Социальная значимость культуры. Современные проблемы науки и образования. Контрольные вопросы и задания

Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Культуру как систему можно структуировать по разным основаниям. Видимо, с точки зрения онтологии культуры можно рассматривать ее в нескольких аспектах:

Во-первых, с точки зрения ее предметности, причем предметность здесь понимается и как область жизнедеятельности, и как продукт деятельности человека. С этой позиции закономерно разделять культуру на материальную и духовную с последующим делением этих понятий на виды и подвиды.

Во-вторых, с позиции аксиологического (ценностно-нормативного) отражения жизнедеятельности субъектов культуротворчества. В этом отношении культура проявляется как система ценностей и норм, выражающих отношение человека к действительности .

В-третьих, в плане выражения смысла и значения, как характера жизнедеятельности людей, так и продукта их творчества. Здесь правомерно говорить о знаково-символической области бытия культуры. Культура выступает здесь как способ обозначения бытия социума и отдельного человека в сознании и деятельности в системе знаков.

В-четвертых, в аспекте форм жизнедеятельности человека как актуализации духовного бытия (общественного сознания). В этом отношении можно говорить о системе функционального выражения культуры, когда она предстает как экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, научная, техническая, военная и проч. культура.

Культура, аккумулируя общественно-исторический опыт, программирует человече­скую деятельность, исходя из общественных потребно­стей, и задает движение вперед.

Культура выступает как механизм, созданный обществом для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к дру­гому, она – единство унаследованной и порождающей деятельности.

Бытие культуры в этом смысле высту­пает как единый процесс, развертывающийся в сфере материального и духовного производства.

Важным основание для структурирования культуры является ее деление по основным сферам общественной жизни . В соответствии с этим основанием в структуре целостной системы культуры, прежде всего, выделяют две большие области: материальную культуру, связанную с изменением человека в процессе преобразования им природы и создания материальных ценностей; и духовную культуру , основанную на преобразовании духовного мира человека, его социального бытия, в процессе производства духовных ценностей.

И материальная, и духовная культура представляют собой сложные образования.

В материальную культуру входят: культура труда, культура производства, технологическая культура, культура быта, культура топоса, то есть места жительства (жилища, дома, деревни, города), физическая культура и т.д.

Духовная культура включает в себя: познавательную культуру, мировоззренческую, методологическую, интеллектуальную, научную и др.

Каждая из основных областей системы культуры органически связана с соответствующей деятельностью людей, с характером создаваемых в процессе этой деятельности ценностей. О культуре личности, группы или общества в целом судят, прежде всего, по тому, насколько и в каком направлении их реальная деятельность влияет на развитие человека, какой тип личности она формирует, какие ценности, материальные или духовные, она создает. Нравственную культуру человека, к примеру, мы определяем по тому, какие моральные принципы и нормы реализуются в его поведении, насколько нравственны это поведение и те императивы, которые личностью формируются в процессе его жизненного опыта и требованиям которых он следует. В связи с этим в структуре и материальной, и духовной культуры выделяют субстанциональные и функциональные элементы .

Субстанциональные элементы включают в себя ценности культуры, как результаты различных видов материальной и духовной деятельности, становящиеся фактами культуры в процессе опредмечивания в них сущностных сил человека.

К материальным ценностям относятся результаты и памятники материальной деятельности, орудия труда, предметы быта, являющиеся субстанциональными элементами культуры с точки зрения воплощенного в них представлений и вкусов людей, степени их власти над природой, мастерства и творческих возможностей производителей – то есть с точки зрения материального воплощения в ценностях сущностных сил человека.

Духовные ценности включают в себя произведения искусства и литературы, акты деятельности, непосредственно связанные с духовным производством (лекция, игра актера на сцене, выступление политика и т.д.), знания, как продукты познавательной деятельности людей, нормы культуры в виде требований, предписаний к членам общества – нормы права, морали, религии, нормы повседневного поведения и общения людей, обычаи и обряды, культурные традиции и др.

Духовные ценности обладают особой долговечностью существования. Они не имеют пределов потребления, в то время как материальные потребности человека, к примеру, в пище, в одежде или предметов быта имеют границы насыщения. При этом ценности духовного порядка не всегда сразу признаются ценностями культуры, но в неизмеримо большей степени, чем ценности материальные, запечатлевают особенности личности их создателей, творцов, неповторимые черты их индивидуальности.

По мнению многих социологов и культурологов, есть ряд видов культуры, которых трудно отнести только к материальной или только к духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, включающее и материальный, и духовный слои. К таким видам можно отнести экономическую культуру, политическую, экологическую, эстетическую, нравственную, правовую, педагогическую, художественную, религиозную, военную и т.п.

Такие виды можно назвать функциональными , т.к. они проявляются через деятельность и поведение человека.

Функциональные элементы структуры культуры характеризуют сам процесс культурной деятельности, его стороны, аспекты. Это материальное и духовное производство ценностей и норм, их сохранение, распределение, обмен, потребление.

Основой всей творческой деятельности в сфере как материальной, так и духовной деятельности является целенаправленный труд по созданию ценностей, представляющий собой целенаправленную деятельность человека и предполагающий 1) предмет труда, 2) сам трудовой процесс, 3) результат (продукт) труда.

В то же время духовное производство существенно отличается от материального. Так, в качестве предмета труда в духовном производстве могут выступать и общественные отношения людей, и процесс человеческого мышления. Отличительными особенностями обладает и сам процесс труда в духовном производстве: по преимуществу это труд умственный, хотя он может содержать и значительные элементы физического труда, как, например, в работе скульптора. Наконец, продукт труда в духовном производстве может сливаться воедино с самим актом деятельности (продукт труда актера, певца, музыканта и т.д.).

Для того чтобы созданные в процессе человеческого труда культурные, в особенности духовные ценности стали достоянием многих людей, необходимо их сохранение и репродуцирование . Сохранению выдающихся ценностей служат такие учреждения культуры, как архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи, выполняющих функцию не только предотвращения физической гибели или забвения созданного человеком, но и обеспечения преемственности в развитии как духовной, как материальной культуры.

Распределение и обмен материальных ценностей осуществляется средствами рынка или государственно-распределительного регулирования, потребление – либо в процессе производства, либо потреблением в сфере семейно-бытовых отношений, в результате которого продукты материального производства физически либо уничтожаются, либо изнашиваются.

Распределение и распространение ценностей духовной культуры реализуется, прежде всего, через систему начального, среднего и высшего образования, посредством духовного общения людей, обмена производственным опытом, достижениями науки, продуктами художественного творчества, а также средствами массовой информации, прежде всего печати, радио и телевидения. В систему средств распространения ценностей культуры входят, в том числе, стационарные и передвижные учреждения культуры – театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

В отличие от потребления ценностей материальной культуры, духовными ценностями могут пользоваться многократно многие люди, они по своей природе не являются объектом исключительно индивидуального пользования. Следует отметить, что, по мнению академика Н.Н. Моисеева, потребление культуры – это такой процесс, при котором объем культурных ценностей не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Для производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных ценностей общество создает социальные институты, осуществляющие планирование, управление и реализацию в обществе данных функциональных процессов культуры – соответствующие министерства и ведомства, издательства, киностудии, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения, народные творческие коллективы; кинотеатры, концертные и гастрольные объединения, театры, клубы, филармонии, кафедры вузов и т.д.

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.

До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.

Критика культуры

Ситуация начала существенно меняться в XVIII в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».

По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. Он заявлял: «чтобы не умереть от науки, у нас остается искусство». В начале XX в. австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.

В 1960-70-е гг. на Западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры , объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи Руссо, Ницше, Фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа Г. Маркузе. Движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. Одной из главных целей движения провозглашалась «сексуальная революция», из которой должна возникнуть «новая чувственность» как основа подлинно свободного человека и общества.

Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные . В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Поста, который заявлял: «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

Основные функции культуры

Несмотря на приведенные примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура выполняет несколько жизненно важных , без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве «социальной наследственности », которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная , или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры — наука, искусство, техника — обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая , — также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта, или приспособления (адаптации) и критически творческой функции. Они также тесно, неразрывно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Нельзя признать обоснованными суждения о том, что культура — это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы, повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества. Ярким примером тому является русская иконопись, которая покоилась на прочной традиции и строгих канонах, и тем не менее все великие иконописцы — Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный. Дионисий — имеют неповторимое творческое лицо.

Таким же необоснованным представляется тезис о том. что культура подавляет здоровые инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены, являющихся по своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека.

Культура — неотъемлемое свойство человека

Однако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. Древние римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. Немецкий философ Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

История показывает, что все выдающиеся личности были высококультурными людьми. Многие из них являлись универсальными личностями: их знания были энциклопедическими, а все сделанное ими отличалось исключительным мастерством и совершенством. В качестве примера следует назвать прежде всего Леонардо да Винчи, который одновременно был великим ученым, инженером и гениальным художником эпохи Возрождения. Сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. В то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. Основные характеристики такого человека остаются теми же: знания и компетенции, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Сегодня культурный человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером.

Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.

Типы общества и культуры

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход , напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Если исходить из системного подхода, заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного существования. Общественная жизнь является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и не сводимой к ней, — социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они — фундамент культуры, которая трактуется как способ организации общественной жизни, общество — как социальный организм. Как любые организмы, являющиеся сложными системами, общество обладает интегративными свойствами. которые присущи всему социальному целому, но отсутствуют у отдельных его элементов. Среди важнейших свойств — способность к исторически длительному автономному существованию, основанная на том, что только общество связано со сменой поколений. Благодаря этому общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими и совершенствующими свой образ жизни. Способом реализации этой самодостаточности выступает культура, а ее межпоколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя.

Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции, консолидации и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.

Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию

государства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм — восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру , где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура , где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

Социальные институты культуры

Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры. Понятие «социального института» заимствовано культурологией из социологии и юриспруденции и используется в нескольких смыслах:

  • устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему;
  • общность людей, играющих определенные социальные роли и организованных посредством социальных норм и целей;
  • система учреждений, посредством которых упорядочиваются, консервируются и репродуцируются определенные аспекты человеческой деятельности.

В различных типах культур социальные институты формируются по-разному, тем не менее можно выделить несколько общих принципов их появления. Во-первых, требуется осознание потребности в данном виде культурной деятельности. Многие народы и культуры обходились без музеев, библиотек, архивов, концертных залов и т.п. именно потому, что не было соответствующей потребности. Отмирание потребности ведет к исчезновению связанного с ней культурного института. Так, сегодня число церквей на душу населения гораздо меньше, чем в XIX в., когда основная масса людей еженедельно посещала службы.

Во-вторых, должны быть поставлены общественно весомые цели, формирующие мотивы посещения соответствующих учреждений у большинства людей в данной культуре. При этом постепенно появятся нормы и правила, которые будут регулировать данный вид культурной деятельности. Итогом станет создание системы статусов и ролей, выработка стандартов деятельности, которые будут одобрены большинством населения (или хотя бы властной верхушкой общества).

Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд функции:

  • регулирование деятельности членов общества; о создание условий для культурной деятельности;
  • инкультурация и социализация — приобщение людей к нормам и ценностям своей культуры и общества;
  • консервация феноменов и форм культурной деятельности, их репродукция.

Выделяют пять основных потребностей человека и связанных с ними культурных институтов:

  • потребность в воспроизводстве рода — институт семьи и брака; о потребность в безопасности и социальном порядке — политические институты, государство;
  • потребность в средствах существования — экономические институты, производство;
  • потребность в получении знаний, в инкультурации и социализации подрастающего поколения, подготовка кадров — институты образования и воспитания в широком смысле, включая науку;
  • потребность решения духовных проблем, смысла жизни — институт религии.

Основные институты содержат неосновные, которые называют также социальными практиками или обычаями. У каждого основного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур, механизмов. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потреби осп».

1

Статья посвящена социокультурной деятельности, которая имеет безусловную общественную и личностную ценность. Культура, ее ценности составляют содержательную ценность образования. Социокультурные основы образования отражают его направленность на общественное и личностное развитие человека. В статье анализируются исследования по проблеме ценностей социально-культурной деятельности; раскрывается сущность понятий «ценность», «функции ценностей», «ценностные ориентации», «культура». На основе обоснованного анализа понятий выведено ключевое определение нашего исследования – ценности. Раскрываются позиции ученых о нравственных, гражданских, социально-культурных и других ценностях. Рассмотрены ценности социокультурной деятельности как механизм социокультурного образования личности учащегося; эволюция социокультурных ценностей под влиянием социально-экономического, социально-культурного и научно-технического развития общества; место и роль этических ценностей в развитии общества и личности; средства приобщения личности к социокультурным ценностям как содержательной базе социокультурного образования личности. Особое внимание уделяется ценностным ориентациям, профессионально-этической культуре. Выделяются функции профессионально-этической культуры (интегративная, регулятивная, нормативная, образовательно-воспитательная). Раскрывается значение искусства в образовании личности, отмечается терапевтический эффект народного искусства в образовании личности.

ценности

функции ценностей

ценностные ориентации

культура

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М. : Искусство, 1979. – 423 с.

2. Бердяев Н.А. Самопознание. – М. : ЭКСМО-Пресс, 1997. – 624 с.

3. Гревцева Г.Я. Гражданственность и гражданская культура – результат становления гражданского общества // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 18 (272). – С. 55–57.

4. Гревцева Г.Я. Воспитание гражданственности у учащихся средствами общественных дисциплин: монография. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2003. – 204 с.

5. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание учащихся: учеб.-метод. пособие. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2003. – 140 с.

6. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Патриотическое воспитание и гражданская социализация: научно-теоретические и практические аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 11. – С. 80–89.

7. Дуранов И.М. Социокультурные основы гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи: теория и практика: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2003. – 298 с.

8. Кулаков С.Н. Дидактические условия реализации ценностного подхода в педагогике // Условия реализации ценностного подхода как средства развития духовности личности / сост. Т.А. Фомина, Т.Н. Какулин, Н.И. Маскайкина; науч. ред. В.А. Черкасов. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 1995. – С. 19–34.

9. Лозинская В.П. Музыкальное искусство как средство создания и трансляции культурных ценностей: дис. ... канд. филос. наук. – Красноярск, 2008. – 154 с.

10. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. – М. : Педагогика, 1997.

11. Стронин А.И. Этика гражданственности // Вестн. Моск. ун-та. Сер.: Социология и политология. – 2000. – № 1. – С. 15–23.

12. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.

13. Циулина М.В. Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательной школы возможностями социообразовательной среды: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2012. – 217 с.

14. Циулина М.В. Некоторые аспекты проблемы непрерывного педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. - URL: http://www..

15. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения: дис. … канд. пед. наук. – Брянск, 2003. – 194 с.

16. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Аксиологические проблемы социальной психологии. – М. : Наука, 1975. – 218 с.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности состоит в регулировании процессов культуры социальных отношений. Сам процесс осуществляется в различных формах, включая и досуговую деятельность, направленную на решение культурно-образовательных задач. Сегодня социально-культурная деятельность как процесс формирования культуры социальных отношений может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации и воспитания личности. От того, на каких ценностях акцентирует свое внимание педагог, зависит, в каком направлении будет осуществляться воспитательный процесс.

Значительный вклад в разработку проблем аксиологии внесли В.П. Тугаринов, С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Ю.М. Смоленцев, В.А. Ядов и др. Ценности как регуляторы сознания, поведения и деятельности личности, их структура, классификация явились предметом исследования Б.Г. Ананьева, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Лапина, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной и др.

Проблеме ценностных ориентаций посвящены исследования социологов, психологов, педагогов, культурологов Ж.С. Мамедовой, Л.В. Радиной, С.В. Мерзляковой, Л.Х. Нагоевой, Л.В. Брик, И.Г. Биченко, А.Н. Мушкировой, М.Я. Курганской, О.В. Горшковой, В.А. Виноградовой, М.А. Конькова, С.С. Цороева и др.; вопросы освоения культурных ценностей в сфере социально-культурной деятельности представлены в работах М.А. Ариарского, Е.И. Григорьевой, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, И.Н. Ерошенкова, Ю.Д. Красильникова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.А. Сукало, Н.В. Шарковской и др.

Категория ценности - категория междисциплинарная: социологи считают ее категорией социологической; философы - философской категорией. Идеи аксиологии как учения о ценности разрабатывались в исследованиях представителей различных философских школ: неокантианцев (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), приверженцев феноменологии (Н. Гартман, М. Шеллер и др.), отечественных философов конца XIX - начала XX в. (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др.).

В исследованиях современных философов (Е.А. Ануфриева, Л.П. Буева, А.М. Коршунова и др.) выявляется соотношение категорий «ценность» и «общество», «ценность» и «общественные отношения». Теория ценностей рассматривается в тесной связи с теорией личности. Существует более 400 определений понятия «ценность», но они не противоречат друг другу.

Конкретные функции ценностей в жизни общества и человека выделил В.А. Нечаев , который справедливо считает, что ценность - это фундамент человеческой культуры, реальная преобразующая сила, критерий совершенства.

Исследуя проблему гражданского воспитания, мы выделяем гражданские ценности, к которым относим: патриотизм, гражданственность, активность, ответственность, независимость убеждений, демократизм, толерантность и др.

Категория «ценность» имеет все основания быть интерпретированной в педагогическом смысле. С.Н. Кулаков отмечает, что педагогику интересует не устоявшийся факт, не результат житейского опыта, а моделирование, проектирование результатов определенного воспитания . Педагогика и гражданское воспитание, по мнению И.М. Дуранова, связаны, прежде всего, с духовными ценностями, при этом первостепенное значение имеют нравственные и познавательные ценности . Н.А. Бердяев сосредоточил внимание на нравственных ценностях в работе «Философия свободы» . Для него человек представляет собой абсолютную ценность, а всякое его творчество представляет собой значимость, то есть ценность. При этом нравственные ценности связываются с ее правами и обязанностями.

Ценность, по мнению М.М. Бахтина, выступает как эмоционально-волевой тон отношений к предмету; его функция состоит в установлении единства личности с предметом ценности . Очевидна взаимосвязь ценностей и культуры, ценностей и духовной деятельности. Ценность как междисциплинарная категория выражает положительную значимость объектов окружающего мира для человека. Ценности изменяются с возрастом и обстоятельствами жизни. Под ценностями мы понимаем ценности культуры нравственных отношений.

Культура - содержательная основа образования личности - представляет безусловную ценность, прежде всего культуру социальных отношений, включая нравственные, правовые, политические, эстетические, экологические нормы отношений.

Природа ценности неоднозначна, ее сущность и содержание учеными трактуются по-разному, что и привело к необходимости систематизации основных ценностных категорий. Мы согласны с утверждением ученых (А. Маслоу, А.Б. Орлова, К. Роджерс и др.), что универсальные ценности лежат в самом человеке, его субъектном опыте.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников считают наиболее распространенными социально-культурные ценности (искусственные и естественные; материальные и духовные; социальные и индивидуальные). Новый научный взгляд на мир должен привести к активной позиции: к установке лучше понять эту систему ценностей. Не будет преувеличением сказать, что наша современная планетарная система находится в очередной точке выбора дальнейшего пути развития.

Ценности являются компонентами человеческой культуры, наряду с идеалами и нормами являются относительными ценностями. Норма - правило поведения в определенной ситуации. Изменение норм является одним из механизмов изменения характера и направленности человеческой активности. Эти понятия взаимосвязаны, и если что-то будет меняться, то будет меняться и картина образа жизни в целом. Образ жизни зависит от норм, ценностей и морали данной группы людей.

Анализ педагогических исследований Г.Я. Гревцевой , М.Е. Дуранова , М.В. Циулиной и др. показывает, что к личностным ценностям, имеющим социальную, прежде всего гражданскую направленность, следует отнести: любовь к родному краю, семье, народу; гражданский долг, профессиональную компетентность и т.д. Ценности могут быть целью и средством воспитания. М.В. Циулина рассматривает «патриотизм как результат освоения традиционных ценностей своего народа, своей культуры» .

Социальные ценности - «важнейший элемент культуры, системы социальной регуляции, обеспечивающий общую стратегическую линию такой регуляции» .

Гражданственность представляет собой социальную ценность для развития общества и личности. Уровень гражданственности становится важным критерием определения цивилизованности общества и играет ведущую роль в становлении государственности .

А.И. Стронин трактует гражданственность как единство предания, обычая и нравственных качеств человека. Он изучал также вопросы соотношения цивилизации и культуры, менталитета: понимание чести, храбрости, подвижничества и др. Особого внимания заслуживают его размышления о свободе, равенстве.

Нравственные ценности (добро, милосердие, честность и др.) в единстве с другими ценностями создают сложный мир духовных образований. Нравственность побуждает человека к этическому поведению.

Придерживаясь классификации В.А. Ядова , в которой выделяются ценности-нормативы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства, гражданские ценности мы относим к социальным ценностям. Гражданские ценности - это социальные ценности: идеал законопослушного гражданина-патриота, компетентного налогоплательщика, активного избирателя, грамотного потребителя, добросовестного и ответственного работника, семьянина .

В новой системе ценностей приоритетными должны стать семья, здоровье, труд, любовь, сохранение окружающей среды, достоинство личности, профессионализм и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, толерантность, законопослушность и т.д.

Ценностные ориентации - одно из личностных образований, определяют отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, регулируют поведение, позволяют найти смысл и цель жизнедеятельности. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшей психической характеристикой зрелой личности.

Социологическое направление в изучении ценностных ориентаций представлено в трудах А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Психологический аспект ценностных ориентаций раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Рубинштейна и других. Система образования помогает человеку определить свое место в мире, ценности, на которые он должен ориентироваться, и от образования в первую очередь зависит перспективный взгляд на ход мирового развития. Поэтому формирование нравственности является одной из основных задач высшей школы и образования в целом.

С культурологических и педагогических позиций процесс воспитания и обучения можно определить как вхождение личности в современную социально-культурную среду, в мир культуры и культурных ценностей. Будущий специалист должен обладать не только специальными знаниями и навыками, общими профессиональными умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его профессиональной деятельности, уметь сознательно контролировать результаты своей деятельности.

На необходимость формирования ценностно-смысловой сферы студенческой молодежи обращается внимание в нормативных документах, отражающих ключевые принципы и направления государственной образовательной политики России.

Профессионально-этическая культура является составной частью профессиональной культуры, требующей целенаправленного формирования. Л.М. Шарова к ее функциям относит: интегративную (единство процесса создания ценностей и их освоения); регулятивную (систему профессионально-этических ценностей, являющуюся регулятором социально-педагогических отношений), нормативную (нормы культуры социальных отношений как ценности регулируемых межсоциальных и межличных отношений); образовательно-воспитательную (через формирование качеств личности, взаимодействие участников). Приобщение студенческой молодежи к этическим нормам как социально-культурным ценностям осуществляется в процессе изучения многих учебных дисциплин и педагогики.

Важной особенностью процесса социокультурного образования личности является ее личностно-деятельностный и ценностный подходы. Источником социокультурного образования и нравственного становления личности является опыт ее деятельности. Поэтому задача педагога - включить воспитанников в разнообразную творческую деятельность, создать среду, которая: 1) предусматривает в центре образования личность, ее индивидуальное развитие; задача взрослого при этом - оказывать педагогическую поддержку; 2) способствует формированию в процессе образования демократических принципов в отношениях между людьми: взаимного уважения прав и свобод друг друга, умения вести диалог, конструктивного разрешения конфликтов, нетерпимого отношения к нарушению прав ребенка; 3) строит воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей личности; 4) создает ситуации выбора, учит осуществлять выбор в ситуации неопределенности и нести ответственность за принятое решение.

Социокультурное образование в процессе социально-педагогической деятельности выступает важным фактором приобщения студентов к ценностям искусства. Искусство имеет мощный этико-эстетический потенциал образования личности, ее приобщения к социально-культурным ценностям. Осуществляя образование личности, мы приобщаем наших воспитанников к ценностям культуры. Ценности личности проявляются в идеалах, установках, убеждениях, деятельности, связанной с духовными, нравственными ценностями. Обратимся к понятию «ценностные ориентации». Подходы ученых к сущности данного понятия разнообразны. Но все единодушны в том, что содержание ценностных ориентаций человека обуславливают ее направленность, определяют его позицию человека к явлениям окружающей действительности.

Взаимосвязь ценностей проявляется в искусстве. Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они «создают возможность войти внутрь «жизни», пережить «кусочек жизни» (Б.М. Теплов). Самый благодарный путь приобщения к культурным ценностям - возрождение традиций, обычаев, погружение в истоки национальной культуры. Поэтому не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщить молодежь к народной культуре - одна из задач обучения и воспитания.

Сказки, легенды, предания, обряды, детские прибаутки, пословицы, поговорки - все эти виды устного народного творчества вошли в сокровищницу художественных творений русского народа. Особенно важно использовать народное искусство (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) с запечатленными в нем наглядными образами окружающих предметов и явлений в доступной для познания человека форме. Осуществление художественно-речевой, изобразительной, музыкальной, игровой деятельности удовлетворяет интеллектуальную, познавательную потребность.

Говоря о ценности народного искусства в образовании личности, можно отметить его терапевтический эффект. Народное искусство доступно пониманию учащихся, содействует появлению чувства радости, удовлетворения. Гуманность, жизнеутверждающая основа, яркость образов и красок народного искусства вызывает у учащихся хорошее настроение. Большие потенциальные возможности в приобщении детей к национальным традициям кроются в народной музыке.

Музыкальное искусство, несомненно, является одним из средств трансляции культурных ценностей . Музыка воспитывает эстетическую отзывчивость. Формирует направленность на познание мира, человека, действительности. Но воспитание средствами музыкального искусства предполагает учет индивидуальных особенностей личности.

Музыка - источник, способ развития человека, источник духовного общения, средство самовыражения, развития памяти, воображения, мышления и т.д. Народные музыкальные произведения (народные и колыбельные песни, частушки и др.) знакомят человека с традициями, обычаями и бытом русского и других народов, формируют гуманное отношение к миру.

Библиографическая ссылка

Гревцева Г.Я., Коляда О.В. ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26108 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ключевые слова

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОЛЛЕКТИВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / SHOOTING / A PROGRAM SET BY THE TRP / GENERAL PHYSICAL EXERCISE / GENERAL DEVELOPMENTAL EXERCISES / CYCLIC SPORTS / ISOMETRIC EXERCISES / SPORTS / SPECIAL PHYSICAL TRAINING ARROW / SOCIAL ASPECTS OF PHYSICAL EDUCATION / INTEGRATION PHYSICAL CULTURE PHYSICAL CULTURE PROFESSIONAL / CORPORATE CULTURE / PRODUCTION TEAM / SOCIAL OPPORTUNITIES OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Удовиченко Елена Валентиновна, Горбань Ирина Геннадьевна, Заикин Михаил Викторович

Одним из основных акцентов нормальной и здоровой жизнедеятельности человека является движение. Движение в различных его проявлениях положено в основу любой деятельности, в которой саморазвивается, самореализуется и самопроявляется человек. Социальность деятельности в широком понимании этого тезиса заключается в том, что человек как элемент структуры общества самовыражается и опосредуется только в деятельности, которая на различных этапах социализации характеризуется взаимодействием человека с другими субъектами социума, начиная с малых групп (семья), коллективов (класс, команда, производственный коллектив) и заканчивая обществом в целом. Еще некоторое время назад считали, что в условиях переустройства социально-экономического механизма нашей страны, появления и развития рынка труда, перехода к информационному обществу стала больше ощущаться потребность в специалистах с высоким уровнем интеллектуальной творческой активности, в углублении интеграции науки, производства и образования. Модернизация системы профессиональной подготовки специализированных кадров предполагала обеспечение экономики страны специалистами, способными работать в условиях информационного сообщества, готовыми осваивать и развивать новейшие технологи без ущерба для окружающей среды и человека. Однако анализ опыта развития образования большинства развитых индустриально стран позволил выявить ряд наиболее значимых тенденций развития профессионального образования именно с точки зрения воспитания личной физической культуры личности и ее включенности в социальный контекст корпоративной модели поведения на производстве, таких как: тенденции профессиографических исследований физических качеств специалиста, формирования культуры индивидуального и группового здоровья, социокультурной направленности профессионально-прикладной физической культуры, экологии здоровья специалиста и эколого-валеологических подходов к организации деятельности на производстве. Возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций: стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность. Физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое, валеологическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Удовиченко Елена Валентиновна, Горбань Ирина Геннадьевна, Заикин Михаил Викторович

  • О роли физической культуры в саморазвитии и самовоспитании студенческой молодежи

    2008 / Ионов А.А.
  • Социально-оздоровительная услуга как фактор формирования культуры здоровья

    2014 / Заплатина Ольга Алексеевна, Смык Федор Дмитриевич
  • Валеологическая культура социального работника: сущность, содержание, подходы

    2014 / Куличенко Раиса Михайловна, Логинов Андрей Вячеславович
  • Влияние физкультурно-спортивной деятельности на формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза

    2017 / Черных Зоя Николаевна, Борисенко Тамара Михайловна
  • Развитие физической культуры и спорта - важнейшая социально-значимая задача государства

    2019 / Чельдиев Заурбек Русланович, Дзапаров Вячеслав Хаматканович
  • К вопросу формирования профессиональной конкурентоспособности студентов технического вуза средствами физической культуры

    2017 / Мельникова О.А., Костикова Л.Г.
  • Личность студента в целостном образовательном процессе вуза

    2016 / Петраков М.А., Морозов С.В.
  • Физическая культура как основа успешной профессионализации студентов в будущей сфере трудовой деятельности

    2018 / Пухаева Елизавета Гришаевна
  • Роль высшего образования в формировании валеологической культуры будущих социальных работников

    2014 / Файчук Е.Л.
  • Физическая культура как основной фактор саморазвития студентов

    2019 / Короева Татьяна Борисовна, Воробьева Ирина Николаевна

THE SOCIAL IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS

One of the main accents of normal and healthy activity of the person is driving. Driving in its various manifestations is the basis for any activity in which the person makes personal growth, self-actualizes and shown. The activity sociality in a wide comprehension of this thesis is that the person as a building block of society self-expresses and mediated only in activity which at various stages of socialization is characterized by interaction of the person with other subjects of society, starting with small groups (family), collectives (a class, team, work collective) and finishing society in general. Still some time ago it was considered that in the conditions of a reorganization of the social and economic mechanism of our country, emergence and development of labor market, transition to informational society the need for experts with a high level of intellectual creative activity, in deepening of integration of science, production and education began to be felt more. Modernization of system of vocational training of specialized shots assumed providing national economy with the experts capable to work in the conditions of informational community, ready to master and develop the latest technologists without prejudice to a surrounding medium and the person. However the analysis of experience of development of education of the majority of the countries developed industrially allowed to reveal a number of the most significant tendencies of development of professional education from the point of view of education of personal physical culture of the person and her inclusiveness in a social context of corporate behavior model on production, such as: tendencies the professiograficheskikh of researches of physical qualities of the expert, formation of culture of individual and group health, a sociocultural orientation of professional and applied physical culture, ecology of health of the expert and ekologo-valeological approaches to the organization of activity on production. Physical culture can be effectively used to improve mental and psycho-physiological qualities of students which are necessary in the formation of professional competences: stress resistance, psychological stability, personal and situational anxiety. Physical culture of future expert, and also the culture of his health integrating in themselves ecological, valeological unity, physical perfecting and ability to opposition to factors of production risks are the new formed pattern of justification of a significance of a social role of physical culture, perception by future professional of the image in production space and collective existence in the conditions of exercise of professional activity.

Текст научной работы на тему «Социальная значимость физической культуры студентов»

УДК 378.01-052:316.61:796

Удовиченко Е.В.1, Горбань И.Г.1, Заикин М.В.2

1Оренбургский государственный университет 2Оренбургский государственный аграрный университет E-mail: [email protected]

социальная значимость физической культуры студентов

Одним из основных акцентов нормальной и здоровой жизнедеятельности человека является движение. Движение в различных его проявлениях положено в основу любой деятельности, в которой саморазвивается, самореализуется и самопроявляется человек. Социальность деятельности в широком понимании этого тезиса заключается в том, что человек как элемент структуры общества самовыражается и опосредуется только в деятельности, которая на различных этапах социализации характеризуется взаимодействием человека с другими субъектами социума, начиная с малых групп (семья), коллективов (класс, команда, производственный коллектив) и заканчивая обществом в целом.

Еще некоторое время назад считали, что в условиях переустройства социально-экономического механизма нашей страны, появления и развития рынка труда, перехода к информационному обществу стала больше ощущаться потребность в специалистах с высоким уровнем интеллектуальной творческой активности, в углублении интеграции науки, производства и образования. Модернизация системы профессиональной подготовки специализированных кадров предполагала обеспечение экономики страны специалистами, способными работать в условиях информационного сообщества, готовыми осваивать и развивать новейшие технологи без ущерба для окружающей среды и человека. Однако анализ опыта развития образования большинства развитых индустриально стран позволил выявить ряд наиболее значимых тенденций развития профессионального образования именно с точки зрения воспитания личной физической культуры личности и ее включенности в социальный контекст корпоративной модели поведения на производстве, таких как: тенденции профессиографических исследований физических качеств специалиста, формирования культуры индивидуального и группового здоровья, социокультурной направленности профессионально-прикладной физической культуры, экологии здоровья специалиста и эколого-валеологических подходов к организации деятельности на производстве.

Возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций: стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность.

Физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое, валеологическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социальные аспекты физической культуры, интегративность физической культуры, физическая культура профессионала, корпоративная культура производственного коллектива, социальные возможности физической культуры.

Любое взаимодействие в обществе обосновывается двигательной активностью человека, требования к которой постоянно возрастают. Общество нуждается во все более здоровых, выносливых, работоспособных гражданах. Известно, что данная задача решается в контексте физической культуры индивида.

Одним из первых аспектов социальности физической культуры личности на различных этапах социализации является социокультурный аспект. Данное проявление социальности неразрывно связано с общим понятием культуры которая рассматривается как многообразие деятельности субъектов в системе «человек-общество», включая результаты этой деятельно-

сти, а также средства и методы их достижения. Социальность физической культуры проявляется через человека с точки зрения носителя, потребителя и созидателя, который функционирует и совершенствуется в социуме. Помимо этого, социальность физической культуры проявляется в ее интегративном компоненте:

С позиций концептуального процесса культурного развития, который связан с областью деятельности, подразумевающей физическое совершенствование человека;

С позиций концепции, в основе которой лежит духовное производство, базирующееся на системе способностей, возможностей, социальных отношений и пр.;

С позиций концепции, которая акцентирует внимание на сознательной организации отношений и управления в системе «человек -человек» и «человек - общество», основанных на методологических подходах к воспитанию физической культуры самой личности через воздействие на мотивационную сферу.

Интегративный компонент физической культуры в аспекте ее социальности может быть рассмотрен как во взаимосвязи с общим культурным процессом общества, так и с точки зрения подходов (педагогического, социологического, психологического, медико-биологического и т. д.), обосновывающих разнообразные стороны физической культуры человека.

Физическая культура сопровождает человека на протяжении всей его жизни и является актуальной на любом возрастном этапе, решая специфические задачи, характерные для определенного возраста. Нет необходимости доказывать, насколько важна физическая культура личности для жизни в современном обществе, и насколько серьезным должен быть подход к соблюдению и обеспечению преемственности в воспитании физической культуры личности.

Воспитываясь и развиваясь в обществе, человек призван создавать благо как для себя и своих близких, так и для общества в целом. Поэтому еще более важное социальное значение приобретает в этом контексте понятие «физической культуры профессионала», которое формируется в процессе подготовки к осуществлению будущей профессиональной деятельности на производстве.

Данный аспект социальности заостряет внимание на задачах процесса физического воспитания современной студенческой молодежи.

Исторический анализ требований производства к физической подготовленности специалистов показывает, что утрата биосоциальных подходов в формировании производственных отношений и той социальной среды, которая определяет самосознание человека, повлекло за собой снижение уровня здоровья и недостаточный уровень физической подготовки для осуществления профессиональной деятельности на производстве.

На рубеже, ХХ-ХХ1 веков в системе образования высшей школы стала нарастать актуальность проблем, характеризующих вопросы

соотношения общего и специального образования. С одной стороны, узкая специализация и специальные знания обеспечивали высококачественную профессиональную деятельность, а с другой стремительно развивающаяся научно-техническая сфера, многоукладность экономики и жесткий рынок труда стали диктовать абсолютно новые требования к выпускникам вузов, которые характеризовались высоким уровнем физической подготовленности, профессионально важных именно физических качеств, определяющихся психофизиологическими процессами. То есть социум стал требовать здоровых, работоспособных и компетентных профессионалов с позиций профессиографи-ческих особенностей профессии.

Тем не менее, анализируя же учебно-методическую документацию, мы отметили, что из 1800-ти часов учебного плана, отводившихся на общую гуманитарную и социально-экономическую подготовку студентов технического вуза того времени, например, на дисциплину «Физическая культура» было выделено всего 408 часов. Это составляло всего 5% из всего диапазона изучаемых дисциплин, в то время как часть других гуманитарных предметов составляла 16%, специальных - от 15% до 27%.

На долю общепрофессиональных дисциплин приходилось от 19% до 26%. Большую часть (22%-32%) составляли общие математические и естественнонаучные дисциплины.

В настоящее время требования к физическим возможностям будущих специалистов продолжают расти. Человек столкнулся с той проблемой, что бизнес-сообщество стало предъявлять к нему такие же требования, как к окружающей среде, т. е использовать его ресурсы для большей продуктивности. Этот процесс происходит с предъявлением жестких требований к уровню здоровья, профессиональных и общекультурных компетенций, но, как правило, не характеризуется проявлением заботы о человеке, безопасности его труда, создании условий для развития и самореализации личности в процессе производственное деятельности. Работодатель перестал задумываться о ценности самого человека: в данный момент, сиюминутно, нужны скорее его быстро доступный творческий и деятельностный потенциал; отсутствует защита биосоциальной природы человека, которую

удовиченко Е.В. и др.

Социальная значимость физической культуры студентов

нельзя надрывать жесткими методами, тяжестью и ненормированностью труда»; человека стали списывать как устаревшее оборудование, в то время как его накопленный опыт мог бы сыграть огромную роль для общества.

Форсированная экспансия и без того ускоряющегося научно-технического прогресса, масштабный скачок в плоскости информационных стратегий актуализировали понятие «риска». Специальные исследования показали, что полноценное использование специализированных знаний и умений, профессиональная мобильность, возможны только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности специалистов, которые могут быть приобретены ими в процессе регулярных и специально организованных занятиях физической культурой и спортом и сохранены при здоровом образе жизни и отражены в новых образовательных программах.

Таким образом, социальная значимость физической культуры будущих профессионалов в современном обществе обозначила некоторые сущностные изменения, связанные с тем, что под физической культурой профессионала как неотъемлемого компонента его духовной культуры стали понимать интегрированное взаимодействие и опосредованное влияние друг на друга таких областей как экологическая и валеологическая осознанная компетентность, физическая культура, уровень здоровья, работоспособности и сформированности профессионально важных качеств, реализованные в ходе усвоения общекультурных и профессиональных компетенций, оптимально проявленные в профессиональной деятельности в контексте синтеза научных знаний об окружающем мире и осознанном их использовании в профессиональной деятельности, имеющие эффективное прикладное значение за счет синергизма технологических, экологических, антропологических, социальных факторов, а также факторов здорового образа жизни.

Социальный аспект дисциплины «Физическая культура» в вузе отражен и в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Так, во ФГОСе ряда различных направлений технического и гуманитарного характера содержатся соответствующие общекультурные компетенции. Например, по таким специальностям как «Строительство», «Энерго- и ресурсосбере-

гающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Физические процессы горного или нефтегазового производства», «Горное дело», «Землеустройство и кадастры», «Сервис», «Экономика», «Электроэнергетика и электротехника», «Автоматизация технологических процессов и производств» и др. будущие специалисты должны «владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»

Приобретая профессию, современный студент продолжает свою социализацию в условиях производства, где от уровня его физического развития и подготовленности напрямую будет зависеть результат его деятельности как профессионала. С вязи с этим, данный аспект социальности физической культуры будет обеспечивать конкурентоспособность на отечественном и международном рынке труда.

Однако, при осуществлении профессиональной деятельности в условиях производства, вскрывается еще один аспект социальности физической культуры, который несомненно важен для современных студентов вузов. Этот аспект социальности связан с корпоративной культурой личности, реализующей свой потенциал внутри производственного коллектива в системе «человек - общество - производство». Физическая культура обладает огромным потенциалом для воспитания у современных студентов - будущих представителей профессиональной сферы - характерологических черт и личностных качеств, имеющих важное социальное значение. Умение работать в команде, чувствовать партнера, прогнозировать степень эффективности и результативности проявления физических качеств в условиях труда, принимать ответственное решение в заданном лимите времени - все эти и многие другие качества, характеризующие взаимодействие в коллективе, прекрасно формируются в процессе занятий физической культурой, спортом и физкультурно-оздоровительными видами деятельности.

Помимо этого, возможности физической культуры могут быть эффективно использованы для совершенствования психических и

психофизиологических качеств студентов, которые необходимы при формировании профессиональных компетенций. К таким качествам можно отнести стрессоустойчивость, нервно-психическую устойчивость, личностную и ситуативную тревожность, в совершенствовании которых наиболее эффективными признаются средства физической культуры и спорта.

Подводя итоги статьи, считаем необходимым отметить, что физическая культура будущего специалиста, а также культура его здоровья, интегрирующие в себе экологическое, валеоло-гическое единство, физическое совершенствование и способность к противостоянию факторам

производственных рисков, являются новым формирующимся паттерном обоснования значимости социальной роли физической культуры, восприятия будущим профессионалом своего образа в производственном пространстве и коллективным существованием в условиях осуществления профессиональной деятельности.

Таким образом, социальная значимость и социальные функции физической культуры должны стать не просто важной стороной социализации студенческой молодежи, но рассматриваться с позиции регулятива современного образования как социального института.

Список литературы:

1. Александров, И.И. Эффективность учебного процесса по физической культуре студентов технического вуза / И.И. Александров // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды пятой Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - СПб.: Издательство политехнического университета, 2010. - С. 200-201.

2. Асеев, В. Критерии оценки личности в профессиональной деятельности / В. Асеев // Развитие личности. - 2002. - №3. -С. 271-273.

3. Бакулов, В.Д. Методология анализа метаморфоз социально-исторических процессов / В.Д. Бакулов, Г.Ф. Перетятькин. - Изд-во: Южный Федеральный университет, 2009. - 304 с.

4. Богащенко, Ю.А. Занятия игровыми видами спорта - ведущая форма ППФП будущих инженеров / Ю.А. Богащенко // Массовая физическая культура и профессия: Тезисы докладов региональной научно-практической конференции, Омск, 1990 г. - Омск, 1990. - С. 24-25.

5. Боковикова, И.А. Корпоративная культура - мотивация работников на безопасный труд / И.А. Боковикова // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири: Материалы XIII Международной науч.-практ. конф. «СИБресурс 2010». - Кемерово.: Издательство ГУ КузГТУ 2010. - С. 233-236.

6. Борисов, В.А. Педагогические основы профессионально ориентированного физического воспитания студентов: автореф. дис... канд. пед. наук / В.А. Борисов. - Минск, 2004. - 23 с.

7. Валитов, И.О. Проблемы здоровья современной личности в контексте взаимовлияния окружающей среды и демографической культуры / И.О. Валитов // Этносоциум и межнациональная культура, 2010. - №4(28). - С. 143-150.

8. Востриков, В.А. Функции физического образования в формировании базовой культуры личности / В.А. Востриков // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: тезисы докладов Всероссийской н.-п. конф.; гл. ред. Л.П. Салтымакова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - С. 37-39.

9. Глазычев, С.Н. Проблема оптимизации интегративного эколого-образовательного пространства вуза / С.Н. Глазычев, В.И. Ко-соножкин // Вестник МГТУ им. М.А. Шолохова, серия «Социально-экологические технологии», 2013. - №1. - С. 95-98.

10. Заплатина, О.А. Социально-оздоровительная услуга как фактор формирования культуры здоровья / О.А. Заплатина, Ф.Д. Смык // Современные исследования социальных проблем. - №11(43). - 2014. - С. 153-169.

12. Заплатина, О.А. Культура здоровья человека в условиях экологизации российского социума (социально-философский аспект): монография / О.А. Заплатина. - Кемерово: Изд-во Гу КузГТУ 2014. - 330 с.

13. Заплатина, О.А. Информационно-консультативная 1Т-коммуникация как социальная услуга в области физической культуры и спорта / О.А. Заплатина // Культура народов Причерноморья. - 2014. - №269. - С. 46-50.

14. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Под общ. ред. д.э.н. проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н. проф. М.А. Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2008. - 504 с.

15. Маджуга, А.Г. Научные основы эколого-валеологического образования студентов в ракурсе здравоцентристской педагогической парадигмы / А.Г. Маджуга // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2009. - №5. - С. 84-89.

16. Шилько, В.Г. Методология построения личностно ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов / В.Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №9. - С. 45-49.

Удовиченко Елена Валентиновна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected] Горбань Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета 460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected] Заикин Михаил Викторович, старший преподаватель кафедры физического воспитания экономического факультета Оренбургского государственного аграрного университета, 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 18, e-mail: [email protected]

Культура - это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой - человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура - это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале, который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура - это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же - духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона - это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.