Cочинение «Город Калинов и его обитатели. Сочинение «Город Калинов и его обитатели в «Грозе Провинциальный русский город и его обитатели гроза

Краткое описание города Калинова в пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Город Калинов - провинция, далеко отстающая в плане развития. Здесь, кажется, всё застыло, и никогда уже не тронется с места - так и останется под слоем пыли и паутины невежества.

В этой паутине, в своем "тёмном царстве", господствуют сплошь самодуры и тираны, опутывающие город сетью обманов и лжи. Они настолько утвердили свою власть, что вторая половина жителей, так называемых - "угнетенных", ничего не препринимает для своего же собственного освобождения, и предпочитает отступить в сторону, покориться жестокой стихии.

Не нужно говорить, что в городе царит корысть и жадность; ведь именно с помощью денег угнетатели заполучили свой сомнительный авторитет. Всё: разрозненность общества, страх, алчность и уверенность в собственной силе - всё это по вине денег, которых у кого-то много, а у кого-то - слишком мало для того, чтобы упрочить свое положение. Общество прогнило насквозь, и оно не стремится, а значит - никогда не достигнет, красоты чувств и широты ума; большее пожирает меньшее, и невежды с "тёмной стороны" города тянут немногих, кто ещё сохранил в себе какую-то искренность, на дно. И те не смеют сопротивляться.

Единственное, что сохранило свою первозданную чистоту - это природа, которая здесь набирает всю свою силу, и в конце концов разражается сильнейшими грозами, словно в знак протеста против очерствевших изнутри людей.

Пьеса Александра Островского "Гроза" создавалась драматургом накануне реформы 1861 года. Уже назрела необходимость общественно-социальных перемен, идут споры, обсуждения, движение общественной мысли. Но есть в России места, где время остановилось, общество пассивно, перемен не хочет, боится их.

Таков город Калинов, описанный Островским в его пьесе "Гроза". Город этот реально не существовал, это вымысел писателя, но тем самым Островский показывает, что в России немало ещё таких мест, где царят застой и дикость. При всём том город расположен в прекрасной местности, на берегу Волги. Окружающая природа просто кричит о том, что в этом месте мог бы быть рай! Но счастья, в полном понимании этого слова, у жителей этого города нет, и виной тому они сами.

Обитатели Калинова в большинстве своём люди не желающие никаких перемен, малограмотные. Одни живут упиваясь своей властью, которую дают им деньги, другие мирятся с унизительным положением своим и ничего не делают, чтобы из этого положения выйти. Тёмным царством назвал Калиновское общество Добролюбов.

Главные отрицательные герои пьесы Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.

Дикой купец, важное лицо в городе. Если характеризовать его коротко, он самодур и жмот. Всех, кто ниже его по положению, он просто не считает за людей. Дикой может запросто обсчитать работника, а родному племяннику не хочет отдавать наследство, оставленное ему бабушкой. При этом такими своими качествами он очень гордится.

Богатая купчиха Кабаниха сущее наказание для своей семьи. От этой властной, сварливой особы нет покоя никому в доме. Она хочет, чтобы ей беспрекословно все подчинялись, жили по законам "Домостроя". Кабаниха калечит жизнь своих детей и при этом ставит такое существование себе в заслугу.

Сын кабанихи смирный трусоватый Тихон боится лишнее слово сказать против властной матери и не может даже защитить свою жену, которую Кабаниха постоянно попрекает и унижает. Зато её дочь Варвара научилась врать и жить двойной жизнью, чтобы выйти из-под влияния мамаши, и её такое положение вещей вполне устраивает.

Борис, племянник Дикого, полностью зависит от своего дяди, хотя он получил образование, человек не глупый, не делает никаких движений, чтобы от этой зависимости освободиться. Своей несамостоятельностью и нерешительностью он губит любимую женщину.

Мещанин Кулигин, самоучка-изобретатель, человек умный, осознающий всю глубину застоя и дикости в обществе, но он тоже ничего не может поделать в этой ситуации и уходит от действительности, пытаясь осуществить невозможное, изобрести вечный двигатель.

Человек, который может дать хоть какой-то отпор хамству и самодурству Дикого, это его работник Ваня Кудряш, второстепенный герой пьесы, играющий, однако, значительную роль в разворачивающемся действии.

Единственный чистый и светлый человек в этом городе, невестка Кабанихи Катерина. Она не может жить в этом болоте, где не любви, нет нормальных человеческих отношений, где правят ложь и лицемерие. Против этого она протестует своей гибелью, решившись на этот страшный шаг, она, хоть на миг, обретает такую желанную волю.

Островский назвал свою пьесу "Грозой" не просто так, название осмысленно. Назревавшие перемены в обществе, как грозовые тучи собираются над головами обитателей "тёмного царства". Катерина в своём смятении думает, что гроза послана ей, как наказание за измену, но на самом деле гроза должна, наконец, разрушить это засилье застоя, рабства и зла.

Образ города Калинов, быт и нравы обителей

Все события в произведении драматического характера под названием «Гроза», написанного Островским, происходят на территории города Калинова. Город является уездным и располагается на одном из берегов Волги. Автор говорит о том, что местность отличается прекрасными пейзажами и радует взгляд.

Мещанин Кулагин рассказывает о нравах жителей города, его мнение заключается в том, что у каждого из жителей достаточно жестокие нравы, они привыкли быть грубыми и жестокими, такие проблемы часто порождала существующая бедность.

Центром жестокости становятся два героя – купец Дикой и Кабаниха, которые являются яркими представителями невежества и грубости, обращенной к окружающим людям.

Дикой, занимающий должность купца, достаточно богатый человек, скупой и обладающий большим влиянием в городе. Но при этом он привык держать в руках власть достаточно жестоко. Он уверен в том, что гроза посылается людям каждый раз, как наказание за их неправильные поступки и поэтому они должны ее терпеть, а не ставить громоотводы на дома. Также из повествования читатель узнает, что Дикой хорошо ведет хозяйство, правильно относится к финансовым вопросам, но это все, что ограничивает его кругозор. При этом стоит отметить его необразованность, он не понимает зачем нужно электричество и как на самом деле оно работает.

Поэтому можно сделать вывод, что большинство купцов и мещан, живущих на территории городка, люди необразованные, не способные принимать новую информацию и менять свою жизнь в лучшую сторону. При этом, всем доступны книги и газеты, которые они могут регулярно читать и повышать свою внутреннюю интеллигенцию.

Все, кто обладает определенным богатством не привыкли с уважением относиться к любым чиновникам и представителям власти. Они относятся к ним с неким пренебрежением. А к городничему относятся как к соседу и общаются с ним по-приятельски.

Бедные слои населения привыкли спать не более трех часов в сутки, они работают дни и ночи на пролет. Богатые стараются всеми возможными способами закабалить бедных и получить еще больше денег за счет чужой работы. Поэтому и сам Дикой никому не платит за работу, а все получают жалование только через большую ругань.

При этом в городе часто происходят скандалы, которые не приводят ни к чему хорошему. Кулигин старается сам писать стихотворения, он является самоучкой, но при этом боится показывать свой талант, так как боится, что его поглотят живым.

Жизнь в городе течет скучно и однообразно, все жители привыкли больше слушать Феклушу, чем читать газеты и книги. Именно он рассказывает другим о том, что существуют такие страны, где есть люди, у которых голова собаки на плечах.

Вечером жители городка не выходят гулять по узким улочкам, они стараются запереть дверь на все замки и остаться внутри дома. Также они спускают собак, чтобы те защитили их от возможного грабежа. Они очень сильно переживают за свое имущество, которое порой достается им непосильным трудом. Поэтому стараются всегда находиться дома.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по пословице Не откусывай больше того что ты в состоянии проглотить

    Пословицы на то и придуманы, что в будничной жизни люди сталкиваются с похожими ситуациями. Передаются мудрые изречения из уст в уста ровно столько, сколько мы живем со времени появления речи

  • Одежда - наш постоянный спутник, который неразрывно связан с такими понятиями как мода и стиль. Как известно, они настолько быстро меняются, что за ними почти невозможно уследить.

  • Критика о творчестве Горького и отзывы современников

    По размеру тиража экземпляров книг Горького удалось опередить лишь произведениям мэтров русской литературы Пушкина и Толстого. Пять раз Максим Горький был выдвинут на Нобелевскую премию. Был основателем трех издательств.

  • Сочинение Золотая пора детства в произведениях Толстого, Бунина и Горького 7 класс

    Никто не станет спорить о том, что самое прекрасное время в жизни каждого человека - это детство. Именно в детстве мы видим все по другому, нам искренне кажется что всё вокруг чистое, светлое, а жизнь наполнена лишь радостными событиями и яркими красками.

  • Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Роман Булгакова Мастер и Маргарита отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.

Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин.
Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городке, с другой.

Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле - вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором - катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц - тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, - с другой.Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем, зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновс-кие улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Жители Калинова ведут сонное, размеренное существовайие: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! - говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. - В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…» Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».

Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал «по чердакам и чуланам»), терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит». Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, - содержание всей его жизни.

Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа», как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.

Дикой и Кабанова (один - грубо и открыто, другая - «под видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти - потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле».

Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она «странствует» по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории - об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, - благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.

Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие» словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов писал: «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»: без них Мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…»

Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня - представители старшего поколения - являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

Тихон - сын Марфы Кабановой и муж Катерины - наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык.беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Борис, « молодой человек, порядочного образования », единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине - ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что «Борис - не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье».

Веселая и жизнерадостная Варвара - дочь Кабанихи и сестра Тихона - жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Онаприспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест - побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко» не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.

Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, цолучив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. «Помимо их, не спросясь их, - говорит Н.А. Добролюбов, - выросла другая жизнь, с другими началами…»

Из всех действующих лиц только Катерина - натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма - устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности». Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец «темного царства». Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», пера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой то высшей правде.

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное - эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм - сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие…

Сочинение по литературе.

Жестокие нравы в нашем городе, жестокие...
А.Н. Островский, «Гроза».

Город Калинов, в котором происходит действие «Грозы», обрисовывается автором весьма расплывчато. Таким местом может быть любой городок в любом уголке необъятной России. Это сразу увеличивает и обобщает масштаб описываемых событий.

Полным ходом идет подготовка реформы по отмене крепостного права, что сказывается на жизни всей России. Отжившие порядки уступают место новым, возникают ранее неизвестные явления и понятия. Поэтому даже в глухих городках, подобных Калинову, обыватели беспокоятся, слыша шаги новой жизни.

Что же представляет собой этот «город на берегу Волги»? Какие люди в нем обитают? Сценический характер произведения не позволяет писателю прямо отвечать на эти вопросы своими мыслями, но общее представление о них составить все же можно.

Внешне город Калинов - «благословенное место». Он стоит на берегу Волги, с крутизны реки открывается «вид необыкновенный». Но большинство местных жителей «пригляделись либо не понимают» этой красоты и отзываются о ней пренебрежительно. Калинов словно отделен стеной от остального мира. Здесь ничего не знают о том, что «на свете делается». Все сведения об окружающем мире жители Калинова вынуждены черпать из рассказов «странниц», которые «сами далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Такое удовлетворение любознательности приводит к невежественности большинства горожан. Они вполне серьезно рассуждают о землях, «где люди с песьими головами», о том, что «Литва с неба упала». Среди жителей Калинова есть люди, которые в своих действиях «никому отчета не дают»; привыкшие к подобной безотчетности обыватели теряют способность видеть логику в чем бы то ни было.

Кабанова и Дикой, живущие по старым порядкам, вынуждены сдавать позиции. Это озлобляет их и заставляет еще больше бесноваться. Дикой набрасывается с бранью на всякого встречного и «никого знать не хочет». Сознавая внутренне, что его не за что уважать, он, однако, оставляет за собой право поступать с «маленькими людьми» так:

Захочу - помилую, захочу - раздавлю.

Кабанова неотступно донимает домашних нелепыми требованиями, противоречащими здравому смыслу. Она страшна тем, что читает наставления «под видом благочестия», но ее саму нельзя назвать благочестивой. Это видно из разговора Кулигина с Кабановым:

Кулигин: Врагам-то прощать надо, сударь!
Кабанов: Поди-ка поговори с маменькой, что она тебе на это скажет.

Дикой и Кабанова все еще кажутся сильными, но начинают понимать, что их силе приходит конец. Им «некуда торопиться», но жизнь движется вперед, не спрашивая их разрешения. Потому так и мрачна Кабанова, она не представляет, «как будет свет стоять», когда будут забыты ее порядки. Но окружающие, еще не чувствуя бессилия этих самодуров, вынуждена приспосабливаться к ним,

Тихон, в глубине души добрый человек, смирился со своим положением. Он живет и действует так, как «маменька приказала», окончательно потеряв способность «своим умом жить».

Его сестра Варвара не такова. Самодурный гнет не сломил ее воли, она смелее и гораздо самостоятельнее Тихона, но ее убеждение «только бы все шито да крыто было» говорит о том, что Варвара не смогла бороться со своими притеснителями, а лишь приспособилась к ним.

Ваня Кудряш, удалая и сильная натура, свыкся с самодурами и не боится их. Он нужен Дикому и знает это, «рабствовать перед ним» не станет. Но использование грубости как орудия борьбы означает, что Кудряш может лишь «пример брать» с Дикого, защищаясь от него его же приемами. Его бесшабашная удаль доходит до своеволия, а это уже граничит с самодурством.

Катерина - это, по выражению критика Добролюбова, «луч света в темном царстве». Самобытная и живая, она не похожа ни на одного героя пьесы. Внутреннюю силу ей придает ее народный характер. Но этой сила недостает, чтобы выстоять под неотступными нападками Кабановой. Катерина ищет поддержки – и не находит ее. Обессиленная, не имея возможности далее сопротивляться гнету, Катерина все-таки не сдалась, но ушла от борьбы, совершив самоубийство.

В любом уголке страны может разместиться Калинов, и это позволяет рассматривать действие пьесы в масштабах всей России. Везде доживают свой век самодуры, слабые люди по-прежнему страдают от их выходок. Но жизнь неутомимо движется вперед, никому не дано остановить ее стремительное течение. Свежий и сильный поток сметет плотину самодурства... Освобожденные от гнета характеры разольются во всей своей широте - и в «темном царстве» вспыхнет солнце!

Театральный сезон 1859 года ознаменовался ярким событием - премьерой произведения «Гроза» драматурга Александра Николаевича Островского. На фоне подъема демократического движения за отмену крепостного права его пьеса была более чем актуальной. Ее сразу по написании буквально рвали из рук автора: законченная в июле постановка спектакля шла на петербуржской сцене уже в августе!

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале - в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет - беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно - «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.

Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать...

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против "темного царства" - суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Калинов как царство несчастных людей

Образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.

Зажиточные же горожане - купцы - отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».

Апологеты «темного царства»

Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова - Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», - как сама утверждает Варенька.

Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».

Островский - Колумб купеческой жизни

Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.

Вывод

Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж - город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они - неотъемлемая часть «темного царства».

Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж статичен. Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что "темное царство" в драме «Гроза» доживает свои времена. Рушится семья Кабанихи... Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой… Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.