Кто написал иван дурак. Иван-дурак - сказочный персонаж. Образ Ивана-дурака в детской психологии

Жил-был Иванушка-дурачок, собою красавец, а что ни сделает, всё у него смешно выходит – не так, как у людей.

Нанял его в работники один мужик, а сам с женой собрался в город; жена и говорит Иванушке:
- Останешься ты с детьми, гляди за ними, накорми их!
- А чем? – спрашивает Иванушка.
- Возьми воды, муки, картошки, покроши да свари – будет похлебка!
Мужик приказывает:
- Дверь стереги, чтобы дети в лес не убежали!

Уехал мужик с женой; Иванушка влез на полати, разбудил детей, стащил их на пол, сам сел сзади их и говорит:
- Ну, вот, я гляжу за вами!
Посидели дети некоторое время на полу, – запросили есть; Иванушка втащил в избу кадку воды, насыпал в нее полмешка муки, меру картошки, разболтал всё коромыслом и думает вслух:
- А кого крошить надо?
Услыхали дети – испугались:
- Он, пожалуй, нас искрошит!
И тихонько убежали вон из избы.

Иванушка посмотрел вслед им, почесал затылок, – соображает: «Как же я теперь глядеть за ними буду? Да еще дверь надо стеречь, чтобы она не убежала!»
Заглянул в кадушку и говорит:
- Варись, похлебка, а я пойду за детьми глядеть!
Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает – удивился, рычит:
- Эй, ты, зачем дерево в лес несешь?
Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось, – Медведь сел на задние лапы и хохочет:
- Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это!
А Иванушка говорит:
- Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!
Медведь еще сильней смеется, так и катается по земле со смеху!
- Никогда такого глупого не видал! Пойдем, я тебя жене своей покажу!
Повел его к себе в берлогу. Иванушка идет, дверью за сосны задевает.
- Да брось ты ее! – говорит Медведь.
- Нет, я своему слову верен: обещал стеречь, так уж устерегу!

Пришли в берлогу. Медведь говорит жене:
- Гляди, Маша, какого я тебе дурачка привел! Смехота!

А Иванушка спрашивает Медведицу:
- Тетя, не видала ребятишек?
- Мои – дома, спят.
- Ну-ка, покажи, не мои ли это?

Показала ему Медведица трех медвежат; он говорит:
- Не эти, у меня двое было.
Тут и Медведица видит, что он глупенький, тоже смеется:
- Да ведь у тебя человечьи дети были!
- Ну да, – сказал Иванушка, – разберешь их, маленьких-то, какие чьи!
- Вот забавный! – удивилась Медведица и говорит мужу: – Михайло Потапыч, не станем его есть, пусть он у нас в работниках живет!
- Ладно, – согласился Медведь, – он хоть и человек, да уж больно безобидный!
Дала Медведица Иванушке лукошко, приказывает:
- Поди-ка набери малины лесной, – детишки проснутся, я их вкусненьким угощу!
- Ладно, это я могу! – сказал Иванушка. – А вы дверь постерегите!
Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во всё горло:
Эх, как неловки
Божии коровки!
То ли дело – муравьи
Или ящерицы!
Пришел в берлогу, кричит:
- Вот она, малина!
Медвежата подбежали к лукошку, рычат, толкают друг друга, кувыркаются, очень рады!

А Иванушка, глядя на них, говорит:
- Эхма, жаль, что я не Медведь, а то и у меня дети были бы!
Медведь с женой хохочут.
- Ой, батюшки мои! – рычит Медведь, – да с ним жить нельзя, со смеху помрешь!
- Вот что, – говорит Иванушка, – вы тут постерегите дверь, а я пойду ребятишек искать, не то хозяин задаст мне!
А Медведица просит мужа:
- Миша, ты бы помог ему!
- Надо помочь, – согласился Медведь, – уж очень он смешной!

О сказке

Русская народная сказка «Иван-дурак»

Самые первые книги, с которыми ребёнок знакомится в детстве – это сказки. Это из них малыши узнают об окружающем их мире, о том, где-то далеко-далеко, за тридевять земель существуют чудесные сады и диковинные звери.

Русские народные сказки – это не только удивительные истории о чудесах и волшебстве. Немаловажную роль в этих повествованиях играют персонажи. Один из любимых героев русских народных сказок – Иван по прозвищу дурак.

«Почему дурак»? – могут спросить дети. Это обстоятельство много раз пытались разъяснить с точки зрения разных позиций. Искали созвучные слова в словах других народов. Или объясняли тем, что в сказках Иван-дурак обычно самый младший сын.

И слово «дурак» может быть растолковано как «глупый», «неопытный», «несмышлёный». Но, как бы там ни было, этот сказочный герой снискал и любовь и сочувствие у самих сказочников, так и у тех, кто их читает или слушает.

В одной из таких историй послали родители младшего сына Ивана пахать поле. А у несмышлёныша для этого и сил не хватало, и ума было маловато. Надоели ему комары, да мошкара, которые вились вокруг. Взял он хлыст, да убил одним махом штук сорок насекомых.

Поразило это событие Ивана-дурака. Возомнил он себя могучим богатырём. Ну, а раз так, то решил он свою силу попробовать вместе с другими богатырями. Так и случилось, что с Ильёй Муромцем, да Фёдором Лыжниковым отправился дурачок приключений искать.

И пришлось богатырям сразиться с самим Добрыней. Да только не справились с ним ни Илья Муромец, ни Фёдор Лыжников. А Ванька-дурачок случайно победу одержал. И был за это пожалован царской милостью. Отдали за него замуж царскую дочь и полцарства в придачу.

Почему вся слава, почести и богатство достались дураку? А может быть сказочник хотел на этом примере показать, что простоватый Иван, олицетворяющий собой русский народ, только с виду глупый и неказистый? А в трудной ситуации он сумеет проявить и смекалку, и сноровку. Сумеет постоять за себя, и за своих друзей. Чем не герой земли русской?

Читайте русскую народную сказку «Иван-дурак» онлайн бесплатно и без регистрации.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухой. У них было три сына, третьего звали Иван-дурак. Первые двое женатые, а Иван-дурак холостой; два брата занимались делом, управляли домом, пахали и сеяли, третий же ничего не делал. Один раз отец и снохи стали Ивана посылать на поле допахать сколько-то лех пашни. Парень поехал, приехал на пашню, запряг лошадь, проехал с сохой раз ли, два ли, видит: счету нет комаров да мошек; он схватил хлыстик, стегнул по боку лошадь, убил их без сметы; ударил по другому, убил сорок паутов и думает: «Ведь я на один замах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет!» Взял их всех положил в кучу и завалил конским калом; сам не стал пахать, выпряг лошадь, поехал домой. Приезжает домой и говорит снохам и матери: «Давайте мне полог и седло, а ты, батюшка, давай саблю, котора у тебя висит - на стене заржавела. Что я за мужик! У меня ничего нет».

Те посмеялись над ним и дали на смех какой-то расколотый тюрик наместо седла; парень наш приделал к нему подпруги и надел на худую кобыленку. Вместо пологу мать дала какой-то старый дубас; он и то взял, да взял саблю у отца, пошел, выточил, собрался и поехал. Доезжает до росстаней - а был еще мало-мало грамотный - написал на столбе: приезжали бы сильные богатыри Илья Муромец и Федор Лыжников в такое-то государство к сильному и могучему богатырю, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и всех их камнем привалил.

Точно, после его приезжает богатырь Илья Муромец, видит на столбе надпись: «Ба, - говорит, - проехал сильный, могучий богатырь: ослушаться не годно». Поехал, догонят Ванюху; далеко не доехал, снял шапку и кланятся: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха не ломат шапки, говорит: «Здорово, Илюха!» Поехали вместе. Не чрез долго времени к тому же столбу приехал Федор Лыжников, видит, на столбе написано, ослушаться не годно: Илья Муромец проехал! - и он поехал туда же; так же далеко не доехал до Ванюхи - снимат шапку, говорит: «Здравствуй, сильный, могучий богатырь!» А Ванюха шапки не ломат. «Здорово, - говорит, - Федюнька!»

Поехали вместе все трое; приезжают в одно государство, остановились на царских лугах. Богатыри поставили себе шатры, а Ванюха распялил дубас; коней два богатыря спутали шелковыми путами, а Ванюха сорвал прут с дерева, свил его и спутал свою кобылу. Вот и живут. Царь из своего терему увидел, что его любимые луга травят какие-то люди, тотчас отряжат ближнего своего спросить, что за люди? Тот приехал на луга, подошел к Илье Муромцу, спрашиват, что они за люди и как смели без спросу топтать царские луга? Илья Муромец отвечал: «Не наше дело! Спрашивай вон старшого - сильного, могучего богатыря».

Посол подошел к Ванюхе. Тот закричал на него, не дал слова молвить: «Убирайся, докуля жив, и скажи царю, что на его луга приехал сильный, могучий богатырь, который на один помах убил сорок богатырей, а мелкой сошки сметы нет, и камнем привалил, да Илья Муромец и Федор Лыжников с ним, и требует у царя дочь замуж». Тот пересказал это царю. Царь хватил по записям: Илья Муромец и Федор Лыжников есть, а третьего, который убиват на один помах по сороку богатырей, нет в записях. То царь приказал собрать рать, захватить трех богатырей и привести к нему. Где захватить? Ванюха увидел, как стала подходить ближе рать; он крикнул: «Илюха! Ступай прогони их, что за люди?» - сам лежит, растянулся да поглядыват, как сыч.

Илья Муромец на того слова соскочил на коня, погнал, не столько руками бил, сколько конем топтал; всех прибил, оставил только одних язычников царю. Царь услышал эту беду, того больше собрал силы и послал поймать богатырей. Иван-дурак крикнул: «Федюнька! Поди-ка прогони эту сволочь!» Тот соскочил на коня, всех прибил, оставил одних язычников.

Чего делать царю? Дело худо, силу побили богатыри; царь призадумался и вспомнил, что у него в царстве живет сильный богатырь Добрыня. Он посылает к нему письмо, просит приехать победить трех богатырей. Добрыня приехал; царь на третьем балконе встретил его, а Добрыня навершный подъехал к балкону вровень с царем: вот какой был! Поздоровался, поговорили. Он и поехал на царские луга. Илья Муромец и Федор Лыжников увидели, что к ним едет Добрыня, испугались, соскочили на своих лошадей да ступай-ка оттуда - угнали. А Ванюха не успел. Пока имал свою кобыленку, Добрыня и подъехал к нему, да и смеется, что это за сильный, могучий богатырь? Маленький, худенький! Согнулся головой к самому Ванюхе, смотрит на него, да и любуется. Ванюха да как-то не обробел, выхватил свою саблёшку, да и ссек ему голову.

Царь это увидел, перепугался: «Ох, - говорит, - богатырь убил Добрыню; беда теперя! Ступайте скорее, зовите богатыря во дворец». За Ванюхой приехал такой почет, что батюшки упаси! Кареты самолучши, люди все изжалованы. Посадили и привезли к царю. Царь его угостил и отдал дочь; обвенчались они, и теперя живут, хлеб жуют.

Я тут был, мед пил; по усам текло, в рот не попало. Дали мне колпак, да почали толкать; дали мне кафтан, я иду домой, а синичка летат и говорит: «Синь да хорош!» Я думал: «Скинь да положь!» Взял скинул, да и положил. Это не сказка, а присказка, сказка впереди!

Тигиева Анна

Данная работа представляет собой теоретическое исследование вопроса: почему в русских народных сказках главного героя называют ругательным словом «Дурак». Цель исследования – выяснить происхождение и толкование этого слова, узнать, почему герой носит имя «Иван», а не какое-нибудь другое, а также, почему именно Иван - дурак, а не его умные старшие братья в конце сказки получают награду. Кроме того, ставилась цель выяснить, есть ли похожие сюжеты в сказках других народов и чему могут научить детей сказки про Дурака.

Работа отмечена дипломом 3 степени (с медалью) на Х Региональном конкурсе молодых исследователей "Ступень в науку" (январь, 2013 год).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Х Региональный конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»

СЕКЦИЯ: «ФОЛЬКЛОР И ЛИТЕРАТУРА»

Тигиева Анна Андреевна

Место выполнения работы

МБОУ СОШ № 15, 3 «Б» класс,

г. Владикавказ

Научный руководитель:

Коломенская Виктория Григорьевна,

учитель начальных классов

Владикавказ, 2012-2013

1. Введение ________________________ стр.3

  1. Основная часть _____________________ стр.4
  1. Значение и происхождение слова «дурак» стр.4
  2. Имя «Иван» ________________________ стр.4
  3. Удивительные способности Ивана ______ стр.5
  4. Образ дурака в сказках других народов ___ стр.6
  5. Образ Ивана на телеэкране ______________ стр.6
  6. Чему учит сказка ____________________ стр.7
  1. Выводы ___________________________________ стр.7
  2. Используемая литература ____________________ стр.8

Введение.

Многие сказки имеют одинаковое начало: «Жили - были отец да мать, и было у них три сына, двое умных, а третий - дурак».

Мне стало интересно, почему главный герой - дурак. Над ним смеются, его ругают и обижают. Никому не хочется быть дураком. Ведь слово «дурак» - это ругательство. А в сказках ругательство становится именем героя. Сам герой про себя говорит: «Я - Иван-дурак». Почему?

Этому вопросу я посвятила своё исследование.

Основная часть.

В толковом словаре В.И. Даля я нашла объяснение слова ДУРАК:

1. Дурак - это глупый человек, непонятливый, безрассудный, глупец.

2. В старину так называли придворного или домашнего шута.

Но почему дураком назвали не первого сына, и не второго? Ведь глупым может быть каждый…

Я узнала удивительные вещи. По одной версии «дураком» называли третьего сына потому, что ему не доставалась доля от наследства родителей. Отсюда пошло выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками.

Так же есть версия, что слово «дурак» является оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглаза.

А ещё в далёком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в возрасте 10 - 12 лет, а до этого носил ненастоящее, «детское» прозвище. Первого сына называли Первак, второго сына - Вторак, следующего - Другак. Затем имя упростилось, и стало звучать как «Дурак». Имя Дурак встречается даже в церковных документах 14 - 15 века! (Эти документы раньше заменяли свидетельство о рождении)

Через 200 лет, в 17 веке, слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, - глупого человека. Потому что самый младший - самый неопытный и несмышлёный.

Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван - дурак был вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев.

Почему в сказках чаще всего встречается имя ИВАН, ведь были же и другие имена? Оказывается, после крещения Руси пришел новый обычай давать детям имена святых. Получая такое имя, человек не должен был его опозорить.

Чаще всего встречаются святые с именем Иоанн, то есть Иван. «Иоанн» переводится как «слуга Божий». Носить такое имя - великая честь для человека.

Вот так и получилось, что Иван - дурак это самый младший в семье мальчик, он - словно дар Божий, слуга Бога. Иван-дурак — единственный из братьев, кто в сказках разговаривает. Он загадывает и отгадывает загадки, умеет играть на чудесной дудочке или гуслях, поёт и сочиняет стишки, шутки и прибаутки. Шутки у него добрые и разумные. Он умеет разговаривать с животными, с солнцем и ветром, и даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать - сыра земля. То есть у Ивана - дурака есть необыкновенные способности: например, он может влезть в правое ухо коня, вылезти в левое - и стать красавцем. Иванушка знает, где спрятана смерть Кощея! В другой сказке Иван - крестьянский сын встречает Чудо - Юдо и одним ударом срубает ему все три головы! Только Иван может поймать Жар - птицу или волшебного коня Сивку - Бурку.

Иванушка - положительный герой, добрый, находчивый. Живёт по совести, в его словах и поступках нет злости и жестокости.

Часто в сказках царь или другие герои посылают его «туда, не зная куда», чтобы «принести то, не зная что», или добыть для них славу и богатство. Иванушка сталкивается с очень сложными ситуациями, но всё равно становится победителем. В результате Иван - дурак жениться на царевне, становится Иваном-царевичем. Хотя сам для себя никогда не требует награды за свои подвиги.

Отсюда, кстати, появились выражения: «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит».

Но не только в русских сказках есть герои - дураки, которые ведут себя примерно одинаково. Например, в Германии сказка «Ханс дурак», итальянская сказка «Пьетро дурак», французская сказка «Женитьба Жана - идиота», японская сказка «Санко», ненецкая «Три сына».

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Образ Иванушки - дурака остаётся самым известным, о нём снимаются фильмы, мультфильмы, только облик немного поменялся. Например, мультфильмы «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», кинофильм «Как Иванушка за чудом ходил».

Поступки современных персонажей те же: они ставят цель, идут к ней, преодолевая препятствия - и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.

С давних времён через сказки от старших к младшим передавался жизненный опыт. Младшие учились снисходительно и терпеливо относиться к обделенному умом человеку. Дети понимали, что можно победить темные силы, даже не обладая физической силой богатырей. Главное - это иметь доброе сердце, идти по выбранной дороге к своей цели.

Старшие братья Ивана - Дурака обладают рассудительностью и умом, но не пользуются любовью у народа. Они не стали главными героями сказки, потому что не добиваются ничего, поступают нечестно, или отвлекаются от своей цели на другие соблазны: любят только себя, гордятся собою, пренебрежительно относятся к другим людям.

Поэтому говорят: «Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам - урок».

Выводы.

Из всего этого я сделала несколько выводов:

  1. Время может изменить значение и смысл слов, как это произошло со словом «дурак», потому что наша речь развивается.
  2. Сказочный герой Иван - дурак вовсе не глупый человек, он весёлый, находчивый, терпеливый и смелый.
  3. Сказки об Иване учат добру, терпению, стойкости духа. Учат защищать слабых и быть справедливым, учат уважать старших, беречь животных и природу.
  4. За своё доброе сердце и храбрость Иван получает награду, его все любят и уважают, но он не становится жестоким и высокомерным, не мстит своим братьям за обиды.
  5. Главная цель сказки, по моему мнению, показать, что даже самый слабый и несмышлёный человек, вроде Ивана - дурака, может изменить судьбу и добиться своей цели в жизни.

Используемая литература, интернет - источники.

1. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья» http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm

2. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год

3. Синявский А.Д. «Иван-дурак. Очерк русской народной веры». http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html

Сказка про Ивана-Дурака и Царевну-Лягушку

В некотором царстве - некотором государстве правил Царь.

Было у него три сына. Двое умных и с нормальными именами, а третий не только Иван, но еще и дурак!

Был этот царь вечно пьяный и дурной швайн. И создал подданным своим жизнь невыносимую.

Хотели подданные против него взбунтоваться, да не вышло. Вынес царь-батюшка бумагу с печатями и зачитал, что царство все - его личная собственность, он - гарант конституции, а все подданные на земле этой проживают из его, царя милости.

Не нравится, как я правлю - вон пошли все! Все здесь мое! И земля и нефть и газ и даже ваше имущество. Кто хочет - в одних штанах - вон из царства!

И потянулись вереницы подданных в разные страны…

Ученые, купцы, Мастеровые. Пока не осталась в царстве одна лишь бесполезная, нигде не востребованная чиновничья сволочь. И служители культа. И оборотни в погонах.

А царю-батюшке алкоголь уже слабоват показался, стал царь-батюшка его наркотой разбавлять.

И однажды в угаре решил женить трех своих сыновей.

Но один из зеленых чертей, с которыми он в белой горячке спорил, подсказал ему, чтобы они стрелы послали в болото. Из болота-де самые шикарные дамы родом. И если какие там околачиваются, пусть стрелу подбирают и под венец!

Старшие-то сговорились с принцессой соседской да с офигенной дояркой из села недалекого, куда стрелы пустят, чтоб подбирали срочно. А Иван - дурак ни с кем не сговорился.

Послали они стрелы.

Со стрелой старшего принцесса соседнего царства вся в тине и грязи вылезла.

Со стрелой среднего доярка такая офигенная, что вся царская свита слюни по подбородку распустила.

А Ивана-дурака стрелу лягушка в зубах держит.

Ржет все царство над Иваном, а ему не привыкать.

Царь-шизофреник алко-наркотный приказал и три свадьбы разом сыграли.

Иван-дурак в опочивальню тазик с водой приволок, чтоб лягушке там плавать привольно было.

Старший с принцессой отвалили в ее царство захудалое.

Средний с дояркой в соседней опочивальне кроватью скрипят.

А Иван-Дурак только хотел лягушку в тазик посадить, как сняла она лягушачью шкурку, да обернулась такой красавицей, что и доярки все отдыхают.

Офигеть, - сказал Иван-дурак.

Выбирай, Ваня, - говорит Лягушка-царевна. - Я могу быть ночью лягушкой, днем царевной, могу быть ночью царевной, днем Лягушкой. В первом случае тебе очень круто будет со мной перед другими в течении дня красоваться. А ночью - увы!

Во втором - над тобой все царство ржать будет, но ночью мы с тобой, Иван царевич, так отрываться будем, что им, смехунам, и не снилось. Что ты выбираешь?

Ну конечно второе!!! - завопил Иван. - надо мной и так все царство ржет. А так я буду самый счастливый и удовлетворенный.

А еще меня можно расколдовать, - продолжила Лягушка-Царевна, но Иван-Дурак ее уже не слушал, а повалил на кровать. И прислушивались, офигев от недоумения.

Средний с дояркой, когда угомонились, к стонам и скрипу кровати из опочивальни Ивана.

Кого же он там?? - гадали они. - Стоны и крики вперемешку мужские и женские. А кваканья и не слышно.

Днем Иван-Дурак отлучился куда-то, а Царь-батюшка в пьяном угаре лягушку ему подменил. Заколдованную выбросил в окошко, где ее подхватила цапля. И утащила куда-то далеко-далеко… А там то ли - съела, то ли потеряла… А Ивану-Дураку оставил самую обычную.

Впал Иван-Дурак ночью в истерику!

Ну не хочет лягушка в красавицу превращаться никак.

Вышвырнул Иван - Дурак ее вон.

И до конца жизни лазил по болотам, в надежде найти эту лягушку. Или другую не хуже. Так и утонул в болоте однажды.

Мораль - С ЛЮБИМЫМИ НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!

Царь, перебрав алкоголя и наркотиков сдох прямо у себя в кабинете.

А средний с дояркой, ставшей царицей, правил долго и счастливо.

И, насмотревшись на папашу-царя, сделал трезвость нормой жизни. И для себя и для подданных.

Сократил подданным налоги, ограничил самовластье конституцией, а нефть и газ передал в общенародную собственность.

Правил долго и счастливо. Подданные стали возвращаться обратно.

Мораль:

И ДОЯРКА МОЖЕТ СТАТЬ ЦАРИЦЕЙ! (Если, конечно, это офигенная доярка).

"Трезвость - норма жизни" - это круто!

Из книги Мои исследования геносоциограмм и синдрома годовщины автора Шутценбергер Анн Анселин

Концепция Ивана Бузормени-Надя После краткого личного экскурса мне бы хотелось проанализировать понятие лояльность, одно из ключевых в концепции Бузормени-Надя , которое отсылает нас к двум уровням понимания. Уровню системному, то есть к социальной системе, и уровню

Из книги Трактат о выживании, как его понимает обычный практик автора Братута Сергей

Не кутёнка, не лягушку, а неведому зверушку Коротко:В результате умножения генной энтропии самца и самки – уровень мутаций может превысить уровень генной стабильности данного вида. В таком случае, возникает угроза производства особи нового вида, наделённой высоким

Из книги Такие неformatные дети автора Белопольская Наталия

Зачем тебе два Ивана? Ваня выходил с друзьями из школы, когда его окликнул отец.– Привет, молодой человек! Рад тебя видеть!Ваня остановился в нерешительности.– Иван! Ты что ж это, родному отцу не рад? – Павел Иванович подмигнул сыну.Мальчик немного побледнел, затем

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Сказка про синюю лягушку В одном зеленом лесу в зеленом болоте под зелеными листьями жили-были зеленые лягушки. И одна из них была синяя. Папа-мама у нее были зеленые, братья-сестры - зеленые, друзья-подруги у нее были зеленые и только она одна была синяя. И ничуть это ее не

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Заставить бы дурака… «Заставь дурака молиться, он и лоб расшибет!» – в этом народном «афоризме» не следует видеть только негативный смысл. Дурак – это вроде бы ругательный синоним диффузного человека, но не совсем им заслуженный. Глупость, наивность – это не отсутствие

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Защита от дурака Когда вам гадят в уши, то самая элементарная стратегия заключается в том, чтобы говорить: «Да, да, конечно! Всё сделаю! Всё что ни скажете, всё сделаю! Вы меня научили, как правильно жить! Спасибо!». А потом идёте и делаете всё по-своему. При таком поведении

автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана-Дурака, Емелю на печи, Сивку-Бурку и Елену Прекрасную Жили были три брата.Двое старших, а третий Иван-Дурак. Перло его, когда все его дураком считали а он потом всех имел.Был он хитрый и прожженый, Ванятка. С утра до вчера тренировался. На коня

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана дурака, Попа, Царя, всенародно избранного и заокеанскго партнера Змея-Горыныча В некотором царстве, некотором государстве правил Царь. Царя избрали всенародно. Но считали голоса царевы слуги. Потому царь был избран всей страной единогласно, даже мертвяки с

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана-Дурака, Колобка и Шамаханскую Царицу Жил да был на свете Иван.Сами понимаете, Дурак. Все бы такими дураками были - может и жизнь бы наладилась.Хотя вряд ли… И был у него друг - Колобок. Воспитывали его дедушка с бабушкой. Родители без конца отношения выясняли,

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Про Ивана и 333-х богатырей Едет Иван через горы, через лес. Встречает лесных разбойничков. А Ивана с детства маменька учили: ударят тебя по левой щеке, а ты правую подставь… Издеваются, а ты терпи, Бог их накажет. И в школе учили смирению, послушным быть… И горе, не было в доме

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Сказка про Царевну-Несмеяну и Коня Лошадкина Жил-был Царь.И была у него дочь. Звали ее Царевна Несмеяна. Она никогда даже не улыбалась. Издал Царь указ:Кто рассмешит Царевну Несмеяну - тому полцарства и ее саму в жены. Так достало его царское Величество нытье царевны.

Из книги Путь к Дураку. Книга 2. Освоение пространства Сказки, или Школа Дурака автора Курлов Григорий

Кодекс Дурака 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Из книги Женитьба дурака [Теория и предварительная подготовка] автора Шевцов Александр Александрович

Заключение дурака Битва, которую ведет дурак, как бы странно это ни прозвучало, - это битва разума. Разум вырастает из дурака, как из корня. Это видно уже из того, что мы все вырастаем вместе с нашим умищем из детей, которые неразумны.Конечно, эту битву можно кратко и ярко

Из книги Путь к Дураку. Книга первая. Философия Смеха. автора Курлов Григорий

КОДЕКС ДУРАКА 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного - к дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, дурак с маленькой буквы - тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза третья автора Курлов Григорий Петрович

Из книги Обалденика. Книга-состояние. Фаза вторая автора Курлов Григорий Петрович

Кодекс дурака 1. Ищите Дурака, да обрящете.2. Эволюция развивалась от умного – к Дураку. Умный может открыть в себе Дурака. Дурак никогда не согласится стать снова умным, «дурак» с маленькой буквы – тупиковая ветвь эволюции.3. Дурак настолько прост, что в него отказываются

Иван Виноградов

Нонешняя сказка про Ивана-дурака

В сказках: поп Иван, Иван царевич, Ивашка белая рубашка, Иванушка дурачок занимают первые места.

Владимир Даль.

Жил-был Иван, деревенский сын. Жил ни богато, ни бедно, ни скучно, ни весело, ни на что не жаловался и ничего не просил. Когда-то он слышал, что если кто дураком родился, то дураком и помрет, и на этом успокоился. Люди, которые поумней, давным-давно из деревни уехали, двери и окна досками закрестив, а он и до этого не додумался и остался тут один-одинешенек, собственным курам насмех. Держал он еще, кроме кур этих самых, корову и лошадь, десяток овец да пяток пчелиных ульев - всего ни много ни мало, а на одного хватало. Сторожил все его имущество и живность, хотя и неизвестно от кого, пес Полкан неизвестной породы. Еще поглядывал на всю окружающую местность с конька крыши деревянный петушок, поворачиваясь из стороны в сторону, в зависимости от ветра. Говорят, что раньше он пел, но теперь только поскрипывал - простудился, видать, на ветру.

Про Иванову жизнь рассказывать вроде и нечего. Жил - и все. Пахал землю, сеял хлеб и лен, летом грибы-ягоды в лесу собирал, рыбешку ловил на ближнем озере, в котором еще и русалки водились, не сильно его донимавшие. И так проходили у него день за днем, неделя за неделей, и все тридцать три года пролетели, как сон и как сон подзабылись, и нечего было вспомнить. Может, и поболе осталось у него за спиной прожитых годков - дураки ведь счета не знают, и не потому ли живут особенно долго и никогда на земле не переводятся - хоть на русской, хоть на немецкой.

Все же по каким-то никому не известным признакам Иван установил, что именно в тридцать три года нарушилось однообразное течение неприметной и немеряной его жизни.

Ловил он тогда, под вечер, рыбу на озере, поймал хорошую щуку и сома подбережного, собрался уже домой уходить, как вдруг почувствовал, что на него кто-то смотрит, и не просто так, а с неотвязной сильной настойчивостью. Покосил он глазами вправо, покосил влево, назад с осторожностью оглянулся - никого не видать. Ни человека, ни зверя. Одни только деревья стояли вдоль всего берега и стоя дремали - от дневной ли усталости или особо древнего своего возраста. Подивился Иван, усмехнулся сам себе, потом поверх озера глянул. И тут-то увидел: висит прямо над водой большой светлый шар, слабо заметный на фоне неба, в нем квадратная дверца открыта, в которой стоит серебряная, с золотистым отливом женщина и не сводит с Ивана больших серых глаз. Ни у здешних русалок, ни у тех женщин, что жили когда-то давно в деревне, таких глаз Иван не видал, но вспомнил зато иконы, оставшиеся в избе от дедов и прадедов: там у святых тоже были большие и серьезные глаза. «Матерь Божья!» - решил Иван, глядя на женщину, и хотел было перекреститься, как учили его в самом первом детстве, но не смог. Правая рука вроде как занемела и не подчинялась. Левая, в которой он держал насаженных на кукан рыбин, действовала, а этой и шевельнуть не мог.

Не суетись, человек, - то ли с неба, то ли еще откуда послышался размеренный голос, каждое слово произносивший раздельно и четко. - Скажи, как тебя зовут.

Ну, Иваном, - ответил растерянный рыбак.

Давай, Иван, будем вместе летать и разговаривать…

Иван понял, что слова эти могут исходить только от Серебряной женщины, хотя лицо ее оставалось все время неподвижным, губы не шевелились.

Не хочу я никуда улетать, - сказал он. - Мне и на земле хорошо.

Ты ведь не знаешь, как бывает не на земле, - говорила или как-то без разговоров разъясняла ему женщина.

Не знаю и знать не хочу, - отвечал Иван, постепенно набираясь смелости.

Это неправда, - сказали ему. - Все люди любят перемещаться с места на место и узнавать новое.

А я не такой, как все.

Такой нам особенно интересен и нужен.

Зато вы мне не нужны. И нечего тут появляться!

Известно, что всякий дурак любит перед кем-нибудь похорохориться, особенно перед теми, кто умней его. У Ивана такой возможности прежде не бывало, так что начал он разогревать в себе храбрость на полный градус. Самому страшно-престрашно, а вид держит геройский.

Давай улетай отсюдова! - продолжал он, от страха переходя на крик. - Я один тут хозяин. У тебя - твой шар, у меня - моя земля и озеро.

Мыслишь логично, - проговорила женщина, так и не раскрывая губ. - Но не умно, - добавила с чуть заметной усмешкой.

Мне и не надо быть умным! - заявил он, почти бахвалясь. - Знаешь, кто я такой? Иван-дурак!

Я не слыхала, чтобы человек сам себя называл этим словом.

Вот послушай и полюбуйся…

Шар снизился и приблизился к берегу. Из глаз женщины стали выскакивать пульсирующие светлые лучики и начали словно бы ощупывать Ивана. Ему стало неприятно и стыдно, как если бы оказался он совсем голым перед давно забытой соседкой, которая ему тогда нравилась.

Ну чего пристаешь? - начал он отмахиваться от световых щупальцев своими рыбинами; руки у него теперь действовали. - Делать тебе больше нечего?

Он уже сообразил, что надо ему поскорее бежать отсюда под свою крышу, за надежные свои стены, куда эта женщина со своим шаром не пролезет. Но…

Не торопись! - остановила его Серебряная. - И никогда не пытайся нас обманывать. Если ты дурак, то почему же логично мыслишь? Я не нашла в тебе никаких особенных отклонений.

У Ивана на уме все та же, вполне логичная мысль: удрать и поскорее! Он дернулся, чтобы бежать, а ноги - ни с места! Хотел повернуться в сторону леса, чтобы там укрыться, - опять не может.

Иван видит, что беда пришла. Просит:

Ну не надо! Ну чего я тебе такого сделал?

Не надо нас обманывать и отказываться от того, что мы предлагаем. Постой пока и подумай над моим предложением. Я еще наведаюсь к тебе, когда надо будет…

Дверца в летающем шаре задвинулась, сам он ярко взблеснул, как стекляшка на солнце, и пропал, растаял в небесах. Иван же остался прикованным к земле. Руки теперь двигались обе, а ноги не подчинялись.

Сильно приуныл Иван. Потому что больше всего на свете любил он ходить по своей земле и что-нибудь делать на ней надобное. Без этого человеку и жить незачем. Прямо хоть волков подзывай, чтоб загрызли насмерть, - подумалось в этот час Ивану.

Потом видит - две русалки, две неразлучные подружки-хохотушки из озерной воды высунулись, глазами зелеными на него уставились: что, мол, здесь происходит? Раньше они тоже не раз подплывали к берегу, то из любопытства своего врожденного, то к себе, в подводное царство, заманивали, но Ивану никак не хотелось переселяться в воду, и они перестали приставать. Зато теперь ему и жизнь под водой показалась подходящей: там можно все-таки двигаться, а то и на берег со временем вылезть. Говорит он русалкам: «Беда случилась, мои девушки! Заколдовала меня Серебряная женщина, не могу с места сдвинуться. Хотя у вас там и мокро, но лучше уж к себе забирайте, чем стоять мне всю жизнь столбом неподвижным».

Русалки пошептались, похихикали, выбрались кое-как на землю, покачиваются на хвостах своих полурыбьих и приближаются к Ивану. Начали толкать его то в одну, то в другую сторону, а сами еще и пощекатывают его, и вот уже все трое похохатывают, колышутся, все равно как в пляске какой. Иван и не заметил, как из заколдованного круга выступил, зато сразу почувствовал свободу и в один момент все недавние мысли о смерти, а также и о подводной жизни из головы выбросил. Свободному, вольному человеку о смерти думать незачем.

Русалки зовут его в воду, а он себе - ходу! Скорее домой, да и дверь на запор.

Дома он сразу заснул и спал без просыпу, может, сутки, а может, и боле. Проснулся потом, как новенький, как дитя безгрешное, беззаботное, и продолжал себе жить, как жил до этого. Только в субботу, когда мылся в бане, заметил на груди, прямо над сердцем аккуратный коричневый кружок с большими круглыми глазами внутри него и двумя кошачьими ушками наверху. Попробовал стереть - не стирается, стал смывать - не смывается. Он и так и этак, а откуда-то со стороны или, вернее сказать, ниоткуда, начинает звучать знакомый размеренный голос: «Не старайся напрасно, Иван, это несмываемый знак. Ты будешь теперь нашим легионером. Когда нужно, мы тебя призовем, но и ты можешь рассчитывать на нашу помощь, когда будет тебе трудно… До встречи!»

Не понравилось это Ивану. Не нуждался он ни в какой помощи, а главное, не хотел быть чьим-то там подчиненным. К вольной волюшке привык и другой жизни уже не мыслил.

Впрочем, долго расстраиваться он не умел, поскольку есть у всех дураков такие прекрасные утешения: что ни делается - все к лучшему; чему быть, того не миновать; Бог не выдаст - свинья не съест; авось да небось.