Витя малеев и костя шишкин. Ученик малеев виктор. Этюды Шишкина - это целый огромный мир, в которые вложены значительный труд и трепетная забота и любовь ко всем этим "полевым цветам у воды", белой кашке у забора, папоротникам, "сныть - траве", коре сухог

«Художник Шишкин» - Шишкин Иван Иванович (1832-98), русский живописец и график. Отец художника был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом. Родился Шишкин в купеческой семье. Большое воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи швейцарца А.Калама. Мастер литографии и офорта. В эпических образах раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной).

«Класс Млекопитающие или Звери» - Классификации мелких млекопитающих: Бегающие. По способу питания. Полосатые. По способу передвижения. Детям дошкольного возраста знакомы представители всех выше названных отрядов. Мелкие млекопитающие- постоянные обитатели живого уголка. Пятнистые. Биоэкологическая характеристика класса млекопитающих.

«Пейзажи Шишкина» - Ответ правильный! Какой любимый образ природы у И. И. Шишкина? Нарисуй карандашом очертания гор и холмов. В окрестностях Москвы» Как - будто наполнен воздухом. Сельский пейзаж. Сельский Городской Индустриальный. С чего началось творчество И.И. Шишкина. Рисуем пейзаж. На переднем плане можно изобразить дерево и дорожку.

«Звери млекопитающие 1 класс» - В почве. В воде. Тюлень. Всеядные. Тигр. Звери-млекопитающие. Млекопитающие. Млекопитающие обитают. Ёж. Белый медведь. Растительноядные. Крот. Урок окружающего мира. Насекомоядные. На суше. Хищные.

«Строение кости» - Строение костей. Строение костей, состав, соединение и доврачебная помощь при повреждениях скелета. Химический состав костей. Надкостница. Строение кости. Внутренний слой. Виды соединительной ткани. Костное вещество. Строение костной ткани под микроскопом. Типы соединения костей. Практическая работа.

«Картины Шишкина» - Подбор рабочих материалов. Работа с репродукцией. Прозрачный ручеек. Написание сочинения. «Дождь в дубовом лесу». Картина «Корабельная роща» - последняя работа художника (1898). «Сосновый бор». Величавые стройные сосны. Опушка соснового бора. Иван Иванович Шишкин - выдающийся живописец-пейзажист, воспевший красоту русского леса.

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» - так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.

Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.

Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.

Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния - и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов .

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, - а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный - и действительно единственный в своем роде - талант.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам , куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858-1860. Государственный Русский музей

Иван Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Пермская государственная художественная галерея

Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Валаам. 1867. Государственный Русский музей

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.

После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее - Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева - Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской . С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа, но живая школа».

Иван Крамской

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер - и работоспособность - стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы - и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.

Улитина Юлия, 6 «А» класс, МОУ школа № 32.

Руководитель – Качанова Анжелика Николаевна, заведующая библиотекой.

Произведение – Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома».

Николай Носов – автор очень интересных книг о ребятах и их приключениях. Одна из них – это повесть о дружбе двух товарищах Вити Малеева и Кости Шишкина, а также о школьной жизни класса, в котором они учатся, об их домашних делах.

Тема повести: учёба – настоящий труд для ученика. Надо учиться, чтобы быть образованными и приносить пользу Родине.

События в книге начинаются с окончания летних каникул и начала учебного года «…в начале года учиться почему-то всегда трудней. Уроки кажутся длинными, будто их кто-то нарочно растягивает». Ученики учатся, ссорятся и мирятся, помогают друг другу.

Наиболее интересными были истории о том, как Витя решал задачи. Первую задачу про пилы и топоры, он сократил, переписав условие «по-своему, чтобы она выглядела попроще». « Я стал отнимать пилы от топоров, а деньги делить на то, что получилось, но всё равно у меня ничего не получилось». После поисков решения Витя пошёл к Ване Пахомову и с его помощью решил эту задачу. Однажды Витю попросила его сестра Лика решить задачу для третьего класса, так как у неё не получалось. Витя даже нарисовал рисунок к этой задаче, на котором было изображено ореховое дерево и на нём 120 орехов, мальчик и девочка, собирающих орехи. Он долго думал и искал пути решения, всячески подрисовывая то карманы, то орехи над головой у героев задачи. В конце концов, он достиг правильного решения благодаря терпению и, можно сказать, рисованию. А Юра Касаткин сказал Вите: «Будешь знать предыдущее, дальше легче будет учиться». А когда Витя объяснил задачу Лике, то сестра воскликнула: «Как ты хорошо объясняешь!» И вот Витя Малеев как-то неожиданно из одного человека превратился совсем в другого. Раньше ему самому помогали, а теперь я сам мог учить других. «С меня как будто свалилась какая-то тяжесть и жить мне стало легко. Это говорит о том, что самое трудное в жизни - это начать. И постоянно воспитывать в себе силу воли, используя разные способы. Витя стал хорошо учиться, его приняли в баскетбольную команду, а когда тренировок не было, катался на коньках. Ведь если чего-то одного достигнешь, то и другое тебе по плечу.

Костя Шишкин очень любил животных, дома у него были разные морские свинки, белые крысы, черепахи и ежи. А ещё он приютил бездомного пса Лобзика. Костя забросил уроки и только возился со своими питомцами: кормил, ухаживал, мастерил клетку. Он стал обманывать маму, что у него болит голова, и он не может идти в школу, хотя был здоров, но боялся диктантов и сочинений. А вообще Костя «долго не любил заниматься одним делом, а перескакивал с одного на другое и ничего не доводил до конца». Но он выучил Лобзика считать до десяти, а для этого тоже требуется терпение, и собачка превратилась в ученика. Это тоже маленькая победа. Хотя, конечно, уроки важнее. А с учёбой у Кости постепенно стало лучше, правда, после ряда неприятных событий, связанных с ложью.

Самый необычный сюжет повести для меня – это создание ребятами библиотечки в классе, когда Костя и Витя стали библиотекарями. Они выдавали и чинили книги. Даже написали плакат «Книга – друг человека, потому что книга учит человека хорошему. Значит, её нужно беречь, как друга». Костя каждому, кто брал книжки, объяснял правила обращения с книгой. Сам полюбил чтение. «Он стал аккуратным, более организованным и не таким рассеянным, как был раньше». И если читатель брал книгу на один день, Костя спрашивал о содержании, проверяя, прочитана ли книга. Автор показал в сюжете с библиотекой, как ученики становятся ответственными, если тебе поручено серьёзное дело. И нельзя учиться плохо, если ты библиотекарь класса.

Прочитать эту повесть, надо обязательно потому, что дружба помогает добиться успехов. И «настоящая дружба состоит не в том, что бы прощать слабости своих товарищей, а в том, что быть требовательными к своим друзьям» а в первую очередь к себе. У тех, кто прочитает эту книгу в голове будут теснится чудесные мысли … «захочется быть добрым, хорошим, сделать что-нибудь необыкновенное, что бы все удивились и чтобы всем стало хорошо…»

М. Бременер

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» рассказывает об очень важном в жизни десятилетнего человека – об ученье.
Витя Малеев увлекается футболом, дрессирует собаку, играет в шахматы, выступает на школьном вечере, но главное – он учится. Подчеркиваю это потому, что во многих книгах для детей герои, хотя и посещают школу, но не показаны учениками: сам процесс приобретения знаний, постижения наук оказывается обойденным.
У Н. Носова этот процесс в центре повествования. И именно потому, что он вскрыт писателем глубоко, реалистически, и в целом, и в мельчайших деталях, бесхитростная история о том, как Витя Малеев и Костя Шишкин избавились от двоек, становится не только забавной и в хорошем смысле слова поучительной, но подчас и волнующей.
Н. Носов смело вводит в ткань своей книги такой, казалось бы, трудно укладывающийся в рамки литературного произведения материал, как ход решения Витей арифметической задачи. Страницы повести, посвященные этому, пестрят цифрами, как страницы учебника. И, однако, это страницы художественной прозы.
Прежде всего потому, что ход мысли Вити Малеева, стремящегося поскорее решить задачу, Н. Носов показывает не только психологически тонко и точно, но и образно. Писатель юмористически осмысливает очень типичные для учеников ошибки в решении, которые почти каждому маленькому читателю, вероятно, приходилось совершать. Писателю удалось по-настоящему смешно изобразить цель нелепых умозаключений Вити, который, не доискавшись смысла задачи, нетерпеливо стремится решить ее каким угодно способом: в отчаянии делит топоры на пилы и так далее.
Улыбка автора, то веселая и широкая, то укоризненная, но всегда заразительная освещает многие страницы повести, которые без нее показались бы назойливо дидактическими. Например, разговор Вити Малеева с директором, объясняющим ему, что такое дружба, выглядел бы заурядным поучением, если бы не такое начало его:
«– Ты, Малеев, ведь друг Шишкина?
– Да, – говорю я. – Я его ложный друг.
– Почему ложный? Ах, да! Я ведь хотел сказать тебе, что ты нехорошо поступил, но вижу, что тебе это объяснили уже. Тебе что, нравится такое название – ложный друг?
– Нет, но все говорят, что я ложный, значит, я ложный».
Тонкий и вместе с тем доходчивый юмор Н. Носова является одним из самых ценных достоинств в его творчестве. И если я предыдущих произведениях писателя это был чаще всего юмор положения, юмор ситуации, то в «Вите Малееве» юмор больше сказывается в обрисовке характеров. И думается, это хорошо. Ведь в том, что он писал раньше. Н. Носов часто настолько увлекался комизмом ситуации, что создавал очень условные, лишенные настоящей плоти характеры.
А Витя Малеев и Костя Шишкин – живые, привлекательные, забавные ребята. В них много типичных для школьников черт.
Писатель почти нигде не утрирует ради смеха комические черты характеров своих героев, и надо сказать, что образы мальчиков развиваются от начала до конца очень естественно. Непринужденно, а исправляются Витя и Костя также закономерно и правдоподобно, не изумляя и не озадачивая этим читателя, как это порой бывает в книгах для детей.
К сожалению, другие образы совсем не удались Н. Носову. Из множества мальчиков, перечисленных по фамилиям в первой главе, а затем появляющихся в последующих главах, не запоминается ни один. Это статисты. Рядом со статистами существуют, как это ни огорчительно, и резонеры. Это - взрослые люди, воспитатели. Ничего, кроме стандартных и потому несколько даже раздражающих сентенций, не произносит на страницах книги учительница Ольга Николаевна. Лишен каких бы то ни было черт и примет вожатый Володя, высказывающий изредка, бесспорно, разумные суждения. Более живым представляется директор школы Игорь Александрович, но и его образ только едва-едва намечен.
Досадно также, что читатель при всем желании не может составить себя представления о городе, где живут и учатся герои повести велик ли он, каков у него прошлое и будущее, является он старинным или молодым в какой части страны расположен, – ни на один из этих вопросов невозможно найти ответ.
Сейчас повесть вышла Детгизе отдельным изданием. Надо сказать, что несколько подробнее и четче стали характеристики взрослых. Более мотивированным стал казавшееся внезапным решение Шишкина стать циркачом, кое-где ликвидирована длинноты. Но основные недостатки журнального варианта остались.
В отдельном издании пострадали некоторые, бесспорно, удачные юмористические места повести. В результате, например, приведенное выше (по тексту журнала) начало разговора директора с Малеевым выглядит теперь как скучное, заурядное поучение. В начале повести попросту опущен наполовину рассказ Кости Шишкина о том, как его нальчикский знакомый Митя Круглов подготавливал мать к тому, что получил двойку. В другом месте также опущен ярко-юмористический короткий разговор Вити Малеева с вожатым.
Хочется еще раз сказал о главном и решающем достоинстве книги: в ней создан обаятельный достоверный близкий маленькому – и не только маленькому - читателю образ ученика Малеева Виктора.

«Огонёк», 1952 г., 30 марта.

"Главная черта моего характера? Прямота, простота. Достоинство, предпочитаемое мною у мужчин? Мужество, ум. Достоинство, предпочитаемое мною у женщин? Честность. Мое главное достоинство? Откровенность. Мой главный недостаток? Подозрительность. Мнительность. Мой идеал счастья? Душевный мир. Что было бы для меня величайшим несчастьем? Одиночество. Кем бы я хотел быть? Действительно великим художником. Страна, в которой я всегда хотел бы жить? Отечество... Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия". Так ответил на вопросы анкеты "Петербургской газеты" в 1893 году Иван Иванович Шишкин.

Творческая деятельность этого знаменитого пейзажиста - одна из самых удивительных и редких страниц пейзажной живописи в России XIX столетия. От своих современников талантливый Шишкин получил прозвища "Титан российский Лес ", "Патриарх леса ", "Лесной царь ", "Старая Сосна " и "Одинокий Дуб ". Как никто другой, он мог изображать деревья более реалистично и с большей любовью. Шишкин Иван Иванович сотворил образ русской земли с ее богатой русской природой - вечной и необъятной. Творчество Ивана Шишкина на редкость уникально и оптимистично. Во всяком случае, "недоверие и подозрительность", которые он видел в себе, никак не отражались в его творениях. Работая над картиной, он не способен контролировать себя со стороны, его художественно - талантливый язык четок и ясен, в нем нет места глубоко скрытого разлада.

"Громче всех", вспоминал Репин , "раздавался голос могучего Ивана Шишкина. Как огромный могучий зеленый лес Шишкин отражал всех своим здоровьем, радостью, хорошим аппетитом и задушевными русскими разговорами. Иван Шишкин произвел изрядное количество чудесных рисунков, написанных пером, в эти вечера. Зрители за его спиной, бывало ахали, когда он начинал затирать свой замечательный рисунок своими огромными могучими руками и грубыми, мозолистыми от работы жесткими пальцами, но каким-то чудным или магическим образом, рисунок из - за такого грубого обращения выходил даже более элегантнее и блистательней".

Всю свою жизнь художник Иван Шишкин изучал русский лес, особое преимущество отдавал Северному лесу. Обожаемое время года и дня - лето и полдень. В отличие от Левитана и Саврасова Иван Иванович Шишкин не испытывал интереса к переходным и изменчивым переменам природы. И в этом тяготении к неизменным, устойчивым, зрелым формам становится заметным его оригинальный "классицизм".

Иван Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга (Республика Татарстан) на берегу Камы, в местности, которая славится могучими лесами. Его отец - купец со скромными средствами - был большой любитель старины. В целях привлечения интереса сына к истории, он взял юного Шишкина на Волгу, на археологические раскопки древнего болгарского царства, где Иван Васильевич Шишкин помогал профессору Капитону Ивановичу Невостроеву из Москвы. В 1844 году отец Шишкина отправил сына в город Казань, в Первую казанскую гимназию для мальчиков, где он вскоре нашел друзей, с которыми мог бы рисовать и рассуждать об искусстве. В 1848 году после летних каникул шестнадцатилетний Шишкин не вернется в школу. Покинув школу юноша вернется в отчий дом, да бы "не стать чиновником ", где продолжит заниматься чтением и рисованием.

В возрасте двадцати пяти лет он окончил Московское училище живописи. А с 1856 по 1860 Шишкин продолжил обучение в Петербургской академии Художеств под руководством С. M. Воробьева (которого, надо сказать, он уже опередил как художник). Молодой Шишкин, успехи, которого принесли ему золотую (за пейзаж "")

и серебряную медали, свои оставленные надежды выразил его бывший наставник и репетитор Аполлон Николаевич Мокрицкий, когда Шишкин окончил академию: " Потерялись мы отличного и одарённого ученика, но надеемся увидеть в нём впоследствии отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии". В картине "" (1856) Шишкин стремится передать подлинность, сходство и портретность понравившейся ему питерской представленной природы.

В 1858 - 1859 годах Шишкин часто ездил на остров Валаам, где учащиеся академии проходили практику на летних курсах. Строгие, величественные пейзажи там, - напомнил молодому художнику природную красоту Урала, где Шишкин провел свое детство.

С 1862 по 1865 годы он работает в Германии и Швейцарии, где наибольшее впечатление на него производят художники Дюссельдорфской школы, прежде всего братья Андреас и Асвальд Ахенбахи. Шишкин учится соединять пейзаж с изображениями животных. Картина "" - образец его работы времен пенсионерской поездки.

Но Шишкина тянет на природу Отечества. Как и Перов , он возвращается на Родину ранее отпущенного шестилетнего срока "для более плодотворного изучения своего русского пейзажа".

Вернувшись в 1865 году в Россию, Шишкина награждают академическим званием за картину "” (1865).

Художник быстро прошмыгнул в художественных кругах столицы и принял участие в четверг на встречах Художников "Артель".

Шишкин природу именно изучал. Сущность реализма для него определялась строгой объективностью в передаче изображаемого, а задача художника оказывалась близкой к труду ученого (он даже предлагал объединить студентов - пейзажистов Академии художеств с ботаниками университета). В этом творческий метод Шишкина был близок эпохе позитивизма, с его интересом к точным наукам.

В исследовании природы Шишкин был поистине неутомим. Ежегодно по возвращении с летних этюдных работ, в осенний период он привозил в Петербург сотни этюдов и натурных зарисовок. Репин , рискнувший показать Шишкину свое произведение "Плоты на Волге ", получил суровую отповедь: "Ведь вот эти бревна в воде... Должно быть ясно, какие бревна - еловые, сосновые? А то что же, какие то "стоеросовые"!.. Это несерьезно..." Шишкин в совершенстве знал "анатомию" леса и, по свидетельству современников, рассматривая работы других, часто говорил: "Такой березы не может быть", "эти сосны бутафорские", за что часто был удостоен упреками в педантизме и сухости.

В своих крупных работах Шишкин не лиричен. Он монументален, эпичен, его мировоззрение основано на основе фундамента ценностей, таких как народ, страна, земля, благодать неба и жизни. Так, в знаменитом пейзаже "" торжественная колоннада сосен уравновешена горизонталью простертого под бледно - голубым небом поля спелой ржи.

Три главных цвета - голубой, желтый и зеленый соответствуют трем основным элементам картины - небо, хлеб и деревья. Мир природы связан с жизнедеятельностью человека. Поспевший урожай - итог его труда и награда за терпение, символ благополучия и Божья милость. Шишкин много путешествовал - бывал в Италии, Франции, Австрии, приезжал в Крым. Но к природе юга остался холоден, ее праздничные краски так и не заблистали на его полотнах. Будучи очень последовательным в выборе мотивов для своих пейзажей, Шишкин не любил разбрасываться и считал, что всеядны только бездарности. Можно сказать, что его творчество "узко специализировано", его стихия - северные леса.

В картине "Дебри " тема мощной русской природы сочетается в обобщенном и лаконичном величии хвойного леса с частоколом высоких стволов.

И в этом Шишкин близок своему соотечественнику В.М. Васнецову . В литературе о пейзажисте не случайно сравнивают шишкинские дубы и васнецовских богатырей. Литературный, поэтический ход возникновения идеи и организации художественного образа был вообще свойствен Шишкину. Здесь он не является исключением из общего всецелого правила творчества прошлого столетия. XIX век - это век литературы, и все прочие искусства - скульптура, живопись, музыка - испытывали ее неотъемлемое и неотразимое влияние. Такие картины Шишкина, как "" и "", навеяны одноименными стихотворениями А.Ф. Мерзлякова и М.Ю. Лермонтова.

Пейзаж "" писался в годы тесной дружбы Шишкина и Куинджи и, естественно, заключает в себе определенную реплику на оригинальное и своеобразное искусство Куинджи.

По свидетельству племянницы Шишкина А. Комаровой, Куинджи дополнил ее своей рукой: "...маленькой кисточкой с кадмием посадил точку - огонек вдалеке". Графическое повторение картины было подарено Шишкиным близкому другу многих передвижников Д.И. Менделееву. Эту работу Менделеев очень любил, и она висела у него над столом в рабочем кабинете.

Этюды Шишкина - это целый огромный мир, в которые вложены значительный труд и трепетная забота и любовь ко всем этим "полевым цветам у воды", белой кашке у забора, папоротникам, "сныть - траве", коре сухого дерева, мухоморам, кружеву паутины.

1884. Холст, масло.


1872. Холст, масло.

Бумага желтая, уголь.

Художник здесь весьма подробен, но не утомителен. Его восхищение природой, разнообразием и красотой, которые созданы ею, передается зрительной аудитории. Этюды - закулисная сторона работы мастера - были впервые довольно полно показаны на его персональной выставке в Академии художеств в 1891 году.

Один из самых привлекательных натурных этюдов Шишкина - "", решенный как законченное произведение.

Этюд писался в окрестностях Сестрорецка – местечка под Петербургом, где часто работал художник. "Сосны... " - бесспорное достижение Шишкина в области пленэрной живописи.

Именно в камерных формах живописи и в особенности в графических листах раскрываются лирические стороны дарования художника. Шишкин был непревзойденным мастером офорта в русском искусстве XIX века. Здесь скрыто его слабое место - однообразность колорита, а на первый план выступает сильнейшая сторона - талант виртуозного рисовальщика. Штрих Шишкина разнообразен и точен, ему в равной степени подвластны карандаш, перо, уголь и мел, офортная игла. Современные искусствоведы в долгу перед художником. Его офорты, которые он печатал на тонированной бумаге или шелке цвета слоновой кости, еще не оценены по достоинству. А ведь когда в 1894 году известным издателем А.Ф. Марксом был опубликован альбом шишкинских офортов, критика приветствовала его как художественное событие европейского масштаба. Особая страница творчества пейзажиста, тоже недостаточно изученная, - это пейзажи 1890-х годов, написанные в Меррекюле на берегу Финского залива, Мери - Ховии и в близлежащих лесах, куда он выезжал летом с учениками. . 1890.

Холст, масло.

Шишкин тонко почувствовал иной масштаб, иной дух балтийской природы. "Меррекюльский " Шишкин менее нагружен деталями и подробностями, асимметричные композиции отличает прозрачность и своеобразный аскетизм, четкая сетка горизонталей и вертикалей уступает место волнообразным линиям. В палитре появляются розовые, лиловые тона. Русское искусство вступило тогда в эпоху модерна, и это обстоятельство коснулось устоявшейся творческой манеры художника.

За пять лет до смерти, давая ответ на вопрос упоминавшейся анкеты о том, как он хотел бы умереть, Шишкин ответил: "Безболезненно и спокойно. Моментально ". Так и получилось. Он умер работая над пейзажем "Лесное царство. (Краснолесье) " в своей мастерской.

В своей композиции "" (1898), Шишкин собственным мастерством и опытом выразил неизгладимые впечатления детства.

Картина, выполненная не задолго до смерти художника, изображает корабельный лес вдоль Афонасовского оврага близ Елабуги. Знакомое сочетание больших и малых, сильных и хрупких, Шишкин увидел так ясно пейзажи своей Родины, которую он любил и прославлял так искренне в своих картинах.

XXIV Передвижная выставка 1898 года была последней, на которой экспонировались пейзажи Шишкина. Самого Шишкина уже не было на свете. Шишкин умер внезапно, 8 марта 1898 года, во время работы над картиной "Лесное царство ".