Краткое описание сказки царевна лебедь кто написал. Царевна-Лебедь. Светлая тайна. Царевна Лебедь Врубель: краткое описание картины

Михаил Врубель навсегда остался неразгаданной тайной в мировой культуре.

Так и бывает с гением: его называют странным, вокруг него бурлят эмоции, кипят страсти, ползут слухи, а настоящее признание приходит поздно. Современники по достоинству оценили удивительный дар Врубеля, лишь когда он был уже на смертном одре. Художника провозгласили символом эпохи. О «дивных красках» в творениях Врубеля и о «причудливых чертежах, похищенных у Вечности» говорил в прощальной речи на могиле живописца Александр Блок. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля висела в кабинете поэта в Шахматове.

Русский миф

Врубеля всегда влекла поэзия сказки, фольклорной мистификации, заложенной в образах таинственных волхвов и волшебников из народных произведений. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Это не могло не ранить сорокалетнего художника. Однако вскоре у Врубеля появилась муза, вдохновившая его творить в духе русского фольклора. Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос - «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Это удивительным образом перекликалось в художественном сознании Врубеля с выразительнейшими переливами оттенков и полутонов его своеобразной живописи. Художник и певица обвенчались в том же году.

История создания картины

На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль играла Надежда Забела-Врубель. Сначала это задумывалось как эскиз костюма к спектаклю, но затем выросло в нечто гораздо большее - в загадочный и манящий образ, гипнотизирующий тоской по нездешним мирам. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма - иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены.

Музыка цвета

Погружение в мир музыки Римского-Корсакова стало благотворным поворотом в творческой судьбе Врубеля. Надежда Ивановна, жена художника, вспоминала, что, например, оперу «Садко» Михаил Александрович прослушал около ста раз. Он говорил, что может слушать оркестр бесконечно, особенно сцены моря, что всякий раз находит в нем новые фантастические тона. Их мастер воплощал и в своих изумительных работах. Такими оттенками и полутонами дышит и вдохновенная «Царевна-Лебедь» Врубеля, созданная в 1900 году.

На картинах Врубеля почти невозможно увидеть цвета солнечного дня. Он любил переходные состояния - закатный вечер, нарождающееся утро. Колорит концентрирует особое мироощущение художника, его склонность к иррациональному, страсть к тайне и ощущение тревоги, разлитой в мире. В цветовой палитре художника тающие переливы жемчужных тонов в лиловеющем сумраке подобны гармоничным созвучьям музыкального произведения. Такою же трепетной и ускользающей изобразил ту, чье имя Царевна-Лебедь, Врубель.

Описание полотна

В медленно спускающихся на землю сумерках с алой линией заката царевна уплывает прочь, она оглянулась, чтобы сделать последний многозначительный и предостерегающий жест Гвидону. В ее печальных очах застыла тревога и скорбь, одновременно взор этих прекрасных глаз странно холоден и равнодушен к земной суете. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Еще мгновение - и она превратится в дивного белого лебедя. Эта птица в мировосприятии символизма олицетворяет вдохновение, способное прорвать рациональный мир и унестись мечтой в иные сферы.

Тихий трепет исходит от картины, на которой мерцают драгоценные каменья в дорогом кокошнике, горят тем же драгоценным сиянием на бледном лице глаза прекрасной девы, падают алые отсветы закатного солнца на морскую рябь, прозрачную воздушную вуаль и огромные белоснежные крылья.

Ничего общего со статными румяными и жизнерадостными красавицами-царевнами, какими их традиционно изображают иллюстраторы русских сказок, не имеет Царевна-Лебедь Врубеля. Ее хрустальный образ гораздо ближе не то к лику мифической Афродиты, не то к чарующему облику демоницы Лилит.

Обещание счастья

Ангельское лицо царевны напоминает лицо другого ангела - падшего - с последних полотен Врубеля. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. В ней есть стойкость, терпение и сила настоящей любви, и колдовские чары ее целиком на стороне добра, ради которого она кажется готовой пожертвовать самой жизнью. Потому-то таинственный облик и окутан такой нежной и величественной красотой, пленившей царевича Гвидона.

Человек во все времена мечтает о запредельной тайне и о сказке со счастливым концом. Об одной из них восхитительным языком красок и образов рассказал Врубель М. Царевна-Лебедь живет в каждом ищущем поэзии и волшебства сердце.

Картина «Царевна Лебедь» относится к тем произведениям искусства, которые завораживают, которые запоминаются и подталкивают к определенным переживаниям. Сегодня картина размещена в Третьяковской галерее.

О чем говорит картина

Картина тематическая. На ней изображена молодая женщина, которая была нарисована по топу образа главной героини «Сказки о царе Салтане». Именно художник, автор полотна, Врубель занимался декорациями к знаменитой опере. Интересно, что партию спела жена именитого художника. Возможно, именно это и вдохновило его на создание такого тонкого и поэтичного полотна.

По мнению критикой и исследователей искусства эта картина является самым ярким «театральным», если так можно выразиться, творением Врубеля. Как говорили современники, что голос, что внешний облик певицы удивительно сочетались с тем, что она творила на сцене для зрителей. Голос был удивительным, его невозможно было с чем-то сравнить, он был одновременно легки и нежным, но в нем сочеталось такое количество ярких красок, что он переполняло эмоциями тех, кто его слушал. Одновременно в голосе сочеталась выразительность и удивительное спокойствие.

Совершенно необыкновенно в этой царевне все:

  • Ее широкие, словно глубокие озера и бескрайнее синее небо, глаза;
  • Приятная и таинственная улыбка;
  • Изящные изгибы тела.

Момент картины

Полотно передает именно тот момент, когда лебедь перевоплощается в таинственную красавицу. В это мгновение кажется, будто бы все вокруг замирает, будто бы время останавливается и на свете больше уже не существует ничего кроме этой прекрасной царевны, завораживающей своей красотой. Не малое значение в образе играет и удивительно красивый кокошник. Он богат и прекрасен, и только подчеркивает красивой лицо героини картины.

Тревожное ожидание передает автор при помощи отсутствия малейшего движения. Это происходит потому что сгущаются сумерки, потому что вскоре, через несколько моментов, которые пролетят незаметно, зритель уже не может лицезреть эту красавицу. Но на картине именно тот момент, когда она перед нами, когда мы оказались достойными того, чтобы царевна обратила внимание и подарила свой неповторимый взгляд. Он не только прекрасен, но и несет определенный смысл. Это прощальный взгляд. Она грустит, и от этого становится еще прекрасней. Белоснежный образ придает невинности и хрупкости героини.



    Васнецов, прежде всего, известен тем, что его полотна посвящены самым известным сказкам, герои которых с детства всем нам полюбились, стали...



    Одним из самых узнаваемых и признанных художников, на полотнах которого постоянно появляется природа, является Иван Шишкин. Этого художника с...



    Виктор Михайлович Васнецов считается одним из величайших художников, настоящим символом искусства нашего народа. Его картины – это шедевры, которые...

Сочинение по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Выдающийся русский художник Михаил Алек­сандрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 года в Омске. Отец мальчика был строевым офицером, участником Крымской кампании, потом он стал во­енным юристом. Михаил Врубель рано начал рисовать. С восьми лет он посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Потом мальчик обучался рисованию у частного педагога и посещал рисовальную школу. Юноша получил прекрасное образование.

После окончания Ришельевской Классической гимназии он поступил на юридический факультет Петербургского университета. После оконча­ния университета Врубель поступил в Академию художеств.

Творческую манеру Врубеля отличает декоративность и цветовое богатство. Врубель умел ценить красоту природы, был удивительно талантлив. Он создал множество потрясающих произведений, которые восхищают зрителей великолепием и гармонией.

Восхищение и восторг вызывает у зрителя карти­на М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». При взгляде на это произведение нам хочется воскликнуть: «Сказ­ка, волшебство, необыкновенная красота!» Создаётся впечатление, что какие-то неведомые силы перенесли тебя в то самое царство Гвидона, где творились чуде­са, описанные великим русским поэтом А. С. Пуш­киным в своей знаменитой сказке. И вот одно из чудес предстаёт перед нами - Царевна-Лебедь, кото­рая явилась воплощением неземной красоты героинь русских народных сказок.

С картины на нас смотрит красивая девушка с пре­красным, но печальным лицом. Её большие карие и необыкновенно красивые глаза смотрят с грустью. Соболиные брови придают взгляду особую вырази­тельность. Бледное лицо обрамляют чёрные волосы, заплетённые в русскую косу. Контраст цветов подчёр­кивает красоту девушки. На алых губах нет и тени улыбки. Чувствуется, что на душе героини неспокой­но. Возможно, она предчувствует расставание, какое- то печальное событие или скучает о ком-то. Её взгляд проникает в самое сердце, пробуждает сочувствие, заставляет сопереживать.

Голову прекрасной царевны украшает необыкно­венной красоты кокошник: замысловатые узоры, само­цветные камни белого, голубого и бирюзового цветов, нежное плетение с мелкими бусинками, выполненное в русских национальных традициях, украшающее лоб - всё сверкает, добавляет красоты и великоле­пия.

Со сказочного венца на плечи царевны ниспадает лёгкая прозрачная, словно сотканная из воздуха, вуаль, украшенная серебряной нитью. Героиня нежно держит её, прижимая руку к самому сердцу, как делают девушки в моменты тревоги и переживаний. Нежную руку украшают драгоценные кольца, как бы напоминая о том, что перед нами - царевна.

За спиной сказочной царевны - огромные бело­снежные крылья. В вечернем сиянии они излучают необыкновенный перламутровый свет, который при­даёт картине нежность, великолепие, добавляет ощу­щение волшебства. Крылья символизируют чистоту и невинность героини.

На заднем плане картины - тёмное, глубокое, неспокойное море, которое почти сливается с таким же тёмным, с багровыми отливами, и мрачным небом. Создаётся ощущение тревоги, надвигающейся опас­ности. Только светлая полоска неба на горизонте, разделяющая море и грозный небосвод, вселяет на­дежду на светлое будущее, победу добра над злом и счастливый конец, который традиционно завершает все народные сказки.

На заднем плане слева изображён чудесный ост­ров с многочисленными строениями и дворцом, окна которого освещены ярким алым светом. Всё это - творение прекрасной Царевны-Лебедь, которая, как и все героини русского фольклора, преданно и беззаветно любит, помогает, поддерживает, вдохновляет на подвиги и восхищает.

Глядя на картину М. А. Врубеля Царевна-Лебедь, невольно задумываешься о вечных ценностях, начинаешь верить в то, что в нашей обыденной жизни непременно найдётся место удивительному чуду!

Здесь искали:

  • сочинение по картине царевна лебедь
  • сочинение царевна лебедь
  • сочинение по картине врубеля царевна лебедь

«Царевна-Лебедь» (1900 г) – это одна из самых загадочных картин Врубеля. Сюжетно этот образ связан с русскими сказками и мифологией, а также со знаменитыми литературными образами – царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина, а также героини оперы Н. А. Римского-Корсакова по сюжету всё той же сказки Пушкина. Партию Царевны-Лебеди из оперы пела жена Врубеля – Надежда Забела-Врубель. Художник любил воплощать образ горячо любимой жены во многих своих картинах.

Однако в этой картине живописца нет никакого даже отдалённого сходства ни с женой – лицо Царевны-Лебеди нисколько на неё не похоже, ни с героинями сказок Пушкина и Римского-Корсакова. Там – сплошной мажор, радость, это хотя и волшебные, но вполне «земные» образы. Царевна-Лебедь из сказки выходит замуж за любимого человека, и с её помощью жизнь сказочных героев налаживается и протекает благополучно и счастливо.

Но не такова Царевна-Лебедь Врубеля. Её лицо мистично и отстранённо. Её глаза полны знаний неведомых человеку тайн бытия. Вряд ли такая дева станет женой человека. Её удел – иная любовь, и иные, неведомые человеку просторы.

От человека у этой девы-птицы лишь лицо, руки да длинная коса. Но это лицо непостижимо и загадочно. Не оторвёшься от тёмного омута её глаз, заглядывающих тебе в самую душу. Эти глаза и выражение лица печальны и тревожны. В них нет покоя. Кто знает, что видели они в том мире, откуда пришло это создание, и какие тайны ему открыты. Когда смотришь на это лицо, то начинают волновать какие-то тревожные предчувствия, а в душу закрадывается ощущение беды.

О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Тёмные краски моря и неба сливаются на горизонте в единое целое, и лишь розовая полоска уходящего солнца разделяет их. Сама дева-птица изображена посреди этого сумрачного и тёмного бескрайнего моря, она словно появляется из воды, соприкасается с ней. В неё ощущается слияние двух стихий – воздуха, в который она может вот-вот подняться на своих огромных белоснежных крыльях, и воды – морской пучины, которая скрывает в своих недрах удивительные тайны, и может быть страшной и суровой, гневаясь и вздымая волны до небес.

За спиной сказочной дивы – тёмный дремучий лес. Перед ней – таинственные огни таинственного острова. Сама дева не приближается к нам, а удаляется – она вот-вот уйдёт во тьму, и кажется, что она в последний раз обернулась, чтобы что-то сказать, но так и не разомкнула уста.

От её прекрасного лика с тонкими чертами лица, полными чувственными губами, худощавого овала лица, огромных, проникновенных и каких-то непостижимых глаз, тонкого кружева фаты, сияния драгоценных камней на короне и на перстнях, воздушности белоснежных крыльев веет неземной красотой и благостью. Эта дева напоминает лик ангела. Но ангела не только чуткого и ранимого, но и отстранённого от человека. Во всём ощущается – что она – существо из других миров, а не из этой бренной земли.

Хочется бесконечно гадать, какую тайну скрывает это лицо, что видела она на этой земле? Откуда появилась и куда уйдёт? Это дева, а значит её образ связан с любовью. Раз она окружена привычным для нас пейзажем – лесом, морем, то значит она на земле. Откуда же она идёт? От любимого? Что за история, какие отношения связывают её с ним? И почему она не смогла остаться? Обидел ли он её, не смог оценить и принять её любовь, или, напротив, сохнет с тоски за этим неземным созданием, которое должно уйти туда, откуда появилось. Куда, в какие тёмные дали теперь уходит Царевна-Лебедь?

Это картина о том неведомом, к чему так неизбывно манит человеческую душу – от привычной жизненной рутины к сказке, к мифу, к непостижимой тайне бытия. И Врубель-художник прекрасно сумел передать и выразить манящую тревожность и загадочность этого образа таинственной символикой чистых цветов, игрой отсветов, сумрачным колоритом картины.

Хочется до бесконечности смотреть на таинственное полотно, разгадывая те загадки, о которых молчит прекрасная Царевна-Лебедь.

Врубель М.А. — художник конца девятнадцатого начала двадцатого веков. Глядя на его полотна, понимаешь — сказка может оживать, о чем свидетельствует картина Царевна Лебедь Врубеля.

Царевна Лебедь Врубель: краткое описание картины

Работа Михаила Александровича Царевна Лебедь — это иллюстрация ко всеми любимой сказке О царе Салтане. Смотришь на репродукцию картины, по которой мы пишем в 4 классе и хочется сказать только одно: восхитительно, превосходно, полный восторг. Больше ничего не хочется говорить, просто смотреть и рассматривать. Всматриваться в каждый штрих и любоваться цветовой гаммой.

Что видим на холсте?

В центре картины мы видим прекрасную девушку, царевну лебедь. Одета она в белоснежный, воздушный и красивый наряд, который развивает ветер и от этого кажется, что у нее за спиной появились крылья, делая ее схожей с прекрасным лебедем. На ее голове кокошник в виде красивой короны, усыпанной драгоценностями. С волос ниспадает тонкая прозрачная вуаль.

У девушки очень красивые большие глаза, милое нежное лицо и сомкнутые губы. Всматриваясь, можно заметить ее печаль и грусть, которая пробирает до мурашек по коже. Почему она грустна? Может оттого, что рассталась с любимым, а быть может ей грустно наблюдать закат летнего солнца, который происходит в последний день лета. Мы не узнаем правды, мы можем только предполагать.

Рассматривая работу, мы видим остановившееся мгновенье, когда Царевна Лебедь оглянулась, в то время как до этого она куда-то уходила. Оглянулась, чтобы посмотреть на что-то важное для нее, возможно что-то крикнуть, сказать. Обернувшись назад, она позволила нам увидеть ее красоту во всем ее ангельском обличье. Да, именно с ангелом и хочется сравнить героиню полотна Врубеля.

Позади мы видим хмурое небо, волнующую воду. Этим художник еще больше подчеркнул тоску Царевны.

Какие чувства вызывает у меня данная работа?

Картина по-сказочному роскошна и прекрасна, а вызывает неоднозначные чувства, которые сложно передать словами, но скажу одно. Глядя на картину Врубеля, я мысленно попадаю в сказочное царство, и от этого становится тепло и хорошо на душе.

Сочинение по картине Царевна Лебедь, 2 вариант

Сегодня мы продолжаем работу над сочинением по картине Врубеля Царевна Лебедь, где познакомимся кратко с историей создания полотна, а также остановимся подробнее на описании картины Врубеля Царевна Лебедь, поделившись своими эмоциями и мыслями.

Сочинение на тему Царевна Лебедь можно использовать для 3 и 4 класса.

История картины Царевна Лебедь

В сочинении описании по плану на тему Царевна Лебедь хочется сразу отметить удивительный талант художника, которому удалось написать не просто картину, а по-настоящему загадочную работу, что лишь отдаленно напоминает сюжет знаменитой сказки Пушкина. В действительности мы погружаемся в какую-то мистическую атмосферу, тонем во взгляде загадочной Царевны Лебедь, и задаемся вопросом, что же увидели эти прекрасные глаза, какие тайны они хранят, какие знания подвластны ей и неведомы человеку? Эти вопросы возникают лишь от одного взгляда героини, которая является центральным образом картины Врубеля.

Написал художник свою картину, будучи вдохновленный оперой Сказка о царе Салтане, для которой сам художник создавал декорации и работал над эскизами костюмов, а его жена и вовсе играла главную роль, исполняя партию Царевны Лебедь. Вдохновленный образом своей жены и под впечатлением самой оперы, художник решает создать образ Царевны, что был навеян лирическим пением. Кто-то считает, что на полотне художник изображает свою жену в образе героини сказки, однако это не так. Образ картины — это результат фантазии мастера пера, которому удалось сочетать несочетаемое.

Картина Врубеля Царевна Лебедь, по которой мы пишем сочинение, родилась в Черниговской губернии на хуторе Ге в 1900 году. Находится полотно в . Мы же продолжим работу над сочинением про Царевну Лебедь и остановимся на описании картины.

Описание картины Врубеля Царевна Лебедь

Когда я смотрю на картину, то понимаю — художнику удалось запечатлеть самый загадочный момент. Это перевоплощение. Кому-то покажется, что это тот самый момент, когда лебедь превращается в девушку, но я считаю, что художник запечатлел момент, когда красавица превращается в птицу. От человеческого облика у героини остались лишь лицо, руки и длинная коса. Еще мгновенье — и девушка, уже в теле прекрасного лебедя, улетит в мир, куда нет дороги человеку. Но, почему она уходит? От кого бежит? От любимого? Или убегает из нашего бренного мира?

Она не очень торопится, поэтому решила оглянуться, и зрителю открывается вся красота прелестницы. Она очаровывает прекрасным ликом, тонкими чертами лица, чувственными губами, и просто зачаровывает проникновенными глазами, которые могут заглянуть каждому в душу. Ее голубые глаза напоминают бездну, в которой можно утонуть. Они сверкают, как камни кокошника, которым художник украсил голову царевны, и тот своей тяжестью еще больше подчеркивает хрупкость девушки. Нежность царевны автор картины подчеркнул тонкой фатой, что спадает вниз. Девушка придерживает ее рукой и кутает свои плечи, как-будто пытается отчего-то укрыться.