Образ и характеристика Швабрина из повести «Капитанская дочка» Пушкина. Характеристика героя Швабрин, Капитанская дочка, Пушкин. Образ персонажа Швабрин Какие человеческие качества швабрина

Образ Швабрина в повести весьма выпукло обрисован, он не оставляет никаких белых пятен, возможностей «додумать, дописать» его биографию. Подробная характеристика Швабрина дается в момент прибытия Гринёва на службу. «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Он как будто бы рад новому товарищу. «Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел».

Алексей Иванович – образованный молодой человек, знающий языки, вольнодумец, с небольшим послужным списком поручика, со своими собственными представлениями о добре и зле. Ему кажется, что он не совершает ничего особенного, но, добиваясь расположения Маши, переступает черту порядочности и здравомыслия. Какая, скажите, девушка пойдет замуж за человека, который грозится взять ее силой?

Швабрин сослан в отдаленный гарнизон за вспыльчивый нрав и участие в дуэлях. Очень скоро он увидит в Гринёве соперника за сердце Маши, решится на то, чтобы оклеветать ее. Но он не ожидает такого отпора. Конфликт нарастает, он закончится дуэлью и тяжелым ранением Петра.

Дальнейшее поведение потерпевшего фиаско на личном, любовном фронте не выходит из однажды заданных рамок. В самый тяжелый, кульминационный момент повествования Швабрин предает коменданта крепости, переметнувшись на сторону Пугачева. Таким образом, нарушает присягу. Изменник вознагражден: теперь он верховодит в Белогорской крепости.

Впоследствии Швабрин препятствует спасению Маши, еще позднее пишет донос в следственные органы о сотрудничестве сослуживца с бунтовщиками. Но беспорядочные и хаотические действия по выгораживанию себя и очернению вечного соперника цели не достигают: Гринёв любит и любим, он оправдан императрицей, а интригана и предателя ждет каторга.

В значительной степени образ Швабрина в повести Капитанская дочка написан яркими, во многом «язвительными» красками, что напрямую указывает на отношение автора к подобному типу людей. Недостойное офицера и мужчины поведение лишь сильнее оттеняет благородство и непогрешимость главного героя повести, вознагражденного за усердие, стойкость, бескорыстие.

Соглашаться на компромиссы там, где этого делать нельзя, идти на сделку с совестью, искать обходные пути, писать подметные письма, плести интриги, другими словами, губить собственную душу – это выбор самого Алексея. Так считает автор, и в своих суждениях он достаточно прямолинеен. Лишь однажды, в самом конце повести, мы услышим сочувственные нотки в речах Петра Гринёва. Он отдаст должное подследственному в кандалах, ведь на допросах тот ни разу не упомянул имени Маши Мироновой.

Тест по произведению

Характеристика Швабрина из «Капитанской дочки» - сочетание качеств, которые чужды порядочному человеку. Этот герой в повествовании присутствует неслучайно, впрочем, как и другие образы пушкинской повести. Он противоположность Гриневу - герою, символизирующему честь и достоинство русского офицера.

Внешность

Характеристику Швабрина из «Капитанской дочки» следует искать в самом тексте произведения. Что автор говорит о своем персонаже? Характеристика Швабрина из «Капитанской дочки» начинается с описания внешности.

Впервые об этом человеке Петр Гринев слышит за обедом в доме Мироновых. Швабрин в крепости уже пятый год. Сюда он был направлен за смертоубийство, к которому привела дуэль. Об этом молодой офицер узнает от Василисы Егоровны, одной из героинь повести «Капитанская дочка». В характеристике Швабрина такая деталь из его биографии играет не последнюю роль.

Он невысок ростом, смугл, отменно некрасив. У Алексея Ивановича Швабрина живое лицо, он остроумен, умеет создать приятное впечатление. Он отнюдь не глуп, в чем убеждается главный герой уже в день знакомства с офицером. Швабрин с удовольствием рассказывает Гриневу об обитателях крепости, он описывает семейство коменданта, местные традиции. Более полная характеристика Швабрина в повести «Капитанская дочка» - в описании кульминационных событий, а именно при захвате крепости. Но прежде чем рассказать о том, как Швабрин воспринял нападение Пугачева, стоит упомянуть о Маше. А точнее, об отношении героя к капитанской дочке. Краткая характеристика Швабрина дается автором уже в третьей главе. Он клеветник, интриган, завистник.

Маша Миронова

С первого взгляда она не понравилась Петру. Он смотрел на нее с некоторым предубеждением. Чем же не понравилась Маша главному герою «Капитанской дочки»? Швабрин, в характеристике которого присутствует такая неприятная черта, так любовь к сплетням, при первой встрече рассказал Гриневу об обитателях крепости. Машу он представил совершенной дурочкой. Поскольку молодой офицер был рад знакомству со Швабриным (как мы помним, он оказался в захолустье против своей воли), первоначально верил каждому слову этого человека.

Позже Гринев познакомился с Машей и обнаружил, что эта девушка рассудительная, умная. Швабрин очернил Машу, потому как был влюблен в нее. Таким образом он хотел оградить ее от прочих ухажеров. Примечательно, что капитанская дочка, как позже узнал Гринев, когда-то отвергла Швабрина. Несмотря на юный возраст, она почувствовала гнилую душонку этого человека, который не имел права носить звание русского офицера.

Сплетник

Швабрин оговорил не только Машу. Он рассказывал Гриневу, человеку, незнакомому с семьей коменданта, небылицы, совсем не беспокоясь о том, что в них не было ни тени правдоподобия. Так, он поведал Петру, что гарнизонный поручик, Иван Игнатьич, якобы состоит в непозволительной связи с капитанской женой.

Гриневу приходилось общаться со Швабриным каждый день. Но со временем беседы с этим человеком становилась для него все более неприятными. Неприличные шутки в адрес семьи коменданта коробили Петра. Он уже успел с ними познакомиться, и ничего кроме симпатии чета Мироновых не вызывала. Особенно болезненно он воспринимал колкие замечания о Маше.

Склочник

Причина поединка, конечно же, не в жесткой критике поэтических способностей главного героя. Дело в том, что стихотворение было посвящено Маше. Швабрин, догадавшись, кому адресовано это произведение, продемонстрировал небывалую даже для себя желчность. Сперва он раскритиковал стихотворение. А затем девушку, которой оно было посвящено. Причем Алексей Иванович обвинил Машу в продажности. Этого уже Гринев не выдержал и назвал своего оппонента мерзавцем. Тот, будучи уверенным в неумении Гринева драться на шпагах, вызвал его на дуэль.

Подлый человек

Уроки легкомысленного француза-гувернера не прошли даром. Гринев умел хорошо фехтовать. Швабрин об этом не знал, иначе не вызвал бы Петра на дуэль. Поединок мог бы закончиться победой главного героя. Однако неожиданно появился Савельич и отвлек Петра. Швабрин, воспользовавшись ситуацией, нанес своему противнику удар, который мог бы оказаться смертельным.

После выздоровления Гринев простил Швабрина, оговорившего Машу. Однако тот затаил злость. Характерная черта Швабрина - подлость. Он часто действовал исподтишка. В то время как Гринев лежал в горячке, он написал его отцу анонимное письмо.

Предатель

Кульминация повествования - появления Пугачева. Об этом событии идет речь в шестой главе «Капитанской дочки». Пушкин характеристику Швабрина дал именно в этой части произведения. Он, а точнее, главный герой, выступающий в роли рассказчика, здесь мало размышляет о Швабрине. Происходят события куда более страшные, нежели предательство офицера.

В предыдущих главах Швабрин показан сплетником, просто неприятным человеком. Но склочник - это еще не предатель. Как только появляется Пугачев, Швабрин переходит на его сторону. Он совершает преступление против офицерского долга, чести, нравственности. Это уже не просто мелкий пакостник, распускающий сплетни. Швабрин - предатель, причем властолюбивый. Пользуясь своими привилегиями, он пытается принудить Маша выйти за него замуж.

Трус

Швабрина арестовывают. Возможно, другой преступник на его месте раскаялся бы. Но с бывшим офицером Алексеем Ивановичем ничего подобного не происходит. Он дает показания против Гринева, и в них, конечно, нет ни слова правды. Петра спасает Маша. Она, как и главный герой, следует простой, старой истине о том, что честь нужно беречь смолоду. Для Швабрина таких понятий, как долг, честь не существует.

Отрицательный или положительный герой Швабрин? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим характеристику Швабрина из «Капитанской дочки» Пушкина. На самом деле, коротко говоря, Алексей Иванович Швабрин является противоположностью Петра Гринева и сочетает в себе набор качеств, чуждых порядочным людям. Тем не менее это ключевой персонаж повести, и обсудить его характеристику крайне важно, если мы хотим до конца понимать главную идею Пушкина.

Что мы знаем о внешности Швабрина?

Начнём характеристику Швабрина именно с внешности. Если внешность некоторых литературных героев в тех или иных произведениях намеренно не описывается, потому что автор преследует определенные цели, то что касается Швабрина - Пушкин нам его представляет.

Гринев услышал о Швабрине, когда обедал у Мироновых. Сам Швабрин уже несколько лет служит здесь, и направили в крепость его после дуэли. Его рост невысокий, сам по себе он смуглый и некрасивый. Однако это человек с живым лицом, весьма остроумный, далеко не глупый, и к тому же может представить себя в выгодном свете, когда это необходимо. Швабрин с радостью поведал Гриневу о людях, которые живут в крепости, в частности, о коменданте и его домашних. Описал Швабрин и особенности местного уклада.

Швабрин - кто он?

Например, в первые же дни знакомства Швабрин выставляет в разговоре с Гриневым Машу в таком свете, что складывается впечатление, будто она просто дурочка. А Гринев наивно верит словам своего нового приятеля, поскольку тот первоначально вызвал у него симпатию. Однако Гринев со временем разобрался и понял, что Маша совсем не такая, а его приятель просто старался очернить девушку. Этот случай многое говорит о том, какую характеристику Швабрину можно смело дать. Интересно, что Маша ранее дала отказ Швабрину, почувствовав подлую сущность этого человека.

Но сплетничал Швабрин не только о Маше. Он умудрился рассказать Петруше, который еще был толком не знаком с Мироновыми, много полуправды о их семье и близких им людях. Например, про гарнизонного поручика Ивана Игнатьича он сказал, что тот имеет непозволительную связь с женой капитана.

Эти факты свидетельствуют о том, что характеристика Швабрина весьма отрицательная. Да, Гринев был вынужден видеться со Швабриным ежедневно, но вскоре все неприятнее для него становилось общение с Алексеем Ивановичем, а его неприличных шуток он уже просто не переносил.

Ссора Гринева и Швабрина

Итак, негатив Петра Гринева на Швабрина копился все больше и больше. Надо понимать, что Петр проникся симпатией к семье коменданта, и, конечно, очень расположен был к Маше. Поэтому неудивительно, что колкости Швабрина о Маше вызывали раздражение. Наконец, произошел случай, который привел к ссоре молодых людей. Рассмотрим его ниже.

Петру нравилось писать стихи, и часто в свободное время он сочинял. Как-то раз он написал строки, которые хотелось кому-то прочесть, и Гринев прочитал стихотворение Швабрину. Однако тот отреагировал очень неожиданно: взяв листы с сочинением, Швабрин принялся критиковать поэта и злорадствовать. Это положило начало ссоре, а затем привела к дуэли. На самом деле Гринев посвятил стихотворение Маше Мироновой, чего Швабрин не мог стерпеть. Более того он высказал в ее адрес грубое обвинение. Отметим, что хотя Швабрин подло нанес Гриневу удар, тот потом выздоровел и простил Алексея. Но Швабрин не оценил благородства Петра, и внутри у него желание отомстить за все осталось.

Выводы о характеристике Швабрина в повести "Капитанская дочка"

По приведенным выше случаям видно, что Швабрин - подлый человек, завистливый и злобный. Вспомните, какой неприглядный поступок совершил он, пока Гринев оправлялся от раны: Швабрин отправил отцу Петра письмо без подписи, чтобы сделать очередную гадость.

Ко всему прочему Швабрин оказался трусом и предателем, что следует из дальнейших событий, когда появился Пугачев. Благодаря такому персонажу, как Швабрин, читатель может не только на контрасте увидеть благородство и мужество Петра Гринева, но и сделать определенные выводы, какие качества не должны быть у человека и чему, наоборот, стоит поучиться.

В этой статье была представлена характеристика Швабрина из "Капитанской дочки" Пушкина. Возможно, вас также заинтересуют статьи

Меню статьи:

Без образа Швабрина роман Пушкина «Капитанская дочка» был бы лишен уверенности в торжестве справедливости. Именно благодаря этому герою мы можем вполне оценить благородство Гринева и истинность любви Маши.

Происхождение и род занятий Швабрина

Алексей Иванович Швабрин – человек аристократического происхождения. Его семья была богата и влиятельна в аристократических кругах.

Алексей Иванович подобно всем дворянам получил хорошее образование, он знал несколько иностранных языков и отличался незаурядным умом.

Предлагаем ознакомиться с в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Как и большинство молодых людей, Швабрин выбрал карьеру военного. Свою военную стезю Алексей Иванович начал в элитных войсках – в гвардии. Вначале его служба не была затруднительна, но безрассудство Алексея Ивановича все погубило.

Несмотря на запрет дуэлей, Швабрин все же пренебрегает официальным запретом. Дуэль для него закончилась вполне успешно, чего не скажешь про его оппонента-поручика. Полученная рана привела его к гибели. О факте дуэли стало известно и Швабрина, в качестве наказания, отправили в Белогородскую крепость, где он прослужил уже около пяти лет: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».

Внешность Швабрина

Алексей Иванович не отличался приятной внешностью – он был невысокого роста, лицо его было абсолютно некрасивым, трудно было выделить хоть какие-либо приятные черты лица, лицо его отличалось мимической живостью, что еще больше отталкивало. Кожа его имела темный цвет, под стать волосам. Волосы – это, пожалуй, одна из немногих вещей, которые были привлекательны в Швабрине – они были насыщенно черного цвета и красиво обрамляли его лицо.

После захвата Пугачевым крепости внешность Швабрина существенно поменялась – он сменил привычный костюм на казацкую одежду, отпустил бороду.

Арест официальными властями также отразился на его облике – некогда красивые волосы стали седыми, а борода его сбилась и утратила свою привлекательность. « Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

В целом же его внешность соответствовала человеку ожидающему приговора – он был подавлен и обескуражен.

Характеристика личностных качеств

Алексей Иванович обладал крайне вспыльчивым характером, что неоднократно становилась причиной его несчастий. Несдержанность по отношению к поручику лишила его возможности беззаботно служить в элитных войсках. Вспыльчивость по отношению к Гриневу стала причиной перехода на сторона повстанцев и, как следствии, каторги.

В целом же Швабрин – неглупый человек, он наделен сообразительностью и смекалкой, но в моменты эмоциональной нестабильности его умственные способности отходят на задний план – эмоции решают все. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».

Алексей Иванович – нечестный человек. В его привычки входит обман людей и клевета. Порой он это делает из-за скуки, порой, чтобы получить какую-либо личную выгоду.

Так или иначе, это отталкивает окружающих от Швабрина – никому неохота общаться с дерзким и коварным человеком.

Швабрин и Гринев

Появление Гринева в крепости привнесло некоторое оживление в ее сонную и скучную жизнь. Служащих здесь было не так уж и много, поэтому проблем с выбором компании для времяпровождения не возникало. Гринев говорит о Швабрине: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Благородный и добрый Гринев сумел расположить к себе всех в крепости, в частности дочку коменданта – Машу. Съедаемый ревностью, Швабрин ту же вызывает молодого противника на дуэль. Швабрин практически был убежден в своей победе – он считал, что человек такого возраста как Гринев не может обладать исключительными способностями к фехтованию, но оказалось все наоборот – случайность решила ход поединка –

Не избавившись от противника на дуэли, Швабрин прибегает к коварству. Он пишет анонимное письмо отцу Гринева о произошедших событиях. Алексей Иванович рассчитывает на то, что разгневанный отец заберет сына из крепости и путь к возлюбленной Маше опять будет свободен, но этого не случается. Швабрину пришлось затаиться и ждать более подходящего случая.

Спустя некоторое время такая возможность возникла – после арестов участников восстания, к которым принадлежал Алексей Иванович, начались судебные разбирательства. Как раз здесь Швабрин и вспоминает о своей давней обиде на Гринева и приписывает ему игру на два фронта. Однако и на сей раз надежды Швабрина не осуществились: благодаря Маше Гринев был помилован императрицей.

Швабрин и Марья Ивановна Миронова

Алексей Иванович Швабрин по своей натуре был человеком влюбчивым. Оказавшись в крепости, он тут же заприметил симпатичную девушку – дочку коменданта крепости. Марья Ивановна не отличалась исключительной красотой, вряд ли она смогла бы конкурировать с первыми красавицами, но все же обладала приятными чертами лица. Со временем Алексей Иванович начинает проявлять к девушке интерес. Ему кажется, что если он и не вызовет симпатию у Марьи, то ее родители убедят девушку ответить взаимностью – семья Швабрина обеспечена, а Мироновых – влачит жалкое существование на грани нищеты.


Скорее всего Швабрин не испытывает истиной любви к девушке – для него это игра, развлечение. Марья осознает это и поэтому сторонится бесчестного и малопривлекательного человека, чем вызывает негодование и раздражение у Швабрина. Появление в крепости Гринева еще больше накалило отношения между Алексеем Ивановичем и Марией Ивановной. Миронова влюбляется в милого и доброго юношу, а Швабрин не в силах порадоваться их взаимному чувству, а все время старается найти способ отстоять свое призрачное право на любовь девушки. Попытки Швабрина ни к чему хорошему не приводят: Маша только сильнее убеждается в его бесчестности и лицемерии.

После захвата крепости повстанцами Швабрин запирает девушку и морит ее голодом – он надеется, что таким способом сможет сломить ее и получить желаемое, но Марье помогают спастись, а Алексей Иванович остается ни с чем.

Швабрин и Пугачев

Переход Швабрина на сторону повстанцев кажется нелогичным и абсурдным. Ему как представителю аристократии, богатому и состоятельному человеку поддержка мятежа – абсолютно ненужное и неоправданно рискованное дело.


Первая объективная мысль, которая объясняет такой поступок – это страх за свою жизнь. Пугачев и повстанцы очень категоричны с людьми, не желающими им служить, но, как показывает дальнейшее развитие событий, Швабриным не только руководствовало желание остаться в живых. Швабрин пренебрежительно относился к чужим жизням, но расставаться со своей не спешил. Увидев, как решительно повстанцы расправляются с непокорными, Швабрин дает присягу верно служить Пугачеву.

Он преданно служит ему и его делу – подстригается на манер казаков и облачается в казацкую одежду. Швабрин ведет в компании с повстанцами себя свободно и не скованно, он настолько вжился в роль, что сложно узнать в нем аристократа.

Вполне вероятно, что такое поведение Швабрина было всего лишь игрой на публику – вряд ли такой человек, как Алексей Иванович, истинно разделял взгляды и желания Пугачева.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме “Евгений Онегин” А. С. Пушкина.

Особого доверия образ Швабрина не вызывал у Пугачева – Алексей Иванович был предателем, перешедшим на его сторону. Факт предательства должен был насторожить Пугачева и поддать сомнению искренность его намерений, но, несмотря ни на что, Пугачев делает Швабрина новым начальником крепости, вполне вероятно, что на этот выбор повлияло военное прошлое Швабрина.

Таким образом, негативный образ Швабрина становится фоном для отображения поступков и характеристик других персонажей. А.С. Пушкин с помощью противопоставления добивается яркого изображения важности моральности и добропорядочности. Алексей Иванович Швабрин все время был бесчестным, алчным человеком и в результате пострадал за свою вспыльчивость, злобу и корысть – за причастность к деятельности мятежников его отправляют на каторгу.

Литературно-критические замечания о «Капитанской дочке»

Читая «Капитанскую дочку», осуждая поведение Швабрина, читатель – наверняка – не задумывается о том, что это произведение по-своему уникально в русской литературе. Проблема художественного психологизма – одна из самых сложных и наименее исследованных. Возникла эта проблема, собственно, вместе с литературой и, следовательно, прошла в своем развитии ряд этапов. В 20–30 годы XIX века русская литература уже приобрела настоящую зрелость. Прежде всего – в творчестве Пушкина, который, таким образом, стал учредителем русской литературы. Художественность нашла наиболее полное выражение в создании характеров – как наиболее устойчивых, многогранных и динамических психологических структур, воплощая неповторимость индивидуальности. Именно на этой почве завершилось оформление психологизма как одного из ведущих принципов отражения. Это произошло в тесном взаимодействии с романтизмом и критическим реализмом. Ведь их пафос заключался прежде всего в отображении человеческой индивидуальности, в утверждении ее самостоятельности, в показе ее расцвета и вместе с тем увечий, причиненных социально-историческими условиями жизни.

Итак, надо полагать, что в российской литературе первой половины XIX века существовали по меньшей мере три формы психологизма. Прежде всего это тот психологизм, который возник, когда предметом литературы считался человек вообще, и над писателями еще тяготели в той или иной степени догмы нормативной поэтики. Однако здесь противопоставлялись уже не «высокое» и «низкое», а «чувствительность» и «холодность»…

Пушкинские слова в контексте психологизма

Основной же была и форма психологизма, которая возникла с признанием ценности человеческой индивидуальности. Это способствовало тому, что психологизм окончательно превратился в один из ведущих принципов литературы (да и культуры, пожалуй), наряду с гуманизмом. Тогда в общественной психологии как раз происходили коренные изменения в связи с пробуждением в обществе самосознания, с появлением аналитического подхода к существующему образу жизни. К этой форме психологизма все больше приходили писатели 20-х и особенно 30-х годов.

«Капитанская дочка» – последнее слово автора. Начал же наш писатель свой творческий путь, когда в литературе непосредственно воспроизводился процесс пробуждения общественного самосознания, а с этим – и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так, нашло отражение «бытовое свободомыслие», по словам Юрия Лотмана, которое ярко проявилось в «буйстве», а также «гусарство», «эпикуреизм», романтическое мироощущение и т. д. Все это – разные проявления самоутверждения личности. И именно с этой точки зрения трактует герой пушкинского произведения такие формы психики как «характер» и «страсть».

Таким образом, психологизм окончательно оформился как принцип отражения в связи с воспроизведением особого состояния общественной психологии: пробуждение самосознания личности и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так возникла и та форма, которая достигла наивысшего развития в произведениях Пушкина и Гоголя. Конечно, реализовалась эта форма у этих авторов по-разному, ведь Пушкин и Гоголь придерживались далеко не одинаковых концепций гуманизма и к тому же имели дело с разным жизненным материалом. С распространением рефлексии, в частности скептицизма, начался переход к новой форме психологизма, которую открыл уже Лермонтов. Следующий шаг – это психологизм Достоевского и Толстого… А, как видим, начинается все во многом именно с Пушкина.

Современные рецепции «Капитанской дочки» и образа Швабрина

Выше мы проанализировали образ Швабрина изолированно. Однако нельзя не признать факта, что литература – это череда рецепций и перевоплощений. Так, мы предлагаем оригинальный взгляд на то, как образ Швабрина перекочевал в современную литературу. В частности, речь идет о творчестве Виктора Пелевина. В своем романе Пелевин использует сюжетный ход пушкинской «Капитанской дочки», а именно – дуэль Гринева со Швабриным. Дуэль эта происходит через сердечный стих к Маше, написанный влюбленным Гриневым и высмеянным Швабриным. В пелевинском «Ампире В» дуэль самом деле проходит в стихах, разных по жанру. Митра пишет подхалимский мадригал, Рома-Рама – инвективу социально-политического звучания.

У Пушкина и Пелевина тщательно описываются правила дуэли как рыцарского кодекса чести («Капитанская дочка») и как его вербальной имитации («Ампир В»). Дуэль (борьба между героями за сердце Маши в «Капитанской дочке») и спор за приверженность Геры (в «Ампире В») становится поводом для дальнейших самохарактеристик героев. Швабрин, как и Митра, обнаруживает низость и подхалимство. Гринев, как и Рома-Рама, обнаруживает, в свою очередь, историческую проницательность, мудрость, честность, патриотизм. Историческая проницательность героем Пелевина продолжает пушкинские размышления о причинах русской национально-исторической «неидентичности», несоответствия самим себе на различных этапах социального развития. Мысли о трагических последствиях российского исторического хаоса, в основе которого лежат «насильственные потрясения», продолжает почти два века герой постмодернистской эпохи Рома-Рама. Итак, «вечная молодость России» обеспечивается разорванной до основания предыдущей историей.

Пушкинский интертекст в романе Пелевина выступает, таким образом, консолидирующим культурным фактором, который продолжает самобытную русскую литературную традицию, создает диалог современности с золотым временем русской литературы, тем самым воплощая спасительную преемственность эпох.

Еще один акцент: Швабрин как двоедушный человек

Пушкинская система – это классическая система антитезисов, когда положительным персонажам соответствуют герои отрицательные. Швабрин, как мы видели из нашего анализа, воплощает те характеристики, которые ассоциируются с отрицательными фигурами. Подлость, бесчестность, склонность к изменам и предательствам, коварность, жестокость, беспринципность – все это о Швабрине.

Когда читатель впервые знакомиться с этим героем, то застает того в крепости. Швабрин отбывает наказание «за смертоубийство». Конечно, негативные герои обычно наделены мощным умом, остроумием, привлекательной внешностью, живостью характера, занимательностью речи. Пушкин собирает в образе Швабрина все те черты, которые присущи типичным злодеям. Читатель становится свидетелем развернувшейся драмы – не ревности, но торжества чувства собственности. Швабрин противопоставляется Гриневу – положительному персонажу. Гринев получает то, чего Швабрин получить не смог. То есть любовь девушки. Неудовлетворенность – почти во фрейдовском смысле – толкает Швабрина на гнусные поступки: очернение имени Маши (той самой девушки, как мы помним), ранение Гринева на дуэли, наконец, признание самозванца-Пугачева государем, переодевание, предательство… Швабрин пленяет Машу, пытаясь заставить выйти за него замуж. Конечно, история завершилась благополучно, и Машу освободили из крепости. Однако пушкинская логика разворачивается в ключе «проступок – наказание», в литературном произведении справедливость восторжествовала, однако в жизни случилось бы, вероятно, по-другому. Швабрин же после череды проигрышей, все равно пытается утешиться местью. Однако получает лишь опустошение и окончательную утрату достоинства – как человека.

Является разжалованный офицер Швабрин Алексей Иваныч, как его представила Гриневу капитанша.

Пушкин дает портрет Швабрина одной строкой: «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым», — так описывает автор его внешность. Но гораздо важнее оказываются его внутренние качества.

Он умен, образован, но для него честь и порядочность – забытые понятия. Этот человек не достоин носить звание русского офицера.

Швабрин понятия не имеет, что значит любить. Поэтому , несмотря на недостаток женихов, не прельстилась на его ухаживания и отказалась выйти замуж. Она в глубине души почувствовала его глубокую непорядочность. И чем Швабрин отплатил за ее отказ? Он старался всячески опорочить ее в глазах других. Причем делал это «за глаза» когда ни супруги Мироновы, ни сама Мария слышать его не могли. И не важно, какими он руководствовался мотивами – желанием отомстить за отказ, или отгородить от Маши потенциальных женихов, сам факт подобного очернения девушки говорит о низости швабринской души. Впрочем, этот человек хулил не только Машу. Он, как баба деревенская, сплетничал о капитанше и других обитателях крепости, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.

Следующий эпизод, раскрывающий образ Швабрина не с лучшей стороны – это ссора с и последующая . Петр Андреевич написал песенку. По сути это было легкое, стихотворное баловство, которым он захотел по молодости лет похвалиться перед Швабриным. Более опытный отставной офицер высмеял молодого поэта и в очередной раз оклеветал Машу, упрекнув ее в продажности. Юноша, успевший за время службы в крепости поближе познакомиться с дочерью капитана Миронова, вспылил и обозвал Швабрина лжецом и мерзавцем. На что Швабрин потребовал сатисфакции. Перед испытанным дуэлянтом стоял мальчишка, и Швабрин был уверен, что легко разделается с ним. Он прекрасно знал, что дуэли среди дворян были запрещены, но мало беспокоился об этом, был уверен, что с помощью обмана и клеветы легко выкрутится из ситуации. Будь перед ним опытный боец и фехтовальщик, вероятно Швабрин проглотил бы обиду, и отомстил бы исподтишка. Что, впрочем, он, впоследствии все равно сделает.

Но уроки французского гувернера, как оказалось, не прошли для Гринева даром, и «мальчишка» вполне прилично владел шпагой. Рана, которую Швабрин нанес Гриневу, была причинена в тот момент, когда Савельич окликнул своего хозяина, и тем самым отвлек его. Швабрин подло воспользовался моментом.

Пока Петр Андреевич лежал в горячке, противник настрочил анонимку его отцу, в тайной надежде, что старый воин подключит все свои связи и переведет любимое чадо из крепости.

Что ты видим в этом эпизоде с дуэлью, донос, клевета, удар, нанесенный, когда соперник отвернулся. Все эти черты присущи людям с низкой душой. Сюда можно добавить неверие в Бога. На Руси христианство, вера всегда было оплотом морали и нравственности.

Всю свою низость в полной мере Швабрин проявил во время захвата крепости разбойниками. В лице этого солдата, читатель не видит храброго воина. Он один из первых офицеров присягнул . Пользуясь своей «властью» и вседозволенностью, а также беззащитностью Маши, пытался склонить ее к женитьбе. Но Маша ему была не нужна. Он просто бесился от того, что она его отвергла, а с Гриневым мило беседовала перед обедами, любила всей душой. Его целью было стремление разрушить счастье Гринева и Маши, возобладать той, которая его отвергла. В сердце Швабрина нет места любви. В нем живут предательство, ненависть, доносительство.

Когда Швабрина арестуют за связь с Пугачевым, он оклеветал и Гринева, хотя знал прекрасно, что молодой человек не присягал разбойнику, и не был его тайным агентом.

Гриневу грозила Сибирь, и только мужество Маши, которая не побоялась поехать в Петербург к императрице, спасли молодого человека от каторги. Негодяй же понес заслуженное наказание.

Делая краткую характеристику образа Швабрина, следует отметить, что Пушкин ввел в «Капитанскую дочку» этого отрицательного героя не только с целью разнообразить сюжет, но и чтобы напомнить читателю, что, к сожалению, в жизни встречаются настоящие мерзавцы, способные отравить жизнь окружающим их людям.