Создание произведений народного искусства. Народное искусство. Вологодское кружево - народное декоративное искусство

Надежда Обыденнова
Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей

Тема : «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством в художественном творчестве детей ».

"Самым высоким видом искусства ,

Самым талантливым, самым гениальным

Является народное искусство , то есть то,

Что сохранено, что народ перенес через столетия».

М. И. Калинин

В настоящее время в жизни происходят различные социальные перемены, которые буквально ворвались в жизнь каждого из нас. И среди них есть такие, которые негативно влияют на мир ребенка. Народные игры , забавы, игрушки заменяются на телевизионные экраны,компьютерные игры.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача, особенно актуальная на сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры .

Культуру России невозможно представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа , наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Познавая красоту народного творчества ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства : радости,восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышление, воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно- декоративного искусства , которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус , эстетическая оценка к предметам русского . У детей формируются разнообразные способности - как художественные , так интеллектуальные. Соприкосновение с народным искусством обогащает ребенка , воспитывает гордость за свой народ , поддерживает интерес к его истории и культуре.

В своей работе я использую программу «Радость творчества » О. А. Соломенниковой, целью которой является : «развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и

декоративно-прикладного искусства ».

Для достижения этой цели реализуются основные задачи художественного образования :

Развитие интереса к различным видам искусства , формирование первых представлений об искусстве , способность воспринимать его;

Формирование художественно -образных представлений и мышления, эмоционально-чувственного отношения к искусству , воспитание эстетического вкуса;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации;

Развитие мелкой моторики рук детей ;

Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции;

Приобщение детей к лучшим образцам искусства .

Изучив задачи обучения детей с народным искусством , я составила перспективный план по ознакомлению детей с народными промыслами ,в котором указаны конкретные задачи обучения, темы занятий по рисованию, лепке, аппликации, сопутствующая работа с детьми.

С целью решения поставленных задач я начала с организации разви-

вающей среды. Подобрала практический материал и методические

пособия, куда входят подлинные предметы

народных промыслов- хохлома , гжель, дымковские игрушки,

жостово, матрешки, филимоновская игрушка, городецкие изделия; иллюстрации,альбомы по каждому виду народного искусства . Многие дидактические пособия созданы своими руками : дидактические игры- «Откуда эта птица?» , «Назови элементы узора» ,

таблицы с элементами народных росписей ,папка с силуэтами из бумаги.

В группах была создана предметно-развивающая среда по изобразительной деятельности, где имеется доступный материал для творчества , наличие его разных видов- краски, гуашь, карандаши цветные,восковые, масляные, кисточки, ватные палочки,штампики и др. В соответствии с тематикой занятий пополнялись центры художественного творчества в группах предметами, пособиями декоративно-прикладного искусства .

Весь образовательный процесс делится на два этапа :

1. Этап – Подготовительный

Задачи :

- Познакомить детей с образцами народных промыслов ;

Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла ;

Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств;

Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

2. Этап – Практический

Задачи :

Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности : лепке и рисовании;

Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы;

Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей;

Использовать традиционную и нетрадиционную технику выполнения работ.

Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных промыслов, уточнила методы и приемы, используемые при росписи. Используются такие методы – обследования, наглядности, словесный, проблемно-мотивационный, практический, применяются приемы – создания игровой ситуации, показ способов изображения новых элементов, называние элементов узора, связь рассматривания изделия мастеров с последующим составлением узоров, «жест руки» .

Для развития творческих способностей детей использовала нетрадиционную технику рисования - рисование пальчиками, оттиск пробкой, колпачком, метод тычка. Такая техника используется в дымковской, хохломской и гжельской росписи.

Знакомя детей с изделиями народных промыслов я старалась научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.

В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом (сказки-легенды, стихи, потешки, прибаутки, народной музыкой , русскими песнями . Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формируют доброжелательное отношение к нему.

Формы проведения занятий выбирала разные : путешествие по старинным русским городам , знаменитым на весь мир своими художественными промыслами , превращение в мастеров – художников , экскурсии в сказку. Старалась проводить занятия в игровой форме, каждому придумываются названия : «Шарфик для Машеньки» , «Салфетка для зайчика» , «Ложка для Жихарки» и другие. Перед детьми ставится интересная и мотивированная изобразительно-игровая задача,в занятие включается комплекс игровых действий : раскрасить чашку или блюдо, Подарить шарфик, нарядить матрешку. Использование наглядного материала,художественного слова , музыки – все это помогает мне помочь попасть детям в необычный мир искусства , приобщить к художественной культуре . Это делает занятие живым и интересным. В результате у детей получаются яркие , красочные работы.

На закрепление знаний о народных промыслах проводим интегрированные занятия, которые способствуют решению задач из различных областей : музыка, чтение художественной литературы , познание, коммуникация и другие. На таких занятиях хорошо видна взаимосвязь воспитателей, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования.

Итоговая работа по ознакомлению с каким-либо видом народной росписи отражается и в коллективных работах детей , которые используются для оформления групповых комнат или раздевалки.

Организуются выставки совместного творчества детей и их родителей о народных промыслах «Родные мотивы» .

Параллельно ведется работа с воспитателями, где предусматриваются беседы, консультации по развитию творческих способностей и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по декоративному рисованию .

Проделанная работа нашла отражение и в поведении жизни детей : они стали самостоятельнее, трудолюбивее, с уважением относятся к труду старших.

Углубились знания детей о материалах , из которых мастера создают произведения искусства , расширился словарный запас. А самое главное, дети поняли : богатство самобытного искусства – в его людях , талантливые руки которых умножают, развивают и сохраняют от забвения древнерусскую культуру России .

Народное и декоративно-прикладное искусство - как часть художественной культуры

Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание занятий общеобразовательных школ, в качестве одного из воспитательных средств. Они должны отвечать определенным педагогическим требованиям. Виды декоративно-прикладного искусства используемые в воспитательной работе , должны быть доступны школьникам по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате усилий и времени. Наряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждое задание выполнялось, по дидактическому принципу обучения. На таком уровне трудностей, который позволяет полнее раскрыть духовные и физические возможности школьников. Получают распространение такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливаются программные межпредметные связи, а также связи между практическим применением и дальнейшим развитием знаний и умений, приобретенных школьниками. Потому что одно дело теоретически изучать курс какого-то предмета и совсем другое применять полученные знания на практике. Опыт показывает что знания, закрепленные в практической деятельности усваиваются на долго и прочно.

Каждый ребенок от природы наделен чувствами, от развития и воспитание которых зависит его способность к эстетическому восприятию действительности.

Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.


В широком значении народное искусство – это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека – создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором , обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды.


Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись. А также резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуды, мебель, ткани, одежды, украшения, игрушки и т. д.). Все предметы окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов создают предметы быта, являющиеся произведением искусства.

Еще одна область декоративно-прикладного искусства связана с украшением самого человека – создание художественно выполненного костюма, составляющего ансамбль вместе с головным убором, обувью и ювелирными изделиями. Но в последнее время костюм все чаще относят к дизайну одежды.

Однако декоративные изделия демонстрируют не только эстетический вкус и фантазию художника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия прикладного искусства создает художественная промышленность, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о том, что в декоративном искусстве определенной исторической эпохи ярко выражены черты стилевого единства, например период готики, модерна, классицизма и др.

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декоративно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет красивую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украшающие вазу, делают ее безвкусной поделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько пора жать своим совершенством, что его художественная ценность становится очевидной.

В чем сходство и различие между произведениями народного и профессионального декоративно-прикладного искусства?

Иногда по способу изготовления вещи, доле в этом процессе ручного труда, массовости тиража произведения прикладного искусства пытаются отнести к народному искусству. Сделать это чрезвычайно сложно, т. к. изделия народного искусства порой создают на фабриках, а декоративные произведения художников-профессионалов порой создают в одном экземпляре.

Наверное, самое важное при определении того, к какому виду искусства отнести ту или иную вещь надо определить, в рамках какой художественной традиции она создана, соблюдаются ли признаки образа-типа конкретного промысла и технологии обработки материала.

Творения народных мастеров и художников – прикладников объединяет продуманность форм, целесообразность пропорций, стилистическое единство всех элементов. Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом зависит от применяемых материалов, технологии их обработки.

Народный мастер или художник декоративно-прикладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов. Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является качественной особенностью произведений других видов искусства.

Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, с другой стороны, технологией, характером материала, в которой это содержание воплощено. Художественный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общие – «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных помыслов, которые отражают мифологические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древо жизни, женщины, знаки-символы: земли, воды, солнца можно увидеть в разных художественных материалах. Вышивки, ткачеству, кружеву; росписи по дереву и металлу; резьбы по дереву; керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство. Связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создают на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в произведениях прикладного искусства.

Анализируя художественные достоинства конкретного произведения народного или профессионального декоративного искусства, необходимо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выразительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, живописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повторы, композиционные особенности построения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Народное искусство – это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль.

Теоретические основы народного искусства, его сущность и значение как художественной системе в целом обосновали ведущие отечественные ученые: , и др. В их трудах главными законами развития народного искусства были определены «коллективное начало» и «народность».

Искусство орнамента – сложное, многозначительное явление, которое требует глубокого изучения, теоретического осмысления и практического освоения.

Орнамент- это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий, кругов, ромбов, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту. Особенным разнообразием отличался геометрический орнамент в странах Востока. 3

Растительный орнамент составляет из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т. п. В древнегреческих растительных орнаментах часто использовали изображения аканта, лотоса, папируса, пальмы и др. А у восточных народов популярным растительным мотивом был орнамент «ислими»- спирально извивающийся вьюнок. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда можно отнести различные фантастические существа типа дева птиц, человек-конь и др.

Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

Орнамент является важнейшей частью народного и декоративно-прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта, оружия, широко применяется в книжной и прикладной графике, плакате и т. п. Орнамент можно нарисовать графическим материалом и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу и др. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфеток, воротник, скатерть и т. п.), циновки или выковать из металла. Орнамент может быть многоцветным и одноцветным, выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или наоборот, углублен.

Общие стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями и традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилям эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к определенному времени и к определенной стране (готика, барокко , модерн и др.).

Долгие века люди верили в охранную силу орнамента, считали, что он оберегает от бед и приносит счастье, благополучие. Постепенно функция оберега была утрачена, но сохранилась основная задача орнамента – сделать предмет более нарядным и привлекательным, художественно выразительным.

Свойства орнамента зависит от назначения формы, структуры и материала той вещи, которую он укрощает. Орнамент помогает подчеркнуть пластические и конструктивные особенности предмета, усилить его образное решение, лучше выявить природную красоту материала. Все это возможно при условии гармоничного сочетания орнамента и формы предмета.

По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), имеющий семь разных видов симметрии, сетчатый и замкнутый (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.).

Очень важен в орнаменте ритм. Ритм в орнаменте – это чередование элементов узора в определенной последовательности. Ритмическое построение в орнаментальной композиции может достигаться за счет различных приемов, раппортное повторение мотива создает разнообразный ритм. Раппортом называются повторяющиеся элементы орнамента. Существуют различные типы раппортных композиций.

Особая тема – орнамент и симметрия. Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами, называется розеткой или розеттой. Симметрия помогает создать определенный ритм в орнаменте. Не только симметричные, но и асимметричные орнаментальные композиции весьма разнообразны.

Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов.

Народные орнаменты создаются, как правило, на основе стилизации природных форм. На примере орнамента хорошо видно. Как формы растений, животных и даже фигуры человека можно превратить в геометрические элементы.

Отбирая главное, мастер преобразует предмет, подчиняет его форму и цвет ритмическому строю орнамента. В основе творчества народного мастера эмоционально-ассоциативное восприятие, его образное решение может значительно отличаться от натуры.

Цветок, лист, ветвь можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Исходя из реальных образов, художник на основе творческого воображения создает новые орнаменты.

В декоративном искусстве в процессе обобщения формы художник, сохраняя ее пластическую выразительность, выделяет главное и типичное, отказываясь от второстепенных деталей. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета.

Общее стилевое решение орнамента, его линейная и цветовая композиция основаны на творческом переосмыслении натуры.

Орнаменты – неразрывная составная часть прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина его мысли творческая фантазия художественное мастерство.

В вышивках мастерицы соединяли растительный и геометрический орнамент. Прямоугольник, квадрат, ромб, треугольник, трапеция – это простейшие геометрические фигуры часто встречаются в суконной аппликации . Праздничная одежда щедро украшена орнаментом, основные узоры которого – липа и елочка. Мастерица украшает свои изделия орнаментированными полосами, модными бляшками.

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек – единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево – Аал Луук мас и т. д.

Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. С течением времени содержания многих орнаментов забылось и современным исследованиям потребуется много кропотливой работы для загадки содержания хотя бы их части. Некоторые орнаменты стали традиционными без всякого разъяснения. Геометрические мотивы в одежде якутов встречаются в бордюрных украшениях головных уборов наплечной одежды и обуви. В дальнейшем очертания орнаментов усложняются. Появляются криволинейные мотивы – волны, арочных дуг, скообразных фигур.

Детали орнаментов по своим очертаниям напоминают глаза, рога, голова, фигуры животного. Нередко в орнаменты включаются стилизованные изображения отдельных орнаментов животных, отраженные в формах и названиях: «таналай ойуу» (небо узор), «бюер ойуу» (почка узор), «сурэх ойуу» (сердце узор).

Орнаментальный узор якутской народной одежды – это целый пласт духовной и материальной культуры народа Саха, который требует кропотливого изучения: выяснения этнического его своеобразия, композиционных пластических, колористических, конструктивных и соединительных особенностей. Художественная образность орнамента тесно связана с фольклорными обрядами этнографическими обычаями, мифологией, эпосом.

Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей природой, все и еду, и одежду и орудие труда, они добывали у нее. По их понятиям, в нашей Вселенной наиглавнейшей являлось Природа. Поэтому одежда народа Саха, как часть материальной культуры, была неразрывна с его верованием, обрядами, природой, божествами.

Узоры т ткани вышивались по предварительному рисунку нитками, бисером, бусами и украшались металлическими бляшками, пластинками, аппликацией из разноцветной суконной мозаикой.

Мастерицы умели согласовать рисунок орнамента с величиной и формой изделий и техникой выполнения, и сам узор якутских вышивок является результатом творчеством многих поколений. Мастерицы вносили в работу много личной творческой фантазии, но даже создавая новые узоры, они не отходили от традиций не нарушали сложившегося художественного стиля.

В истории (культуре) любого народа узоры имеют мистическое значение, служат владельцу оберегами и даже своего рода «паспортами». Так в Древней Руси, внимательно, внимательно взглядываясь в вышитый ворот рубахи, определяли, к какому-нибудь племени принадлежит ее обладатель. В старину в Якутии, лишь мелком взглянув на одежду и украшения женщины, можно было довольно точно узнать ее возраст, материальное положение и даже количество детей, а так же коров, лошадей и оленей. Да и сегодня якутская мастерица, рассмотрев узор, сможет сказать в каком улусе живет выполнивших его мастер.

Узоры на одежде располагались в строгом соответствии с расположением…чакр. Например, узорчатая линия вдоль позвоночника (любой йог вам скажет, что именно по позвоночному столбу поднимается вверх энергия кундами), не просто маскирует шов на одежде, но и выполняет защитную функцию охраняя жизненный стержень от негативного внешнего воздействия. Она может присутствовать как на мужской одежде, так и на женской одежде.

А вот расшитые полы, рисунки на бедрах характерна имеено для женской одежды. Они редко изображают гнездо богини Айыыьыт (покровительнице женщин, родов и материнства), охраняющей утробу от сглаза не на гнездо а на сердечко с незамкнутыми краями. Часто замкнутый узор повторяется троекратно, чтобы защитить все три имеющееся у человека души – салгын кут, буор кут, ийэ кут (воздушная, земная, материнская душа). На головных украшениях бастына или летних шапочках солярный символ (украшение символизирующее солнечный круг) обычно расположен посередине верхней части лба на месте третьего глаза. Еще два круга по обеим сторонам висков тоже закрывают чакры.

Сплошной узор по подолу одежды, отгоняющей злых духов нижнего мира, считался обязательным и для мужской и для женской одежды. Часто этот черно-белый узор тангалат, означающей дорогу жизни и преграду на пути зла. Чтобы понять, как он выглядит достаточно взглянуть на обыкновенный пограничный столб.

Обозначения цвета для якутов.

Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой – природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных радующих глаз свежестью и красотой. Пробуждение природы, приход лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – все это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, черный, синий - голубой, зеленый и красные цвета.

Красный цвет издревле был связан с религией – это цвет крови, цвет силы, жизни, связь с матерью, поэтому амулет верования мать – души (ийэ – кут), оберегал ее; Зеленый цвет (зелень травы); голубой (голубое небо); синий (синие просторы, синева) – цвет природы.

Наши предки в своих песнях и олонхо очень красочно воспевали все эти цвета и их оттенки, так, зеленый цвет олицетворял связь с жизнью живой природы, а голубой символ Салгын Кут (воздух душа), он представлял синий бездонный космос с голубым дыханием (куох тыын). И был знаком развития, расцвета жизни.

Желтые, белые цвета солнечный луч, снега, они связаны с окружающей средой и являются символом жизни, счастья всего светлого, хорошего.

Черный, темно-серый, коричневый – цвет земли, олицетворяли Буор кут (землю душу), Мать – земля.

При изучении специальной литературы было подтверждено, что народ Саха поклоняется всему что нас окружает и придавали им большое значение, которое передавали узорами, знаками, символами.

Мы, современные якутяне, начинаем понимать что наша культура одна из самых старинных, в котором сочетаются прежде всего любовь к родной природе, животным, вера и поклонение божествам. Также поклонение женщине, прародительнице рода, племени, продолжательнице жизни людей.

В наше время прежние символы и знаки тускнеют, превращаются в простые элементы узора, которое стереотипно по инерции повторяется из поколения в поколение. Поэтому сейчас многие исследователи народной культуры мастера восстанавливают позабытые фасоны старинной одежды Саха.

2.1. Аппликация – один из видов декоративно-прикладного искусства по выполнению орнаментальных работ.

Аппликация относится к декоративно-прикладному искус­ству и является разновидностью вышивки, приме­няемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно.

А что же такое декоративно-прикладное искусство? Вот как определено это понятие в кратком словаре по эстетике (под ред. , .- М., 1964.- С. 73-74): декоративно-прикладное искусство - «вид искусст­ва (близкий к изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения...»

По своему происхождению декоративно-прикладное искус­ство - один из самых древних видов искусства.

Издавна человек стремился сделать свое жилище, одежду, предметы быта не только удобными, прочными, но и краси­выми. Основным источником вдохновения для людей служил окружающий их удивительный мир природы. Народы Севера изображали на узорах оленей, моржей, ели (рис. 2). В бес­крайних степях Казахстана основным мотивом для составле­ния узоров были разнообразные ветвистые рога баранов).

Богатства форм и ярких красок цветов полей Украины были преобразованы мастерами в декоративные элементы орнамента.

Все свое искусство азербайджанский народ вложил в слож­ные переплетающиеся растительные и геометрические узоры.

Вызывают восторг узоры вологодских кружев, сложные переплетения в орнаментальных украшениях минаретов Са­марканда, иллюстрации древних армянских книг и белорус­ская вышивка.

Национальные стили узоров совершенствовались многими поколениями, становились лаконичными и доступными для подражания.

На занятиях в школе ребята знакомятся с изделиями широко известных народно-художественных промыслов по обработке различных материалов: Палеха, Мстеры, Федоскина (миниатюрная живопись по папье-маше); Хохломы, Городца (роспись по дереву); Кубачей (гравировка по металлу); Во­логды, Ельца (плетение кружев); Гжели (художественная роспись по керамике); Азербайджана (ковровые изделия); Узбекистана (архитектурные орнаменты по гипсу); Украины (гуцульские инкрустации разными породами дерева) и др.

Учитель должен научить детей понимать и гордиться про­изведениями народных умельцев всех национальностей нашей страны. А это в свою очередь способствует развитию худо­жественного вкуса, пониманию особенностей построения узо­ров с учетом назначения изделия, его формы и используе­мого материала.

Приказ Министерства просвещения СССР от 01.01.01 г. «О мерах по дальнейшему развитию народных худо­жественных промыслов» разрешает там, где это возможно, организовать на уроках труда изучение технических приемов изготовления художественных изделий. Результаты показы­вают, что декоративно-прикладное искусство в школе за по­следние годы получило новое развитие. Теперь в школах шире применяют орнаментальные узоры для украшения объектов труда. Учащиеся с удовольствием занимаются в кружках по чеканке и гравировке, вышивке и вязанию, резьбе по дереву и кости, инкрустации и живописи. В учебно-производст­венных комбинатах проводится допрофессиональная подготов­ка учащихся по специальностям народных промыслов. Отсюда велика роль начальной школы, закладывающей основы изо­бразительной деятельности у детей младшего школьного возраста. На уроках школьники не только изучают искусство народов СССР, но и обучаются приемам художественного тру­да. Во внеклассной работе продолжаются интересные, увле­кающие ребят занятия.

Техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает це­лый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться нож­ницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно на­клеивать детали и т. п.) У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к пре­красному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело. Искусство выполнения бумажной аппликации учащиеся в дальнейшем могут перенести на работу по ткани, дереву, коже, металлу и т. д.

Основоположниками искусства,- писал,-были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейни­ки, маляры, портные, портнихи и вообще - - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя ваши глаза, наполняют музеи» (Краткий словарь по эстетике/Под ред. , .- М., 1964.- С. 74).

Произведения декоративно-прикладного искусства разли­чаются по типу созданных изделий (мебель, кружево, юве­лирные украшения, игрушки и т. д.), по материалу, из кото­рого изделие создано (металл, дерево, стекло, фарфор, бронза , керамика и т. д.), по технике обработки материала (художест­венная резьба, роспись, чеканка, художественное литье и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг, денежных знаках , в украшении архитектурных сооруже­ний. Орнаментальными узорами украшают афиши, стенгазеты, орнаментально-текстовые плакаты. Дети рано начинают воспринимать окружающее, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно кра­сивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учрежде­ниях.

В работе с детьми школьного возраста при помощи аппликации можно организовать увле­кательный и познавательный процесс обучения.

Сенсорное воспитание дает возможность детям, выполняя аппликации, сравнивать фигуры.Составляя, конструируя из прямоугольников, квадратов, треугольников, кружков различные предметы и элементы растительного и животного мира, дети знакомятся с основами творческой деятельности.

По выполненным аппликациям проводят беседы, способ­ствующие развитию устной речи.

Аппликационные работы в средних классах входят в программу трудового обучения. В начальных классах аппликационные работы выполняют, как правило, на листах бумаги, а в средних классах они применяются в основном для украшения изделий, имеющих общественно полезную значимость. Аппликацией украшают закладки, коробки, папки, модели машин и другие предметы, используют их при ремонте книг, таблиц, изготовлении на­глядных пособий и в оформительских работах. Аппликацион­ными работами украшают быт. И это нисколько не умень­шает значения аппликации, а лишний раз подчеркивает ее прикладной характер.

Воспитание у детей глубоких и устойчивых интересов к художественному труду продолжается во внеклассной ра­боте. Занятия в кружках технического и художественного конструирования расширяют индивидуальные познавательные интересы школьников. Дети используют в своей работе знания и умения, полученные на уроках математики, природоведе­ния, изобразительного искусства. На занятиях в кружках они, применяя различные искусственные и природные материалы, выполняют более сложные и интересные аппликационные ра­боты, им предоставляется больше самостоятельности в выборе сюжетов или узоров для украшения. Не ограниченные жест­ким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии. Руководители кружков обязательно должны це­ленаправленно выявлять склонности детей и, учитывая педа­гогические требования, предлагать им темы работ в соответст­вии, с их интересами и возможностями.

В группах продленного дня, на занятиях в кружках ребе­нок имеет возможность работать одновременно с цветной бумагой, картоном, тканью, пластилином и, моделируя, созда­вать различные поделки (см.: Внеклассная работа по труду/ Сост. .- М., 1981).

Интересно проходят занятия по изготовлению оборудова­ния для игротек, декораций для кукольных театров, карна­вальных костюмов, различным оформительским работам, кон­курсы на лучший образец пригласительного билета, эмблемы к названиям звездочки, кружка, отряда. Работы, выполненные аппликацией, вывешиваются для общего обозрения и обсужде­ния. По образцам аппликаций старшеклассники могут неко­торые работы выпиливать из фанеры или изготавливать дру­гими способами.

Кружки художественной аппликации успешно работают в школах-интернатах, Домах искусства, детских лагерях, их легко организовать и при ДЭЗах. Организаторами и руко­водителями таких кружков могут быть учителя, родители, старшеклассники.

Учитель или руководитель кружка должен не только обу­чить младших школьников определенным приемам работы, его основная задача - развить у них способность к творчест­ву, пробудить интерес к трудовой деятельности, привить на­выки культуры труда, товарищеской взаимопомощи .

Планируемые для выполнения изделия по своей конструк­ции, технологии, художественному оформлению должны быть посильны ученикам среднего школьного возраста. Работа должна быть не только внешне привлекательна, но, главное, ка­чественно выполнена каждым учеником. Очень важно сформи­ровать у ребенка постоянное чувство интереса к процессу повсе­дневного труда, чтобы любую работу он делал с удовольстви­ем, творчески, радовался бы удачам и с упорством старался ис­править недостатки, добиваясь во всем аккуратности и красоты.

В то же время планирование упрощенных заданий ведет к снижению интереса детей к труду. Поэтому, как бы трудно ни было руководителю, задания для учащихся он должен под­бирать индивидуально, . дифференцированно , чтобы каждый ребенок смог применить все свои знания, навыки при выпол­нении той или иной работы.

Выбирая для изготовления на занятии те или иные изде­лия, необходимо точно определить, в каких конкретных эле­ментах знаний и умений дети продвинутся вперед; что на­учатся делать нового; в чем просто потренируются, как ис­пользуют уже имеющиеся представления и умения при изго­товлении нового изделия.(67)

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Шрифт:

100% +

Народное декоративно-прикладное искусство. Художественные промыслы России
Часть 1

Составитель Татьяна Коснтантинова


ISBN 978-5-4485-5649-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Усиливающиеся в настоящее время процессы размывания духовной самобытности национальной культуры постепенно приводят к утрате историко-культурной самобытности отдельных территорий, городов и регионов. Коммерциализация культурной жизни непрерывно подвергает унификации народные обычаи и традиции по зарубежным образцам, вследствие чего происходит утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности. Актуальными проблемами сегодня становятся также и снижение уровня художественной культуры населения, невостребованность традиционного декоративно-прикладного искусства как средства художественного развития личности, снижение интереса как к художественному творчеству, так и к искусству в целом. Все выше сказанное ведет к утрате технологий народных ремесел и промыслов, традиционных форм художественного творчества, превращению изделий народного творчества в разновидность массовой сувенирной продукции.

Автор предлагаемого пособия пытается решить указанные выше проблемы путем систематизации многочисленных материалов о декоративно-прикладном искусстве. Данное издание нацелено на формирование у различных категорий населения художественной культуры на примере лучших образцов мирового декоративно-прикладного искусства, воспитание исторического сознания и чувства идентичности с образом традиционной культуры. Большое количество познавательной информации и многочисленные иллюстрации, представленные в книге, познакомят читателя с основами декоративно-прикладного искусства, посредством которых в различные исторические периоды люди выражали свои представления о прекрасном, стремясь преобразить окружающее пространство по законам гармонии и красоты.

Петряков Петр Анатольевич,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики

технологий и ремесел, НовГУ.

1. Народное декоративно-прикладное искусство в системе ценностей культуры

Латинское слово decorare переводится как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный» , то есть «украшенный» . Следовательно, термин «декоративное искусство» дословно значит «умение украшать» .


Народное декоративно-прикладное искусство (НДПИ) являются неотъемлемой частью художественной культуры, которое развивается по своим законам. Произведения, созданные мастерами народного декоративно-прикладного искусства, отражают художественные традиции, миро-понимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память и имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.

Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Они передают навыки технического мастерства из поколения в поколения. В силу этого, закрепляемая столетиями традиция, отбирает только наилучшие творческие достижения.

Наиболее распространенными видами народного декоративно-прикладного искусства являются – художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литье, гравирование, чеканка и др. Все это, большей частью, создается для того, чтобы можно было использовать в повседневной жизни.

При украшении произведений НДПИ большое отводится орнаменту, которое не только украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом, но и несет смысловую нагрузку, имеющую древние мифологические корни. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани – все это требует большого мастерства. Такие украшенные орнаментами изделия имеют большую ценность, которая заключается в том, чтобы создать эту удивительную красоту необходимо приложить руки.

Как можно определить, является ли данное изделие произведением декоративно-прикладного искусства? Иногда рассуждают так: если ваза имеет красивую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой-нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украшающие вазу, делают ее безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершенством, что его художественная ценность становится очевидной.

В чем сходство и различие между произведениями народного и профессионального декоративно-прикладного искусства? Как же узнать, произведением народного или профессионального декоративного искусства являются какая-нибудь ваза или ковер?

Иногда по способу изготовления вещи, доле в этом процессе ручного труда, массовости тиража произведения прикладного искусства пытаются отнести к народному или профессиональному декоративному искусству. Сделать это чрезвычайно сложно, так как изделия народного искусства порой создают на фабриках, а декоративные произведения художников-профессионалов порой создаются в одном экземпляре.

Художественную вещь сегодня, так же как и сто лет назад, народный мастер в основном выполняет вручную. При этом мастер может трудиться как один, так и в коллективе, а также в организованных мастерских и даже на фабриках в центрах традиционных народных художественных промыслов.

Как правило, произведения декоративно-прикладного искусства создают художники предприятий художес-твенной промышленности или мастерских. Они участвуют как в производстве декоративных вещей, выпускаемых массовым тиражом, так и в создании отдельных авторских образцов. Художники-профессионалы в своем творчестве могут опираться на образы мировой художественной культуры, по-своему преломлять традиции народного художественного творчества или полностью следовать только своей индивидуальности и фантазии.

Самое важное при определении того, к какому виду искусства отнести ту или иную вещь, – определить, в рамках какой художественной традиции она создана, соблюдаются ли признаки образа-типа конкретного промысла и технология обработки материала.

Творения народных мастеров и художников-прикладников объединяет продуманность, целесообразность и стилистическое единство всех элементов.

Умение анализировать выразительные средства образа художественной вещи в народном и декоративно-прикладном искусстве необходимо для того, чтобы прочувствовать и научиться лучше понимать общее и особенное в каждом из них.

Очень интересно проследить, как все основные художественные средства языка изобразительного искусства приобретают новое звучание и свою специфику в народном и декоративно-прикладном искусстве. В этой связи одним из важнейших становится вопрос о соотношении живописного и графического в декоративных произведениях, о том, что в них преобладает изобразительность или пластичность. Например, в орнаментах Хохломы и Жостова главное – живописное начало, а орнаменты кубачинских и балхарских мастеров в своей основе графичны.

Следует сказать о сложном взаимодействии пластического и живописного начал в декоративном искусстве. В одних изделиях пластическое несет в себе начало живописного – скопинская керамика, каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки. В других – живописное несет в себе начало пластического: жостовская, городецкая и полхов-майданская росписи, павловопосадские платки, вологодское кружево.

Синтез части и целого для народного мастера обязателен, как бы ни расширялась его палитра, что бы ни преобладало – изобразительное или орнаментальное начало.

Выразительность линии, силуэта, ритма, цвета, пропорций, формы, пространства в каждом из видов декоративного искусства во многом зависит от применя-емых материалов, технологии их обработки.

Народный мастер или художник декоративно-при-кладного искусства в своем творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кости, кожи, камня и др.

Декоративность в народном декоративно-приклад-ном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произ-ведений других видов искусства (рисунки 1, 2) .



Необходимо учитывать, что в каждом виде искусства художественный образ имеет свою структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражения духовного содержания, а с другой стороны, технологией, характером материала, в котором это содержание воплощено. Художест-венный образ в народном и декоративно-прикладном искусстве имеет общие и отличительные черты.

Декоративный образ выражает не единичное, а общее – «видовое», «родовое» (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности.

Поэтому в народном искусстве принято выделять образы-типы изделий традиционных художественных промыслов, которые отражают мифологические и эстетические пред-ставления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, женщины, знаки-символы земли, воды, солнца можно увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчивость и традиционность этих образов во многом обусловливают высокую художественно-эстетическую ценность произведений народного искусства.

В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их единство, связанное с общностью подходов к процессу эстетического познания природных и общественных явлений.

Образы в профессиональном декоративном искусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических мотивов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в произведениях прикладного искусства.

Теперь рассмотрим сходство и различие в понятиях «художественный образ», «символ» и «знак» на примере произведений народного декоративного искусства. Самым емким и многоаспектным будет понятие «художественный образ». В одних случаях символ – это знак, наделенный органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. В других символ не равнозначен художественному образу, но, что особенно важно, всегда должен иметь художественную ценность. Таким образом, художественный образ не всегда имеет символическое значение, а символ не всегда образно-выразителен. Знаковое изображение, как правило, не несет никакой образной и символической значимости, хотя в народном искусстве очень часто все знаки – это символы, а порой даже и образы.


Рисунок 3. Символы солнца, засеянного поля и растительности на лопастке резной прялки.


Например, птица в городецкой росписи или в гжельской керамике имеет различную образность. Если говорить о птице вообще, то это будет изображение не конкретной птицы и даже не изображение птицы в традициях какого-нибудь промысла, а изображение, приближенное к знаку (рисунки 3, 4) . В то же время символом солнца может быть декоративное изображение петуха. С другой стороны, ряд символов может иметь не одно, а несколько значений. Так, символом солнца может быть не только петух, но и конь. Такая символико-поэтическая система ведет свое начало от знаков-символов, связанных с поклонением природным божествам.



Анализируя художественные достоинства конкретного произведения народного или профессионального декора-тивного искусства, необходимо обратить внимание на его образное решение, учет особенностей материала, выра-зительность формы и пропорций, на цветовое решение, связь орнамента с формой изделий, пластические, живописные или графические достоинства вещи. При этом важно отметить, как ритмические повторы, композиционные особенности пост-роения орнамента и вещи в целом влияют на ее образное решение.

Если научиться хорошо анализировать образ в любой из художественных систем, то откроются богатейшие возможности выявления взаимосвязей художественно-выразительных средств.

Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство трактуются как искусства, обслуживающие нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.

Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаками которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяются целостным восприятием мира.

Народное искусство – явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах народного искусства материализовано образное мышление народа.

Результаты художественно-творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и богатый по своему содержанию, опыт придает народному творчеству своеобразную ценность как средству нравственно-эстетического воспитания человека. Поэтому он составляет такую важную область социальной жизни, как народная педагогика. Многофункциональность народного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество.

Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.

Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-эконо-мических факторов. Традиция, проносимая через века, не мешает проявляться чувству современности. В народном искусстве оно выражается не столько во внешних приметах времени, хотя, естественно, и они имеют место, сколько в способности ответить на запросы сегодняшнего дня в традиционной форме. Это сказывается прежде всего в восприятии мира, в представлении о прекрасном.

Очень важно, что народное искусство с его метафорич-ностью и символикой – живое творчество (рисунок 5) и одно-временно историческая живая память , память об истоках культуры. Оно несет опыт познания мира. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод .

Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы , для которой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение национального, школы народного искусства (национальная, региональная, краевая, школа отдельных промыслов).


Рисунок 5. Изображение Птицы Сирин в росписях Северной Двины.


Преемственность традиций формирует художественную народную культуру края, поддерживает высокий профес-сионализм народного мастерства. Именно это качество позволяет выделить особенности той или другой школы как творческой общности. Только школа как культурная преемст-венность, определяемая бытованием традиции, способна дать такую художественную основу, которая делает народное искусство живым во времени, позволяет развиваться художественным промыслам.

Главное лицо в художественном промысле – народный мастер, особая творческая личность, духовно связанная с народом, культурой, природой края, носитель традиций и коллективного опыта.

В каждом прикосновении рук мастера к создаваемой вещи живет чувство красоты, органичное внутреннему строю народного восприятия. В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства.

В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система отрабатывается коллективно.

Основой крестьянского искусства было ремесло. Лаконизм выразительных средств, экономность и отточенность приемов исполнения характеризуют работу мастера. Чувство материала, знание его выразительных свойств, обработка руками с помощью простейших инструментов приводят к художествен-ному обобщению формы. Часто народный мастер создает свои произведения на основе природных форм (рисунок 6) .


Рисунок 6. а - Скопкарь (пермогорская роспись по дереву); б - Утица (хохломская роспись по дереву).


Для создания художественного образа вещи важны материал, способы и характер его обработки. Использование природных материалов – одна из основных традиций народного искусства.


Каждая школа обладала системой отработанных трудовых приемов, технологией, основывающейся в первую очередь на свойствах обрабатываемого материала. Искусство мастера заключалось в том, чтобы даже неудобные для обработки свойства материала превратить в художественные достоинства вещи. Так, например, разные свойства глины обусловили своеобразие приемов ее обработки и эстетическое решение образа. Слишком мягкая и пластичная белая глина помогла создать особый вытянутый силуэт филимоновской игрушки.

Понятие «мастерство» включает наличие творческих способностей и умений правильно организовать работу, соблюдая определенную последовательность создания художественной вещи: замысел, разработка технологии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Творческие способности мастера во многом определяются умением варьировать и импровизировать в рамках традиции школы. Важное значение имеют знание свойств обрабатываемых материалов, высокий уровень владения инструментами и техники обработки.

Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Например, изучение росписи, как правило, осуществляется следующим образом: сначала мастер сажает вокруг себя учеников и заставляет их строго повторять элементы орнамента.

После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Произведения народного и профессионального декоративного искусства украшают и преображают жизнь.

2. Декоративность в пространственно-временных искусствах

2.1. Эстетическая сущность. Декоративность как прием художественно-образного мышления

Термин «декоративность» в настоящее время широко используется в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в архитектуре и дизайне, в исследованиях современных проблем синтеза искусств, в теории эстетической организации окружающей среды.

Однако часто под термином «декоративность» подразумеваются различные понятия, в той или иной степени, отражающие его сущность. Одни исследователи отождествляют декоративность лишь с функцией украшения, признают декоративность в качестве дополнительного свойства произведения искусства, другие – вообще отвергают декоративность на том основании, что декоративная условность якобы затмевает содержание произведения искусства и усложняет его понимание, третьи – видят в активном использовании приемов декоративности перспективу дальнейшего развития изобразительного искусства, в частности декоративной живописи.

Понятие «декоративность» происходит от латинского слова «decor» – красота, прелесть, изящество, иногда его переводят как украшенность. Латинское слово «decorare » означает – украшать, убирать, наряжать. Убор, наряд, украшение обозначаются еще одним латинским словом – «ornamentum» .

Таким образом, этимологически понятие «декоративность» обозначает украшение, которое неразрывно связано с качеством самого украшения, с красотой.

Декоративность – специфическая особенность декора-тивно-прикладного искусства, которая может быть истолкована как форма выражения красоты.

Декоративность как позитивное качество изделий декоративно-прикладного искусства, как эстетическая цен-ность закреплена в их значимой форме. Внутренняя органическая декоративность отличается от внешней декоративности, «декора» как украшения и дополнительного свойства, не имеющего самостоятельной эстетической значимости в силу необязательности присутствия в данной вещи.

Декоративность может выступать в качестве конструктивной основы продуктов декоративно-прикладного искусства. Декоративность является приемом художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладном искусстве, но и во всех пространственно-временных искусствах.

Таким образом, декоративность является не только специфической особенностью декоративно-прикладного искусства, неразрывно связанной с выразительностью, так как декоративно-прикладное искусство в эстетике классифицируется как «выразительный вид» искусства, но и приемом художественно-образного мышления во всех пространственно-временных искусствах, в том числе и в декоративной живописи.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

17 самых красивых видов народного искусства России.

Народные промыслы - это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.

Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале мы собрали самые яркие и известные из них.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.

Жостовская роспись

В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас - Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.

Хохлома

Хохлома - один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.

Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.

Филигрань

Филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.

Уральский малахит

Известные месторождения малахита - на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Матрешка

Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.

Сейчас матрешка - не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду - не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра - это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет - синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

ИСКУССТВОВ ЕДЕНИЕ

© Л.А. Кузнецова

Л.А. КУЗНЕЦОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета

Тел. 89065717982

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

Статья раскрывает историю исследования народного декоративного искусства, его роль в развитии и формировании художественных, эстетических наклонностей студентов. В статье рассматриваются народные промыслы, их роль в воспитании подрастающих поколений. Затрагивается вопрос о роли коллективного в процессе создания декоративных изделий мастерами народного прикладного искусства, раскрывается роль наследия декоративно-прикладного искусства для современных художников.

Ключевые слова: народное искусство, декоративно-прикладное искусство, промысел, народный мастер, народная культура.

«...Народное искусство - это прошлое, живущее в настоящем, устремлённое в будущее своей мечтой о небывалом. Оно творит свой мир Красоты, живёт своим идеалом Добра и Справедливости, развивается по только ему присущим законам. Это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности»1.

Начало изучению народного искусства было положено в конце 19 - начале 20 века. Всеобщее признание получили труды искусствоведов А.В. Бакушинского, В.С. Воронова. Значительный вклад внесли работы А.Б. Салтыкова, В.М. Василенко (50-е, 70-е годы 20 века). И.Я. Богуславская, Т.М. Разина, А.К. Чекалов в своих трудах раскрыли разнообразные аспекты народного творчества. Особое место занимают исследования М.А. Некрасовой, в её работах на методологическом уровне определена роль народного искусства в культуре, раскрыты законы его развития, выявлена система понятий, связанных со спецификой народного искусства как особого типа художественного творчества.

Научные исследования, посвящённые народному искусству, сегодня стали частью теории искусства. Наука о народном искусстве формировалась, постепенно выделяясь из контекста вопросов культуры, этнографии, материальной жизни, истории искусств. Работа, которую делали и делают исследователи народного искусства, важна не только как метод решения научных проблем. Изучение народной культуры в 18 веке было тесно связано с укреплением государства. Этнографические материалы, полученные в результате экспедиций в конце 18 века, стали основой последующих способов изучения народного творчества. Начало 19 века было ознаменовано противостоянием «западников» и «славянофилов», дискуссия между которыми способствовала формированию разносторонних представлений о народной культуре. К середине 19 века этнография утверждается как наука. Она получает официальное признание, а только что образованное Русское географическое общество (1845) впервые отчётливо провозглашает её основные положения. В предреформенные 50-е и послере-форменные 60-70-е годы 19 века произошли государственные изменения, вызвавшие большие изменения в российском обществе. Вопросами народного искусства

начинают заниматься «Общество древнего искусства» и «Археологическое общество» в Москве и Санкт-Петербурге. В данный период вопросами развития народного искусства занимались такие учёные, как В.И. Даль, П.А. Бессонов, П.И Якушкин и др.

Середина 19 - начало 20 века характеризуются появлением идей о содержании и высокой ценности народной культуры. Огромное значение приобретает экономический интерес к ремеслу. Проблема изобразительности появляется вместе с пониманием социальной неоднородности русского искусства. Первый опыт систематического изучения крестьянских промыслов относится к началу 50-х годов 20 века. По поручению Министерства государственных имуществ были созданы специальные комиссии, которым было поручено наиболее полно собрать сведения о крестьянских промыслах и кустарной промышленности. В данный период неоценимый вклад внесли В.С. Воронов, А.И. Некрасов, А.В. Бакушинский, Н. Щеко-тов. Особое значение для понимания специфики художественного образа в народном искусстве имеют изыскания В.С. Городцова (1926), которые были продолжены Л.А. Динцес (1951), В.Я. Пропп (1963). Исследования этих учёных раскрыли значение семантики для искусствоведения. Когда ясны смысловая основа, обрядовая и ритмическая основа, значение орнаментальных композиций художественного образа, то он раскрывается более чётко и полно.

Народное искусство представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точек зрения. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей должно стать неотъемлемой частью духовной культуры студента, обучающегося по специальностям художественного направления. Народное искусство позволяет воспитывать в них определённую культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.

Народное искусство, культура, постоянно созидающие, отдающие опыт, мудрость культуре художников профессиональных, помогают им проявить способность обживать, чувствовать мир. Синтез природного и народного можно выделить как главный источник эстетических переживаний в русском искусстве. Мир народного искусства -это мир целостного человека. Он растёт, развивается в условиях природного окружения. Человек, пользуясь благами природы, добытыми трудом

на земле, чувствует себя внутри природы. Так, народный мастер особенно чувствует причастность к культуре родного края, сохраняя в своём творчестве масштаб всеобщего. Художник, обращающийся к народному искусству, познаёт мир через познание самого себя. Причастность к целому создаёт в каждой культуре свой национальный образ мира, свои образы, типы. Сущностью народного идеала всегда было противопоставление добра - злу, красоты и порядка - мировому хаосу, преобразующих сил творчества - распаду, смерти, вечного - конечному, временному.

Под народным чаще всего подразумевают декоративно-изобразительную и прикладную его форму, которая связана с предметами быта, народным зодчеством. Другие виды народного художественного творчества имеют свои названия, например: фольклор, народный танец, устное творчество, сказка и другое народное искусство как общественное явление восходит к мировоззрению дохристианского или даже доязыческого периода развития общества. После принятия христианства Русью народное искусство перенимает много от греко-византийской культуры.

Как историко-художественная форма опыта народное искусство завершается в 20-30-е годы 20 века. Сейчас русское народное искусство остаётся лишь источником наших представлений об истории мировоззрения. Изменение народного сознания в первой трети 20 века было связано с общественным переустройством, когда ценности крестьянства и ремесленничества вытеснились на задний план развитием индустриального общества. Но народное искусство и поныне несёт в себе огромное значение, это связано с его многообразными функциями. Одной из важнейших является опыт эстетического переживания, который и сейчас остаётся востребованным, несмотря на новые реалии. В нём тесно переплетены особенности художественной формы, понятия национально-идейной основы. Всё это удобный материал для образовательных программ, в которых образная природа знания связана с технологическим опытом, приёмами и методами сенсорного и сенситивного опыта, заложенными в изобразительном и декоративном искусстве. В деле гуманизации образования обращение к народному искусству даст возможность сформировать общекультурный интеллект личности, приблизить её к природе как началу души человека.

Народное искусство выражало целостное мироощущение, миропонимание русского человека. Главное в нём не было сиюминутным, оно опиралось на вечное, общее, что определяло связь вре-

мён и на каждом своём отрезке развития создавало нечто своё, новое. Несмотря на многообразие своих проявлений, русское народное искусство отличается большой любовью к природным формам. Народное искусство, как и любой народный промысел, - это результат творчества коллектива, постоянно оттачивающего и совершенствующего культуру мастерства, художественного языка. Промысел не только объединяет людей общим делом, но и направляет творческую деятельность разных индивидов к одной цели. Глубинный дух коллективности жизни села оказал большое влияние на всю народную культуру. В народном искусстве он сообщает образу вселенский масштаб и формирует самую сущность творчества, его духовно-нравственную основу, те принципы коллективности, на которых зарождается и складывается искусство в народном промысле.

Педагогическая ценность познания народного и декоративно-прикладного искусства заключается в том, что произведения этих видов искусства позволяют воспитывать определённую культуру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают лучше познать художественно-выразительные стороны окружающего. На основе знаний о народном искусстве разрабатываются национальные региональные программы возрождения промыслов народов России. Образовательные программы, в которые были введены материалы народного искусства, получили возможность обращения к корням историко-художественного наследия, определяющим широкий социальный контекст народного искусства.

Предметный мир, окружающий нас, меняется очень быстро. Необходимо практически направлять художественные наклонности студентов так, чтобы это помогало им в организации своего жилья, выборе одежды, раскрывать эстетическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства прошлых эпох и настоящего времени. Знакомство студентов с декоративной образностью, особенно в творчестве народных мастеров, способствует развитию у них эстетического отношения к действительности. Истоки декоративной выразительности, декоративного искусства - в умении мастеров эстетически осмысливать природу. Значение произведений декоративно-прикладного искусства для формирования художественного вкуса обусловливается ещё и тем, что в них специфично преломляются выразительные средства других видов изобразительного ис-

кусства - живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Например, в русских художественных лаках сохраняются такие живописные приёмы, как подмалёвок, лессировки, придающие особую звучность и выразительность колористической гамме. В других видах декоративно-прикладного искусства - керамике, художественной обработке дерева, камня, кости, рога - преобладают скульптурные качества. В творчестве народных мастеров можно увидеть глубокое понимание органической связи эстетического восприятия формы предмета с его функциональным назначением. Процесс обобщения в декоративном творчестве, создания формы неотделим от выявления свойств материала. Материал диктует свои условия. Рассмотрим народную игрушку-свистульку. В основе игрушки - декоративный образ птицы, но как неодинаково трактуется он в глине и в дереве. Изготовление глиняных свистулек предполагает мягкость, податливость глины, способность по-разному выявлять фактуру, блестящую под поливой глазури и матовую, шероховатую в простой покраске. Форма деревянной точёной игрушки имеет строгие линии, объём игрушки создаётся на основе вращения с поверхностью дерева, гладкой до блеска. Разные формы птиц-свистулек не только из-за разности материала исполнения, все глиняные игрушки различны по форме, по характеру и выразительности. Один и тот же материал ведёт себя по-разному в руках разных мастеров дымковской, филимоновской, каргопольской, плешков-ской игрушки. На примере старых мастеров современные мастера учатся понимать декоративную природу материала: фактуру, цвет, текстуру.

Предметы декоративно-прикладного искусства трудно представить без узора. Со временем родилась удивительная гармония содержания и формы, орнамента и средств его воплощения, которая и сегодня восхищает нас в любом изделии народного искусства. Примеры орнаментальных композиций, выполненных народными мастерами в разных материалах, с применением различных технологий обработки формы предмета, позволяют просто и доходчиво ознакомить студентов с единством эстетического и функционального в создании художественной вещи, выделить приёмы декоративного обобщения, показать, что каждая вещь создаётся для человека и живёт в тесной взаимосвязи с окружающими вещами.

Народное искусство являет нам пример подлинного величия художественной силы, созданное народным коллективом, оно гениально, оно продолжает жить и развиваться.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Библиографический список

1. Богуславская И.Я. Проблемы традиции в искусстве современных народных художественных промыслов // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л., 1981.

2. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. - М., 1977.

3. Каплан Н., Митлявская Т. Народные художественные промыслы. - М., 1980.

4. Кошаев В.Б. Вопросы формирования понятий в науке о народном искусстве. - Ижевск, 1998.

5. Некрасова М.А. Народное искусство России // Народное искусство как мир целостности. - М., 1983.

6. Попова О., Каплан, Н. Русские художественные промыслы. - М., 1984.

7. Рондели Л. Народное декоративно-прикладное искусство. - М., 1984.

This article exposes the history of folk decorative art research, its role in development and formation of artistic and aesthetic bents of students. In this article folk crafts and their role in education of rising generations are considered. The role of the collective in the process of decorative products creation by masters of a folk applied art is mentioned. The role of arts crafts heritage for modern artists is revealed in the article.

Key words: folk art, arts and crafts, craft, folk master, folk culture.