Женские образы в произведениях евгения онегина. Татьяна Ларина — прекрасный образ русской женщины (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». На многих страницах он невольно признается: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…»

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы тревожат воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капитанской дочки»,.. Видимо, Мария — любимое женское имя Пушкина. Ведь он назвал свою старшую дочь Машей. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.

Впервые мы встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. Деревня Лариных, как и Онегина, тоже была «прелестный уголок», какие часто попадаются в средней полосе России. Поэт много раз подчеркивает, что Татьяна любила природу, зиму, катание на санках. Природа, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, и создали «русскую душу» Татьяны.

Отец Тани «был добрый малый, в прошедшем веке запоздалый», как иронизирует Пушкин. Все хозяйство самоуправно вела мать. Жизнь семейства, которая описывается с любовной иронией, протекала мирно и спокойно. Собирались часто соседи «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем». Татьяна во многом похожа на других девушек. Также «верила преданьям простонародной

  • старины, и снам, и карточным гаданьям», ее
  • «тревожили приметы». Но было уже с детст
  • ва много такого, что отличало ее от других.
  • Ока ласкаться не умела
  • К отцу, ни к матери своей;
  • Дитя сама, в толпе детей
  • Играть и прыгать не хотела
  • И часто целый день одна
  • Сидела молча у окна.

Татьяна с детства отличалась мечтательностью, жила особой внутренней жизнью. Автор подчеркивает, что девочка была лишена кокетства и притворства - тех качеств, которые ему не нравились в женщинах. Много строк посвящено книгам, которые сыграли немалую роль в формировании личности Татьяны. Так Пушкин подводил нас к пониманию того, что Татьяна - натура поэтическая, высокая, одухотворенная.

В одной из повестей Пушкин пишет, что уездные барышни - просто прелесть. Они воспитаны на свежем воздухе, в тени яблонь, знание света черпают из книг. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти, которые неизвестны рассеянным красавицам большого света. Существенное достоинство этих девушек - самобытность.

Сказано как будто о Татьяне. По душе автору открытость и прямота его героини. Хотя девице первой признаваться в любви считалось неприличным, но Татьяну трудно осуждать за это. Поэт спрашивает: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте? Пушкин особо подчеркивает постоянство характера Татьяны. Оно присуще ей с раннего детства. Когда Татьяна становится знатной дамой, то с грустью и умилением вспоминает прежнюю сельскую жизнь, когда она моложе и «лучше, кажется, была». А на самом деле она нисколько не изменилась. И любовь к Евгению по-прежнему хранит в себе.

Пушкин любил свою Татьяну… Существует древнегреческая легенда о том, как один скульптор изваял из камня девушку. Каменная дева была настолько красива, что мастер влюбился в собственное творение. Любовь к девушке была так сильна, что скульптор потерял покой оттого, что это прекрасное изваяние никогда не оживет. Видя мучения и тоску замечательного мастера, боги сжалились над ним и оживили статую, тем самым обрекая мастера и его создание на вечную любовь.

Но это легенда. А Пушкин создал вечный образ прекрасной русской женщины. Трудно даже представить, что Татьяна поэтом придумана. Хочется верить, что она была в жизни, что подобные ей и теперь встречаются. О любви поэта к своему созданию говорят и следующие строки:

Ока было нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Пушкин описывает ее такой, какой видел идеал женщины. Поэт ведь ‘«истинный был гений» в науке «страсти нежной», хорошо знал женскую натуру. Но в его произведениях вырисовывается тот собирательный портрет девушки, которому он отдает предпочтение. Главные ее черты — благородство, верность супружескому долгу.

Маша Троекурова, принесшая любовь в жертву святости брака. Марья Гавриловна, отказывающая всем поклонникам, потому что случай повенчал ее с неизвестным офицером. Маша Миронова, не отрекшаяся от жениха и сумевшая ради него попасть к самой царице. И, наконец, Татьяна, которая с твердостью говорит: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».
Как мучила, как занимала Александра Сергеевича тема супружеской верности!

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пуш-
кина наиболее полно представлены два
женских образа - Татьяны и Ольги Лари-
ных, которые соответствуют двум женским
типам.
Татьяна - старшая дочь провинциаль-
ного дворянина - с детства отличалась
мечтательностью, серьезностью, замкнутос-
тью и склонностью к размышлениям. Ее ни-
когда не интересовали детские шалости и
забавы, куклы, игры в горелки, разговоры
о моде, а «страшные рассказы зимою в тем-
ноте ночей пленяли больше сердце ей». Вы-
росшая на лоне природы и в гармонии с ней,
девушка «любила на балконе предупреж-
дать зари восход», любила слушать пение
253
деревенских девушек, верила в гадания на
Рождество.
Татьяну нельзя назвать красавицей:
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Но в ней было то, чего нельзя было не за-
метить и тем более не оценить: ум и духов-
ное богатство, которые освещали внешний
облик девушки; в ней чувствовалась лич-
ность, мучительно и неутомимо ищущая свое
место в жизни.
Считавший книги «пустой игрушкой»
отец Татьяны, которого автор с иронией на-
зывает «добрый малый в прошедшем веке
запоздалый», никогда не интересовался чте-
нием дочери и «не заботился о том, какой
у дочки тайный том дремал до утра под по-
душкой». И, предоставленная самой себе, Та-
тьяна рано увлеклась романами, герои кото-
рых пленяли сердце девушки, заставляли его
биться сильнее. Молодые люди, которых Та-
тьяна часто видела у себя в доме, не были
похожи на романтических героев: больше
всего их интересовал быт, а в женщине они
ценили внешнюю красоту. И потому Онегин,
впервые посетивший своих соседей по поме-
стью, нашел, что Татьяна «грустна и молча-
лива, как Светлана». Зато она уже в вечер
знакомства с Онегиным, благодаря проница-
тельности своей натуры, поняла и никогда
больше потом не сомневалась, что он - кра-
сивый, умный, так непохожий на других, от-
решенный от суеты, - он и есть ее герой.
Заледеневшее от ожиданий сердце растая-
ло - Татьяна влюбилась.
Любовь открывает нам новые черты Та-
тьяны: благородство, верность, постоянство,
открытость, нежность… Не привыкшая кокет-
ничать и заигрывать, задыхающаяся от любви
и сгорающая от стыда, Татьяна открывается
в письме Онегину. Поразительно трогательно
передана поэтом глубина переживаний де-
вушки, впечатляет ее уверенность в силе
своих чувств:
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой…
После объяснения, когда главный герой
отказывался от Татьяны, по его словам, ей
же во благо, девушка нашла в себе силы не
уронить своего достоинства, не плакала,
не умоляла ответить на любовь, отчаянному
крику сердца не дала вырваться наружу. Но
словам, сказанным в письме: «Нет, никому на
свете не отдала бы сердца я!», - Татьяна ос-
талась верна. В этом мы убеждаемся, когда
героиня говорит Онегину на последнем сви-
дании: «Я вас люблю (к чему лукавить?)»,
Цельную натуру Татьяны не смогло изме-
нить ни высокое положение в обществе, ни
богатство князя. Светскую жизнь, к которой
так стремились многие, она называет «посты-
лой жизни мишура» и признается, что гото-
ва отдать
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За нагие бедное жилище…
Татьяна, с детства впитавшая устои на-
родной морали, не способна предать челове-
ка, который верит ей и любит ее. Долг, честь,
добродетель для нее выше личного счастья.
«Но я другому отдана; я буду век ему вер-
на», - был ее ответ Онегину.
Полной противоположностью Татьяны
является ее младшая сестра. Ольга - писа-
ная красавица, со всеми традиционными ат-
рибутами:
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
Внутренний мир Ольги уютен и бесконф-
ликтен: она «всегда скромна, всегда послуш-
на, всегда как утро весела, Как жизнь поэта
простодушна…». Кажется, она совершенство,
в нее невозможно не влюбиться. Говоря о
портрете Ольги, признается, что
«прежде сам его любил», но тут же добавля-
ет: «Но надоел он мне безмерно».
Что не дает автору влюбляться в таких,
казалось бы, идеальных женщин, как Ольга?
На этот вопрос он отвечает устами Онегина,
который, едва узнав Ольгу, сразу отметил ее
главный недостаток:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точъ-в-точъ в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Ольга бедна духовно. В ней нет гармонии
между внешностью и внутренним миром. Ее
привлекательность не освещается светом ду-
ши. У Ольги нет принципов, в силу своей ду-
ховной ограниченности она не способна на
сильные чувства, как ее сестра, которая, од-
нажды полюбив, осталась верна своей любви.
После смерти Ленского Ольга не долго пла-
кала, грустила, вскоре она увлеклась другим
молодым человеком, уланом:
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах,
Если Татьяна Ларина воплотила в себе
пушкинский идеал женской красоты: умная,
кроткая, благородная, духовно богатая нату-
ра, - то в образе Ольги он показал другой
тип женщин, встречающийся довольно часто:
красивые, беззаботные, кокетливые, но ду-
ховно ограниченные и не способные на силь-
ные, глубокие чувства.

Волею автора главные женские образы в романе «Евгений Онегин» сосредоточены близ семейства Лариных. Это и любимица - Татьяна, и ее мать с сестрой, и няня. Что называется, «на заднем плане» фигурируют имена нескольких столичных родственниц, но они существуют лишь для того, чтоб оттенить незаурядность характера главной героини.

Главный женский персонаж романа. Ее принципиальное отличие от всех других состоит в том, что подлинной основой всех поступков героини является ее нравственный стержень, ее собственное мерило справедливости. Ей чужды притворство, кокетство и традиционные манеры поведения (да и мышления, кстати, тоже) светских барышень того времени. Сызмальства она выделялась в толпе детей своей нелюдимостью, склонностью к одиночеству.

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела…

С самых ранних лет ее внутренняя жизнь превалировала над внешней. Чуждая привычным утехам общества, девочка много читала - и характер ее формировался в большей степени литературными, нежели жизненными примерами. Во всяком случае, черты его противопоставляются нравам ее родных.

Ольга, младшая ее сестра, гораздо интереснее внешне, она ярче и живее в общении. Типичная приятная во всех отношениях барышня своего поколения. Воспитанна, приветлива, мила. Наиболее очевидно момент их с Татьяной противопоставления проявляется в эпизоде, где Ольга выходит замуж, хотя со времени гибели ее первого жениха - Ленского - прошло совсем немного времени. Дело тут не в осуждении и каком-то очернении этого поступка – в конце концов, дело молодое, едва ли разумно было бы всю жизнь хранить траур. Речь о том, что чувство поэта стоило ему жизни. По глупости, горячности, молодости - Бог с ним, это сейчас не столь важно. И логично было бы предположить, что естественное горевание, будь чувство Ольги подлинной любовью, длилось бы несколько дольше и было бы глубже. Однако описаний долгих тягостных часов и уж тем более дней, проведенных ею на могиле убитого жениха, в романе нет…

Онегин никогда не был Татьяне женихом. В сущности, кроме ее письма и того душеспасительного разговора, в котором он учил ее жизни, между ними ничего и не было (до встречи в финале романа, разумеется). Но чувству своему она осталась верна. Не Онегину - подчеркиваю, между ними не было тех отношений, которые позволяли бы употреблять понятие верности друг другу. Самой себе. Она сказала «люблю» - сказала искренне, пойдя на неслыханную для себя откровенность - и вследствие цельности своей натуры, оставалась верна данному ей слову.

Образ матери сестер Лариных, вероятно, является довольно типичным, как и образ Ольги. Выданная замуж против воли (была прежде влюблена в другого), она сначала немного пометалась в мужнином доме, затем привыкла - и сделалась вполне счастлива, оставив свои прежние идеалы. Что у нее, что у Ольги - обстоятельства определяют судьбу и формируют духовную основу. Именно о матери Лариной А.С. Пушкин говорит фразу, ставшую впоследствии крылатой:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

У Ольги это привычка, немного утрирую, к хорошему расположению духа и устойчивому внешнему миру (поплакала по Ленскому - ничего, жизнь продолжается; вышла замуж за улана - все замечательно, все положенные условности соблюдены, старой девой не осталась. Речи о глубоких чувствах там нет, есть довольно снисходительное «Улан умел ее пленить…»). У матери приблизительно то же самое. Это не хорошо и не плохо; это особенность характера. В наше время все это по-прежнему остается актуальным. И, кстати, жить проще именно Ольгам с матушками. «Татьянам», как и у Пушкина, обычно достается весьма и весьма тяжелая жизнь - не столько сама по себе, сколько по несгибаемости мышления и неумению приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам.

Также в романе «Евгений Онегин» присутствует образ няни главной героини. Это простая деревенская крепостная, которую выдали замуж практически ребенком, и всю свою трудную жизнь она провела в услужении и заботах. Возможное отличие ее от других женщин ее положения состоит в том, что она, несмотря на тяготы и невзгоды, сохранила способность к любви и сопереживанию. Ведь к Татьяне она относится со всей душой - как может. Ее одну можно было бы назвать подругой героини, ведь именно ей та поверяет свою самую главную тайну. Именно ее вспоминает уже будучи светской львицей, мечтая вновь попасть в те места, где «нынче крест и тень ветвей над бедной нянею моей».

Постоянно в романе отсылки к образу абстрактных барышень. Можно было бы написать «барышень того поколения», так как Пушкин, в силу своей любвеобильности, знал предмет, о котором писал, но гений автора состоял не в умении рифмовать описание женских прелестей… Дело в том, что все эти «Дианы грудь, ланиты Флоры…» и прочее - это некое обобщение, условность, которая остается неизменной из века в век. Там речь не об отличительных особенностях характера, широте души, складе ума - просто некий приятный глазу фон. В отличие от главной героини, расписывать там особенно нечего. Автор, так сказать, в силу естественных гендерных причин, отдает должное всей прелести женской природы, но отмечает, что всерьез цепляет, проникая в душу, не внешняя красота. Это как раз о Татьяне, которая «не привлекла б очей…» (я вольно цитирую, но, полагаю, Пушкин не сделал ее умопомрачительной красавицей именно по причине превосходства внутреннего над внешним).

Женские образы в романе призваны охарактеризовать наиболее полно общество того времени, подчеркнуть особенности его развития, нравственную историю персонажей. И, безусловно, многие типичные черты представительниц прекрасного пола описаны для создания контраста с образом любимой пушкинской героини, чтоб лишний раз подчеркнуть, насколько уникальным является человек, имеющий смелость хранить верность себе до конца и называть вещи своими именами.


Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе. В произведении была объективно воссоздана целая историческая эпоха. Автор обращается к актуальным вопросам русской жизни, освещает быт, обычаи, нравы, традиции и духовные интересы России – именно поэтому Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Вместе с тем в произведении описаны не только реалии первой четверти XIX века, но и созданы яркие портреты представителей этого времени.

Женские характеры в романе представлены на примере образов Татьяны и Ольги Лариной, их матери Прасковьи, а также няни Татьяны Филипповны. И если характеры Ольги и Прасковьи Лариных, Филипповны являются довольно типичными, то главная героиня произведения отличается от своих сверстниц, является для Пушкина идеалом русской женщины («Татьяны милой идеал»). Также важно отметить, что автор создает портрет не только дворянок (Ларины), но и простой крестьянки (няня Татьяны). Таким образом, с помощью женских образов в романе поэт изображает не только типичных представительниц первой четверти XIX века, но и показывает оригинальный характер русской женщины.

Образ главной героини романа Татьяны Лариной во многом является воплощением народной стихии. В этом смысле героиня резко отличается от «полурусского» Ленского и воспитанного французскими гувернерами Онегина. Не случайно Пушкин говорит о Татьяне, что она «русская душою». Татьяна верит в народные приметы, гадает вместе с дворовыми девушками, тонко чувствует родную природу, верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Именно обо всем этом она тоскует, оказавшись в Петербурге.

Будучи воспитанной в дворянской среде, старшая из сестер Лариных «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Героине присущи и мечтательность, и замкнутость, и стремление к одиночеству, и любовь к русской природе, к народным традициям и обычаям. Ее нравственный облик и духовные интересы принципиально отличаются от внутреннего мира типичного большинства провинциальных барышень (например, Ольги) В проявлении своих чувств Татьяна предельно искренна:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Героине чужды лукавство, манерность, кокетство, поверхностность, сентиментальная чувствительность, иначе говоря, все то, что отличало большинство ее сверстниц. Татьяна являет собой цельную натуру, одаренную способностью глубоко и сильно чувствовать. Героиня пушкинского романа действительно любит Онегина, и эту любовь Татьяна пронесет через всю жизнь. Несмотря на то что в восьмой главе романа героиня предстает перед читателем уже не «девочкой несмелой», а «неприступною богиней», внутренне Татьяна не изменилась и продолжает любить Евгения («И он ей сердце волновал!»)

Письмо героини к Евгению проникнуто искренним чувством и возвышенной простотой. Не случайно С.Г. Бочаров заметил: «Пушкинское письмо Татьяны – «мифический перевод» с «чудесного подлинника» - сердца Татьяны». Действительно, несмотря на то что письмо героини наполнено реминисценциями из различных сентиментальных романов, которыми увлекалась девушка, невозможно усомниться в искренности ее чувств («Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала…»). Но все же свою любовь Татьяна строит по литературным образцам любимых персонажей. Онегин представляется девушке как образ из романа: ангел-хранитель (Грандисон) или «коварный искуситель» (Ловелас). Решение признаться в любви Евгению также продиктовано желанием походить на романическую героиню. При этом Татьяна понимает, что поступает вопреки всем нормам приличия, принятым в дворянском обществе в начале XIX века («Стыдом и страхом замираю…»).

Татьяна отличается прежде всего своим чутким сердцем, но в ней все более пробуждается ум, сознание мыслящего человека, способность верно оценить и внутренне отвергнуть «постылую мишуру» высшего света, его пустоту и фальшь, сохранить свой нравственный облик и духовные ценности. Сознание, ум Татьяны пробуждаются с первым горьким опытом несчастной любви, с чтением книг, которые «ей заменяли все».

Как уже было сказано, многие черты личности Татьяны глубоко уходят в народную почву. Этим героиня (как и сам Пушкин) обязана своей няне, простой русской крестьянке. Не случайно единственный человек, с которым Татьяна говорит о своей любви, - это именно няня. С помощью образа Филипповны в романе поэт освещает крестьянский семейный быт, а также поднимает проблему личности и среды. Так, рассказ няни о несчастливой личной жизни («И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь…») отражает типичную для крестьянского сословия ситуацию: девушку насильно выдают замуж и «передают» чужой семье скорее в качестве работницы; при этом нередко муж оказывался моложе жены:

Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

В записях Пушкина мы встречаем важное замечание, которое обобщенно иллюстрирует судьбу простой русской женщины: «Несчастье в жизни семейственной есть отличительная черта русского народа…».

Но, как ни странно, такая же судьба постигает и Татьяну, которая выходит замуж не по любви и несчастлива в семейной жизни. Тем самым и с этой точки зрения на судьбе героини лежит печать народности. Ответ героини Онегину в финале романа отражает все тот же принцип народной нравственности: нельзя построить свое счастье на чужом несчастье. Такое понимание своего нравственного долга и объясняет отказ Татьяны Онегину: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Таким образом, главное свойство Татьяны – высокое духовное благородство и развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Героиня считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Пускай теперь она понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она поступила неосторожно – страдать за эту неосторожность, за эту ошибку должна она сама.

Антиподом Татьяны является ее сестра Ольга. Если главным качеством старшей Лариной считается развитое чувство долга, то младшая Ларина, напротив, крайне легкомысленна и ветрена. Так, Ольга недолго оплакивает погибшего на дуэли Ленского (который считался женихом героини) и вскоре выходит замуж за улана:

Мой бедный Ленский! изнывая,

Не долго плакала она.

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

На первый взгляд Ольга кажется совершенством: настоящая красавица («Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные…») с покладистым и легким характером («Всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела…»). Но Пушкин сразу отмечает, что подобный характер можно найти в «любом романе», поэтому он «безмерно» надоел автору. Онегин указывает Ленскому на тривиальность, душевную пустоту Ольги:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

Ольга ничем не выделяется среди других провинциальных дворянок, о которых Пушкин замечает: «Но разговор их милых жен гораздо меньше был умен».

Итак, образ легкомысленной, ветреной и «пустой» Ольги, характерный для сентиментального романа, отражает типичные черты уездной барышни.

Кроме того, на примере образа матери Татьяны и Ольги, Прасковьи Лариной, Пушкин описывает характер деревенской помещицы. Важно отметить, что личность героини показана в динамике, с помощью истории судьбы персонажа автор поднимает проблему личности и среды. Поэт рассказывает о жизни Прасковьи до замужества, когда героиня увлекалась романами и была влюблена в «славного франта», напоминавшего одного из героев ее любимых книг. Затем поэт иронично описывает превращение чувствительной барышни, которая «…говорила нараспев, корсет носила очень узкий…» в хозяйственную и довольно властную барыню.

Александр Сергеевич Пушкин - величайший русский поэт-реалист. Его лучшим произведением, в котором "...вся жизнь, вся душа, вся любовь его; его чувства, понятия, идеалы", является "Евгений Онегин". Пушкин ставит задачу дать реальное изображение жизни молодого человека светского общества. В романе отражены последние годы царствования Александра I и первые годы царствования Николая I, то есть время подъема общественного движения после Отечественной войны 1812 года. В это время для значительной части образованной молодежи было характерно неумение и неспособность найти свой путь в жизни. В основе романа лежит история любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной.

Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. В то же время Татьяна - любимая героиня Пушкина, его "милый идеал" ("...я так люблю Татьяну милую мою"). В образ Татьяны Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны происходит на основе "преданий простонародной старины", верований, сказаний. Заметное влияние на ее характер оказывает увлечение любовными романами. О преобладании таких настроений у Татьяны свидетельствует ее реакция на появление у них в доме Онегина, которого она сразу делает предметом своих романтических мечтаний. В нем Татьяна видит сочетание всех тех качеств героя, о которых она читала в романах. Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью. О глубине чувств Татьяны говорит ее письмо к Онегину. В нем Татьяна, действуя против всех правил приличия, открывает свою душу и полностью отдает себя "в руки" Онегина, полагаясь на его честь и благородство ("Но мне порукой ваша честь..."). Глубокие чувства Татьяны проявляются в момент приезда Онегина в поместье Лариных после получения письма. В ее душе поднимается целая буря противоречивых чувств, надежд и желаний, которые она не в силах подавить. Татьяна без возражений принимает отповедь Онегина, но ее чувства не только не проходят, но еще больше разгораются. Благодаря постоянному общению со своей няней Филипповной, она знает большое количество старинных народных верований, примет, в которые безоговорочно верила:

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь.

Поэтому, чтобы узнать свою дальнейшую судьбу, Татьяна прибегает к гаданию. В итоге ей снится сон, который частично определяет дальнейшее развитие событий. После смерти Ленского и отъезда Онегина, Татьяна начинает часто посещать дом Онегина. Там она, изучая обстановку, в которой жил Онегин, его круг интересов, приходит к выводу, что Онегин есть лишь "поэтический призрак", пародия. Далее Татьяна отправляется в Москву, где тетушки возят ее по балам и вечерам в поисках хорошего жениха. Обстановка московских гостиных, царящий в них порядок и светское общество - все это внушает Татьяне лишь отвращение и скуку. Воспитанная в деревне, душой она стремится к природе:

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек...

Татьяна получает в мужья военного, богатого генерала и становится светской дамой. В этом положении и застает ее Онегин, вернувшийся через несколько лет из путешествий. Теперь, когда Татьяна достигла одного с ним уровня общественного положения, в нем пробуждаются любовь и страсть. Далее история любви Онегина к Татьяне приобретает зеркальное отражение истории любви Татьяны к нему. Став светской дамой, Татьяна постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Она становится "равнодушною княгиней", "неприступной богиней". В ответ на признания Онегина Татьяна, хоть и любит его, дает прямой и безоговорочный ответ:

Но я другому отдана,

И буду век ему верна.

В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, ее сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушить обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами.

Полной противоположностью Татьяны является ее сестра Ольга. Ее веселый нрав, простота, спокойный, беспечный характер были, по словам самого автора, неотъемлемой частью образа героини любого романа того времени. Онегин, как истинный знаток женской души, дает Ольге нелестную характеристику:

В чертах у Ольги жизни нет,

Точь-в-точь в Ван-Дейковой Мадонне:

Кругла, красна лицом она;

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

О беспечном нраве Ольги также свидетельствует ее отношение к любви. Она как будто и не замечает всей полноты и глубины чувств Ленского, готового пойти на все ради нее. Именно из-за нее он сражается на дуэли с Онегиным и погибает. Дуэль происходит из-за легкомысленного и пренебрежительного отношения Ольги к Ленскому на балу. Она веселится и танцует с Онегиным, не замечая, какую боль она причиняет Ленскому своим поведением. При их последнем свидании Ленский смущен и растерян перед той "нежной простотой" и наивностью, с которой предстает перед ним Ольга:

Подобно ветреной надежде,

Резва, беспечна, весела,

Ну точно та же, как была.

В последние часы жизни Ленский поптощен мыслями об Ольге. В душе он мечтает об Ольгиной верности и преданности ему, но сильно заблуждается в чувствах Ольги: "...не долго плакала она", и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего ее, стерся из ее памяти, и его место занял приезжий молодой улан, с которым Ольга и связала свою дальнейшую жизнь.

История жизни матери Ольги и Татьяны Лариных представляет собой печальный рассказ о судьбе молодой девушки из светского общества. Ее, без какого-либо согласия с ее стороны, выдают замуж за поместного дворянина Дмитрия Ларина и отправляют в деревню. Поначалу ей оказалось довольно сложно привыкнуть к обстановке деревенской жизни. Но со временем она привыкла и стала образцовой дамой из круга поместного дворянства. Ее прежние увлечения и привычки сменились обыденными делами и заботами по хозяйству:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам

Служанок била, осердясь,

Образ няни Филиппьевны является олицетворением русской крепостной крестьянки. Из ее диалога с Татьяной мы узнаем о тяжелой судьбе русского народа, находящегося под гнетом крепостного права. На своем примере Филиппьевна показывает полное бесправие крестьян, тяжелые отношения в семьях, но в то же время является хранительницей простонародных преданий - "старинных былей, небылиц", и поэтому Филипьевна сыграла большую роль в формировании черт характера Татьяны.

Итак, А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" создал целую галерею женских образов, каждый из которых является типичным и индивидуальным, воплощая в себе какую-то особенность характера. Но наиболее совершенным среди всех женских образов в "Евгении Онегине" является образ Татьяны, в котором Пушкин отобразил все черты истинно-русской женщины.