«Сен-Санс. Карнавал животных». Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста. "Сен-Санс. Карнавал животных" Карнавал животных сен санс список произведений

История создания

«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист Шарль Лебук должен был дать на праздник Жирного вторника . Первое исполнение состоялось 9 марта 1886 года, в нём принимали участие флейтист Поль Таффанель , кларнетист Шарль Тюрбан , контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер .

Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 (года кончины Сен-Санса), проходили в частных собраниях. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, это сочинение было исполнено в доме Полины Виардо в присутствии Ференца Листа . В других исполнениях в разное время участвовали Габриэль Пьерне , Альфред Корто , Альфредо Казелла (фортепиано), Марен Марсик (скрипка), Анатолий Брандуков (виолончель), Филипп Гобер (флейта), Проспер Мимар (кларнет).

Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь » для виолончели и фортепиано. Ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

После смерти Сен-Санса партитура «Карнавала» была издана и впервые исполнена в публичном концерте 25 февраля 1922. Музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей и сочетается с поэтическими или прозаическими текстами, написанными специально для исполнения.

«Карнавал животных» наполнен юмором , иногда переходящим в сатиру - в его частях зачастую содержатся пародии и цитаты из известных музыкальных произведений, высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся подражание голосам животных.

«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме лебедя , в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют» - А. Майкапар о «Карнавале животных»

Музыка различных частей «Карнавала животных» часто используется в кино- и мультфильмах, рекламе, театральных постановках.

Инструментальный состав

Изначально композитор задумывал исполнение «Карнавала» небольшим камерным ансамблем, однако впоследствии его нередко играли даже оркестром , увеличивая количество струнных инструментов. Существуют также многочисленные переложения отдельных частей сюиты для разных инструментов.

  • Стеклянная гармоника (в наше время её партия исполняется обычно на колокольчиках или челесте)

Музыка

Le Carnaval des Animaux de Camille Saint-Saëns (1886)
Seattle Youth Symphony Orchestra, conducted by Vilem Sokol,1980
Помощь по воспроизведению

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Карнавал животных" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Лебедь (значения). Лебедь Le Cygne Композитор Камиль Сен Санс Тональность G major Темп andantino grazioso, 6/4 Дата и место сочинения … Википедия

    - (Saint Saлns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз. обществ. деятель. Чл. Ин та Франции (1881), почётный доктор… … Музыкальная энциклопедия

    - (Saint Saëns) (1835 1921), французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Член Института Франции (1881). Один из организаторов Национального музыкального общества (1871). Концертировал как пианист и дирижёр. 12 опер, в том числе… … Энциклопедический словарь

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Рубинский Константин Сергеевич родился в 1976 году в Челябинске. С 1988 года стипендиат Детского фонда и Фонда культуры. С 1990 года стипендиат Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена». Лауреат первого Всероссийского детского… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кафлин. Джон Кафлин … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рубинский. Константин Рубинский Константин Рубинский, фото Дамира Хабирова … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Фантазия (значения). Фантазия 2000 англ. Fantasia 2000 … Википедия

    Сен-Санс К. - CEH CAHC (Saint Saëns) Камиль (9.10.1835, Париж, – 16.12.1921, Алжир), франц. композитор, пианист, дирижёр и музыкальный критик. Член Ин та Франции (1881). Окончил Парижскую консерваторию (у H. A. Ребера и Ф. Галеви). С. С. создал мн.… … Балет. Энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Крутой (значения). Игорь Яковлевич Крутой Основная информация … Википедия

Книги

  • Карнавал животных , Сен-Санс Камиль. Репринтное нотное издание Saint-Sa?ns, Camille`Le carnaval des animaux`. Жанры: Fantasias; For flute, clarinet, glockenspiel, xylophone, 2 violins, viola, cello, double bass, 2 pianos; Scores…

Системные требования :


Операционная система Window 98/ME/2000/XP
Процессор Pentium 200 МГц
Оперативная память 128 МБ
500МБ свободного места на жестком диске
4-х скоростное устройство для чтения компакт дисков и DVD-дисков
Разрешение экрана 800х600 с глубиной цвета 16 бит
Звуковое устройство
Принтер


Любой человек, даже очень далекий от балета, вспомнит, если слышал хоть однажды, чарующую музыку, под которую уже десятилетия солируют балерины всех стран мира, исполняя сольный номер - "Умирающий лебедь". Это наиболее известный музыкальный фрагмент из произведения французского композитора Камиля Сен-Санса "Карнавал животных". Но вспомнила я о нем не только потому, что исполнилось восемьдесят лет со дня смерти композитора. А потому, что теперь у Вас есть возможность не только вспоминать эту музыку самому, но и слушать ее и привить вкус к хорошей музыке своему ребенку.

Если Вы всерьез собираетесь вырастить из своего ребенка всесторонне развитую ЛИЧНОСТЬ, то, выпущенная компанией "Аlisa Studio" в серии "Восприятие и Творчество", новая обучающая компьютерная программа, знакомящая с одной из граней творчества известного французского композитора Камиля Сен-Санса, "Сен-Санс. Карнавал животных" - хороший помощник для Вас в этом благом деле.


Может, Вас смущает, что Вам предложена в качестве учебного пособия серьезная классическая музыка? Но, если Вы хотите, чтобы ребёнок научился отличать, что действительно хорошо, а что - "просто громко", то начинать надо именно с хорошей музыки - с классики. И произведение "Карнавал животных" Сен-Санса, как нельзя лучше, подойдет для знакомства с миром музыки.

Вам кажется, что Вашему ребенку пока еще рано слушать классику, что он вполне доволен, слушая детские песенки. Он ведь такой маленький: только-только научился правильно выговаривать и употреблять сложные слова, но он уже уверенно показывает животных на картинках в книжках. Знает, кто такие козы и коровы, петухи и индюки, жирафы и крокодилы, бегемоты и черепахи, знает, где их родина, кто живет в далекой Африке, а кто - во дворе у бабушки в деревне. И, если Вы уже посещали с ним зоопарк, а сделать это никогда не поздно - хоть вот в ближайшие выходные, то он, наверное, видел этих животных своими глазами, а, значит, ему будет интересно послушать о них еще и музыкальный рассказ. Ваш ребёнок только недавно взял в руки карандаши, и уже заинтересовался кистями и красками? Тогда тем более пора начинать - слушать и рисовать музыку. Именно этому и попытаются научить Ваше чадо авторы этой обучающей программы-теста.

Сначала немного поговорим об управлении и возможностях, которые Вам предоставляет программа. Все управление осуществляется с клавиатуры компьютера или мышью, с помощью кликов непосредственно на графические изображения символов в разделах программы, или на опции, вынесенные в ленту управления программой, расположенную внизу экрана. Какими клавишами осуществляется управление, Вы можете посмотреть, нажав клавишу F1. При нажатии этой клавиши на экран вызывается список управляющих клавиш программы по конкретным заданиям.


Главное меню программы, состоящее из нескольких опций, появляется на экране сразу после запуска программы.


Во время пользования программой возврат в главное меню осуществляется по клавише Esc с клавиатуры компьютера, или щелчком левой кнопке мыши на изображение тыквы на ленте управления программой, либо по нарисованной стрелке из тех опций программы, где отсутствует лента управления.

Кроме опций "Начало", "Выбрать эпизод" и "Музыкальная шкатулка", отвечающих за прослушивание музыкальной части программы, есть еще опция "Раскраска", выявляющая художественные способности и степень фантазии и воображения Вашего ребенка. Конечно же, присутствуют и обязательная короткая справка "О композиторе",


данные о творческом коллективе-создателе программы - "Об авторах" и "Настройки программы".

В "Настройках" Вы выставляете флажки наличия и регулировки уровня голоса за кадром, музыкального фона и эффектов.


Устанавливаете флажки для выполнения заданий. Либо выполнение заданий самой программой, либо переход к следующему заданию без выполнения предыдущего, а также возможность сохранения и печати картинки задания.

Несколько слов о том, чем отличаются друг от друга опции, занимающиеся музыкальным образованием. Нажимаете "Начать" и перед Вами на экране, на чистом листе бумаги под изысканно красивую музыку Камиля Сен-Санса прошествует гордый царь зверей - лев, проскачет длинноногая австралийская кенгуру, вихрем пронесется быстрая пугливая антилопа. А вместе с набегающей волной на берег выползут морские черепахи,


...и изящный лебедь тихо проскользит по спокойной глади воды.


На протяжении исполнения всех четырнадцати музыкальных фрагментов, входящих в "Карнавал животных", голос за кадром поведает Вам, о чем хотел рассказать Вам своей музыкой композитор, а сменяющиеся друг за другом на экране картинки и анимационные ролики проиллюстрируют этот рассказ.

Вы можете прервать прослушивание музыкальной темы в любом месте и перейти к следующей теме, нажав нужную клавишу на клавиатуре, или щелкнув на соответствующий управляющий элемент программы - изображение "расплюснутой" птички внизу экрана. Изображение поющей птицы - выход в таблицу настройки программы, а птичье гнездо - переход непосредственно в опцию "Музыкальная шкатулка".

Выбрав в главном меню опцию "Выбрать эпизод", Вы получаете список названий всех музыкальных фрагментов, входящих в "Карнавал животных". Это, как я уже упоминала, четырнадцать тем, описывающих "людей и зверей", и финальная часть произведения. Здесь Вы выбираете конкретную музыкальную тему. Вы слушаете музыку, навеянную этим животным, как его представлял сам композитор, слушаете объяснения за кадром и смотрите рисунки животных,


предложенные Вам авторами программы. Один и тот же фрагмент можете повторять столько раз, сколько захотите, пока Вы не будете уверены, что Вы настолько хорошо помните все музыкальные фрагменты произведения и его финальную часть, что можете приступить к выполнению Задания, представленного в этой же опции.

Большая часть вопросов предложенного Задания, так или иначе, связана с прослушанным Вами произведением "Карнавал животных". Например, из предложенных музыкальных отрывков, прослушанных Вами, Вы должны определить, какой принадлежит Сен-Сансу. Музыкальный стиль каждого композитора так же неповторим, как и манера письма присуща определенному живописцу. Вы же не путаете полотна Гогена и Моне, а пейзажи Левитана не спутаешь с пейзажами, написанными Поленовым или Саврасовым. Думаю, что и здесь Вы без труда узнаете музыку, написанную Сен-Сансом.

Вопросы по изучаемому произведению могут быть представлены и в "музыкально-изобразительном" виде, например, из представленных на рисунках царей зверей, выберите того, который, на Ваш взгляд, мог вдохновить композитора на сочинение музыкального фрагмента "Королевский марш".


Или, наоборот, прослушав музыкальную тему, укажите на картинку с изображением животного, соответствующего ей. И тогда Вы без труда сможете "собрать" из отдельных музыкальных фрагментов, помещая их в определенном порядке, все произведение.


А, научившись понимать, какое настроение передает музыка, Вы сразу ответите, какими линиями можно изобразить тот или другой музыкальный фрагмент,


...то есть научитесь очень интересному делу - рисовать музыку. Но не все задания связаны с музыкой. "Музыкальные" вопросы перемежаются вопросами на сообразительность и наблюдательность. Даже самые маленькие дети смогут ответить, чему радуется кошка, изображенная на картинке, или, какие из животных, сидящих на дереве, забрались туда по ошибке.


А, приглядевшись внимательно, Вы конечно определите, кто из человечков спрятался под маской, и, какая зверюшка сидит под какой шляпой. Я уверена, что Ваши дети с большим удовольствием будут складывать из разрозненных фрагментов картинки


...и решать задачку про зоопарк, размещая животных по клеткам и помогая сторожам.

Как Вы, наверное, помните, чтобы ознакомиться с клавишами управления, действующими для каждой опции, надо нажать F1, чтобы получить на экране список клавиш управления. Если Вы работаете с мышью, то Вам нужно обратить внимание на изображения символов управления заданием, расположенных в колонку на левой части экрана. Эти символы дают Вам возможность прослушать повторно вопрос задания, если Вы по какой-то причине не поняли его с первого раза, заново начать отвечать на вопрос, если Вы сбились или ошиблись при выставлении галочки в ответе на вопрос. Вы можете получить подсказку в виде картинки или голосового замечания.

Вы можете пробовать сами выполнить задания или, обратившись к настройкам, заставить программу делать это за Вас, или просто просматривать вопросы задание, переходя от одного вопроса к другому, считая, что ответ на предыдущий вопрос уже получен. Если Ваш компьютер "укомплектован" соответствующей техникой, то Вы можете сохранить и напечатать картинку задания.

В опции "Музыкальная шкатулка" ничто не помешает Вам наслаждаться музыкой Сен-Санса: ни закадровый голос, ни картинки, изображающие зверей, птиц, рыб. Только музыка. Причем, прослушивание Вы можете начинать с любой музыкальной темы, которую вы выберете в появившемся списке названий музыкальных фрагментов.

И еще один раздел программы, который, несомненно, привлечет Ваше внимание - раскраска.


Вот уж действительно - сочетание приятного с полезным! Что может быть интереснее, чем, слушая красивую музыку, раскрашивать нарисованные художником черно-белые рисунки,


...или создавать свои собственные шедевры,


используя кисти и краски. Программа дает Вам возможность в процессе рисования одним щелчком менять размер кисточек, цвет, с которым Вы работаете, заливать общий фон, сохраняя или закрашивая, предварительно нанесенный черный контур рисунка. И, выполняя функцию ластика по краске, вы можете убрать только что неудачно нанесенный мазок, щелкнув на изображение стрелки отмены действия, - или передумать и вернуть мазок краски назад на рисунок.

Инструменты, которыми Вы будете работать: кисти, пипетка, заливочная емкость, индикаторы текущего цвета и черного контура рисунка, сведены в таблицу в левой части экрана. Здесь же, щелкнув на изображение белого прямоугольника в верхней части таблицы, Вы "положите" на экран чистый лист бумаги для Вашего творчества. При "выкладывании" следующего чистого листа, по запросу программы, Вы либо сохраняете созданный ранее шедевр, либо нет, если замысел не удалось успешно претворить в жизнь.
Если Вы сохранили свой рисунок, то он автоматически займет место в ряду миниатюр в галереи рисунков.
Краски, необходимые Вам для работы, и палитра, где Вы можете разместить созданную Вами путем экспериментального смешивания краску необходимого Вам оттенка, размещаются в правой части экрана.

Внизу экрана, непосредственно под листом, на котором Вы творите, расположены "управленческие" символы: выход в главное меню, распечатка Вашего шедевра, уничтожение неудавшегося полотна - дабы не краснеть перед потомками, выбор в галерее рисунка для раскрашивания, увеличение его, просмотр картин, находящихся в галереи.

Если Вы устали рисовать на экране компьютера, то вы всегда можете, напечатать любую миниатюру, раскрасить ее "живьем" - настоящими карандашами и красками. А так как, фантазия у всех разная - своя, то, слушая одну и ту же музыку, раскрасить одну и ту же картинку можно совершенно по-разному. И если Вашему ребенку надоело рисовать одному, то можно пригласить друзей, поиграть в игру "Нарисуй музыку, как Вы ее слышите". Думаю, эта игра должна понравиться детям.

Вот, пожалуй, и все, что я хотела рассказать Вам об этой новой программе. И еще. Авторы предлагают эту образовательную программу для детей от четырех до десяти лет. О верхней возрастной границе скажу только - никогда не поздно. И лучше поздно, чем - никогда. А вот о нижней... Мне кажется, что трехлетний ребёнок может, и не запомнит наизусть все звучащие музыкальные темы, и не сможет скомпоновать все произведение из музыкальных эпизодов самостоятельно, но некоторые задания он выполнить в состоянии. Он вполне может на слух отличить кудахтанье кур от птичьей разноголосицы, резвящихся рыбок от поступи слона, и абсолютно точно ответит, почему улыбается кошка


...и что, ни пингвину, ни осьминогу, нет места на ветке дерева. И, мне кажется, не надо лишать его этого. Ну, уж хуже от этого точно не будет. Приятного путешествия в мир музыки!

Шарль Камиль Сен-Санс- французский композитор Камиль Сен-Санс родился в Париже 9 октября 1835 года. Его предки были родом из Нормандии и свою фамилию получили по названию маленького городка Сен-Сан, в котором жили неподалеку от Руана. Музыку Камиль начал сочинять с 5 лет. Родители мальчика – парижские музыканты- много времени уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. Первый концерт Сен-Санса состоялся, когда юному пианисту едва исполнилось 10 лет. В 1848 году(13 лет)он поступил в парижскую консерваторию сначала в класс органа, а затем в класс композиции. В 1853 году(композитору 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония. Сен-Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке разных стран. Он был несколько раз и в России, очень любил музыку русских композиторов, охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине. Произведения Сен-Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно-бытовой музыке. Творчество композитора обширно и разнообразно. Оно представлено почти всеми существовавшими в то время жанрами, среди которых оперы, балет, кантаты и оратории, реквием и симфонии и т.д. Шарль Камиль Сен-Санс был не только композитором, но и прекрасным пианистом, органистом, дирижером, писателем(писал стихи и комедии), а также музыкально- общественным деятелем. Скончался Сен-Санс в 1921 году в возрасте 86 лет.


История создания «Карнавала животных» Произведение задумано автором как музыкальная шутка, легкая и остроумная, наполненная искрящимся юмором сюита. Создана она в 1886 году и имеет подзаголовок «Большая зоологическая фантазия». Сюита представлена 14 миниатюрами – музыкальными зарисовками животных и птиц, имеющих каждая свой неповторимый характер, свою стихию: 1. Королевский марш льва 2. Курицы и петух 3. Антилопы 4. Черепахи 5. Слоны 6. Кенгуру 7. Аквариум 8. Персонаж с длинными ушами(Осел) 9. Кукушка в глубине леса 10. Птичник 11.Пианисты(пьеса-шутка) 12. Ископаемые 13. Лебедь 14. Финал В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства – любовь к живой природе(собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, прислушивался к звукам природы –журчанию ручейка, шелесту листьев, пению птиц, изучал повадки зверей). Все это Шарль Камиль Сен-Санс старался передать в своих произведениях. Написана сюита для двух роялей, двух скрипок, альта, виолончели, контрабаса, флейты, кларнета, фисгармонии, ксилофона и челесты.









Курицы и петух Ах, какой же он горластый! По утрам кричит всем «Здравствуй!» На ногах его сапожки, На ушах висят сережки. На головке гребешок. Кто же это? Ну, а Петины подружки- И хохлатки, и пеструшки- Шумно крыльями махали, Громко клювами стучали: Ко-ко-ко, ко-ко-ко Нам зерно клевать легко. Исполнители: Струнное трио Рояль









Слоны Белеют бивни, словно снег, Животного сильнее нет. Огромный, серый, с добрым нравом, Идет по джунглям величаво, И длинным носом, как рукой, Поднять он может нас с тобой. Он весит очень много тонн. Друзья, конечно, это…(слон) Рояль Исполнители: Виолончель






Аквариум Целый день снуют, толкутся Эти крошки за стеклом: То гурьбою соберутся, То плывут в воде гуськом. Водоросли, как аллеи, Дно песчаное светло. Вот одна, других резвее, Бьется боком о стекло. Плавнички дрожат, трепещут, Спинка выгнута дугой. Чешуинки так и блещут У красавицы такой. Исполнители: Челеста Фисгармония Рояль Скрипки










Большая зоологическая фантазия

Состав оркестра: флейта, флейта-пикколо, кларнет, ксилофон, стеклянная гармоника, 2 фортепиано, струнные (2 скрипки, альт, виолончель, контрабас).

История создания

Идея шуточного произведения под названием «Карнавал животных» возникла у Сен-Санса в начале 60-х годов - молодой профессор школы Нидермейера обещал его своим ученикам. Однако обещание это Сен-Санс выполнил спустя 20 с лишним лет. В феврале 1886 года прославленный композитор и пианист, утомленный гастрольной поездкой по Германии, уединился в маленьком австрийском местечке и за несколько дней написал «Карнавал животных».

Это был сюрприз, адресованный превосходному французскому виолончелисту Лебуку, - ему предстояло выступить в карнавальном концерте. Сыгранный им № 13 из «Карнавала животных» под названием «Лебедь» принес шумную славу как исполнителю, так и композитору. На протяжении ста лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Сделаны его переложения чуть ли не для всех существующих инструментов, вокальные обработки «Лебедь - над водой», «Озеро грез» и даже «Мать Кабрини, святая XX века». Наиболее известен балетный номер «Умирающий лебедь », сочиненный на эту музыку знаменитым русским хореографом Михаилом Фокиным для Анны Павловой, одной из лучших балерин начала XX столетия.

Премьера «Карнавала животных», по одним источникам, состоялась в Париже сразу же после написания, 9 марта 1886 года, в узком кругу. По другим сведениям, он прозвучал еще в феврале, в парижском зале Вивьен, а затем - в «Обществе трубы», основанном для исполнения камерной музыки, членом которого был и Сен-Санс. 2 апреля того же года состоялся специальный показ «Карнавала животных» в салоне прославленной певицы Полины Виардо для Листа, посетившего Париж незадолго до смерти. На издание автор наложил запрет. Лишь в завещании, отказывая в праве публикации всех неизданных сочинений, Сен-Санс сделал исключение для «Карнавала животных», который и вышел в свет вскоре после смерти композитора, в 1922 году.

Юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра - большая зоологическая фантазия, - вообще присущи музыке Сен-Санса, хотя другие его шуточные сочинения неизвестны. Однако музыковеды нашли в его наследии два неизданных произведения, являющихся своеобразными предшественниками «Карнавала животных». Это карнавальный скетч «Габриелла ди Вержи», итальянская «лирическая драма» некоего «органиста прошлых времен», и «Запахи Парижа» для фортепиано, арфы, трубы, волынки, оловянной дудочки, голосов птиц, большого барабана, пистолета и жужжащего волчка. Состав небольшого оркестра «Карнавала животных» не столь причудлив, хотя включает такие оригинальные инструменты, как ксилофон и стеклянная гармоника. Трактовка инструментов многообразна. Два фортепиано выступают то как концертно-виртуозные, то как скромно аккомпанирующие. В числе солирующих - не только две скрипки, виолончель, флейта и кларнет, но и - неожиданно - контрабас. Каждая из пяти партий струнных представлена одним исполнителем. Инструментальный состав во всех пьесах оригинален и почти не повторяется. 14 номеров очень невелики (в самом коротком 20 тактов) и чередуются по принципу контраста.

Музыка

№ 1, «Интродукция и королевский марш льва», состоит из двух разделов. Первый сразу же настраивает на комический лад: струнные словно с трудом раскачиваются перед расходящимся фортепианным глиссандо по всей клавиатуре. Во втором разделе собраны самые тривиальные маршевые обороты, ритмические и мелодические. Гармония не меняется на протяжении многих тактов, а примитивная тема струнных в унисон неоднократно повторяется. Зато в середине в стремительных октавах рояля и хроматических пассажах виолончели и контрабаса слышатся настоящие раскаты львиного рыка.

№ 2, «Курицы и петухи», строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII - первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен- Санса перекликаются фортепиано (пианист играет одной правой рукой) и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет.

В № 3 предстают «Куланы - животные быстрые». Это технический этюд для двух солирующих фортепиано в стремительном темпе Presto furioso (неистово).

№ 4, «Черепахи», контрастен предыдущему. На редкость медлительные животные охарактеризованы одним из самых залихватских танцев, возникших в Париже в середине XIX века: в темпе величественного анданте струнный квинтет под фортепианный аккомпанемент интонирует канкан из оперетты Оффенбаха «Орфей в аду».

№ 5, «Слон», использует сходный пародийный прием. Здесь фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс в темпе Allegretto pomposo (пышно, торжественно). При этом в центре возникает вальсовая мелодия из «Балета сильфов» -контрабас изображает духов воздуха, навевающих волшебные сны герою «Осуждения Фауста» Берлиоза.

В № 6, «Кенгуру», прыжки экзотических австралийских животных переданы аккордами стаккато словно соревнующихся друг с другом двух солирующих фортепиано.

№ 7, «Аквариум», рисует безмолвный подводный мир. Плавно струятся переливающиеся пассажи двух фортепиано, звучащих на левой педали; тихо повторяются отрывистые звуки стеклянной гармоники, флейты, струнных (без контрабаса) с сурдинами.

№ 8, «Персонаж с длинными ушами», почти так же краток, как № 6. Но теперь вместо двух фортепиано звучат две скрипки, и их скачки на огромные интервалы в свободном темпе подражают крику осла.

№ 9, «Кукушка в глубине леса», вновь основан на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали.

В № 10, «Птичнике», солирует другой деревянный инструмент - флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано.

№ 11, «Пианисты», представляет еще один вид упрямых и довольно тупых животных. Они усердно и громко повторяют гаммы в 4 руки, а в конце трудятся над упражнением в терциях. Квинтет струнных всячески поддерживает их старания. В примечании к партитуре французские издатели поясняют, что исполнители должны имитировать неловкую игру начинающего.

№ 12, «Ископаемые», еще одна музыкальная пародия в темпе Allegro ridicolo (смехотворно). Название имеет в виду не останки доисторических животных, а допотопные, вымершие образцы вокального искусства. В загробный мир вводит тема «Пляски смерти» самого Сен-Санса в характерном тембре ксилофона, хотя и в другом размере. Два фортепиано излагают мотивы старинных французских песен «Ах, скажу вам, мама» и «При свете луны». Их древность подчеркнута сложными полифоническими приемами. Последним ископаемым оказывается Розина из «Севильского цирюльника» Россини - кларнет имитирует сверкающие колоратуры ее каватины.

№ 13, «Лебедь», единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характернейшие черты стиля композитора.

№ 14, развернутый Финал, использует все инструменты, вплоть до молчавшей до сих пор флейты-пикколо, и некоторые темы предшествующих номеров, что придает пестрому чередованию разнохарактерных образов известную цельность. Обрамлением служит начальная тема Интродукции, которой открывается Финал. Подобно рефрену звучит еще один бойкий канкан, а между его повторениями возвращаются уже знакомые персонажи: проносятся куланы, кудахчут курицы, прыгают кенгуру, кричит осел.

А. Кенигсберг