А.Н. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения. Сочинение характеристика снегурочки из сказки островского снегурочка Несколько интересных сочинений

Характеристика Снегурочки из пьесы Островского и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]





законов природы.



…будто Солнце


Не знаю как, но умертвит.





Снегурочка уходит к людям.



корыстных целях, не любят её.
Снегурочка красива:

Отбою нет, пороги отоптали.
Но Снегурочка не ведает любви, её сердце холодно:
Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слезы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом
Прежде любви она испытывает ревность, горечь, обиду:
Как больно здесь, как сердцу тяжко стало!
Тяжелою обидой, словно камнем,
На сердце пал цветок, измятый Лелем
И брошенный. И я как будто тоже
Покинута и брошена, завяла...
От слов его насмешливых.
Ей много приходится испытать: незаслуженное
обвинение Купавы в том, что она разлучила её с
Мизгирем, который, увидев Снегурочку,
так пленился её красотой, что бросил Купаву.
Укором Мизгирю звучат ее слова:
Любви моей не купишь.
Бесценный жемчуг
Себе оставь; не дорого ценю я
Свою любовь, но продавать не стану:
Сменяюсь я любовью на любовь,
Но не с тобой, Мизгирь.
Со страхом она слушает признание в любви Мизгиря,
а потом наблюдает за чужим счастьем Леля и Купавы.
Желание любить, как любят люди, заставляет её
принять губительное для решение:
...О мать, Весна-Красна!
Бегу к тебе и с жалобой и с просьбой:
Любви прошу, хочу любить! Отдай
Снегурочке девичье сердце, мама!
Отдай любовь иль жизнь мою возьми!
Пусть гибну я, любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.
Сила любви заключена в волшебном венке Весны-красны,
который она надевает на Снегурочку.
Снегурочка обретает другой взгляд на
окружающий мир:
Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Теперь она замечает красоту вокруг себя, раньше она
любовалась только своей красотой.
Весна-Красна даёт ей великий дар природы – любовь.
Снегурочка погибла.
Не случайно она гибнет именно тогда, когда приняла
закон жизни берендеев и готова воплотить свою
проснувшуюся любовь в бытовые формы.
Это недоступно ни ей, ни Мизгирю, чья страсть,
незнакомая берендеям, выталкивает их из круга
мирной жизни.
Смерть Снегурочки - искупление грехов берендеев.
Принимая эту жертву, Ярила возвращает берендням
свет и тепло

Ответ от Ёофия Каширина [новичек]
В отличие от народных сказках.
Островский делает Снегурочку главной героиней пьесы
и вносит в её образ много нового.
В пьесе Снегурочка – дочь Мороза и Весны.
Мороз и Весна – это контрастные образы.
Поэтому появление Снегурочки - нарушение
законов природы.
В ней соединяется роковое противоречие: "родниковое",
беспокойное, творческое начало Весны и холодность,
"стужа чувств",доставшихся от Мороза.
Мороз скрывает её от людей, он боится предсказания:
…будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.
Не знаю как, но умертвит.
Т. е. в отличие от сказки, Снегурочка должна погибнуть
не просто от солнца, а от огня любви.
Но Весна считает, что пришла пора Снегурочке покинуть
свой терем, познать жизнь среди людей.
Решение принимает Снегурочка.
Плененная песнями Леля, которые дороже ей, чем
"жаворонков пенье", Снегурочка не хочет оставаться
в лесной глуши, она тянется к людям, мечтает петь
вместе с девушками и водить хороводы.
И Мороз скрепя сердце отдает её в бобыльскую семью.
Снегурочка уходит к людям.
Семья, в которой живет Снегурочка, не способна
оценить ни ее красоту, ни трудолюбие.
Вместе с Бобылихой, завистливой и хитрой, у которой
в глазах только "кика рогатая с окатным жемчугом",
они пользуются Снегурочкой и ее красотой в своих
корыстных целях, не любят её.
Снегурочка красива:
Краса твоя девичья то ж богатство.
Из-за ее красоты:от свах и сватов
Отбою нет, пороги отоптали.

Прежде чем знакомиться с кратким содержанием рассказа Александра Николаевича Островского «Снегурочка», стоит обратить внимание на удивительные факты из истории написания спектакля. Автору нужно было в короткие сроки опубликовать новую пьесу. Вместе с молодым композитором Чайковским они в рекордное время и с большим успехом справились с работой.

В основу спектакля «Снегурочка» заложен народный рассказ. Сценарий был завершен к 1873 году. В этом же году, 11 мая, в Большом театре города Москвы была представлена аудитории новая стихотворная пьеса, которую нынешние школьники изучают вместе с остальными рассказами автора в курсе школьной программы.

Для более глубокого понимания произведения следует во время его изучения записывать свои мысли в читательский дневник, составлять характеристику персонажей и, при желании, познакомиться с существующими экранизациями пьесы или посетить спектакли.

В читательском дневнике рекомендуется указать имена персонажей, описать, какую роль они играют в рассказе, второстепенными или главными являются. Эти простые действия помогут детальнее разобрать произведение и облегчат вашу работу при написании характеристики персонажей.

Главные герои произведения

Главными героями произведения Островского А. Н. можно выделить Снегурочку, пастушка Леля, чьи песни так любила слушать вся страна Берендея, девицу слободы – Купаву, Мизгирь – знатного купца, Бобыля Бакулу и Бобылиху, а также мудрого царя Берендея, той северной сторонки, где происходят действия сказки.

Второстепенные персонажи

Второстепенными героями сказки выступают старик Мороз, Весна со своею свитой, Леший, народ Берендеева царства – берендеи (Мураш, Радушка, Бирюч, Малуша и другие), слуги Мизгиря и Леший, помощник проказника-старика.

Краткий пересказ пьесы «Снегурочка» А. Н. Островского

Для простоты понимания пересказ составлен по плану, согласно содержанию рассказа: пролог и четыре действия. При написании собственного плана в читательском дневнике, по желанию, можно опустить данные пункты, или добавить новые (например, подробно расписать явления).

Пролог

В начале рассказа и спектакля автор переносит читателя в сказочные доисторические времена в страну, которой правит мудрый царь Берендей.

Все события, описанные в прологе, происходят на Красной горке, за которой расположена слобода Берендеева. Полночь. Полная луна серебрит холодным светом северные просторы. Природа не очнулась от зимних морозов: земля еще убрана белоснежной пеленой, а ветви деревьев угрюмо опустились под тяжестью снежных шапок.

Весенняя сказка начинается с прилета птиц. Леший, стороживший лес, объявляет о конце зимы и ныряет в дупло, чтобы выспаться после нелегкой работы. Вена-Красна спускается на землю, но нерадушно ее встречают берендеевы просторы: холодным блеском мерцают поля, студёно – совсем не так, как в южных странах!

Но Весна признается, что сама повинна в таком приеме, рассказывает о своих заигрываниях со стариком Морозом, о дочке их Снегурочке. С сожалением она говорит о том, что именно из-за дочки не перечит она старику, который, пользуясь ее мягкостью, назло морозит все царство Берендея. В добавок к этому, рассерженный Ярило не хочет греть берендеевцев солнечными лучами.

Жалея птиц, Весна советует им, подобно людям, пуститься в пляс, чтобы согреться. Птицы послушно танцуют под запевы, празднуя прилет и новоселье.

Но в разгар веселья поднимается ветер, набегают тучи. Все охватывает мгла. Весна укрывает птиц в кустах и говорит им подождать до утра, пока не утихнет вьюга.

На поляне остаются красавица Весна и Дед-Мороз, который с забавой рассказывает о стуже, насланной на берендеев этой зимой. Но собеседницу старика интересует лишь судьба Снегурочки, томящейся в тереме. Она жалеет дочку и просит Мороза отпустить ее пожить с людьми и насладиться молодостью. Тот нехотя соглашается поселить их дочь у Бобыля, но предостерегает Весну о злом Яриле, который хочет погубить их дочь, зародив в ее сердце огонь любви.

Снегурочка очень рада тому, что ее отпустят жить к людям. Она давно мечтала о людских забавах: ходить за ягодами с подружками, водить хороводы. Страстно, завороженно рассказывает она о пастушьих песнях Леля и, взамен на щедрость отца, обещает выучить их и исполнять ему под метель.

Но Морозу становится не по себе от ее слов, он велит Весне беречь их дочь от Леля, от речей и его и песен, так как любят пастуха девушки всего царства Берендеева за душевные слова и напевы. В облике Леля видит он смертельную погибель своей дочери и просит Лешего уберечь его единственное дитя от обидчиков.

Весна же говорит Снегурочке, что ее всегда можно найти на озере, в Ярилиной долине, если вдруг девушке понадобится помощь.

Метель унимается, тучи расходятся, небо становится ясным, повсюду слышатся звонкие людские голоса – народ встречает приближающийся праздник.

Берендеевцы ликуют, поют, везут в лес сани, на которых стоит чучело, благодарят Масленицу за вкусные угощения и веселые забавы.

Масленица обещает берендеевцам вернуться на следующий год, как только пройдет морозная пора и появятся проталинки, и исчезает.

Бобыль Бакула, житель царства Берендея, причитает о том, как мало он поел соседских блинов, жалуется на грядущую голодную и нищую жизнь. Бобылиха указывает мужу на его леность и отправляет в лес за дровами, которых в доме нет уже несколько дней.

Бакула отправляется рубить березу и находит прекрасную девицу, которая просится пожить в слободе вместе с берендеями у того, кто первый ее нашел. Бобыль и Бобылиха обрадованы этой новостью, они думают, что могут найти красивой девушке богатого жениха и исправить бедственное положение своей семьи.

Первое действие

Первое действие происходит в слободе Берендеевки.

Автор описывает дом Бакулы: старый, покосившийся, с прохудившейся крышей. Бобыль и Бобылиха жалуются, что зря взяли Снегурочку в дом и нет им от нее проку. Но девушка возражает: с сироты нечего взять, но она трудолюбива и работы не боится. А беды их лишь от того, что они ленивы и бездеятельны.

Бобылиха с Бобылем ругают девушку за то, что она не хочет ответить взаимностью парням деревни, которые приходят свататься. Уговаривают ее выбирать себе возлюбленного побогаче, чтобы и названным родителям была выгода со свадьбы сироты. Разговор прерывается звуками рожка пастуха.

Лель приходит жить к Бобылям по решению мудрого царя Берендея и по уговору местных жителей, собравших деньги на его проживание. Берендеевцы не хотят пускать пастуха в свои дома, так как опасаются за дочерей и жен, которые падки на его песни. Снегурочка же остается холодна. Нет у нее возлюбленного, не знает ее сердце любви.

Песни Леля пробуждают в душе девицы воспоминания. Но равнодушной остается она к ухаживаниям пастуха. Ей чужды ласки и поцелуи. И Лель, не нашедший теплоты в доме Бакулы, бежит к другим девушкам, выбросив завядший цветок – подарок Снегурочки. Обида поселяется в сердце девушки от того, что пастух предпочел ей других девиц слободы.

Нет среди девушек Берендеева царства подруг у бедной красавицы. Затмила сиротка всех своею красотой, переманила к себе всех парней, рассорила их с подругами. Лишь Купава не сторонится ее. Она делится со Снегурочкой своей радостью о приезде знатного купца, молодца, который вскоре посватается за неё.

Появляется Мизгирь с выкупом за свою возлюбленную. В последний раз девушки собираются поводить хороводы, и молодая пара подходит к Снегурочке, чтобы пригласить ее на праздник. Молодой человек пленён красотой девушки и забывает обо всем прочем. Он уже не желает брать в жены Купаву.

Все его мысли лишь об одной дочери Мороза и Весны. Купец намерен посвататься за бедную сиротку и велит нести весь выкуп в дом Бобыля Бакулы. Приютившие ее родители заставляют девушку ответить взаимностью богатому парню, прогнать пастуха Леля и выйти замуж за Мизгиря. Но Снегурочка понимает, какое зло она причинит Купаве и не хочет поступать по воле Бобыля и Бобылихи.

Купава омрачена переменчивой натурой купца. Она интересуется у своего возлюбленного, чем не понравилась она ему. На это Мизгирь заявляет, что скромность и стыдливость Снегурочки покорили его сердце, по его понятию эти качества — настоящие проявления девичьей любви и теплоты, а открытость Купавы не мила ему и кажется лишь предвестником измены.

Купава огорчена, она просит защиты у народа берендеевской слободы, проклинает своего бывшего жениха и желает умереть, так как горе ее слишком сильно. Но пастух Лель спасает юную девушку.

Второе действие

Автор описывает дворец царя. Берендей раздосадован тем, что шестнадцать лет Ярило не дарит берендеевцам солнечное тепло и свет.

Полагая, что Ярило рассержен на берендеев за их холодные сердца. Царь решает, что необходимо умилостивить гнев солнца и принести ему жертву: связать брачными узами как можно больше любящих пар.

Но Бермята сообщает, что этого сделать никак нельзя, потому что Снегурочка рассорила всех парней и девушек между собой. В этот момент вбегает в царские покои Купава и сообщает Берендею, что Мизгирь, клявшийся ей в любви, называвший своей невестой, предал ее.

Царь приказывает доставить парня на суд, в процессе которого принимается решение об изгнании его из страны. В оправдание купец молит царя посмотреть на прекрасную Снегурочку.

Бобыль и Бобылиха приводят приемную дочку к Берендею. Государь остается под впечатлением от красоты девушки. Женив скромную бедную девушку на достойном парне, он полагает умилостивить Ярило и вернуть в страну теплое и солнечное лето. Но Снегурочка признается, что ее сердце не знает любви и нежности, что в целом мире нет у нее возлюбленного.

В смятении царь просит помощи у своей жены. Елена Прекрасная считает, что только Лель способен пробудить в девушке незнакомое ей чувство.

Пастух зовет Снегурочку вить венки и обещает, что с утренней зарей придет в ее сердце любовь. Мизгирь видит в Леле соперника и не желает уступать ему девушку. Он намерен всеми силами завоевать возлюбленную.

Третье действие

Вечером берендеи собираются вместе, чтобы водить хороводы. Девушки прощают парней за измены и мирятся с ними. Лель поет песни жителям страны.

Царь восхищается пением пастуха и в награду позволяет Лелю выбрать девушку, которая вознаградит его своим поцелуем.

Снегурочка надеется, что пастушок выберет ее, но когда он подходит к Купаве, огорчается и укрывается в лесу, плача над своим горем. Случайно встреченный Лель говорит ей, что слезы ее пусты – в них только зависть, но не любовь к нему.

Пастух припоминает девушке, как ждал он слов любви, когда жил у Бобыля и Бобылихи, но не получил в ответ ни тени нежности, и говорит девушке, что только за настоящее чувство готов он связать с ней свою судьбу.

После того, как уходит Лель, в лесу Снегурочку настигает Мизгирь. Он умоляет ее ответить взаимностью на его страстную любовь. Девушка боится слов купца. Она возвращает его дары, на что тот решает силой заполучить слободскую сиротку. На подмогу приходят посланники Мороза: они манят Мизгиря образом девушки вглубь леса.

Освободившись, Снегурочка разыскивает Леля, но тот отвергает ее и уходит с Купавой, советуя поучиться у его избранницы настоящему чувству. Покинутая девушка в отчаянии ищет мать, желая, чтобы она даровала ей возможность любить.

Четвертое действие

Весна-Красна выслушивает молитвы дочери, но, вспомнив заветы Деда-Мороза, наказывает ей подумать еще раз о своей просьбе.

Снегурочка уверяет мать, что не мила ей жизнь без настоящего чувства. И мать вручает ей венок, дарующий любовь: первый встречный человек станет возлюбленным девушки.

Надев венок на голову, девушка видит мир совершенно иначе: все цвет, все блестит и сияет на солнце.

Первым, кого встречает дочь Весны, оказывается Мизгирь. Снегурочка, влюбившись в купца, отвечает на его страсть, но предостерегает своего избранника, что если он не убережет ее от лучей Ярилы, в тот же миг она растает.

Мизгирь, окрыленный любовью, пренебрегает страхами своей невесты и ведет ее на Ярилину гору. Стоит солнечному свету попасть на девушку – она тает.

Купец, считая все произошедшее злой шуткой богов, не в силах вынести горя, сбрасывается в озеро.

Царь Берендей призывает жителей страны верить, что печальная смерть двух влюбленных не должна омрачить праздник. Теперь Ярило смягчится, и земля берендеев вновь станет теплее и начнет плодоносить, как в прежние времена.

Заключение

В заключение стоит проанализировать спектакль Островского и записать в читательский дневник чувства, которые остались после изучения рассказа.

Смысл произведения тонко опутывает всю сюжетную линию пьесы и раскрывается автором в самом конце «весенней сказки». Рассказ наполнен любовью и разными формами ее проявления. Но любовь Снегурочки – чистая и бесстрашная, спасающая, способная снять проклятие со страны берендеев – вот главный ключ всего рассказа.

Снегурочка, обращаясь к матери за помощью, осознавала всю трагедию своего желания и все же не отступилась от него. Чистое чувство, лишенное всего показного и корыстного — главное в пьесе Островского. Все остальное сюжетное описание лишь помогает читателю (или зрителю пьесы) понять различия между проявлениями любви.

Персонаж городского новогоднего фольклора. Помощница и спутница , приходится тому внучкой. В устном народном творчестве героиня изображалась чаще в образе маленькой девочки, но в литературе и современной культуре возраст Снегурочки изменили, сделав ту взрослой девушкой. В таком виде Снегурочка обычно и сопровождает Деда Мороза на праздниках, играя роль посредницы между ним и детьми.

История появления

В русском фольклоре есть сюжет о девочке, которую сделали из снега. Та ожила и получила имя Снегурка или Снежевиночка. В сказке обычно идет речь о крестьянской паре, которая живет вместе в любви до старости, но дети у них так и не появляется. Немолодые уже герои горюют и печалятся по этому поводу. Как-то раз снежной зимой старики выходят из избы и лепят из снега девочку. Снежная фигурка оживает, герои оставляют ту у себя как дочь. В финале сказки Снегурка обычно тает.

Снегурочка в культуре


В 2007 году вышел сиквел знаменитой советской мелодрамы «Ирония судьбы, или С легким паром!» - комедия «Ирония судьбы. Продолжение». В фильме есть эпизод, где главный герой Константин Лукашин, роль которого исполняет актер , сталкивается на лестнице с пьяными Снегурочкой и Дедом Морозом.

Новогодние «персонажи» должны попасть на праздник в соседнюю квартиру, но их состояние этому препятствует. Снегурочка просит Константина о помощи, и тот соглашается изобразить Деда Мороза. Сама Снегурка тоже в «нерабочем» состоянии, поэтому Константин находит замену и для нее. Роль Снегурочки соглашается исполнить героиня Надя.


Позже протрезвевшая парочка «новогодних персонажей» находит Константина спящим в аэропорту, чтобы забрать у того реквизитную шубу Деда Мороза. Самого героя персонажи спящим загружают в такси и отвозят назад - в квартиру Нади, откуда его до этого в том же бессознательном состоянии увезли. Роль Снегурочки в этом фильме играет актриса .

Образ Снегурочки фигурирует и во многих мультфильмах. Во одном из выпусков советского мультипликационного сериала «Ну, погоди!» за 1974 год в костюме Снегурочки предстает Волк, который на пару с Зайцем исполняет знаменитую песню «Расскажи, Снегурочка, где была?»

В 1978 году выходит мультфильм «Дед Мороз и серый волк» по сценарию Владимира Сутеева. Снегурочка появляется там эпизодически. Озвучивает героиню Ольга Громова.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.