Какие тайны скрывают знаменитые скульптуры краснодарского края и россии. Памятники кубанской истории Памятник святой великомученице Екатерине

Кубань входит в число тех регионов России, где в годы Великой Отечественной войны шли наиболее ожесточенные бои. В военной истории нашего края огромное количество трагических и в то же время славных страниц, связанных с подвигами защитников Отечества. И очень отрадно, что они достойно увековечены в металле и камне. По данным управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, у нас насчитывается почти полторы тысячи памятников военной истории, которые внесены в соответствующий государственный реестр и охраняются законом. В их числе братские могилы и одиночные захоронения, мемориальные комплексы и обелиски. А ведь есть еще значительное количество небольших памятных знаков местного значения, которые не входят в госреестр и не считаются объектами культурного наследия, но тоже помогают сохранять память.

Памятники войны в нашем крае создавались на протяжении нескольких десятилетий, но, возможно, самое значительное их количество было открыто к тридцатилетию Победы. Например, в 1975-м был торжественно открыт мемориал воинам-освободителям Краснодара, изображающий вооруженного солдата, наступающего на знамя Третьего Рейха. Многие памятники, по сути, создавались поэтапно на протяжении нескольких лет. Например, не в один момент свой нынешний облик приобрел знаменитый мемориальный комплекс «Сопка Героев» в Крымском районе. Часть памятников Победы появились на месте скромных знаков и обелисков, которые были установлены сразу после войны. В то же время кое-где в нашем крае практически в неизменном виде сохранились изваяния, установленные еще в сороковые годы.

Конечно же, и масштабные монументы, и небольшие обелиски одинаково важны. Все они нужны для того, чтобы мы не забывали о войне и павших защитниках Отечества. Но, как сама память не может сохраняться по «инерции» и требует освежения, так и изваяния нуждаются в регулярном уходе и поддержании. В этой работе есть свои нюансы.

– Подавляющее большинство наших памятников войны имеют статус регионального значения, – говорит ведущий консультант отдела памятников архитектуры управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Вера Федюн.

– По закону бремя их содержания возложено на собственников, которыми являются сельские поселения и городские округа. Вместе с тем нужно отметить, что состояние таких объектов в нашем крае поддерживается совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественников. Работы финансируются за счет краевого и муниципального бюджетов, средств спонсоров и шефствующих организаций.

За последнее время многие памятники военной истории были приведены в порядок благодаря долгосрочной краевой целевой программе «Кубань и великие победы России». Например, в прошлом году завершился ремонт воинского мемориала в хуторе Бейсужек Выселковского района. Примерно тогда же проведен ремонт памятника на братской могиле в станице Восточной Усть-Лабинского района, на который была выделена субсидия в сто тысяч. В прошлом году в рамках этой же программы 600 тысяч рублей было выделено для обновления четырех памятников в Мостовском районе, еще 270 тысяч пошло на ремонт монумента на братской могиле в хуторе Беликов Славянского района.

Одно из непременных условий для получения таких субсидий – наличие у органа местного самоуправления прав собственности на памятник. Но, к сожалению, еще далеко не везде в крае они подобающе оформлены, из-за чего возникают проблемы. Например, по этой причине не были освоены почти три миллиона рублей, изначально предусмотренные на ремонт памятника в Нижнебаканском сельском поселении Крымского района. Этотобъект попросту исключили из программы «Кубань и великие победы России». Та же судьба постигла и один памятник в Ленинградском районе, на обновление которого планировалось направить 250 тысяч рублей. Само собой, такие последствия заставляют вести «наступление» на проблему бесхозности по всем фронтам. Часто дело даже доходит до судебных исков прокуратуры к местным властям – эта крайняя мера применяется к самым нерасторопным.

К слову, о проблемах. Еще совсем недавно остро стоял вопрос с установкой информационных табличек, которые по закону должны быть на всех объектах культурного наследия. Пару лет назад только к Белореченскому району в этом плане не было претензий. За последний год большинство муниципалитетов подтянулись, хотя аутсайдеры еще остались. Например, Краснодар сейчас только лишь согласовывает тексты информационных надписей с краевым управлением государственной охраны объектов культурного наследия.

Само собой, ремонт и реконструкция памятников продолжится, тем более что не за горами 70-летие Победы. Необходимость проведения соответствующих работ к юбилейной дате четко обозначена в концепции программы «Кубань и великие победы России» на 2013– 2016 годы. По информации управления в настоящее время запланирован ремонт нескольких объектов в Кущевском, Крыловском, Белоглинском и Славянском районах, самым известным из которых является памятник казакам 4-го гвардейского Кавалерийского казачьего корпуса в Кущевской. Кроме того, недавно губернатор Кубани Александр Ткачев объявил, что масштабная реконструкция ждет мемориал «Сопка Героев».

– Если подходить к оценке состояния памятников в соответствии с современными требованиями и критериями, то в капитальном ремонте нуждаются многие их них, – говорит Вера Федюн. – Он уже проведен на мемориальных комплексах практически во всех краевых центрах. В ухоженном состоянии находятся памятники в небольших населенных пунктах, но их капитальные ремонты не проводились. Проблемными являются памятники, расположенные на удаленных территориях например, на горе Лысая в Крымском районе.

Так или иначе, местные власти несут полную ответственность за содержание памятников, тем более что не всегда для их поддержания в достойном состоянии нужны большие деньги. Подчас многое зависит от наличия желания и инициативы, но, очевидно, что с этим случаются «перебои». Например, такой вывод следует из прошлогоднего постановления ЗСК, принятого по итогам выездных проверок. В нем было отмечено, что в ряде населенных пунктов недостаточно внимания уделяется вопросам благоустройства, озеленения территорий, проведения текущего ремонта и поддержания санитарного порядка объектов военной истории. К слову, особый акцент также был сделан на уже упомянутую проблему бесхозности. Но в то же время в постановлении было отмечено, что по сравнению с началом проведения таких проверок в 2010 году есть положительная динамика в работе многих органов местного самоуправления. В положительную сторону были отмечены Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Динской, Кореновский, Крыловский, Крымский, Тимашевский и Туапсинский районы.

Как бы там ни было, самое главное, что запущенных памятников войны на Кубани сегодня нет. В таком мнении сходятся все специалисты.

– Я без малого тридцать лет занимаюсь памятниками и могу сравнивать, – говорит консультант краевого совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Селиванова. – В 90-е годы в этой сфере был провал, но теперь мы возвращаемся к тем ценностям, которые на какое-то время были утрачены. Пожалуй, сейчас все стало так же хорошо, как было когда-то. Я это вижу, в том числе, сравнивая старые и новые фотографии из нашей картотеки. Очень радует, что возобновляется шефство и активно привлекается молодежь. Дети, которые сделали уборку вокруг памятника, уже вандалами не будут.

Но как еще можно увековечить память о Победе, подвиге защитников Отечества и нужно ли вообще создавать что-то новое и масштабное? Например, по мнению Людмилы Селивановой, сейчас лучше сосредоточиться на сохранении и популяризации того, что есть. В то же время она считает, что нечто новое может понадобиться по мере раскрытия неизвестных страниц войны, которых еще немало. Но, в любом случае, небольшие памятники, то и дело появляются в разных уголках края благодаря стараниям неравнодушных людей. Например, в День Победы сотрудники отряда специального назначения «Акула» УФСИН России по Краснодарскому краю вместе с единомышленниками установили небольшой обелиск у подножья горы Пшау в Северском районе. Он посвящен бойцам Красной армии, сражавшимся в ожесточенных боях за освобождение Кубани.

Благо, что создание дорогих монументов – это далеко не единственный способ увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны. В своеобразный памятник можно легко превратить и целый город, если присвоить ему соответствующее звание. На Кубани есть город-герой Новороссийск и город-госпиталь Сочи. Туапсе и Анапа – города воинской славы, а сейчас многие люди ратуют за то, чтобы такое же почетное звание получил и Краснодар. Хочется верить, что так и будет.

Человеческая память – довольно странная и тонкая вещь. Хорошо известно, что мы отлично запоминаем все приятное, но подчас напрочь забываем о тяжелых событиях. Но вот люди, пережившие Великую Отечественную войну, ее не забыли, хотя, возможно, и хотели бы. Мы, в отличие от них, такую возможность имеем, но не имеем на это права. Как ни крути, через какое-то время о войне будут напоминать только учебники истории да памятники, а потому забота о них является задачей особой важности.


Вплоть до окончания Кавказской войны в Кубанской области не было интересных в архитектурном отношении построек, что было связано с условиями военного времени и сословной замкнутостью региона, в котором существовали значительные ограничения в деле приобретения земель в частную собственность лицами не казачьего происхождения. Характерный пример в этом отношении представлял Екатеринодар, выглядевший в начале 50-х годов XIX в., как большая станица. "Ныне в этом отставшем от современного значения граде, - писал в своей книге "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" историк И. Д. Попко, - насчитывается до 2000 домов, то есть хат, изваянных из глин и покрытых камышом и соломою. Частных каменных зданий ни одного, деревянных под железною крышей несколько. Хаты стоят в таких положениях, как будто им скомандовано: "Вольно, ребята".

Для Екатеринодара изменения стали возможны после выхода в свет высочайшего указа от 1867 г., давшего городу "общее во всей империи городское устройство", право на самоуправление и обращение всех горожан в сословие мещан. Во второй половине XIX - начале XX в. наблюдается заметное приращение городской территории - в три раза.
В 70-е годы в Екатеринодаре в среднем возводится 100 построек в год, в 80-е - 250, в 90-е -300, а в первое десятилетие XX в. - 400 построек в год.
С 1867 г. приоритетами в строительстве становятся гражданские объекты (в основном, частные особняки), здания административного характера, торгово-промышленных предприятия и здания общественно-культурного предназначения. На смену глине как строительному материалу приходит кирпич, выделкой которого уже в середине 70-х годов занималось в Екатеринодаре 19 кирпичных заводов.

Заметный след в архитектуре Екатеринодара конца XIX-начала XX вв. оставил И. К. Мальгерб (1862-1938 гг.), с 1896 г. занимавший должность городского архитектора. По его проектам были возведены городской общественный банк, Троицкая церковь (1899 г.). Екатерининский собор (1900 г.), трехэтажный дом Армянского благотворительного общества (1911 г.), четырехэтажное здание коммерческого училища (1913 г.) и др.

С 1905 г. должность екатеринодарского городского архитектора с успехом занимал А. П. Косякин (1875-1919 гг.), выходец из семьи кубанского казачьего офицера. Он стал автором проектов многих екатеринодарских зданий: Кубанского Мариинского института, почтамта, Кубанской сельскохозяйственной опытной станции. По его проектам были построены церкви в станицах Пашковской, Казанской и Славянской.

Известным архитектором в начале XX в. являлся А. А. Козлов (род. в 1880 г.), руководивший по договору с войсковой администрацией постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре. Он также проектировал здание гостиницы "Метрополь", реконструировал гостиницу "Центральную", проектировал и руководил постройкой в 1916 г. водолечебницы имени С. Л. Бабыч и большого количества жилых и торговых зданий.

Одним из самых активных кубанских зодчих являлся В. А. Филиппов (1843-1907 гг.), занимавший с 1868 г. сначала должность помощника, а с 1870 г. - войскового архитектора. Ему принадлежат проекты таких зданий, как Кубанская войсковая гимназия, летний театр, Николаевская церковь (1881-1883 гг.), церковь Св. Александра Невского в станице Фонталовской (1884 г.), Покровская церковь (1888 г.), Царские ворота (Триумфальная арка 1888 г.), женская гимназия (1886-1888 гг.), часовня над могилой черноморского атамана Я. Ф. Бурсака (1895 г.), епархиальное женское училище (1898-1901 гг.), здание Общества взаимного кредита, особняков Акулова и Колосовой (1894 г.) и др.

Архитектору Н. Г. Петину (1875-1913 гг.) принадлежат проекты Ильинской церкви, гимназии, нового корпуса Екатеринодарского духовного мужского училища и др.

Уроженец станицы Пшехской архитектор З.П. Коршевец (1873-1943 гг.) проектировал здание Кубанского Александро-Невского религиозно-просветительного братства ("Народная аудитория"). По заказу Комитета попечения о бесприютных детях он строит "Убежище", затем перестраивает летний театр, в той или иной степени участвует в постройке многих домов в Екатеринодаре. С 1908 г. он занимает должность екатеринодарского городского архитектора.

На территории Кубани также сооружались памятники, посвященные важным историческим событиям. Так, недалеко от станицы Неберджаевской, у хутора Липки был воздвигнут памятник периода Кавказской войны "в воспоминание навеки славного подвига неустрашимости, самоотвержения и точной исполнительности воинского долга, оказанного командою из 35 человек 6-го пешего Кубанского батальона, бывшего в гарнизоне поста Липского при отражении трехтысячного скопища горцев 4 сентября 1862 г."

К 200-летию Кубанского казачьего войска в станице Бесскорбной на средства жителей был сооружен памятник, посвященный этой дате. В Екатеринодаре в 1897 г. по проекту архитектора В. А. Филиппова также был сооружен памятник, посвященный этой знаменательной дате в жизни кубанского казачества.

В 1907 г. в Екатеринодаре на Крепостной площади (ныне сквер между улицами Красной, Красноармейской, Постовой и Пушкина) по проекту русского архитектора и скульптора М. О. Микешина было завершено строительство памятника Екатерине II. Сам Микешин не дожил до этого дня (умер в 1896 г.), поэтому сооружение памятника завершал скульптор Академии художеств Б. В. Эдуарде. К сожалению, это великолепное творение российских зодчих "боевым приказом" Кубано-Черноморского ревкома от 19 сентября 1920 г. сначала было разобрано, а затем, через одиннадцать лет, сдано на переплавку.
Через четыре года в станице Тамань был открыт памятник первым черноморским казакам, высадившимся в этом месте 25 августа 1792 г.

Архитектура каждого города есть отражение его истории - с этим утверждением, думаю, спорить никто не станет. Вот и архитектура столицы Кубани, Екатеринодара- Краснодара, прошедшего в своем развитии несколько качественно различных этапов, отразила черты исторического характера города.

Екатеринодар был основан на границе Российской империи в стратегически выгодном месте как военно-административный центр земли войска черноморских казаков. Первоначальная застройка города - очень редкая - имела сугубо утилитарный характер: типовые казённые, жилые постройки, оборонительные сооружения. Разумеется, никакой стилевой художественной идеи такая застройка не имела. Даже первое культовое сооружение Екатеринодара, походная Троицкая церковь, представляло собой обычный шатер из парусины, обложенный кaмышом. Монументальная архитектура города началась с войскового собора во имя Воскресения Господня, построенного в крепости в 1802 г. Это был внушительных размеров деревянный храм, перекликающийся своим художественным решением с традициями храмового зодчества Украины и Дона.
Уже в жилых постройках начала XIX столетия прослеживаются классицистические черты. В качестве примера можно привести реконструированные дома атаманов Бурсака и Кухаренко. У Бурсака - четырехколонный дорического ордера деревянный портик, треугольный фронтон. У Кухаренко - треугольный деревянный фронтон с резьбой в тимпане, пилястры, имитация рустовки. Но о полном проявлении классицизма в екатеринодарской архитектуре можно говорить лишь применительно к 30-60-м гг. прошлого века, когда в обеих столицах и крупных городах империи этот стиль уже сдал позиции эклектизму.

Примерами классицизма в Екатеринодаре могут служить здание войскового архива (1834 г.) с акцентированным четырьмя дорическими колоннами главным входом и двумя боковыми ризалитами с треугольными фронтонами, а также решенный без применения ордеров комплекс войсковой богадельни со Скорбященской церковью (1837-1872 гг., последняя сохранилась) и церковь во имя Св. Дмитрия Ростовского (1848 г.).
Архитектура Александро-Невского войскового собора, строившегося более 20-ти лет и освященного в 1872 г. (архитекторы И.Д. Черник, Е.Д. Черник), имела черты как классицизма (подчеркнутая гладкость фасадов, центричность, монументальность, четкое членение объемов), так и "русско-византийского" стиля, проявившегося в килевидных закомарах, арматурном поясе, шлемовидных куполах. Такие проекты были очень близки к "образцовым", применяемым во многих городах страны, - налицо сходство екатеринодарского войскового собора с московским храмом Христа Спасителя, киевской Десятинной церковью и другими.

Начиная с 70-х гг. XIX в. определяющим стилем для екатеринодарской архитектуры стал эклектизм, имевший тогда распространение практически повсеместно в России. Этот стиль, возникший из отрицания строгости и нормативности классицизма, провозглашал принцип использования мотивов различных художественных стилей в убранстве зданий.
Ретроспективная сущность эклектики выражалась в декоративном подражании архитектурным мотивам минувших эпох. Например, готические формы отчетливо видны в решении южного и западного фасадов отеля "Централь" (1910 г. арх. Козлов), барочные и ренессансные - в решении главных фасадов "Гранд-Отеля" (конец XIX в.), романские - здания коммерческого училища (1912-1914 гг., арх. Мальгерб), в мотивах стиля "туркери" ("турецкий" или "восточный") выдержан дом Рымаревича-Альтманского (нач. XX в.).
В конце первого десятилетия нынешнего века в гражданскую архитектуру Екатеринодара проникает новый стиль – модерн. В качестве примеров екатеринодарского модерна укажем здания Зимнего театра (1909 г., арх. Шехтепь), водолечебницы и домов Фотиади и Каплана (1915, 1910, 1911, арх. Козлов).
Развитие архитектурной мысли привело к появлению в предреволюционные годы зачатков нового стиля - конструктивизма, сложившегося в крупных городах России уже в советское время. В Екатеринодаре в 1916 г. было построено здание почтово-телеграфной конторы (арх. Косякин), близкое к конструктивистскому решению (в сочетании с элементами модерна и неоклассицизма). Это единственное сооружение такого рода: в 20-30-х гг. теперь уже краснодарская архитектура вернулась к эклектичным формам (напр., жилой дом 1926 г.п. по ул. Пушкина, 53), а в единичных случаях - к неоклассицизму (многоквартирный дом по ул. Орджоникидзе, 69, арх. Кпюнков, 1940 г.). В 6О-70-х гг. неоклассицизм переходит в псевдоклассицизм, копирующий лишь декоративные элементы классики (в основном коринфский и композитный ордер). Ярким примером псевдоклассицизма в Краснодаре является здание центрального универмага (1955 г.).
Массовое жилищное строительство 60-80-х гг. породило архитектурный рационализм (отрицающий декор и выделение главного фасада), началось повсеместное внедрение типовых проектов многоквартирных домов. В том же направлении унификации развилась архитектура зданий школ, детских учреждений, магазинов и т.д. Комплексы подобных сооружений сформировали пространственный облик новых жилищных массивов города.
Наряду с рационалистической архитектурой в застройке Краснодара 60-80-х гг. встречаются отдельные здания, решенные в стиле а-ля "неоконструктивизм". Наиболее заметным сооружением такого рода является, несомненно, здание кинотеатра "Аврора" (1967 г., арх. Сердюков) с ясно выраженной архитектонической идеей, основанной на нетрадиционной геометризации объемов. Намного проще решено кубическое здание Дома быта (1965 г.).
В конце 80 - начале 90-х гг. интересным явлением стало интенсивное индивидуальное жилищное строительство. Соединяя в себе и откровенный рационализм, и новую, "функциональную" эклектику, и модернизм, такая застройка определяет сейчас пространственный и архитектурно-художественный облик городских окраин.
В советское время художественные стилевые идеи в краснодарской архитектуре прослеживаются нечетко, "стильные" здания единичны, застройка чрезмерно рационалистична.

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ 2

III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ.................................................................................................................... 2

НАРОДЫ ПРИКУБАНЬЯ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО НАШЕЙ ЭРЫ................................................................... 3

АНТИЧНЫЕ КОЛОНИИ НА СЕВЕРНОМ ПОБЕРЕЖЬЕ ЧЕРНОГО МОРЯ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО 3

НОВАЯ ИСТОРИЯ НА КУБАНИ.............................................................................................................................. 4

ДЕКАБРИСТЫ НА КУБАНИ.......................................................................................................................................... 5

ПАМЯТЬ ЭТОЙ ЗЕМЛИ СВЯЩЕННА........................................................................................................................ 7

ОГНЕННЫЕ МИЛИ РЫБАКОВ................................................................................................................................... 10

ЗОЛОТОЕ СОЗВЕЗДИЕ.................................................................................................................................................. 13

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ.............................................................................................................................................. 15

КОМПЛЕКСНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ...................................................................................................... 16

ГЕОЛОГО-ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: МЫСЫ, БЕРЕГОВЫЕ СКАЛЫ И КОСЫ......... 18

ГРЯЗЕВЫЕ ВУЛКАНЫ............................................................................................................................................. 19

ПЕЩЕРЫ........................................................................................................................................................................ 20

ГИДРОЛОГИЧЕСКИЕ УНИКУМЫ:ВОДОПАДЫ.............................................................................................. 21

ИСТОЧНИКИ................................................................................................................................................................ 22

ПОЛЯНА ДРУЖБЫ......................................................................................................................................................... 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. КАРТА ПРИРОДНЫХ ПАМЯТНИКОВ КУБАНИ............................................................... 24

Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие остатки жизни че­ловека у нас в крае относятся ко времени за 700-600 тысяч лет назад. Установ ть это помогла одна случайная находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного че­ловека - ручное рубило.

Климат нашего края был тогда относительно теплый. Зем­ли его отличались и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной части поражали разно­травье и продолжительность зеленого покрова. Сохранялись в то время в большей мере такие растен я, как самшит и тис. Изобиловал разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олен и и косули, зубры, медведи и барсы. Во­ды края и омывающие его моря изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а также на р. Белой. С постепенным по­холоданием климата, связанным с наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па круп ых жи­вотных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он использует пещеры, а там, где их не бы­ло, селится под скальными навесами строит простые жили­ща, обтягивая их шкурами животных. Известно много пещер­ных стоянок. Это - Большая Воронцовская пещера, Хостинские, Навалишенская, Ацинская, Лхштырская .

Орды первобытных охотников в это время жили не только по Черноморскому побережью, но и по северному склону Кав­казского хребта. На обширных степных просторах Прикубанья паслись стада мамонтов, бизо ов, оленей, диких лоша­дей и ослов. Все оци становились добыче человека. Одна из наиболее изученных стоянок - Ильская. Люди здесь жили в шалашах, укрепленных у основания камням . Мужчины занимались охотой, главным образом па зубров, же щи ы - собирательством. Съедобные растения могл надолго обеспе­чить питанием людей во время неудачных охот. Охотились всем коллективом путем облав и загонов. Орудиями бы и уже не ручные рубила, а остроконечники, скребла, кремневые ножи и наконечники копий.

В эпоху неолита (V-IV тысячелетия до нашей эры) родо­вые общины, жившие на территории нашего края, переходят к животноводству и начинают заниматься земледелием. Но окончательно земледелие зав евало себе прочное место в эпо­ху медно-каменного века (III тысячелетие до нашей эры). К этому времени относятся наиболее древние в Прикубанье земледельческие поселки. Их сравнительно недавно открыли в предгорьях южнее г. Майкопа. Одно из таких поселений находится на окраине поселка Каменномостского. Оно было ограждено каменной стеной, дома располагались вдоль стен, а центральная часть поселения служила для загона скота. Население занималось мотыжным земледелием и скотовод­ством. Охота стала иметь подсобное значение. Основные орудия труда - топоры, тесла, ножи, наконечники стрел, скребки, вкладыши для серпов и другие делались еще из камня. Медных изделий было мало.

В то время, когда скифы жили в степях Северного При­черноморья, Прикубанье и восточное побережье Азовского моря заселили племена меотов. По образу жизни, занятиям и культуре очи напоминали скифов, но принадлежали к кавказ­ской группе племен. Так же, как и у скифов, часть меотских племен, обитавшая в степных районах Прикубанья, вела ко­чевой образ жизни, разводя огромные табуны лошадей, ота­ры овец, стада крупного рогатого скота, передвигаясь с места на место в поиска новых пастбищ. В кургане у аула Уляп вместе с вождем было погребено около 500 лошадей - це­лый табун. Но основную массу населения составляли земле­дельцы. Они жили оседло в небольших поселках, располо­женных у рек и лиманов. Особенно густо было заселено пра­вобережье р. Кубани. Река с ее крутыми берегами давала надежную защиту от нападения врагов. С напольной стороны поселки были окружены земляными валами и рвами. По валу иногда возводились крепостные стены, построенные из двух рядов плетня с насыпанной между ними землей. За стенами тесно жались друг к другу маленькие глинобитные домики, крытые соломой и камышом. Жизнь на поселении начина­ ась, когда первые лучи солнца озаряли восток и ночная мгла покидала степь. В поле вы зжали пахари, пастухи гна­ли стада коров и овец, к реке спускались рыбаки, чтобы за­кинуть большие сети. Пахота производилась деревянным плугом в который впрягали несколько пар волов. Сеяли пшеницу, ячме ь, просо. Хранили зерно не в амбарах, а в ямах - зернохрани ищах. Во дворах стояли каменные руч­ные «мель ицы». Они состояли из деревянного столика с вер­тикальной стойкой и двух прямоугольных каменных плит - жерновов. Из зерен изготовляли муку и различные крупы.

Население состояло не только из земледельцев и скотово­дов, жили в поселках также и ремесленники. По временам на окраине поселка поднимались густые столбы дыма - это гон­чары начинали топить печи, в которых обжигалась посуда. И каких только сосудов не изготовляли древние мастера! Здесь были и кувшины различной формы и величины, миски, бока­лы, чаши, кружки, вазочки и др. Некоторые кувшины распи­сывались белыми и розовыми красками. Кроме гончаров, бы­ли и другие ремесленники: металлурги, кузнецы, литейщики, оружейники, плотники и столяры, кожевники и сапожники, косторезы, ювелиры. В каждом доме был ткацкий станок, на котором женщины пряли пряжу.

Иногда к поселку приплывали большие гребные суда, гру­женные различными товарами. Все население спешило на ме­сто торжища. Боспорские купцы выгружали на берег дорогие разноцветные ткани, золотые украшения и бусы, сверкающие на солнце медные шлемы и панцири и другие изделия масте­ров боспорских городов. Жители поселка предлагали в обмен кожи и меха, зерновой хлеб. вяленую рыбу и «живой» товар - рабов. Это были военнопленные, которых продавали в рабство грекам. Во главе дружины становится военачальник. Прежнее равенство в роде. племени исчезает, выделяются богатые и з атны семьи. Вождей своих они хоронят в боль­ших курганах с пышным обрядом погребения. Так же как и скифы, меоты убивали слуг вождя, его рабов и рабынь, лоша­дей и погребали в могиле вместе со своим владыкой.

Как часто в суете дней проводятся параллели между словами, задумывается ли обыватель о происхождении и значении той или иной лексемы? Памятник - это то, что призвано беречь воспоминания. Причем не обязательно ему быть рукотворным - достаточно мыслей и слов. Мы практически ежедневно проходим мимо монументов, скульптур, мемориалов, просто старинных или привлекательных с архитектурной точки зрения зданий, которые есть в любом населенном пункте. В них скрыта история поколений, нации, державы в целом. Например, таким является памятник Екатерине 2 в Краснодаре. Сегодня уже далеко не каждый знает, что этот город в прошлом долгое время назывался Екатеринодаром.

Каждый населенный пункт обладает особенным обликом, своим шармом и обаянием, манящей привлекательностью и какими-то зачастую неуловимыми чертами, благодаря которым безошибочно узнается среди других. Большому городу индивидуальность сохранить сложнее, не утратить себя в безумном ритме жизни, став безликим. Однако можно с уверенностью отметить, что это не грозит населенным пунктам, где есть памятники архитектуры. Краснодар, например, может похвастаться немалым их количеством.

Дар Императрицы и Самодержицы Всероссийской

Город Краснодар уже в самом своем названии содержит четкое указание на то, что в его истории имел место подарок. И правда, эти благодатные земли с мягким климатом и чрезвычайно удачным расположением были даром великой императрицы казакам, которые решили обосноваться на Кубани. Со временем этот город приобрел большое значение для России, а памятники Краснодара лишний раз это подчеркивают.

Так, за два с лишним века существования на территории этого населенного пункта возникло весьма значительное количество разнообразнейших скульптур. Памятники удивляют, восхищают, вызывают улыбку или слезы, одним словом, наполняют город жизнью, а его улицы - смыслом.

По следам уходящих веков

Архитектурные памятники Краснодара - это не просто те или иные здания, имеющие определенную культурную, эстетическую ценность, но и один из ликов этого населенного пункта, который открывается тем, кто умеет видеть и читать между строк. Здесь много сооружений различного характера, которые были построены в XIX-начале ХХ в. Они пережили революцию и немецкую оккупацию, непростые годы становления и развития СССР. Есть и много достопримечательных сооружений советского периода. Каждая эпоха делает свой след в виде зданий и памятников.

Культовые сооружения

Среди сонма сооружений различных конфессий особенного внимания заслуживает большой храм в городе - Свято-Екатерининский кафедральный собор, окончательно завершенный столетие назад и сохранивший сквозь все лихолетья свои купола, освящающие Краснодар. Также стоит обратить внимание на войсковой собор Александра Невского, который прозвали белым храмом за чистейшие каменные стены, устремленные ввысь, к золоту шпилей. Необычно закругленной формой здания притягивает взгляды недавно построенный в Краснодаре святого Либория.

Памятники Краснодара, принадлежащие обществу

Не менее примечательны и здания женского епархиального училища и кубанской общины сестер милосердия. В первом случае на рубеже веков возник уникальный проект с необычной узорчатой каменной кладкой, шикарной лепниной на фасаде и потрясающими витражами вместо привычных стекол. Обитель общины представляла собой образец стиля модерн, воплощенный в красном кирпиче с кованой ажурной лестницей. Совершенно новым архитектурным решением было и Мариинское училище благородных девиц, построенное по проекту архитектора Косякина и ставшее одним из красивейших краснодарских сооружений.

Настоящим украшением дореволюционного города была и гостиница «Централь», удивлявшая всех своей легкостью, нарядностью, особенной воздушной красотой. А вот дом инженера Батырбека Шарданова считали зданием с излишествами, однако разве можно отвести взгляд от лепнины и элементов в стиле барокко, рельефных изображений крылатых львиц и шлемовидного купола? Такие здания восхищают своей привлекательностью и притягивают к себе взоры прохожих.

Можно назвать шедеврами некоторые местные памятники архитектуры. Краснодар, благодаря им, надолго остается в мыслях гостей города и туристов. Можно еще отметить построенную перед революцией почтово-телеграфную контору. Теперь в этом здании находится уникальный Музей почты и центральное ее отделение. Нельзя пройти мимо комплекса построек и войсковой богадельни.

Еще одна достопримечательность - Башня Шухова. Это уникальная по своей конструкции водонапорная вышка. Построена она в Краснодаре в конце 30-х годов. Именно она смогла вдохновить Алексея Толстого на великолепный роман о гиперболоиде инженера Гарина.

Естественная красота

Памятники Краснодара - это не только скульптуры и здания, но и сама природа. Ведь город расположен в уникальной местности. Обилие зелени во всех ее проявлениях делает его весьма привлекательным для тех, кто любит прогулки в тишине и уединении, в гармонии с природой. Так, старейший городской парк имени Горького славится своими дубами, насчитывающими не одну сотню лет, а также редкими растениями, например гинкго.

Ботанические сады также могут рассчитывать на звание «Памятники природы Краснодара». Например, ботсад, принадлежащий Кубанскому государственному аграрному университету, собрал на своей почти 4-гектарной территории более 1700 видов растений из различных уголков планеты, причем часть из них включена в Красную книгу. Это очень тихое и спокойное место с практически ручными белками и вольерами для птиц пользуется неизменной популярностью у тех, кто умеет ценить естественную красоту флоры и фауны.

Наилучшее время для посещения дендрария, которым ведает Кубанский государственный университет, - пора цветения редких лотосов, желтого и орехоносного. Кроме того, здесь есть и серьезная база для научных исследований. Посмотреть, как распускаются бледно-розовые кувшинки, можно на небольшом озере возле маленького храма, расположенного на окраине Краснодара.

Кроме того, интерес представляют более чем столетняя Чистяковская роща с веревочным городком - настоящей находкой для маленьких непосед, парк «Солнечный остров» с приватным зоопарком, открытый несколько лет назад парк «Рождественский» с барбекю-зоной.

В память о Воине-освободителе

Как в годы существования так и непосредственно уже в Российской Федерации памятники Краснодара пополнялись новыми экземплярами, призванными почтить тех, кто пал во время боевых действий либо стал жертвой террора.

Годы Второй мировой - одни из самых трагических в истории страны. Забывать их нельзя, а напоминания будут нелишними. Самым первым стал обелиск «Героям битвы за Кубань», который был воздвигнут уже в последние дни войны на средства казаков одной из станиц. Неудивительно, что памятник представляет собой летящего на коне всадника с саблей. К 20-летию разгрома фашистов на площади Победы установили монумент в честь воинов-освободителей.

Нашлось место и для мемориальных комплексов. Так, на территории вот уже почти 40 лет расположена скульптурная композиция, воплотившая собирательный образ всех замученных оккупантами краснодарцев, число которых перевалило за 13 тысяч.

Военно-братский открытый в 1985 году, повествует о тех тысячах павших воинов Страны Советов, которые были похоронены на городском кладбище Краснодара.

Белая гвардия

Кровавым вихрем по России пронеслись годы Гражданской войны. Не прошли они и мимо Кубани, что тоже нашло отражение в памятниках. Так, в 1967 году был открыт монумент во славу воинов Красной Армии, изгнавшей из города белогвардейские войска.

В те годы полярность была очевидной: красные - хорошие, белые - плохие. Однако кубанское казачество в полной мере никогда не поддерживало коллективизацию и прочие нововведения Советской власти. Поэтому среди населения было достаточно много погибших людей, которые воевали на стороне противников революции. Разумеется, все они были забыты, и упоминать их имена запрещалось. Лишь только в современной России, в 1998 году, установили обелиск как дань памяти всем кубанцам, которые пали жертвами Гражданской войны, вне зависимости от их политических убеждений.

Памятники г. Краснодара, посвященные воинам, отдавшим свои жизни вдали от родины

Около трехсот жителей Кубани не вернулись из Афганистана живыми. И в память о них в городе установили монумент Сынам Кубани, павшим в Афганистане. В основу его концепции лег символ самолета, который и возвращал на родную землю погибших. Этот памятник и по сей день является местом сбора «афганцев», которые приезжают со всего Краснодарского края почтить своих боевых товарищей.

Кроме того, существует и мемориальный комплекс, состоящий из храма-часовни святого великомученика и покровителя воинов Димитрия Солунского, а также памятной арки. Он посвящен кубанцам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в военных операциях в Чечне, Абхазии, Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье. Не забыли и о жертвах терактов в Москве, Буденновске, Дагестане, Волгодонске, Буйнакске.

Аллея славы

К двухсотлетию победы в Отечественной войне 1812 года приурочили и открытие Аллеи славы, расположенной в Мариинском сквере. Она стала данью памяти в первую очередь тем героям, которые принесли России победу над Францией: Кутузову и Багратиону, Барклаю де Толли, Ермолову, Ушакову, Давыдову, Воронцову, Гудовичу, Раевскому. Органично вписался сюда и бюст светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. Его светлость хоть и не имеет отношения к Отечественной войне, но оставил неизгладимый след в истории. Имеется и памятник Суворову в Краснодаре - бронзовый бюст великого генералиссимуса, установленный еще в 2004 году на месте одной из линий укреплений. В какой-то степени именно этот монумент символизирует собой Краснодар, поскольку Суворову принадлежит заслуга окончательного присоединения Кубани к России.

Отдельные личности

В числе городских достопримечательностей много разнообразных памятников, запечатлевших того или иного деятеля или вымышленного персонажа. В частности, в наследство от СССР остались фигуры и бюсты К. Маркса, Г. Димитрова, В. Ульянова-Ленина. Особенно повезло последнему, поскольку изображение вождя мирового пролетариата есть практически в каждом населенном пункте Российской Федерации. Не исключение и Краснодар. Памятник Ленину, установленный в городе в 20-х годах, является творением скульптора К. А. Дитриха. Этот монумент входит в число самых первых скульптур, посвященных вождю пролетариата, которые были сделаны в СССР.

Имеется в городе и монумент - дань уважения великому поэту. Памятник Пушкину в Краснодаре расположен неподалеку от одноименной библиотеки. Установку его приурочили к двухсотлетнему юбилею со дня рождения поэта, поскольку народная любовь и уважение к нему не ослабевают. Чеканный бронзовый профиль, горделивая осанка - именно таким предстает Пушкин перед гостями и жителями столицы Кубани.

Первый памятник Екатерине 2 в Краснодаре был возведен еще в 1907 году и стал своеобразной благодарностью от казаков за подаренные земли. Однако жизнь у монумента была недолгая: с приходом новой власти уже в 1920 году фигуру императрицы отправили на переплавку и благополучно забыли о ее существовании. Долгий путь к восстановлению был начат в начале нулевых, и вот в 2006-м памятник Екатерине Великой вновь торжественно открыли. Отлитый по старым чертежам, он изображает правительницу мудрой и по-настоящему величественной, в окружении верного Потемкина и, конечно же, атаманов Черноморского казачьего войска: Антона Головатого, Захария Чепеги и Сидора Белого.

По мотивам фильмов и картин

Один из наиболее любопытных экземпляров - памятник в Краснодаре Шурику и Лидочке. Это герои популярной комедии советских времен. «Вечные студенты» не иначе как призваны напоминать учащимся ныне в стенах расположенного неподалеку Кубанского технологического университета о важности образования. Нашел свое воплощение в бронзе и великий комбинатор - краснодарский вариант Остапа Бендера расположен рядом с Золотым теленком.

Памятники города Краснодара включают в себя еще одну достопримечательность - скульптурную композицию запорожцев, пишущих письмо турецкому султану. Она создана по мотивам картины И. Е. Репина. Кстати, рядом с казаками осталось свободное место, и каждый гость города может присесть и сфотографироваться с запорожцами.

О достопримечательностях столицы Кубани можно рассказывать и писать если не бесконечную историю, то весьма продолжительную. Однако лучшим решением будет не просто читать написанные кем-то строки, а увидеть их воплощение в режиме реального времени. Посетите Краснодар, прогуляйтесь по его зеленым улочкам, насладитесь красотами города. И обязательно сходите в местные музеи, не оставьте без внимания живописные скверы, парки и аллеи. И, конечно, памятники города заслуживают к себе самого пристального внимания. В Краснодаре никому не будет скучно, всегда есть куда сходить и что посмотреть.

Уникальность Кубани, это не только ее природные условия - прекрасный климат и множество природных ландшафтов - степей, лесов и горных вершин, покрытых вечными снегами, бурных и равнинных рек, теплых морей и самых субтропиков.
Есть на нашей Кубани и такие уникальные древние памятники культуры, которые в России не найти больше нигде. Только здесь, в Краснодарском крае, вы можете встреть следы древнегреческой культуры, не покидая пределы нашей страны. Подобные памятники прошлых веков есть еще и в Крыму, но это уже, как ни печально, не Россия.
Итак, только наш край остается обладателем культурных ценностей древней Эллады,
Одним из таких уникальнейших исторических памятников является античный город Горгиппия, расположенный на месте современной .
В отличие от других крупных городов Северного Причерноморья, расположенных на землях Керченского и Таманского полуостровов, - Ольвии, Херсонеса, Пантикапеи, - Горгиппия стала раскапываться сравнительно недавно. Только с 1960 г. в Анапе постоянно начинает работать экспедиция Института археологии АН СССР.
Древняя Горгиппия вместе с некрополем находится под самым центром современного курорта Анапы. Бурное строительство многоэтажных жилых домов в городе позволило производить раскопки древнего поселения на широких площадях, что превратило ранее малоисследованный объект в памятник высокой культуры.
Греческое поселение на берегу Анапской бухты возникло во второй половине 4 в. до н.э. Сначала оно занимало совсем небольшую площадь около современной гостиницы "Анапа". Скорее всего, это был независимый полис. На рубеже 5 и 4 вв. до н.э. Анапский полис вошел в консолидацию других, подобных ему, которую возглавил Пантикапеи. Это был фундамент Боспорского государства. В Первом веке до н.э. Боспор входил в состав обширного Понтийского царства, но в первые века н.э.он оказался в зависимости от Римской империи.
Вместе с Боспором Горгиппия пережила несколько разрушений, которые сменялись периодами расцвета и процветания. Этому способствовали плодородные земли, прилегающие к городу, на которых выращивался знаменитый виноград, а также удобная и тихая бухта, мягкий и теплый климат. Наибольшего подъема город достиг во 2 в. н.э.


Горгиппия обладала четко организованной сельской территорией, которая кормила его, обеспечивала производство товарного хлеба. Зерно вывозили в Афины и другие города Средиземноморья. В городе находился порт, а судовладельцы были объединены в союз. Жители города поклонялись всем известным в античном мире богам. Но наиболее почитаемым богом у них был, конечно же, Гермес - бог торговли. В честь его проводили игры со спортивными состязаниями. Для обучения юношей в городе был свой гимназий.
Планировка Горгиппии была заложена в 4, в. до н.э., она имела все элементы радиальной сетки. Город имел перестраивавшиеся оборонительные стены, торговый комплекс с подвалами - хранилищами. Все основные постройки города возводились с применением ордера. Что интересно, так это то, что в архитектуре общественных и жилых зданий использовались все основные ордера той эпохи: помпезный и самый парадный - коринфский, и более строгий и в меру изысканный - ионический, и со¬всем аскетический, простой и прямой - дорический ордер. С чем все это было связано? Почему такой разброд стилей и вкусов? Все просто: переход из одной эпохи в другую. Но люди не ощущали этого рeбежа. Они жили по законам своего времени: что красиво и рационально - то приемлемо для жизни.
Две с половиной тысячи лет назад там, где мы купаемся в теплом и ласковом море, жили не только для того, чтобы выжить, но и сделать свою жизнь достойной и красивой.
Мы с вами, живущие на этой земле, должны помнить и знать "древний город."

М. А. Аверьянов