Что такое динамика в музыкальных произведениях. Конспект урока по предмету музыкальная грамота и слушание музыки с презентацией. Динамические оттенки, их роль и значение в музыке. Музыкальные термины, связанные с динамикой

Февраль 18, 2016

Мир домашних развлечений довольно разнообразен и может включать в себя: просмотр кино на хорошей домашней кинотеатральной системе; увлекательный и захватывающий игровой процесс или прослушивание музыкальных композиций. Как правило, каждый находит что-то своё в этой области, или сочетает всё сразу. Но какими бы не были цели человека по организации своего досуга и в какую бы крайность не ударялись - все эти звенья прочно связаны одним простым и понятным словом - "звук". Действительно, во всех перечисленных случаях нас будет вести за ручку звуковое сопровождение. Но вопрос этот не так прост и тривиален, особенно в тех случаях, когда появляется желание добиться качественного звучания в помещении или любых других условиях. Для этого не всегда обязательно покупать дорогостоящие hi-fi или hi-end компоненты (хотя будет весьма кстати), а бывает достаточным хорошее знание физической теории, которая способна устранить большинство проблем, возникающих у всех, кто задался целью получить озвучку высокого качества.

Далее будет рассмотрена теория звука и акустики с точки зрения физики. В данном случае я постараюсь сделать это максимально доступно для понимания любого человека, который, возможно, далёк от знания физических законов или формул, но тем не менее страстно грезит воплощением мечты создания совершенной акустической системы. Я не берусь утверждать, что для достижения хороших результатов в этой области в домашних условиях (или в автомобиле, например) необходимо знать эти теории досканально, однако понимание основ позволит избежать множество глупых и абсурдных ошибок, а так же позволит достичь максимального эффекта звучания от системы любого уровня.

Общая теория звука и музыкальная терминология

Что же такое звук ? Это ощущение, которое воспринимает слуховой орган "ухо" (само по себе явление существует и без участия «уха» в процессе, но так проще для понимания), возникающее при возбуждении барабанной перепонки звуковой волной. Ухо в данном случае выступает в роли "приёмника" звуковых волн различной частоты.
Звуковая волна же представляет собой по сути последовательный ряд уплотнений и разряжений среды (чаще всего воздушной среды в обычных условиях) различной частоты. Природа звуковых волн колебательная, вызываемая и производимая вибрацией любых тел. Возникновение и распространение классической звуковой волны возможно в трёх упругих средах: газообразных, жидких и твёрдых. При возникновении звуковой волны в одном из этих типов пространства неизбежно возникают некоторые изменения в самой среде, например, изменение плотности или давления воздуха, перемещение частиц воздушных масс и т.д.

Поскольку звуковая волна имеет колебательную природу, то у неё имеется такая характеристика, как частота. Частота измеряется в герцах (в честь немецкого физика Генриха Рудольфа Герца), и обозначает количество колебаний за период времени, равный одной секунде. Т.е. например, частота 20 Гц обозначает цикл в 20 колебаний за одну секунду. От частоты звука зависит и субъективное понятие его высоты. Чем больше звуковых колебаний совершается за секунду, тем «выше» кажется звучание. У звуковой волны так же имеется ещё одна важнейшая характеристика, имеющая название - длина волны. Длиной волны принято считать расстояние, которое проходит звук определённой частоты за период, равный одной секунде. Для примера, длина волны самого низкого звука в слышимом диапазоне для человека частотой 20 Гц составляет 16,5 метров, а длина волны самого высокого звука 20000 Гц составляет 1,7 сантиметра.

Человеческое ухо устроено таким образом, что способно воспринимать волны только в ограниченном диапазоне, примерно 20 Гц - 20000 Гц (зависит от особенностей конкретного человека, кто-то способен слышать чуть больше, кто-то меньше). Таким образом, это не означает, что звуков ниже или выше этих частот не существует, просто человеческим ухом они не воспринимаются, выходя за границу слышимого диапазона. Звук выше слышимого диапазона называется ультразвуком , звук ниже слышимого диапазона называется инфразвуком . Некоторые животные способны воспринимать ультра и инфра звуки, некоторые даже используют этот диапазон для ориентирования в пространстве (летучие мыши, дельфины). В случае, если звук проходит через среду, которая напрямую не соприкасается с органом слуха человека, то такой звук может быть не слышим или сильно ослабленным в последствии.

В музыкальной терминологии звука существуют такие важные обозначения, как октава, тон и обертон звука. Октава означает интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет 1 к 2. Октава обычно очень хорошо различима на слух, в то время как звуки в пределах этого интервала могут быть очень похожими друг на друга. Октавой также можно назвать звук, который делает вдвое больше колебаний, чем другой звук, в одинаковый временной период. Например, частота 800 Гц, есть ни что иное, как более высокая октава 400 Гц, а частота 400 Гц в свою очередь является следующей октавой звука частотой 200 Гц. Октава в свою очередь состоит из тонов и обертонов. Переменные колебания в гармонической звуковой волне одной частоты воспринимаются человеческим ухом как музыкальный тон . Колебания высокой частоты можно интерпретировать как звуки высокого тона, колебания низкой частоты – как звуки низкого тона. Человеческое ухо способно чётко отличать звуки с разницей в один тон (в диапазоне до 4000 Гц). Несмотря на это, в музыке используется крайне малое число тонов. Объясняется это из соображений принципа гармонической созвучности, всё основано на принципе октав.

Рассмотрим теорию музыкальных тонов на примере струны, натянутой определённым образом. Такая струна, в зависимости от силы натяжения, будет иметь "настройку" на какую-то одну конкретную частоту. При воздействии на эту струну чем-либо с одной определённой силой, что вызовет её колебания, стабильно будет наблюдаться какой-то один определенный тон звука, мы услышим искомую частоту настройки. Этот звук называется основным тоном. За основной тон в музыкальной сфере официально принята частота ноты "ля" первой октавы, равная 440 Гц. Однако, большинство музыкальных инструментов никогда не воспроизводят одни чистые основные тона, их неизбежно сопровождают призвуки, именуемые обертонами . Тут уместно вспомнить важное определение музыкальной акустики, понятие тембра звука. Тембр - это особенность музыкальных звуков, которые придают музыкальным инструментам и голосам их неповторимую узнаваемую специфику звучания, даже если сравнивать звуки одинаковой высоты и громкости. Тембр каждого музыкального инструмента зависит от распределения звуковой энергии по обертонам в момент появления звука.

Обертоны формируют специфическую окраску основного тона, по которой мы легко можем определить и узнать конкретный инструмент, а так же чётко отличить его звучание от другого инструмента. Обертоны бывают двух типов: гармонические и негармонические. Гармонические обертоны по определению кратны частоте основного тона. Напротив, если обертоны не кратны и заметно отклоняются от величин, то они называются негармоническими . В музыке практически исключается оперирование некратными обертонами, поэтому термин сводится к понятию "обертон", подразумевая под собой гармонический. У некоторых инструментов, например фортепиано, основной тон даже не успевает сформироваться, за короткий промежуток происходит нарастание звуковой энергии обертонов, а затем так же стремительно происходит спад. Многие инструменты создают так называемый эффект "переходного тона", когда энергия определённых обертонов максимальна в определённый момент времени, обычно в самом начале, но потом резко меняется и переходит к другим обертонам. Частотный диапазон каждого инструмента можно рассмотреть отдельно и он обычно ограничивается частотами основных тонов, который способен воспроизводить данный конкретный инструмент.

В теории звука также присутствует такое понятие как ШУМ. Шум - это любой звук, которой создаётся совокупностью несогласованных между собой источников. Всем хорошо знаком шум листвы деревьев, колышимой ветром и т.д.

От чего зависит громкость звука? Очевидно, что подобное явление напрямую зависит от количества энергии, переносимой звуковой волной. Для определения количественных показателей громкости, существует понятие - интенсивность звука. Интенсивность звука определяется как поток энергии, прошедший через какую-то площадь пространства (например, см2) за единицу времени (например, за секунду). При обычном разговоре интенсивность составляет примерно 9 или 10 Вт/см2. Человеческое ухо способно воспринимать звуки достаточно широкого диапазона чувствительности, при этом восприимчивость частот неоднородна в пределах звукового спектра. Так наилучшим образом воспринимается диапазон частот 1000 Гц - 4000 Гц, который наиболее широко охватывает человеческую речь.

Поскольку звуки столь сильно различаются по интенсивности, удобнее рассматривать её как логарифмическую величину и измерять в децибелах (в честь шотландского учёного Александра Грэма Белла). Нижний порог слуховой чувствительности человеческого уха составляет 0 Дб, верхний 120 Дб, он же ещё называется "болевой порог". Верхняя граница чувствительности так же воспринимается человеческим ухом не одинаково, а зависит от конкретной частоты. Звуки низких частот должны обладать гораздо бОльшей интенсивностью, чем высокие, чтобы вызвать болевой порог. Например, болевой порог на низкой частоте 31,5 Гц наступает при уровне силы звука 135 дБ, когда на частоте 2000 Гц ощущение боли появится при уже при 112 дБ. Имеется также понятие звукового давления, которое фактически расширяет привычное объяснение распространение звуковой волны в воздухе. Звуковое давление - это переменное избыточное давление, возникающее в упругой среде в результате прохождения через неё звуковой волны.

Волновая природа звука

Чтобы лучше понять систему возникновения звуковой волны, представим классический динамик, находящийся в трубе, наполненной воздухом. Если динамик совершит резкое движение вперёд, то воздух, находящийся в непосредственной близости диффузора на мгновение сжимается. После этого воздух расширится, толкая тем самым сжатую воздушную область вдоль по трубе.
Вот это волновое движение и будет впоследствии звуком, когда достигнет слухового органа и "возбудит" барабанную перепонку. При возникновении звуковой волны в газе создаётся избыточное давление, избыточная плотность и происходит перемещение частиц с постоянной скоростью. Про звуковые волны важно помнить то обстоятельство, что вещество не перемещается вместе со звуковой волной, а возникает лишь временное возмущение воздушных масс.

Если представить поршень, подвешенный в свободном пространстве на пружине и совершающий повторяющиеся движения "вперёд-назад", то такие колебания будут называться гармоническими или синусоидальными (если представить волну в виде графика, то получим в этом случае чистейшую синусойду с повторяющимися спадами и подъёмами). Если представить динамик в трубе (как и в примере, описанном выше), совершающий гармонические колебания, то в момент движения динамика "вперёд" получается известный уже эффект сжатия воздуха, а при движении динамика "назад" обратный эффект разряжения. В этом случае по трубе будет распространяться волна чередующихся сжатий и разрежений. Расстояние вдоль трубы между соседними максимумами или минимумами (фазами) будет называться длиной волны . Если частицы колеблются параллельно направлению распространения волны, то волна называется продольной . Если же они колеблются перпендикулярно направлению распространения, то волна называется поперечной . Обычно звуковые волны в газах и жидкостях – продольные, в твердых же телах возможно возникновение волн обоих типов. Поперечные волны в твердых телах возникают благодаря сопротивлению к изменению формы. Основная разница между этими двумя типами волн заключается в том, что поперечная волна обладает свойством поляризации (колебания происходят в определенной плоскости), а продольная – нет.

Скорость звука

Скорость звука напрямую зависит от характеристик среды, в которой он распространяется. Она определяется (зависима) двумя свойствами среды: упругостью и плотностью материала. Скорость звука в твёрдых телах соответственно напрямую зависит от типа материала и его свойств. Скорость в газовых средах зависит только от одного типа деформации среды: сжатие-разрежение. Изменение давления в звуковой волне происходит без теплообмена с окружающими частицами и носит название адиабатическое.
Скорость звука в газе зависит в основном от температуры - возрастает при повышении температуры и падает при понижении. Так же скорость звука в газообразной среде зависит от размеров и массы самих молекул газа, - чем масса и размер частиц меньше, тем "проводимость" волны больше и больше соответственно скорость.

В жидкой и твёрдой средах принцип распространения и скорость звука аналогичны тому, как волна распространяется в воздухе: путём сжатия-разряжения. Но в данных средах, помимо той же зависимости от температуры, достаточно важное значение имеет плотность среды и её состав/структура. Чем меньше плотность вещества, тем скорость звука выше и наоборот. Зависимость же от состава среды сложнее и определяется в каждом конкретном случае с учётом расположения и взаимодействия молекул/атомов.

Скорость звука в воздухе при t, °C 20: 343 м/с
Скорость звука в дистиллированной воде при t, °C 20: 1481 м/с
Скорость звука в стали при t, °C 20: 5000 м/с

Стоячие волны и интерференция

Когда динамик создаёт звуковые волны в ограниченном пространстве неизбежно возникает эффект отражения волн от границ. В результате этого чаще всего возникает эффект интерференции - когда две или более звуковых волн накладываются друг на друга. Особыми случаями явления интерференции являются образование: 1) Биений волн или 2) Стоячих волн. Биения волн - это случай, когда происходит сложение волн с близкими частотами и амплитудой. Картина возникновения биений: когда две похожие по частоте волны накладываются друг на друга. В какой-то момент времени при таком наложении, амплитудные пики могут совпадать "по фазе", а также могут совпадать и спады по "противофазе". Именно так и характеризуются биения звука. Важно помнить, что в отличие от стоячих волн, фазовые совпадения пиков происходят не постоянно, а через какие-то временные промежутки. На слух такая картина биений различается достаточно чётко, и слышится как периодическое нарастание и убывание громкости соответственно. Механизм возникновения этого эффекта предельно прост: в момент совпадения пиков громкость нарастает, в момент совпадения спадов громкость уменьшается.

Стоячие волны возникают в случае наложения двух волн одинаковой амлитуды, фазы и частоты, когда при "встрече" таких волн одна движется в прямом, а другая – в обратном направлении. В участке пространства (где образовалась стоячая волна) возникает картина наложения двух частотных амплитуд, с чередованием максимумов (т.н. пучностей) и минимумов (т.н. узлов). При возникновении этого явления крайне важное значение имеет частота, фаза и коэффициент затухания волны в месте отражения. В отличие от бегущих волн, в стоячей волне отсутствует перенос энергии вследствие того, что образующие эту волну прямая и обратная волны переносят энергию в равных количествах и в прямом и в противоположном направлениях. Для наглядного понимания возникновения стоячей волны, представим пример из домашней акустики. Допустим, у нас есть напольные акустические системы в некотором ограниченном пространстве (комнате). Заставив их играть какую-нибудь композицию с большим количеством баса, попробуем изменить местоположение слушателя в помещении. Таким образом слушатель, попав в зону минимума (вычитания) стоячей волны ощутит эффект того, что баса стало очень мало, а если слушатель попадает в зону максимума (сложения) частот, то получается обратный эффект существенного увеличения басовой области. При этом эффект наблюдается во всех октавах базовой частоты. Например, если базовая частота составляет 440 Гц, то явление "сложения" или "вычитания" будет наблюдаться также на частотах 880 Гц, 1760 Гц, 3520 Гц и т.д.

Явление резонанса

У большинства твёрдых тел имеется собственная частота резонанса. Понять этот эффект достаточно просто на примере обычной трубы, открытой только с одного конца. Представим ситуацию, что с другого конца трубы подсоединяется динамик, который может играть какую-то одну постоянную частоту, её также впоследствии можно менять. Так вот, у трубы имеется собственная частота резонанса, говоря простым языком - это частота, на которой труба "резонирует" или издаёт свой собственный звук. Если частота динамика (в результате регулировки) совпадёт с частотой резонанса трубы, то возникнет эффект увеличения громкости в несколько раз. Это происходит потому, что громкоговоритель возбуждает колебания воздушного столба в трубе со значительной амплитудой до тех пор, пока не найдётся та самая «резонансная частота» и произойдёт эффект сложения. Возникшее явление можно описать следующим образом: труба в этом примере "помогает" динамику, резонируя на конкретной частоте, их усилия складываются и "выливаются" в слышимый громкий эффект. На примере музыкальных инструментов легко прослеживается это явление, поскольку в конструкции большинства присутствуют элементы, называемые резонаторами. Нетрудно догадаться, что служит цели усилить определённую частоту или музыкальный тон. Для примера: корпус гитары с резонатором ввиде отверстия, сопрягаемого с объёмом; Конструкция трубки у флейты (и все трубы вообще); Циллиндрическая форма корпуса барабана, который сам по себе является резонатором определённой частоты.

Частотный спектр звука и АЧХ

Поскольку на практике практически не встречаются волны одной частоты, то возникает необходимость разложения всего звукового спектра слышимого диапазона на обертоны или гармоники. Для этих целей существуют графики, которые отображают зависимость относительной энергии звуковых колебаний от частоты. Такой график называется графиком частотного спектра звука. Частотный спектр звука бывает двух типов: дискретный и непрерывный. Дискретный график спектра отображает частоты по отдельности, разделённые пустыми промежутками. В непрерывном спектре присутствуют сразу все звуковые частоты.
В случае с музыкой или акустикой чаще всего используется обычный график Амплитудно-Частотой Характеристики (сокращённо "АЧХ"). На таком графике представлена зависимость амплитуды звуковых колебаний от частоты на протяжении всего спектра частот (20 Гц - 20 кГц). Глядя на такой график легко понять, например, сильные или слабые стороны конкретного динамика или акустической системы в целом, наиболее сильные участки энергетической отдачи, частотные спады и подъёмы, затухания, а так же проследить крутизну спада.

Распространение звуковых волн, фаза и противофаза

Процесс распространения звуковых волн происходит во всех направлениях от источника. Простейший пример для понимания этого явления: камешек, брошенный в воду.
От места, куда упал камень, начинают расходиться волны по поверхности воды во всех направлениях. Однако, представим ситуацию с использованием динамика в неком объёме, допустим закрытом ящике, который подключён к усилителю и воспроизводит какой-то музыкальный сигнал. Несложно заметить (особенно при условии, если подать мощный НЧ сигнал, например бас-бочку), что динамик совершает стремительное движение "вперёд", а потом такое же стремительное движение "назад". Остаётся понять, что когда динамик совершает движение вперёд, он излучает звуковую волну, которую мы слышим впоследствии. А вот что происходит, когда динамик совершает движение назад? А происходит парадоксально тоже самое, динамик совершает тот же звук, только распространяется он в нашем примере всецело в пределах объёма ящика, не выходя за его пределы (ящик закрыт). В целом, на приведённом выше примере можно наблюдать достаточно много интересных физических явлений, наиболее значимым из которых является понятие фазы.

Звуковая волна, которую динамик, находясь в объёме, излучает в направлении слушателя - находится "в фазе". Обратная же волна, которая уходит в объём ящика, будет соответственно противофазной. Остаётся только понять, что подразумевают эти понятия? Фаза сигнала – это уровень звукового давления в текущий момент времени в какой-то точке пространства. Фазу проще всего понять на примере воспроизведения музыкального материала обычной напольной стерео-парой домашних акустических систем. Представим, что две такие напольные колонки установлены в неком помещении и играют. Обе акустические системы в этом случае воспроизводят синхронный сигнал переменного звукового давления, притом звуковое давление одной колонки складывается со звуковым давлением другой колонки. Происходит подобный эффект за счёт синхронности воспроизведения сигнала левой и правой АС соответственно, другими словами, пики и спады волн, излучаемых левыми и правыми динамиками совпадают.

А теперь представим, что давления звука по-прежнему меняются одинаковым образом (не претерпели изменений), но только теперь противоположно друг другу. Подобное может произойти, если подключить одну акустическую систему из двух в обратной полярности ("+" кабель от усилителя к "-" клемме акустической системе, и "-" кабель от усилителя к "+" клемме акустической системы). В этом случае противоположный по направлению сигнал вызовет разницу давлений, которую можно представить в виде чисел следующим образом: левая акустическая система будет создавать давление "1 Па", а правая акустическая система будет создавать давление "минус 1 Па". В результате, суммарная громкость звука в точке размещения слушателя будет равна нулю. Это явление называется противофазой. Если рассматривать пример более детально для понимания, то получается, что два динамика, играющие "в фазе" - создают одинаковые области уплотнения и разряжения воздуха, чем фактически помогают друг другу. В случае же с идеализированной противофазой, область уплотнения воздушного пространства, созданная одним динамиком, будет сопровождаться областью разряжения воздушного пространства, созданной вторым динамиком. Выглядит это примерно, как явление взаимного синхронного гашения волн. Правда, на практике падения громкости до нуля не происходит, и мы услышим сильно искажённый и ослабленный звук.

Самым доступным образом можно описать это явление так: два сигнала с одинаковыми колебаниями (частотой), но сдвинутые по времени. Ввиду этого, удобнее представить эти явления смещения на примере обычных круглых стрелочных часов. Представим, что на стене висит несколько одинаковых круглых часов. Когда секундные стрелки этих часов бегут синхронно, на одних часах 30 секунд и на других 30, то это пример сигнала, который находится в фазе. Если же секундные стрелки бегут со смещением, но скорость по-прежнему одинакова, например, на одних часах 30 секунд, а на других 24 секунды, то это и есть классический пример смещения (сдвига) по фазе. Таким же образом фаза измеряется в градусах, в пределах виртуальной окружности. В этом случае, при смещении сигналов относительно друг друга на 180 градусов (половина периода), и получается классическая противофаза. Нередко на практике возникают незначительные смещения по фазе, которые так же можно определить в градусах и успешно устранить.

Волны бывают плоские и сферические. Плоский волновой фронт распространяется только в одном направлении и редко встречается на практике. Сферический волновой фронт представляет собой волны простого типа, которые исходят из одной точки и распространяется во всех направлениях. Звуковые волны обладают свойством дифракции , т.е. способностью огибать препятствия и объекты. Степень огибания зависит от отношения длины звуковой волны к размерам препятствия или отверстия. Дифракция возникает и в случае, когда на пути звука оказывается какое-либо препятствие. В этом случае возможны два варианта развития событий: 1) Если размеры препятствия намного больше длины волны, то звук отражается или поглощается (в зависимости от степени поглощения материала, толщины препятствия и т.д.), а позади препятствия формируется зона "акустической тени". 2) Если же размеры препятствия сравнимы с длиной волны или даже меньше её, тогда звук дифрагирует в какой-то мере во всех направлениях. Если звуковая волна при движении в одной среде попадает на границу раздела с другой средой (например воздушная среда с твёрдой средой), то может возникнуть три варианта развития событий: 1) волна отразится от поверхности раздела 2) волна может пройти в другую среду без изменения направления 3) волна может пройти в другую среду с изменением направления на границе, это называется "преломление волны".

Отношением избыточного давления звуковой волны к колебательной объёмной скорости называется волновое сопротивление. Говоря простыми словами, волновым сопротивлением среды можно назвать способность поглощать звуковые волны или "сопротивляться" им. Коэффициенты отражения и прохождения напрямую зависят от соотношения волновых сопротивлений двух сред. Волновое сопротивление в газовой среде гораздо ниже, чем в воде или твёрдых телах. Поэтому если звуковая волна в воздухе падает на твердый объект или на поверхность глубокой воды, то звук либо отражается от поверхности, либо поглощается в значительной мере. Зависит это от толщины поверхности (воды или твёрдого тела), на которую падает искомая звуковая волна. При низкой толщине твёрдой или жидкой среды, звуковые волны практически полностью "проходят", и наоборот, при большой толщине среды волны чаще отражается. В случае отражения звуковых волн, происходит этот процесс по хорошо известному физическому закону: "Угол падения равен углу отражения". В этом случае, когда волна из среды с меньшей плотностью попадает на границу со средой большей плотности - происходит явление рефракции . Оно заключается в изгибе (преломлении) звуковой волны после "встречи" с препятствием, и обязательно сопровождается изменением скорости. Рефракция зависит также от температуры среды, в которой происходит отражение.

В процессе распространения звуковых волн в пространстве неизбежно происходит снижение их интенсивности, можно сказать затухание волн и ослабление звука. На практике столкнуться с подобным эффектом достаточно просто: например, если два человека встанут в поле на некотором близком расстоянии (метр и ближе) и начнут что-то говорить друг другу. Если впоследствии увеличивать расстояние между людьми (если они начнут отдаляться друг от друга), тот же самый уровень разговорной громкости будет становиться всё менее и менее слышимым. Подобный пример наглядно демонстрирует явление снижения интенсивности звуковых волн. Почему это происходит? Причиной тому различные процессы теплообмена, молекулярного взаимодействия и внутреннего трения звуковых волн. Наиболее часто на практике происходит превращение звуковой энергии в тепловую. Подобные процессы неизбежно возникают в любой из 3-ёх сред распространения звука и их можно охарактеризовать как поглощение звуковых волн .

Интенсивность и степень поглощения звуковых волн зависит от многих факторов, таких как: давление и температура среды. Также поглощение зависит от конкретной частоты звука. При распространении звуковой волны в жидкостях или газах возникает эффект трения между разными частицами, которое называется вязкостью. В результате этого трения на молекулярном уровне и происходит процесс превращения волны из звуковой в тепловую. Другими словами, чем выше теплопроводность среды, тем меньше степень поглощения волн. Поглощение звука в газовых средах зависит ещё и от давления (атмосферное давление меняется с повышением высоты относительно уровня моря). Что касательно зависимости степени поглощения от частоты звука, то принимая во внимание вышеназванные зависимости вязкости и теплопроводности, поглощение звука тем выше, чем выше его частота. Для примера, при нормальной температуре и давлении, в воздухе поглощение волны частотой 5000 Гц составляет 3 Дб/км, а поглощение волны частотой 50000 Гц составит уже 300 Дб/м.

В твёрдых средах сохраняются все вышеназванные зависимости (теплопроводность и вязкость), однако к этому добавляется ещё несколько условий. Они связаны с молекулярной структурой твёрдых материалов, которая может быть разной, со своими неоднородностями. В зависимости от этого внутреннего твёрдого молекулярного строения, поглощение звуковых волн в данном случае может быть различным, и зависит от типа конкретного материала. При прохождении звука через твёрдое тело, волна претерпевает ряд преобразований и искажений, что чаще всего приводит к рассеиванию и поглощению звуковой энергии. На молекулярном уровне может возникнуть эффект дислокаций, когда звуковая волна вызывает смещение атомных плоскостей, которые затем возвращаются в исходное положение. Либо же, движение дислокаций приводит к столкновению с перпендикулярными им дислокациями или дефектами кристаллического строения, что вызывает их торможение и как следствие некоторое поглощение звуковой волны. Однако, звуковая волна может и резонировать с данными дефектами, что приведет к искажению исходной волны. Энергия звуковой волны в момент взаимодействия с элементами молекулярной структуры материала рассеивается в результате процессов внутреннего трения.

В я постараюсь разобрать особенности слухового восприятия человека и некоторые тонкости и особенности распространения звука.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ

Динамика

«Возможно передать сто динамических градаций, помещающихся между пределами,
которые я называю: ещё не звук, и уже не звук».
Г. Нейгауз

Вы, конечно, слышали о взрывчатке под названием «динамит». Знаете спортивную команду «Динамо». Где ещё можно встретить этот корень? Ну конечно, в магнитофонных усилителях - «динамиках». Во всех этих примерах речь идёт о силе: δύναμις [динамик] в переводе с греческого «сила». Но последний пример нам ближе всего, потому что в нём идёт речь именно о силе звука. Силу звука мы регулируем не только с помощью рычага громкости. Это можно сделать прямо на клавишах фортепиано, сыграв громче или тише, forte или piano. Эти оттенки (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Динамика - сила звука, динамические оттенки (нюансы) - оттенки силы звука.

Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. Ведь громкие и тихие звуки, как и разнообразные оттенки, существуют и вне музыкальных произведений. Гроза гремит, а моросящий дождик шуршит чуть-чуть слышно; грозен шум морского прибоя, а плеск озера ласков и совсем не страшен. По-разному звучит эхо, то передразнивая наш голос почти рядом, то замирая в отдалении.

И даже такие чисто музыкальные особенности, как crescendo (крещендо)- постепенное нарастание звучности и diminuendo (диминуэндо) - постепенное ее ослабление, также присутствуют и в природе.

Прислушайтесь к тому, как шумит ветер в кронах деревьев, сначала чуть прикасаясь к листьям, затем становясь все громче, все сильнее, захватывая в момент кульминации всю крону целиком, заставляя ее раскачиваться, шуметь и лишь затем постепенно ослабляя свой напор до полного успокоения. Такой характер динамики, который можно было бы схематично изобразить музыкальными знаками cresc., dim., - всеобщий закон любого звучания.

А может быть, его проявление следует искать и в более широких границах - не только в музыке, не только в звуках вообще, а в многообразии всех существующих вещей? Не об этом ли писал Ф. Тютчев в своем стихотворении «Волна и дума»?

Дума за думой, волна за волной -
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь - в заключении, там - на просторе, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно-пустой.

Если этот «вечный прибой и отбой» и есть тот самый всеобщий закон жизни, то, может быть, музыка потому так воздействует на человека, что она наиболее ярко несет в себе его очевидное воплощение? Ведь в любом, даже самом маленьком, музыкальном произведении есть свои правила распределения динамики, придающие ему выразительность и осмысленность. Более того, в этой осмысленности состоит главное отличие художественной динамики от звуковой динамики природы: в музыке она никогда не выступает как «призрак тревожно-пустой», а, наоборот, образует глубоко закономерное движение, участвуя в создании художественного образа наряду с другими средствами музыкальной выразительности.

Вспомните вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Музыка этого необыкновенно выразительного фрагмента передает неторопливое приближение московского утра. Одноголосная негромкая мелодия, открывающая вступление, подобна первому лучу света, который все больше наступает, разрастается, окрашивается сиянием восходящего солнца, внезапно вспыхивающего и играющего на золотых куполах московских церквей.

Слушая этот фрагмент, еще раз убеждаешься, как велики, как поистине безграничны возможности музыки в передаче не только всякого движения, процесса, но и тончайших его оттенков и градаций. Не просто общая линия постепенного динамического нарастания, но мельчайшие детали, подробности - все это сообщает музыке такую достоверность, ощущение подлинности.

Это тот самый реализм в музыке, о котором писал Б. Пастернак: «Везде, в любом искусстве, реализм представляет, по-видимому, не отдельное направление, но составляет особый градус искусства, высшую степень авторской точности». Такая точность свойственна творчеству каждого большого музыканта, одинаково добросовестного и в построении большой композиции, и в отделке каждой мелочи. На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии № 6 Л. Бетховена! Послушайте, как наряду с оркестровкой и гармоническими красками проявляет себя в этом сочинении динамика.

Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает ее наступление: хмурится небо, усиливается ветер (тремоло литавр), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных). Все это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к высшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски. Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением и в оркестре; гроза удаляется - и лишь отдаленные раскаты грома еще слышатся в музыке. Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются (минор уступает место мажору), музыка просветляется.

Динамика - одно из самых ярких выразительных средств музыки. Можно даже сказать, что это важнейший носитель музыкальности вообще, в чем бы она себя ни проявляла: в поэзии, в прозе, в интонациях человеческой речи. Ведь и в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит; и при описании человеческих характеров писатель непременно указывает, как говорит тот или иной герой, какой у него голос; да и в наших повседневных наблюдениях мы нередко угадываем человека по особенностям звучания его речи. И часто оказывается так, что негромкие, но веские слова убеждают нас гораздо больше, чем шумное многословие.

Музыканты давно исследуют художественные возможности громкостной динамики. Еще в эпоху Возрождения динамическими средствами создавались различные эффекты - например, эффект эха в хоре О. Лассо «Эхо». Было замечено, что сопоставление громкостей при исполнении одной и той же мелодии звучит как отзвук эха, придавая музыке особую пространственность. Известно также, что тихая, размеренная мелодия убаюкивает, а громкая и торжественная - взбадривает, поэтому все колыбельные мира поются негромко, а все походные марши, наоборот, весьма звучны.

Однако между этими крайними проявлениями динамики располагается, по точному замечанию Г. Нейгауза, множество промежуточных оттенков. Не только композиторы, но и исполнители хорошо знают, что воспроизведение авторского замысла в огромной степени зависит от точности в соблюдении динамических оттенков. Г. Нейгауз – выдающийся пианист и педагог - повторял своим ученикам: «Нельзя путать Марию Павловну (mр) с Марией Федоровной (mf), Петю (р) с Петром Петровичем (рр), Федю (f) с Федором Федоровичем (ff)». Эти слова говорят нам не только о живом восприятии динамических оттенков, но и о требовательности замечательного мастера к соблюдению мельчайших нюансов громкости.

Динамические оттенки :
рр – пианиссимо - предельно тихое исполнение.
р – пиано - тихо.
mp – меццо-пиано - умеренно тихо.
mf – меццо-форте - умеренно громко.
f – форте - громко.
ff – фортиссимо - предельно громко.

Разумеется, как и любое другое выразительное средство, динамика исключительно редко применяется в каком-нибудь одном звучании. Во всей истории музыки не найдешь произведения, которое от начала до конца было бы одинаково громким или одинаково тихим. На движение динамики оказывают влияние не только естественные законы распределения громкости, но и многие другие обстоятельства.

Попробуйте, например, пропеть любую мелодию непременно звуком одной громкости - и вы тотчас же убедитесь в немузыкальности вашего исполнения. Мелодия ведь сама по себе гибка и изменчива; когда она движется вверх, хочется спеть ее чуть погромче, когда заканчивается – требует уменьшения звука. При этом она вся целиком может звучать в пределах какого-либо одного оттенка - например, mf; таким образом, все более тонкие градации громкости будут происходить в границах данного обозначения.

Именно поэтому выразительность музыки основана на динамической изменчивости. Постепенное нарастание кульминация - спад, например, в рассмотренном нами фрагменте из Симфонии № 6 Л. Бетховена - один из возможных вариантов динамики; контрастное сопоставление звучностей, как в хоре О. Лассо «Эхо»,- другой ее вариант.

Динамика всегда была союзником музыкальной программности. Ведь обращаясь к определенному программному замыслу, композитор брал на себя особую ответственность: выразить в звуках то содержание, которое скрывается за названием произведения. Поэтому в программной музыке так высока художественная роль всех ее сторон - ритма, гармонии, фактуры и, конечно, динамики.

Пьеса «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» К. Дебюсси, как и большинство произведений этого поэтичнейшего композитора, отличается мельчайшей детализацией музыкального письма. Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная,- вот образ этой музыки, которая, как всегда, намного выше и богаче тех слов, которые можно о ней сказать.

Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.

Эти строки из стихотворения С. Малларме «Явление». Они могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси - яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы. Краски, звуки, ароматы, звучащий свет - это мерцание передается в его музыке как будто на грани ее мыслимых возможностей. Все, чем о себе говорит музыка, утончается до предела, детализируется - и в переливах гармонического колорита, и в ажурной детальности ритма, и в тончайшей динамической нюансировке. Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного сияния, каждой веточки, каждого темного сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.

Не менее выразительны и примеры звуковой изобразительности динамики.

Слышали вы когда-нибудь, как просыпается утренний лес, как постепенно наполняется он разнообразными звуками, шорохами, пением птиц? А ведь пение птиц издавна влекло музыкантов. Для многих из них это стало своеобразной школой композиторского мастерства. Особенные тембры, присущие каждой птице, характер щебетания, темп, штрихи и, наконец, громкость, которая свойственна ее пению, - все это учило точности, детальности, выразительности музыкальных характеристик. Оркестровое произведение О. Мессиана «Пробуждение птиц» - один из результатов такой «лесной школы», где очень точно передаются разнообразные звучания летнего леса, наполненного голосами птиц. В музыкальном фрагменте, приводимом ниже, можно услышать пение вертишейки, домового сыча, лесного жаворонка, камышевки, черного дрозда и других птиц, постепенно пробуждающихся и своим пением встречающих рассвет. Музыка «Пробуждения птиц» открывает новые возможности звукоизобразительности – не только ритмической и тембровой, но и динамической.

«Динамика» в переводе означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире - как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными «силами». В ней заключен огромный мир образных возможностей: мир звукового многообразия, мир выразительного музыкального движения, внутренней жизни музыкального произведения, каждый миг которого никогда не бывает эмоционально-нейтральным, безразличным. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.

Вопросы и задания :
1. Какими динамическими оттенками ты передал бы различные звуки природы: шум дождя, грохот грома, шелест листвы, гул моря (продолжи этот ряд сам)?
2. Есть ли, по-твоему, динамические оттенки у незвучащих явлений или предметов? С чем ты их связываешь (какие качества, с какими оттенками)?
3. В Дневнике определи «громкое» и «тихое» стихотворения.
4. Какова роль нюансов в динамике музыкального произведения? Постарайся связать свой ответ со словами Г. Нейгауза, вынесенными в эпиграф к этому разделу.
5. Среди средств музыкальной выразительности назовите, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире; которые являются принадлежностью только музыки.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 16 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», mp3;
Бетховен. Симфония №6 фа мажор, op.68 - IV. Allegro, mp3;
Лассо. «Эхо», mp3;
Мессиан. «Пробуждение птиц», mp3;
Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Конспект урока музыки «Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой. Автор: Дубровина Любовь Анатольевна - учитель музыки МБОУ СОШ№17(филиал)городского округа – город Камышин Волгоградской области Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний. Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности. Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки « Динамические оттенки» разработан по программе VIII вида для 5 класса автора В.В. Воронковой.

Тип урока: Изучение нового материала и закрепления знаний.

Цель урока : Сформировать у учащихся осознанное представление о ритме как о средстве музыкальной выразительности.

Цель: расширить уже полученные знания о динамике звука, как средстве выразительности. Познакомить с динамическими оттенками.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с понятием «динамические оттенки»;

научить различать динамику голоса человека; музыкальных инструментов; окружающих нас предметов. Показать детям значение динамических оттенков в музыкальном произведении. Восприятие средств музыкальной выразительности через систему творческих заданий.

Коррекционно - развивающая: развивать творческое мышление и воображение; развивать интерес к классической музыке; развивать познавательный интерес к окружающей жизни, уметь говорить о музыке, применяя музыкальные термины; пополнять словарный запас; вовлечь учащихся в активную деятельность; развивать певческие навыки.

Воспитательная: воспитывать интерес к классической музыке через слушание, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу, побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.

Оборудование: мультимедиа, презентация, фонограммы «Песни друзей» Г.Гладкова; «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»; В.Шаинский «Голубой вагон»

План урока

1.Орг. момент. Приветствие

3. Работа по теме урока

Станция «Цветочная».

Станция Форте и Пиано

4.Закрепление изученного материала.

Станция «Горный перевал».

Станция «Загадочная».

5. Итог урока .

6 . Проверь себя . Динамика. Станция «Конечная».

7. Рефлексия

Технологическая карта урока

Этапы урока

Организация этапа.

Оборудо-

вание.

До

зи

ров

ка

ре

ме

ни

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Орг. момент.

Привет

ствие.

Слайд 1

Добрый день, добрый день

Встретились мы снова,

Слушать музыку и петь

Мы уже готовы.

Принятие социальной роли обучающегося .

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

Звучит «Вальс» Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

(На доске в теме урока дописываю: Динамические оттенки).

Ребята! Давайте проанализируем прозвучавшее музыкальное произведение:

Что мы можем сказать о мелодии, которая сейчас прозвучала?

Что происходит в этом произведении?

О каком средстве музыкальной выразительности идёт речь?

Мелодия появляется из тишины, затем набирает максимальную силу и мгновенно угасает, звучание набирает силу и теряет её.

Прочитайте, пожалуйста выразительно стихотворный текст Агнии Барто «Наша Таня». (относительно громко и относительно тихо)

Понятия «громко» и «тихо» очень относительное.

Например, когда у вас хорошее настроение, вы включаете магнитофон на всю громкость, а у соседа в этот день плохое настроение. Поэтому он возмущается. Для него этот звук кажется слишком громким. Значит, какой вывод можно сделать?

Но и звучать он тоже может неодинаково. Например: звуки, тихие для трубы, оказываются слишком громкими для гитары.

Проведем эксперимент: Постучите по столу. Тихо... чуть громче... громко... очень громко!

Обратите внимание: чем громче мы стучим, тем больше силы нам приходится прикладывать. Так же и в музыке. Музыка может быть тихой или громкой, может резко или плавно переходить из одной громкости в другую.

(ответы обучающихся)

О силе звука

Ребята читают:

Наша Таня громко плачет: громко
Уронила в речку мячик. (форте)
- Тише, Танечка, не плачь: тихо
- Не утонет в речке мяч. (пиано)
А.Барто

Один и тот же звук воспринимается нами по-разному.

Стучат карандашом по столу

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Аргументация своего мнения

и позиции в коммуникации.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную ность с партнёрами

3. Работа по теме урока

Станция «Цвето

чная»

Станция «Форте и Пиано»

Слайд 2

«Песня друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

Слайды 3 - 5

Слайд 6

Приложение 1

Стих Е.Королёвой.

Звук баяна постепенно

от тихого

до громкого.

Приложение 2

Слайды 7,8

Как называется сила звука?

Правильно! Сегодня мы расширим знания о динамике. Мы познакомимся с динамическими оттенками. А чтобы вы лучше запомнили динамические оттенки, и вам было интересней, мы будем путешествовать на «Весёлом экспрессе».

Ребята, какую веселую песню мы с вами знаем? Я предлагаю вам исполнить «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

Ребята, мы с вами прибыли на станцию «Цветочная».

Давайте посмотрим, какие перед нами красивые цветы. Сейчас мы с вами будем их нюхать. Делаем короткий вдох и длинный замедленный выдох со счетом: 1,2,3,4.5 и т.д.

А сейчас давайте посмотрим на эту цветочную полянку, назовем наши цветы Егорками и попробуем их посчитать. Запоминаем фразу: «Как на горке, на пригорке, жили 33 Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д.

Продолжаем наше путешествие на «Весёлом экспрессе».

Двигаемся к следующей станции с такими словами: «Тук, тук, тук, стучат колёса, едет, едет паровоз. Мимо ёлок, мимо сосен – далеко он нас завёз».

Я вам расскажу, какие жители живут на этой остановке.

Какие слова чаще всего встречаются? Как эти слова обозначаются в музыке:

Как вы. Ребята, думаете кто живёт на этой станции7

Внимание! К нам приближается динамический поезд. Запишите и запомните динамические оттенки:

Динамика

На экспрессе нашем быстром

Никому скучать нельзя.

В путь, веселые туристы,

В путь, веселые друзья!

А чтобы ещё интересней

И легче казалось идти,

Споём – и весёлая песня

Поможет в далеком пути.

(дети отвечают)

(Исполняют 1 куплет)

Работают над дыханием

С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Работают над дыханием

(ребята повторяют слова, при этом громко топают ногами)

(Громко, тихо)

f - ФОРТЕ (громко)

p - ПИАНО (тихо)

Значит, на этой остановке живут Форте и Пиано.

Обучающиеся записывают термины с объяснением

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства

Устанавливать причинно следственные связи.

выдвигать гипотезу и доказательства

Давать определения понятиям.

4.Закрепление изученногоматериала

Станция «Горный перевал».

Станция «Зага

дочная».

(игра предлагается М.А.Михайло

вой).

Приложение 3

Игровой материал: игрушка.

В.Шаинский «Голубой вагон»

Слайд 9

Приложение 4

Мы находимся на станции Форте и Пиано

Они предлагают нам поиграть в игру «Громко – тихо запоём»

Каким средством выразительности мы пользовались при игре?

Какими?

Ребята, что-то мы засиделись на этой станции. Давайте отправляться дальше.

Помните припев песни В.Шаинского «Голубой вагон»?

Давайте пропоем 1 часть припева только f.

Красиво прозвучала в нашем исполнении песня, когда мы прокричали ее?

Как можно изменить звучание песни, чтобы сделать ее более выразительной?

Какие динамические оттенки помогли нам в создании радостного настроения в этой песне?

Мы с вами прибыли на станцию, которая называется «Горный перевал».

Ребята, а вы знаете, как отвечает эхо в горах. Вот, например, если я высоко в горах крикну: «Сколько времени сейчас» Что мне ответит эхо? (час, час). А может эхо ответить: «Два часа, сорок минут»?

Давайте сейчас сыграем в игру, которая так и называется «Эхо».

Я буду спрашивать, а вы повторять последний слог и при этом хлопать в ладоши. Последний слог повторяем два раза и два раза хлопаем в ладоши, делая это одновременно. Начинаем!

Что нам помогало в игре?

Разгадайте загадку:

К двум нотам известным

прибавим предлог,

получится громкий

и долгий гудок

Играют в игру

Выбирается водящий, который выходит из класса. Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен её найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали)

Основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и, наоборот, стихает, по мере отдаления от неё.

Динамическими оттенками

(ответы обучающихся)

(ребята исполняют припев)

(ребята исполняют).

(ответы детей)

Нужно изменить звучание песни. Сила звука должна меняться на протяжении песни. Давайте остановимся на варианте «чем ближе – тем громче» в первой части и во второй части припева «чем дальше – тем тише».

крещендо и диминуэндо.

Ну, конечно же, нет.

Динамические оттенки

(СИРЕНА).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Извлечение из музыкального произведения необходимой информации;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.Итог урока.

Станция конечная.

«Проверь себя»

Динамика.

Слайды 10-17

Наше путешествие подходит к концу. Вспомните самые приятные моменты нашего путешествия.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

Давайте проверим знаете ли вы в динамические оттенки?

Предлагается тест «Проверь себя»

(ответы детей)

(ответы детей)

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

6.Реф

лексия.

Слайд 18

Учитель: Наше путешествие прошло успешно. Вы научились различать динамические оттенки.

Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.


На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки .

Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».

Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.

Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:

  • pp – Pianissimo – пианиссимо – очень тихо
  • p – Piano – пиано – тихо
  • mp – Mezzo piano – меццо-пиано – в меру тихо
  • mf – Mezzo forte – меццо-форте – в меру громко
  • f – Forte – форте – громко
  • ff -Fortissimo – фортиссимо – очень громко

Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».

Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.

Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?

Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?

Да, громко.

Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:

Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.

Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:

Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).

В данном примере длинная динамическая “вилка” (<),означает, что фрагмент нужно играть все громче и громче, пока не закончится знак крещендо.

А здесь сужающаяся “вилка” (>) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).

Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо » (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) - постепенное ослабление.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:

  • poco – поко – немного
  • poco a poco – поко а поко – мало-помалу
  • subito или sub. – субито – внезапно
  • più – пью – более

Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:

  • al niente – аль нинте – буквально «до ничего», до тишины
  • calando – каландо – «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость
  • marcato – маркато – подчёркивая каждую ноту
  • morendo – морендо – замирая (затихая и замедляя темп)
  • perdendo или perdendosi – пердендо – теряя силу, сникая
  • sotto voce – сотто воче – вполголоса

Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент . В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.

В нотах он обозначается:

  • sforzando или sforzato (sf или sfz) – сфорцандо или сфорцато – внезапный резкий акцент
  • forte piano (fp) – громко, затем сразу тихо
  • sforzando piano (sfp) – указывает на сфорцандо с последующим пиано

Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике:


В предыдущей статье мы рассмотрели понятие темпа, как средства выразительности в музыке. Также вы узнали варианты обозначения темпа. Помимо темпа, огромное значение имеет громкость звучания музыкального произведения . Громкость - мощное средство выразительности в музыке. Темп произведения и его громкость дополняют друг друга, создавая единую картину.

Динамические оттенки

Степень громкости звучания музыки называют динамическим оттенком. Сразу обращаем внимание на то, что в рамках одного музыкального произведения могут использоваться различные динамические оттенки. Ниже приводим список динамических оттенков.

Постоянная громкость
Полное название Сокращение Перевод
fortissimo ff очень громко
forte f громко
mezzo forte mf средняя громкость
mezzo piano mp средне-тихо
piano p тихо
pianissimo pp очень тихо
.
Изменения громкости
.
Смена громкости

Рассмотрим примеры взаимодействия громкости и темпа. Марш, скорее всего, будет звучать громко, чётко, торжественно. Романс будет звучать не очень громко, в медленном или среднем темпе. С большой долей вероятности, в романсе мы встретим постепенное ускорение темпа и нарастающую громкость. Реже, в зависимости от содержания, возможно постепенное замедление темпа и снижение громкости.

Итог

Для того, чтобы исполнять музыку, необходимо знать обозначение динамических оттенков. Вы увидели, какие знаки и слова используются для этого в нотах.

В этой статье Вы познакомитесь с базовыми понятиями динамики, узнаете наиболее популярные обозначения и способы динамической работы , а также ошибки и проблемы с которыми сталкиваются начинающие музыканты.

Что такое динамика в целом?

Если обратиться к этимологии слова динамика, то мы узнаем, что от греч. δύναμις - сила, мощь.

Оттенки музыкальные - см. Нюанс.
Музыкальная энциклопедия

Динамические Задачи Теории Упругости - - круг вопросов теории упругости, относящихся к изучению распространения колебаний или состояния установившихся колебании в упругих средах. В простейшем и наиболее........
Математическая энциклопедия

Динамические Характеристики Психических Процессов - - важная сторона любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспекты. Син. психодинамические свойства. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими........
Психологическая энциклопедия

Формально-динамические Свойства - - см. Динамические характеристики психических процессов, Свойства индивидуальности, Темперамент.
Психологическая энциклопедия

Цвета, Оттенки - 1. Цвета с яркостью темнее, чем средние или нейтральный серый. 2. Цвета с яркостью светлее, чем средние или нейтральный серый.
Психологическая энциклопедия

Динамические Закономерности - более или менее общие, необходимые, существенные, повторяющиеся связи и зависимости, характеризующие поведение относительно изолированных объектов, при исследовании........
Философский словарь

Обозначения

Громкость (относительная)

Два базовых обозначения громкости в музыке:

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

Кроме знаков f и p , есть также

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p . Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp . У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff , а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии - fffff .

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p , и несколько тише, чем mf . У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Постепенные изменения

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины креше́ндо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэ́ндо (итал. diminuendo), или декреше́ндо (decrescendo) - постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc. ). Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки". Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () - ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. - изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (по́ко - немного), poco a poco (поко а поко - мало-помалу), subito или sub. (су́бито - внезапно) и т. п.

Обозначение сфорцандо

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando) или сфорца́то (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz . Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando) и обозначается rinf. , rf или rfz .

Обозначение fp означает «громко, затем сразу тихо»; sfp указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Музыкальные термины, связанные с динамикой

  • al niente - буквально «до ничего», до тишины
  • calando - «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
  • crescendo - усиливая
  • decrescendo или diminuendo - снижая громкость
  • perdendo или perdendosi - теряя силу, сникая
  • morendo - замирая (затихая и замедляя темп)
  • marcato - подчёркивая каждую ноту
  • più - более
  • poco - немного
  • poco a poco - мало-помалу, постепенно
  • sotto voce - вполголоса
  • subito - внезапно

Часто в разговоре люди употребляют слова, значения которых не знают или не понимают. В этой статье мы рассмотрим, что означает слово форте.

Это слово, произошедшее из музыкальной среды, сегодня чаще может использоваться в названии лекарств, но и по-прежнему в музыке.

«Форте» в названии лекарственных препаратов

В латинском языке имеется слово forte. На русский язык оно переводится как "крепкий", "сильный", "стойкий". В медицине этот термин употребляется как «ударная дозировка» или «сильная концентрация». Поэтому если на упаковке написано название лекарства и добавлено слово форте, это будет обозначать, что в данном препарате находится удвоенное содержание действующего вещества. Например, Эссливер Форте или Мезим Форте. Таким образом, можно сказать, что это две таблетки в одной. Однако это не означает, что, если вам прописали две таблетки в день, вы можете заменить ее одной форте.

Таблетки со словом форте на упаковке покрыты специальной оболочкой. Она хорошо растворяется в кишечнике и (в отличие от обычной таблетки) не переваривается сразу в желудке. В основном препараты форте доходят до двенадцатиперстной кишки, там и начинается их действие.

«Форте» в музыке

Форте - это часть музыкального произведения, которая требует громкого, усиленного звучания инструмента. Также данное понятие имеет следующие значения:

  • Форте означает «громко» и требует максимального повышения голоса певца.
  • Форте - это полнота силы звука, которая противоположна пиано - тихому звучанию.

С термином «форте» ассоциируют понятие «сильно», касающееся громкости исполнения произведения или отдельной его части. Это же слово легло в название общеизвестного музыкального инструмента - фортепиано, которое буквально переводится с итальянского как «громко-тихо».

Форте может указывать на степень громкости:

  • Меццо-форте говорит, что исполнять часть произведения нужно умеренно-тихо.
  • Фортиссимо указывает на необходимость петь или играть очень громко.
  • Форте-пиано говорит о скачке громкости. При этом сначала нужно играть громко, а затем сразу тихо.