Путин: Русский народ оказался самым большим разделенным народом мира. Самый большой разделенный народ


Статья первая: Постановка проблемы и формы разделения

От автора. Представленные в этой статье размышления о русских как разделенном народе впервые были тезисно обнародованы мной в Республике Крым на состоявшемся 4 июня 2016 г. пленарном заседании II Ливадийского форума «Русский мир: проблемы и перспективы». Я считаю важным и особо символичным то, что содержательная дискуссия по данной проблеме начала развиваться здесь, на земле русского Крыма. Тем более, впервые в 2014 г., сразу после Воссоединения, именно в Ливадии я предложил рассматривать данную площадку как возможный интеллектуальный центр для обсуждения насущных проблем разделенного русского народа. Значим тот факт, что на II Ливадийском форуме данная проблема уже обсуждалась при участии председателя Совета Федерации, высшего руководства Республики Крым и приглашенных руководителей народных республик Донбасса.

Воссоединение Крыма с Россией стало первым со времен краха СССР случаем восстановления утраченного ранее единства русских. Причем - воссоединения вместе с территорией, что особенно важно подчеркнуть, так как в саму возможность этого вне Крыма верили немногие. Даже накануне этого события находились «эксперты», «политологи» и «лидеры общественного мнения», которые, если и говорили о потенциальном возвращении Крыма в состав России, то делали это не иначе как с иронией, считая это попросту невозможным. Но невозможное стало возможным на основе соединения двух равновеликих факторов - массовой поддержки идеи воссоединения народом русского Крыма и наличием политической воли высшего руководства России при массовой поддержке русскими в России. Не случайно, именно в знаменитой «Крымской речи» Владимир Путин впервые с официальной трибуны заявил о русских как разделенном народе, имеющем право на воссоединение. Напомним эти слова:

«Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделённым народом в мире... Российское государство, что же оно? Ну что, Россия? Опустила голову и смирилась, проглотила эту обиду. Наша страна находилась тогда в таком тяжёлом состоянии, что просто не могла реально защитить свои интересы. Но люди не могли смириться с вопиющей исторической несправедливостью».

Казалось бы, после этого выступления представители российского «экспертного сообщества», особенно в его патриотической части (впрочем, кто у нас сегодня не «патриот»?) должны были тут же теоретически развить президентские идеи и предложить механизмы практического их применения... Ведь Президент сказал то, что на протяжении более 20 лет твердили многочисленные и очень разные русские интеллектуалы - от Валентина Распутина до Александра Солженицына, от Натальи Нарочницкой до Александра Проханова, от Виталия Третьякова до Валерия Мошева...

Но прорыва, как ни странно, не произошло... Более того, очень быстро стали шептаться о том, что, мол сказано это было в «крымском контексте», и, конечно - «не нужно будировать русскую тему», или «вы же понимаете, ЧТО сейчас происходит на Донбассе», а потом «Новороссию слили, какой там разделенный народ...»...

И вновь лишь немногие знали и помнили, что и задолго до «крымского контекста» Путин говорил о том же, что его слова - не случайность, не политическая импровизация, а внутренняя убежденность:

«Что такое распад Советского Союза? 25 миллионов граждан Советского Союза, этнически русских, оказались за рубежами новой России - о них же никто не подумал. 25 миллионов - это крупная европейская страна. В каком положении они оказались - в положении иностранцев? А их кто-нибудь об этом спросил?...

25 миллионов оказались за границей без средств к существованию, в условиях растущего национализма, в условиях, когда они не могли приехать в новую Россию, на свою историческую родину, не могли общаться со своими родственниками, потому что у них даже не было денег на то, чтобы купить билет на поезд или самолет. У них нет квартир в России. Им негде жить, негде работать. Это разве не трагедия?... Конечно, трагедия, еще какая!» .

Сказано это Президентом России в декабре 2007 года в интервью журналу TIME. Помимо прочего, говоря о 25 миллионах русских, оказавшихся за рубежами России, Путин проронил фразу: «Мы не выпячиваем это сегодня, не говорим об этом. Но ведь это так...». Стоить напомнить, что это интервью давалось еще по горячим следам «Мюнхенской речи», когда Россия лишь начала говорить то, что раньше «не выпячивала»... но спустя 7 лет то, что было впервые обозначено в Мюнхене, уже в полный голос и практически было заявлено и реализовано в Крыму.

И еще, по поводу «крымского контекста»... Из интервью Президента американскому журналисту Чарли Роузу для телеканалов CBS и PBS 29 сентября 2015 г. накануне 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке:

«В одночасье за границами Российской Федерации оказались 25 миллионов русских людей... Они жили в единой стране, вдруг оказались за границей. Представляете, сколько проблем возникло? Бытовые вопросы, разъединение семей, экономические проблемы, социальные проблемы - просто не перечислить всего. А вы считаете, что это нормально, что 25 миллионов русских людей оказались вдруг за границей? Русские оказались самой большой разделённой нацией в мире сегодня. Это не проблема? Для вас нет, а для меня - проблема» .

Ну, и наконец, менее месяца спустя, 22 октября 2015 года, на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай»:

«В результате распада СССР 25 миллионов этнических русских оказались за рубежом помимо своей воли и, как у нас в народе говорят, в одночасье. Повторю тезис свой о том, что русский народ оказался самым большим разделённым народом в мире, и это, безусловно, трагедия».

Думаю, нет смысла дальше доказывать, что путинский тезис о русских как разделенном народе не является «случайным». На мой взгляд, это вообще одно из главных заявлений Владимира Владимировича со времен начала его правления на рубеже веков.

И, безусловно, этот тезис должен быть экспертно проработан, развит и воплощен в конкретные практические действия, в том числе и связанные с изменением ранее исповедовавшихся подходов по работе с русскими, оказавшимися за пределами России.

Первым шагом в этом направлении, на мой взгляд, должно стать раскрытие самого тезиса о русских как разделенном народе. Иначе говоря - что мы понимаем под этим понятием? В чем заключается данное разделение и в каких формах оно проявляется?

Прежде всего, необходимо оговориться, что я исхожу из традиционного понимания русских как народа, состоящего в своей основе из трех восточно-славянских ветвей - великороссов, малороссов и белорусов, а также представителей других народов, принявших русскую культуру и считающих себя русскими.

Первым сокрушительным ударом по единству русского народа необходимо признать его искусственное разделение в советские годы на три отдельных этноса: русских (бывших великороссов), украинцев (бывших малороссов) и белорусов. Закрепление в общественном сознании и политической практике, данного разделения не является препятствием для целенаправленной и последовательной работы по восстановлению традиционного общерусского единства.

Разделенное состояние русского народа на современном этапе проявляется, на мой взгляд, в следующих формах:

  1. Политическое разделение. Русские, ставшие в результате распада СССР гражданами других государств, в силу объективных причин, даже несмотря на факты дискриминации их национальных прав, преимущественно воспринимают именно эти государства в качестве «своих». Этому способствует и целенаправленная политика политических режимов стран их проживания, направленная на формирование политической лояльности, а в конечном счете - на ассимиляцию русских.
  2. Разделение семей. Множество русских семей оказались разрезаны государственными границами. Широко распространенным стало явление, когда дети, в силу большей мобильности, оказались в России, родители - остались в бывших национальных республиках. Наличие границ, в ряде случаев - визового режима, затрудняют общение родственников между собой, способствует разрыву семейных связей. Нынешняя ситуация на Украине является примером того, как между ближайшими родственниками проходит радикальное политико-идеологическое размежевание, вплоть до участия в гражданской войне по разные стороны конфликта.
  3. Идеологическое разделение. Формирование в республиках бывшего СССР этнократических режимов опиралось на историческое мифотворчество, во многом носящее русофобский и антироссийский характер. Глубоко внедренное в систему образования и пропаганды оно направлено, в том числе, на формирование негативного восприятия России проживающими в этих странах русскими, формирование из них особых, отличающихся от российских русских, групп, как то «казахстанские русские», «европейские русские», или же полное забвение какой-либо связи с русскими и Россией, как это происходит на Украине.
  4. Информационное разделение. Этому же активно способствует информационная политика государств проживания зарубежных русских. Во всех странах наблюдается общая картина использования масс-медиа в целях ассимиляции русского населения. СМИ, пытающиеся отстаивать права и законные интересы русских общин, а тем более - способствовать формированию общего информационного пространства России и Русского мира, сознательно маргинализируются. Наблюдается ограничение, а нередко - и запрет вещания российских СМИ, прежде всего -ТВ-каналов новостного и просветительского формата. Ряд стран (страны Прибалтики, Украина) фактически находятся в состоянии информационной войны с Россией, сознательно демонизируя образ России и русских.
  5. Языковое разделение. Вытеснение русского языка из всех сфер общественной жизни, включая образование и СМИ, приводит к катастрофическому падению уровня знания русского языка русской молодежью, вытеснению его в бытовую сферу и даже образованию региональных «новоязов» на основе русского. Одновременно русский язык из фактора консолидации целенаправленно превращается в фактор разделения - «русскоязычие» превращается в антипод «русскости», информационно-пропагандистская антирусская деятельность на русском языке является самой эффективной и разрушительной (пример - оба киевских «майдана» (2004 и 2013-2014 гг.) были преимущественно русскоязычными).
  6. Религиозное разделение. Несмотря на ряд позитивных тенденций, связанных с усилением роли православной церкви в жизни русских общин, деструктивные процессы наблюдаются также в религиозной сфере. Они связаны с активным прозелитизмом среди русских в постсоветских республиках агрессивных тоталитарных сект протестанского и иного толка, тенденциями перехода русских в ислам, в том числе - в его радикальные течения. Особое беспокойство вызывают раскольнические процессы в православной среде, прежде всего - на Украине: выделение неканонических «церквей» с самозванными «патриархами», насильственные захваты храмов Московского патриархата и даже факты убийства священников.
  7. Культурно-цивилизационное разделение. Все вышеперечисленные факторы, в конечном счете, на фоне усилившейся в начале ХХI века геополитической и цивилизационной конкуренции свидетельствуют о явно выраженных тенденциях по «растаскиванию» русских по локальным региональным субкультурам, вписанным в крупные цивилизационные образования, чаще всего являющиеся враждебными (или по крайней мере - конкурентными) по отношению к православной русской цивилизации. Так, в Странах Прибалтики наблюдаются процессы образования субкультуры «европейских русских», на Украине - агрессивно-русофобствующей группы «русскоязычных украинцев» (по сути - бывших русских), в Центральной Азии - различных групп «азиатских русских», занимающих подчиненное положение в окружающей исламском мире.

Обозначенные формы разделения не исчерпывают темы, но, на наш взгляд, обозначают основные проблемные места в контексте перспектив восстановления утраченного русского единства.

В свою очередь, говорить о перспективах воссоединения мы можем лишь при условии того, что вышеобозначенные разделения не являются фатальными, что русские как народ не утратили стремления к единству, что русские в России и в других странах проживания ощущают себя единым, искусственно разделенным, народом и стремятся к воссоединению. И прошедшие 25 лет после распада СССР подтверждают, что, несмотря на все проблемы, русские не только не утратили стремления к единству, а, напротив, переживают сегодня подъем национальной консолидации поверх искусственно навязанных границ.

О том, что дает основания для столь оптимистических оценок - в следующей статье.

Примечания

1. Президент России. Обращение Президента Российской Федерации // http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603

2. Президент России. Интервью журналу «Тайм» // http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/24735

3. Президент России. Интервью американскому журналисту Чарли Роузу для телеканалов CBS и PBS // http://www.kremlin.ru/events/president/news/50380

4. Президент России. Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» // http://www.kremlin.ru/events/president/news/50548

Пантелеев Сергей Юрьевич , Директор Института Русского зарубежья

(транснациональные этнические группы)

Народы (этносы), территории расселения которых разделены государственными границами. Например, уйгуры проживают в КНР, на территории Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркмении.

  • - представители коренных этнических общностей, издревле населяющих республику Дагестан...

    Этнопсихологический словарь

  • - представители коренных наций республик Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджана (см. Азербайджанцы, Армяне, Грузины, - длительное время входившие в состав России и вместе с ее народами прошедшие длительный путь...

    Этнопсихологический словарь

  • - три родственных народа, близкие в языковом и культ. отношении: русские, украинцы, белорусы. Выделились из единой древнерусской народности...

    Уральская историческая энциклопедия

  • Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

  • - группа народов, в которую входят: кадугли-кронго, тумтум, коалиб, тегали-тагой, талоди, катла. Общая численность 700 тыс. чел. Проживают на территории Судана. Говорят на кордофанских языках...

    Современная энциклопедия

  • - в международном праве понятие, означающее народы, обитавшие на своих землях до прихода туда переселенцев из других районов. Это, напр., американские индейцы, австралийские аборигены...

    Словарь юридических терминов

  • - термин, вошедший в международно-правовой лексикон с принятием в 1957 г. Конвенции МОТ N 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. История...
  • - см. Кавказский...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Номады...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - условное название коренного населения приполярной зоны Северного полушария...

    Большая Советская энциклопедия

  • - группа народов в Судане. 600 тыс. человек. Кордофанские языки. Верующие - мусульмане-сунниты...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Народы, территории расселения которых разделены государственными границами. Например, уйгуры проживают в КНР, на территории Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Туркмении...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - И ЯЗЫКИ индогерманск. происхождения - греки, римляне; романские, славянские, германские племена: происходят от арийцев...
  • - И ЯЗЫКИ распространенные по большей части Азии и почти всей Европе, принадлежат к Кавказскому племени, обнимающему индейцев, персов, греков, римлян, германцев, славян и кельтов...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - НОМАДЫ ИЛИ народы, живущие скотоводством, переходя с места на место со своими стадами...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Разделенные народы" в книгах

Разделенные близнецы

Из книги Волчий паспорт автора

Разделенные близнецы В 1986 году я летел на советском пограничном вертолете над Беринговым проливом – над этой узенькой полосочкой воды между Америкой и Россией. По Берингову проливу плыли льдины – большие и маленькие, похожие то на белых медведей, то на мраморные

Разделенные близнецы

Из книги Волчий паспорт автора Евтушенко Евгений Александрович

Разделенные близнецы В 1986 году я летел на советском пограничном вертолете над Беринговым проливом - над этой узенькой полосочкой воды между Америкой и Россией. По Берингову проливу плыли льдины - большие и маленькие, похожие то на белых медведей, то на мраморные

XL РАЗДЕЛЕННЫЕ ДУШИ

Из книги Поэтический мир прерафаэлитов автора Моррис Уильям

XL РАЗДЕЛЕННЫЕ ДУШИ Две немоты, разъятые стеной, Что общий голос обрести могли; Глаза во тьме от милых глаз вдали, Как звезды посреди глуши лесной; Рука, разъединенная с рукой, Сердца в огне, пылающие врозь; Тела, которым слиться не пришлось, Как берегам над

III. Пранароды, культурные народы, феллахские народы

Из книги Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2 автора Шпенглер Освальд

Пять первичных языков древней Британии. Какие народы говорили на них и где эти народы жили в X–XII веках?

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Пять первичных языков древней Британии. Какие народы говорили на них и где эти народы жили в X–XII веках? На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщается важная информация:«На этом острове (т. е. в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (English),Британский или

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли

Из книги Очерки истории цивилизации автора Уэллс Герберт

Глава четырнадцатая Народы моря и народы торговли 1. Первые корабли и первые мореплаватели. 2. Эгейские города в доисторическую эпоху. 3. Освоение новых земель. 4. Первые торговцы. 5. Первые путешественники 1Человек строил корабли, конечно же, с незапамятных времен. Первые

12. Пять первичных языков древней Британии Какие народы на них говорили И где эти народы жили в XI–XIV веках

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

12. Пять первичных языков древней Британии Какие народы на них говорили И где эти народы жили в XI–XIV веках На первой же странице Англо-Саксонской Хроники сообщаются важные сведения. «На этом острове (то есть в Британии - Авт.) было пять языков:Английский (ENGLISH),Британский

Разделенные океаном

Из книги Адрес - Лемурия? автора Кондратов Александр Михайлович

Разделенные океаном Мы начали нашу книгу с того, что назвали Индийский океан «океаном четырех континентов». Давайте посмотрим на его карту еще раз. Антарктида - материк необитаемый, если не считать научно-исследовательских станций. Африку недаром называют еще «черным

Данные, разделенные запятыми (CSV)

Из книги Технология XSLT автора Валиков Алексей Николаевич

Пять первичных языков древней Британии Какие народы говорили на них, и где эти народы жили в XI–XIV веках?

Из книги Русь. Китай. Англия. Датировка Рождества Христова и Первого Вселенского Собора автора Носовский Глеб Владимирович

Пять первичных языков древней Британии Какие народы говорили на них, и где эти народы жили в XI–XIV веках? На первой же странице Англо-Саксонской хроники сообщается важная информация:«На этом острове (Британии. - Авт.) было пять языков:Английский (English),Британский или Велш

Удачно разделенные друзья

Из книги Творчество в рамках автора Голденберг Джекоб

Удачно разделенные друзья «Если кого-то интересует, большая часть содержимого моей личной страницы на Facebook открыта для просмотра всеми желающими. Есть там и закрытая информация, но я не вижу смысла скрывать свои фотографии с друзьями, членами семьи или плюшевым

ГЛАВА 15 Разделенные фантазии

Из книги Гармоничная пара [Что происходит, когда Желанная Женщина встречает Желанного Мужчину] автора «С» Doctor

ГЛАВА 15 Разделенные фантазии Я знаю молодого человека, который, занимаясь любовью с женой, воображает будто он занимается любовью с мальчиком (когда он подходит к ней со спины). Нет, у него никогда не было гомосексуального опыта и я уверен, что он пробежит не меньше мили,

Разделенные одним языком

Из книги Русский язык на грани нервного срыва автора Кронгауз Максим Анисимович

Разделенные одним языком Название «разделенные одним языком» – перифраза одного очень известного и загадочного английского афоризма. Загадочного потому, что, несмотря на известность, для него не существует единой канонической формы и нет согласия по поводу авторства.

Развод и разделённые семьи

Из книги Уроки жизни автора Конан Дойль Артур

Развод и разделённые семьи «Таймс» 8 сентября 1917 г.Милостивый государь!Доктор Джонсон заметил как-то, что более всего раздражает нас спорщик, который, когда ему скажут: «Сад не плодоносит», непременно докажет, что пять яблок в этом саду всё-таки выросло. Профессор Уитни,

РАЗДЕЛЁННЫЕ ЦАРСТВА

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

РАЗДЕЛЁННЫЕ ЦАРСТВА Северное и Южное царства: Израиль (*Ефрем) и Иудея, на к–рые в 931 до н.э. распалась единая Давидова держава (см. ст. Разделение

Как соединить самый разделённый – русский – народ и при этом не угробить его?

Животрепещущую тему, однако, подняло происшествие с задержанием в Шереметьево российской студентки и одновременно «негра» Латвии. За последующие 2 недели интернет-сообщество отстрелялось более чем сотней разнообразных статей, где так или иначе затрагивается проблема самого разделённого народа в мире – русского народа – и предлагаются самые разнообразные решения сложившейся ситуации.

Одним из последних крупным калибром грохнуло , объявив о желании предоставить безвизовый режим для всех неграждан Прибалтики (этнических русских ), чем ещё больше сделало свою позицию противоречивой, а действия – непоследовательными.

Винить российское руководство в отсутствии внятной политики по национальному – русскому – вопросу считаю недальновидным и глупым, ибо власти до сих пор не определились даже по отношению к русским , живущим на территории РФ и имеющим российский паспорт . Но определяться рано или поздно всё равно придётся, потому что отсутствие собственной инициативы в таких вопросах является просто передачей инициативы геополитическому противнику. Поэтому просто порассуждаем, каким может быть это решение?

В ходе спонтанного всеинтернетного обсуждения выкристаллизовались два основных предложения:

1) Переселить всех патриотов на территорию РФ, а тех, кто не переселился, считать врагами.

2) Восстановить границы Империи, попутно надавав по щам англосаксам и прочим варварам.

Рассмотрим эти варианты повнимательнее

А) Предположим, что вот прямо завтра будет объявлена репатриация по типу репатриации всех фольксдойче в 1939, и все этнические русские в едином порыве ссыпались на этническую Родину,

Первый вопрос: а что будем считать этнической Родиной русских? Вся Прибалтика, например, устлана русскими могилами. Ещё в 1203 году, когда Рига была только зародышем, земли будущей Ливонии были удельным княжеством Вячеслава Рюриковича – легендарного .

Затем – в 1721м – за эту же землю было щедро заплачено из российской казны шведской короне. Отсюда – из своего имения в Изелькалнс – уходил на свою последнюю войну герой 1812, генерал от кавалерии Яков Кульнев. Ну и мой прадед – императорский гвардеец – похоронен тут же…

И вдруг кто-то решил, что всё это – неважно и русские тут – пришельцы и поэтому всем русским надо срочно валить, о чём круглосуточно поёт хорошо слаженный хор мальчиков-зайчиков из числа титульных прибалтийских националистов и квасных российских патриотов, которым постоянно хочется задать вопрос: «А у вас, типа патриоты, есть какая-то гарантия, что завтра любой другой региона современной РФ не будет объявлен неРоссией?»

Общаясь ежедневно с нашими западными партнёрами, я вот вижу, что они совсем не собираются останавливаться на достигнутом. С 1917-го они уверенно и последовательно отгрызают от России по кусочку, и их очень даже вдохновляет 100-летний результат.

2. А что будет с современной Россией, если вдруг на её территорию ссыплется 60 млн . соотечественников? (а именно проживает за пределами РФ). Что произойдёт, если в Россию ломанётся 3 Москвы… или 12 Петербургов… или 40 Новосибирсков?

Мне одному кажется, что это будет гуманитарная катастрофа?

Ну нет сейчас в России ни рабочих мест, ни инфраструктуры, которые бы могли справиться с такой оравой соотечественников. Нет и не будет, пока не поменяется парадигма развития на ту, которая требует резкого роста народонаселения. Кстати, я лично не считаю, что принятие такой парадигмы будет результатом гениальной мудрости и воли какого-нибудь правителя. Нет, всё произойдёт (и уже происходит), подчиняясь непреклонной логике развития обстоятельств, которая, как всегда, сильнее логики намерений.

Б) Не меньше проблем будет и при реализации второго предложенного сценария. Даже больше. Даже если он будет реализовываться по крымскому варианту. Кстати, повторение крымского варианта не просто вероятно. Судя по динамике событий в Европе, оно вскоре рискует стать особо модным трендом.

Пока «наши западные партнёры» пытаются спихнуть неликвидные убыточные территории и их население на содержание России, спровоцировав конфликт и вынудив РФ их оккупировать и (или) аннексировать. По их сценарию, таким образом проще всего обескровить РФ и оттяпать затем гораздо больше, чем отдали…

Но если Россия и дальше не будет вестись на провокации, а «нашим западным партнёрам» в ближайшее время не удастся никого ограбить, задиристые эскапады с постоянным пробиванием России на «слабО» и требованиями «больше компенсаций, хороших и разных», гарантированно сменятся на заунывные причитания о тяжёлой доле «под игом англосаксов», ностальгическими воспоминаниями о «дружбе народов» и предложениями дружить домами, причём исключительно за российский счёт .

Так вот этот вариант – тоже совсем не айс, потому что России сегодня категорически не хватает мощностей для равномерного и поступательного развития собственного обрубка бывшей империи. Очаговое развитие отдельных территорий РФ, на которое хватает сегодня российских мощностей, и так создаёт определённое внутреннее напряжение с противостоянием Москвы и «замкадья», мегаполисов и провинций, а крохотный Крым уже потребовал активации всех имеющихся резервов, и не дай Бог к этим территориям присовокупить новые – грыжа материализуется неизбежно, как заход Солнца.

Значит ли это, что ситуация патовая, и любой следующий ход только ухудшает существующую позицию? Значит ли это, что любой вариант воссоединения самого разделённого народа мира является заведомо проигрышным?

Отнюдь нет. Просто нам с завидным постоянством демонстрируют исключительно проигрышные варианты, стыдливо обходя вниманием все остальные, существующие отнюдь не в единственном экземпляре. Продолжение следует, где я собираюсь поднять жутко конфликтную тему: «Какие русские нужны России?»

Русские немцы между Россией и Германией

Сначала думал ограничиться цитатой, но вот не выдёргивалась она из текста так, чтобы не искажался смысл. Поэтому решил публиковать весь текст, как приложение (не путать с продолжением) к предыдущему посту: «Как соединить самый разделённый – русский народ – и при этом не угробить его?»

Там машин с номерами ЕС больше, чем местных», «Азово жирует на германские деньги», «В Азово все говорят по-немецки» – три мифа гуляют по Сибири об омской деревне Азово. И хотя немецкую речь услышать там непросто, но вот факт – от 5 до 9 тысяч немцев в год (по разным данным – ФМС России и МВД ФРГ) уезжают из Германии в Россию . Из них до двух-трёх тысяч в год едут в Гальбштадт Алтайского края и в Азово Омской области, где воссозданы немецкие автономные районы.

«Что немцу gut , русскому немцу – обхохочешься»

Как и зачем репатрианты возвращаются – узнаем в самом быстрорастущем немецком районе Сибири – Азовском немецком национальном муниципальном районе (АННМР).

Дом старосты села Привальное Юрия Беккера типично немецкий. Так строили его предки, основавшие село в ХIХ веке: сруб под общей крышей со всеми хозпостройками. Двор встречает по-сибирски – колодцем из белого кирпича. У колодца уют ломает чёрный плуг.

– У знакомого купил, – Юрий Иванович показывает на плуг, – он его хотел на металлолом сдать. Я бы «до Германии» тоже сдал. А вернулся – и не могу.

В немецком Ольденбурге с 2005 года он выдержал «вечность» – неполных пять лет.

– Я местный, тут Беккеров как Ивановых. Уехал, потому что все уезжали. Жена плакала, у неё там вся родня, и я сдался. Как-никак историческая родина. Старался прижиться. Траву на гольф-полях косил, почту носил, камины топил. Жене поставил условие – без земли мне нельзя. Но кто знал, что деревенской жизни в Германии нет , а то, как они её понимают, это – издевательство.

Что ни сделаю – штраф . Участок земли должен быть стандартным – газон не выше обозначенной отметки, огурцы, лук и помидоры сажать можно только на четверти площади. Я высадил чуть больше – штраф . Хотел завести, как дома, кур – меня в полицию вызвали. Нарушитель. У нас вон вышел за деревню, и все ягоды-грибы твои, а там надо билет купить. То же самое с рыбалкой. Сами немцы на рыбалку или в лес ездят в Нидерланды или во Францию, так дешевле. Попробовал высадить на участке вишню, смородину, малину, со мной перестали соседи здороваться .

Полицейский объяснил: «Ягоды и фрукты мы покупаем, в саду они растут для птиц». Я думал, он шутит, а он выписывает штраф . За то, что я посадил слишком много плодовых и в своём саду собираю ягоды.

Мысль о том, что «надо делать ноги» Беккера часто мучила, но доконала, когда увидел зарёванную племянницу. Она, гордость семейного клана, готовилась в ВУЗ. Педагоги хвалили её за учебу: «Gut, gut» . Девушка получила аттестат, но выяснилось, что он не даёт права поступления в университет. Она в слёзы, учителя не понимают, в чём дело: бакалавр – тоже высшее образование, пусть двухгодичное и без права заниматься наукой.

– Там как: с колен чужака поднимут, но на ноги встать не дадут, – хмурится Беккер. – Вот и выходит, что немцу «gut» , русскому немцу – обхохочешься.

Но и в Привальном Беккера не узнали, он тоже не узнал Привальное.

Клуб зарос бурьяном, тротуары почти исчезли как вид, на стадионе пустырь. Он, потомственный – отец, дед и он – сельский староста, где с фермерами договорился, где на общественных началах расчистил стадион, скосил бурьян у клуба, теперь пытается вернуть селу тротуары.

В соседнем Азово встретил приехавшего погостить из Германии Владимира Наймана, бывшего старосту Азово, когда-то придавшего селу образцово-показательную «немецкость» – с тротуарами и скошенными газонами. Когда Найман собрал чемоданы и вслед за детьми эмигрировал, за ним незаметно и тротуары съехали. И вот бывший староста на лето приехал в гости. Но он уклонился и от разговора с Беккером, и от интервью.

– Не хочу очернять ни Россию, ни Германию, – просит понять его Владимир Найман. – Россия мне дала всё – образование, карьеру, она меня «сделала». Германия моим детям и внукам даёт всё. Я не слепой, но не могу лезть с критикой. Кто я такой?

Примерно теми же словами от объяснения причин своего отъезда и возвращения отказывались целые семьи – Лихтенвальдов и Майеров в Цветнополье, Квиндтов, Люфтов и Нецелей в других сёлах.

Юрию Беккеру тоже трудно словами объяснить, почему он вернулся. На четыре годовых зарплаты в Германии он смог купить дом и участок у своего брата в Привальном. А здесь его зарплаты в МЧС, даже за несколько десятилетий, не хватит на скромный домик.

– Поймите, там мы иностранцы, здесь ими стали, – просит Беккер. – Надо лепить новую жизнь. Кто-то всё обрубает, как я, кто-то зависает между двумя странами. Кто-то хитро «рискует» оформить пенсии в двух странах, хотя за это можно нарваться на штраф в 11 тысяч евро. Кто-то просто возвращается к детям. Кому охота в старости оказаться в доме для престарелых? У кого-то бизнес в двух странах и нет желания «светиться» из-за санкций. А я вот, хоть и немец, не выучил там немецкий язык

Хочу в Россию дояркой

Въезд в Азово будто граница Евросоюза с Сибирью. Вид открывает улица Российская, а смотрит она на мир глазами коттеджей в баварском стиле. Над ними, словно ратуша, возвышается комплекс жилых трёхэтажек. Готика их башен и тронутая патиной зелень крыш сбивают с толку: это Бавария или Сибирь?

Улицы ещё незаселённых коттеджей и инфраструктура городка – от гимназии, больницы и до спорткомплекса и очистных сооружений – дар Германии российским немцам , создавшим в 1992 году свой автономный район в Азово. Но в разгар стройки, в 1995 году, началась массовая эмиграция российских немцев в Германию: почти 65-процентный немецкий район остался им лишь на 30%. Мог и ещё ужаться, но его немецкий облик спасли немцы – переселенцы из Казахстана и Киргизии.

В основном они и живут в еврогороде.

– Обложка, – скептически щурится на блики от крыш «ратуши» Ульяна Ильченко, – а я вот на неё купилась. Дом в Казахстане продала, долгов у братьев в Германии набрала. А живу – не похвалишься: крыша течёт, стены пошли по швам… Недострой, он и на евро, недострой .

И возвращенцы из Германии на «баварские» коттеджи и зелёную «ратушу» реагируют с ухмылкой. Бюджетные вложения из ФРГ закончились к 2005 году. Бывший глава администрации АННМР Виктор Саберфельд , подозреваемый в махинациях земельными участками, ходит под уголовным преследованием. Цены на «немецкую» недвижимость взлетели так, что жильё-мечта многим не по карману.

Наконец, взаимные санкции между Россией и Германией с 2014-го заморозили очередной транш 2016 года на автономию – 66,3 миллиона рублей от России и 9,5 миллионов евро от ФРГ. А число «возвращенцев» всё равно растёт вопреки. В 2015 году вернулись больше тысячи человек, в 2016-м – 611, около 50 человек приезжали на разведку. Сейчас в администрации района лежит 21 заявка на переселение из Германии.

А ещё те, кто уехал, пишут письма.

– Выбирайте любое, – показывает на стопку конвертов заместитель главы АННМР Сергей Берников и внимательно следит за развёрнутым листом с надписью: «Лидия Шмидт, Баден-Вюртенберг».

– Землячка, – комментирует, – из села Александровка.

У женщины типичная просьба: хочет обратно, но, уезжая, продала дом, поэтому просит муниципальное жильё или «хоть общежитие с туалетом на улице». Её дети «встали на ноги, и хотя мне 62, я крепкая, хочу работать дояркой. Возьмёте? Хочу домой, в Россию».

– Вот они там, на своём «социале» (жаргон немцев-переселенцев означает, что они живут в муниципальном жилье и на социальном пособии. – «РГ »), – Берников резко соскакивает со стула, – не понимают, о чём просят. Нет СССР. Нет муниципального жилья и общежитий. И доярок почти нет. Капитализм и фермеры. А они не дают жилья. Его покупать надо. Да и конкуренция в сёлах за работу повыше, чем в Германии.

Поэтому Лидии Шмидт, скорее всего, дадут осторожный совет – переезжать семьёй или для начала наведаться на разведку. Как Наталья Меркер и Катерина Бурхард. Они приехали из Баварии, а представляются как из прошлой жизни: «Я из Караганды». «А я из Актюбинска», – вставляет Бурхард. Об Азово они узнали от родных, которые в конце 90-х перебрались в Сибирь. Приехали на разведку и уже объехали в автономии почти все немецкие сёла. Азово им понравилось меньше всего.

– Держат нас за дураков, берите ипотеку, покупайте квартиры под 200 метров, – признается Наталья Меркер. – У меня в Германии братья на 15-20 лет в ипотеки влезли. И рады бы в Россию уехать, да не могут. А тут ипотека ещё и под 16 процентов против 4-6 в Баварии. Бывшая партноменклатура нахватала квадратных метров на продажу и хочет на нас навариться. Благодетели…

Наталья и Катерина ни у кого ничего не просят: в двух сёлах присмотрели частные дома, с участками, сараями, рассчитывают ещё год подкопить денег и купить их. «Мы люди сельские, – говорит Меркер, – соскучились по просторам, коровам-курам…».

Но возвращаться боятся.

– Всё другое, – признаётся Бурхард.

– Но и там всё меняется, – вставляет Меркер. – Когда я была маленькой, боялась кино о Великой Отечественной войне, школьных сборов, линеек, уроков истории. Как услышу слово «фашист», сразу холод по спине. Будто это я. А когда в Мюнхене увидела, как немцы выходят на демонстрации с плакатами «Мы любим вас, беженцы!», у меня опять холод по спине. Беженцы их терроризируют – взрывают, гоняются за ними с ножами, насилуют, а немки выходят на улицы с кричалками: «Мюнхен должен быть цветным!» .

Стоило другим немцам выйти с лозунгом «Нет исламизации Германии!», их обозвали «фашистами». Я, получается, – с «фашистами» заодно, потому что – русская. Мне не привыкать: здесь я была немкой, там – русская . Но своим детям будущего, в котором им предложат у себя на родине быть непонятно кем, не хочу…

Мы бежим и от беженцев , – делится Катерина Бурхард, – и от тех, кто должен их судить за уголовные преступления, а судят нас за отсутствие «толерантности».

Катерина – молодая женщина, у неё сын ходит в пятый класс, а мама имеет два привода в полицию и угрозу представителей ювенальной юстиции – «изъять сына из-за ненадлежащего поведения матери».

Мать чуть в обморок не упала, когда сын-четвероклассник вернулся с урока сексуального просвещения с пластилиновыми фигурками половых органов, сделанных по заданию учителей. Она – в школу. Там её выслушали с выдержкой, которая граничит с презрением . Ей показали школьную программу. И женщина теперь каждый год ходит на демонстрацию «Demo fuer alle» против ранних секс-занятий в школе. Ей стали оформлять приводы в полицию и угрожать отнять сына.

Но гражданка Бурхард тоже учится презирать выдержкой: не пускает сына на секс-уроки . Она признается: больше всего рада тому, что «на всякий случай» родила сына в России и оформила ему российское гражданство. Правда, после того, как организаторов акции «Demo fuer alle» в Мюнстере начали судить, приуныла. Её знакомые, католики из «Demo fuer alle» , эмигрировали в Канаду и Москву. А она присмотрела в Сибири село Привальное .

Лето на родине

Когда приближается лето, Андрей Клипперт из баварского Людвигсбурга спрашивает сына и дочь: «Куда двинем: на море или…?» «К бабе Лене», – шумят дети. И семья через Польшу, Беларусь и пол-России на кроссовере BMW, вызывающе скромного цвета «мокрый асфальт», едет в Азово.

– Па-а, но мы же из Людвига не уедем? – спросила этим летом в пути 12-летняя дочь Элона.

– Зачем? – перекапывая родительский огород в Азово, говорит он мне. – Такой медицины, как в Германии, да ещё льготной, в России нет. Работу тут, кроме огорода, я не найду. В Людвиге же – до санкций – я на заводе собирал турбины для России. Потом сократили, но за счёт компании прошёл переподготовку и работаю на компьютерной линии распределения грузов и почты в большой транспортной компании. 2000 евро в месяц против 10-14 тысяч рублей за работу на почте в Омске лечат от ностальгии в зародыше.

Хотя вопрос Элоны застал отца врасплох. Он догадался, что дочь слышала его телефонный разговор с её дедом из Азово. Тот по просьбе сына присмотрел земельный участок и звал на смотрины. Элона их сорвала.

– Да и денег пока нет, – объясняет Клипперт. – Это здесь считают, что если мы из Германии на машинах сюда приезжаем, то… Машина – просто бонус, и та взята в кредит. У меня нет желания перебираться. Меня мой социальный дом в Германии устраивает. А в Азово я приехал что-то присмотреть на будущее для себя и жены. Вдруг вернёмся… А дети сами должны решать. Дочь, например, мечтает стать чемпионкой ФРГ по плаванию. У неё кличка «Торпеда», второе место заняла на соревнованиях земли Бавария.

Помолчав, Андрей добавляет, что у них в русской общине многие стараются восстанавливать российские паспорта. И ещё почти все снова начали учить детей русскому языку и ездить чаще к родным – в Тюмень, Саратов, Оренбург – на лето.

– И никто родину не узнаёт, – смеётся. – Жёстко тут. Мы там расслабились, и если что, права качаем. А тут все рассчитывают только на себя. И уже не на «челночные» туры, а на свои фермы, сыроварни, пивоварни… По-русски стонут, прибедняются от больших убытков, но видно же, в дело вцепились ого-го… Я вот на страусиной ферме в Цветнополье яиц детям прикупил, попробовать. А ещё тут такую колбасу научились делать, вкуснее, чем в Германии . Комбинат домостроения в Звонарёве Куте не достроили, а вакансий уже нет. В общем, к пенсии, думаю, домик в Азово прикуплю.

Из последних сил пытаюсь «поймать» Клипперта: почему он домом называет Германию, а родиной – Россию?

– У меня папа немец, мама из Одессы, я сибиряк, – смеётся. – А Сибирь, кто чей, выясняет просто: «Ты чего дерёшься?» – «Познакомиться хочу».

Он не обижается, что не похож на немца. Обычный русский, просто судьба назвала немцем. Закинула в Германию, а сердце и голову забыла дома.

Две матери, две мачехи

– У немцев в России и у немцев из России двойная идентичность и двойная лояльность, – убеждена заместитель председателя Международного союза немецкой культуры Ольга Мартенс. – Я рискую в очередной раз услышать что-то ехидное по поводу нашей двойной лояльности. Знаю, что она беспокоит оба государства, не желающие её признавать, вместо того, чтобы сделать выгодным инструментом отношений двух стран.

Живым памятником того, что российские немцы – неработающий инструмент отношений Германии и России, служит больница-недострой в Азово. Возведённая на бюджетные средства ФРГ в рамках работы Межправительственной российско-германской комиссии по вопросам российских немцев, она стоит пустой.

Санкции между двумя странами прицельно бьют не только по ней. Дело в том, что мандат Межправительственной российско-германской комиссии позволяет ФРГ заниматься проблемами немцев в России, но не даёт права России заботиться о немцах из России. Поэтому российская сторона логично настаивает на расширении своих полномочий в рамках мандата. Берлин против. Он расценивает свою помощь российским немцам как норму, а российскую «поздним переселенцам» как вмешательство во внутренние дела.

– «Поздние переселенцы» в Германии – это просто немцы, – заявляет руководитель отдела культуры посольства ФРГ в Москве Вернер-Дитер Клукке. – Они могут быть лояльны только по отношению к Германии, как немцы, уехавшие из Венгрии, Румынии и других стран Восточной Европы. Сегодня есть цивилизованный инструмент решения проблемы: до 18 лет гражданин может иметь два паспорта, а затем делает выбор.

Ещё один аргумент немецкой стороны – кроме небольшой репатриации немцев в Россию, набирает обороты миграция врачей из Сибири, и не только немцев. Резоны Москвы очевидны: в рамках мировой мобильности миграция экспатов – нормальное явление. Однако что будет с интеллектуальной миграцией через пять-десять лет? Двадцать лет назад никто даже прогнозировать не смел, что Беккер, Меркер, Бурхард, Клиппер, Шмидт будут писать в Россию письма, приезжать на «разведку», а то и насовсем.

Несговорчивость больших политиков расстраивает отца-основателя и первого главу АННМР Бруно Рейтера. Он колесит между Омском, Москвой и Берлином, в надежде найти выход без сжигания мостов.

– Для решения немецкого вопроса нужна политическая воля, – убеждён Бруно Рейтер. – Думаю, справиться с этим может человек масштаба Екатерины Второй. Дело даже не в моральной реабилитации российских немцев, хотя её не было.

И не только в том, что ФРГ не хочет учитывать особую идентичность российских немцев, хотя мы сохранили тот немецкий язык и культуру, которых в ФРГ уже нет. Дело даже не в упущенном нами шансе из-за эмиграции 90-х воссоздать немецкую государственность в Поволжье. Дело в умении смотреть в будущее.

Когда мы создавали автономию в Азово, мы понимали, что наш этнос будет делиться на три части – живущих в России, в Германии и между двумя странами – между родными. Эта родственность в сознании народов двух стран пускает корни. Когда это явление перестанет отвергаться на государственном уровне, думаю, настанет время как при Екатерине Второй – нового планового переселения немцев из Германии в Россию. И Россия, как всегда, в долгу не останется.

Две «маленькие Германии» в Сибири

Немецкий национальный район (ННР) Алтайского края создан в 1927 г., просуществовал до 1938 г. В 1991 г. воссоздан. Центр – село Гальбштадт. В ННР входят 16 сёл, где проживают 50 701 немцев (70% от общего числа населения).

Азовский немецкий автономный муниципальный район Омской области с центром в селе Азово образован в 1992 году из 7 сёл пяти смежных районов. Его ядро – сёла, входившие в состав образованной в 1890-х Александровской волости, Омского уезда, Акмолинской области Степного края, населённых немцами с 1880-х годов. В АННМР проживают 50 055 немцев (29,7% от общего числа населения).

Путин: Русские оказались самой большой разделённой нацией в мире



Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

План
Введение
1 Примеры
1.1 Европа
1.2 Азия
1.3 Африка

Список литературы

Введение

Разделённый народ - народ, территория компактного проживания которого разделена границами двух и более суверенных государств, и как минимум в одном из которых он находится в положении национального меньшинства.

По мнению ряда исследователей, «нередко используется для определения явлений формально схожих, но фактически не имеющих ничего общего ни в причинах появления, ни в позиции представителей (граждан) разделенного целого, что оставляет обширное пространство для спекуляций, главным образом - для политической софистики».

Наиболее сложна ситуация с разделёнными народами и племенами в Африке, где сложившиеся на сегодняшний день границы государстве отражают не географически обусловленные ареалы проживания народов, а колониальные амбиции европейских держав (Драка за Африку).

1. Примеры

Примеры разделённых народов имеются практически повсеместно.

1.1. Европа

· Албанцы (Македония, Греция). Вместе с тем албанцы Косово уже не являются разделёнными после перехода власти в руки албанского большинства.

· Баски (Испания и Франция)

· Казахи в России (ирредента)

· Русские в Прибалтике

· Русские на Украине (особенно Крым, Донецкая и Луганская область)

· Русские в Казахстане

· Белорусы Польши (Белосток)

· Венгры в Румынии

· Помаки (Болгария, Греция, отчасти Турция)

· Сербы в Боснии и Герцеговине

· Русины (Украина, Сербия, Словакия, Польша)

· Азербайджанцы в Иране - один из ярких примеров разделённых народов. В самом Азербайджане проживает лишь 7 миллионов азербайджанцев (92 % населения страны), в соседнем Иране - свыше 17 миллионов (24 % населения страны). Имеется существенный конфликтный потенциал в языковом плане, особенно в г. Тебриз, несмотря на то, что обе общины исповедуют ислам.

· Арабы - разделён на 20 арабских стран, помимо которых проживают также в Иране.

· Армяне (Армяне в Грузии, ранее также армяне Турции (после массового геноцида армян в Турции остались лишь исламизированные хемшилы).

· Белуджи (Афганистан и Иран)

· Бенгальцы - в Бангладеш живут 152 млн, в Индии - около 100 млн.

· Казахи - в Монголии, Китае, Киргизстане, Узбекистане совокупно насчитывается ирредента около 3 млн.

· Монголы - В Монголии проживает примерно 3 миллиона монголов, в то время как в Китае совокупно насчитывается от 3 до 6 миллионов монголов, не имеющих процентного большинства ни в одной провинции, автономном районе или городском центре.

· Китайцы - помимо КНР, в Индонезии, Малайзии, Монголии, Сингапуре, Таиланде, на Тайване.

· Курды (Ирак, Иран, Сирия и Турция)

· Лезгины - компактно проживают в России (Дагестан) и Азербайджане. В последнем не имеют статуса, гарантирующего сохранение самобытности и родного языка.

· Осетины - помимо частично признанной Республики Южная Осетия, проживают также в России.

· Пуштуны (Афганистан и Пакистан)

· Таджики - помимо Таджикистана, проживают также в Афганистане.

· Тамилы (Индия и Шри-Ланка)

· Туркмены (Иран и Афганистан)

· Узбеки - помимо Узбекистана, проживают также в Киргизии и Афганистане.

1.3. Африка

· Сомалийцы - помимо Сомали, проживают также в Эфиопии.

· Тутси (Руанда, Бурунди и Демократическая Республика Конго)

· Хуту (Руанда, Бурунди и Демократическая Республика Конго)

· Туареги - Мали, Нигер, Буркина Фасо, Марокко, Алжир и Ливия

Список литературы:

1. Р. Э. Бараш. К вопросу о содержании категории «Разделённый народ» // Власть, 2010, с. 56-59

В последнее годы феномен разделенности этнических групп в России (РФ) приобрел принципиально новое звучание, нехарактерное для других регионов евразийского континента. Во многом такая ситуация связана с тем, что РФ единственная из всех постсоветских республик приняла федеративную модель устройства. Дело в том, что на пространстве СНГ, с распадом СССР появились этнические группы, разделенные государственными границами и стремящиеся, тем не менее, к институциализации своей этничности в рамках собственного автономного образования.

На данный момент в мире, проблема разделенных народов решалась, как правило, путем реализацией двух стратегий – репрессивного контроля и автономизации. Первая стратегия была реализована в отношении разделенного лезгинского народа. Как классический пример, Республика Азербайджан (АР), где руководство препятствовало не только контактам с проживающими в соседнем государстве представителями разделенного народа, в Дагестане (РД), но было отказано и в реализации права лезгин на внутреннее самоопределение. Ситуация с разделенными басками, осетинами (до фактического самоопределения после «августовских» событий), развивалась в соответствии со стратегий автономизации, когда руководство обоих либо одного из государств проживания представителей разделенных групп наделило их правом культурного самоопределения.

Вместе с этим формирование и развитие государств современного типа на основе принципов суверенитета, обладающих стабильными границами, привело к тому, что этническое пространство целого ряда этнических групп было «разрезано» государственными границами, что поставило данные этносы в положение национальных меньшинств, ограничило возможности экономического и культурного взаимодействия между отдельными их частями и, практически исключило их из процесса строительства наций и, соответственно, затруднило их интеграцию в формирующиеся гражданские общности. Таким образом, в 20-х годах, были созданы две республики: РД и АР, без учета ареала расселения народов. Значительная часть лезгин, аварцев, цахурцев и рутульцев при этом оказались в АР. Появились так называемые «негосударственные» народы.

Нациестроительство на Северном Кавказе привело к созданию этнических элит, заявивших позже о своём праве на власть в условиях кризиса советской государственности. Возник так называемый феномен титульных и не титульных народов, с последующей этноэкономической стратификацией последних. Существовавшее территориальное сегментирование лезгинского народа в советский период ослабило его статусные позиции внутри обеих республик (ныне сопредельных независимых государств). Применительно к Дагестану, сегодня, с учётом существующей негласной политики нацквотирования - статусные позиции лезгин в политическом поле стали определяться исключительно численностью и территорией её заселения. Рассечение территории компактного расселения народа ослабила главным образом именно эти позиции. Что в свою очередь не могло не отразиться на конкурентоспособности народа как этнической группы, которая существенно снизилась во всех главных её сферах.

По мнению исследователей данной проблематики, применительно к АР и РД такая создавшаяся ситуация изначально была чревата угрозами дестабилизации этих «химерных» государственных образований. Так как, сложившаяся в них этностатусная система стимулировала конфликты между доминирующими этносами и разделенными этническими группами, достаточно слабо привлекавшимися к управлению государством и не имеющими возможности создания собственного государственного образования. Конфликт между доминирующими и разделенными этносами усугублялся еще и тем, что данные этносы не чувствовали себя меньшинством и зачастую не признавали легитимности установленных границ и власти того или иного государства, целенаправленно препятствуя распространению его политического пространства на свои территории. Эти же условия практически изначально предопределили возможность пограничных споров между «разделяющими» государствами и использование проблемы разделенных этнических групп в международно-политической практике для дестабилизации обстановки в том или ином государстве в случае возможной актуализации межгосударственных противоречий.

Помимо политического фактора, связанного с созданием национальных государств, в процессе формирования феномена разделенных этнических групп значительную роль сыграл и географический фактор. Связанный прежде всего с наличием на территории компактного проживания данных этносов естественных преград в виде горных цепей и рек, позволявших «разделяющим» государствам стабилизировать свои границы, обозначив в соответствующих договорах видимые ориентиры, разграничивающие их территории. Наличие естественных преград, являющихся зримыми символами разделения, в некотором роде закрепляет включение сегментов этноса в политическое пространство разделяющих государств и в определенной степени затрудняет общение между ними. В Европе в качестве таких преград выступили Пиренеи, по которым прошла франко-испанская граница, разделившая басков, на Кавказе река Самур, ставшая зримым символом разделенности лезгинского этноса и т.д.

По классификации исследователя Балашова Ю.А., под разделенным народом следует понимать этническую группу, территория компактного проживания которой разделена границами двух или более государственных образований. Которая осознает себя в качестве единой общности, стремится к объединению своего этнического пространства в рамках собственного единого государственного или автономного образования. Так, например, разделенные народы отличаются от этнических меньшинств тем, что являются доминирующими этническими группами на территориях компактного проживания, а также тем, что их амбиции простираются дальше обычной сецессии или требований о повышении своего статуса в этносоциальной стратификации того или иного государства. От диаспор данный феномен отличается очевидным тяготением к территориальности, а также своей автохтонностью, принимая во внимание тот факт, что диаспоры формируются в результате миграций.

Факты свидетельствуют о том, что государства региона, как правило, не стремятся интегрировать данные этнические группы в свое политическое пространство с помощью экономических и политических инструментов. К примеру, руководство АР старается сформировать гражданскую идентичность населения на конфессиональной (исламской) основе, провозглашая тезис о незначительности этнических отличий по сравнению с религиозной солидарностью. Параллельно азербайджанскими властями взят курс на присваивание всего этнокультурного и христианского наследия античного государства Кавказская Албания, располагавшегося в границах современного ареала расселения лезгинских (лезгиноязычных) народов в приграничных частях обоих государств.

Очевидно, что в России наиболее рельефно проблема разделенных этносов проявилась на Кавказе. Одним из главных проявлений этой проблемы стало фактическое разделение лезгинского этноса в связи с установлением государственной границы между РФ и АР. Что не могло не вызвать негативную реакцию лезгинского населения, обусловленную прежде всего дискриминационной политикой азербайджанского руководства и стимулировавшую собственно ирредентистские устремления лезгин, выразившиеся, в частности, в провозглашении необходимости создания на территориях их компактного проживания, расположенных по обе стороны границы, государственного образования «Лезгистан» в составе РФ. Постепенно этот вопрос занял центральное место в программных документах лезгинского национального движения и был официально декларирован на первом общенациональном съезде представителей лезгинского народа (сентябрь 1991 г.), что вызвало резкую ответную реакцию официального Баку, усмотревшего в подобных лозунгах угрозу территориальной целостности АР. Как следствие северо-западные территории АР на сегодня в высшей степени милитаризированы, а местное население (лезгины, аварцы, цахуры, рутульцы) под предлогом борьбы с международным терроризмом становятся объектами ежегодных (зачастую совместных с РФ) военных спецопераций.

Между тем главная проблема, стоящая перед лезгинскими народами Азербайджана - поиск приемлемого механизма, способного замедлить ассимиляционные процессы в существующих политических реалиях азербайджанского государства. Государственные институты в Азербайджане при этом абсолютно безразличны к проблемам национальных меньшинств, а где-то даже пытаются ускорить обозначенные ассимиляционные процессы под предлогом интеграции в новую национальную «азербайджанскую» общность.

В свою очередь, рост числа межнациональных браков лезгин с титульным азербайджанским этносом говорит о запущенности этого процесса, что этнологами трактуется как один из признаков суженного воспроизводства народа. Развёртывающиеся социально-экономические процессы в АР в местах компактного проживания лезгинских народов, приводят к такому результату межэтнического взаимодействия как ассимиляция. В такой ситуации происходит постепенная утрата языка этноса, его традиционных норм поведения, ценностных ориентаций. Сужение воспроизводства, возникает тогда, когда традиционные институты (семья, земляческие общности и пр.) народа всё более утрачивают свои социализирующие функции, которые вытесняются из сферы социализации такими институтами современного общества как: школа, средства массовой информации, сфера искусства и пр., которые не несут этнокультурной информации, а социализируют юношество в ценностях и нормах экономически и культурно доминирующих народа. При суженном типе воспроизводства область этнического самосознания занимает всё меньшее пространство культуры.

Касательно статистики межнациональных браков лезгин Азербайджана, то на сегодня нет общедоступных данных, эти данные в свою очередь могли бы конкретней говорить о состоянии и степени ассимиляционных процессов. Вместе с тем, некоторые эксперты озвучивают приблизительную цифру - не менее 25%. Не лучшим образом в этом смысле обстоит ситуация со смешанными браками у дагестанских лезгин, их показатель в республике также один из самых высоких (около 10 %). Более того, как отмечала этнолог Ризаханова, если до 70-х годов XX века основное число смешанных браков относилось к варианту, например, лезгин – представительница другой национальности, то в последующем наметилась явная тенденция возрастания браков между лезгинками и представителями других национальностей. Российское руководство, а также руководство РД, на сегодняшний день уделяют недостаточное внимание вопросам защиты прав разделенных этносов (соотечественников), как на межгосударственном, так и на региональном уровне (международном). Учитывая важность проблемы разделенного лезгинского этноса, необходимо разработать концепцию ее поэтапного решения. Концепция в частности могла бы предусматривать проведение переговоров с АР на предмет подготовки и заключения двустороннего договора о двойном гражданстве, призванного снизить накал ирредентистских настроений и нормализовать обстановку в ареале компактного проживания лезгин.

Такая политика российского руководства была стимулирована не только и не столько стремлением к урегулированию отношений с АР, сколько внутриполитическими потребностями РФ, связанными с необходимостью стабилизации обстановки в РД. Разделенный характер лезгинского этноса, так же, как и его приграничное положение представляют собой факторы, укрепляющие специфическую этническую идентичность лезгин, конкурирующую с общедагестанской идентичностью. Будучи одним из наиболее многочисленных дагестанских народов, лезгины, по мнению известного российского ученого К.С. Гаджиева, склонны дистанцироваться от Махачкалы и развивать «этнически ориентированную экспансию в направлении Дербента», которая вместе с «проблемой Южного Азербайджанского Лезгистана» потенциально способна «направить развитие дагестанских лезгин по альтернативному пути, несовпадающему с общереспубликанским вектором», тем более, что лезгины справедливо не удовлетворены своим положением в этносоциальной стратификации РД, межэтническим распределением властных полномочий в республиканском центре, где чувствуется кадровая дискриминация, и полагают, что их этническая группа недостаточно представлена в руководящих структурах. Эта диспропорция справедливо провоцирует взгляды о желательности федерализации РД с выделением Лезгистана в отдельную национально-административную единицу.

Таким образом, проблема разделенности лезгинской этнической группы является одной из сложнейших проблем, способной воздействовать как на стабильность политического пространства РФ, так и на конструктивность отношений между РФ и АР. Сложившаяся ситуация диктует необходимость дальнейшего совершенствования инструментов регулирования лезгинской проблемы, направленных, в частности на стабилизацию этностатусного положения лезгин по обе стороны границы и обеспечение их более «плотной» вовлеченности в политический процесс в РД. Разделенные народы представляют собой сложный этнополитический феномен, обладающий присущими только ему качественными характеристиками. Возникнув в XIX веке как результат подъема национального самосознания, а также в целом ряде случаев как результат внешней политики великих держав, данный феномен стал оказывать серьезное воздействие, как на стабильность политического пространства «разделяющих» государств, так и на международно-политическую ситуацию.

К настоящему времени мировое сообщество еще не выработало каких-либо универсальных рецептов урегулирования данной проблемы, однако государства, сталкивающиеся с ней, в течение последнего столетия сумели создать целый ряд механизмов, позволяющих относительно эффективно управлять ирредентистскими и автономистскими настроениями обозначенных этносов. Ситуация усложняется тем, что проблема разделенных народов, помимо всего прочего, является достаточно удобным и эффективным инструментом внешней политики государств, претендующих на доминирование в том или ином регионе. К сожалению, в этом смысле российские (дагестанские) и азербайджанские власти не только не решают проблемы разделенных народов, наоборот постоянно ставят их в критические ситуации. Примером служит последний дискриминационный договор, заключенный по разделу воды реки Самур и делимитации границы с АР в сентябре 2010 года, как следствие всплыли «неразрешимые» проблемы жителей дагестанских (лезгинских) анклавов на территории Азербайджана — Храх-уба, Ульян-уба. В международных отношениях на пространстве СНГ был создан прецедент массовой депортации (высылки) российских граждан, что в свою очередь нанесло непоправимый урон имиджу Российского государства на международной арене, как неспособного защитить конституционные права своих граждан на своих же (пусть и анклавных) территориях. Упомянутый договор в определенном смысле подвел черту, под этнополитическим статусом лезгинского народа, как разделенного.

Вместе с тем, на фоне пренебрежительного отношения к своим соотечественникам официальными властями РФ, власти АР наоборот умело манипулируют азербайджанской общиной Дербента (Дагестан). Посредством которых периодически проецируется версии азербайджанских историков «об ошибочности» пребывания древнего города Дербента, да и всего юга республики в пределах современных границ РФ. Эта политика отчетливо проявилась в «неразберихи» с возрастом и празднованием планируемого юбилея Дербента, где на решение о празднование юбилея города пытались повлиять существующие в научных кругах Дагестана азербайджанское лобби.

На данном этапе РФ и АР необходимо предпринять дальнейшие усилия по снятию всех препятствий при прохождении границы, создать условия для полноценного социокультурного общения (обмена) для двух частей одного народа. Отметим также, что при сохранении существующих тенденций, можно с уверенностью сказать, что лезгины в Азербайджане через 30-50 лет как самостоятельная этнокультурная единица могут перестать существовать вовсе. Эта ситуация осознаётся представителями этнической интеллигенции как угрожающая сохранению и воспроизводству народа. Состояние территориальной сегментированности народа также выступает фактором возможного развития различных этносоциальных процессов - аккультурации и ассимиляции частей этноса соседними народами или же, наоборот, развитие тенденции к воссоединению различных частей одного этноса.

Admin