Конспект урока "линия и ее выразительные возможности". Линия и её выразительные возможности Выражение определенного настроения с помощью линий

А. М. Кондратьев,
заведующий лабораторией дизайна
ЦТТУМинобразования России,
заслуженный работник культуры РФ,
Москва

ЛИНИЯ И ЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ

Линия - одно из художественно-выразительных средств изображения, основной графический элемент линейной графики.
Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, в станковой графике (офорте), карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.
Линии как таковой в природе не существует, она всегда условна и является лишь границей тех или иных плоскостей формы.
Используя линию, художник определяет форму и обозначает ее контуры, выявляет объем и пространство, изменяя тональность, передает воздушную перспективу
Являясь одним из главных технических средств композиции, линия имеет свс и художественно-выразительные возможности. Она может быть плавной, спокойной, певучей, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой и т. д. Используя разнообразие этих важнейших художественно-выразительных средств, художник, архитектор или дизайнер могут передавать тончайшие психологические нюансы создаваемой композиции,
Линеарности в графике - это техника исполнения и структура композиции произведения, выполненного линией или контуром.
В музыкальном произведении - это последовательное движение звуков, образующих мелодическую линию.
Живописность - противоположное линеарности понятие.
Иногда в произведениях изобразительного искусства линеарность рассматривается как рентабельность («кантабильный стиль»).
Канптабильность - пластичность, плавность, музыкальность, певучесть элементов произведения изобразительного искусства, их способность «петь».
Наиболее характерна рентабельность в произведениях великих художников: Сандро Боттичелли, Паоло Уччелло, Андрея Рублева, Дионисия, Амадео Модильяни и многих других.
Линия в их рисунках и живописных произведениях ассоциируется с музыкальными звуками, которые то усиливаются, то прислушаются, то звучат мощно, как бас, то «звенят», тонко и высоко.
Характерной чертой языка линейной графики является чистота и точность изображения, что делает ее самой распространенной техникой в проектной работе. Для чертежей применяют жесткую линию, для рисунка и набросков - легкую, живописную, певучую.
Рисунок или чертеж, обведенные линией одинаковой толщины, создают неприятное впечатление.Любое художественно-графическое исполнение требует разнообразия линейного языка и использования других выразительных средств.
«Жесткость» языка проектной графики, использующей двухмерную плоскость для передачи на ней изображения трехмерных предметов, наглядно подтверждает необходимость применения тонких художественных приемов.
Являясь самым распространенным способом изображения, линейная графика выработала свои художественно-выразительные средства. Выразительность композиции зависит от умения эффективно использовать линейные элементы в построении формы, выражающей психологическое состояние (динамику, грусть, веселость и т. д.), которое зависит от ассоциативного зрительного восприятия. Вертикальное построение линий вызывает ощущение устойчивости, диагональное - динамику, горизонтальное - покой. Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести. Психологическая выразительность графического языка линейной графики зависит от хщ>актера расположения и начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая), их тональности и цвета (черная, серая, светлая, цветная).
В проектной работе выразительность линейной графики зависит не только от используемых линий, но и от бумаги, ее фактуры и цвета. В дизайнерской практике цветная бумага используется для придания проектным чертежам и эскизам декоративного звучания. Важнейшими выразительными средствами считается контраст и нюанс линий по отношению к плоскости бумаги при изображении сложных ортогональных проекций. Достигается это использованием неоднородных различной толщины и тональности линий. Дизайнер стремится создать впечатление пространственности, подчеркивая контрастными линиями передний план и ослабляя задний - нюансными.
Большие возможности технических приемов линейной графики используются в тональной разработке формы, выявлении ее освещенности, фактуры (применяется цветная линия, заливка, линейная имитация тона - штриховка).
Овладение средствами изображения и приемами линейной графики необходимо дизайнеру для того, чтобы умело применять их для выражения своих идей. Важнейшей задачей учебного процесса является целенаправленное использование этой темы в развитии композиционного мышления. Индивидуальная трактовка при выполнении композиционных заданий раскрывает неограниченные пластические возможности линии.
В активном выборе выразительных средств линейной графики и в умелом владении ее техникой наглядно отражается художественный темперамент автора, Пластичность линии в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне раскрывает прежде всего стилевые особенности изображаемого объекта.
Умение виртуозно использовать пластические возможности линии и ее способность трансформироваться необходимо при создании сложнейших композиционных формообразований. При выборе тех или иных пластических характеристик дизайнер должен умело подбирать технику исполнения и инструменты как художественные, так и чертежные. Линия имеет универсальные пластические возможности, ее можно использовать не только в плоскостном изображении, но и в реальном пространстве. В этом плане интересны работы американского художника, дизайнера Александра Кальдера, который, используя проволоку, создавал оригинальные пространственные конструкции. Подобные построения помогают представить пространство, почувствовать его пластику. Дизайнеру, занимающемуся созданием сложных предметных конструкций, необходимо свободное владение пространственной структурой и ее понимание.
Основные принципы линейной графики
1. Работая над формой предмета, дизайнер использует условные средства линейного изображения, стремясь находить в них выразительные художественные элементы.
2, Художественность рисунка, эскиза, чертежа зависит от умелого и разнообразного использования линии, выразительность которой заключается в ее пластике, т. е. в движении, повороте, легкости и т. д.
3, Важнейшим компонентом выразительности линии в проектной графике является бумага, которая создает плоскую поверхность, условную воздушную среду, освещенное пространство и т. д.
4. Важнейшим выразительным средством линейной графики является различная фактура линий, зависящая от материала, бумаги, инструментов и приемов исполнения. За счет нее создается различное впечатление от изображаемой предметной формы, отражает активность или сдержанность в предметной композиции.
5. Дизайнер должен постоянно овладевать художественными средствами изображения, чтобы умело пользоваться ими для выражения своих идей.
6. Использование неоднородных линий позволяет создавать художественно-выразительные произведения, а в дизайне помогает выявить выразительность плоскости и объема.
7. Линии бывают сплошные и прерывистые, прямые и волнистые, монохромные и цветные, толстые и тонкие, пересекающиеся и параллельные, плавные и угловатые, спокойные и волнующие, вертикальные и горизонтальные, контрастные и нюансные. Техника линейной графики позволяет создавать тональную и цветовую разработку формы, выявляя ее освещенность, массу, фактуру, пространство. Линии в художественном произведении можно сравнить с музыкальными звуками, и звучать они должны разнообразно и красочно. Только в этом случае рисунок становится живым и трепетным. Бездарный музыкант играет так, что у него все звуки однотонные, Так и рисунок, выполненный линиями одинаковой толщины, будет производить антихудожественное впечатление. Плавность линии, ее повороты, изгибы, динамическая направленность, тональность, гармония цветовых сочетаний, структурное соотношение и взаимодействие с другими линиями воспринимается нами как музыка, как певучесть.
8. Линеарность является следствием обобщения и абстрагирования, свидетельствуя о преобладании в творчестве художника рационального, аналитического мышления.
9. С помощью линий можно создавать необходимые «психологические качества» проектируемой формы, выражать динамику, вес, массу, которые ассоциативно воздействуют на зрительное восприятие.
Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создавая впечатление веса, массы.
Вертикальные линии вызывают ощущение устойчивости.
Диагональные - динамику.
Горизонтальные - покой,
Кривые линии передают впечатление замкнутости или текучести.
Прямая линия по сравнению с кривой выглядит более жесткой, определенной. Такая линия больше используется в чертежах, а не в рисунке.
10. Умело используя контраст и нюанс линии, можно простыми средствами решать различные композиционно-графические задачи. Изображая большие пространства, необходимо отказаться от контрастных линий, т. к. они нарушают масштабное соотношение.
11. Линия определяет границу формы и ее выразительный контур.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Линия и ее выразительные возможности

Цель: познакомиться с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Линия – основное средство художественной выразительности в графике

ЗАДАНИЯ: Для выполнения заданий вам потребуется 3 листа бумаги.

По почерку мы можем узнать о характере человека

1 упражнение Своим обычным почерком Как очень аккуратный человек Как человек, который спешит Словно вы экономите место, скупо, убористо. Твёрдо, решительно Сравните варианты написания. Чем они отличаются? Напишите слово «Здравствуй» или своё имя:

2 упражнение Изобразите несколько линий на одном листе. «Музыкальные» «Лёгкие», «Воздушные» «Жёсткие» «Ломаные» «Колючие» «Витиеватые» «Спиральные» «Лучистые» «Волнообразная» Какое настроение создаётся, когда вы видите разные по характеру линии? Что этому способствует?

3 упражнение Разделить лист на две части и изобразить, не используя конкретных предметов: Гнев Радость

Выразительные возможности линии Характер Выразительность Ритм Рисунок И.И. Шишкина «Упавшее дерево

Ритм Одно из основных композиционных средств в графике – ритм линий и пятен. Ритм – это чередование элементов композиции. обычно ритм построен на неравномерном изменении свойств элементов композиции, ритм линий придаёт динамику композиции

Выполните зарисовку пейзажа, передавая через изображение деревьев и трав состояние природы: сильные порывы ветра; лёгкий шелест листвы; спокойствие. Используйте разные выразительные возможности линии. 4 упражнение

Изобразите фантастическое дерево, которое показывало бы ваш характер, применяя знания о линии и используя фактуру дерева. Можно включать предмеры, которые нравятся вам Используйте разные выразительные возможности линии. 5 упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по ИЗО для 6 класса "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по ИЗО для 6 класса по программе Б.М. Неменского "Линия и её выразительные возможности"....

6 класс 3 урок "Линия и её выразительные возможности"

Разработка урока по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство" 6 класс, урок №3 по теме " Линия и её выразительные возможности"...

Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Тема. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Цель: - расширить знание о графике как видеизобразительного искусства; познакомить со средствами выразительность графики. - продолжить развитие умений при работе графическимиматериалами совершенствовать технику исполнения; придерживатьсяправил безопасности; - развивать опрятность, точность; - воспитывать чуткость к восприятию прекрасному.

Задачи урока :

Личностные : - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

Создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

Продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять

полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Метапредметные : -развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности

Формировать коммуникативные компетенции.

Предметные: - сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

Развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Ход урока

1.Орг. момент. Эмоциональная настройка на сотрудничество.

2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы с вамипогрузимся в чудесный, безграничный мир искусства.Дотронемся к такому виду искусства как графика,познакомимся со средствами ее выразительности. А эпиграфом к уроку предлагаю взять слова А. Довженко : "Человек по натуре своей - художник. Онвезде, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту" Потому и мы своими умениями, знаниями,талантами, своими чудесными и уникальными работами внесем в нашу жизнь красоту.

3. Мотивация учебной деятельности.

Многие из вас считают, что карандаш –малоинтересный художественный материал. Он имеет малое количество оттенков, а так хочется нарисовать спелую клубнику под ярким солнышком, и, чтобы на листочках обязательно сверкали капельки росы. А как же все это можно передать простым карандашом? Опережающее задание. Пересмотрите слайды и дайте ответ на вопрос. Обоснуйте свои мнения. Задание1. Давайте пересмотрим работы художников -графиков и выясним, могут ли быть работы интереснымиработы, которые выполнены с помощью лишь простого карандаша?

Какой можно сделать вывод? Заинтересовали ли вас работы художников?

Задание2. Теперь мы пересмотрим следующую частькартин и дадим ответ на такой вопрос: Можно ли с помощью лишь простого карандаша передать настроение?

Какой можно сделать вывод?


Задание3. Можно ли с помощью простого карандаша передать объем?



Задание 4. Рассмотрите следующие картины. Всегда ли необходимо закрашивать главный объект на картине? Возможно, достаточно закрасить фон, а главное оставить?



Вывод. Закончи предложение:

    Графические работы могут быть интересными потому ….

    Они могут передавать настроение при помощи ….

    Используя всего один цвет можно передать…..

    Для того, чтобы нарисовать главный объект можно …..

4. Изучение нового материала

Графика -вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

Линии бывают разными. Линия-это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Но рассматривая ее мы ожжем определить настроение художника, его отношение к изображаемому объекту, силу эмоций. Рассмотрите линии и попробуйте почувствовать настроение.

У человека, рисующего линии, как и у пишущего, есть свой почерк- своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. Рассмотрите рисунки Пабло Пикассо и определите характер, настроение, отношение художника к изображенным объектам.

Пабло Пикассо

Ван Гог

Рассмотрев графические работы Ван Гога, вы, вероятно, обратили внимание, на ритм, который задают линии. Они не хаотично расположены на картине, а движутся, возможно, в такт биения сердца. А, возможно сами волны ритмично движутся по глади моря? Виниамина Рождественского (под чтение стихотворения идет показ слайдов с фотографиями деревьев)

В земном пути, меняющем кочевья,

Жилища, встречи, лица и края,

Беседу с вами я веду, деревья.

Ни в чём не изменившие друзья.

И как мне было с вами не сродниться,

Приветившими Родину мою,

Когда живые образы и лица

Я в ваших очертаньях узнаю!

Вот старый дуб – листва из звонкой меди.

Могучий стан в извилинах коры.

Он весь гудит, рокочет о победе,

Как некогда на струнах гусляры.

Вот сосны, прямоствольны и упруги,

Колючие – ветрам не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

И ёлки неподвижны и суровы,

Роняя низко рукава ветвей,

Ждут, пригорюнясь, матери и вдовы,

Молчальницы в платочках до бровей.

А рядом боязливая осина,

И вовсе простодушная ольха

Глядит поверх кустов, как из-за тына,

На тропку, что тениста и глуха.

Но всех милей мне девушка берёза,

Пришедшая из сказок и былин,

Снегурочка, любимица мороза,

Алёнушка пригорков и равнин.

Ей любы наши зори, сенокосы,

Ромашки в росах, звонкие стрижи,

Зелёные она качает косы

Над волнами бегущей с ветром ржи.

6.Физминутка.

7.Практическая работа.

8. Выставка работ.

9.Подведение итогов.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе, как остановившуюся и как движущуюся...”.
(Владимир Фаворский)

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом (презентация к уроку).

Цели:

  • познакомить учащихся с выразительными свойствами линии, их видами и характером;
  • показать условность и образность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа;
  • сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью линий различного характера.

Задачи:

Личностные:

  • создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
  • активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
  • продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности.

Предметные:

  • развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
  • развивать умение использовать различные материалы и средства художественно выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
  • сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике.

Метапредметные:

  • развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;
  • совершенствовать умения анализировать, сравнивать, планировать, контролировать и оценивать результаты своей художественно-творческой и учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерные слайды “Линия и её выразительные возможности”, оснащение рабочих мест учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Чтобы точнее сформулировать тему нашего урока, обратим внимание на эпиграф (Слайд 2): “Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью”. (Анри Матисс)

Кто догадался о чём же пойдёт речь на нашем занятии?

Правильно. Речь пойдёт о линии и её выразительных возможностях.

II. Сообщение темы урока. Беседа.

Многие из вас считают, что карандаш – малоинтересный художественный материал. Он имеет малое количество оттенков, а так хочется нарисовать спелую клубнику под ярким солнышком, и, чтобы на листочках обязательно сверкали капельки росы. А как же все это можно передать простым карандашом?

Давайте пересмотрим работы художников-графиков и выясним, могут ли быть работы интересными, если они выполнены с помощью одного лишь простого карандаша? (Слайд 3)

Любой рисунок начинается с линии. Именно линия является началом всех начал в рисунке.

Какими же могут быть линии по начертанию?

Правильно. Линии могут быть длинные, короткие, прямые, кривые, волнистые, отрывистые, тонкие, толстые и так далее.

В природе линии практически не встречаются. Линией мы привыкли называть контур предмета, его край. Линия для нас представляет всего лишь знак и условность. Её используют как способ обозначения. При написании букв мы стараемся вырисовывать линии более выразительно.

Многие художники относились к линии, как к живой, имеющей свой характер. Художник В.А. Фаворский говорил про линию: “Всякую линию – и кривую и прямую – мы можем представить себе, как остановившуюся и как движущуюся...”. Характер линии выражает эмоции, чувства художника! Давайте рассмотрим несколько графически картин и попробуем определить эмоции и чувства, которые нам пытается передать художник (Слайд 4).

Как любое изобразительное средство, линия имеет свои свойства. Которые меняются в зависимости от применяемого инструмента. Изображать линии можно при помощи хорошо заточенного твердого карандаша – в этом случае линия получается тонкой, слабо видимой. Мягкий карандаш оставит за собой более мягкую, рыхлую, волнистую линию. Нередко для изображения линий используют ручки – чернильные с пером, шариковые. Наилучшими материалами для изображения линий служат сангина, пастель, уголь. Давайте посмотрим наглядно, как же выглядит графический рисунок, выполненный различными инструментами (Слайд 5).

Линия активно используется в набросках, эскизах, рисунках, карикатуре, шаржах, плакате, живописи, архитектуре и дизайнерских проектах.

Великий нидерландский художник Рембрандт заложил основу современного живого художественного рисунка. Его работам присуща особенная музыкальность линий, при помощи которых он воспроизводил самые различные образы.

Свои произведения Рембрандт не создавал черными чернилами. Он создавал их коричневыми чернилами на бумаге розовато-серого оттенка. Линия у Рембрандта будто льется, живет, дышит. В его рисунках всегда присутствует единство и гармония формы и содержания. Одним из шедевров его линейных работ считается рисунок “Старый нищий” (Слайд 6).

На этом рисунке мастерски изображена голова и фигура нищего. Данная работа необычайно глубокая и одновременно с этим лаконичная. Формы на рисунке отчетливые, что достигается при помощи линейной техники.

В другом своем рисунке “Женщина в кресле” Рембрандт Харменс ван Рейн добился выполнения строгого контура тростниковым пером. При этом следует обратить внимание на различную толщину линий. Детали рисунка выполнены с различным нажимом (Слайд 6).

Рембрандт был великим художником своего века. Его мастерство не может оставить равнодушными истинных ценителей искусства.

Ещё одним художником, для кого линейное изображение стало основой творческих работ был Анри Матисс, который сделал линейный рисунок формой станкового рисования. Он детально прорабатывал каждый элемент, достигал необычайной реалистичности в своих рисунках, а затем делал из них рисунки более обобщенные и условные. Матисс добивался особой точности при помощи линий одинаковой толщины и напряжения. Работам Анри Матисса свойственна легкость и живость движения, а также четки контур и движение всех линий строго по очертанию формы. Этот художник - ярчайший представитель линейного рисунка. Давайте рассмотрим несколько знаменитых работ Анри Матисса (Слайд 7).

III. Практическая работа.

Сегодня вам предстоит побывать в роли мастера линейного рисунка. Для начала выполните тренировочное задание. При помощи различных линий на белом листе бумаги изобразите два настроения – веселое и грустное. Композиция должна состоять исключительно из линий. При выполнении рисунка вспомните о характере линий.

Теперь, когда вы поработали с линиями, я предлагаю вам выступить в роли мастера линейного рисунка. Создайте свой линейный рисунок при помощи простого карандаша. Основу рисунка должна составлять линия. Рисунок должен быть целостным. Изображаемы предмет может быть любым.

IV. Закрепление пройденного материала.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с основным формообразующим средством в рисунке – линией. Давайте вспомним какие виды линий бывают и какую роль они играют в рисунке.

А закончить наше занятие хочется словами прекрасного поэта Всеволода Рождественского, которые были написаны им к произведению Пикассо “Голубь мира”:

“Певучим медленным овалом
Пленительно обведена,
Встаёт виденьем небывалым
Белее лилии – она.
Голубки нежной трепетаньем
Её лицо окаймлено,
И вся она – любви сиянье,
Зарёй вошедшее в окно...”

V. Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.

Филиал МОУ Белоярская СОШ, Летниковская ООШ

Преподаватель изобразительного искусства - Клименко М.В.

Открытый урок по изобразительному искусству


Тема: «Её величество линия»

Линия и её выразительные возможности.


Цель: знакомство с ролью линии в изображении и её выразительными возможностями.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Познакомить с понятием «линия».

2. Познакомить с выразительными возможностями линии в изображении.

3. Формировать умение находить красоту, гармонию в природе.

4.Формировать опыт творческого общения через коллективную деятельность.

Развивающие:

1. Развивать композиционные навыки.

2. Развивать наблюдательность.

3. Развивать творческую фантазию.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к искусству.

2. Воспитывать художественный вкус.

3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

4. Способствовать сбережению и укреплению здоровья учащихся.

Вид урока: Урок-сказка.

Методы обучения: словесно-наглядный, практический, диалогический.

Оборудование: мультимедийная презентация, различные художественные материалы, рисунки педагога, лист бумаги для коллективной работы, бумага цветные карандаши, фломастеры, маркеры, краски, гелиевые ручки и т.д.


Ход урока

I. Организационный момент.Приветствие класса, знакомство с ребятами.
II. Сообщение темы урока. Дорогие мои дети, Много есть чудес на свете Три приятеля больших – Точка, линия и штрих! Штрих – от линии кусочек, Точка – маленький кружочек, Ну а линия большая, И прямая, и кривая, Может в шарик превращаться И в зигзаги изгибаться, Может сеточки плести, Ведь она всегда в пути.

Учитель читает стихотворение, одновременно на доске или листе бумаги рисуя линии мелом, кистью, фломастером .

Угадали, кто герой нашего урока? Правильно – Её величество линия.

III. Актуальность знаний.

Вспомните, какие бывают линии. Назовите, где мы в жизни можем увидеть различные линии? (Слова учителя и ответы учащихся могут сопровождаться демонстрацией слайдов)

IV. Изложение нового материала.

Рисунок пером или карандашом в основном состоит из линий – длинных или коротких, волнистых или отрывистых, толстых или тонких. Линии разные по своему характеру.

Линия – это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения

Язык линий понятен людям всей земли. Линии окружают нас повсюду. Это линия горизонта, дороги, стволов деревьев, мостика, берега реки, облаков… Овладев выразительными возможностями линии, вы сможете на рисунке показать практически все. Блеск молний, туман, ветер, чудеса сказки и мечту человека. В этом смысле изобразительное искусство близко к литературе, которая рассказывает, но не показывает. А рисунок может показать!

Подумаешь, какие-то линии, черточки, закорючки, скажете вы. Ан нет. Я вам покажу и расскажу сказку. О чем? Увидите.

(Презентация, слайды природы, лес)

СКАЗКА О ДЕРЕВЬЯХ-ХАРАКТЕРАХ


В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, росли… Деревья-Характеры. Это были необычайные растения. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами.

У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви и множество маленьких. Эти четыре главные ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою особенность.

На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была прямая и устремлена вверх, потому что несла черту Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то отношения к себе вызывающе торчала Самовлюблённостью, где-то пригибалась до земли от всей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не могла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и даже стелющиеся по земле.

Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково их согревало солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по- разному, верно?

Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно боролась она на Деревья-Характеры… Иные ломал или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не смогла. Были и такие, что не клонились под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви.

Учитель . Многие люди хотели бы побывать в этом лесу, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот лес не может никто, и узнать, какой у тебя характер, можно, только изучая самого себя и свои поступки.

V. Выполнение творческого задания.

Учитель. Ребята, вам понравилась сказка? О чем она? Почему она называется «Сказка о Деревьях-Характерах?».

Дети. Двух одинаковых деревьев в мире нет, у каждого есть свои особенности. Так же и люди – все они разные.

Как вы думаете, было бы интересно на сете жить, если бы все люди и деревья были бы одинаковые?

Учитель. Какие средства выразительности помогли показать характер деревьев?

Дети отвечают, анализируя цвет, форму деревьев, направления и толщину

линий.

Учитель. Нам все это помогла увидеть ее величество линия.

А сейчас ребята давайте немного отдохнем, проведем с вами н физьминутку.

Физминутка

Мы глазами поколдуем

Круг огромный нарисуем.

Нарисуем мы окно

И большущее бревно

Нарисуем лифты бег.

Глазками вниз, глазками вверх

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгалали

Вмиг гирлянды засверкали

Смотрим прямо и вперед –

Это мчится самолет…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули.

VI. Практическая работа.

Учитель. Я предлагаю вам создать свой Волшебный лес. Хотите? Каждый, выполняя индивидуальный рисунок, постарается выразить свой характер в виде дерева. Сами выбирайте художественный материал (краски, фломастеры, маркеры и т.д.) В конце урока все рисунки соединим. Помните, что от каждого из вас будет зависеть, каким будет Волшебный лес. А поможет нам в этом и музыка тоже. (Включает аудиозапись, дети работают).

VII. Итог урока.

Учитель монтирует вместе с учениками детские рисунки на общий фон.

Учитель. Обратите внимание: в нашем лесу нет ни одного некрасивого дерева. Все они по-своему хороши. А это значит, что вы все замечательно справились с заданием. Молодцы!

Проводится опрос учащихся.

Как помогла линия выразить свой характер?

Какая работа кажется наиболее выразительной, удачной? Почему? (Ученики с помощью учителя анализируют цвет форму деревьев, технику исполнения задания, аккуратность выполнения работы и т.д.)

Теперь ребята вам понятно, почему линию мы сегодня весь урок называли «её величество»?

Выставление оценок

Учитель и учащиеся совместно решают, кто активно работал на уроке, кто более точно выразил суть своего характера, кто был особенно трудолюбив и кропотливо выполнял свою работу. Если останется время, можно провести игру «Отгадай автора рисунка». Например: «Вот тоненькое, нежное дерево с плавными, волнистыми линиями, чей характер?»

Рефлексия

Учитель . А теперь ребята я предлагаю вам выразить свое отношение к уроку.

Считаете ли вы, что мы с вами не напрасно провели урок? Понравился ли вам урок? (выбираем светлое дерево).

Если вы считаете, что напрасно потратили свое время? (выбираем темное дерево). И крепим их в наш «Волшебный лес».

Домашнее задание.

Понаблюдайте, какие цвета нас окружают, спросите своих близких, какие цвета они любят и почему? Какое небо в разное время суток, как предметы меняют цвет в зависимости от освещения и т.д.

Подумайте, как человек может стать лучше. Какие качества человека вы считаете самыми важными? Запишите на бумаге, дополните ответы своим рисунком.


Мне хочется вам пожелать: Гуляйте в лесах, дышите воздухом, Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, Ведь в жизни ничего не повторится. Желаю вам удач и говорю: «До встречи, милые друзья!» 5