Современные проблемы науки и образования. Формирование коммуникативной толерантности как качества поликультурной личности Формирование и развитие поликультурной личности

1

В статье указывается на особую значимость формирования поликультурной личности в условиях полиэтнического компонента современного образовательного пространства. Автором выделены структурные компоненты модели поликультурной личности (этнокультурные представления, этнокультурная осведомленность, этническая идентичность, этническая толерантность, этнокультурная позиция, этнокультурная самореализация), которые приобретают специфику формирования на каждом возрастном этапе развития. Показываются возможности формирования поликультурной личности школьников на основе поэтапной социализации в условиях полиэтнического образовательного пространства на монокультурном (освоение родной этнокультуры и свойственных ей способов мышления), межкультурном (постижение этнокультур народов конкретного региона), интеркультурном (способность к межкультурному взаимодействию и диалогу) уровнях. Выделенные возрастные особенности позволяют определить условия и наметить направления педагогического сопровождения формирования поликультурной личности школьников в условиях полиэтнического образовательного пространства.

полиэтническое образовательное пространство

структурные компоненты поликультурной личности

поликультурная личность

1. Батарчук Д.С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности средствами народной педагогики в условиях полиэтнической образовательной среды // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 34. – С. 153–159.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.

3. Горшенина С.Н. Полиэтническое образовательное пространство как фактор формирования поликультурной личности // Проблемы образования в условиях инновационного развития. – 2014. – № 1. – С. 13–18.

4. Горшенина С.Н. Ценностные ориентиры формирования поликультурной личности в условиях полиэтнического образовательного пространства // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44). – С. 35–37.

5. Горшенина С.Н., Соколова П.Ю. Процессуальные основы формирования этнокультурной осведомленности младших школьников // Перспективы науки. – 2014. – № 7 (58). – С. 29–31.

6. Иванова Л.В., Агранат Ю.В. Педагогические условия формирования поликультурной личности студентов в контексте обучения иностранному языку в вузе // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1–1. – С. 82-84.

7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. – 660 с.

8. Темирова Ф.А., Накохова Д.Х. Психологические особенности формирования этнической толерантности у подростков в условиях образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www..06.2015).

9. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1988.– №6. – С. 31–41.

10. Этнодидактика народов мира: практико-ориентированный подход к обучению / Под ред. Ф.Г. Ялалова. – Нижнекамск: Из-во НМИ «Чишмэ», 2003. – 228 с.

В современной социокультурной ситуации особую актуальность и значимость приобретает проблема формирования поликультурной личности как субъекта полиэтнического образовательного пространства.

Данное явление значимо для Республики Мордовия, которая является полиэтническим регионом. Поликультурность выступает среди других координат образовательного пространства республики в качестве одной из системообразующих. Полиэтническое образовательное пространство региона представляется способом существования, деятельности и общения людей различных наций и народностей. Фактически оно образует непосредственное окружение, в котором происходят социализация личности, формирование ее культуры и самосознания. Содержательный компонент полиэтнического образовательного пространства зависит от культурно-средовой совокупности условий, главным среди которых мы склонны считать взаимовлияние, взаимопроникновение, интеграцию и взаимодействие культур различных этносов . Этому способствуют инновационные процессы в региональной системе образования, возросшая потребность общества в сохранении и приумножении культурного наследия, этнокультурной специфики, создание образовательных организаций с поли/этнокультурным компонентом, детских этнокультурных центров, оздоровительных этнокультурных лагерей.

Цель исследования

Выявление возрастных особенностей школьников, оказывающих существенное влияние на процесс формирования поликультурной личности в условиях полиэтнического образовательного пространства. Выделение данных особенностей позволяет определить условия и наметить направления педагогического сопровождения формирования поликультурной личности.

Методика и организация исследования

Исследование проводилось на основе использования методов теоретического уровня, среди которых приоритетными были анализ, синтез, сравнение и систематизация материала о специфике формирования поликультурной личности школьников в условиях полиэтнического образовательного пространства.

Результаты исследования и их обсуждение

Поликультурная личность, на формирование которой направлен педагогический потенциал полиэтнического образовательного пространства, должна обладать системой этнокультурных и общечеловеческих ценностей, навыками межкультурного диалога, этнической толерантностью, быть способной к жизни в контексте полиэтнического социума, к успешному самоопределению и продуктивной деятельности в условиях культурного многообразия общества.

Для определения структуры поликультурной личности мы ориентировались на исследование Ф. Г. Ялалова, который, описывая модель «человека национальной культуры», выделил следующие базовые компоненты: «этнокультурные представления», «национальное самосознание», «социальные роли и функции», «этнокультурная самореализация» . Анализ результатов исследований по проблеме формирования поликультурной личности () позволил к обозначенным компонентам добавить в структуру модели поликультурной личности «этническую идентичность», «этнокультурную осведомленность», «этническую толерантность», «этнокультурную позицию».

Процесс формирования поликультурной личности школьников приобретает специфику на каждом возрастном этапе развития, что соответствует структурным компонентам модели поликультурной личности и представляет собой поэтапное формирование этнокультурных представлений, этнокультурной осведомленности, этнической идентичности, этнической толерантности, этнокультурной позиции.

Младший школьный возраст следует рассматривать как сензитивный период формирования поликультурной личности. На данном этапе происходят усвоение учащимися совокупности знаний об этнической культуре своего народа, этническом многообразии мира, интериоризация этнокультурных и общекультурных ценностей. Результатом восприятия этнокультурных ценностей является формирование этнокультурных представлений школьников, которые рассматриваются как процесс становления одной из составляющих мировоззренческой сферы психики человека. Этнокультурные представления являются составляющей системы социальных представлений, которые в исследуемый возрастной период выступают в качестве новообразования, основы построения взаимоотношений ребенка с поликультурным социумом. Особенностями этнокультурных представлений являются наглядность, фрагментарность, неустойчивость и непостоянство. В научной литературе этот термин используется для обозначения переходной ступени от ощущений и восприятия к мышлению, которая имеет место в структуре познания.

В работах Ж. Пиаже отмечается, что приблизительно с 9 лет у школьника эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, появляются национальные чувства, происходит этническая самоидентификация ребенка со своей этнической группой, мотивированная национальностью родителей, местом проживания, языком, на котором говорит . Этнокультурные представления надындивидуальны, а каналом их передачи является народная культура: язык, сказания, предания, обычаи и традиции, праздники и т.д. В младшем школьном возрасте формируются этнокультурные представления о многообразии народов и их культур, символах мироустройства, опредмеченной системе образов-ценностей, элементах народной культуры (устно-поэтическое творчество, народные промыслы, ремесла и др.).

Этнокультурные представления становятся основой для формирования этнокультурных понятий, которые следует рассматривать как воспроизведение предметов и явлений национальной культуры в их обобщенных характеристиках-словах. С помощью слов младший школьник называет нужные для него представления, может комбинировать имеющиеся представления в различные образы. Младшие школьники оперируют такими этнокультурными понятиями, как: народ, семья, родина, мир, народная культура, народный праздник, народная игра, традиция, обряд, народное творчество, народные промыслы, ремесла, национальный костюм, национальная вышивка, национальная кухня и др.

Представления и понятия, формируемые у младших школьников, обеспечивают освоение этнокультурного материала, выступая основой этнокультурного знания. В младшем школьном возрасте можно выделить ряд особенностей овладения этнокультурными знаниями: отношение к этнической культуре проявляется в познавательной сфере, появляется способность устанавливать причинно-следственные связи между компонентами и явлениями культуры, этнокультурные знания оторваны от практической деятельности этнокультурной направленности.

Этнокультурные представления, этнокультурные понятия, этнокультурные знания являются основой формирования этнокультурной осведомленности младшего школьника . Этнокультурная осведомленность и выработанные на ее основе этнокультурные знания и убеждения позволяют проявлять толерантное отношение к представителям различных этносов и к их культурам в процессе межкультурного взаимодействия.

Подростковый возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых образований. На данном возрастном этапе закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании социальных установок. Особенности проявления подросткового возраста определяются изменением его социальной позиции: подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование, как самосознание.

Д.И. Фельдштейн отмечает, что для подростков осознанная позиция по отношению к ценностям определенной социальной группы и общества, в том числе к этнической группе, еще недостаточно сформирована. Отсутствие необходимого жизненного опыта приводит к частой смене взглядов. У подростков постоянно изменяется круг интересов, растут их дифференциация, глубина и содержательность. Осознание подростком своего «Я» влияет на формирование самооценки, определяет отношения со сверстниками и взрослыми . Формирующаяся Я-концепция в этом возрасте способствует дальнейшему построению моделей поведения подростка.

В подростковом возрасте наблюдается расширение субъектности школьников в образовательной деятельности: повышение познавательной активности в изучении поликультурного мира, потребности к активной индивидуальной и социальной реализации, формирование социально ответственного поведения, расширение спектра форм социально значимой деятельности в конкретной полиэтнической среде.

На основе знаний о своей и иных этнических группах у подростков постепенно складывается комплекс этнокультурных представлений, которые образуют систему этнодифференцирующих признаков. В практике повседневного межэтнического разграничения акцент делается на устойчивых и отчетливо выраженных компонентах культуры этносов: языке, религии, искусстве, обычаях, обрядах, нормах поведения, привычках и других элементах этнической культуры, обладающих специфическим для каждого этноса своеобразием.

В подростковом возрасте вне зависимости от культурной принадлежности ребенок сталкивается с проблемой формирования идентичности, поиска своего «Я», возможности гармоничного сочетания различных его составляющих, с обретением самостоятельности, достижением независимости от родителей.

В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этнокультурная идентичность формируется в полном объеме, ребенок понимает уникальность истории разных народов, специфические особенности традиционных культур. Способность к культурной идентификации и интерпретации ее ценностей М.М. Бахтин называет основополагающим свойством целостной личности, которое определяет мировоззрение, духовность, психологический склад, поведение и образ жизни человека как носителя культуры этноса . Этнокультурная идентификация школьников может происходить как в зоне родной культуры, так и в ходе постижения российской и мировой культуры, ибо личность должна соотносить себя и как представителя этноса или носителя его культуры, и как гражданина России и человека Мира.

Этническая идентичность не может произвольно меняться и являться субъективным отражением объективно существующего положения человека в обществе. В подростковом возрасте складываются четкие представления об этнической идентичности, отношение к которой часто неоднозначное и конфликтное. Позитивное отношение детей подросткового возраста к собственной этнической общности выражается в желании принадлежать ей. Негативное отношение включает отрицание собственной этнической принадлежности и принятие чужой этнической группы в качестве референтной. Кроме того, данный компонент включает в себя такие признаки, как проявление уважения к чужой культуре, традициям, уважения к высказанному мнению, эмпатию.

У подростков велика вероятность формирования этноцентристских позиций в случае рассмотрения поведения в рамках той или иной культуры как «правильного» или «неправильного», возможно проявление сильных и глубоких эмоций, несущих угрозу возникновения конфликта между представителями разных этнических групп. Следует иметь в виду, что на данном возрастном этапе важны формирование общероссийской идентичности, постижение и принятие общечеловеческих ценностей в процессе анализа сходства культур.

Этническая идентичность позволяет не только осознавать подростку себя представителем конкретного этноса, но и осознавать значимость своей личности в многонациональном социуме. В овладении компонентами этнической культуры подросток достигает полноты в том случае, когда его знания, убеждения и взгляды находят воплощение в поступках и поведении, отвечающих этнокультурным нормам. В этом случае усвоенные детьми подросткового возраста ценности и нормы этнической группы становятся внутренними регуляторами их социального поведения.

В современных условиях совершенно очевидно, что отношение подрастающего поколения к различным культурам и их носителям складывается в зависимости от принятой в конкретной социокультурной среде системы ценностей. Опора на идеи гуманистической педагогики о ценности человека как носителя определенной культуры, о необходимости уважения его прав и свобод предполагает предоставление учащемуся права на самобытность и индивидуальность, дает возможность учитывать этнокультурные потребности школьников в образовании .

Рост социальной активности, стремление к самореализации, интенсивное формирование мировоззрения подростка позволяет на данном возрастном этапе формировать толерантное отношение к людям, которые отличаются от них по культурным ценностям, образу жизни и стилю поведения, способствовать развитию умений конструктивного взаимодействия с носителями иных культур, разрешения возникающих конфликтов. Формирование этнокультурной толерантности важно связывать со становлением у школьника таких личностных качеств, как уважение различных культур и народов, принятие общечеловеческих ценностей как основы продуктивного общения, сосуществования с другими людьми, а также готовности к диалогу и сотрудничеству . В силу эмоциональной и когнитивной зрелости необходимо просвещать подростков относительно возможностей позитивных межгрупповых и межкультурных контактов, показывать примеры удачных межэтнических контактов в образовательной организации и в рамках других социальных взаимодействий. С этой целью полезны упражнения, развивающие эмпатию, направленные на подавление склонности использовать стереотипы и дискриминацию в межэтнических контактах.

В старшем школьном возрасте значимым является формирование этнокультурной позиции личности. На данном возрастном этапе не только предполагается диалог с этническими культурами, но и выдвигается задача приобщения личности к общечеловеческим ценностям, формирования ощущения причастности к человеческой культуре в целом. Это позволяет формировать у школьников готовность выражать этнокультурную позицию через поиск гармоничных отношений с другими людьми, через проявление своего «Я» в социальном мире на основе убеждений, в частности «Я - представитель этноса», «Я - носитель этнокультуры», «Моя этническая общность», «Я сохраняю и обогащаю этнокультуру». Это определяет цель, способы жизнедеятельности, ценности, интересы, устремления и потребности обучающихся. На их основе школьник может изучать различные проявления этнокультуры, выяснять ее особенности и роль в существовании этноса, предлагать и реализовывать способы сохранения и ее дальнейшего развития. В итоге этнокультурная позиция школьника будет проявляться в признании культур разных этносов, установлении межкультурных связей для сохранения уникальных характеристик каждой из них в поликультурном социуме, а также готовности к ее выражению в активной этнокультурной деятельности.

Таким образом, выделенные структурные компоненты позволяют определить основания для проектирования процесса формирования поликультурной личности в условиях современной социокультурной ситуации. Учет специфических черт возрастного развития позволит выявить основные условия, механизмы, методы и технологии педагогического сопровождения формирования поликультурной личности школьника в реальных условиях образовательного пространства полиэтнического региона.

Работа проводится при поддержке гранта РГНФ «Нравственные ценности как основа формирования поликультурной личности в образовательном пространстве полиэтнического региона (на примере Республики Мордовия)» (проект № 14-16-13008 а(р)).

Рецензенты:

Якунчев М.А., д.п.н., профессор кафедры биологии, географии и методик обучения, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Этнокультурная подготовка студентов педвуза» ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г.Саранск;

Карпушина Л.П., д.п.н., профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г.Саранск.

Библиографическая ссылка

Горшенина С.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21010 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Приёмы формирования поликультурной личности

На уроках русского языка

Актуальность поликультурного развития личности обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества, поликультурностью информационного, экономического, правового пространства. Не случайно в докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивается, что «образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам».

Поликультурное образование и воспитание актуальны и для многонациональной, многоконфессиональной России – страны со множеством разнообразных культур и проблем в межкультурных отношениях. В данных условиях возникает социальная потребность в формировании поликультурной личности, т.е. «человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований». Исходя из этого, определяются и задачи поликультурного образования в России:

Глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;

Формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;

Создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

Развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;

Воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Задачи поликультурного воспитания решаются в школах нашей республики через систему воспитательной работы, организацию внеурочной деятельности, систему дополнительного образования, а также средствами школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. В своей практике формирование поликультурной личности осуществляю в первую очередь через серию уроков развития речи, на которых наряду с коммуникативными задачами решаю и культурологические.

Я придерживаюсь точки зрения многих ученых-методистов о том, что поликультурная личность – это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры – это фундамент заинтересованного отношения к другим культурам, а знакомство со многими национальными художественными культурами – основание для духовного обогащения и развития. Поэтому на уроках развития речи широко использую материал о культуре тувинского и русского народов, об их традициях и обычаях.

Так, на уроке «Письмо», образовательная цель которого заключалась в ознакомлении пятиклассников со структурой письма и правилами его написания, использовала материал о тувинских национальных музыкальных инструментах. В начале урока была создана проблемная ситуация, когда 5-классники должны были помочь друзьям написать ответное письмо КИДовцам из Хакасии об игиле. Учащиеся в игровой форме познакомились с музыкальными инструментами. Тексты об игиле, мелодия, исполненная на нем, сам инструмент, который дети увидели не из зрительного зала, а потрогали руками, стали основой для создания собственного высказывания об этом удивительном инструменте. Предлагаю фрагмент урока:

« Учитель: А теперь начнем наш разговор об игиле.

Давайте прочитаем текст, который на ваших партах.

Игил – двухструнный смычковый инструмент длиной около 1 метра. Корпус – хааржак – полый деревянный ящик овальной формы, обтянутый кожей. В него вставлена деревянная шейка с двумя колками. Струны настраивались в кварту и квинту.

Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст? Является ли он описанием? К какому стилю относится?

Как вы думаете, ребята, прочитанный текст можно озаглавить «Удивительный инструмент»?

- Действительно, прилагательное удивительный выражает наше отношение к инструменту, чего нет в тексте. К какому стилю должен относиться текст, в котором автор выражает свое отношение к описываемому предмету? Давайте прочитаем второй текст и выполним задания к нему.

Игил иногда называют тувинской скрипкой. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворялся с любимым домашним животным тувинцев - лошадью. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста. Конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня.

Что нового вы узнали об игиле?

Как вы думаете, ребята, почему игил называют тувинской скрипкой? Чем они схожи и чем отличаются?

- Давайте прослушаем два музыкальных фрагмента и попробуем угадать, какой музыкальный инструмент используется?

Можно ли, сравнивая музыкальные инструменты, говорить о том, что один лучше, а другой хуже?»

Уроки развития речи дают большой простор для творчества как учителя, так и учащихся. Например, при изучении темы «Описание животного» можно провести очень занимательный урок, посвященный лошади. Ролевая игра, позволяющая задать проблемную задачу, вовлекает в ее решение всех учащихся. Подготовленные дети играют сценку, где в дежурную часть полиции обращается старик с заявлением о пропаже лошадей. Но дежурный полицейский не знает лошадиных мастей, а старик-хозяин плохо говорит по-русски. И вот тут-то при обращении к учащимся выяснилось, что они затрудняются назвать масти лошадей даже по-тувински, не говоря уже о русском языке. Красочная презентация с изображением лошадей позволит школьникам запомнить масти животных на тувинском и русском языке. После словарной работы учащиеся, выступающие в роли следователей или в роли пострадавших, составляют текст официально-делового стиля речи, содержащий описание лошади. Лишь после этого переходят к работе над текстом художественного стиля. На этом этапе желательно использование отрывков из произведений русских и тувинских писателей, а также пословиц, поговорок, загадок о лошади. Мы должны помнить, что фольклорные произведения являются одним из источников и средств поликультурного воспитания. При изучении устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. А на данном уроке дети путем сопоставления пословиц, загадок делают вывод об отношении русских и тувинцев к лошади. И такой диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.

По «Программе по русскому языку» Г.Н.Никольской, Н.М.Хасанова в требованиях к связной речи в 9 классе учащиеся должны уметь описывать памятник. Для описания я выбрала мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище и памятник павшим воинам в пгт Каа-Хем. В начале урока учащимся был предложен документальный фильм о блокаде Ленинграда, затем была проведена работа по тексту «Памятники – это наша история» о Пискаревском кладбище. Языковой материал, предложенный в учебном пособии «Практикум по развитию речи» под редакцией Г.Г. Городиловой и А.Г.Хмары, позволяет поэтапно подвести учащихся к созданию собственного текста – описания памятника. А экскурсия на памятник, около которого школьники бывали не раз во время празднования Дня Победы, заставляет по-новому взглянуть на него. Обращение к памятникам истории, объединенных темой Великой Отечественной войны, позволяет решить ряд воспитательных задач: от формирования эстетического вкуса (умения оценивать памятники как произведение искусства) до чувства патриотизма.

Таким образом, можно сделать вывод, что уроки развития речи позволяют учителю формировать у школьников не только коммуникативную, но и культуроведческую компетентность. При этом необходимо подталкивать учащихся к самостоятельному поиску информации

Формирование поликультурной личности можно проводить на уроках русского языка, используя культурологически информативный текст, предложенный в учебнике, или подобранный самим учителем. При подборе культурологически информативных текстов для комплексно-тематических уроков важно руководствоваться следующими основными критериями. Во-первых, как считает К.З. Закирьянов, текст должен быть эмоциональным, должен отражать подлинные культурные ценности русского народа, своим содержанием знакомить учащихся с культурой русского, родного и других народов, воспитывать уважительное отношение к ним. Во-вторых, текст должен быть насыщен языковыми единицами и явлениями, которые будут изучаться на уроке, и, в-третьих, текст должен быть оптимального объёма.

Специфику анализа текста в полиэтнической школе составляют работа со словами-концептами и сравнительно-сопоставительный анализ фактов русского и родного языков, отражающих реалии культуры двух народов. Такой диалог языков - диалог культур поможет учащимся осознать общие и национально-специфические свойства языков, самобытность национальных культур, отраженные в русском и родном языках. При работе со словами-концептами целесообразными будут исторический, культуроведческий и этимологический комментарии, привлечение разных словарей (толковых, фразеологических, культуроведческой лексики, эмоционально-экспрессивных слов и оборотов речи и пр.), репродукций картин и др. Использование таких приёмов облегчает овладение русским языком учащимися-билингвами, способствует расширению их словаря, развитию у них представлений об общечеловеческих ценностях. Желательно, чтобы задания к текстам в зависимости от степени подготовки, склонностей, способностей учеников по возможности были дифференцированными или индивидуализированными. Подобные задания к культурологически информативному тексту создают ситуацию выбора и успешности обучения и тем самым стимулируют у школьников познавательную деятельность, положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка, русской культуры.

Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию


  • Два эпизода окончательно дорисовывают эту замечательную личность: во-первых, отношения его к женщине, которая ему нравится; во-вторых - его смерть.
  • Именно в семье формируется характер и развивается личность человека.
  • Каждый участник в день взвешивания должен предоставить в мандатную комиссию документ (копию), удостоверяющий личность.
  • Как я смогу познать Бога и мою глубинную личность, если я даже не уверен, что верю в существование этих вещей?
  • Под поликультурной личностью понимается индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры для него - фундамент заинтересованного отношения к другим, а знакомство со многими - основание для духовного обогащения и развития.

    Важно и другое: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими и желание идентифицировать себя со своим народом. Государство должно предусмотреть конкретные пути формирования каждого из этих трех факторов, оказывать всестороннюю помощь и создать стимулы к овладению родным языком и культурой. Однако решающее значение имеет позиция личности.

    Поликультурная личность должна обладать прежде всего целостным мировоззрением. Это означает, что знания и умения у такого индивида сформированы в систему, позволяющую отразить сложный, взаимосвязанный и взаимообусловленный характер связей и отношений в мире, социуме, культуре. Целостность - параметр высокоразвитого и рационально организованного мировоззрения.

    Поликультурная личность - индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственного языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира.

    Поликультурная личность - индивид с рельефным историческим сознанием. Именно историческое сознание есть основа и этнического, и общегосударственного сознания. Национальный менталитет, складывающиеся у этноса за тысячелетнюю историю мифы, символы, образы, стереотипы могут быть познаны только через знание истории народа.

    Знание истории народов, населявших страну, истории государства порождает чувство исторической преемственности, исторических корней, ощущение причастности к истории земли, общности судеб народов, живущих бок о бок многие годы и века.

    Подобное объемное историческое сознание возникает, если всемирная и отечественная история преподаются не как история постоянных войн, набегов и вражды, а как история торговли и ремесла, строительства городов и дорог, история развития народов и межэтнических контактов, диалога культур, междинастических браков и т.д. Например, очень показательной могла бы стать в этом отношении "История Великого шелкового пути".

    История Казахстана значима тем, что позволяет формировать историческое сознание как этническое, так и общегосударственное. Она должна освещаться полнокровно, без каких бы то ни было неточностей и искажении, восприниматься как история всех народов, живших и поныне живущих на этой древней земле.

    Особое место в изучении истории должна занимать история культуры. Этот предмет в наибольшей степени отвечает задачам формирования поликультурного индивида. И если он преподается как история искусств, история мировой и национальной философии, история обычаев и традиций, история национальной одежды и моды и т.д., то ведет к воспитанию многомерной, духовно развитой личности, ценящей и знающей национальную и мировую культуру.

    Государственное образование не ставит целью формирование религиозного сознания, но вправе дать знание истории мировых религий. Религия есть неотъемлемый компонент духовности народа, без представлений о религиозных ценностях, имеющих нравственное и эстетическое значение, знание народа будет неполным, ущербным. Тем более, что обращение к мировым религиям показывает не только различие, но и общность нравственных устремлений, духовных исканий, эстетических норм народов, населяющих наше государство.

    Поликультурная личность наряду с историческим должна обладать выраженным географическим сознанием, сознанием планетарным, и в то же время сознанием родного края, малой родины, родной земли, родного очага. Такое сознание формируют не только география, но и страноведение, этнография, экологические дисциплины, поскольку близки по смысловой направленности к проблемам этноса и культуры, к охранительной традиции, присущей этнокультурному образованию. Речь идет о новых направлениях науки и образования, таких, как экология культуры, экология этноса, экология человека, экология духа, экология нравственности и др. Они определяют такие качества поликультурной личности, как чувство Земли как общего дома, и Казахстана как общей родины, чувство ответственности за общий дом и за природу страны.

    Вклад в формирование поликультурной личности должны вносить и не перечисленные здесь предметы. Например, при изучении естественных наук желательно уделять внимание фактам и явлениям, связанным с Казахстаном, обращать особое внимание на вклад ученых Казахстана в развитие этих наук. Это позволит сформировать и чувство казахстанского патриотизма, и чувство гордости за народ, за этнос.

    Поликультурная личность должна обладать и достаточно ярким художественно-эстетическим сознанием: развитым воображением, утонченными чувствами, тягой к прекрасному, способностью ценить красоту, художественным вкусом, умением разбираться в произведениях искусства, что воспитывается театром, кино, телевидением, литературой, уроками музыки, живописи.

    Особенность художественно-эстетического сознания в том, что оно нередко получает воплощение в практике художественного творчества, в игре на музыкальных инструментах, пении, рисовании и т.д. Поэтому оно наиболее отвечает целям этнокультурного образования. Его формирование позволяет индивиду ощутить личную причастность к культуре народа, национальная идентификация получает индивидуальную окраску.

    Интегрирующей составной поликультурной личности должно стать правовое сознание личности, формируемое всей практикой соблюдения и применения в государстве Конституции и законов Республики Казахстан, иных нормативных правовых актов, а также фактическим состоянием удовлетворенности закрепляемых ими прав и свобод граждан.

    Одной из главных целевых характеристик индивидуального правосознания казахстанца в системе этнокультурного образования является осознание каждым индивидом того объективного фактора казахстанской государственности, что принадлежность к любой национальности не прибавляет ему никаких прав и свобод, как и ни в коей мере не должна отнимать их у него. В гражданине любой национальности подлинный патриот Казахстана видит только равноправного себе индивида.


    | 2 | | |
    • Мартьянова Ирина Анатольевна , кандидат наук, доцент, доцент
    • Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
    • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ
    • ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ
    • КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
    • КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ
    • ПОЛИЛОГ

    В статье рассмотрены принципы коммуникативной толерантности как интегративное качество поликультурной личности, обоснована модель поликультурного образования.

    • Диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности студентов вуза в условиях поликультурного общества
    • Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности
    • Функциональная грамотность в структуре профессиональной компетентности студентов
    • Развитие учебно-познавательной компетентности студентов
    • Проблемы формирования патриотического сознания у подрастающего поколения

    Глобализационные процессы и интеграция России в мировое сообщество определили социальный заказ общества к отечественной системе образования на формирование поликультурной личности, способной успешно адаптироваться в современном поликультурном пространстве, принимая ценности и смыслы открытого, демократического социума. В условиях культурного многообразия обострились проблемы межкультурной коммуникации, проявляясь все чаще в повседневной жизни людей. Отдельный человек, как носитель своей культуры, естественным образом включен в диалог культур, поскольку вынужден жить и работать на пересечении множества этнокультурных и субкультурных групп.

    В контексте проблем межкультурного и межнационального общения понятие «поликультурная личность» отражает новый современный тип личности, способный воспринимать родную культуру в многообразии связей со всем человечеством. В поликультурном сознании позитивный образ собственной этносоциокультурной группы соотносится с позитивно-ценностным отношением к другим этнофорам и субкультурным аут-группам. Как носитель и трансформатор определенной этнокультуры, поликультурная личность способна к принятию общечеловеческих ценностей и готова на их основе к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству в поликультурной среде. Только такой тип личности может полноценно реализовать себя в современном мире независимо от национальной и этнокультурной принадлежности.

    Неотъемлемым качеством поликультурной личности, ориентированной на открытый, взаимообогащающий диалог с окружающим миром, является толерантность как универсальный концепт неконфликтного взаимодействия людей в условиях многокультурности. Благодаря усилиям ЮНЕСКО понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Согласно трактовке, данной в «Декларации принципов толерантности», толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, языку, религии, политическим или иным мнениям, социальному происхождению и т.п. В качестве социального феномена толерантность представляет собой коммуникативную стратегию и выступает необходимым условием эффективной межличностной коммуникации в поликультурном обществе. В данном ракурсе толерантность характеризует меру терпимого отношения к мнению, взглядам, убеждениям, духовным ценностям различных социальных групп и одновременно выражает уверенность в мировоззрении, духовных ценностях собственной социальной группы. Толерантность способствует диалогичности коммуникативного процесса, что требует от субъектов кросс -культурного общения учета интересов друг друга, установки отношений открытости и взаимопонимания. Таким образом, толерантность необходимо рассматривать в качестве коммуникативной категории, поскольку она является необходимым условием эффективной коммуникации между людьми.

    В настоящее время становится очевидной проблема формирования поликультурной личности как субъекта общения, готового к взаимодействию и сотрудничеству на основе терпимого, доброжелательного, бесконфликтного типа коммуникативного поведения. Именно коммуникативная толерантность как психосоциальная характеристика личности способствует познанию позиции и мнения другого, стабилизирует сам процесс интеркультурной коммуникации. Это ведет к пониманию коммуникативной толерантности как социально- и личностно- значимой ценности, без осознания которой невозможно сформировать поликультурное сознание личности. Все вышеизложенное подчеркивает необходимость развития толерантных свойств поликультурной личности на всех ступенях образования.

    Отвечая на вызов времени, система образования должна заложить в подрастающее поколение оптимальные адаптационные модели поведения в полиэтнокультурной среде, в том числе сформировать поликультурное мышление, чувство солидарности, толерантность, навыки межкультурного общения, способность к диалогу (полилогу). Развитие поликультурно-оринтированной личности как гражданина страны, Европы, мира должно стать приоритетной задачей в современном воспитательно-педагогическом процессе.

    Одним из современных инновационных образовательных средств, с помощью которого формируются поликультурные качества учащихся школ и студенческой молодежи, является модель поликультурного образования. Педагогика поликультурности направлена на воспитание этнически идентичной и поликультурной личности, ориентированной через свою культуру на другие. Содержание поликультурного образования предполагает приобщение молодежи к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания. Модель поликультурного образования реализуется через поэтапное развитие личности от Я-этнического к Я-гражданскому и Я-планетарному. Важным звеном в процессе становления поликультурной личности выступает идеология толерантности.

    Таким образом, формирование коммуникативной толерантности у молодежи в процессе образования представляет собой отражение объективной потребности общества в новом поликультурном типе личности – человеке толерантном.

    Список литературы

    1. Белогуров, А.Ю. Идея поликультурности в образовательном процессе / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России. – 2005. - №3. – С.109-112.
    2. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Текст] // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.
    1

    Формирование студентов, готовых к эффективной профессиональной деятельности в условиях поликультурного общества, является одной из актуальных тем современного высшего образования во всем мире. В статье предлагаются несколько педагогических условий для формирования поликультурной личности. Для реализации педагогических условий был разработан спецкурс «Overcoming misunderstandings in a multicultural world. Преодолевая непонимание в поликультурном мире». Курс был апробирован на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения. До применения курса была проведена диагностика основных характеристик поликультурности студентов. Такая же диагностика была проведена по окончании курса. Сравнивая результаты уровня поликультурности студентов до и после апробации курса, был выявлен заметный рост информированности студентов по проблемам развития современного поликультурного мира и межкультурного общения, уровня эмпатии и толерантности в условиях культурного разно­образия. Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенных педагогических условий.

    высшее образование

    поликультурная личность

    иностранный язык

    1. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: аналитический обзор / Е.В. Вашурина и др. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2006. – 219 с.

    2. Агранат Ю.В. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования поликультурной личности студентов при обучении иностранному языку // Проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство: материалы межрегиональной научно-методической конференции 18-20 ноября 2008 г. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – С. 161–166. 

    3. Агранат Ю.В. Поликультурная личность специалиста социальной сферы и особенности ее формирования при обучении иностранному языку // Вестник Московского университета. Серия XX. Педагогическое образование. – М.: Изд-во МГУ, 2008. – № 4. – С. 83–89.

    4. Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. – М.: Изд-во ООО «Педагогика», 2006. – 464 с.

    5. Дудина И.А. Болонский процесс: информация к размышлению /И.А. Дудина, М.А. Сентюрина [Электронный ресурс]. – Персональный сайт Дудиной; ВолГУ, 2004. – Режим доступа: http://dudina.volsu.ru/content/inform.pdf.

    6. Колобова Л.В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Оренбург, 2006. 10.01.2006.

    7. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования = Conception of foreign language polycultural education: (на материале культуроведения США). – М.: Еврошкола, 2003. – 280 с.

    Особенностью современного общества является сближение стран и народов, усиление их взаимодействия, мультикультурализм, глобализация мира в целом. Говоря о поликультурности как умении вести диалог, понимать человека другой культуры, воспринимать его таким, как он есть, а также как о возможности обогащения своей культуры, когда, понимая другого, ты обогащаешься сам, мы считаем, что именно поликультурность является одним из эффективных средств противостояния негативным последствиям глобализации.

    Проведенный анализ отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературы позволил нам выработать собственное видение сущности феномена «поликультурная личность». Поликультурная личность - это личность, являющаяся субъектом полилога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества.

    Опираясь на представления Л.П. Халяпиной, П.В. Сысоева о поликультурной языковой личности, С.Л. Яковлевой, Е.М. Щегловой о поликультурной компетентности, Колобовой Л.В. о поликультурной личности, И.А. Зимней, П.Д. Павленка, А.Н. Савинова о различных аспектах деятельности социальных работников, К.К. Платонова о личности как динамической системе, развивающейся во времени, нам представляется необходимым выделить в структуре поликультурной личности следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-аффективный и поведенческий.

    Когнитивный компонент включает в себя знания о феномене культуры, о культурном многообразии мира, о современных тенденциях глобализации, а также принципах, способах, приемах межкультурного взаимодействия и предотвращения конфликтов, обусловленных культурными различиями. Мотивационно-аффективный компонент определяется такими личностными качествами, как способность к эмпатии и толерантность. Поведенческий компонент характеризуется конфликто-устойчивостью .

    Данные компоненты были выдвинуты нами в качестве критериев сформированности поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы. В контексте нашего исследования нам представляется целесообразным выделить три уровня сформированности поликультурной личности будущего специалиста социальной сферы: высокий, средний и низкий.

    Нами были подобраны и разработаны материалы для диагностики уровня развития поликультурной личности (анкета для определения уровня информированности студентов о современных тенденциях развития поликультурного мира, феномене культуры, особенностях взаимодействия с представителями различных культурных групп, тесты для определения уровня социальной эмпатии, общей и коммуникативной толерантности, конфликтоустойчивости).

    На базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения было проведено исследование с целью определения уровня сформированности поликультурной личности, в котором приняли участие 187 студентов специальности «Социальная работа». Результаты анкетирования с целью определения уровня информированности студентов в отношении феномена культуры, особенностей развития глобального мира, принципа поликультурности (когнитивный уровень) свидетельствуют о том, что только 3,7 % респондентов имеют высокий уровень информированности, 38,8 % - средний уровень и 57,4 % - низкий уровень .

    Четкое представление об общем уровне поликультурной направленности дает совокупность критериев, среди которых уровень толерантности и эмпатические способности личности. Для диагностики эмпатических способностей мы использовали тест диагностики социальной эмпатии.

    На основе полученных данных можно отметить, что 52,2 % студентов специальности «Социальная работа» имеют низкий уровень эмпатии, 38,7 % - средний и только − 9,1 % студентов высокий уровень эмпатии. Результаты свидетельствуют о неумении большинства респондентов проявлять сочувствие, сопереживание. В большинстве случаев им не свойственны отзывчивость и внимание к проблемам других людей. Как было отмечено выше, эмпатия лежит в основе аффективного компонента в структуре поликультурной личности и тем самым характеризует общий уровень развития указанного качества.

    Нами была проведена диагностика сформированности коммуникативной толерантности у студентов. Для диагностики использовался психологический тест В.В. Бойко, который выделяет показатели поведенческих признаков, свидетельствующие о низком уровне общей коммуникативной толерантности, сопровождающиеся негативными эмоциями.

    Опираясь на указанные характеристики, мы провели диагностику сформированности коммуникативной толерантности. Анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о том, что подавляющее большинство студентов не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, возникающие при общении с некоммуникабельными партерами, не готовы принять и понять индивидуальность собеседника, большинство респондентов не умеют прощать ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности.

    Таким образом, проведенное исследование подтвердило необходимость поиска и реализации в образовательном процессе вуза педагогических условий, которые способствовали бы успешному формированию поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку. Такими условиями, на наш взгляд, являются:

    1) надлежащий подбор тематики и структурирование содержания учебного материала на иностранном языке на основе социокультурного подхода и принципа профессиональной направленности;

    2) использование интерактивных форм и методов в процессе обучения иностранному языку (дискуссии, ролевые игры, драматизирование, презентации, интернет-коммуникация, проектные технологии);

    3) гуманизация взаимодействия субъектов образовательного процесса: взаимодействие преподавателя и студентов на диалогической основе, в рамках сотрудничества и сотворчества.

    Для реализации педагогических условий был разработан спецкурс «Overcoming misunderstandings in a multicultural world. Преодолевая непонимание в поликультурном мире» и учебное пособие «Social work: what does it mean? Социальная работа: что это значит?». В процессе изучения спецкурса и работы над пособием активно применялись ролевые технологии, подготовка презентаций, что было выдвинуто нами в качестве одного из условий повышения эффективности данного процесса.

    Активное использование интернет-технологий, работа над созданием сайта в рамках проекта «Culture Capsules», изучение материалов сайтов Международной ассоциации социальных работников, Ассоциации социальных работников и педагогов России, работа с интернет-журналом «International social work» («Международная социальная работа»), подготовка докладов и презентаций на темы «Специфика работы с пожилыми людьми в России и Германии», «Дети-сироты в странах АТР (Китай, Корея, Япония) и России», «Проблемы наркозависимости», несомненно, способствует повышению эффективности процесса формирования поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы.

    Необходимо также отметить, что третье педагогическое условие состоит в организации сотрудничества и сотворчества преподавателя и студентов в процессе обучения иностранному языку и осуществляется путем создания благоприятного психологического климата на занятиях, создания ситуаций успеха для студентов.

    В процессе анализа результатов эксперимента нами был обнаружен заметный рост информированности студентов по проблемам развития современного поликультурного мира и межкультурного общения.

    При анализе динамики сформирован-ности эмпатии мы отмечаем позитивные изменения: на данном этапе 17 % респондентов имеют высокий уровень, 67,4 % - средний, и 15,6 % - низкий уровень эмпатии.

    Что касается коммуникативной толерантности студентов, здесь мы также можем наблюдать рост уровня развития поликультурности личности по данному критерию (аффективный компонент).

    Подводя итог вышеизложенному, необходимо еще раз подчеркнуть, что формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы в условиях глобализации является крайне актуальным. Результаты экспериментального исследования, проведенного на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения, подтверждают эффективность предложенных педагогических условий формирования поликультурной личности при обучении иностранному языку.

    Acknowledgements: This research has been conducted with funding from the Research Grant of the Kwangwoon University in 2012. (Исследование выполнено при поддержке гранта Университета Квангвун в 2012 году, г. Сеул, Республика Корея).

    Рецензенты:

    Григорьева Н.Г., д.п.н., профессор, ДВГУПС, г. Хабаровск;

    Лазарева Л.П., д.п.н., профессор, ДВГУПС, г. Хабаровск.

    Работа поступила в редакцию 21.12.2012.

    Библиографическая ссылка

    Иванова Л.В., Агранат Ю.В., Иванова Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-1. – С. 82-84;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30880 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»