Сценарий концерта « Очарование романса. Сценарий вечера русского романса, посвященного году литературы «русская поэзия в музыке»

Оформление кабинета.

Столики, накрытые скатертями, на них свечи в подсвечниках, цветы, чашки чайные, выпечка.

В углу – пианино. На дверях и окнах – витражи, на торцевой стене – имитация колонн из бумаги.

Ход вечера.

Гости рассаживаются за столиками, выступающие тоже(ближе к пианино).

Пианистка играет вступление к романсу А.Петрова на слова Б.Ахмадулиной «Романс о романсе».

Выступающие располагаются около пианино живописной группой. Все вместе исполняют «Романс

О романсе», первый куплет:

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви?

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

То ль в рассвете судьбы, то ль на склоне,

Что я знаю про век и про дни?

Отвори мне калитку в былое

И былым мое время продли.

Ведущий 1.

Богатый дом. Ярко горят свечи. В одной из гостиных – многочисленное общество. За небольшим

Нарядным фортепиано – хозяйка. Около инструмента – певица. Исполнительницы не

профессиональные музыкантши. Они просто любят музыку и посвящают ей много времени. С

удово льствием слушают их увлеченное пение гости. Звучат изумительные стихи.

(Исполняется стихотворение А.С.Пушкина «Певец».)

Ведущий 2.

Наверное, На таких вечерах можно было услышать романсы, всеми любимые до наших дней.

(Звучит романс Булахова «Не пробуждай воспоминаний»).

Чтец 1 читает строки стихотворения А.Блока:

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным.

Ведущий 1.

Романс был популярен почти до середины 19 века. Одним из первых зазвучало произведение

Дублянского «Стонет сизый голубочек».

Ведущий 2.

Затем появились романсы Глинки, Алябьева, Верстовского, Даргомыжского, Варламова,

Гурилева.

Чтец 2 читает отрывок из стихотворения Н.Огарева:

В тиши ночной аккорд печальный

Тревожит мир души моей,

Былого счастья, лучших дней.

(Исполняется романс А.Гурилева на стихи М.Ю.Лермонтова «И скучно и грустно…»

Ведущий 1.

Романсы писались на стихи А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, П.Я.Вяземского, М.Ю.Лермонтова,

Чтец 3 читает стихотворение А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…»

(Исполняется романс А.Варламова «На заре ты ее не буди…»

Чтец 4 читает отрывок из стихотворения М.Ю Лермонтова:

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

(Исполняется романс М.Глинки на стихи А.Пушкина «Я вас любил…»

Ведущий 2.

Романс бытовал в разных жанрах: городской, цыганский, бытовой, народный, лирический.

Чтец 5 читает стихотворение А.Н.Плещеева «Звуки»

Не умолкай, не умолкай!

Отрадны сердцу эти звуки,

Хоть на единый миг пускай

В груди больной задремлют муки.

Волненья прошлых, давних дней

Мне песнь твоя напоминает;

И льются слезы из очей,

И сладко сердце замирает…

И мнится мне, что слышу я

Бывало, он влечет меня

К себе какой-то чудной силой;

И будто снова предо мной

Спокойный, тихий взор сияет

И душу сладостной тоской,

Тоской блаженства наполняет…

Так пой же! Легче дышит грудь,

И стихли в ней сомненья муки…

О, если б мог когда-нибудь

Я умереть под эти звуки!

(Исполняется романс А.Гурилева на стихи П.Вяземского «Радость – душечка»)

Радость – душечка,

Красна девушка,

Что задумалась – пригорюнилась?

Полюби меня, лебедь белая,

Полюби меня, приголубь меня.

Речью нежною, словом ласковым (2)

Не любить тебя, позабыть тебя,

Хоть на миг один… Легче вырезать

Легче вырезать из груди моей

Из груди моей сердце бедное.

Без тебя ли мне солнце в летний день,

Словно осенью, светит холодом.

Без тебя ли мне белый свет не мил,

Без тебя грустна моя молодость.

Полюби меня, ненаглядная,

Как полюбишь ты – прочь змея-тоска.

Закипит опять счастьем. Радостью

Жизнь унылая, одинокая.

Ведущий 1.

Но романсы выражали не только нежные лирические чувства. Иногда в них звучала шутка, почти

(Исполняется романс А.Даргомыжского на стихи А.Пушкина «Мельник»)

О, говори хоть ты со мной,

Гитара семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит

Так ярко и мучительно,

Лучами сердце шевелит,

Дразня его язвительно…

(Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда…» на стихи В.П.Чуевского)

Мечтательно-возвышенный,

Стыдливый и простой

Мотив, когда-то слышанный,

Пронесся надо мной.

(Все присутствующие, выступающие и гости, исполняют романс на стихи И.С.Тургенева «Утро

туманное».Текст заранее размножен и находится на каждом столике.)

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые (2)

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды, так жадно и нежно ловимые,

Первая встреча, последняя встреча,

Вспомнишь разлуку с улыбкою странною,

Многое вспомнишь, давно позабытое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое (2)

Она поет – и звуки тают,

Как поцелуи на устах,

Глядит – и небеса играют

В ее божественных глазах. (М.Ю.Лермонтов)

(Исполняется романс А.Гурилева «Отгадай, моя родная»)

Ведущий 2.

Особое место занимает цыганский романс, огневой, страстный, пленительный.

Напев, давно забытый мною,

Опять преследует меня!

Знакомец старый, где с тобою,

Когда и как сдружился я?

(Исполняется романс на слова Н.Риттера «Ямщик»)

Какие-то носятся звуки

И льнут к моему изголовью,

Полны они томной разлуки,

Дрожат небывалой любовью.

(Исполняется романс «Мой костер в тумане светит» на стихи Я.Полонского «Песня цыганки»)

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет… (А.К.Толстой)

(Исполняется романс «Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»)

Мохнатый шмель

На душистый хмель,

Цапля серая в камыши,

А цыганская дочь

За любимым в ночь

По родству бродяжьей души.

На закат, где дрожат паруса,

И глаза глядят с бесприютной тоской

В багровеющие небеса.

И вдвоем по тропе

Навстречу судьбе,

Не гадая, в ад или в рай,

Так и надо идти,

Не страшась пути,

Хоть на край земли, хоть за край!

Так вперед, за цыганской звездой кочевой

На свиданье с зарей на восток,

Где тиха и нежна розовеет волна,

На рассветный вползая песок.

Так вперед, за цыганской звездой кочевой

До ревущих южных широт,

Где свирепая буря, как божья метла,

Океанскую пыль метет.

Ведущий 1.

Романс жив и сегодня. Отдают ему дань и современные композиторы, из которых наиболее

Известен Андрей Петров.

Волненья прошлых, давних дней

Мне песнь твоя напоминает;

И льются слезы из очей,

И сладко сердце замирает.

(Исполняется романс «Под лаской плюшевого пледа» А.Петрова на стихи М.Цветаевой.)

Темнеет… Комната пуста,

С трудом я вспоминаю что-то,

И безответна, и чиста,

За нотой умирает нота.

(Исполняется романс «Любовь – волшебная страна» из к/ф «Жестокий романс»)

Ведущий 2. И завершает наш Вечер «Романс Настеньки» композитора А.Петрова на стихи М.Цветаевой из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».Этот романс посвящен героям войны 1812 года. Нам кажется, что в нем звучит то, чего так не хватает в жизни сегодня: восхищение мужеством, упоение юностью, нежность, красота, чистота помыслов и чувств.

(Исполняется «Романс Настеньки»)

Ведущий 1.

В программе нашего Вечера прозвучали:

«Романс о романсе» А.Петрова на стихи Беллы Ахмадулиной;

«Не пробуждай воспоминаний» Булахова;

«И скучно, и грустно…» А.Гурилева на стихи М.Лермонтова;

«На заре ты ее не буди» А.Варламова;

«Я вас любил» М.Глинки на стихи А.Пушкина;

«Радост ь – душечка» А.Гурилева, стихи П.Вяземского;

«Мельник» А.Даргомыжского на стихи А.Пушкина;

«Гори, гори, моя звезда», стихи Чуевского;

«Утро туманное», стихи И.Тургенева;

«Отгадай, моя родная» А.Гурилева;

«Ямщик», стихи Н.Риттера;

«Песня цыганки», стихи Я.Полонского;

«Мохнатый шмель» из к/ф «Жестокий романс»;

«Под лаской плюшевого пледа» А.Петрова, стихи М.Цветаевой;

«Любовь – волшебная страна» из к/ф «Жестокий романс»;

«Романс Настеньки» А.Петрова из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово».

Звучали поэтические строки А.Пушкина, А.Блока, Н.Огарева, М.Лермонтова, Ап.Григорьева, А.Плещеева, К.Фофанова, И.Аксакова, А.К.Толстого, И.Анненского.

Ведущий 2.

Благодарим Вас, уважаемые гости, за внимание и снисходительное к нам отношение. Разрешите от Вашего имени поблагодарить ребят – участников Вечера и пожелать им и всем нам душевной чистоты, добра, здоровья и счастья!

С Ц Е Н А Р И Й В Е Ч Е Р А

Р У С С К О Г О Р О М А Н С А

Эпиграфы: «Люблю я слушать, в негу погружась,

Романсов пылких вздохи огневые»

С. Данилов

«Романс - это красивое страдание»

У занавеса появляются ведущие - юноша и девушка - с одной стороны, ведущие - учителя - с другой.

(на фоне музыки "Отвори потихоньку калитку…")

Ведущий - юноша: Лишь только вечер затеплится синий,

Лишь только звезды зажгут небеса

И черемух серебряный иней

Уберет жемчугами роса

Отвори потихоньку калитку

И взойди в тихий садик, как тень,

Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.

Ведущая - девушка: Снился мне сад в подвенечном уборе,

В этом саду мы с тобою вдвоем.

Звезды на небе, звезды на море,

Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы

Чуткой душою я жадно ловлю.

Взоры глубоки, уста молчаливы:

Милый, о, милый, люблю.

Ведущая - учитель: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

Удивительное это явление - романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

Ведущий - учитель: Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

Ведущая - учитель: Романс - произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Корни романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII - XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана - "романс".

Ведущая - девушка: Ах, романс, наш старинный романс -

Недосказанность главных событий,

В те века тебе слава пришлась,

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поет,

То веет таинством прекрасным.

Ведущий - юноша: В тиши ночной аккорд печальный

Тревожит мир души моей,

Былого счастья, лучших дней.

Ведущий - учитель: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов. Пик развития романса в России пришелся на XIX - XX вв. Романс... Русский романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Непритязательная лирическая песня-вздох, песня-откровение, выражающая все, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не дает.

Ведущий - юноша: У романса есть только одна тема - любовь. Всё остальное - жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие - только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.

(Звучит романс "Я помню вальса звук прелестный".

Во время исполнения две пары - кадеты и девушки - танцуют вальс)

Ведущая - девушка: О, музыка! Наш сон нарушив,

Ты бьешься в спящие сердца,

Врачуешь сморщенные души,

Пророком делаешь певца.

Смиряя грозную стихию

Словами, полными любви,

Ты всю бескрайнюю Россию

Зовешь в объятия свои.

Ведущая - девушка: Русский романс. Сколько разбитых судеб, растоптанных чувств хранит он! Но сколько прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в романсе! В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви.

Участник: История отношений Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер - это борьба за то, чтобы стать самими собой в любви, в жизни: Софья замужем за нелюбимым человеком, не счастлив и Толстой. "Кровь застывает в сердце, - писал он, - что я могу тебя потерять. Я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени: все вокруг лишь свет и счастье...". Они расставались часто, его письма к ней - история двух сердец, постепенно соединившихся настолько, что можно говорить об одном человеческом сердце, об одном человеческом существе. А двадцать лет назад он увидел ее впервые "средь шумного бала, случайно...", маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали ее голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бал-маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений. Позднее он посвятил этой встрече строки своего стихотворения. Музыку же к нему написал П.И. Чайковский в 1878 году, через три года после смерти А.К. Толстого. Музыка этого романса столь чистая, нежная и целомудренная, как и стихи.

(Звучит романс «Средь шумного бала». Муз. П. И. Чайковского. На экране - портреты А. Толстого и С. Миллер, репродукции картин)

Ведущая - учитель: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романса трогают душу каждого человека.

Что за звуки! Неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Не умолкай, не умолкай!

Отрадны сердцу эти звуки,

Хоть на единый миг пускай

В груди больной задремлют муки.

Участник: В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье».

Тургеневу с первого раза приглянулась белошвейка в доме матери Авдотья Ермолаевна Иванова своими ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью. Но с матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру - слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

(Вокальная группа исполняет романс "Утро туманное")

Ведущий: Волненья прошлых, давних дней

Мне песнь твоя напоминает;

И льются слезы из очей,

И сладко сердце замирает…

И мнится мне, что слышу я

Бывало, он влечет меня

К себе какой-то чудной силой;

И будто снова предо мной

Спокойный, тихий взор сияет

И душу сладостной тоской,

Тоской блаженства наполняет…

Участник: А вот ещё одна история любви. 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломат решил на ней жениться. Но родители Амалии отдали предпочтение барону Крюденеру. Но Амалия и Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, после которой 67 - летний поэт написал свое стихотворение-признание «Я встретил вас, и все былое в отжившем сердце ожило». Последняя встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели разбитого параличом поэта появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее не произнося от волнения ни слова…

(Звучит романс "Я встретил вас...", сл. Ф.И. Тютчева, муз. Л. Д. Малашкина)

Ведущая: Романс непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий…О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.

(Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча». сл. П. Германа, муз. Б. Фомина)

Ведущая - девушка: Бывают романсы без слов. Их исполняет инструмент - скрипка, рояль, флейта, виолончель, гитара - как бы подражая человеческому голосу.

Настрой же струны на своей гитаре,

Настрой же струны на старинный лад,

В котором все в цветенье и разгаре.

"Сияла ночь, луной был полон сад".

Ведущий - юноша: И плывут и растут эти чудные звуки,

Захватила меня их волна...

Поднялась, подняла и неведомой муки

И блаженства полна.

(Звучит гитарная композиция, на экране - картинки-фото)

Ведущая - учитель: О, говори хоть ты со мной,

Гитара семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит

Так ярко и мучительно,

Лучами сердце шевелит,

Дразня его язвительно…

(Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда…» на стихи В.П.Чуевского)

Ведущая - учитель: Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души Двадцатый первый век не хочет расставаться с романсом. Романс в потоке времени меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда - и в наши дни, как и в прежние - романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы - бесценный дар на все времена!

Ведущий - учитель: Старинный романс, я грущу над тобой

За то, что красив ты и светел,

За то, что на все, что случится с судьбой,

Ты ясно и просто ответил.

За то, что умна твоя старая грусть

И я перед нею немею,

За то, что я знаю тебя наизусть

И лучше сказать не умею.

(Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… Муз. Таривердиева)

Ведущий - юноша: Они уносят дух - властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает -

И петь, и плакать, и любить.

(Звучит романс «Очарована, околдована».

На фоне музыки танцуют школьники средней школы)

Ведущая - девушка: Мечтательно-возвышенный,

Стыдливый и простой

Мотив, когда-то слышанный,

Пронесся надо мной.

Знакомые носятся звуки

И льнут к моему изголовью,

Полны они томной разлуки,

Дрожат небывалой любовью.

Ведущая - учитель: Любовь к романсу непреходяща, она постоянна. Он волновал души и сердца великих и простых смертных. Александр Блок и Лев Толстой, Александр Пушкин и Федор Тютчев, Федор Шаляпин и Аполлон Григорьев, С. Есенин и многие - многие другие. Но, возможно, романс не стал бы так популярен, если бы не прекрасные исполнители. Это Екатерина Сергеева, Мария Каринская, звездами романса являются Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая - царицы салонов, божественные, несравненные. В 20 веке - Елена Образцова и Тамара Синявская, Борис Штоколов и Леонид Сметанников, Алла Баянова и Анна Герман, Валентина Пономарева и Александр Малинин, Алибек Днишев и Ермек Серкебаев. Они приносят в наши сердца трепетность и неповторимость чувств, заставляют в который раз волноваться.

Предлагаем вам продолжить название романса…

Однозвучно гремит ….(колокольчик)

Белой акации …. (ветви душистые)

Утро туманное …..(утро седое)

Отцвели уж давно…….(хризантемы в саду)

Темно - вишневая ……………(шаль)

Я помню вальса …………………(звук прелестный)

Только раз бывает …………….(в жизни встреча)

Живет моя отрада………………(в высоком терему)

Не отрекаются…………….(любя)

Я встретил Вас…..(и все былое в ожившем сердце ожило)

Мой костер втумане……(светит)

Гори…….(моя звезда)

Весенние….(воды)

Белеет …. (парус одинокий)

Однозвучно ….(гремит колокольчик)

Выхожу…..(один я на дорогу)

Женщине…..(которую люблю)

Обойми…(поцелуй)

Белая …. (акация)

Зимний….(вечер)

Не шуми………………(ты, рожь)

Я помню…………………(звука вальс прелестный)

Не пой ……….(красавица при мне)

Я тебя ………..(никогда не забуду)

Только раз…………….(бывают в жизни встречи)

Предложить исполнить романс «Романс о романсе», «В лунном сиянии», «Мой костер в тумане светит».

(под музыку "Романс" Г. Свиридова к кинофильму "Метель" или к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» на сцену выходят все участники литературно - музыкальной гостиной)

Ведущая - учитель: Темнеет… Комната пуста,

С трудом я вспоминаю что-то,

И безответна, и чиста,

За нотой умирает нота.

Не забывайте песен старых,

Они о многом скажут вам,

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни,

Для радости и грусти светлой,

Друзьями к нам придут они.

Ведущий - учитель: Когда звучит напев старинный,

Он будто призывает нас

Уйти за ним дорогой длинной

Туда, где встретит нас романс.

Ведущая - девушка: Он истомит и очарует,

Заставит верить и любить,

Где сердце заново тоскует,

И вечер дивный не забыть.

Ведущий - юноша: Потом неистово и страстно

Достигнет он таких вершин,

Где будет многое подвластно,

И ты не сможешь быть один...

Участник: Ах, романс, наш душевный романс -

Размягчил огрубевшие чувства

Так, что страсть из души полилась,

Унося повседневные грусти.

Участник: Ах, романс, наш любовный романс -

Растревожил до трепета душу,

Даже муза тобой восторгалась,

Рвётся истинно сердце наружу.

Участник: Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!

В этом мире всё так преходяще,

Оставайся навечно для нас

Воплощением чувств настоящих.

Ведущая - учитель: В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого: пока она горит, у него есть надежда. Поэтому мы закрываем нашу литературную гостиную романсом Андрея Макаревича «Пока горит свеча».

Желаем всем, чтобы надежда была всегда с вами.

(Звучит романс «Пока горит свеча»)

Сценарий вечера "Кинопутешествие аккордами романса" Цель: с помощью интеграции 3-х предметов: истории, литературы и музыки показать историю возникновения романса, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки, совершенствовать коммуникативные навыки, речевую компетентность Задачи: показать красоту, многообразие и долговечность романсов, описанного в русской классической литературе; привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы; приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры; повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане. Оформление: зал оформлен в виде литературного салона - столы с белыми скатертями, свечи в подсвечниках, свет приглушён; участники и зрители рассаживаются за столы, ведущие - сбоку за журнальным столиком; подиум также освещён свечами, перед подиумом несколько кресел. Д. Добрый вечер господа. А. Приветствую Вас, судари и сударыни. Присядем, Лариса Дмитриевна. (садятся) Д. Вы не находите, Сергей Сергеевич, что романс - это удивительное явление. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. А. Русский романс еще наши прадеды в 18 веке пели нашим прабабушкам, дабы покорить их. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют нас своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью. Д. Сегодня я нисколько не боюсь С веком нынешним временно расстаться, Позвольте я в любви вам объяснюсь Высоким слогом русского романса. (1 под лаской плюшевого пледа) Д. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово? А. Лариса Дмитриевна, история романса богата, а написана она именами великими, небывалыми любовными историями. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно. (2 песня Теодоро) Д. Какие пылкие слова, какой гордый нрав у этих испанцев! Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово "песня" казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом "романс". А. Да в романсе есть все: в нем звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине, словом то, что трогает душу каждого человека. Ну а какая же русская душа может зажечься без цыганского романса! І. (Выход цыган:_________________________________________________ - Веселись, ромале! (3 песня рады/танец) - Барин едет! (садятся на ковер) (4 Мохнатый шмель) -______________ (подходит к Андрею) Брилиантовый, позолоти ручку. Всю правду расскажу: что было, что будет, чем сердце успокоится. - _______________Ай, красавица: карты правду говорят: лежит на сердце у тебя чирвовый король, сердце у тебя горячее да душа доверчивая, бойся глаз черных. ІІ. 5_____________песня "Очи черные". А. А вы знаете Лариса Дмитриевна, что стихотворение "Черные очи" было написано украинским поэтом Гребёнкой, когда он гостил в селе Рудка у соседа-помещика, отставного штабс-капитана Растенберга. Его дочери, Марии Васильевне, с которой летом следующего года Гребёнка обвенчался, оно и посвящено. Брак был у них хороший и счастливый. Д. Они уносят дух - властительные звуки! В них упоение мучительных страстей, В них голос плачущей разлуки, В них радость юности моей! Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не властна утолить. Душа безумная томится и желает - И петь, и плакать, и любить. А. Дорогая Лариса Дмитриевна, счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо. Д. Я с вами согласна, Сергей Сергеевич. Ведь так были созданы многие романсы, благодаря музам, которые рождали в сердце поэта нежные строки, мелодии. И тому подтверждение поэзия Александра Сергеевича Пушкина. Спросим у него был ли он счастлив. (6 фильм Пушкин) А. Позабыв про горе и страданья, Верю я, что кроме суеты На Земле есть мир очарованья, Чудный мир любви и красоты! Д. Неужто этот мир счастья где-то есть? Вот сегодня за окном холодная зимняя ночь, а перед нами горячий огонь свечи. ІІІ. 7 _______________(свеча горела на столе) А. Романсы и песни сочинялись едва ли не повсюду, они были близки и понятны всем. Д. На рубеже ХХ-Х1Х веков романс словно переживает второе рождение. В кино романс переносит нас в любую эпоху, позволяет понять душу современных героев, ведь любовь правит жизнью во все времена. Я вспоминаю Гейне говорил: "Ангелы зовут это небесной отрадой, черти - адской мукой, люди - любовью". И я с ним соглашусь. А. Но мужская жизнь ничто без поддержки верного друга. IV. 8_________________("Ваше благородие") А. На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях: музыка театра и кино, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыка. 9 __________________(Сплин) Д. Ах уж этот 21 век, мужчины перестали быть столь романтичными, а женщины перестали нуждаться в сильном плече кавалера. V.10__________________(Мне нравится, что вы больны не мной) Д. И все же, Сергей Сергеевич, произошедшее между нами на алгебре заставляет вас поступить благородно. А. Увы, Лариса Дмитриевна, я не могу на вас жениться, меня сковывают цепи. Д. Вы обручены? А. Нет, я еще не сдал лабораторную по химии. Ну а если серьезно, Чем старинней наивность романса Тем живее её соловьи. То ль в расцвете судьбы, То ль на склоне Что я знаю про век и про дни? Отвори мне калитку в былое И былым моё время продли. VI._________________("Соловьи") Д. Не забывайте песен старых, Они о многом расскажут вам, Их пели под гармонь и под гитару, И просто так, и просто так. А. Их разнесло по свету ветром, Но в наши годы, в наши дни Для радости и грусти светлой Друзьями к нам придут они. Д. И все? Ну и какая же любовная история без дуэли? А. Будет дуэль! Мы предлагаем сразиться команде 20 века (учителя и гости) с командой 21 века (сборная учеников) (рассадить команды) Д. (по очереди подходит к столикам для жеребьевки) (поем) № романсов А. Вы согласитесь со мной, Лариса Дмитриевна, что обе команды сильны, поэтому внесите призы. Д. Спасибо за вечер! А. До новых встреч!

Наталья Одинцова
Сценарий проведения вечера романсов «Старое доброе душу согреет»

Гости располагаются за столиками, расставленными в малом зале. На импровизированной сцене- рояль . На нем зажженные свечи.

На переднем плане- маленький столик, за которым располагается ведущая.

Звучат романсы в исполнении Юлии Приз (запись)

Слова принадлежат ведущей.

Добрый день , уважаемые гости нашего вечера . Сегодня наша встреча посвящена музыке- царице всех искусств и его величеству- романсу .

Музыка- это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать многое и ответить на любые, самые неожиданные вопросы. Музыка учит нас доброте и чуткости , учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное.

Ушли элегии и стансы,

Но их настанут времена

Напевом русского романса

Моя душа покорена…

Итак, мы отправляемся в чудесное путешествие, в мир русского романса .

Разговор о романсе не хотелось бы начинать с исторического экскурса в историю возникновения и развития этого прекрасного жанра, а хотелось бы сделать попытку разобраться : в чем его природа, заставляющая затаённо прислушиваться к лиричной напевности и подчас удивительному поэтическому слогу; и каков он сейчас, и каким будет. Вот на эти вопросы мне хочется услышать ответ от вас, уважаемые зрители, участники вечера .

Я обращаюсь к.

Скажите, пожалуйста, я знаю, что вы великолепно исполняете романсы- душевно , проникновенно. А не припомните, когда сосоялась ваша первая встреча с этим музыкальным жанром. Когда романс поселился в вашем сердце?

(ответ)

Я думаю, что гости нашей встречи с удовольствием послушают романс в вашем исполнении .

Давайте откроем с вами музыкальную энциклопедию : читаем…

«Романс - камерное произведение для голоса с сопровождением инструментов , одного или нескольких. Термин этот возник в Испании и первоначально означал песню на испанском (романском ) языке, а не на латыни, принятой в церковных песнопениях. Таким образом, название подчеркивало нецерковный, светский характер жанра.»

Сопровождение в романсе , первоначально создававшее только поддержку, фон для голоса, постепенно стало равноправной частью ансамбля.

Романс- жанр сложный . Сложный потому, что надо обладать качествами, которые могут сразу выделить тебя из общего любительства в ранг владеющим этим жанром. И самое главное, на мой взгляд, качество- интонация. Исполнитель, нашедший свою интонацию, по существу, овладевает жанром, хотя может и не обладать особыми голосовыми данными. Романсы , как говорится, поют душой.

На нашей встрече присутствует именно такой исполнитель, ему подвластны многие виды вокального искусства. Но на первом месте, всё же, по моему мнению стоит исполнение романсов и лирических баллад . Я приглашаю к инструменту Дмитрия Шевченко.

Конечно, романс- многогранен , многожанров. Это и классический романс , и городской, бытовой романс - для нас наиболее понятный и любимый. Но не менее завораживающий и трепетный романс- цыганский .

Слушая его, перед мысленным взором рисуешь картину : степь, полная луна освещает цыганские кибитки, мирно пасутся кони, тишина и лишь слышно потрескивание костра, звук гитары и берущее за душу пение , с надрывом и какой-то вселенской тоской. О любви, о предательстве, да много о чем ещё может поведать цыганский романс . Я приглашаю к роялю В. В. Васильева.

Сейчас часто в отношении романса произносится эпитет «старинный русский романс » . Но романс в России когда-то не был старинным , был новым, модным и очень любимым жанром. Власть его была всепоглощающа- от купеческих хором и трактиров, до театральных подмостков и придворных салонов. А разнообразие жанра было столь велико, что граница между романсом и песней до сих пор не очень определена.

Городской романс- едва ли не самый «молодой» романсно- песенный жанр . Но некоторые из них вот уже более столетия не теряют своей популярности, остаются на слуху их мелодия и слова.

Давайте вместе с вами вспомним фразы из этих популярных романсов . Я начну, а вы продолжите.

«Я ехала домой- душа была полна»

«Белой акации гроздья душистые»

«Ямщик, не гони лошадей»

«Отцвели уж давно хризантемы в саду»

Я вижу, что эти романсы любимы вами , их поэтические строки живут в ваших сердцах.

Предлагаю вам, уважаемые зрители спеть известный городской романс всем вместе .

(исполняется романс )

Я обращаюсь к ___

Скажите, что для Вас означает романс ? Что это- материал для раздумий или отдых для души?

(ответ)

Как Вам кажется, есть ли будущее у этого песенного жанра?

(ответ)

И конечно же, нам хочется послушать романс в вашем исполнении .

Беседуя о романсе , нельзя не вспомнить о великолепных исполнителях, благодаря которым романс прочно вошел в нашу жизнь, стал любимым и узнаваемым. Это Александр Вертинский, Варвара Панина, которую Блок называл «божественной Варей Паниной» , Кэто Джапаридзе- обладательница прекрасного низкого голоса, мягкого сердечного тембра, Вадим Козин, Петр Лещенко, Леонид Утесов. Но я думаю, что наши сегодняшние исполнители покорили зрителей не менее, чем знаменитости. Ведь они вложили в свое исполнение душу , эмоции, светлые чувства и подарили этот музыкальный букет нам- зрителям. Давайте еще раз поаплодируем им.

В заключении нашей встречи мне хочется вспомнить слова одного музыкального критика : «Русский романс есть феномен особого рода. Русский романс - это живой лирический отклик души народа».

Действительно, романс выдержал испытание временем. Он продолжает развиваться. Возможно, он будет приобретать новые очертания. А мы с вами будем свидетелями появления новой разновидности жанра.

Спасибо нашим замечательным исполнителям, аккомпаниатору___ и вам, уважаемые гости за то, что были с нами.

Вечер русского романса.

(сценарий литературно-музыкальной гостиной)

Пролог

Помещение постарайтесь превратить в светский салон. Столики на них вазы с цветами и фруктами, чашки с кофе. За столиками сидят участники и зрители. В одном углу рояль, в другом экран и кинотеатр. Заряжена плёнка к/ф «Жестокий романс». Посередине иллюстрация беседки в парке: резная скамейка, перила. Вдоль стен диваны , на которых сидят зрители. Идёт непринуждённая светская беседа.

Звучит музыка романса «Не довольно ли нам пререкаться»?

Ведущий I.

Чарующие звуки русского романса… Когда ты слышишь их, то забываешь о времени, о своём состоянии. Ты радуешься и переживаешь, горюешь и негодуешь, любишь и ненавидишь вместе с героями этого великолепного и несравненного жанра – старинного романса.

Ведущий II.

Сегодня мы приглашаем вас поговорить о русском романсе. Но, если вы не хотите участвовать в разговоре, - не нужно, просто побудьте с нами, послушайте музыку.

Романс «Сегодня я нисколько не боюсь…»

Часть I

Ведущий I

Слово романс испанское. В переводе оно обозначает вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Первоначально романс обозначал светскую песню на испанском (романском) языке, а не на латинском, принятом в церковных помещениях. Развитие романса как музыкально-поэтического жанра началось во 2-й половине 18-го века. Но ведущим жанром романс становиться в 19-м веке, особенно в творчестве композитором романтического направления. Потому что именно они обращаются к внутреннему, душевному миру человека, его чувствам и переживаниям.

Ведущий II

В истории художественной жизни России 19-го века романсу принадлежит особое место. Он оказался созвучным духовному складу русской души, её неистребимой романтической сущности. Романсы Варламова, Булахова, Гурилёва, Алябьева и, конечно же, М. Глинки волновали всех. Почему? В их музыке зазвучали знакомые с детства, словно взятые из колыбельных песен, народных напевов, удалых плясовых мелодий и музыкальных оборотов. В итоге время их мелодии неуловимо оригинальны, ни на что не похожи. Русские романсы соединили в нашей культуре народно-песенные традиции с европейским музыкальным бытом русского дворянства. Естественно слилась родная стихия музыки и итальянское пение, это и составляет их неповторимую прелесть.

Романс «Матушка-голубушка». Музыка А. Гумилёва. Слова Ниркомского.

Ведущий I

Как создаётся романс? Откуда берутся эти чарующие звуки и строки? Почему обыкновенные слова трогают и тревожат нас?

Ведущий II

А история создания каждого романса действительно интересна. Хотя бы вот этого, пожалуй, самого знаменитого.

Звучит музыка романса «Я помню чудное мгновенье».

Гениальный поэт посвящает прекрасной женщине стихи; великий композитор своей возлюбленной – музыку.

Ведущий I

Вы, конечно же, узнали романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновение». Молодой композитор был влюблён в Екатерину Керн, дочь Анны Петровны, той самой, которая волновала многие сердца Петербурга, которая будоражила воображение и душу самого Пушкина… (музыка громче)

Екатерина Керн и Глинка. Скамейка в беседке. Она сидит, он стоит за ней.

Екатерина Керн: Маменька рассказывала, как впервые встретились они. Пушкин тогда только-только окончил лицей, а она уже была замужем за моим отцом. Они увидели друг друга на званом обеде. Молодой Пушкин весь вечер не сводил глаз с красавицы Анны. Про неё ходило много слухов, особого очарование придавал ей грустный факт, что она была очень несчастна в браке. Пушкин весь вечер говорил ей комплименты, восхищался её красотой и не скрывал этого. Когда она уезжала домой с братом, поэт стоял на крыльце и провожал её нежным взглядом.

Глинка: Каждый из них жил своей жизнью, но судьба опять столкнула их. В один год, летом, Керн гостила в имении своих родственников Олениных. Поблизости их имения было имение Пушкиных. Опять, уже через много лет, прежние чувства вспыхнули в душе поэта. В последний вечер, перед её отъездом он подарил ей книгу – роман «Евгений Онегин», а туда вложил листок со стихотворением «Я помню чудное мгновение». Потом Екатерина показала этот листок мне. Когда я держал в руках это признание, у меня сладко щемило сердце. Слова сами просились на музыку, а в ней вся моя любовь поэта и её матери, в музыке моя любовь и дочери.

Екатерина Керн, обращаясь к Глинке: Вы взяли у маменьки стихи, написанные рукой самого Пушкина, и куда-то его затеряли. (В голосе легкий укор).

Глинка. Прости, но это не так уж и важно, ведь стихи всё-таки остались.

Екатерина Керн. И прекрасная музыка тоже.

(музыка громче)

Ведущий II

Екатерине Керн и Михаилу Глинке тоже не суждено было быть вместе. Запрет отца, приличия света, роковые обстоятельства – всё сыграло свою роль: влюблённые расстались. Но «сердце билось в упоение» только тогда, когда они были вместе. Пушкин и Анна Керн, Екатерина и Михаил Глинка.

(музыка постепенно смолкает)

II часть

Ведущий I

В русском романсе речь ведётся от самого автора, как будто он сам рассуждает о собственных радостях и муках. Он главное действующие лицо, непосредственный участник всего музыкального повествования.

Романс «Колокольчик».

Ведущий II

Романтическое чувство этого романса проявляется в безотчётной грусти и разлуке. Автор, кажется, одержим беспричинной тоской, которая охватывает каждого при встречи с бескрайними просторами родной земли. Эта «высокая печаль» путника связанна ещё и с погружением в прошлое (о чём ещё думалось в дороге!), где остались лучшие годы жизни. Но не уныние определяет характер грусти. Русская грусть редко бывает безысходной, в ней почти всегда присутствует элемент надежды. Здесь это слышно в музыке: «глубокая грусть» стиха переходит в светлую печаль.

Ведущий I

Романсы 19-го века не отличаются сложностью в музыкальном исполнении. Это совсем не потому, что исполнители бездарны. Русский романс обращён не к публике, а к каждому в отдельности; исполняется он не в больших залах, а в узком, кругу. Пушкин так говорил: «Романс идёт от сердца к сердцу по узкой тропе».

Ведущий II

Действительно, во всех светских салонах звучал романс; любая встреча сопровождалась пением. Давайте мысленно перенесёмся в 19-й век, представим летний вечер в одном из имений, княжну Зинаиду и её гостей.

Сцена из повести И Тургенева «Первая любовь».

Зинаида: А теперь, господа, поедем к цыганам.

Переодетый Мишка, выходят цыганки. Звучит романс «Очи чёрные».

Ведущий I

Очень заметно влияние на русский романс цыганского духа: кочевая цыганская жизнь, тоска по свободе, тяга к скитаниям. Но в русском романсе всё сложнее: там тоска по внутренней свободе. А цыгане остаются там символом этой недостижимой свободы.

Ведущий II

Да, конечно, тема свободы, свободы выбора занимает большое место в русском романсе, но его герои там же раздумывают о смысле жизни, любуются красотой и человека, и природы, и мысли.

Романс «На заре ты её не буди».

Ведущий I

И всё-таки половина романсов посвящена теме любви. Любовь в наших романсах не несчастна; это романтическое чувство близости между влюблёнными. Оно, как правило, разрушено ударами внешних обстоятельств, но оставившее в душе героев счастливые, хотя и не без оттенка горечи, воспоминания. Зато какое в этом очарование: испытанное чувство и горькое осознание невозможности достижения «вечной гармони в любви».

Романс «тебя любишь, обнять и плакать над тобой». Музыка Ширяева, слова Фета.

Ведущий II

Повествующий о тайной любви романтический герой далёк от меланхолии. Стремление пережить заново радости ушедшей любви характерно для русского романса. Душа героя мечется от обожания к негодованию, от нежности к ярости, от воспевания предмета любви до проклятия изменчивости его характера. Но никогда герой не уничтожит свою любовь, никогда не откажется от неё.

Часть III

Ведущий I

Много ещё можно сказать о русском романсе,

Ведущий II

но мы предлагаем не говорить, а слушать, слушать чарующие звуки русского романса.

Подборка нескольких романсов.