Пьер принимает участие в бородинском сражении. Пьер Безухов в Бородинском сражении (роман «Война и мир»)

/ / / Бородинская битва на страницах романа Льва Толстого «Война и мир»

Роман Льва Толстого «Война и мир» показывает читателю жизнь российского государства в пятнадцатилетний отрезок исторического времени с 1805 по 1820 годы. Это был очень сложный период в истории нашей страны, ознаменованный войной 1812 года.

Кульминационным и решающим моментом всего романа является битва при Бородино между наполеоновской и русской армией под командованием Кутузова, которая случилась в августе 1812 года.

Л. Толстой очень точно знакомит нас со всеми деталями бородинской битвы. Он показывает нам, то лагерь наших солдат, то французский, потом мы оказываемся на батареи Раевского, а затем - в полку . Такое описание, позволяет наиболее точно увидеть и осознать многие мелочи Бородинского сражения.

Бородинскую битву мы видим глазами . Безухов был гражданским человеком, в военном деле мало что понимал. Все происходящее Пьер воспринимает чувствами и эмоциями. Бородинское поле, которое было покрыто десятками тысяч воинов, клубящийся дым от выстрелов пушек, запах пороха вызывают у чего чувство восторга и восхищения.

Толстой показываем нам Безухова в центре бородинского сражения, возле батареи Раевского. Именно туда пришелся основной удар наполеоновских войск, именно там погибли тысячи солдат. Пьеру тяжело понять все происходящие события. Даже тогда, когда он столкнулся с французским офицером, он не понимал, кто кого взял в плен.

Бородинская битва все продолжалась. Уже несколько часов гремели залпы орудий, солдаты шли в рукопашную. Л. Толстой показывает нам, как войска Наполеона уже не слушали приказов своих генералов, на поле боя царил беспорядок и хаос. В тоже время, войска Кутузова были едины, как никогда. Все действовали слажено, хотя и несли огромные потери. Тут же писатель показывает нам полк Андрея Болконского. Даже находясь в резерве, он нес большие потери от залетающих пушечных ядер. Но никто из солдат даже не думал бежать. Они боролись за родную землю.

В конце повествования о бородинской битве, Толстой показывает наполеоновское войско в образе дикого зверя, который погибает от раны, полученной на бородинском поле.

Результат бородинского сражения стал разгром наполеоновский войск, их жалкое бегство из России и потеря осознания непобедимости.

Пьер Безухов переосмыслил значение этой войны. Теперь он воспринимал ее, как что-то священное и очень необходимое нашему народу в борьбе за свои родные края.

Цели урока:

Показать историческое значение Бородинской битвы, выявить истоки героизма русского народа;

Развивать навыки аналитической беседы по тексту произведения;

Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за русскую армию.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, экран;

DVD-проигрыватель;

Стенд «Герои войны 1812 года»;

Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир».(материал из ИИП "КМ-Школа")

Эпиграфы к уроку.

"Война - самое гадкое дело на земле." Л. Н. Толстой

"Военных дел недостаточно для спасения страны, между тем как защищаемая народом страна бывает непобедима." Наполеон Бонапарт

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Приветствие учащихся;

Сообщение учителем темы, целей урока.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Вступительное слово учителя под звуки «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена : Толстого бы не было, если бы мы его не читали. Жизнь его книг – это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет «Войну и мир» в руки, жизнь этой книги начинается снова. Мы с вами тоже держим в руках эту великую книгу, в которой Толстой делится с нами своими мыслями о жизни и смерти, о любви, что спасает человека, о славе, чести и бесчестии, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские. Война – это гибель, смерть, кровь, ранения. Война – это страх. И неоднократно Толстой подчеркивает, что война – это преступление, ибо война – это кровопролитие, а любое кровопролитие преступно. Человек и война – одна из ведущих тем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Сегодня мы поговорим о славной странице истории нашей Родины – о Бородинском сражении. Цель сегодняшнего занятия – доказать, что, действительно, недаром помнят потомки о Бородинском сражении, что Бородинское сражение имело огромное значение в Отечественной войне 1812 года. (Ученики записывают тему урока в тетради).

б) Выступление учащегося о двух полководцах: Кутузове и Наполеоне. Текстовый материал выступления: 1812 год.Отечественная война. Такого нашествия Русь не видела со времен монголо-татарского ига. 22 июня 1812 года Наполеон подписал воззвание своим солдатам: «Солдаты! Пойдем вперед, перенесем войну в пределы России, которая вот уже 50 лет оказывает влияние на дела Европы». Армия Наполеона – самая сильная и многочисленная в Европе. Он сам успешный полководец. Его маршалы – это исторический феномен. Наполеон сам их выбирал из народа там, где видел талант и мужество и не спрашивал бумаг о дворянском происхождении. Это был сильный соперник, и он мог рассчитывать на успех. 20 августа 1812 года русскую армию возглавил Кутузов. Ему 67 лет и жить осталось всего 8 месяцев. Его боевой опыт исчислялся в полвека. Нелегкая жизнь досталась этому человеку, но славная. Много позади боев и походов, трижды он был ранен, лишился правого глаза. Пора бы на покой. Но нет … не время. Именно Кутузов дал приказ отступать к Москве. Недовольны в войсках таким приказом. А Кутузов сказал, хитро прищурив свой единственный глаз: «Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр».

в) Работа с текстом 19 главы части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Отступая, войска подошли к Москве. Здесь, возле мало кому известной деревни Бородино, суждено было русским проявить свою доблесть и мужество.

1. Готовились ли русские к Бородинскому сражению? Были ли укреплены позиции? Каково было соотношение сил русских и французов?

2. Почему Кутузов решил дать сражение в таких невыгодных для русской армии условиях? Почему он не решался давать сражение до сих пор?

3. Что учитывал Кутузов, решаясь на сражение?

4. Найдите главную, на ваш взгляд, ключевую фразу в 19 главе, в которой содержится ответ на поставленные вопросы.

(Учащиеся находят нужную фразу, которая высвечивается на экране: «требование народного сражения». Делается вывод о том, что Кутузов, решаясь на сражение, учитывал настроение войска. Вывод записывается учениками в тетради).

г) Анализ эпизода «Пьер Безухов по дороге на Бородинское поле». Работа с текстом 20 главы части 2 тома 3.""

Учитель: Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет некомпетентному в военных делах Пьеру Безухову.

1.Почему Пьер, сугубо гражданский человек, не уехал из Москвы, как другие, а остался и оказался под Бородином? В каком настроении он отправляется на Бородинское поле? (Пьер возбужден, радостен. Он чувствует, что здесь решается судьба Отечества, и, возможно, он станет свидетелем, а если повезет, то и участником грандиозного события).

2.Какую картину мы видим глазами Пьера по дороге на Бородинское поле? Что ему бросается в глаза? Кого он встречает? (Конный полк с песенниками направляется на позиции, навстречу ему – обоз с раненными во вчерашнем бою под деревней Шевардино. Старый солдат обращается к графу Безухову «землячок», и Пьер понимает, что сейчас не та минута, чтобы люди делились на господ и рабов. Происходит какое-то единение людей перед битвою, в которой решится судьба их земли).

3.Как ведут себя солдаты перед боем? Видит ли Пьер панику, страх? (Солдаты шутят, обсуждают завтрашнее сражение. Все торжественно, величественно. Страха нет ни у кого, поэтому нет его и у Пьера).

Учитель: Разнообразными средствами Толстой подчеркивает необыкновенную торжественность и важность наступающих событий. Показано единение людей перед боем: профессиональных военных, ополченцев, Пьера, который свои размышления об увиденном формулирует фразой («…всем народом навалиться хотят» (высвечивается на экране, записывается в тетради).

д) Просмотр фрагмента фильма « Война и мир» (эпизод «Беседа Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения»). Обсуждение эпизода по вопросам:

1. От чего меньше всего зависит успех сражения, по мнению князя Андрея? (От позиций, численности войска, вооружения). А от чего тогда? (« от того чувства, которое есть в каждом солдате» , т. е. от морального состояния войска, от духа армии).

(Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране, записываются в тетради).

2. Толстой утверждает: «Война – самое гадкое дело в жизни». Но какую войну устами князя Андрея оправдывает Толстой? (Войну за свою Родину, за землю, в которой лежат наши предки. Такая война справедливая! Она должна быть жестокой, чтобы никто не захотел ее повторения. Князь Андрей говорит: «Французы – враги мои, они преступники. Их нужно казнить», т. е.он утверждает, что к врагу, который пришел на твою землю, нужно испытывать ненависть. Чтобы победить, надо ненавидеть). (Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране и вместе с выводами записываются в тетради).

е) Анализ эпизода «Пьер Безухов на батарее Раевского». Работа с текстом 31, 32 глав части 2 тома 3 в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирования их.

Учитель: Для Толстого война – это тяжелая, будничная, кровавая работа. Понимает это и князь Андрей. Попав на батарею Раевского, Пьер Безухов расстается со своим представлением о войне как торжественном параде.

1.В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского? (В веселом, приподнятом, радостном).

2.Как отнеслись бойцы к Пьеру? (Вначале неодобрительно: парадная одежда Пьера совершенно нелепо смотрится среди всего происходящего. Затем, увидев, что он безобидный, солдаты начинают относиться к Пьеру ласково, шутливо, называют его «наш барин»).

3.Что из увиденного меняет настроение Пьера? (Он видит смерть. Первое, что его поразило, - одиноко лежащий мертвый солдат на лугу. А к десяти часам – «человек двадцать унесли с батареи». Но особенно Пьера поразила смерть « молодого офицерика» - «сделалось странно, пасмурно в глазах». )

4.Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились? (Ему страшно. Он бежит с батареи не помня себя, подсознательно понимая, что никакие силы не заставят его вернуться к тому ужасу, который он пережил на батарее).

5.Что заставило Пьера вернуться на батарею? (Ящик со снарядами взорвался чуть ли не в руках у Пьера. Он в панике бежит туда, где люди, - на батарею).

6.Какую картину увидел Пьер, вернувшись на батарею? (Почти все солдаты мертвы, на его глазах русский солдат был заколот в спину французом, остальные солдаты взяты в плен).

Учитель: Пьер, схватившись за голову, в полуобморочном состоянии бежит, «спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги». А когда курган освободили, Пьеру еще раз суждено было побывать на батарее, и увиденное его поразило.

Страшную картину Бородинского поля после сражения рисует Толстой.

7.Толстой рисует картину смерти и не жалеет красок. Какую мысль он хочет донести до читателя? (Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться).

8.Какое определение дает Толстой победе под Бородином? (Учащиеся находят нужное определение, которое высвечивается на экране: «победа нравственная была одержана русскими под Бородином». Делается вывод о нравственном превосходстве русских солдат в Бородинском сражении).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

а) Подведение итогов урока.

Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы:

1.Благодаря чему русская армия одержала победу?

2.Что главное для победы, по мнению Толстого?

3.От чего зависит успех сражения?

б) Заключительное слово учителя.

Армия Наполеона была сильнее. Все военные факторы были учтены, все он предусмотрел. Не учел он только одного обстоятельства, которое и решило исход войны, а именно, что вместе с армией поднимется на борьбу весь русский народ и будет отчаянно сражаться за свою землю, что это будет война не на жизнь, а на смерть. Войну 1812 года историки назвали Отечественной. Дважды в истории нашей страны войнам давали это название. И казалось бы, все враги наши должны были усвоить главный урок Бородинской битвы: не ходи на Москву! Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но все в истории повторяется. В ней есть знаковые даты. Тоже 22 июня 1941 года (через 129 лет!) Гитлер пожелал покорить Русь. Началась Великая Отечественная война.Отечественные войны… Это священные войны, когда все от мала до велика были объединены одним чувством и одним желанием. И тогда они становились непобедимыми и заставляли дивиться этому весь мир. Это был патриотизм самой высокой пробы. У Марины Цветаевой есть стихотворение «Генералам 12-го года», которое она посвящает всем героям Отечественной войны. Лишь малая часть их портретов находится на нашем стенде. Обратите на них свое внимание, они заслуживают этого. Совсем юные лица, но они знают, что такое Отечество, что значит защищать свою землю, что такое офицерская честь.

(Учащиеся рассматривают стенд, а в это время звучит фрагмент романса Настеньки из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» на слова М. Цветаевой муз. А. Петрова).

в) Домашнее задание:

1.Анализ глав 22-38 из тома 3 части 2.

2.Подготовить сравнительную характеристику образов Кутузова и Наполеона.

г) Анализ ответов учащихся и выставление оценок.

Цели:

  • совместить анализ исторических событий и внутреннего состояния героев романа;
  • вызвать у учеников неприятие войны как противоестественного состояния для человека.

Задачи:

  • Наблюдая над текстом произведения, выявить авторское отношение к изображаемым картинам войны;
  • Проследить, как исторические события, изображенные в романе, воздействуют на духовный мир героев;
  • Увидеть художественные приемы, используемые писателем для создания психологических портретов героев;
  • Выяснить отношение героев романа к данному событию.

Оборудование:

1. Опорные понятия, используемые на уроке (карточки со словами учитель вывешивает на наборном полотне по ходу урока):

Мир Война
Естественно Противоестественно
Нравственность Безнравственность
Истинный патриотизм Мнимый патриотизм
Истинные герои Мнимые герои

2. Раскладка фотографий Музея-панорамы “Бородинская битва”.

3. Иллюстрации к роману “Война и мир” художника К. И. Рудакова; фрагменты из фильма “Война и мир” С. Бондарчука; портреты исторических деятелей и героев Отечественной войны 1812 года.

4. Цитаты из романа, оформленные на отдельных листах: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Цель войны - убийство”.

К концу первой половины романа-эпопеи “Война и мир” каждый из героев приходит со своим идейным, нравственным итогом. Обобщите итоги любимых героев Л. Н. Толстого накануне войны 1812 года, ориентируясь на жизненные позиции, которые определяют путь к истине (жизнь для себя, жизнь для других).

Учащиеся: (короткие выступления).

Итак, у А. Болконского, П. Безухова, Н. Ростовой эти итоги разные, но у всех горестные: разочарование, крушение мечтаний, надежд, иллюзий. “Распадение прежних условий жизни” - так характеризует автор психологическое состояние своих героев в 1812 году. Эпитет “новый” главенствует в рассказе о душевных переживаниях героев.

Проследим на страницах романа “новое”, что открылось князю Андрею и Пьеру Безухову накануне и во время Бородинского сражения.

Ещё в первые дни войны Наташа Ростова слышала в церкви слова, оказавшие на неё глубокое впечатление: “Миром Господу помолимся”. “ Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться”, - думала Наташа. Это новое понятие “миром” появляется в романе вместе с началом войны. Перед героями открывается новый путь к истине – вместе с другими, вместе со всем народом.

Как Пьер откликнулся на призыв помочь России?

Так же, как и другие состоятельные дворяне и купцы он снаряжает 1000 человек в ополчение.

И всё же Пьер сам едет в армию, с каким чувством?

Им движет “чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то”.

Какие приметы предстоящего сражения показывает Толстой?

Подводы с ранеными, все были на молебствии, когда приехал Пьер, мужики-ополченцы в белых рубахах, Пьер понял наконец мысль солдата о том, что “ всем народом навалиться хотят”. Глядя на панораму Бородинского поля перед началом сражения, мы видим крест, колокольню, дымящиеся костры, массы войск, сожженную деревню, “строгое и серьезное выражение” на лицах людей, церковное шествие за иконой Смоленской Божьей матери, возимой за армией.

Впечатление от окружающего мира глазами героя.

Накануне Бородинского сражения происходит последняя встреча Пьера и князя Андрея, проследим, что “новое” открылось каждому из них. Почему это было важно для Пьера?

Болконский предвидит конечное торжество русского войска на Бородинском поле. Он чутко подметил в солдатах ту волю к победе, которая потом обнаружилась в самом сражении. Своей верой он заразил и Пьера, который “понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения”.

Теперь для Пьера лица солдат, готовящихся к бою, “осветились новым светом”. Он понял ту скрытую силу, которая объединяет и Андрея, и Пьера, и Тимохина, и стотысячное войско – это патриотизм – и только одно нужно в предстоящем сражении, чтобы это чувство было в сердце каждого.

В чем особенность изображения Бородинского сражения, к какому приему и почему прибегает автор?

Изображение сражения дается глазами Пьера, далекого от военной жизни, слабо разбирающегося в диспозиции, следящего не за внешним ходом событий, а постигающего внутренний дух битвы – эту силу патриотизма - “скрытую теплоту”.

Что приводит Безухова на Бородинское поле?

Голос совести, невозможность в роковую для всей России минуту оставаться безучастным к беде Родины. Именно здесь происходит главное событие – решается судьба его Отечества, хотя он сам до конца это не осознает – “мне интересно”.

Проследите диалектику души Пьера во время Бородинского сражения.

Выразительное чтение фрагмента “Пьер…замер от восхищенья перед красотою зрелища”(Т. 3, ч. 2, гл. XXX).

Ключевое слово – красота (картина мира) . Чувства героя меняются, вначале он осматривает, стараясь не мешать, затем в душе его “бессознательно-радостное возбуждение” сменяется другим чувством, после того как он увидел раненого солдата – страхом ужасом от происходящего. Его мысли перекликаются с мыслями князя Андрея: “…война…самое гадкое дело в жизни. Цель войны – убийство.”. Многократно повторяющаяся метафора “разгорающегося огня” помогает осознать герою, в чем сила и храбрость русских солдат.

В понятии нравственность у Толстого важная составляющая - семья: во время боя чувствуется “семейное оживление”, “солдаты…приняли Пьера в свою семью”, “семейный кружок людей, находившихся на батарее”. Замените это слово толстовскими синонимами.

- Единение, братство , основанное на любви к родине, на стремлении отстоять родную землю.

Выразительное чтение фрагмента “Бородинское поле после сражения” (Т. 3, Ч. “, гл. XXXIX).

С каким произведением древнерусской литературы перекликается эпизод “Бородинское поле после сражения”? Приемы, использованные автором.

- “Слово о полку Игореве”. Описание наполнено скорбью. “Страшный вид поля сражения”, “…довольно, люди. Перестаньте…Опомнитесь, что вы делаете?”. Ключевое слово эпизода – ужас (картина войны). Прием контраста позволяет убедить читателя противоестественности и трагичности произошедшего.

Что изменилось в душе князя Андрея после Бородинского сражения?

Тяжело раненный Князь Андрей понял: “что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю”. И лишь на лазаретном столе он понял, что главное – это “сострадание, любовь к братьям, любящим”.

Кто же настоящие герои Бородинского сражения? Что изменил этот новый взгляд в душе Пьера?

Простые солдаты - истинные герои. “Они не говорят, но делают”. И Пьер испытывает непреодолимое для него ощущение “своей ничтожности и лживости” в сравнении с правдой, простотой и силой этих людей.

Инсценирование эпизода “В салоне А. П. Шерер” (том 4, часть1, глава I).

Антитеза. У этих людей нет истинной тревоги о судьбе родины, народа, их мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по-французски, отказом посещать французский театр.

Наблюдение над текстом. Постановка проблемы (том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV.

Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и Наполеон – нравственные полюса романа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.

Кутузов Наполеон
Идея Идея мира Идея войны
Отношение к людям Демократичность, доброта, справедливость Властолюбие, стремление подчинить себе людей
Внешность Непритязательная Непривлекательная
Манера поведения Естественность и простота Позёрство
Отношение к битве “Сражение” “Игра”
Руководство сражением Управляет “духом войска” Считает себя великим стратегом
Я - реализация Единение со всем народом Эгоизм
Мотив деятельности Защитник Отечества Завоеватель

Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.

Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.

Вывод.

Почему Бородинское сражение можно определить как композиционный центр романа?

На Бородинском поле была одержана нравственная победа над врагом. Герои приходят к пониманию истины жизни: только тогда человек находит свое место в жизни, когда становится частицей народа, обретает единение с ним.

Вступление. Кто такой Пьер Безухов?

Пьер Безухов - это один из многочисленных героев романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир», незаконнорожденный сын богатого и знатного вельможи, которого в высшем обществе признали наследником лишь после смерти отца. Своё детство и юность он провёл за границей, а появившись в свете, обращал на себя внимание нелепостью поведения.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Анны Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, что отличало его от всех в этой гостиной. Даже улыбка у Пьера не такая, как у других... Когда приходила улыбка, у него вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое - детское, доброе.

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется разгульно-барское начало.

Бородинское сражение Толстой передал глазами Пьера.

Бородинское сражение в романе описывается таким, каким его увидел Пьер. До этого он слышал о роли военного плана, о значимости правильно выбранной позиции, но понимал в военном деле герой мало.

Бородинское поле перед началом битвы "яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дым выстрелов" соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты и величия происходящего.

Пьер знал, что невозможно оставаться в Москве, нужно ехать. Он хотел видеть своими глазами то, что должно было решить его судьбу и судьбу всей России. А также он должен был увидеть князя Андрея, который мог объяснить ему происходящее.

При встрече князь Андрей холоден: Пьер напоминает ему о прежней жизни, о его жене и о Наташе Ростовой. Но, разговорившись, князь Андрей объясняет собеседнику положение дел в армии. Он считает благом отстранение Барклая и последующее назначение Кутузова: «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Толстой показывает, что думали и чувствовали люди в разгар войны, когда войска Наполеона неотвратимо приближались к Москве. Князь Андрей понимает, что Барклай не изменник, он честный военный человек, и не его вина, если армия и народ верят Кутузову, а не ему. После Аустерлица князь Андрей уже не может верить распоряжениям штабов, он говорит Пьеру: «Поверь мне... ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, я вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них...»

Пьер убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. "Завтра, что бы там ни было, - говорит он, - мы обязательно выиграем сражение!”. И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались пить перед боем водку, потому что это "не такой день”.

Кутузов для князя Андрея - человек, который понимает, что успех войкы зависит «от того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».

После этого разговора «тот вопрос, который с Можайской горы и во весь! этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным... Он понял ту скрытую... теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Пьер пытается быть полезным:

"Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. -

Беги к резервам, приводи ящики! -- крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера

и обращаясь к своему солдату.

Я пойду, - сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами

пошел в другую сторону."

Но у него постоянно что-то не получается: "Куда я?" -- вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист."

«генерал, за которым скакал Пьер, спустившись под гору, круто повернул влево, и Пьер, потеряв его из вида, вскакал в ряды пехотных солдат... Чего ездит посеред батальона! - крикнул на него один... Он никак не думал, что тут и было поле сражения. Он не слыхал звуков пуль, визжавших со всех сторон, и снарядов, перелетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие падали недалеко от него... Что ездит этот перед линией? - опять крикнул на него кто-то...»

Неуклюжий, огромного роста, в белой шляпе вначале он неприятно поразил солдат, но затем своим спокойствием он расположил их себе. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью, присвоили себе и дали ему прозвище «Наш барин».

Пьер волей судьбы оказался на «батарее Раевского» и ему "казалось, что это место (именно потому, что он находился на нем) было одно из самых значительных мест сражения".

Батарея постоянно переходила то одной армии, то другой. Пьеру не остается в стороне и пытается по мере сил помогать своим. Ему очень страшно от происходящего: "Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его."

Много часов армии сражались, перевес постоянно был то у русских, то у французов.

Дважды Пьер осматривает картину поля: перед боем и во время боя. Перед сражением Толстой показывает нам красивый пейзаж и оживление среди солдат. Пьеру эта картина показалась во всей красе: он сразу же захотел оказаться внизу и быть там, среди своих - русских. И когда он оказывается там, то ощущает всю силу силу народного единства перед лицом врага.

Подготовила: Сизенко Валерия

ученица 10 "А" класса

Луховицкой средней школы №1

Преподаватель: Бурмистрова

Людмила Михайловна

Лев Николаевич Толстой дает читателям широкую картину жизни нашей страны с 1805 по 1820 год в романе "Война и мир". - один из важнейших эпизодов в произведении. Весь исторический период, описанный в романе, был насыщен драматическими событиями. Но все же самым судьбоносным годом, оказавшим влияние на последующую жизнь России, является 1812, описанный подробно в романе "Война и мир". Бородинское сражение произошло именно тогда. Также в 1812 году случился пожар Москвы и разгром наполеоновской армии. Подробнее о Бородинском сражении в романе "Война и мир" вы узнаете, прочитав эту статью.

Как описывает Бородинское сражение Толстой на страницах романа?

Эпизоду его изображения в романе уделено довольно много места. Со скрупулезностью историка описано автором Бородинское сражение. "Война и мир" - роман, в котором в то же время изображение событий дано великим мастером слова. Читая посвященные этому эпизоду страницы, ощущаешь напряженность и драматизм происходящего, как будто все, о чем говорилось, было на памяти читателя: настолько все правдиво, зримо.

Толстой переносит нас то в лагерь русских солдат, то в ряды войск Наполеона, то в полк князя Андрея, то на на которой находился Пьер. Это нужно писателю для того, чтобы правдиво и полно изобразить события, происходившие на поле битвы. Для каждого русского патриота, сражавшегося в то время, это был рубеж между смертью и жизнью, позором и славой, бесчестием и честью.

Восприятие Пьера Безухова

Во многом через восприятие Пьера Безухова, штатского человека, показывает Бородинское сражение "Война и мир". Он плохо разбирается в тактике и стратегии, однако душой и сердцем патриота ощущает происходящие события. Не только любопытство его гонит на Бородино. хочет находиться среди народа, когда должна решиться судьба России. Безухов - не просто созерцатель происходящего. Пьер пытается быть полезным. Он не стоит на месте, попадает не туда, куда хотел, но куда было "уготовано судьбой": спустившись под гору, генерал, за которым ехал Безухов, круто повернул влево, и герой, потеряв его из вида, вклинился в ряды пехотных солдат. Пьер не знал, что здесь было поле сражения. Не слышал герой звуков пуль, пролетающих мимо, снарядов, не видел бывшего на другой стороне реки неприятеля, долго не замечал раненых и убитых, хотя совсем недалеко от него многие падали.

Роль Кутузова в сражении

Бородинская битва на страницах романа "Война и мир" изображена как масштабное сражение. Лев Николаевич глубоко уверен, что таким огромным количеством солдат руководить невозможно. В произведении "Война и мир" Бородинское сражение представлено таким образом, что каждый занимает в нем отведенную ему нишу, честно или не очень выполняя свой долг. Кутузов хорошо понимает свою роль. Потому в ход сражения главнокомандующий практически не вмешивается, доверяя русским (это показывает в романе "Война и мир" Толстой"). Бородинское сражение для русских солдат являлось не тщеславной игрой, а решающим событием в их жизни. Во многом благодаря этому они победили.

Участие Безухова в Бородинском сражении

Волей судьбы Пьер очутился на батарее Раевского, где проходили решающие бои, как напишут потом историки. Однако Безухову и так казалось, что место это (так как на нем находился он) было одним из наиболее значительных. Всего масштаба событий не видно подслеповатым глазам штатского. Он наблюдает лишь локально то, что происходит на поле боя. В событиях, увиденных Пьером, отразился драматизм битвы, ее ритм, неимоверный накал, напряжение. Несколько раз батарея во время боя переходила из одних рук в другие. Безухову не удается остаться лишь созерцателем. Он принимает активное участие в защите батареи, однако делает это из чувства самосохранения, по наитию. Страшно от происходящего Безухову, он думает наивно, что теперь французы ужаснутся от того, что они совершили, прекратят сражение. Но застилаемое дымом солнце стояло высоко, и канонада и стрельба не только не ослабевали, но, наоборот, усиливались, как человек, который кричит из последних сил, надрываясь.

Основные события сражения

Основные события происходили посередине поля, когда "сшиблись пехотинцы" после канонады. То конные, то пешие несколько часов подряд сражались, сталкиваясь, стреляя, не зная, что делать. Противоречивые сведения доносили адъютанты, поскольку ситуация постоянно менялась. Наполеон Бонапарт отдавал распоряжения, однако многие из них не исполнялись. Из-за хаоса и неразберихи часто все делалось наоборот. Император был в отчаянии. Он ощущал, что "страшный взмах руки" бессильно падал, хотя генералы и войска были те же, та же диспозиция, а сам он был даже намного искуснее и опытнее теперь...

Не учел Наполеон патриотизма русских, которые плотными рядами стояли позади кургана и Семеновского, и орудия их дымили и гудели. Император не решился дать разгромить свою гвардию за 3000 верст от Франции, поэтому так и не ввел ее в сражение. Напротив, Кутузов не суетился, предоставляя возможность проявлять инициативу своим людям, где это нужно. Он понимал, что распоряжения его бессмысленны: все будет так, как должно быть. Кутузов не мешает мелочной опекой людям, а верит в то, что у русской армии высокий дух.

Полк князя Андрея

Полк князя Андрея, стоя в резерве, нес серьезные потери. Залетающие ядра выбивали людей, однако солдаты стояли, не стараясь спастись, не отступая. Князь Андрей также не побежал, когда граната упала ему под ноги. Андрей был ранен смертельно. Он истекал кровью. Несмотря на многочисленные потери, русские войска не оставляли занятые рубежи. Это поразило Наполеона. Он не видел никогда ничего подобного.

Осведомленность о событиях Наполеона и Кутузова

Наполеон показан человеком, не знающим действительного положения дел на поле боя (в романе "Война и мир"). Бородинское сражение он наблюдает издалека, следя за происходящим в Напротив, Кутузов, хоть внешней активности и не выказывает, осведомлен прекрасно обо всех событиях и еще до завершения сражения говорит о победе: "Неприятель побежден...".

Роль личности в истории по мнению Толстого

Тщеславие французского императора не было удовлетворено: он не одержал яркой и сокрушительной победы. Пошел дождь в конце дня - как будто "слезы неба". Лев Николаевич Толстой, великий гуманист, отразил документально точно события 1812 года (26 августа), однако дал происходящему свою собственную трактовку.

Толстой отрицает распространенное мнение о том, что личность в истории играет решающую роль. Сражением руководили не Кутузов и Наполеон. Оно шло так, как смогли "повернуть" события тысячи человек, участвовавшие с обеих сторон в нем.

"Мысль народная"

В изображении патриотизма и героизма русской армии и народа во время Отечественной войны проявилась "мысль народная". Лев Николаевич показывает необыкновенное мужество, стойкость и бесстрашие лучшей части офицерства и простых солдат. Роль Бородинского сражения в романе "Война и мир" заключалась, в частности, в передаче этой "мысли народной". Лев Николаевич пишет о том, что не один лишь Наполеон и генералы его, но и все солдаты, сражавшиеся на французской стороне, во время боя испытывали "чувство ужаса" перед русскими, которые, лишившись половины войска, так же грозно стояли в конце, как и в начале битвы. Роль Бородинского сражения в романе "Война и мир" велика и потому, что в нем показано столкновение русского народа, нравственно сильного, с врагом, вторжение которого было преступным. Именно поэтому был ослаблен дух французской армии.

Очень интересно изучать Бородинское сражение по роману Л.Н Толстого "Война и мир". Лев Николаевич - прекрасный баталист, который сумел показать, что для всех участников война была трагедией, независимо от национальности. На стороне русских была правда, однако им пришлось убивать людей, а также гибнуть самим. И все это случилось лишь из-за тщеславия "маленького человечка". Толстой описанием событий Бородинского сражения как будто предостерегает от дальнейших войн человечество.