Цикл картин из выставки мусоргский. Музыкальная живопись мусоргского. Сюжеты и музыка

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальная живопись Мусоргского Фортепианная сюита «Картинки с выставки»

Картинная галерея

Рисунки В. Гартмана

М.П. Мусоргский Русский композитор (1839-1881)

Виктор Гартман Русский художник, архитектор, дизайнер (1834-1873)

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» Сюита состоит из 10 пьес: Гном Старый замок Тюильрийский сад Быдло Балет невылупившихся птенцов Два еврея, богатый и бедный Лиможский рынок Катакомбы. Римская гробница. Избушка на курьих ножках Богатырские ворота

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенное общим замыслом. «Прогулка»

Избушка на курьих ножках

Балет невылупившихся птенцов В. Гартман. Эскиз костюмов к балету « Трильби »

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Богатырские ворота

Творческое задание! (найди пару) Инструментальный Тембровая Звуковая 7 нот Композитор инструменты Палитра 7 цветов радуги Краски, кисти художник Окраска колорит

Морис Равель

Дорогой друг! Приглашаем тебя на выставку-концерт. Будут представлены рисунки учеников к музыке Мусоргского. Ждём тебя в субботу 14 ноября в классе музыки в 12 часов Пригласительный билет

1. Если видишь на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется ПЕЙЗАЖ. Григорий Гладков – «О картинах»

2. Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это НАТЮРМОРТ.

3. Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Лётчик, или балерина, Или Колька, твой сосед, Обязательно картина Называется ПОРТРЕТ.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 классе. Тема урока: «Музыкальная живопись Мусоргского. Фортепианная сюита Картинки с выставки» является частью раздела «Музыка и изобразительное искусство» и рассчитана на 1 час (урок).

Так как с циклом «Картинки с выставки» М.Мусоргского учащиеся знакомы со второго, а так же третьего и четвертого класса, данный урок является уроком-расширением полученных знаний.

Цель урока: расширение знаний, дальнейшее ознакомление с творчеством Мусоргского, закрепление в сознании учащихся тесной взаимосвязи музыки и живописи. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения, развитие слухового восприятия музыки через собственное творчество учащихся.

Задачи: 1. Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Воспитывать чувство уважения и любви к

Творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2. Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.

3. Развивающая. Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока : аудиозапись -СД, презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений, компьютер, проектор, экран

Тип урока : комбинированный.

Методы и методические приёмы : беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы, частично поисковые.

Ход урока

  1. Организационный момент :
  • музыкальное приветствие;
  1. Разминка.

Блиц-опрос

  1. Что такое «программное произведение»?
  2. Вступление бывает в начале или в конце произведения?
  3. Сколько нот в музыке?
  4. Что такое «темп»?
  5. Как называется ансамбль, состоящий из трёх исполнителей?
  6. Что такое «опера»?
  7. Как называется большое количество людей, поющих вместе?
  8. Что такое «динамика»?
  9. Как называется ансамбль, состоящий из двух человек?
  10. Какую форму имеет песня?

Мы часто говорим о связи музыки с литературой и изобразительным искусством. (слайд 2 Выставка картин)

Что вы видите на этом слайде? (картинная галерея, выставка) Давайте пройдем и посмотрим, что же интересного на выставке. (слайд 3 ) Посмотрите на эти рисунки, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что? (Они находятся на одной выставке.)

Мы говорим о том, что если не хватает слов выразить чувства и настроения – нам помогает музыка. А может ли музыка рисовать в нашем воображении какие-либо картины, сюжеты? (может )

О чём же мы с вами сегодня будем говорить?

О связи музыки и изобразительного искусства и мы отправляемся на выставку картин, а поможет нам в этом музыка русского композитора (слайд 4 – портрет Мусоргского) – назовите его.

Что вы знаете о нём? Ребятам было дано задание на опережение – подготовить сообщение о Мусоргском. Одна из учениц рассказывает.

В дополнение к рассказу посмотрим фрагмент фильма о Мусоргском, а затем ответим на несколько вопросов.(слайд 5)

М. П. Мусоргский был очень необычным человеком. Чтобы освободить крепостных крестьян, он отказался от откупных платежей и остался без всяких средств к существованию. Вся жизнь его была великим трудовым подвигом.

Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

Одна из основных особенностей музыки М.П.Мусоргского – мелодия, построенная на интонациях человеческой речи.

У Мусоргского был друг Виктор Гартман (слайд 6 ) и о нём нам расскажет…. (задание на опережение)

Гартман был одним из немногих друзей Мусоргского. В.А.Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника.

Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Итак, мы отправляемся на выставку картин с помощью музыки Мусоргского.

Как вы думаете: какое название дал своей музыке композитор? (слайд 7 )

«Картинки с выставки». Всего в фортепианной сюите 10 пьес, но мы остановимся лишь на некоторых. Мы попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое видение. Конечно, он не ограничился простыми музыкальными иллюстрациями к картинам, а переосмыслил увиденное и создал яркое театральное зрелище, рассказанное в звуках.

Давайте вспомним: что такое сюита? После ответа - (слайд 8)

«Прогулка»

Скрепляет цикл «Прогулка», она звучит несколько раз и как бы ведёт нас от картины к картине. Здесь Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине. Представьте, что это вы идёте от картины к картине. Меняется ли ваше настроение от содержания картины? Как вы думаете: меняется ли настроение Прогулки? (меняется) Именно поэтому «Прогулка» звучит несколько изменяясь, т.е. варьируется.

Попробуйте «пошагать» под эту музыку.

Что вы видите на этой картинке? Какое настроение? (слайд 9 ) Это «Часы в русском стиле».ответы детей: сказочная избушка и т.п.

  • Послушайте и подумайте, похож ли характер музыки на этот домик? (Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)

Мусоргский оттолкнулся от этого эскиза и воображение его представило хозяйку этого домика. А как её зовут? Конечно Баба-Яга. Какая она? Что в музыке подсказало такой ответ?

Правильно. Так и кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свистнула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

Слайд 10 « Балет невылупившихся птенцов »

Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища. Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней.

Давайте послушаем, как Мусоргский сумел изобразить эту сценку. Чтобы выразить свое отношение к музыке вы можете воспользоваться словарем эмоций, чувств и образов.

(Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птенцов».)

  • Какие средства выразительности использовал композитор? (Высокий регистр, быстрый темп, причудливый ритм, много украшений.)
  • Верно.
  • Слайд 11 « Городские ворота в Киеве»
  • «Богатырские ворота» по эскизу В. А. Гартмана «Городские ворота в Киеве». Что напоминает эскиз ворот? (шлем богатыря)

Интонациями эта пьеса близка русским народным песням. Характер величавый, торжественный.

  • (Звучит фрагмент пьесы «Богатырские ворота».)

Слайд 12 «Два еврея, богатый и бедный».

Эти рисунки вдохновили композитора на создание своей музыкальной зарисовки, где мы можем наблюдать диалог двух евреев. Прослушайте фрагмент и расскажите о своих впечатлениях. (речь богатого – властная, грубая, а речь бедного- дрожащая, запинающаяся)

Обратите внимание на то, что музыка прозвучала в исполнении оркестра.

Существует несколько переложений этой сюиты для оркестра, но самое удачное и популярное – оркестровка французского композитора Мориса Равеля (слайд 14).

А сейчас, предлагаю выполнить творческое задание: найди пару. (слайд 13)

  • Картинки Виктора Гартмана вдохновили Мусоргского на создание музыки. И на основе музыки Мусоргского рождается новый, синтетический вид искусства – мультипликация. Д авайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» из фортепианного цикла « Картинки с выставки». (слайд 15 )
  • Многие картинки были распроданы и судьба их неизвестна, поэтому мы не можем их увидеть, но зато можем представить свои картинки с помощью музыки Мусоргского. (слайд 16) Ребята с удовольствием рисуют свои картинки по впечатлениям от музыки. Вам я тоже предлагаю в качестве домашнего задания нарисовать свою картинку.
  • «Викторина»
  • - Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)
  • - Сколько всего пьес в цикле? (Десять.)
  • - Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)
  • - Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»? (М.П. Мусоргский посетил посмертную выставку В. Гартмана. Это послужило главной идеей создания произведения “Картинки с выставки” )
  • - Есть ли версия для оркестра? (Да.)
  • - Кто сделал оркестровое переложение этой сюиты? (Французский композитор Морис Равель )

В заключение урока предлагаю разучить песню Геннадия Гладкова «О картинах».


Сюита Картинки с выставки была написана Модестом Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию.

Этот цикл можно назвать сюитой – последованием десяти самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Как каждая пьеса – музыкальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана.
Тут и яркие бытовые картинки, и меткие зарисовки человеческих характеров, и пейзажи, и образы русских сказок, былин. Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам.

Цикл начинается пьесой "Прогулка", что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин.
Произведение состоит из десяти частей каждая из которых передает образ какой-то картины.

Исп.Святослав Рихтер
Прогулка 00:00
I. Гном 01:06
Прогулка 03:29
II. Средневековый замок 04:14
Прогулка 08:39
III.Тюильский сад 09:01
IV. Быдло 09:58
Прогулка 12:07
V. Балет невылупившихся птенцов 12:36
VI. Два еврея, богатый и бедный 13:52
Прогулка 15:33
VII. Лимож. Рынок 16:36
VIII. Катакомбы.Римская гробница 17:55
IX. Избушка на курьих ножках 22:04
X. Богатырские ворота. В стольном городе Киеве 25:02


Первая картинка – «Гном». Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет в своей музыке гнома чертами человеческого характера, сохраняя при этом внешний облик сказочного и причудливого существа. В этой небольшой пьесе слышится и глубокое страдание, в ней запечатлена и угловатая поступь угрюмого гнома.

В следующей картинке – «Старый замок» - композитор передал ночной пейзаж и тихими аккордами, создающими призрачный и таинственный колорит. спокойное, зачарованное настроение. На фоне тонического органного пункта звучит печальная мелодия трубадура, изображенного на картине Гартмана. Песня сменяется

Третья картинка – «Тюльерийский сад» - резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа. Все радостно и солнечно в этой музыке. Быстрый темп, причудливые акценты передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.

Четвертая картинка называется «Быдло». На рисунке Гартмана изображена крестьянская повозка на высоких колесах, запряженная двумя унылыми волами. В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно со скрипом тащится повозка.

И опять характер музыки резко меняется: задорно и бестолково, невпопад звучат диссонансы в высоком регистре, чередуясь с аккордами, и все в стремительном темпе. Рисунок Гартмана представлял собой эскиз костюмов к балету «Трильби». На нем изображены юные ученики балетной школы, исполняющей характерный танец. Одетые птенчиками, они еще не совсем освободились от скорлупы. Отсюда и забавное название миниатюры «Балет невылупившихся птенцов».

Пьеса «Два еврея» изображает разговор богача с бедняком. Здесь воплотился принцип Мусоргского: как можно точнее выразить в музыке через речевые интонации характер человека. И хотя в этой песне нет вокальной партии, нет слов, в звуках фортепиано безошибочно можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, приниженный, просящий голос бедняка. Для речи богача Мусоргский нашел властные интонации, решительный характер которых усиливается благодаря низкому регистру. Глубоко контрастно ей речь бедняка – тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре.

В картинке «Лиможский рынок» рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы композитором разноголосый говор, выкрики, толкотня и праздничная сутолока южного базара.


Миниатюра «Катакомбы» написана по рисунку Гартмана «Римские катакомбы». Звучат аккорды, то тихие и отдаленные, будто затерявшиеся в глубине лабиринта эхо, то резкие ясные, как внезапный звон упавшей капли, зловещий крик совы… Слушая эти долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья, неясный свет фонаря, блики на сырых стенах, тревожное, смутное предчувствие.

Следующая картина – «Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ бабы-яги. Художником изображены часы в форме сказочной избушки. Мусоргский переосмыслил образ. В его музыке воплощена не красивая игрушечная избушка, а ее хозяйка, баба-яга. Вот свистнула она и понеслась в своей ступе ко всем чертям собачьим, погоняя их помелом. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью. Не даром основная тема этой картинки перекликается с музыкой из сцены под Кромами в опере «Борис Годунов».

Еще большее родство с русской народной музыкой, с образами былин ощущается в последней картинке – «Богатырские ворота». Мусоргский написал эту пьесу под впечатлением архитектурного эскиза Гартмана «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка к русским народным песням. Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный. Таким образом, последняя картинка, символизирующая мощь родного народа, естественно завершает весь цикл.

***
Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла.
На рукописи «Картинок» есть надпись «К печати. Мусоргский. 26 июля 74 г. Петроград», однако при жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Опубликованы они были лишь через пять лет после смерти композитора В. Бесселем в 1886 году, в редакции Н. А. Римского-Корсакова.

Обложка первого издания «Картинок с выставки»
Поскольку последний был уверен, что ноты Мусоргского содержат ошибки и упущения, которые необходимо исправить, то эта публикация не вполне точно соответствовала авторской рукописи, в ней было определённое количество редакторского «блеска». Тираж разошёлся, и через год вышло второе издание, уже с предисловием Стасова. Однако широкой известности произведение тогда не получило, пианисты долго от него отмахивались, не находя в нём «привычной» виртуозности и считая его неконцертным и нефортепианным. Вскоре М. М. Тушмалов (1861-1896) при участии Римского-Корсакова оркестровал главные части «Картинок», оркестровый вариант был издан, премьера состоялась 30 ноября 1891 года, и в таком виде они довольно часто исполнялись в Петербурге и Павловске, причём финал исполнялся оркестром и как отдельная пьеса. В 1900 году появилось переложение для фортепиано в четыре руки, в феврале 1903-го цикл впервые исполнил в Москве молодой пианист Г. Н. Беклемишев, в 1905-м «Картинки» прозвучали в Париже на лекции М. Кальвокоресси о Мусоргском.

Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 году свою известную оркестровку, а в 1930 году вышла её первая грамзапись.

Однако, цикл был написан именно для фортепиано!
При всей красочности оркестровки Равеля, он всё же утратил те глубоко русские черты музыки Мусоргского, которые слышны именно в фортепьянном исполнении.

И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании «Музгиза», и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов.

С тех пор, сосуществуют две традиции фортепианного исполнения «Картинок». Среди сторонников оригинальной авторской версии - такие пианисты, как Святослав Рихтер(см.выше) и Владимир Ашкенази.

Другие, как, например, Владимир Горовиц в своих записях и выступлениях середины XX века, старались воспроизвести на фортепиано оркестровое воплощение «Картинок», то есть сделать «обратное переложение» Равеля.



Фортепиано:Владимир Горовиц.Запись:1951 г.
(00:00) 1. Promenade
(01:21) 2. The Gnome
(03:41) 3. Promenade
(04:31) 4. The Old Castle
(08:19) 5. Promenade
(08:49) 6. The Tuileries
(09:58) 7. Bydlo
(12:32) 8. Promenade
(13:14) 9. Ballet of Unhatched Chicks
(14:26) 10. Samuel Goldenberg and Schmuÿle
(16:44) 11. The Marketplace at Limoges
(18:02) 12. The Catacombs
(19:18) 13. Cum mortuis in lingua mortua
(21:39) 14. The Hut on Fowl"s Legs (Baba-Yaga)
(24:56) 15. The Great Gate of Kiev

***
Картинки с выставки с песочной анимацией.

Рок-версия Картинки с выставки.

Василий Кандинский. Синтез Искусств.
Шагом Кандинского на пути к воплощению в жизнь идеи “монументального искусства” явилась постановка “Картинок с выставки” Модеста Мусоргского ”с собственными декорациями и с героями – светом, цветом и геометрическими формами”.
Это был первый и единственный раз, когда он согласился работать по готовой партитуре, что было явным свидетельством его глубочайшей заинтересованности.
Премьера 4 апреля 1928 года в Театре Фридриха в Дессау имела громкий успех. Музыка исполнялась на фортепьяно. Постановка была очень громоздкой, ибо подразумевала постоянно движущиеся декорации и меняющееся освещение зала, по поводу чего Кандинский оставил подробнейшие инструкции. Например, в одной из них говорилось, что требуется черный фон, на котором «бездонные глубины» черного должны превращаться в фиолетовые, в то время как затемнителей (реостатов) еще не существовало.

«Картинки с выставки» Модеста Мусоргского не раз вдохновляли художников на создание движущегося видеоряда. В 1963 году балетмейстером Федором Лопуховым был поставлен балет «Картинки с Выставки» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко. В США, Японии, Франции, СССР были созданы талантливые мультфильмы на темы «Картинок с выставки».

В наши дни мы можем окунуться в «синтез искусств», попав на концерт французского пианиста Михаила Рудя. В своем известном проекте «Модест Мусоргский / Василий Кандинский. «Картинки с выставки» он соединил музыку русского композитора с абстрактной мультипликацией и видео, основанную на акварелях и инструкциях Кандинского.

Возможности компьютера вдохновляют художников на создание 2D и 3D анимации. Ещё один из наиболее интересных опытов создания «движущихся» картин Василия Кандинского.

***
текст из многих источников

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
Великий русский композитор XIX века, входил в содружество композиторов «Могучая кучка».
Главным его творением являются оперы «Борис Годунов» и «Хованщина».
Однако есть у композитора произведение, поистине уникальное в мировой музыке - «Картинки с выставки» на художественные картинки В.А. Гартман (1834-1873)
У Мусоргского был друг - архитектор и художник Виктор Александрович Гартман.
В Петербурге, в просторных залах Академии Художеств, была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.
Фортепианная сюита«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»
Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок - около 3-х недель - создаёт «Картинки с выставки».
«Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным».
Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.
Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны
«Гном», «Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») , «Балет невылупившихся птенцов» - сказочные картинки;
«Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Лиможский рынок» - бытовые;
«Старый замок», «Катакомбы» - романтические.
В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола.
С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.
Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите несколько раз, изменяется и развивается.
Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный). По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.
Жозеф Морис Равель(1875-1937)
Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве.
Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок.
Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.
СЮИТА (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.
«Рассвет на Москва - реке»
Знаменитое вступление к опере «Хованщина». Это музыкальное произведение вызывает у слушателей яркие зримые картины.
Таков был замысел композитора - открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни
«Эта гениальная музыка будет восхищать нас и необыкновенной красотой своих мелодий, сердечных и распевных, как русская песня, и великолепно нарисованной композитором картиной того, как, словно борясь с уходящей ночью, рождается новый день. Нас будет в этой музыке восхищать непрерывное нарастание света: от почти полной темноты до пусть ещё не слишком яркого, но несущего с собой радость и надежды солнечного сияния.» Д.Б. Кабалевский

Портреты Мусоргского делались не часто. Это не Рембрандт, который ежегодно всматривался в себя и следил, как он меняется. Портреты Мусоргского, как правило, отражают только внешнее, нам же интересен его внутренний мир, который позволил создать ему великие музыкальные произведения.

Ранние годы

Модест Петрович Мусоргский был сыном не богатого, но родовитого помещика. Он родился в северных Псковских краях в 1839 году. Два старших брата рано умерли, и матушка Юлия Ивановна всю свою нежность и любовь отдала младшему сыну.

Близость с ней Модест Петрович сохранял всю жизнь, и позже ее смерть была для него тяжелым ударом. Маман первая учила его играть на фортепиано. От этого времени портреты Мусоргского не сохранились. Но его будущее была решена давно: мальчик будет военным.

Петербург

Закончив школу гвардейских подпрапорщиков, Модест Мусоргский начал службу в Преображенском гвардейском полку. На фотографии слева - офицер лейб-гвардии. Это 1856 год. Ему 17 лет. Молодцеватый и с прекрасной осанкой, скромный, почти ребенок, молодой человек, который еще не определил свою жизнь. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли.

Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте.

К этому времени Модест Мусоргский -одаренный музыкант. Он еще и очень образованный человек: свободно разговаривает и пишет на французском и немецком языках, читает по-гречески и на латыни. Он уже знаком с А.С. Даргомыжским и М.А. Балакиревым и написал два скерцо. Одно из них музыканту, не учившемуся в консерватории, удалось успешно оркестровать.

Под руководством Балакирева Мусоргский работал над оркестровыми партитурами, тщательно изучая их, а также производил анализ гармонии, контрапункта и формы сочинений известных композиторов, учился критически, очень углубленно их оценивать. К этому времени он оставляет службу в армии, но предъявляет к себе самые жесткие требования, не допускающие никакой распущенности.

Светский человек

Модест Петрович заботился о своем внешнем облике.

Музыкант старался, чтобы у людей складывалось впечатление о нем как о благополучном человеке. Действительно, с аккуратно причесанной волосок к волоску головы до кончиков начищенных изящных ботинок, сквозь нас смотрит ухоженный элегантный мужчина с полной невозмутимостью на лице.

В жизни это был человек с такими манерами, элегантностью, великолепной речью, остроумием и образованностью, что все женщины таяли под его обаянием. У него же была тайная любовь к женщине, чье имя он не открывал никому. Предположительно - это Н.П. Опочинина, которую он поставил на самый высокий пьедестал и посвятил ей самые лирические сочинения.

Зрелость

Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Умерла любимая женщина, и композитор безмерно страдал. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо».

Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А.А. Голенищева-Кутузова. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар.

Творческий взлет

Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Импульсивность, которая была ему свойственна, заставляла его начинать новые произведения, не доводя их до конца. Сублимируя внутреннюю силу, индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни.

Илья Репин «Портрет Мусоргского»

Модест Петрович больше не служил. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Его поместили в больницу. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М.П. Мусоргского. А 28 марта композитор скончался. Это придает портрету особую глубину и драматичность.

Больничный халат, растрепанные волосы и борода не отвлекают нас от лица совершенно больного человека. В его глазах горит блеск и светится живой ум и мысль о будущих работах, которые ему не удастся сочинить. Ведь он не думал о смерти. Репин нисколько не приукрасил композитора, а потому он получился живым и настоящим человеком.

Припухлости и морщины художник сгладил, сделал сложнейшие световые нюансы на лице и оставил нам образ, полный творческих сил и внутреннего благородства. Колорит - легкий и прозрачный. На светлом фоне лицо и фигура смотрятся особенно значимо.

Все портреты Мусоргского показывают его изменение от безукоризненного офицера и светского человека до личности, которая пришла к упадку сил.

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского»

Форма урока: урок - исследование

Цель: познакомить учащихся с образами музыки М. Мусоргского

Задачи:

Развитие эмоционально-осознанного отношения к произведениям разных видов искусства, понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания

Освоение более сложного музыкального жанра – фортепианной сюиты М.П.Мусоргского «Картинки с выставки»;

- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация Power Point «Музыкальная живопись Модеста Петровича Мусоргского».

Ожидаемый результат

Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки , творческое задание по написанию синквейна. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.

Список литературы, используемой при подготовке, в том числе ресурсов сети Интернет:

Л.А. Исаева «Учитель музыки: пути профессионального становления»: -Саратов, 2007

Примечание. В период подготовки учителем были определены помощники - «искусствоведы», которые самостоятельно выполняли исследовательскую работу: биография М. Мусоргского, история создания фортепианной сюиты М. Мусоргского «Картинки с выставки», создание симфонических произведений М. Равеля.

Ход занятия

I . Орг. момент. Приветствие.

II. Введение в тему урока

Учитель. (Поёт на песню Г. Струве «Музыка»):

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое эта музыка,

Расскажите мне скорей.

Школьники (по знаку учителя) продолжают:

Птичьи трели – это музыка,

И капели – это музыка,

Есть особенная музыка

В тихом шелесте ветвей.

Учитель. Какую тему полугодия мы сегодня будем продолжать на нашем уроке? (Связь музыки с изобразительным искусством). Сегодня нас ждёт встреча с творчеством великого русского композитора Модестом Петровичем Мусоргским.

Хочу сказать, что мне особенно дорог этот композитор – когда – то я училась в музыкальной школе имени М.П. Мусоргского; возле этой школы в г. Великие Луки установлен памятник великому русскому композитору. Сегодня мы должны исследовать музыкальные произведения великого русского композитора Мусоргского и дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (может, но нужно доказать)

Учитель. Мои помощники - «искусствоведы» представят проделанную работу. Самые значимые сведения урока вы, ребята, должны отразить в «Дневнике урока». Давайте рассмотрим этот дневник и определим этапы нашего урока.

Учитель комментирует предстоящую работу - заполнение таблицы (см. Приложение к уроку), составление синквейна, и в конце урока учащимся предстоит отразить своё отношение к проделанной работе на уроке.

III. Основная часть урока.

Ребята, вы уже знакомы с именем Мусоргского. Что вы можете о нём рассказать? (Композитор XIX века, входил в содружество «Могучая кучка»

Давайте узнаем интересные факты биографии этого композитора

Выступление «искусствоведов»:

Биография М.П. Мусоргского:

1) Модест Петрович родился в деревне Карево Торопецкого уезда Псковской губернии, но большую часть времени он проводил в Наумове (в 3 километрах от Карева), в имении Чириковых, родственников матери.

Первой учительницей музыки будущего композитора была его мать Ю.И.Мусоргская (Чирикова).

"Мусоргский в Кареве провел первые свои 10 лет и на всю жизнь остался по глубоким впечатлением той народной жизни, тех сцен и типов, которые окружали его", - писал музыкальный критик В.В.Стасов в конце 19 века.

М.П.Мусоргский неоднократно приезжал в родные места. Здесь он работал над оперой "Борис Годунов", написал многие романсы.

В деревне Наумово сохранились остатки усадьбы Чириковых: барский дом, каменное здание оранжереи, часть старого парка, полузаросший пруд, обсаженный елями.

В доме-музее Мусоргского проходят традиционные музыкальные праздники, посвященные композитору, на которые приезжают знаменитые оперные певцы.

2). М. П. Мусоргский закончил Школу гвардейских подпрапорщиков . Затем недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку , потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.

Музыкальный кружок Балакирева оказал большое влияние на творческое развитие Мусоргского. Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.

Композитор прожил очень короткую, яркую жизнь, но в ней было много страданий и одиночества. Не было семьи, детей. Умер Мусоргский в 42 года в Николаевском военном госпитале, похоронен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре.

2). М.П. Мусоргский создал произведение, поистине уникальное в мировой музыке фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Узнаем историю создания этого произведения.

Выступление искусствоведов.

  1. У Мусоргского был друг – архитектор и художник Виктор Александрович Гартман. В Петербурге, в залах Академии Художеств была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.

Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки».

«Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор Стасову. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным».

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

2 ученик. Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны:
«Гном»,
«Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга») ,
«Балет невылупившихся птенцов» -
сказочные картинки;

«Ссора детей во время игры», «Быдло»,
«Два еврея»,
«Лиможский рынок» -
бытовые;

«Старый замок»,
«Катакомбы» -
романтические .

В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.

Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите 4 раза, изменяется и развивается.

Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный).

По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.

Вывод: что же такое сюита?

СЮИТА (с фр. Suite - «ряд», «последовательность») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла

  1. ) Слушание. Музыка М. Мусоргского «Прогулка», «Баба Яга». «Балет невылупившихся птенцов»

Работа в Дневниках.

3) Работа в группах.

Написание синквейна к произведениям (1, 2, 3 группа соответственно создают синквейны «Прогулка», «Баба Яга», «Птенцы»)

Выступление учащихся, зачитывание синквейнов.

Слушание. Музыка М. Мусоргского «Старый замок»

Анализ музыкального произведения. Работа в Дневниках.

3). Мусоргский сюиту написал для фортепиано. Как вы думаете, м ожет ли музыка обогащаться?

Выступление искусствоведов.

Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве.

Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок.

Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель в 1922 году.

Что мы знаем о симфоническом оркестре?

Слушание. Музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота»

Анализ. Вывод: образ Родины раскрывает прозвучавшая музыка.

III. Подведение итогов урока.

Учитель. Сегодня мы исследовали произведения Мусоргского

Сделаем вывод, какие образы были раскрыты в сюите «Картинки с выставки»?

  1. Образ прогулки
  2. Образ Бабы Яги
  3. Образ птенцов
  4. Образ старого замка
  5. Образ богатырских ворот

Теперь вы готовы дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины? (Музыка может «нарисовать» природу звуками, слушая музыку, мы представляем картины и образы)

О каком композиторе мы сегодня говорили? Какие музыкальные произведения прозвучали на уроке?

Учащиеся отмечают и оценивают урок в «Дневнике» и сдают свои работы на проверку.

Домашнее задание: нарисовать рисунок к любому из прозвучавших произведений Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».

ДНЕВНИК УРОКА

«Музыкальная живопись

Модеста Петровича Мусоргского»

Фамилия, имя ____________________________________________

Название произведения

Какой характер

У произведения, какое настроение вызывает

Какое развитие имеет музыка? Как изменяется?

(Начало произведения, средняя часть, финал)

Какой образ создаёт музыка?

Какие изобразительные свойства имеет музыка?

Твой ответ:____________________________________________

Сюита -это_________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ СИНКВЕЙНА

1 строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.

2 строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.

3 строка - три глагола: действия, которые производит существительное.

4строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.

5 строка – одно слово – существительное - ваши ассоциации, вывод, резюме.

ПРИДУМЫВАЕМ СИНКВЕЙН!

1___________________________________________________________________

  1. У меня были трудности на протяжении всего урока