.

Прорывом в карьере Алонсо стал 1943 год, когда балерина заменила в балете "Жизель" Адольфа Адана заболевшую британскую солистку. Успешное выступление Алисии произвело фурор, и ее имя надолго стало отождествляться с партией Жизели.

В 1948 году Алисия вернулись на Кубу, где совместно с Фернандо и Альберто Алонсо организовала национальную труппу "Балет Алисии Алонсо". Это был необычный коллектив — ставку сделали не на профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в "танцевальный фонд" труппы.

В 1950 году была организована также балетная школа Алисии Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями. Среди ее лучших партий — Одетта-Одиллия в балете "Лебединое озеро" Петра Чайковского, Терпсихора в балете "Аполлон и Мусагет" Игоря Стравинского, Сванильда в "Коппелии" Лео Делиба, Жизель в одноименной постановке на музыку Адольфа Адана.
Алисия Алонсо стала первой исполнительницей партий в постановках балетмейстеров Энтони Тюдора, Джорджа Баланчина, Агнес де Милль.

После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве "культурного посольства кубинской революции".

В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем творчестве — образ Кармен в балете Альберто Алонсо. Это была вторая редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.

На протяжении свей творческой жизни балерина выступила почти в 60 странах мира.

Благодаря фанатической работоспособности Алисия Алонсо смогла доказать, что творческая жизнь танцора может длиться гораздо дольше общепринятых норм. Последнее выступление Алонсо в поставленном ею самой балете "Бабочка" состоялось в 1995 году, когда ей исполнилось 75 лет. Балерина также поставила ряд оригинальных балетов.

Уйдя со сцены, она продолжает возглавлять Национальный балет Кубы.

Алонсо часто выступала в СССР. В конце 1950-х годов она впервые вышла на сцену Большого театра. В разное время ее партнерами были Владимир Васильев, Антон Долин, Александр Годунов, Антонио Гадес и другие.

Она неоднократно входила в состав жюри Международного конкурса артистов балета в Москве. В 1969-1989 годах была вице-президентом Общества кубино-советской дружбы.

Алисия Алонсо была удостоена звания посла доброй воли ЮНЕСКО.

Балерина является почетным доктором Университета Гаваны, Высшего института искусств Кубы, Политехнического университета Валенсии (Испания) и Университета в Гвадалахаре (Мексика).

Алисия Алонсо имеет многочисленные национальные и международные награды. В 1998 году она была удостоена звания Героя труда Республики Куба, в 2000 году — кубинского ордена "Хосе Марти". В декабре 2010 года балерина получила медаль Айде Сантамария — награду, которую присуждает Государственный совет Кубы.

Она была удостоена мексиканского ордена Ацтекского орла (1982), испанского ордена Изабеллы Католической (1993), французского ордена Искусств и литературы (1998) и др. В 2003 году президент Франции присвоил Алонсо звание офицера ордена Почетного легиона.

В 1999 году ЮНЕСКО наградило ее медалью Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Алисия Алонсо получила премию Фонда Галины Улановой "За беззаветное служение искусству танца".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В 1986 году на сцену Х Гаванского международного фестиваля балета вышла танцовщица - почти слепая. Она исполнила несколько танцев, комических и трагических. Но когда она закружилась в четких и стремительных фуэте по диагонали - зал взорвался аплодисментами…


Алисия Алонсо родилась в Гаване 21 декабря 1921 года, там же в 1931 году начала учиться балету. Уже в 9 лет после своего первого урока в единственной в то время на Кубе частной балетной школе русского балетмейстера Николая Яворского Алисия поняла, что балет - это вся ее жизнь.

Трудно сказать, что толкнуло дочь ветеринара на балетную сцену. Сама Алисия об этом говорила: «Я всегда была балериной… В детстве, чтобы заставить меня угомониться, был только один способ - запереть меня в комнате, где играет музыка. И все знали, что я ничего не натворю там, потому что я танцую. В то время я еще не знала, что такое балет. Делая разные движения, я воспроизводила в танце то, что чувствовала».

Танцовщица продолжила обучение в США, сначала в школе Анатолия Вильтзака и Людмилы Шоллар, затем в Школе американского балета.

После дебюта в 1938 году на Бродвее в музыкальных комедиях «Великая леди» и «Звезды в твоих глазах» Алисия Алонсо начала работать в труппе «Балле театр» в Нью-Йорке. Там она познакомилась c хореографией Михаила Фокина, Джорджа Баланчина, Леонида Мясина, Брониславы Нижинской, Джерома Роббинса, Агнес де Милль. И там же она встретилась со своим будущим партнером Игорем Юшкевичем.

Его семья после 1917 года, когда ему было всего пять лет, эмигрировала из России и оказалась в Белграде. Он начал заниматься балетом в частной студии, каких тогда было множество, там познакомился с Николаем Яворским и вместе с ним уехал в Америку. В 1940-х годах Юшкевич был уже известным солистом, танцевал у Брониславы Нижинской, а когда работал в «Балле театр», знаменитый хореограф Джордж Баланчин догадался, что Юшкевич и Алонсо могут стать отличной балетной парой.

Алисия Алонсо в будущем собиралась развивать балетное искусство на Кубе и заразила своим энтузиазмом Юшкевича. В 1947 году они впервые танцевали там вместе в балетах «Аполлон Мусагет» и «Лебединое озеро».



Партия черного лебедя из балета "Лебединое озеро"

Куба никогда не имела собственных балетных традиций. Не было известных кубинских балерин. Не было подходящей сцены. Широкие народные массы не были знакомы с этим видом искусства. Приходилось начинать с нуля. В таких условиях Алисия Алонсо взялась осуществлять цель своей жизни - создание Национального балета Кубы. Еще в 1946 году она приступила к созданию своего коллектива.


Осенью 1948 года кубинская пресса опубликовала своеобразный «манифест» Алисии Алонсо о создании первой кубинской профессиональной балетной труппы. Она действовала стремительно, привлекла к делу своего супруга Фернандо Алонсо и его брата, хореографа Альберто Алонсо, ей помогал присоединившийся к новорожденной труппе Юшкевич. 28 октября 1948 года в театре «Аудиториум» состоялось первое выступление «Балета Алисии Алонсо». А уже в декабре труппа отправилась в первое зарубежное турне - в Венесуэлу и Пуэрто-Рико.

Это был необычный коллектив - ставку сделали не на профессиональных хореографов, а на энтузиастов. Танцовщики сами ставили одноактные балеты, каждый мог внести свой вклад в «танцевальный фонд» труппы.

В 1950 году была организована также балетная школа Алисия Алонсо. Сама она все это время постоянно работала над новыми ролями. Среди ее лучших партий - Одетта-Одиллия, Сванильда, Терпсихора («Аполлон Мусагет»), Жизель.


Фрагменты из балета "Жизель" в разные годы

Работая над сценой сумасшествия, артистка посещала психиатрический госпиталь, беседовала с врачами, наблюдала больных. До сих пор эта сцена производит на зрителей ошеломляющее впечатление. Алисия Алонсо стала первой исполнительницей партий в балетах Тюдора, Баланчина, де Милль.

После революции 1959 года новая власть объявила развитие балета и хореографического образования одним из приоритетных направлений культурной политики обновленной Кубы. Труппа Алисии Алонсо превратилась в государственную структуру и получила название Национальный балет Кубы (НБК). Она выступала в театрах и на площадях Гаваны, выезжала на гастроли в другие провинции Кубы, балетные спектакли часто транслировались по кубинскому телевидению. Потом НБК отправился в большую гастрольную поездку по странам Латинской Америки, рассматривавшуюся новой властью в качестве «культурного посольства кубинской революции».

После этих гастролей Юшкевич и Алисия Алонсо танцевали в балете «Коппелия», поставленном 13 декабря на сцене театра «Аудиториум».Это было последнее выступление их дуэта на Кубе.


Сцена из балета "Коппелия"

В апреле 1960 года обострение кубино - американских по - литических противоречий положило конец плодотворной совместной работе русского танцовщика, бывшего американским гражданином, и кубинской балерины.


В 1967 году Алонсо создала один из самых ярких образов в своем творчестве - образ Кармен в балете Альберто Алонсо.


Это была вторая редакция балета, который Альберто Алонсо поставил в Москве для Майи Плисецкой. Партнером Алисии Алонсо выступил брат Майи Плисецкой Азарий.


Это была ее любимая постановка, балерина относилась к ней очень ревниво и даже запрещала балетмейстеру ставить «её» балет с другими танцовщицами.


Алисия Алонсо объездила весь мир, пользовалась успехом в таких «балетных» городах, как Париж, Милан, Вена, Неаполь, Москва, Прага. Она поставила и несколько оригинальных балетов. За свое творчество артистка получила многочисленные национальные и международные награды. В 1999 году ЮНЕСКО вручила ей Медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Она до сих пор не знает усталости. Она полностью потеряла зрение, но сидит на всех спектаклях рядом с мужем, который рассказывает в подробностях все, что происходит на сцене. Возраст ее нисколько не изменил - Алисия Алонсо осталась такой же требовательной, как в те годы, когда кубинский балет приехал на гастроли в Париж, а она танцевала Жизель. На репетиции одна из балерин выбивалась из общей линии. Оказалось, что это дочь Алонсо. Балерина повернулась к ней и резко сказала дочери: «Хватит танцевать, ты слишком стара для этого».


Алисия Алонсо, уйдя со сцены, стала директором Национального балета Кубы, много времени уделяла воспитанию нового поколения кубинских танцовщиков. А на вопросы о планах на будущее отвечает: «О планах? Хорошо, слушайте: дожить до ста лет и продолжать танцевать, видеть жизнь и не потеряться в ней».