Что понимается под внутренней культурой организации. Виды организационной культуры в теории организации. Виды организационной культуры

Бюджетный механизм и его особенности

бюджетный финансирование

Бюджетная политика - совокупность мероприятий государства по организации и использованию бюджетных средств, для обеспечения ее экономического и социального развития. Разрабатывается бюджетная политика законодательной и исполнительной властью с привлечением специалистов. Бюджетная политика находит свое выражение в формах и методах мобилизации бюджетных ресурсов и использование их на потребности государства. Основной целью бюджетной политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями экономики, социальными группами и территориями. Бюджетная политика зависит от внутренних и внешних факторов.

К внутренним факторам относятся:

· форма собственности

· структура экономики

· социальный состав населения

· интеллектуальный уровень

· уровень благосостояния

· состояние развитие экономики

· состояние денежного оборота

· стабильность денежной единицы и т.д.

К внешним факторам относятся:

· экономические отношения с другими государствами

· экспортные возможности государства

· интеграция в мировой экономической системе

Основными направлениями бюджетной политики являются:

v способствование процессу сбалансированной макроэкономической стабилизации и преодолению инфляционных процессов

v осуществление налоговой политики в направлении стимулирования предпринимательской деятельности и уменьшения налоговой нагрузки

v проведение структурных реформ с целью экономического роста и повышению уровня экономики

v формирование взаимоотношений в бюджетной системе в направлении обеспечения самостоятельности местных бюджетов

v оптимизация уровня бюджетного дефицита, государственного долга

v поиск дополнительных источников, доходов бюджета

Бюджетная политика реализуется с помощью бюджетной стратегии и бюджетной тактики.

Бюджетный механизм и его деятельности

Для реализации бюджетной политики в государстве образовывается бюджетный механизм, который отображает конкретную направленность бюджетных отношений. Бюджетный механизм - совокупность методов, которые применяет государство, с целью организации бюджетных отношений и обеспечение необходимых условий для экономического и социального развитий. К основным методам бюджетного механизма относятся:

v бюджетное планирование и регулирование

v нормативы

v резервы

v управления бюджетными средствами

Бюджетное планирование и регулирование определяют финансовые возможности государства, относительно финансового обеспечения, развития экономики и их социальной сферы. Финансовые показатели обобщают доходы и расходы государственный долг, уровень инфляции и определяют уровень расходов бюджета на одного жителя и уровень налогов, которые уплачиваются одним работающим.

Нормативы характеризуют определенный уровень обеспеченности расходов.

Лимиты представляют собой определенное ограничение на расходы в интересах государства, субъектов хозяйствования и населения.

Резервы призваны нейтрализовать действия непредвиденных факторов, которые могут возникнуть в будущем.

К системам управления бюджетными средствами представляют собой государства в лице ее исполнительных и законодательных органов, которые устанавливают методы распределения национального дохода, формы денежных сбережений и направления использования бюджетных средств.

К бюджетным методам регулирования экономических и социальных процессов относятся:

v бюджетное финансирование

v финансовая поддержка отдельных отраслей

v образования специальных фондов и резервов

Бюджетный процесс и его стадии

Реализация законодательных и нормативных бюджетных актов, происходит путем составления, рассмотрения, утверждения, выполнения, контроля за выполнением и рассмотрение отчетов о выполнении бюджетов всех составных бюджетной системы.

Бюджетный процесс - четко регламентированная последовательность действия связанных с составлением проектов бюджетов, рассмотрением и утверждением их, выполнением бюджетов и контроля за выполнением. Бюджетный процесс организовывается в соответствии с бюджетным кодексом и состоит из 2 частей:

1. бюджетного планирования

2. выполнение бюджета

Бюджетное планирование - состоит из:

· определения общего объема и источников формирования доходной части бюджета

· объединение общего объема расходов бюджета и распределение их по группам и отраслям

· сбалансирование бюджета. Сбалансирование в бюджетном планировании является самым ответственным этапом, так как оно предусматривает приведение в соответствие расходов к доходам.

Оптимальным состоянием всех бюджетов является равность доходов и расходов. Превышение расходов над доходами является бюджетным дефицитом, который требует установления источников его покрытия.

Процедура бюджетного клонирования - последовательность мероприятий по составлению и рассмотрению проекта бюджета. Эта процедура состоит из двух направлений:

1. Составление проекта бюджета

2. Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете

Составление проекта бюджета предусматривает:

1. Верховная рада направляет президенту бюджетную революцию, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий год.

2. Министерство финансов на базе прогнозных макропоказателей экономического и социального развития разрабатывает прогнозный проект бюджета

3. Министерство финансов направляются в показатели прогнозного проекта бюджета министерством, ведомством, и другим органом исполнительной власти.

4. После согласования показателей министерство финансов составляет проект государственного бюджета.

5. Министерство финансов предоставляет кабинету министров на рассмотрение проект, закона о государственном бюджете, где он одобряется и в последствии предоставляется президенту Украины.

6. Президент предоставляет проект закона в верховную раду.

Рассмотрение проекта закона о государственном бюджете, предусматривает:

1. Рассмотрение проекта в комиссиях и комитетах верховной рады

2. Министр финансов представляет доклад верховной раде по проекту закона и одновременно, председатель бюджетного комитета выступает с содокладом

3. Проходит обсуждение на заседаниях верховной рады и принимается соответствующие решение о принятии.

Выполнение бюджета предусматривает мобилизацию запланированных доходов и финансирование запланированных расходов. Ответственным за выполнение бюджета является кабинет министров, а оперативное руководство за выполнение бюджета возлагается на министерство финансов, государственную налоговую администрацию и государственное казначейство. Выполнение бюджета осуществляется на основании смет (роспись) доходов и расходов. Зачисление средств на счет бюджета и перечисления проводится через казначейскую систему самостоятельно

Бюджетный механизм - составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля .

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования, и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1) механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

2) механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

На построение бюджетного механизма существенное влияние оказывает бюджетное устройство страны.

Бюджетный контроль - составная часть государственного финансового контроля, посредством которого обеспечивается проверка правильности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса .

Цель бюджетного контроля - обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств.

При бюджетном контроле проверяется соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступления налогов и других платежей в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств.

Объектами бюджетного контроля являются не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы предприятий и организаций, финансируемых из бюджета.

Бюджетный контроль осуществляется соответствующими федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и их контрольно-счетными органами, органами Федерального Казначейства РФ, региональными и муниципальными казначействами. налоговыми и таможенными органами, органами финансово-балансовой системы, ведомственного контроля.


Законодательные (представительные) органы осуществляют контроль в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов. Законодательные органы могут создавать контрольно-счетные органы (счетные палаты), основными задачами которых являются:

а) контроль за своевременным исполнением доходов и расходов бюджетов по объему, структуре и целевому назначению;

б) регулярное представление представительным органам власти информации о ходе исполнения бюджетов;

в) анализ выявления отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение;

г) финансовая экспертиза проектов законов.

Исполнительны органы государственной власти и органы местного самоуправления, т.е. Правительство РФ, правительство республик, входящих в состав Российской Федерации, администрации областей, краев, округов, городов, районов контролируют правильность использования предприятиями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований.

Ведущую роль в осуществлении бюджетного контроля со стороны исполнительных органов играют Минфин России и финансовые органы в регионах и на местах. Финансовые органы систематически контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов к проекту бюджета, целесообразность выделения средств из бюджета в запланированных суммах, законность расходования бюджетных средств, состояние сметно-штатной дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности у распорядителей и получателей бюджетных средств.

Бюджетный контроль подразделяется на:

1) предварительный;

2) текущий;

Бюджетный механизм – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм орга­низации бюджетных отношений, специфических методов мо­билизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осущест­вления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отно­шений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

Механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

Механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

Механизм межбюджетного распределения и перераспреде­ления финансовых ресурсов.

В каждом из звеньев есть такие элементы, как конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюджетного финансирования, различного рода санкции и т.п. – это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику.

В структуре бюджетного механизма выделяются отдельные блоки. При функционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют следующие блоки:

1) бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования;

2) исполнения бюджета;

3) бюджетного контроля.

Каждому из блоков свойственны специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса. С помощью особых приемов, используемых в блоке бюджетного планирования, составляют­ся финансовые планы, отражающие мобилизацию и расходо­вание бюджетных средств на уровне Федерации, регионов, муниципальных образований. Составляемые в форме балансов доходов и расходов федеральный, региональные и местные бюджеты используются для оперативного управления бюджет­ными отношениями и как инструменты бюджетного контроля за общим состоянием экономики и финансов в стране, регио­нах, муниципальных образованиях. Через бюджетные показа­тели можно следить за экономическими и социальными про­цессами, расценивая отклонения фактических данных от ранее запланированных как сигналы для принятия оперативных пра­вительственных решений.



На построение бюджетного механизма существенное вли­яние оказывает бюджетное устройство страны. Так, в феде­ральных государствах в зависимости от уровня управления бюджетными процессами в бюджетном механизме выделяют три звена функционирования:

Федеральный бюджет;

Региональные бюджеты;

Местные бюджеты.

Бюджетный механизм является инструментом осуществ­ления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его по­мощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных на­правлениях финансовой и бюджетной политики на соответ­ствующий период времени, исходя из целей, поставленных хо­дом экономического и социального развития страны.

1. Осуществление финансовых взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления.

2. Принципы и механизмы использования бюджетных средств.

1. Осуществление финансовых взаимоотношений с органами государственной власти и местного самоуправления

Современное государство кроме выполнения своих древних функций (оборонная, управленческая, сохранение внутренней безопасности) выполняет и экономические функции. Современное государство осуществляет государственное регулирование экономики. Вмешательство государства в экономику необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное развитие всех секторов экономики, так как чисто рыночное распределение доходов не эффективно и по этой причине непроизводственная сфера будет финансироваться по остаточному принципу.

Государство обязано обеспечить здоровую конкуренцию, необходимость развития общественных благ, сдерживать инфляционные процессы, регулировать занятость населения. Не только современный рынок требует вмешательство в экономику, но и решение такой важнейшей проблемы как поддержание социальной сферы, необходимость преодоления социальной несправедливости и неравенства. В любом обществе есть пожилые и престарелые граждане, больные и инвалиды, многодетные и малообеспеченные семьи, безработные, и именно демократическое государство берет на себя заботу о таких гражданах и несет значительные постоянно возрастающие социальные расходы. Вмешательство государства в экономику обеспечивается такой универсальной формой как бюджет.

Регулирование экономики происходит при формировании доходов бюджетов и при осуществлении расходов.

Средства из бюджетов поступают коммерческим организациям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов коммерческих организаций существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах. Иногда бюджетные средства трудно выделить из других источников финансовых ресурсов коммерческой организации. Так, бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.



В области промышленности, строительства и энергетики государственная поддержка предоставляется для реализации инвестиционных проектов. Инициаторами реализации этих проектов могут выступать:

Федеральные органы исполнительной власти;

Органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;

Коммерческие организации, в том числе иностранные.

Среди инвестиционных проектов претендующих на государственную поддержку ведется отбор по следующим принципам:

1. Инвестиционные проекты должны соответствовать установленным критериям.

2. Обеспечиваются равные условия доступа к процедуре предоставления государственной поддержки.

3. Инвестиционный проект должен быть безубыточным.

4. Должен быть разделен риск государства с частным капиталом.

5. В проекте должны быть сбалансированы государственные интересы и интересы частных участников проекта.

6. Должны соблюдаться условия добросовестной конкуренции и антимонопольного законодательства.

В целях совершенствования процессов предоставления государственной поддержки в рамках федерального бюджета был создан федеральный инвестиционный фонд. Его средства идут на финансирование проектов федерального уровня, а с 2008 года было разрешено финансирование из федерального инвестиционного фонда и из региональных бюджетов технических проектов, которые направлены на развитие инфраструктуры субъектов РФ.

Предоставление государственной поддержки из инвестиционного фонда может осуществляться в следующих формах:

1. Софинансирование проекта на договорных условиях с оформлением прав собственности РФ. (Частный капитал должен предоставить не менее 25% собственных средств от сметной стоимости этого проекта).

3. Предоставление государственных гарантий под инвестиционные проекты в размере до 60% предоставленных кредиторами средств не более чем на 5 лет.



Чаще всего инвестиционные проекты в промышленности и строительстве финансируются через федеральные адресные программы . Таким способом финансируется строительство конкретных объектов необходимых для реализации федеральных целевых программ. Через эти же целевые программы выделяются средства для реализации отраслевых программ.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности не только путем финансовой поддержки, но и введения налоговых льгот.

Законодательством предусматривается возможность финансирования строек и объектов промышленности двумя способами:

1. Безвозмездное предоставление средств для строительства объектов для федеральных (государственных) нужд.

2. Выделение бюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов на условиях возвратности и платности. (Бюджетные кредиты).

Кроме того, государство взяло на себя ряд сопровождающих процедур:

а) Разработка технических регламентов по строительству;

б) Осуществление экспертизы проектов;

в) Защита российских предприятий от поставок из-за рубежа морально устаревшего оборудования и материалов;

г) Выпуск облигационных займов, в том числе гарантированных.

В бюджетах расходы на финансирование инвестиционных программ предусматриваются следующим образом:

1. В федеральном бюджете при условии, что они являются частью затрат на реализацию соответствующих целевых программ, а также на основании предложений Президента РФ и правительства.

2. В бюджетах субъектов РФ при условии, что эти расходы являются частью затрат на осуществление региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов РФ.

Правительство РФ вправе предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости.

При принятии решений о предоставлении таких гарантий учитываются следующие критерии значимости проектов:

Содействие росту производства конкурентоспособной продукции;

Содействие решению социальных проблем в масштабе страны;

Соблюдение экологической безопасности населения.

Анализ, оценку и отбор проектов для предоставления государственных гарантий осуществляют Минфин и Минэкономразвития РФ

Государственная поддержка экономики.


2. Принципы и механизмы использования бюджетных средств

Организации могут получать бюджетные средства в форме субсидий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов. Предоставление бюджетных средств коммерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах.

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, которое не является государственным или муниципальным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с ГК РФ, при условии предъявления заемщиком обеспечения своего обязательства по возврату данного кредита.

Бюджетный кредит выдают на условиях возмездности и возвратности.

Способами обеспечения исполнения обязательства по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, включая акции, иные ценные бумаги, паи, в размере не менее ста процентов предоставленного кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Оценку имущества, предоставленного в обеспечение бюджетного кредита, осуществляют в соответствии с законодательством РФ.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита служит проведение предварительной проверки финансового состояния заемщика финансовым органом. Последний осуществляет также проверку целевого использования кредита.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указывают цели, на которые может быть предоставлен данный кредит, условия и порядок его выдачи, лимит предоставления в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года.

К отчету об исполнении федерального бюджета прилагают отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Нарушение установленного порядка кредитования финансовыми органами считается несоблюдением бюджетного законодательства РФ и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц.

Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных кредитов, а также плату за пользование ими приравнивают к платежам в бюджет. Данный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее выданным бюджетным средствам на возвратной основе.

Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об его использовании в органы, исполняющие бюджет. Эти органы ведут реестр всех предоставленных бюджетных кредитов в разрезе их получателей.

Предоставление субсидий юридическим лицам

Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

[Бюджетный кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 78]

1. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

2. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

3. Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

4. Предоставление субсидий на возмещение затрат по уплате таможенных платежей, понесенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися лицами, участвующими в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра "Сколково"), осуществляется в форме авансовых платежей за счет средств федерального бюджета.

Особенности предоставления субсидий, указанных в настоящем пункте, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации с учетом положений Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

5. При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

6. Субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Заключение концессионных соглашений от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных соответственно решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

7. В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сколько уровней бюджетов можно выделить в бюджетной системе Российской Федерации?

2. Каким документом утверждается федеральный бюджет?

3. Для каких целей предназначен бюджет субъектов Российской Федерации?

4. Что такое консолидированный бюджет Российской Федерации?

5. Как учитываются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?

6. Какие учреждения называют учреждениями нового типа?

7. Какие условия необходимо соблюсти учреждению для проведения приносящей доход деятельности?

8. Какие расходы финансируются бюджетными средствами?

9. Куда могут быть использованы средства от приносящей доход деятельности?

10. В чем заключается значение анализа использования бюджетных и внебюджетных средств?

Бюджетный механизм

Бюджетный механизм – совокупность различных форм организации отношений в бюджетной сфере, особенностей концентрации и расходования бюджетных средств, принципов проведения мер по планированию и финансированию, условий проведения мероприятий по финансовому контролю. Бюджетный механизм является составной частью общего финансового механизма государства.

Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через:

1) формы организации отношений в бюджетной сфере;

2) методы концентрации бюджетных средств;

3) принципы расходования бюджетных средств;

4) объем средств бюджета, которые используются государством, регионами, органами местного самоуправления.

В структуре бюджетного механизма определены три звена :

1) концентрация денежных средств в бюджеты различных уровней;

2) использование денежных средств бюджета юридическими и физическими лицами;

3) распределение бюджетных средств между бюджетами различных уровней.

Данные звенья бюджетного механизма функционируют при взаимодействии методов, способов, условий, объемов, движений бюджетных средств.

Выделяют следующие блоки бюджетного механизма :

1) блок планирования и прогнозирования бюджета;

2) блок исполнения бюджета;

3) блок бюджетного контроля.

Каждый из вышеперечисленных блоков имеет свои собственные специфические методы, и с их помощью решаются поставленные задачи и достигаются желаемые цели.

С помощью различных методов блока планирования бюджета составляются планы и прогнозы по осуществлению концентрации и расходования бюджетных средств. Причем планы и прогнозы составляются как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. Бюджеты составляются в форме балансов доходной и расходной частей. Это позволяет оперативно управлять бюджетными отношениями на государственном, региональном и местном уровнях, а также для контроля за общим экономическим состоянием в стране или регионе. Сравнивая фактические и запланированные показатели по бюджету, можно проследить за изменениями в протекающих экономических и социальных процессах и вовремя принять необходимые решения, поставить задачи.

В Российской Федерации, как и во всех федеративных государствах, существуют три функциональных звена бюджетной системы:

1) федеральный бюджет;

2) региональные бюджеты;

3) местные бюджеты.

Специфика каждого из звеньев бюджетной системы – в совокупности прав, возложенных на бюджетные организации того или иного уровня, отражаемых в бюджетном законодательстве.

Таким образом, бюджетный механизм является основным инструментом регулирования финансовой ситуации в стране, а также в отдельно взятых регионах либо на местном уровне.