Сочинение по произведению «В дурном обществ» В. Г. Короленко «Почему у Маруси и Сони два разных детства? Сочинение на тему: Маруся и Соня: два детства в повести В дурном обществе, Короленко Кто такие маруся и соня

Сочинение по произведению «В дурном обществ» В. Г. Короленко «Почему у Маруси и Сони два разных детства?»

В маленьком местечке под названием Княжье-Вено жили две маленькие девочки. Одну звали Соня, и она была дочерью городского судьи. Маруся (вторая девочка) жила с нищими. Они принадлежали к разным социальным прослойкам и поэтому жизнь у них очень различалась. У этих девочек просто не могло быть одинакового детства.
Четырехлетняя Соня жила в любви и довольстве в большом доме с садом. Она росла веселым, здоровым ребенком, была румяная, кругленькая, подвижная, всегда нарядно одетая. Отец очень любил ее и баловал. У неё было много красивых платьев, лент для кос, разных игрушек. Прислуживали ей старуха-нянька и горничная. Шестилетний Вася любил играть со своей маленькой сестренкой, ему нравился её звонкий веселый смех.
Маленькая Маруся жила с нищими в старом подземелье. Жизнь её была очень тяжела. У неё не было ничего из того чем владела Соня. Холод и голод, отсутствие элементарных условий вот что составляло жизнь этой бедной, несчастной девочки. От постоянного недоедания у неё был изнеможденный вид. Худая, бледная она с трудом ходила, а её голосок походил на едва слышный тоненький колокольчик. Девочка не могла играть в подвижные игры – у неё на это просто не хватало сил. Десятилетний брат Валек жалел и любил её и как мог, помогал.
На примере этих двух девочек писатель В.Короленко показал два мира детства: безопасный и обеспеченный, в котором живет дочка городского судьи Соня, и полный лишений, безрадостный мир маленькой Маруси. Серый камень подземелий буквально высосал жизнь из несчастной маленькой Маруси. Она постоянно кашляла и слабела буквально с каждым днем. Девочка прожила очень мало (чуть больше трех лет) и так получилось, что самой большой радостью в её жизни была подаренная братом Сони красивая кукла.

Урок 4. Подготовка к сочинению "Маруся и Соня: два детства"

Сравнить - это сопоставить, т.е. поставить рядом 2 предмета и рассмотреть их с какой-либо общей точки зрения для того, чтобы найти у них сходства и различия.

Следовательно, сравнительная характеристика двух литературных героев - это сопоставление двух героев с какой-либо общей точки зрения, для того чтобы найти у них сходства и различия.

Эта общая точка зрения является основанием сравнения. Если невозможно найти основание для сравнения, значит нельзя сравнивать.

Тема сочинения-рассуждения сравнительного типа формулируется обычно так: "Валек и Вася", "Пан Тыбурций и судья", "Соня и Маруся". Можно сравнивать не только литературных героев, но и двух писателей, два периода в развитии литературы, два произведения одного или разных писателей и т.д..

Нам предстоит сравнить Марусю и Соню, так как В.Г. Короленко в образах этих девочках представил две модели детства. Сравнить их можно по следующему плану :

План.

Маруся и Соня: два детства.

1.Найдите портретные характеристики Маруси и Сони.

2.Сравните героев по следующему плану:

А) внешность;

Б) одежда;

В) черты характера;

Г) чем занимаются.

3. Какой художественный приём использует писатель в создании портретных характеристик девочек?

4. Как относится Вася к Марусе и Соне?

5. Для чего В.Г. Короленко противопоставляет Соню и Марусю?

6.Написать син квэйн на одну из тем: «Соня», «Маруся».

Поработаем с таблицей "Языковые средства для выражения сходства и различия и для речевого перехода от одной части сравнения к другой"

Для чего служат?

Примеры

1) Для выражения сходства.

Слова: "сходный", "подобный", "одинаковый", "аналогичный" и т. д.
Обороты типа: "между Марусей и Соней много сходного (общего) ; "сходство Маруси и Сони состоит в том, что"; "у Сони и Маруси есть сходные (общие) черты".

Местоимения "оба" ("обе").
Союзы: "и - и", "как, так и", "тоже", "также", "если…то" и т. п.

2) Для выражения различия.

Антонимы: обороты типа: "различия между Сони и Маруси (состоит) в том, что"; "Маруся и Соня различаются тем, что…" и т. д.
Предлог "в отличие".
Союзы: "а", "но", "же".
Вводные слова: "напротив", "наоборот".
Параллельные синтаксические конструкции, для которых характерна сопоставительно-противительная интонация.

3) Для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой.

Обороты типа: "теперь рассмотрим отличительные (сходные) черты Маруси и Сони"; "несмотря на сходство (или различие), между Марусей и Соней есть и различия (сходства) " и др.

Посмотрите на таблицу и найдите ответы на следующие вопросы:

Какие языковые средства могут использоваться для выражения сходства? различия? для речевого оформления перехода от одной части сравнения к другой?

Вся обстановка подземелья произвела на Васю тягостное впечатление. Он был поражен тем, что в нем живут люди, потому что увиденное говорило о том, что невозможно жить.)


  • ^ Что же было самым грустным в этой картине?


(Эти люди выброшены из общества, они жертвы социальных обстоятельств.)


(Самым грустным в этой картине была Маруся, едва выделявшаяся на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком. Все это поражает Васю. Он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни высасывают из нее жизнь.)


^ 4.

Как вы понимаете слова о серых камнях, которые высосали из Маруси жизнь? Как называется художественное средство, которое использует автор?

(Обращение к рисункам учащихся)


  • ^ Символом чего является «серый камень»?


(Серый камень- голод, холод, безжалостность, черствость, страх, равнодушие.

Серый камень - символ человеческой жестокости, несправедливости законов, которые заставляют страдать об этом. Это сожаление сжимало его сердце)


  • ^ Сравните условия жизни Маруси и Сони и как отразились эти условия на внешности и характер Сони и Маруси.


Выразительное чтение портретов Маруси и Сони (стр. 23-24-25).


  • Найдите художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения), с помощью которых автор выражает свое отношение.

  • Можно ли сказать,что автор любуется Марусей, ее красотой (белокурые волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы).

  • ^ Найдите детали портрета, показывающие сочувственное отношение писателя к своему герою.


(Крошечное создание, кривые ножки, головка, как головка полевого колокольчика,платье грязно и старо, шаталась, как былинка.


  • Прочитайте портрет Сони.

  • Какой автор показывает эту девочку?

  • Что явилось причиной того, что девочки выглядят по-разному?


(Условия жизни: Маруся была нищей, бездомной; Соня из «приличного общества»).

Исследование 3. Художественные возможности антонимов.
В произведении В. Г. Короленко «В дурном обществе» автор описывает двух девочек – Соню и Марусю. Маруся из нищей семьи, а Соня из богатой. Давайте найдём в тексте антонимы и попробуем понять их художественные возможности.
Маруся
Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками…руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно…

Моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех её звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье её было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы у неё были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони.

Соня
Я невольно сравнивал её с моей сестрой; они были в одном возрасте, но моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные волосы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

Портрет Маруси

П ортретные описания Маруси в повести концентрически развёрнуты. Принцип концентричности позволяет “физически” удерживать героя в поле зрения читателя. Эта особенность присуща не только портретным изображениям, а является устойчивым признаком художественного стиля В.Г. Короленко в целом. Этим, между прочим, объясняется использование в тексте ряда постоянных эпитетов, сравнений, метафорических образов (серый камень, например). Портретные детали в повествовании периодически повторяются, варьируются, непрерывно взаимодействуют с контекстом. Подробная детализация портрета Маруси отвечает идее образа: Маруся так мала, крохотна потому, что серый камень истощил её. Настойчивое повторение деталей создаёт ритмическое однообразие мотива неизбежной гибели этого невинного существа: маленькая девочка - крохотная, грустная фигурка - маленькая могилка.

Приём предварительной сигнализации - ещё одна особенность стиля, связанная с концентрической структурой описания внешности. Не по-детски грустная улыбка Маруси напоминает Васе покойную мать в последние дни её жизни. Крохотность, бледность, даже светлые волосы - тоже предварительные сигналы. Все эти признаки художественно сливаются в картине призрачности, эфемерности бытия Маруси - маленького туманного пятнышка, почти неразличимого в потоке солнечного света. Можно проследить, как от главы к главе расширяются смысловые связи эпитета маленькая - исходной точки описания внешности Маруси.

Глава I. Собственно о Марусе сказано немного: маленькая девочка на руках пана Тыбурция. В самом начале главы мы узнаём: мать Васи умерла, у Васи есть маленькая сестра Соня.

Глава II. О Марусе не говорится ничего. Но снова упоминается о маленькой сестрёнке Васи, о бледном лице его покойной матери, о цветах, которыми её покрыли.

Глава III. О Марусе: грязное личико; белокурые волосы; голубые глаза; нетвёрдые шаги; ручонки маленькие, крохотные. Эпитет маленькая разветвился в ряд более частных определений, отражающих трагическую суть образа. Приоткрываются глубины первоначально якобы нейтрального эпитета.

Глава IV. О Марусе: ручонки; бледное лицо; бледное, крошечное создание; кривые ножки; руки тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее; глухой смех; платье грязно и старо; невесёлая; движения медленные; глаза выделялись глубокою синевой на бледном лице; длинные ресницы опущены; крохотная, грустная фигурка, из которой серый камень высосал жизнь. Здесь же - прямое сопоставление Маруси и Сони, Маруси и умирающей Васиной матери, многочисленные упоминания о цветах. Повторы, варьирование ранее перечисленных признаков, прибавление новых.

Глава V. О Марусе: белокурая головка; странное и маленькое туманное пятнышко, которое, казалось, вот-вот расплывётся и исчезнет; крохотная фигурка девочки.

Глава VI. О Марусе: звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлёпала по каменному полу непроворными ножками; белокурые волосы; бирюзовые глаза. Определение маленькая раскрывается всё полнее: Маруся не просто маленькая девочка, а потому такая, что живёт в нищете, где-то на кладбище, в подземелье.

Глава VII. О Марусе: всё худела; лицо её бледнело; глаза потемнели, стали больше; веки приподнимались с трудом; всё больше хиреет; тихие переливы её слабого смеха; грустная улыбка. Развитие заданной темы -маленькая - продолжается: маленькая жизнь клонится к закату, предопределённому социальными причинами.

Глава VIII. О Марусе: смотрела равнодушно большими, потемневшими и неподвижными глазами; увядала, как цветок осенью; белокурые волосы раскидались по подушке; закрытые глаза слегка ввалились и ещё резче оттенились синевой; тело её убирали осенними цветами. Портретные детали вытесняются из описания многозначным образом осенних цветов. Главное здесь - контраст, возникающий из сопоставления: ранняя смерть матери Васи - смерть Маруси. Случайность и закономерность.

Заключение - в связи с Марусей: огни на могилах тёмными осенними ночами вспыхивают синим зловещим светом; могила пестрела цветами; над маленькою могилкой. Применительно к образу Маруси эпитет “маленькая” оказывается средоточием, смысловым центром всего повествования.

ВЫВОД:

Мы с вами, ребята, видим, что антонимы помогают писателю нарисовать портреты девочек, показать различие в их судьбах. В художественной речи антонимами могут служить слова, которые обычно не воспринимаются как антонимы. Противопоставляться могут и целые фразы.

Понимание символики серого камня как образной характеристики существовавших в стране порядков, душивших все живое сложно, и Читатель должен помочь им прийти к правильному выводу. Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и как добывают они средства к существованию.

Что переживает Вася, узнав о нищенской жизни Валека и Маруси? - спросим нас. Для того чтобы ответить на вопрос, полезно прочитать в лицах и разобрать диалог между Васей и Валеком, обратив особое внимание на авторские ремарки, которыми писатель характеризует интонацию каждого. Спросим: «Почему Валек усмехнулся, услышав вопрос Васи о покупке булок? Почему в голосе Васи, когда он говорит о недопустимости воровства, слышится грустное раздумье? Почему, догадавшись о бедственном положении друзей, Вася спрашивает: «А вы разве... нищие?» - упавшим голосом? «Нищие!»- угрюмо отрезал Валек.

Работа над диалогом, над каждой авторской ремаркой в отдельности поможет учащимся понять ту драму, которая происходила в душе у Васи: сын судьи, человека кристальной честности, высоких нравственных правил, Вася с раннего детства впитал всем своим существом незыблемые нравственные истины: нельзя воровать, лгать, обижать слабых. В жизни же все оказывается сложнее: его друзья, которых он любит и уважает, являются не только нищими, но и ворами.

С точки зрения усвоенной Васей морали поступок Валека заслуживает осуждения, не случайно Вася находится в грустном раздумье. И в то же время причина, которую выдвигает в свое оправдание его друг, кажется Васе достаточно серьезной: ведь голодает Маруся, самое доверчивое и беззащитное существо на свете. Вася не может слышать жалобных слов Маруси, видеть, как она жадно сжимает обеими руками кусок булки. Осознав, как тяжело живется его друзьям, Вася испытывает глубокие страдания, не имея возможности помочь: у него заныло сердце, что-то повернулось в груди, любовь... не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли.

Важно подвести нас к пониманию того, что этот период в формировании сознания мальчика имеет решающее значение: осудить семью Тыбурция за постыдное воровство, которым она живут, и отойти в сторону или же найти в душе оправдание их образу жизни, поняв, что к этому приводят их страшные условия жизни?

«Какое решение принимает Вася в отношения своих друзей? В какой фразе мальчика звучит это решение? Как „подтверждается оно поведением Васи? Какое впечатление производит на Васю Тыбурций Драб? - вот те вопросы, которые помогают учителю организовать дальнейший ход беседы с нами.

Вася остается верен друзьям,- отвечают Читатели.- Он решительно говорит Валеку, что всегда будет ходить к ним. И эти слова звучат как клятва в дружбе, которую ничто не поколеблет. Всем своим поведением Вася подтверждает свои слова: он не дает понять детям, как тяжело пережил известие об их нищенстве; он старается не подать вида, что ему неприятно пребывание в их «доме»; он мужественно переносит гнев грозного пана Тыбурция и добивается его расположения. Дружба Васи выдержала очень важное испытание. И мальчик вышел из него победителем.

Встреча с Тыбурцием оставляет большой след в душе Васи. Читатели должны задуматься над вопросом: «Чем примечательна внешность Тыбурция?» В результате беседы приходим к выводу, что рассказчик с помощью портрета словно приоткрывает завесу над тяжелой, трагической жизнью этого недюжинного человека, в облике которого уживается и обезьянья подвижность, лукавство, и глубокая печаль, и острая проницательность, энергия, ум. Это поможет школьникам понять особенности «замечательной личности», которая вызывала такой жгучий интерес у Васи.

Вася знает, что дети любят Тыбурция. Валек часто повторяет его высказывания, авторитетность которых для него непреложна. Маруся ласково и доверчиво тянется к Тыбурцию, зная его доброту. Она решительно защищает Тыбурция от предположений, что он может кого-нибудь обидеть: «Не бойся, Вася, не бойся! - говорит девочка.- Он никогда не жарит мальчиков на огне... Это неправда!». Тыбурций тоже любит своих у себя, ласкает их, заботится о них. Именно такого человеческого внимания, участия не хватает Васе в собственной семье, вот почему он тянется к семье Тыбурция, чувствуя себя здесь уютно и уверенно.

Проницательный Тыбурций сразу же оценивает эту необычную дружбу. Он видит, как привязаны его дети к мальчику. Валек волнуется, боясь, что Васе не разрешат ходить к ним. Маруся с полным убеждением отстраняет от Васи ужасное подозрение о том, что он когда-нибудь будет судить Валека. Тыбурцию нравятся простота, смелость, сдержанность Васи, его верность в дружбе, умение хранить тайну. Обратим внимание школьников на тот момент разговора, когда Тыбурций, подшучивая над Васей, называет его судьей и высказывает предположение, что Вася будет со временем судить Валека.

  • - Почему так оскорбился и рассердился Вася, услышав эти слова?- спросим учащихся. Дети отвечают: «Он обиделся, что о нем так могут подумать. Ведь Вася считал, что судят только плохих людей, виновных в каких-либо преступлениях. Валек же и Маруся, с его точки зрения, ни в чем не были виновны. Он понимал, что они несчастны, но не преступны».

Тыбурций лестно отзывается о Васе, называя его порядочным малым, человеком, у которого в груди кусочек человеческого сердца. Это высокая оценка и прозорливое определение дальнейшего поведения Васи («...может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу») характеризуют не только мальчика, но прежде всего самого Тыбурция как личность незаурядную. Этот человек с тяжелой, изломанной судьбой, опустившись на самое дно жизни в результате неравной борьбы с существующим строем и его неправедными законами, сумел сохранить лучшие человеческие черты.

Делая вывод о тех изменениях, которые происходят в сознании Васи под влиянием Тыбурция и его у себя, Читатель отметит, что «смутные вопросы и ощущения», волновавшие мальчика, свидетельствуют о том, что он задумывается уже не только о судьбе своих друзей, но и об окружающей жизни, где царят законы общественного неравенства: господство одних, нищенство и бесправие других.

Еще с сайта

Рассказывая о последних днях Маруси, Читатели прежде всего обращаются к описанию внешности больной девочки. Важно, чтобы они проследили динамику портрета (лица, глаз, улыбки, смеха и т. д.) и поняли, что изменения деталей внешности героя часто являются свидетельством и внутренних изменений. Так, через внешние признаки портрета героини писатель изображает постепенное ее угасание. Еще совсем недавно Ма-руся «звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлепала по каменному полу непроворными ножонками» (глава VI), но вот стали желтеть листья, а вместе с ними начала давать о себе знать и болезнь девочки. Маруся «все худела, лицо ее все бледнело, глаза потемнели... веки приподнимались с трудом, мальчики истощали все усилия, чтобы только вызвать тихие переливы ее слабого смеха, увидеть ее грустную улыбку» (глава VII).

Наступила осень, ухудшилось состояние больной. Теперь она «смотрела равнодушно... большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха» (глава VIII). Только кукла смогла оживить девочку, ко это продолжалось недолго. Пришло время, когда Маруся смотрела перед собой «смутным взглядом... не сознавая, что с ней происходит» (глава VIII). Обращая внимание нас на эти изменения в портрете, мы тем самым учим их быть внимательными к художественным деталям, видеть, какую роль играет каждая из них в раскрытии особенностей внутреннего мира героя.

Как характеризует Васю его поведение во время болезни Маруси? - задаем вопрос. Читатели уже многое знают о мальчике, и его заботливость по отношению к больной, доходящая до самоотверженности, воспринимается как естественное и единственно возможное его поведение. Читатели отмечают, что Вася чувствует себя нужным в семье Тыбурция. Его появление вызывает оживление девочки. Валек обнимал Васю, как брата. Даже Тыбурций смотрел иа у себя глазами, в которых мерцали слезы. Вася прилагает все усилия к тому, чтобы хоть как-то помочь горю друзей. Особую душевную чуткость проявляет мальчик, когда отцу становится-. известно о, пропавшей кукле. Не имея возможности возвратить ее сестре - для этого надо было бы лишить Марусю ее последней радости,- Вася с напускной беспечностью заявляет опечаленным Валеку и Тыбурцию: «Ничего! Нянька, наверное, уже забыла». Вася знает, как тяжело сейчас его друзьям, и, не желая обременять их своими заботами, мужественно берет все на себя.

Самоотверженность Васи по отношению к друзьям, его душевная стойкость, верность слову наиболее ярко проявляются в разговоре с отцом. Сцену решающего объяснения судьи с сыном Читатель прочитает в классе сам. Это один из наиболее волнующих эпизодов повести, и важно, чтобы читатели прослушали его в хорошем, выразительном чтении.

С помощью учителя дети обратят внимание на душевные переживания действующих героев. Это поможет им глубже постичь внутренний мир каждого. Читатели хорошо знают содержание состоявшегося разговора. Не обращаясь пока к тексту, предлагаем им подумать: что переживал отец и сын перед началом разговора?

Дети уловили основную тональность отрывка и, не затрудняясь, отвечают, что Вася волновался и боялся этой встречи. Его пугал грозный, неприступный вид отца. Вася чувствовал себя виноватым, так как обманывал отца, не говорил ему, где проводит все время. Отец очень сердился на Васю, считая его эгоистом, который отдал неизвестным людям куклу, подаренную покойной матерью.

До начала разговора Вася робко остановился у притолоки. Он заметил грустное осеннее солнце, почувствовал тревожный стук собственного сердца; поднял на отца глаза и тотчас шее опустил их в землю. Отец сидел перед портретом матери и «не поворачивался» к Васе. Когда же он повернулся, лицо его было страшным. Вася чувствовал на себе тяжелый, неподвижный, подавляющий взгляд. Во время разговора слова отца о кукле резко упали на Васю, он вздрогнул. Ведь его обвиняют в самом страшном бесчестном воровстве подарка умершей матери. Вот почему лицо отца было бледно, глаза горели гневом.

Несмотря на то что Вася весь съежился под взглядом отца, все ниже опускал голову, горькие слезы жгли его щеки, он ни словом не выдает своих друзей, испытывая в эту минуту не боязнь, а оскорбленное чувство покинутого ребенка и жгучую любовь к тем, кто пригрел его там, в старой часовне. Появление Тыбурция прерывает тяжелую сцену.

Дети отмечают, что судья встретил Тыбурция мрачным и удивленным взглядом, который тот выдержал спокойно.

Тыбурций чувствует свою правоту. Он пришел сюда, чтобы защитить Васю от несправедливых упреков. Он знает, что должен заставить пана судью выслушать себя, поэтому говорит спокойно и мягко, не желая раздражать разгневанного человека.

Выдержка Тыбурция, его доброе, ласковое отношение к Васе побеждают настороженность судьи, заставляют его прислушаться к словам бездомного нищего. Мы не знаем, а только предполагаем, о чем говорили между собой Тыбурций и судья. Однако вряд ли стоит рекомендовать ученикам задание: «Что сказал Тыбурций отцу Васи?», как это иногда практикуется. Содержание высказываний Тыбурция так, очевидно, а соблюдение характерного стиля его речи настолько недоступно детям, что такое задание будет порождать лишь беспомощные ответы, неудачные попытки «дополнить» писателя. Гораздо полезнее школьникам проследить, как во внешнем поведении судьи (в его жестах, мимике, позе) проявляется новое отношение к сыну. Вчитываясь в произведение, дети обратят внимание на то, что вначале судья положил Васе на плечо тяжелую руку, рука эта дрожала. После первых слов Тыбурция рука отца, державшая плечо Васи, разжалась. Наконец, после разговора судьи с Тыбурцием Вася опять почувствовал на своей голове чью-то руку. Это была рука отца, но теперь нежно гладившая волосы Васи. Скупая, но выразительная-деталь тонко передает характер переживаний отца Васи (от гнева к изумлению и от него к доверию и ласке).

Еще более понятной станет близость, возникшая между отцом и сыном, когда мы обратим внимание на то, как, в свою очередь, Вася трогательно выражает отцу свое отношение: «Я доверчиво взял его руку»; «Я с живостью схватил его руку и стал ее целовать»; «Долго сдерживаемая любовь хлынула целым потоком в мое сердце».

Желая обобщить результаты анализа этого эпизода и подвести нас к осмыслению характера судьи и Тыбурция, предлагаем ответить на вопросы: «Почему Тыбурций был уверен, что судья выслушает его? Что заставило Тыбурция прийти в дом судьи? Что побудило судью сказать Васе: «Я виноват перед тобой, мальчик...»?»

Первый вопрос вначале вызывает некоторое недоумение школьников, однако вскоре они соображают, что ответить на вопрос можно, лишь поняв, каким человеком был судья. И тогда читатели вспоминают все, что им известно об отце Васи из повести: это высказывание Валека о неподкупности и человечности судьи; это оценка Тыбурция («Твой отец, малый, самый лучший из всех судей на свете. Он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его последней берлоге...»); это, наконец, отношение самого судьи к старому злобному Яну-шу, которого судья упорно изгонял из своего дома, не желая выслушивать наговоры на бедных обитателей часовни.

Хотя мы и знаем, что судья служит жестоким и несправедливым законам, существующим в обществе, однако самого судью воспринимаем как высоконравственного человека. Тяжелое горе ожесточило его, сделало черствым по отношению к собственному ребенку, заставило уйти в себя, однако не лишило чувства справедливости.

Осмыслив особенности характера этого сурового и по-своему несчастного человека, Читатели теперь смогут ответить на поставленный вопрос: наблюдательный Тыбурций хорошо изучил Васиного отца и верил в то, что гуманность судьи, его доброе отношение к людям не позволят ему оттолкнуть дружескую руку, протянутую даже таким обездоленным человеком, каким был Тыбурций.

Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

Теперь давайте проделаем небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (“наоборот”, “напротив”) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (“так как”, “доказательством этого служит”, “это подтверждает”, “вот отчего”), а также вводных слов (“значит”, “таким образом”, “итак”, “наконец”), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (“если... то другой...”), и др.

Ваея также ценил возникшую дружбу. Ему в жизни очень не хватало дружеского внимания, душевной близости, настоящих друзей. Товарищи по улице при первой же проверке оказались трусливыми предателями, бросившими его без всякой помощи. Вася же по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собствен-иого отца. В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявлять по отношению к родной сестре. Васе еще трудно понять, почему Маруся так разительно отличается от его сестры Сони по внешности и поведению, а слова Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь» - не вносят ясности, лишь еще более обостряют чувство щемящего до боли сожаления, которое испытывает Вася по отношению к друзьям. - Словесник предложит своим воспитанникам сравнить условия жизни у себя судьи и у себя Тыбурция и ответить на вопрос: «Как отразились эти условия на внешности и характере Сони и Маруси?» Детальная работа над портретом1 не только поможет им лучше представить себе девочек, но и внесет дополнительные штрихи в характеристику Васи: то, как человек воспринимает других, во многом раскрывает его самого.

За эпитетами и сравнениями, характеризующими Марусю, Читатели должны почувствовать эмоциональную силу художественного слова, увидеть взволнованность Васи, его переживания. В портрете Маруси читатели легко обнаруживают наиболее важные эмоциональные элементы; бледное, крошечное создание, напоминавшее высохший цветок, выросший без лучей солнца; ходила... плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; почти никогда не бегала и смеялась очень редко; смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; платье ее было грязно и старо; движения ее тонких рук были медленны; глаза выделялись глубокой синевой на бледном лице.

Нужно обратить внимание нас на трогательную нежность рассказчика, которая сквозит в каждом его слове о девочке, грустное любование ее красотой (белокурые густые волосы, бирюзовые глаза, длинные ресницы), горькое сожаление о безрадостном существовании ребенка.

Соня представляла полную противоположность Марусе. Сравнивая внешний облик Маруси и Сони, которая была кругла, как пышка, и упруга, как мячик, резво бегала, звонко смеялась, носила красивые платья, читатели придут к выводу о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных у себя. Начиная с литературных сказок, изучавшихся в IV классе, Читатели постоянно вели практические наблюдения за портретом, одним из важнейших компонентов в обрисовке героев. В процессе изучения повести «Дети пбдземелья» создаются благоприятные условия, когда можно обобщить практические наблюдения нас, дав им формулировку теоретико-литературного понятия. Объясняя функциональную роль портрета, Читатель скажет, что писатель стремится сделать каждую черту внешности своего героя говорящей, рассказывающей об особенностях его характера, чувствах и переживаниях, об условиях жизни, об отношении к нему самого рассказчика.

Так, если, знакомясь с портретом героя, мы находим слова с оттенком ласки (смех звучал, как самый маленький серебряный колокольчик; шаталась, как былинка; смотрела беспомощным взглядом захлопнутой пташки и т. д.), можно безошибочно судить о добром, сочувственном отношении писателя к своему герою. Ласкательно-уменьшительными суффиксами, особо подобранными сравнениями и эпитетами он раскрывает нам свое отношение к герою.

Читатели говорят, что вся обстановка подземелья произвела на Васю тягостное впечатление. Он не столько был поражен самим зрелищем мрачного подземного склепа, сколько тем, что в нем живут люди, в то время как все свидетельствует о невозможности человеческого пребывания в подземелье: с трудом пробивающийся свет, стены из камня, широкие колонны, смыкающиеся кверху сводчатым потолком. Но самым грустным в этой картине была Маруся, едва выделявшаяся на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет. Все это поражает Васю, он наглядно представляет, как жестокие, холодные камни, смыкаясь крепкими объятиями над крохотной фигуркой девочки, высасывают из нее жизнь. Став свидетелем невыносимых условий жизни бедной девочки, Вася, наконец, в полной мере осознает ужасный смысл роковой фразы Тыбурция. Но мальчику кажется, что все еще можно исправить, изменить к лучшему, стоит только покинуть подземелье: «Уйдем... уйдем отсюда... Уведи ее», - уговаривает он Валека.

Чтение - это не всегда развлечение. Книга порой огорчает, заставляет задуматься, изменить свои взгляды на жизнь. А потому выбор художественной литературы играет немалую роль в становлении личности подростка. Крайне важно привить ребенку умение сострадать, сопереживать окружающим. Этой чрезвычайно важной теме посвятил Владимир Короленко «В дурном обществе». Сочинение по этой повести позволит раскрыть истинное значение таких слов, как сострадание и милосердие.

Об авторе

Прежде чем приступить к анализу произведения, стоит несколько слов сказать о писателе Владимире Короленко. Родился он в середине XIX века, и так как довольно рано потерял отца, испытал на собственном опыте нужду и тяжелые лишения. Сложное детство сформировало особое мировоззрение. Короленко с болью реагировал на несправедливость, которой в этом мире чудовищно много. Свои переживания он отобразил в художественных произведениях, большая часть которых посвящена детям. Одно из них назвал Короленко «В дурном обществе». Сочинение это, однако, имеет и другое название - «Дети подземелья».

Дети отверженных

Эта повесть посвящена неприкаянной жизни бедняков. Социальное неравенство - проблема, которую рассматривали великие писатели и мыслители. Эта тема довольно сложная и неоднозначная. Но от неравноправия, которое установили взрослые, страдают безвинные дети. Так было, есть и, возможно, будет еще много столетий. Смягчить жестокость может лишь сострадание - чувство, которому посвятил Короленко «В дурном обществе». Сочинение на эту темы следует начать с определения этой важной морально-нравственной категории.

Что такое сострадание?

Какова идея произведения Короленко «В дурном обществе»? Сочинение по повести о детях подземелья можно начать с толкования многозначного слова «сострадание». Как уже было сказано, тему эту рассматривали классики русской и зарубежной литературы. Стоит вспомнить слова Австрийский писатель полагал, что существует два рода сострадания. Одно - сентиментальное и малодушное чувство. Другое - истинное. Первое есть не что иное, как желание оградить себя от вида чужого несчастья. Второе побуждает к действию. Человек, который умеет сострадать по-настоящему, способен сделать все, что в человеческих силах, и даже свыше их.

Герой повести Короленко «В дурном обществе», несмотря на весьма юный возраст, проявляет чистые самоотверженные чувства. Вася умеет сострадать по-настоящему. Необыкновенно зрелые и благородные поступки совершает мальчик из сентиментальной повести Короленко «В дурном обществе».

Сочинение «Маруся и Соня - два детства»

В повести присутствуют две маленькие героини. Они никогда не встречаются. Что есть у них общего? Возраст и отсутствие матери. Сравнение этих двух девочек играет важную роль в общем анализе этого произведения.

Первая - Соня, сестра Васи. Она живет в благоустроенном доме, у нее есть заботливая няня и любящий отец. Вторая - Маруся - девочка, обитающая в холодном неуютном подземелье. Она также не обделена отцовской любовью. К тому же у нее есть брат, который готов пойти на все (а чаще Валек идет на воровство), дабы прокормить сестру. Но к семье Маруси с презрением относятся горожане. Ей подобная жизни тех, кому суждено быть изгоями не только в благопристойном обществе, но даже среди таких же нищих, какими являются и они сами. Однако участь эта минует девочку, поскольку она очень рано уходит из жизни.

Судьба Сони совсем иная. Ее отец - уважаемый человек в городе. А потому и к самой Соне окружающие относятся с теплой симпатией. На примере двух этих образов юные читатели должны постичь важную нравственную идею. Она заключается в том, что различные социальные предрассудки, присутствующие в любом обществе, порождают жестокость. И особенно страшно, когда страдают от нее дети.

О дружбе

После прочтения повести Короленко «В дурном обществе» сочинение «Мой друг Вася» является стандартным творческим заданием. Дети пишут о том, какой они видят настоящую дружбу, и приводят в качестве примера доброго мальчика Васю. Но в образе этого маленького героя важны не так его теплые чувства к Вальку и Марусе, как его стремление помочь и поддержать представителей отверженных слоев общества. Ведь еще до знакомства с детьми из подземелья Васю «хозяин» заброшенного замка благосклонно приглашает в гости, но тот отказывается. Его более тянет к тем, кого отвергли, к тем, чье существование вызывает жалость и сострадание. В этом, пожалуй, заключается главная идея повести Короленко «В дурном обществе». Сочинение про Васю очень часто пишут дети после прочтения произведения.

Сочинение про Васю

Но если уж посвящать творческое задание такой высокой теме, как дружба, необходимо изложить сперва содержание той главы, в которой изображено знаменательное знакомство.

Вася - сын городского судьи - вместе с соседскими мальчишками решил однажды совершить небольшую экскурсию. Целью путешествия была заброшенная часовня. Все остальные объекты в городе были уже давно и не раз обследованы. И лишь она одна оставалась неизведанным сооружением. Это старое мрачное строение вызывало ужас даже больше, чем любопытство. Но каково было удивление Васи, когда оказалось, что в этом наполовину разрушенном здании кто-то обитает! Мальчик был единственным, кто об этом узнал. Своим приятелям он ничего не сказал.

Валек и Маруся

В часовне жили дети Тыбурция - предводителя низших слоев городского населения. Вася почти сразу подружился с Вальком и Марусей. Он помогал этим детям, делал все, что в его силах. А больше всего брат с сестрой нуждались в самом необходимом для человеческого существования - еде. Позже Вася понял, что Валек промышляет воровством, и хотя это открытие было чрезвычайно неприятным для сына судьи, он старался отнестись с пониманием к образу жизни своего нового друга. А уж после того, как мальчик понял, что воровство для этих людей является единственным способом выжить, он и вовсе осознал, что не вправе осуждать их. Такими изображены отношения детей из разных социальных миров в произведении Короленко «В дурном обществе».

Сочинение «Мой любимый герой»

Одной из самых трогательных и печальных глав в этой повести является та, в которой речь идет о последних днях жизни Маруси. Пожалуй, события, которые предшествовали смерти девочки, должны быть подробно описаны и проанализированы при написании сочинения о персонаже произведения Короленко - герое юном, но умеющем сострадать так, как не каждый взрослый.

Когда теплые дни миновали, Маруся стала чувствовать себя все хуже и хуже. И Васе подумалось, что единственным спасительным средством для нее может стать большая яркая кукла. Эта дорогая игрушка принадлежала Соне и являлась подарком покойной матери. Выпросив куклу на время у сестры, Вася отнес ее умирающей девочке. И даже тогда, когда отец узнал о пропаже, мальчик не раскрыл тайны о том, где обитают его друзья. Он был несправедливо наказан, но сдержал слово, некогда данное Тыбурцию.

Маруся умерла. Тыбурций явился в дом судьи, вернул куклу и рассказал о доброте и милосердии Васи. Судье еще много лет было стыдно перед сыном за то холодное отношение, которое он проявлял по отношению к нему. Отец также чувствовал вину за то, что Вася не встретил понимания и любви в родном доме, среди близких родственников, а нашел их в убежище чужих и далеких людей из «дурного общества».

Этих девочек объединяет одинаковый возраст, но их судьбы сильно отличаются. Хотя и Маруся потеряла мать в столь раннем возрасте, но она живет в отличных условиях для проживания. Ее жизни ничего не грозит, у нее есть дом, своя кровать, много игрушек, она живет в тепле и уюте, но главное у нее есть пища, без которой не может прожить, ни одно живое существо. У девочки беззаботное детство, она окружена заботой и любовью.

А маленькая Соня живет в окружении камней, у нее нет постоянной крыши над головой, она живет во мраке, сырости, холоде, самое ужасное - ей приходится голодать, она такая маленькая, но она многое пережила. Она почти не видит солнечного света, она чахнет в пещере, угасает, как маленький огонек. Радует то, что ее окружают любящие ее люди, которые пытаются сделать все возможное для ее счастливой жизни, но, увы, у них это не получается. Жизнь маленькой девочки прервалась, не успев начаться.

В начале произведения читатель сильно жалеет Васю и Соню, потому что они потеряли мать, но потом мы видим Валека и Марусю, детей, судьба которых служилась еще ужаснее. Их положение настолько безысходно, что их оправдывает даже воровство, потому что без него бы они не выжили. Автор противопоставляет детство двух детей, хочет, чтобы читатели стали добрее к окружающим, чтобы они не видели в обездоленных зло, а, наоборот, пытались помочь им.

Маруся и Соня были примерно одного возраста, около 4 лет, и они обе уже успели потерять мать. На этом их сходство заканчивается.

Соня была дочь богатого судьи , у неё всё было: хорошая еда, своя комната, красивые игрушки, няньки. Она ни в чём не нуждалась, её детство, за исключением смерти матери, было безоблачным.

Маруся, в отличие от неё, испытывала постоянную нужду – у неё не было своего дома, часто она была голодна, у неё не было настоящих игрушек и т.д.

В один из дней их судьбы переплелись. Маруся, от постоянного недоедания и лишений начала чахнуть и умирать. Когда она уже стала совсем плоха и окружающие поняли, что она скоро помрёт, то мальчик Вася , брат Сони, решил сделать Маруси приятный сюрприз. Он обратился к Соне с просьбой дать ему на время свою любимую, самую красивую куклу. Соня сначала не хотела с ней расставаться, но рассказ, про умирающую девочку Марусю, на неё подействовал и она согласилась.

Кукла произвела на Марусю неизгладимое впечатление. Впервые за последние дни она встала с кровати, начала водить за ручку куклу, разговаривать с ней и даже смеяться. Таким образом, кукла Сони скрасила последние дни бедной девочки Маруси.

Вскоре она умерла, но ещё долгие годы Соня со своим братом Васей ходили на могилку и ухаживали за ней, вспоминая Марусю и её тяжёлую, короткую жизнь.