Презентация по кубановедению "знакомство с декоративно- прикладным искусством, народными мастерами, фольклорными коллективами кубани". Народное декоративно-прикладное искусство кубани щербина юлия георгиевна

Урок для 7 кл.

Подготовила учитель кубановедения

Алексеенко Т.А.


Декоративно-прикладное творчество населения Краснодарского края

  • Гончарное производство
  • Художественная роспись
  • Плетение

Гончарное ремесло

Районы распространения гончарного дела: ст.Пашковская, Старощербиновская,

Рождественская, Баталпашинская.


Материал для гончарного производства: глина

Глиняная посуда :

  • макитра - большой глиняный горшок
  • * глэчик - горшок с широким высоким горлом
  • Крынка - сосуд для хранения молока


Современные гончары

  • Алексей Максименко- керамическая мастерская(станица Холмская Абинского района)
  • Виктор Турков (город Краснодар)
  • Анатолий Шнатько и Николай Надточиев (Лабинский район)
  • Михаил Чудной и Геннадий Машкарин (город Славянск-на –Кубани)
  • Михаил Скворцов (п. Мезмай Апшеронского района)

Мастера обучают молодежь гончарному искусству, выполняют работу на заказ. Это и авторская керамика, и кубанский сувенир, и гончарные изделия, и глинянные игрушки.



Типы орнамента кубанской ковки

  • Ковань- мастерство художественной ковки.
  • Растительный тип (листья,гроздья, стебли, злаки,цветы)
  • Геометрический тип- геометрические фигуры
  • Зооморфный- изображение птиц,драконов, морских коньков.

Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу

  • Михаил Скворцов (п. Мезмай)
  • Михаил Смаглюк, Сергей Зубарев, Григорий Амиян(г.Краснодар)
  • Анатолий Турукин (ст. Новотитаровская,Динской район)

Художественная роспись в архитектуре.

  • старинные украшения и росписи наличников окон
  • встречается узор наличников, который состоит из трех параллельных линий.
  • Центральная линия немного длиннее крайних.
  • Эти линии - символ трех позиций солнца на небе: утром, в полдень и вечером.
  • Некоторые ученые считают, что символ «три линии» олицетворяет ясное небо в течение всего дня и обозначает теплое время года, яркое солнце, которое дарует изобилие и плодородие.


Украшения комнаты

«с добрым утром» - пеленка для

новорожденного

Рушники – вышитые полотенца


Наиболее древние сочетания цветов

В вышивке – красный и белый.

Красный – символ плодородия

Сырье- для ткацкого станка –

конопля и овечья шерсть.


плетение

Плетеные корзиночки

кубанских мастеров



Кубанский казачий хор

В. Г. Захарченко- руководитель Кубанского казачьего хора с 1974 года.


С 1990 года на базе Кубанского хора действует Центр народной культуры Кубани, детская экспериментальная школа народного искусства, благотворительный фонд возрождения народной культуры Кубани

« Истоки», ансамбль казачьей песни « Казачья душа», фолк – группа

« Ярохель».



Итог урока:

Кубанская земля славится своими промыслами, ремеслами,

народными умельцами и ярким самобытным фольклором.

При изготовлении любой вещи или при создании какой -либо песни,

человек вкладывал в нее свою душу.

Из простых материалов: дерева, металла, камня, глины-

создавались произведения искусства.

Из простых слов, используемых в повседневной

жизни, слагались песни, которые передаются из поколения в

поколение

и греют наши сердца.


Домашнее задание

  • Подготовить сообщения на темы:
  • Народные умельцы Кубани
  • Кубанский казачий хор
  • Ансамбль «Криница»
  • Ансамбль «Казачья вольница»
  • Расспросить у бабушек о местных мастерах умельцах
  • Принести для демонстрации вышивки, поделки и т.д.

Д.п.н. Мальцева Л.В.

Кубанский государственный университет, Россия

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КУБАНИ

(ВЫШИВКА РУШНИКОВ)

В настоящее время в нашем образовании происходит процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим главнаяцель, состоит в том, чтобы привить художественные и эстетические ценности старшего поколения молодежи. Особую остроту приобретает воспитание на традициях, обычаях и культуре кубанских казаков. Традиции всегда являются новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками.

Традиционная культура кубанских казаков всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека. Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних традиций, обычаев.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовое решение, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивка на Кубани была распространена повсеместно и являлась основным видом народного искусства кубанских казаков. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Для этого казачки вышивали специальные узоры или орнамент. Обычай украшать свои жилища вышитыми и ткаными полотенцами распространен у южного населения, среди украинцев. Девушка раньше заготавливала до свадьбы не менее 12 полотенец вместе с другими частями своего приданного: рубахи, настольники, постельным бельем.

Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. Орнамент мог быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи. Любили казачки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости.Узор из растений был не менее популярен на Кубани.

Рушники служили в качестве подарка ими одаривали, пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами молодым вступающих в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. На утро после свадьбы молодая несет свеклу свекрови умыться дает утереться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные, яркие рушники готовились для свата со свахой. Этот обычай был распространён повсеместно.

Как только девочка научалась шить и вышивать, она начинала готовить свое приданное. Помимо всего прочего в него обязательно входили рушники. На Руси будущей невесте нужно было вышить к свадьбе около сорока рушников. Ведь помимо тех, что используются непосредственно в обрядах, понадобится еще одарить будущую родню и украсить новый дом. Рушник вручали жениху в знак согласия при сватовстве. Рушниками одаривали родителей и родственников жениха, украшали свадебный поезд, но самые главные рушники, это рушники для самого свадебного обряда.

При вышивании имелись свои правила, которые строго соблюдались. Нельзя было украшать рушник мережками, считалось, что жизнь будет дырявой. Вышивать свадебный рушникночью не разрешалось, так как в это время суток вышивают только магические вещи. Казачка вышивать рушник так чтоб он был чистым и аккуратным с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная для Бога. Рушник – это дорога жизни считали на Кубани, поэтому полотнище должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).

На свадебных рушниках обязательно вышивали пары птиц, не вышивали кукушек – вдовий символ, соловей – символ неженатых парней, чтобы муж не изменял. Все размеры ширина, длина должны делиться на семь. Центр обязательно должен оставаться пустым, без вышивки считалось Божье место. Становясь на рушник, молодые получали благословение свыше. После свадьбы свадебный рушник хранили, как символ счастливой семейной жизни его скручивали в трубочку, чтобы нечистая сила ходила по кругу. Свадебный рушник под ноги использовался один раз. Если семейная жизнь была, счастливой в наследство передавали, только узор, рушник вышивался новый. По старинным обычаям рушники напрокат не брали.

В доме у казаков имелось не менее тридцати вышитых рушников. Часть из них входило в приданное невесты и готовилось девушкой до замужества. Это были рушник для новобрачных – молодожены им пользовались первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика – геометрический орнамент, для девочки – растительный орнамент. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю, счастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Для жатвы предназначался очень длинный (до трех с половиной метров) рушник, разделенных по ширине рядом тканных полосок, концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колокольчиками и колосками.

Вышивка помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась у казаков как оберег, поэтому в домах присутствовали вышитые изделия.

Заявка на участие

в конференции «Образование и наука XXI века»

1. Мальцева Людмила Валентиновна

2. Тема «Декоративно-прикладное искусство Кубани (вышивка)»

3. Доктор педагогических наук, профессор

4. место работы: город Краснодар, Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет, кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна


Ремесла Кубани Керамика Керамика: в основном гончарное производство посуды, глиняной игрушки; Текстиль Текстиль: вышивка, вязание кружев, узорное ткачество; Плетение Плетение: из лозы (в основном из вербы), соломы, листьев початков кукурузы; Резьба по дереву Резьба по дереву; Ковань Ковань; Роспись Роспись.


Керамика В основе поставлено гончарное производство посуды из глины. Наиболее распространенными изделиями были: глэчики, макитры, сметанники, кувшины, пасочницы, цветочники и др. Украшались поливой, росписью, рельефным орнаментом. Наиболее распространенными на Кубани являлись русская и украинская традиции. Гончарным производством в основном занимались иногородние. Славились на Кубани своими изделиями гончары станиц Пашковской, Темижбекской, Отрадной, Мостовской, Холмской и др. Сопутствующим видом ремесла было изготовление глиняных игрушек-свистулек в форме птиц (утиц, петушков (кочетов) и животных). Из глины изготавливали так же кирпич (саман), черепицу, облицовочные плиты к печам и каминам.



Керамика Макитра для Кубани весьма важный предмет для домашнего обихода, мать всей глиняной посуды: молоко сквасить, тесто замесить, огурцов засолить, зерна насыпать, маку в пирог намять, коня напоить, да мало ли для чего сгодится такая посудина. Да и гончарам утеха - выкрутил горшок побольше, да попроще, да горло поширше, одним словом как бог дал - вот тебе и макитра.




Вышивка. Была наиболее распространенным видом народ­ного декоративно- прикладного искусства на Кубани. Народные мастера вышивали рушники (полотенца), скатерти (настольники, столешницы), платочки, салфетки, наволочки, занавески, рубахи, подзоры и др. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне, крестом, черными и красными нитками. Большинство изделий имело растительный или геометрический орнамент.


Текстиль Кружево. На территории Кубани широко распространено вязание кружев с помощью крючка, передающееся из поколения в поколение. Исследуя и анализируя кружево крючком в данном регионе, можно выделить характерные особенности: распростра­нение повсеместно филейной техники вязания, наличие орнамен­та (геометрического и растительного), создаваемого на основе элементов вышивок. Выполнялось в основном для украшения рушников, подзоров, наволочек. Встречается кружево, выполнен­ное спицами (салфетки), челноком (филейно- гипюрное), иглою (отделка воротников, манжетов, платочков, косынок). Изготовлялись также накидки на подушки, салфетки, скатерти, покрывало и др.


Ткачество. На Кубани развивалось преимущественно в сре­де не казачьего населения (иногородних). Использовали в основ­ном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотно ткалось на ткацком станке, который был привезен на Кубань в основном переселен­цами с Украины. Готовую для белья ткань обычно отбеливали золой или выносили на мороз.


Плетение из лозы Оно возникло раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни древнего человека. Еще в эпоху каменного века человек овладел искусством плетения корзин, сетей, сосудов. Из лозы плели жилища. Из прутьев орешника плели стены, а для того, чтобы были прочными, обмазывали глиной. Узоры плетения были разнообразными. Плетение было прародителем макраме, ткачества и даже обусловило появление кружева. Главную роль в плетении сыграла ивовая лоза. Зеленая ивушка встречала человека при рождении – из нее делали колыбельку для ребенка и погремушки. В лозоплетении, наряду с ивовым прутом, применялась много других видов сырья: камыш, солома, злаковые культуры. Доступны и материалы для плетения. Их можно легко найти на берегу реки, озера, в лесу, на лугах и в огороде.




Кузнечное дело Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Железо оберегало копыта лошадей, а человек нашедший подкову считался счастливым. Кузнецы ковали ножи, топоры, гвозди, стрелы, кольчуги. Кольчуга была необходимой принадлежностью любого человека, войны надевали ее идя в бой. Эта металлическая одежда надежно защищала владельца от ударов противника. В кузнице всегда темно. Как вы думаете, почему? Оказывается в темном помещении можно уловить то мгновение, когда металл приобретает нужный цвет и готов для ковки. В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка, основными изделиями были козырьки лестницы. До революции в нашем городе было 4 кузницы. Самая крупная из них кузница Ломакина, которая изготовляла даже тачанки.



Роспись. Расписывали доливку (земляной пол), печь, сунду­ки. Иногда встречалась роспись хат снаружи. Наиболее распространена на Кубани Петраковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришел с Украины. Переселенцы из района украинского села Петраковки привезли с собой навыки и приемы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Расписывали такой росписью ворота, ставни, в хате расписывали русскую печь, детскую люльку, посуду. В мотивах росписи использовали растительный (цветы, листья) и животный (петушки, голубки) орнамент.

Татьяна Кравченко
Практикум для педагогов по теме «Декоративно-прикладное искусство Кубани»

Для успешной реализации регионального компонента в образовательном процессе с дошкольниками, воспитатель должен обладать определенными знаниями о своей малой родине, ее истории, традициях, культуре, народном декоративно -прикладном творчестве.

Предлагаю конспект практикума для педагогов ДОУ по теме «Декоративно-прикладное искусство Кубани » .

Форма проведения : круглый стол с элементами соревнования двух команд педагогов .

Цель : обогатить знания педагогов из истории возникновения промыслов Кубани и декоративно -прикладного творчества.

Вед.: (рассказ из истории заселения Кубани )

Кубань заселялась русскими сравнительно поздно с конца XVIII в. На этой территории исторически соединились две культуры - восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. На их основе, при взаимодействии с культурой народов северокавказского региона, происходило развитие новой региональной этнокультуры, имеющей свои особенности, отличные от метропольных. Это во многом обусловило специфику и характер образцов народного изобразительного искусства .

1 серия заданий «Умники и умницы»

Ведущий задает вопросы, кто быстрее называет правильный ответ, получает фишку

1. Как называлось жилище казаков? (хата)

2. Какой она была? (турлучной)

3. Чем крыта? (камышом)

4. Назовите основные предметы быта в казачьей хате (лавка, стол, комод, сундук, макитра, глечик, рушники)

5. Костюм казачий из сукна и ситца, он мог десятилетием носиться. Определите, что означают данные части одежды : черкеска (верхняя одежда казака, бешмет (одежда казака, башлык (суконный головной убор в виде капюшона, спидница – нижняя юбка.

6. Какие виды НДПИ Кубани вы знаете ? (Плетение, резьба по дереву, кузнечное и гончарное искусство , ткачество, вышивка, лозоплетение, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти.)

7. А какие из них используют в работе с детьми дошкольного возраста? (в работе с детьми используют рисование, аппликацию, лепку, конструирование, вязание, тестопластику).

2 серия заданий. «Виды мастерства» .

Вопросы :

1. Назовите основные предметы гончарного ремесла (простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича)

2. Можно ли выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики ? Если да, то какие? (выделить очень трудно, потому что гончарным ремеслом занимались главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района).

3. Какие вы знаете формы кубанской керамики ? (кувшины («глечики» , корчаги для теста, «макитры» , ситечки, кружки).

4. Какого цвета глазурью они покрывались? (коричневой или темно-зеленой)

5. Какие мотивы имел орнамент изделий (яркий, в основном растительный)

6. Какие предметы быта изготавливали казаки из дерева? (посуду, мебель, наличники, резные надкрылечные зонты)

7. Перечислите деревянную посуду (бочки. ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и др.)

8. Какие основные атрибуты мебели изготавливались? (стол, лавка, сундук, комод) .

9. Какие изделия из металла можно отнести к предметам интерьера? (кованные надрылечные зонты – «козырьки, решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера)

10. Какие вы знаете типы орнамента кубанской ковани ? (растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы, геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки) .

Ведущий предлагает педагогам геометрические фигуры для выкладывания орнамента (команды выполняют задание на скорость)

Вед.: Вместе с мужчинами-мастерами трудились и женщины, укравшие свои жилища интересными изделиями. Основной вид народного изобразительного искусства у женщин – вышивка .

Вопросы :

1. Какие предметы украшали вышивкой? (рушники, настольники, салфетки)

2. С какого возраста в казачьей семье приучались к ткачеству, прядению, вышивке? (7 – 9 лет)

3 серия заданий. «Узнай по описанию» . Каждая команда получает картинки произведений народного декоративно-прикладного искусства , описывает характерные черты данного произведения, другая команда угадывает, о чем идет речь.

В конце мероприятия подсчитываются очки, набранные командами педагогов .

Публикации по теме:

Художественно - эстетическое развитие детей - важный раздел нашей образовательно-воспитательной работы в ДОУ, чем наши дети больше узнают,.

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании дошкольника. Художественный ручной труд детей 5 - 7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности,.

День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство» ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей.

В вашем детском саду каждый месяц проводится город - мастеров, где мы, воспитатели, выбираем любую творческую работу и проводим с детьми.

Консультация для родителей «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома» Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его.

Творческая студия декоративно-прикладного искусства «Узорочье» Тимашевского дома культуры, лауреат фестиваля «Легенды Тамани», на днях отметила юбилей – 15 лет со дня создания.

Какая ж ярмарка без казаков?

В Краснодаре перед зданием Законодательного собрания края состоялась первая выставка-ярмарка «Кубанские народные промыслы и ремесла». Около сотни мастеров и мастериц из двадцати кубанских муниципалитетов выставили на суд жителей и гостей краевого центра плоды своего труда.

Сюжетные рушники Кубани и Дона конца XIX – начала XX века: формально-содержательный анализ (на материале музейных коллекций)

В рассматриваемый период орнаментика народного искусства в значительной степени утрачивала свое древнее значение, наполнялась новыми образами и символами; на первое место выходила декоративная функция. Старые мотивы изживали себя, так как не могли соответствовать изменившейся жизни, новому быту и представлениям. Процесс изменений в народном мировоззрении влечёт за собой разрушение базовой структуры народного творчества. Для позднего периода народной традиции характерно механическое, эклектичное соединение элементов различного знакового содержания, одновременности использования символов, имеющих разный возраст, разную хронологию возникновения. Старое и новое не только находились рядом, соседствовали друг с другом, но и давали переходные формы, смешивались, возникал своеобразный симбиоз.

Музей традиционных народных ремесел Кубани (из опыта создания архитектурно-этнографического комплекса пос. Мезмай, Апшеронский район)

Основным направлением деятельности МОУ ДОД Детская школа традиционных народных ремесел Кубани пос. Мезмай является изучение народного декоративно-прикладного искусства и традиционных ремесел Кубани. При создании школы главным аспектом, ключом к организации работы учреждения послужило убеждение в необходимости соединения вопросов теоретического (научно-исследовательского) изучения народного искусства и творческой художественной практики. Основополагающая позиция – это введение народного декоративно-прикладного искусства традиционной культуры Кубани как системообразующего компонента в сложившуюся систему дополнительного образования детей (ДШИ и ДХШ).

Детская школа искусств, народных декоративно-прикладных и казачьих ремесел Кубани

ДШИ пос. Мезмай начала свою деятельность в составе Краевой детской экспериментальной общеобразовательной школы народного искусства Кубанского казачьего хора в 2001 г., как отделение народного декоративно-прикладного искусства. С января 2005 г. школа действует в статусе самостоятельного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей.

Казачка-мастерица работы не боится

Светлана Куница с раннего утра принимает поздравления от своих учеников. Мальчишки и девчонки робко произносят добрые пожелания, заглядывая в нежные глаза любимого преподавателя. Занятия в детском коллективе ККВ «Казачьи ремесла» под руководством Светланы Юрьевны - это не простой урок, а целое путешествие в мир традиционной культуры и прикладного искусства кубанских казаков.

Народная глиняная игрушка Кубани

История народной игрушки на Кубани – отражение процессов развития, связанных с условиями жизни мастеров и социально-экономическими изменениями в жизни общества. Народная культура Кубани стала формироваться на основе синтеза восточноукраинских и южнорусских этнических традиций лишь с конца XVIII в. (в связи с зарождением Кубанского казачества).