Пушкин «Дубровский» презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему. Презентация А.С.Пушкин «Дубровский» презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему хорошее образование и характер

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

История романа Роман не был завершён автором. А.С. Пушкин работал над ним с 21 октября 1832 по 6 февраля 1833 года. Незаконченный роман он не опубликовал. Уже после смерти писателя издатели выпустили роман в свет, дав название по фамилии главного героя – «Дубровский».

3 слайд

Описание слайда:

Другие источники… Псков Болдино Известно, что перед началом работы над романом Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Пушкин слышал псковские предания о бунте крестьян помещика Дубровского, оказавших вооружённое сопротивление присланной воинской команде и заявивших, что по наказу Дубровского они будут бить помещиков. Таким образом, в основу романа легли подлинные факты, жизненные обстоятельства.

4 слайд

Описание слайда:

Теория литературы: Роман (фр. Roman – повествование) – большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. Сюжет (фр. Sujet – предмет, содержание) – последовательность и связь событий в художественном произведении. Действие романа происходит в 1820-ые годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, его волнует.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Что значит – Троекуров имел «большой вес в губерниях, где находилось его имение»? 2) Что давало ему такую власть? 3) Как относились к Троекурову соседи и губернские чиновники? 4) Почему Троекуров был так груб и своенравен? Чем занимался Троекуров, как проводил время? 5) Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского? 6) Как характеризует Дубровского случай на псарне? 7) Как Троекуров отнёсся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? 8) Какое обстоятельство сделало примирение невозможным? 9) Какой способ мести избирает Троекуров? 10) Как Троекуров обращается с Шабашкиным? Как действует Шабашкин, выполняя желание Троекурова? 11) Как проявляет себя Дубровский, получив письмо из суда?

7 слайд

Описание слайда:

Характеристика Троекурова Кирила Петрович Троекуров имел власть над людьми, мог поступать, как ему заблагорассудится. Такую власть ему давали «богатство, знатный род и связи». Соседи и губернские чиновники относились к нему льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».

8 слайд

Описание слайда:

Забавы владетельного барина Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чём отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства», пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые – он по существу издевался над ними.

9 слайд

Описание слайда:

Уважение к Дубровскому «Некогда они были товарищами по службе»; «Будучи ровесниками, рождённые в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах, и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели». Андрей Гаврилович Дубровский был горд и независим, хотя и беден, «прямо высказывал своё мнение»; Дубровский был «опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником» - всё это вызывало уважение Троекурова.

10 слайд

Описание слайда:

Случай на псарне… Дубровский «не мог удержаться от некоторой зависти» при виде великолепной псарни богатого соседа. Дерзкая выходка псаря, чувствовавшего свою безнаказанность, вывела Дубровского из себя – он «побледнел» и вскоре «скрылся» незаметно: он был глубоко оскорблён и не мог стерпеть унижения.

11 слайд

Описание слайда:

Действия и поступки Троекурова: «велел точас его догнать и воротить непременно», «вторично послал»,за соседом. Получив письмо оскорблённого Дубровского: «Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», потом «разбранил гостей», «нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Вывод: обидеть Дубровского Троекуров не хотел.

12 слайд

Описание слайда:

Примирение невозможно… Обида… На Кистенёвку!.. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку, разорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Такие подвиги были ему не в диковину» - в Троекурове вспыхивает жажда мести.

13 слайд

Описание слайда:

Способ мести Договорились… Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Причём сделать это под видом законности, чужими руками.

14 слайд

Описание слайда:

Характеристика Шабашкина Об этом человеке говорит уже его фамилия. Внешность: «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели». Поведение: отвешивает «поклон за поклоном», «с благоговением ожидая» приказаний Троекурова, «поклониться до земли» - он готов с рвением выполнить противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого сам являлся.

15 слайд

Описание слайда:

Общение с Троекуровым Кирила Петрович общается с Шабашкиным с пренебрежением – он знает, что ему подчиняются все, в том числе и «законники»: «Как бишь тебя зовут? Зачем пожаловал. Выпей водки да выслушай». Обращается к заседателю на «ты». Шабашкин хлопотал за Троекурова, «действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы».

16 слайд

Описание слайда:

Письмо из суда… Дубровский «изумлён», он не допускает мысли, что кто-то может посягнуть на его законную собственность. Шабашкин понимает, «что Дубровский мало знает толку в делах» и «что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение».

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Задание: выбрать наиболее удачное заглавие II-й главы. «Отравленное торжество» 2. «Сумасшествие Дубровского» 3. «Неправедный суд» 4. «Суд»

19 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров? 2) Как вели себя чиновники после оглашения решения суда? 3) Как вели себя участники тяжбы? 4) Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности? 5) Зачем Троекурову нужен был суд? Какую цель он преследовал? 6) Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?

20 слайд

Описание слайда:

В суде… Троекурова встретили «с изъявлениями глубокого подобострастия», усадили в кресло. На Дубровского «никто не обратил внимания», он «стоя прислонился к стенке».

21 слайд

Описание слайда:

После оглашения решения суда… «Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», «Троекуров вышел… сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.

22 слайд

Описание слайда:

Поведение главных героев во время судебного заседания Совершенное удовольствие… - Прочь! Хамово племя!.. «Торжествующий Троекуров… подписал под решением суда совершенное своё удовольствие». «Дубровский стал неподвижен, потупя голову». Несправедливое, преступное решение суда привело Дубровского к внезапному сумасшествию.

23 слайд

Описание слайда:

Отравленное торжество «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его (Троекурова) воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашёл слишком далеко. В нём заговорила совесть. Вся затея с судом обернулась настоящей бедой для Дубровского – у него помутился разум. Троекуров вовсе не хотел этого.

24 слайд

Описание слайда:

Кирила Петрович хотел наказать своего непокорного соседа. Кистенёвка не была ему нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства. Он желал сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство. Но довести противника до сумасшествия он, конечно, не хотел.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как изменился Андрей Гаврилович Дубровский со времени суда? 2) Какова была жизнь сына Дубровского в Петербурге? 3) Каковы были отношения отца и сына Дубровских? 4) Как воспринял Владимир известие о болезни отца? 5) Как крепостные Троекурова и Дубровского относятся к своим хозяевам? 6) Как сами Дубровские относятся к своим крепостным? 7) Какими предстают имения Троекурова и Дубровского? 8) Как встретились отец и сын?

27 слайд

Описание слайда:

Состояние Дубровского после суда «Здоровье было плохо», «силы ослабевали». «Был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях».

28 слайд

Описание слайда:

Жизнь сына в Петербурге Владимир «был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги».

29 слайд

Описание слайда:

Отношения между отцом и сыном Владимир «лишился матери с малолетства», к отцу был «романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями».

30 слайд

Описание слайда:

Помещики и их крепостные Троекуров Дубровский «Троекуров с крепостными и дворовыми обходился… строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Старый кучер Антон о троекуровских крепостных восклицает: «Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт». Крепостные Дубровских к своим хозяевам относятся по-другому, искренне преданно: «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Когда Владимир приехал в Кистенёвку, «дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу он смог продраться сквозь их усердную толпу». Дубровские к своим крепостным относятся по-человечески, не презирают их, не грабят. Крестьяне понимали, какая участь их ждёт, окажись они у Троекурова.

31 слайд

Описание слайда:

32 слайд

Описание слайда:

Имение Троекурова Кистенёвка Дубровского Всё в имении Троекурова масштабно, основательно, говорит о его богатстве: «широкое озеро», «речка… вдали извивалась», «густая зелень рощи», «огромный каменный дом», «пятиглавая церковь». Именьице Дубровских противопоставлено размаху троекуровских владений: «серенький домик с красной кровлей» стоит на «открытом месте», рядом с берёзовой рощей, «бедный дом» кажется беззащитным. Имения коснулось запустение: «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеный луг».

33 слайд

Описание слайда:

Встреча Владимир «с жаром обнял отца своего». «Радость произвела в больном слишком сильное потрясение, он ослабел, ноги под ним подкосились, и он бы упал, если бы сын не поддержал его». Старику стало хуже. «Владимир поражён был его состоянием».

34 слайд

Описание слайда:

35 слайд

Описание слайда:

Отец и сын Дубровские встретились при драматических обстоятельствах. Налаженная, беззаботная в общем-то жизнь рушилась на глазах. Четвёртой главе предпослан эпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит». Он взят Пушкиным из оды Державина (вспомним, какую роль сыграл Державин в судьбе Пушкина) «На смерть князя Мещерского». Заметим, что остальные главы эпиграфа не имеют. Значит, этой главе придаётся особое значение.

36 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как развивались события по приезде молодого Дубровского в родное имение? 2) Какие чувства испытывает Троекуров при сообщении о том, что хозяин Кистенёвки теперь он? Как эти чувства становятся понятны нам, как их изобразил Пушкин? 3) Почему Владимир велел выгнать Троекурова? 4) Перескажите эпизод «Троекуров во дворе Дубровских». 5) Как вы понимаете смысл эпиграфа к IV главе?

37 слайд

Описание слайда:

Потеря имения Владимир не мог разобраться, что же на самом деле произошло и какую роль играет во всём деле Троекуров – отец был не в состоянии сделать это, поверенного у них не было. Кистенёвка официально отошла Троекурову. Дубровские уже не были хозяевами в своём имении.

38 слайд

Описание слайда:

Смятение Троекурова «Кирила Петрович смутился. От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала… Победа не радовала его сердца». Смятение Троекурова показано так: он «стал расхаживать взад и вперёд, насвистывая «Гром победы раздавайся», что всегда означало в нём необыкновенное волнение мыслей». Троекуров хочет выместить необычное для него состояние смущения, недовольства собой на других: «Он грозно взглянул на Шабашкина, ища, к чему привязаться, чтоб его выбранить…». «Удовлетворённое мщение и властолюбие заглушали до некоторой степени чувства более благородные, но последние наконец восторжествовали. В конце концов Троекуров решает помириться с соседом и «возвратить ему его достояние».

39 слайд

Описание слайда:

Троекуров во дворе Дубровских Владимир велел выгнать Троекурова, так как он увидел, что отец «с видом ужаса и гнева» показывает на Троекурова и падает без чувств. Младший Дубровский понял, что виновником бед является Троекуров. «Слуга радостно побежал исполнять приказание своего барина» и при всей дворне, сбежавшейся посмотреть на Троекурова, объявил, что барин велит тому убираться или он велит «выгнать его со двора». На лицах крепостных видна затаённая радость. Мгновенно изменилось выражение лица Кирилы Петровича: лицо «стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся, грозно взглянул на дворню и поехал шагом около двора».

40 слайд

Описание слайда:

Смерть старого Дубровского Эпиграф: «Где стол был яств, там гроб стоит». Эпиграф имеет прямое значение – он описывает смерть старого Дубровского. Его положили на тот самый стол, за которым столько лет он сидел, принимал гостей, обедал… Другое значение эпиграфа более общее, более глубокое: вот так проходит жизнь, её радости мгновенно сменяются горем, сила человека ничто перед торжеством смерти. Озаглавим IV главу «Смерть старого Дубровского».

41 слайд

Описание слайда:

42 слайд

Описание слайда:

Владимир в Кистенёвской роще Владимир пытается «заглушить душевную скорбь», он «шёл не разбирая дороги», «он ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его… Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее… являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия». «Долго сидел он неподвижно…, взирая на тихое течение ручья». Душевному состоянию героя соответствует состояние природы: осень, холодный день, полуобнажённые деревья, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте», «сел на холодный дёрн». Метафора «грозные тучи» соединяет эти состояния человека и природы. Ручей, уносящий поблёклые листья, представился Владимиру «верным подобием жизни». Он «долго блуждал по незнакомому лесу» - метафора, передающая внутреннее «блуждание» героя, не знающего ещё, что предпринять.

43 слайд

Описание слайда:

44 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как ведут себя судейские чиновники, приехавшие отнимать имение? 2) Как ведёт себя Шабашкин в начале и в конце сцены? 3) Как нарастало возмущение крестьян? 4) Как ведёт себя Владимир Дубровский? Как его это характеризует?

45 слайд

Описание слайда:

Передача имения Исправник при виде Дубровского всё же волнуется, он прекрасно понимает, что отбирают имение незаконно: увидя приближающегося Дубровского, крякнул и произнёс охрипшим голосом…», Но, чувствуя за собой покровительство Троекурова, нагло заявляет: «Мы приехали вводить во владение сего Кирилу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову». «Кто там смел рот разинуть?», «слышите ли, олухи?» Исправник чувствует себя уверенно, знает, что хозяин положения он.

46 слайд

Описание слайда:

Поведение Шабашкина Сначала Шабашкин «стоял подбочась и гордо взирал около себя». Когда толпа крестьян взбунтовалась и двинулась на чиновников, Шабашкин с другими бросился в сени и запер за собой дверь. После он «тихонько отпер двери… и с униженными поклонами стал благодарить Дубровского за его милостивое заступление». Шабашкин трус и подлец, он боится силы, готов унижаться и угодничать.

47 слайд

Описание слайда:

Возмущение крестьян Крестьяне сначала возражали исправнику, потом «поднялся ропот» в рядах крестьян, потом дворовые закричали: «Ребята! Долой их!... Вязать!» - и едва не схватили чиновников.

48 слайд

Описание слайда:

Реакция Дубровского Владимир останавливает взбунтовавшихся крестьян, вразумляет их, обещает просить милости у государя. Дубровский по существу спасает чиновников от расправы, поступает благородно. Он с презрением наблюдает за униженно благодарящим его Шабашкиным.

49 слайд

Описание слайда:

50 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные? 2) Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? 3) Что затевал кузнец Архип? 4) Хотел ли Дубровский смерти приказных? 5) Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку?

51 слайд

Описание слайда:

Прощание с родным гнездом Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Всё кончено». Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.

52 слайд

Описание слайда:

Мысль сжечь дом Владимир увидел портрет матери и представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», - подумал он. Разбирая бумаги, Владимир зачитался перепиской отца и матери, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время». Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение, «положил письма в карман, взял свечу и вышел из кабинета». Эти письма были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.

53 слайд

Описание слайда:

Убийство приказных Владимир встретил кузнеца Архипа в тёмной зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих. Дубровский отговаривал кузнеца убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.

54 слайд

Описание слайда:

Поведение Архипа во время пожара Архип «со злобной улыбкой» взирал на пожар, ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать «Божию тварь», с точки зрения Архипа – грех.

55 слайд

Описание слайда:

Работа с иллюстрациями Рассмотрите иллюстрации художников Б.Кустодиева и Б.Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского». Опишите оба рисунка, сопоставьте их и ответьте на вопросы: 1) Чем отличаются эти изображения? 2) Какое чувство вызывает каждый из рисунков?

56 слайд

Описание слайда:

Рисунок Кустодиева Необыкновенно динамично изображён пожар в Кистенёвке на рисунке Б.Кустодиева. Сноп пламени рвётся в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передаёт ощущение тревоги и напряжения.

57 слайд

Описание слайда:

Рисунок Шмаринова Б.Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая. На переднем плане он изобразил неподвижные фигуры Владимира Дубровского, няни Егоровны, Архипа-кузнеца, крестьян. Они стоят в отблесках огня. Их лица напряжены, гневны, печальны. Пожар остаётся где-то в стороне.

58 слайд

Описание слайда:

59 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником? 2) Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским? 3) Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе? 4) Почему разбойники не трогали дом Троекурова? 5) Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

60 слайд

Описание слайда:

Лишён всего… Дубровским двигало чувство мести, желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишён всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после всего, что случилось. Люди сказали: «Отец наш, кормилец, умрём, не оставим тебя, идём с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистенёвскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Так образовалась шайка разбойников.

61 слайд

Описание слайда:

Представление о разбойниках Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавали их огню. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Все были уверены, что это Дубровский. Остаётся загадкой, почему разбойники не трогали дом Троекурова. Ведь Кирила Петрович ошибался, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии… и хорошей полиции». Дубровский должен был обязательно отомстить Троекурову.

62 слайд

Описание слайда:

63 слайд

Описание слайда:

Задание: выбрать наиболее удачное заглавие VIII-й главы. «Одна из главных забав покровского помещика» 2. «Дефорж в медвежьей комнате» 3. «Наедине с медведем» 4. «Храбрый учитель»

64 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Какое значение имеет вступление к VIII главе? 2) Какие отношения были у Маши и Кирила Петровича? 3) Как характеризует Машу сам автор? 4) Как отнёсся к появлению Дефоржа Троекуров? 5) Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя? 6) Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа? 7) О каких «благородных увеселениях» Троекурова мы узнаём из этой главы? Как к ним относится автор? 8) Как и почему изменилось отношение Троекуровых к Дефоржу?

65 слайд

Описание слайда:

Вступление… Пушкин обращается к читателю, отдавая должное его проницательности: «Читатель, вероятно, уже догадался, что дочь Кирила Петровича… есть героиня нашей повести». Таким образом складывается впечатление достоверности описываемых событий и появляется доверительный тон повествования.

66 слайд

Описание слайда:

Отец и дочь «Отец любил её до безумия» - вспомним, что Троекуров, так же как и его товарищ Дубровский женились по любви и рано овдовели. Любовь к жене перенеслась на дочь. Из-за своего своенравного характера Троекуров неровно относился к Маше, то «стараясь угождать малейшим её прихотям, то, пугая её суровым, а иногда и жестоким обращением». Маша «привыкла скрывать от него свои мысли и чувства», не доверяла отцу, так как не знала, чего от него ожидать.

67 слайд

Описание слайда:

Марья Кирилловна Маше было семнадцать лет, «красота её была в полном цвете». «Она не имела подруг и выросла в уединении», много читала. Явная авторская симпатия по отношению к Маше.

68 слайд

Описание слайда:

Появление Дефоржа Троекурову учитель понравился «своей приятной наружностью и простым обращением». Однако он в свойственной ему грубой манере сделал новому учителю внушение, которое Маша перевела на французский, смягчив бестактные выражения отца.

69 слайд

Описание слайда:

Поражён… Маша была воспитана в аристократических предрассудках, и «учитель был для неё род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною». Маша явно поразила Дефоржа. Автор прямо не говорит о том, что Дефорж полюбил Машу, его чувства показаны опосредованно, через невнимательность Маши: она не заметила при этом «ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса».

70 слайд

Описание слайда:

«Благородные увеселения» Троекурова Троекуров стравливал медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства при помощи бочки, утыканной гвоздями. Ещё одной забавой было впрячь в телегу медвдей, волей или неволей посадить в телегу гостей и пускать их «скакать на волю Божью». Но «лучшею шуткой» считалось у Троекурова втолкнуть гостя-новичка в комнату с привязанным медведем. Авторское отношение к «увеселениям» Троекурова – ироническое осуждение диких нравов, безнаказанности и самодурства барства вообще.

71 слайд

Описание слайда:

«Не струсил…» Дефорж проявил самообладание и храбрость в «медвежьей комнате», куда его затолкали, желая повеселить барина, - застрелил медведя. Кирила Петрович был «изумлён развязкою своей шутки», оценил учителя: «Каков молодец! Не струсил, ей-богу, не струсил! И «с той минуты он Дефоржа полюбил». Маша тоже была изумлена. Воображение девушки было поражено: «она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часув становилось внимательнее»

72 слайд

Описание слайда:

Обращение автора В конце главы автор опять обращается к читателю: «Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности; Дефорж вызвался давать ей уроки. После этого читателю уже нетрудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама ещё в том себе не признаваясь».

73 слайд

Описание слайда:

74 слайд

Описание слайда:

Пересказ с изменением лица рассказчика: - от лица Марьи Кириловны - от лица Троекурова - от лица Дубровского-Дефоржа

75 слайд

Описание слайда:

От лица Марьи Кириловны Пересказ от лица Маши должен быть объективным (Маша молча наблюдает за происходящим за обедом), с романтическими подробностями: она внимательная, впечатлительная девушка, рассказ о благородном поступке Дубровского должен был произвести на неё сильное впечатление.

76 слайд

Описание слайда:

От лица Троекурова Пересказ от лица Троекурова должен отразить его самоуверенность: ведь даже обедню (церковную службу) не начинают без него. Кирила Петрович должен быть в хорошем расположении духа, он не подозревает, что Дубровский, которого он знал ещё ребёнком, сидит с ним за одним столом.

77 слайд

Описание слайда:

От лица Дубровского-Дефоржа Пересказ от лица Дубровского-Дефоржа должен быть сдержанно-торжествующим: он остался неузнанным, хотя приметы его были названы исправником. Он сидит на конце стола, делая «нравственные замечания» Саше. Разговор за обедом, длившимся около трёх часов, всё время крутился вокруг него. Дубровский сохранил самообладание, ничем не выдал своего естественного волнения, даже когда услышал рассказ Спицына, и сохранял спокойный и невозмутимый вид человека, не понимающего, о чём идёт речь за столом (ведь он «француз»).

78 слайд

Описание слайда:

Подробности о неправедном суде За обедом Спицын подобострастно напоминает Троекурову: «Не я ли в удовольствие ваше, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистенёвкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему». То есть Спицын прямо признаётся в лжесвидетельстве; значит, он один из виновников разорения и смерти отца Дубровского.

79 слайд

Описание слайда:

80 слайд

Описание слайда:

Особенности композиции: В XI главе объясняется, как Дубровский попал в дом Троекурова. То есть хронологическая, временная последовательность событий нарушена. Композиция – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Это сделано, чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, позволить ему понять, что Дефорж – это Дубровский, до пояснений автора. Части повествования А.С. Пушкин расположил в определённом порядке, который носит название композиция.

81 слайд

Описание слайда:

Беседа по вопросам: Как объясняется появление Дефоржа-Дубровского в доме Троекурова? 2) Как относились к «учителю» в доме Троекурова? 3) Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекуровых? Почему он не стал мстить своему врагу? 4) Как относится к Дубровскому Марья Кириловна? 5) Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским? 6) Как эти поступки характеризуют Марью Кириловну?

82 слайд

Описание слайда:

Как Дубровский стал Дефоржем? В XI главе автор продолжает разговор с читателем, объясняя «последние происшествия повести». Действие происходит в доме станционного смотрителя. Случай свёл на почтовой станции француза Дефоржа, направлявшегося к Троекурову в качестве учителя, и Дубровского, который откупился от француза, взяв его документы, и явился с ними в дом Троекурова.

83 слайд

Описание слайда:

Отношение к «учителю» «Все любили молодого учителя: Кирила петрович – за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и щедрость».

84 слайд

Описание слайда:

Причины проникновения в дом Троекурова Об этом мы узнаём из объяснения Дубровского с Марьей Кириловной. Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения как от безумства». Значит, любовь к маше, желание быть рядом с ней, постоянно видеть её – главная причина его рискованного поступка.

85 слайд

Описание слайда:

Чувства Марьи Кириловны Маша призналась себе, что её сердце «не было равнодушно к достоинствам молодого француза». Она чувствовала, «что ей было бы неприлично слышать… объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить её руку», ведь она – дочь богатого дворянина, аристократка. Узнав правду от самого Дубровского, она испугалась ещё больше своего чувства к нему. Брак с князем Верейским «пугал её, как плаха, как могила». «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского». Выходит, возможный брак с Дубровским она рассматривает наравне с монастырём. На слова Дубровского: «Если насильно повезут вас под венец, чтоб навеки предать судьбу вашу во власть старого мужа», - Маша отвечает: «Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою».













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом».

№ слайда 4

Описание слайда:

Реальные основы произведения У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге».

№ слайда 5

Описание слайда:

Основной конфликт Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести.

№ слайда 6

Описание слайда:

Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

№ слайда 7

Описание слайда:

Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.

Описание слайда:

Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.

№ слайда 10

Описание слайда:

Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся.

Описание слайда:

Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.

1 слайд

2 слайд

3 слайд

Глава 1 В одном из своих поместий живет Кирила Петрович Троекуров, богатый знатный барин, надменный самодур. Соседи во всем ему угождают и боятся. Сам Троекуров уважает только своего бедного соседа Андрея Гавриловича Дубровского, в прошлом своего товарища по службе. Троекуров и Дубровский оба вдовцы. У Дубровского сын Владимир, у Троекурова дочь Маша. Однажды Троекуров показывает гостям, среди которых находится и Дубровский, псарню. Дубровский неодобрительно отзывается об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, заявляет, что «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру» у Троекурова. Оскорбленный Дубровский уезжает, посылает Троекурову письмо с требованием извинений и наказания псаря. Троекурова не устраизает тон письма. Конфликт усугубляется тем, что Дубровский обнаруживает в своих владениях мужиков Троекурова, ворующих лес. Дубровский отнимает у них лошадей, а крестьян велит высечь. Узнав об этом, Троекуров приходит в бешенство. Воспользовавшись услугами заседателя Шабашкина, Троекуров заявляет свои права (несуществующие) на владение Кистеневкой, имением Дубровских.

4 слайд

5 слайд

Глава 2 Суд присуждает имение Троекурову (бумаги Дубровского сгорели, и подтвердить свое право на владение Кистеневкой он не может). Троекуров подписывает документ на владение Кистеневкой, когда предлагают подписать тот же документ Дубровскому, он сходит с ума. Его отправляют в Кистеневку, которая ему уже не принадлежит. Глава 3 Дубровский быстро угасает. Нянька Егоровна письмом уведомляет о случившемся Владимира, корнета, выпускника Кадетского корпуса. Владимир получает отпуск и отправляется к отцу в деревню. На станции его встречает кучер Антон, который уверяет молодого барина, что крестьяне будут ему верны, так как не хотят переходить к Троекурову. Владимир находит отца тяжело больным и просит слуг оставить их наедине.

6 слайд

7 слайд

Глава 4 Больной Дубровский не в состоянии дать сыну четких разъяснений относительно дела о передаче имения. Срок подачи апелляции истекает, Троекуров законно вступает во владение Кистеневкой. Сам Кирила Петрович чувствует себя неудобно, жажда мести его удовлетворена, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Троекуров отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Когда стоящий у окна Дубровский видит подъезжающего Троекурова, его разбивает паралич. Владимир посылает за врачом и велит выгнать Троекурова. Старый Дубровский умирает. Глава 5 После похорон отца Владимир застает в кистеневском имении судебных чиновников и заседателя Шабашкина: дом передают Троекурову. Крестьяне отказываются переходить к чужому барину, угрожают чиновникам, наступают на них. Владимир успокаивает крестьян. Чиновники остаются в доме ночевать.

8 слайд

9 слайд

Глава 6 Владимир, не желая, чтобы дом, где он провел свое детство, достался Троекурову, распоряжается сжечь его, полагая, что двери не заперты и чиновники успеют выскочить. Кузнец Архип двери запирает (втайне от хозяина) и поджигает усадьбу, успев, впрочем, спасти из огня кошку. Чиновники погибают. Глава 7 Троекуров лично проводит дознание, почему сгорело имение. Выясняется, что виновник пожара - Архип, но и на Владимира падает подозрение. Вскоре в окрестностях появляется шайка разбойников, грабящая помещичьи усадьбы и сжигающая их. Все решают, что предводитель разбойников - Владимир Дубровский. Впрочем, поместье Троекурова разбойники почему-то не трогают. Глава 8 История Маши Троекуровой. Маша выросла в уединении, читая романы. У Кирилы Петровича воспитывается Саша, его сын от гувернантки. Для него Троекуров выписывает молодого учителя-француза Дефоржа. Однажды Троекуров ради забавы вталкивает учителя в комнату с медведем. Француз, не растерявшись, стреляет и убивает зверя, чем производит большое впечатление на Машу. Троекуров уважает учителя за храбрость. Француз начинает давать девушке уроки музыки. Вскоре Маша в него влюбляется.

10 слайд

11 слайд

Том второй Глава 9 1 октября, в день храмового праздника, к Троекурову съезжаются гости. Антон Пафнутьевич Спицын опаздывает, объясняет, что опасался разбойников Дубровского (именно он показал под присягой, что Дубровские незаконно владеют Кистеневкой). У самого Спицына с собой большая сумма денег, которую он прячет в особом поясе. Исправник божится, что поймает Дубровского, так как у него есть список примет разбойника, впрочем, по замечанию Троекурова, под список этих примет может подойти очень много людей. Помещица Анна Савишна уверяет, что Дубровский справедлив. Узнав, что она отправляет сыну в гвардию деньги, не ограбил ее. Троекуров заявляет, что в случае нападения справится с разбойниками своими силами и рассказывает гостям о подвиге Дефоржа.

12 слайд

Глава 10 Спицын просит Дефоржа ночевать с ним в одной комнате, так как он боится ограбления. Ночью Дефорж, оказавшись переодетым Дубровским, отнимает у Спицына деньги и запугивает его, с тем, чтобы Спицын не выдал его Троекурову. Глава 11 Автор возвращается к тому, как Дубровский познакомился с французом Дефоржем на станции, предложил ему 10 тыс. в обмен на документы и рекомендательное письмо к Троекурову. Француз с радостью согласился. В семье Троекурова «учителя» все полюбили: Кирила Петрович за смелость, Маша «за усердие и внимание», Саша «за снисходительность к шалостям», домочадцы «за доброту и щедрость».

13 слайд

Глава 12 Во время урока учитель передает Маше записку с просьбой о свидании в беседке у ручья. Владимир открывает девушке свое настоящее имя, уверяет ее, что больше не считает Троекурова своим врагом благодаря Маше, в которую влюблен. Объясняет, что вынужден скрыться. Предлагает девушке свою помощь в случае несчастья. Вечером к Троекурову приезжает исправник, чтобы арестовать француза-учителя: опираясь на показания Спицына, он уверен, что учитель и Владимир Дубровский - одно лицо француза-учителя: опираясь на показания Спицына, он уверен, что учитель и Владимир Дубровский - одно лицо. Учителя в имении не обнаруживают.

14 слайд

Глава 13 В начале следующего лета в имение по соседству с Троекуровым приезжает хозяин - князь Верейский, англоман лет 50. Верейский близко сходится с Кирилой Петровичем и Машей, ухаживает за девушкой, восхищается ее красотой. Глава 14 Верейский делает предложение. Троекуров его принимает и приказывает дочери выходить за старика. Маша получает письмо от Дубровского с просьбой о свидании. Глава 15 Маша встречается с Дубровским, который уже знает о предложении князя. Предлагает «избавить Машу от ненавистного человека». Та просит пока не вмешиваться, надеется сама переубедить отца. Дубровский надевает ей на палец кольцо. Если Маша положит его в дупло дуба, через которое они обменивались письмами, это будет ему сигналом, что девушке нужна помощь.

15 слайд

Глава 16 Маша пишет письмо Верейскому с просьбой отступиться, но тот показывает письмо Троекурову, и они решают ускорить свадьбу. Машу запирают. Глава 17 Маша просит Сашу опустить кольцо в дупло дуба. Выполнив просьбу сестры, Саша застает рыжего мальчишку возле дуба, решает, что тот хочет украсть кольцо. Мальчишку приводят на допрос к Троекурову, он не сознается в своей причастности к переписке влюбленных. Троекуров отпускает его.

16 слайд

17 слайд

Глава 18 Машу наряжают в свадебное платье, везут в церковь, где происходит обряд венчания Маши и Верейского. На обратном пути перед каретой появляется Дубровский, предлагает Маше освобождение. Верейский стреляет, ранит Дубровского. Маша отказывается от предложенной помощи, поскольку она уже обвенчана. Глава 19 Стан разбойников Дубровского. Войска начинают облаву, солдаты окружают повстанцев. Разбойники и сам Дубровский храбро сражаются. Понимая, что они обречены, Дубровский распускает шайку. Никто его больше не видел.

18 слайд

19 слайд

Дубровский Владимир Андреевич - главный герой незавершенного романа, «благородный разбойник». Ему 23 года, имеет хорошее образование, служит корнетом в гвардии. Узнав о незаконном лишение его отца родового имения, становится разбойником, но и тут Дубровский проявляет благородство, ни одного убийства на счету Дубровского не было. Несмотря на то, что Владимир Андреевич решил отомстить Троекурову, он никогда (в отличие от своего противника) не опускался до такой низости, как вредить своему обидчику. Это благородный, великодушный, умеющий любить молодой человек. Он отказывается от «кровавой» мести, полюбив дочь своего врага – Машу: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Из всего этого можно сделать вывод, что он был ранимым, искренним, добрым, заботливым человеком.

20 слайд

Троекуров Кирила Петрович - родовитый дворянин, богатый владелец с. Покровского, генерал-аншеф в отставке, самодур, гроза всех окрестных помещиков. “Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность... Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего - для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем. Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался - слишком уж безграничной была его власть в округе.

21 слайд

Андрей Гаврилович Дубровский. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково...”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского - образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

22 слайд

Маша, Марья Кириловна Троекурова - нежная дочь грозного провинциального самодура; семнадцатилетняя красавица, в которую влюблен двадцатитрехлетний Владимир Дубровский, наследник помещика, разоренного ее отцом. Возраст; белое платье уездной барышни; воспитательница-француженка (мамзель Мими, прижившая от Кирилы Петровича Троекурова Сашу, сводного брата М.); огромная библиотека, составленная в основном из французских писателей XVIII в. и находящаяся в полном распоряжении пылкой читательницы романов, - все эти составляющие образа М., в разных сочетаниях, присущи разным героиням Пушкина. На устойчивом фоне заметнее индивидуальные черты: скрытность, внутреннее одиночество, твердость. Характер воспитан обстоятельствами: отец то ублажает любимую дочь, то пугает неукротимостью гнева; соседи страшатся Троекурова - искренность исключена; увеселения Кирилы Петровича не допускают женского общества; сводный брат слишком мал; мать умерла.


О романе Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем. Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем.


Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом». Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом».


Реальные основы произведения У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге». «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге».


Основной конфликт Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести. Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести.


Владимир Дубровский Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».


Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.


Маша и Дубровский. Искренним, благородным, нежным и робким предстает Дубровский на страницах, посвященных встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что Владимир отказывается даже от мщения ее отцу, своему заклятому врагу. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечать на зло злом, прощать врага своего. Искренним, благородным, нежным и робким предстает Дубровский на страницах, посвященных встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что Владимир отказывается даже от мщения ее отцу, своему заклятому врагу. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечать на зло злом, прощать врага своего.


Маша Троекурова Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.


Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся.


Обречена Перед венчанием Марья Кириловна была бледна и не- подвижна, «голова её томно клонилась под тяжестью бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало». У алтаря она «ничего не видала, ничего не слыхала» и все еще ждала Дубровского. Но ожидания ее были напрасны. Перед венчанием Марья Кириловна была бледна и не- подвижна, «голова её томно клонилась под тяжестью бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало». У алтаря она «ничего не видала, ничего не слыхала» и все еще ждала Дубровского. Но ожидания ее были напрасны.


Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.