Художественный тип. Художественный стиль: что это такое, примеры, жанры, языковые средства. Где используется стиль художественной литературы

Исследования выявили весьма значительные различия среди людей по степени адекватности восприятия невербальной информации. Они весьма существенны и носят как индивидуально-личностный характер, так и отражающий связь с социальными категориями - возрастными, профессиональными и др.

Зависимость от возраста, характерная для любого сенсорного процесса, вполне объяснима с позиции приобретения и накопления индивидом социального опьпа речевого и невербального общения. Наряду с этим, преимущества людей художественных профессий (музыканты, актеры и др.) по сравнению с людьми «мыслительных» профессий (математики и т.п.) можно объяснить как очевидной профессиональной тренированностью в сфере невербального восприятия (например, музыканты), так и природными генетическими предрасположениями определенных людей к адекватному восприятию и переработке мозгом невербальной информации, т.е. принадлежностью их к так называемому художественному типу личности.

Имея ввиду, что данный вопрос представляет немаловажное теоретическое и практическое значение (например, в плане профориентации), были проведены специальные комплексные исследования людей художественного типа, особенно по критерию восприятия разных видов невербальной информации

Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного» типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что для «мыслителя» характерно аналитическое, поэлементное восприятие действительности, а для «художника» - комплексное, целостное восприятие. Аналогичное представление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал о двух типах ума: математическом, основанном на отвлеченных представлениях о действительности (в котором нетрудно узнать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для которого характерно непосредственное чувственное восприятие действительности («художник» по Павлову). «...Ум сугубо математический будет правильно работать только, если ему заранее известны все определения и начала. В противном случае он сбивается с толку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий, с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривычных... Математики редко бывают способны к непосредственному познанию, а познающие непосредственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990, с. 146-147). Попытки аналогичной классификации людей в литературе можно встретить неоднократно.

По современным научным представлениям наличие двух человеческих типов - мыслительного и художественного - объясняется функциональной асимметрией мозга человека: для «мыслителя» характерно преобладание левополушарного абстрактно-логического восприятия мира, а для «художника» -правополушарного эмоционально-образного восприятия. Проблема типологии человека весьма важна для решения целого комплекса теоретических и прикладных задач, связанных с пониманием сущности природы человека, художественного творчества, совершенствования системы общего и профессионального обучения и образования (в особенности в искусстве), профотбора и профориентации людей, понимания механизмов нарушения психики и выбора оптимальных средств терапии таких заболеваний и т. д. и т. п. Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный» типы были выделены И.П. Павловым, как специфические человеческие типы, в отличие от известных четырех гиппократовских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и распространяемых им и на мир животных.

Понимание специфических человеческих типов - художника и мыслителя, как показали современные исследования, опирается не только на базальные физиологические уровни жизнедеятельности человека, но и на всю сложнейшую архитектонику высших психических функций, коммуникативные способности и, в частности, доминирующий тип информационного взаимодействия индивида с внешним миром (восприятие и переработка сенсорной информации) в рамках модели двухканальной (вербально-невербальной) природы системы коммуникации человека. В частности, показано, что все виды абстрактно-символической информации лучше воспринимаются и перерабатываются людьми мыслительного типа, а невербальные виды информации - людьми художественного склада личности (Морозов и др., 1994). Степень связи, ориентированности психики на конкретную действительность у художника выше, чем у типичного представителя категории абстрактных мыслителей. Конкретно это выражается в более высокой точности и адекватности отображения в психике художника (по сравнению с мыслителем) различных сторон этой действительности. Например, отмечается более тонкая дифференцированность восприятия оттенков цвета, звука, лучшего их запоминания, более точные, прочные и адекватные взаимосвязи и ассоциации между различными не только элементарными, но и сложными образами действительности, с одной стороны, и их вербальным описанием, с другой. Как известно еще со времен «Великой дидактики» Яна Амоса Каменского, в действиях человека ничего нет и не может быть того, чего ранее не было в его чувствах и восприятиях. Именно поэтому совершенство сферы чувственного восприятия художника является основой для его художественно-репродуктивной деятельности.

Но сущность художника не ограничивается лишь тонкостью чувственного восприятия- это необходимое, но недостаточное условие.

Художественное творчество находится в тесной связи и со второй сигнальной системой, опирается на интеллектуально-творческий потенциал человека, речь, мышление. Для истинного, большого художника характерно не только правдивое отображение действительности, но и преломление ее через призму общественно-социального значения и даже философского осмысления. В этом понимании истинный, большой художник, артист, музыкант - это своеобразный мыслитель, опирающийся в своем мышлении не на абстрактно-знаковую символику, а на образы конкретной действительности. Вопреки традиционно сложившемуся представлению об исключительно вербальной сущности мышления, в последние годы начинает «получать права гражданства» представление и о невербальной природе языка и мышления человека (Спиркин, 1972; Горелов, 1980,1985; Воронин, 1982; Симонов, 1987).

Один из важнейших аспектов, отличающих «художественный» тип личности от «мыслительного» лежит в сфере эмоционального отношения индивида к окружающему миру: для «мыслителя» доминирующим является рационально-рассудочное отношение, а для «художника» - эмоционально-образное. По отношению к музыкантам это свойство было отмечено Б.М. Тепловым, считавшим, что «...Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять как бы центр музыкальности» (Теплов, 1947).

На важную роль эмоций как фактора, интегрирующего творческий процесс в искусстве, указывал академик П.К. Анохин (1983, с. 261-262). Этой же проблеме посвящен ряд известных трудов академика П.В. Симонова, вскрывающих психофизиологические основы системы К.С. Станиславского, эмоциональные механизмы художественного творчества и актерского перевоплощения, обосновывающих разработанную автором информационную теорию эмоций (Симонов, 1962, 1966, 1970, 1981, 1987; Симонов, Ершов, 1984). В частности, П.В. Симонов считает, что павловские «специально человеческие» типы - «мыслительный» и «художественный» - следует рассматривать в свете современных данных о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека: «...где художественному типу будет соответствовать относительное преобладание правого (неречевого) полушария» (Симонов, 1967, с. 142). Эти представления находят подтверждение в экспериментальных исследованиях (Петров, Бояджиева, 1996). Несколько ранее проведенные Центром «Искусство и Наука» Института психологии РАН обширные комплексные исследования позволили установить ряд отличительных особенностей людей художественного типа по разным критериям.

Для категории художественных профессий по сравнению с категорией нехудожественных профессий в целом является характерным: а) повышенный уровень, лабильность и более разнообразная палитра эмоционального фона (константного и ситуативного, по методике Изарда-Серебряковой); б) повышенный эмоциональный слух (по тестам Морозова) (рис.17); в) повышенные коэффициенты уверенности при тестировании эмоционального слуха; г) повышенная способность к определению возраста человека по звуку его голоса (рис. 17); д) повышенная тревожность (по Спилбергеру-Ханину); е) повышенная эмпатия (по тесту Меграбяна);

ж) преобладание невербального интеллекта (по Векслеру); з) преобладание экстраверсии (по Айзенку); и) более правосторонний характер функциональной асимметрии мозга (крен в сторону эквипотенциальное™ и амбидекстрию в слуховой, зрительной и мануальной сферах по методикам Е.Д. Хомской); к) более высокая лабильность и более короткие латентные периоды вызванных потенциалов головного мозга (по методике Э.А. Голубевой); л) преобладание метафоричности и сюжетности вербально-невербальных ассоциаций (по методике пиктограмм Лурия в модификации О.Ф. Потемкиной

Н.С. Самсонидзе, см. рис. 17), (Морозов, 1994). В пределах обследованных групп лиц - представителей как художественных, так и нехудожественных профессий обнаруживаются существенные индивидуальные различия, проявляющиеся в большей или меньшей степени совпадения всех перечисленных показателей, характеризующих как «художественный», так и «мыслительный» типы.

Полученные результаты, с одной стороны, являются отражением сложной природы человека, сочетающей в себе - и что весьма важно - в разных (!) пропорциях

Черты как художественного, так и мыслительного типов, а с другой стороны, отражают известный из жизненной практики факт, что любой профессиональный коллектив, как правило, состоит из лиц, обладающих разной природной предрасположенностью к тому или иному виду профессиональной деятельности.

3 Более подробно результаты работы изложены в монографии «Художественный тип человека: новые комплексные исследования». - М., 1994.

Рис. 17. Люди художественного типа личности, обладающие эмоциональнсюбразным мышлением (группа I в позициях А, Б, В, Г, Д, Е) по сравнению с людьми, у которых преобладает абсграктно-символический тип мышления (группа Ш в тех же позициях) характеризуются рядом особенностей восприятия информации внешнего мира: А - повышенным эмоциональным слухом (в среднем 80,7%, гр. I по сравнению с 53,6% гр. Ш), Б - уменьшенными средними ошибками определения возраста человека по голосу (7,6 лет, гр. I, по сравнению 9,8 лет гр. Ш), преобладанием метафорических (В) и сюжетных (Г), но уменьшенным количеством абстрактно-символических (Е) зарисовок по методике пиктограмм. У «художников» также чаще встречаются в зарисовках изображения человека (Д). По материалам обследования 105 абитуриентов Московской государственной консерватории. (Ориг.).

1. Художественный тип личности – эмоционально-образное восприятие действительности, когда человека мыслит образами.

2. Исследовательский, поисковый тип личности – рационально-логическое восприятие действительности, когда человек мыслит символами, абстракциями.

В чистом виде такие люди не встречаются. В каждом человеке эти типы представлены пропорционально, но какой-нибудь всегда доминирует. Если доминирующую способность не развивать, она постепенно затухает. Сопутствующие способности в процессе творческой деятельности могут также развиваться: поэт - художник, математик – музыкант и т.п.

Способности не исчерпывают сами себя, не исчезают. Чем больше я реализую свои способности, тем больше они проявляются. Предела реализации способности не существует. Платон сказал: «Как много надо знать, чтобы знать, что ничего не знаешь».

Методик различных творческих способностей существует множество (по видам, жанрам искусства). Остановимся на основных и общих моментах.

1. Способность к творчеству может развиваться только в творческой обстановке, которая предполагает возможность свободной инициативы, нацеливает на создание чего-то нового, оригинального, а не повторения, копирования известного. Репродуктивная деятельность, подражание образцам может повышать мастерство, но не развивать творческие задатки. Такая деятельность может играть роль учебной (в лучшем случае), в худшем – может блокировать творческие способности участника, привести к бездумному копированию.

Огромную роль в развитии творческих способностей играет семья. «От рождения до 5 лет – вечность, от 5 до смерти – один миг» (Л.Н. Толстой. Дневники).

2. Развитие ценностного отношения к оригинальности. Научить участников различать и ценить в творчестве больших мастеров, художников своеобразие, индивидуальность, новаторство. Для этого необходимо обучение на качественном материале.

Очень важно вселять в участников уверенность, что подлинность, новаторство доступно не только профессионалам, но и участникам самодеятельности. Знакомить их с лучшими образцами народного творчества, народных умельцев, изобретателей-самоучек, наивными, но свежими творениями детей.

Установка на творчество закрепляется, если в процессе учебной деятельности, на выставках, смотрах, фестивалях особо поощряется, активно поддерживается индивидуальность их стиля, «собственный почерк», свежесть и оригинальность. Но здесь необходимы такт, высокая личная культура и мастерство со стороны руководителя. Иначе установка на оригинальность может перейти в оригинальничание, установка на новизну – в отрицание опыта предшественников.

3. Важное средство развития установки на творчество – поощрение индивидуального стиля деятельности. В авторских видах самодеятельности проявляется в большей степени, чем в исполнительских (коллективных).

4. Поскольку творчество – это не любая новизна, а создание общественно-ценного, нового, то при развитии установки на творчество важно поощрять участников не на любые новации, а только те, которые имеют бесспорную общественную значимость.

5. Необходимо развить у участников умение принимать собственные решения. Это можно осуществить через индивидуальные задания, связанные с анализом чего-либо (рецензия на фильм или спектакль, обзор специальной литературы, подготовка докладов по заданной теме и т.д.). Мышление формируется при сравнении нескольких точек зрения или источников на одинаковые темы.

6. Предпосылкой творчества является развитое воображение, способность к отдаленным ассоциациям и неожиданным решениям. Основной методический прием – постановка творческой задачи с условием найти нестандартное решение. Наиболее эффективен здесь коллективный поиск, когда воображение одних будит воображение других.

Строить работу и давать задания на малоизвестном материале. Работа над неизвестным сразу же ставит исполнителей в творческую ситуацию, вынуждает искать собственное образное решение.

7. В развитии творческих способностей участников важно создавать условия для реализации индивидуальности каждого. Учет индивидуальных возможностей – один из принципов подбора репертуара в самодеятельности. Наряду с крупными произведениями ставить и мелкие (в театральном коллективе – ставить миниатюры, в хореографических – групповые, сольные танцы).

8. Необходимое условие творчества – активность личности. Создать такие правила жизни коллектива, такие ситуации, когда трудно быть пассивным.

Существует проблемно-эвристическая методика – система логических правил теоретического исследования, которая способствует развитию активности личности. Она исходит из признания нескольких уровней самостоятельности и активности, а также из необходимости выстраивания работы в последовательном переключении на более высокий уровень.

1 уровень. Руководитель формулирует и решает задачу. Участник запоминает и воспроизводит ход решения.

2 уровень. Руководитель ставит задачу или проблему, формулирует условия, знакомит с возможными вариантами решения и предлагает выбрать наиболее эффективные.

3 уровень. Руководитель только указывает на проблему или задачу. Участникам предлагается всесторонне исследовать ее и решить.

4 уровень. Участник сам должен увидеть проблему, сформулировать и решить ее.

6. Виды самодеятельного творчества

Художественное творчество

Техническое творчество

Прикладное творчество

Естественнонаучное творчество

Дадим подробную характеристику каждому из них.

Техническое творчество

Техническое творчество – процесс по освоению технических знаний и созданию технических систем на основе предшествующего опыта и знаний.

Целью технического творчества является развитие технических способностей личности, формирование его технического решения.

Стимул – научно-технический прогресс.

Классификация технического творчества

I. По степени связи с техникой

1. Чисто технические виды (моделирование, конструирование, компьютерное программирование и т.д.);

2. С преобладанием эстетического момента (кино и фотолюбительство, художественное литье, кузнецкое дело и т.п.);

3. Со спортивной доминантой (картинг, авиамодельный спорт, дельтапланеризм и др.).

1. Техническое творчество, связанное с новейшими областями техники (электроника, компьютерная техника);

2. Техническое творчество, связанное с традиционными областями техники (механика);

3. Техническое творчество, связанное с ремеслами, соединенными с простейшей «древней техникой» (плотницкое дело, художественная обработка металла, камня и др.).

III. По степени творческого вклада

1. Конструирование и создание принципиально новых материальных систем. Возможно решение на уровне изобретения.

2. Повторение известных технических систем с небольшими изменениями.

3. Моделирование.

4. Мастерское овладение эксплуатацией чего-либо (починка, виртуозная работа с готовой «покупной» системой).

Существует техническое творчество в профессиональной сфере (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов – ВОИР, Бюро рационализаторов и изобретателей при заводах – БРИЗ), а также техническое творчество, не связанное с профессиональной производственной деятельностью. Оно может быть как неорганизованной, так и организованной любительской деятельностью, представленной такими формами как станции юных техников и юношеские технические клубы.

Прикладное творчество

Прикладное творчество – процесс по самостоятельному созданию овеществленных предметов, имеющих утилитарное значение.

Цели прикладного творчества:

Воспитание художественного творчества или создание реальных вещей через внедрение художественного вкуса;

Овладение определенными навыками и умениями;

Ликвидация профессиональной ограниченности личности.

Прикладное творчество синтезирует в себе художественное и техническое творчество, оно носит утилитарное значение, так как все изделия используются в быту. Коллективы прикладного творчества одними из первых в российской культурно-досуговой практике стали работать на самоокупаемой основе.

Естественнонаучное творчество

Естественнонаучное творчество – это процесс по развитию логических способностей личности.

Цель естественнонаучного творчества – дисциплинировать мышление человека, научить его логически мыслить.

В культурно-досуговой деятельности элементы научного творчества связаны с:

а) Гуманитарными исследованиями – объединения краеведческой, поисковой направленности, клубы Брейн-ринг, искусствоведческие клубы по интересам (Клубы любителей чтения, любителей фантастики, поэзии, балета, театра, литературные и музыкальные гостиные и т.д.);

б) Естественнонаучными исследованиями – объединения экологической направленности, объединения, связанные с такими науками как астрономия, археология, геология, биология, зоология (Клубы любителей кактусов, аквариумистов, кошек, собак, экзотических животных, голубей и птиц, уфологии и т.д.).

Формы работы – экспедиции, научные конференции, семинары, выставки.

Социально-политическая самодеятельность

Два вида объединений социально-политической самодеятельности:

1. Объединения политической направленности ставят перед собой политические цели и задачи. Это могут быть массовые движения, к примеру, Народные фронты Латвии, Литвы, Эстонии.

2. Объединения социальной направленности ставят перед собой цель – защищать социальные права отдельных категорий граждан. К ним относятся Клубы ветеранов Великой отечественной войны и труда, войны в Афганистане, Чечне, Союз чернобыльцев, Комитет защиты жертв сталинских репрессий, Комитет малолетних узников фашизма, Союз многодетных семей и т.д.

Физкультурно-оздоровительная самодеятельность

Коллективы физкультурно-оздоровительной направленности функционируют практически во всех культурно-досуговых учреждениях, которые работают в двух направлениях:

Пропаганда физической культуры.

Пропаганда здорового образа жизни.

К первому направлению относятся клубы любителей бега, клубы здоровья, туристические клубы, клубы аэробики (шейпинга, фитнеса), клубы атлетической гимнастики, клубы любителей пэйтбола, боулинга, бильярда, городков, армреслинга, дартса, экстремальных видов деятельности и др.

Ко второму направлению относятся клубы закаливания или клубы моржей; объединения, пропагандирующие учение Порфирия Иванова и имеющие одно название - «Озарение», объединения, пропагандирующие здоровое питание, клубы вегетарианцев, клубы трезвости и т.п.

Художественное творчество

Художественное творчество – процесс по созданию новых, никогда не бывших оригинальных, общественно-значимых духовных ценностей на основе предшествующего опыта и знаний.

Цели самодеятельного художественного творчества:

Воспитание эстетического художественного вкуса;

Развитие творческих способностей личности;

Пропаганда искусства.

Существует 2 уровня художественного творчества:

1 уровень – репродуктивный (исполнительский)

2 уровень – созидательный (непосредственно творчество)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО = ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Классификация художественной самодеятельности

I. По ориентации на основные пласты художественной культуры

1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложкарей, движение «Играй, гармонь!» и т.д.);

2. Художественная самодеятельность, ориентированная на виды, школу, стили профессионального (академического) искусства (академические и народные хоры, оркестры, театральные, хореографические коллективы, литературные объединения, фотостудии и т.д.);

3. Художественная самодеятельность оригинальная, не имеющая аналога ни в профессиональном, ни в народном искусстве (команды КВН, агитбригады, клубы самодеятельной песни и др.).

II. По типам творчества

1. Исполнительская художественная самодеятельность (музыкальные, хореографические, театральные, цирковые коллективы);

3. Импровизационная самодеятельность (музыкальный сейшен, буриме, конферанс, пародии и др.).

III. По степени организованности и субъекту организации

1. Неорганизованная или неформальная (самоорганизующуюся), как правило, временная, нестабильная (дворовая, в молодежных компаниях и др.);

2. Самодеятельность нестабильных организационных форм, заочно организуемая средствами массовой информации (на страницах газет и журналов, к примеру, Клуб деловых женщин или клуб «Грация», телевизионный клуб «Что? Где? Когда?»);

3. Самодеятельность, организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социально-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически-направляемая.

IV. По преобладающему виду деятельности

1. Объединения учебного типа (студии)

2. Объединения познавательного и художественно-исследовательского типа (объединения искусствоведческой направленности, дискуссионный клуб «Культура и духовный мир личности», клуб любителей поэзии Б. Пастернака и т.п.);

3. Художественно-пропагандистские и художественно-организаторские (агитбригады);

4. Объединения игрового типа (команды КВН, брейн-ринг, «Папа, мама и я – спортивная семья»);

5. Творческие объединения (коллективы художественной самодеятельности);

6. Объединения комплексного типа.

V. По месту локализации (расположения)

1. Сельская художественная самодеятельность

2. Художественная самодеятельность малых городов (со слабым художественно-профессиональным фоном);

3. Художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

VI. По возрастному составу

1. Детская художественная самодеятельность (дошкольный, младший школьный возраст, подростки, юношество);

2. Художественная самодеятельность взрослых (молодежь и старшие возрастные группы);

3. Разновозрастные по составу коллективы художественной самодеятельности.


Список использованной литературы

1. Дранков, В.Л. Природа художественного таланта/ В.Л. Дранков; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – СПб, 2009. – 324 с.

2. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. – М.: Просвещение, 2008.

3. Каргин, А.С. Народная художественная культура: курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства. Учебное пособие. – М.: Гос. респуб. центр русского фольклора. 2007. – 288 с.

4. Меерович, М.И., Шрагина, Л.И. Технология творческого мышления: Практическое мышление. – Мн.: Харвест, 2008. – 432 с.

5. Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре / Л.И. Михайлова // Социол. исслед. – 2009.-№ 4.- С.3-16.

6. Попова, Ф.Х. Социальные признаки самодеятельного творчества. В сб. Социально-культурное пространство региона: матер. регионал. науч.-практ. конфер. – Тюмень, Вектор Бук, 2004. – С.21-25.

Центров, лидеров художественной самодеятельности и поддержки администрации. Исследование показало, что художественная самодеятельность может выступить фактором приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям при опоре на такие организационно-педагогические условия, как учет интересов, потребностей и возможностей членов коллектива; приближение художественной...

Являются - проведение общегородских праздников, массовых гуляний. В программу развития культуры входит стимулирование народного творчества, развитие художественной самодеятельности. 2. Сущность, специфика и особенности самодеятельного художественного творчества 2.1 Художественная самодеятельность: определение и признаки Художественная самодеятельность - непрофессиональное художественное...

А также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности. Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям: 1. Общественно-политическое...

Требовательно-доброжелательного отношения); принцип эмпатии (сопричастности, сопряжения) во взаимодействии. Выделенные нами теоретические положения о развитии творчества будущих учителей в процессе научно-исследовательской деятельности, требуют изучения состояния педагогической обеспеченности данной проблемы в системе педагогического вуза на современном этапе. 1.3. Состояние педагогического...

из интервью, базируются на прин­ципе, согласно которому художник, изо­бражая, воссоздает красоту и истину, не сводимую к изображенной видимо­сти. Для подготовленного зрителя талантливое произведе ние искусства - это диалог художника с человечеством, в котором он стремится открыть людям «еще немного не­изведанной красоты мира» (А. Матисс). «Видимая само­очевидность» живописи способна подменять, упрощать со­общение художника, редуцируя его содержание или толь­ко к художественному, или только к этическому, или только к социальному. Живописец преодо­левает такую ситуацию, развивая средства художественной выразитель­но­сти, уходит от «узнавания», приглашая собеседника к «о-познанию» нового. «Неизведанная красота» может быть открыта зрителем только при условии, что его эсте­тический идеал не замыкается в рамках какого-либо кон­кретного, нормативного эталона прекрасного. Поэтому эс­тетический идеал эксперта многомерен и динамичен, он содержит в себе способность к саморазвитию. Отсюда важ­нейший постулат отношения эксперта к произ­ведению ис­кусства - понимание меры и «кода» его художественной ус­ловности.

Для искусствоведа произведение художника суще­ствует целостно, за­конченно, представляя как уникаль­ную творческую личность, так и ду­ховные идеалы време­ни и выражение общественных потребностей. Он знает, что каждый художник воплощает свое творческое кредо, трансфор­мируя реальность в языке индивидуальной ху­дожественной манеры. По­этому он ориентирован на осмысление системы художественных значений данного произведения искусства, его неповторимости и т. д.

Выделенные принципы восприятия осуществляются экспертом-искусст­воведом в реальном процессе анализа произведения изобразительного ис­кусства посредством фиксации множества отдельных признаков. При этом для каждого из признаков можно представить некую ги­потетиче­скую шкалу, на которой отмечается степень интенсивности признака или его отсутствие. Естественно,

что критерий интенсивности признака у экспертов могут не совпадать между собой, определяя различные отноше­ния как к отдельным качест­вам, так и к анализируемому произведению в целом.

Вместе с тем проведенный эмпирический эксперимент показал, что при несовпадении оценок искусствоведов сами критерии оценок существуют в одном и том же пространстве художественного осмысления произведе­ния искусства. Общность принципов отношения к эстетиче­ским ценно­стям определяется не совпадением оценок, а системой восприятия и понимания искусства. Когда искусствовед анализирует художественное произведение, он осмысляет его в контексте развития изобразительного искусства, соотносит с различными направлениями, шко­лами, мастерами, понимая, что развитие искусства отно­сительно самостоятельно. От пря­мого переживания воспринятого изображения он переходит к эстетиче­ской интерпретации и обобщению, выявляя цель творца - показать но­вую художественную истину.


Конечно, восприятие эксперта-искусствоведа несколь­ко отличается от понимания искусства той группы сту­дентов, которую мы отнесли к худо­жественному типу. Искусствовед не только обладает знанием той специ­аль­ной «программы» прочтения образных значений произ­ведения искус­ства, которая определяет процессы осмыс­ления новой художественной информации: потенциал своих знаний и свой талант он профессиональ­но реализует через «программу» вербализации (литературной подачи) того, что воспринято и понятно, сообразуя уви­денное с различными соци­альными, культурными и исто­рическими контекстами.

Разумеется, что, сколь бы профессионально подго­товлен ни был спе­циалист по искусству, если он не спосо­бен чувствовать и открывать «неизведанную красоту мира», то никакие узоры «словесной вязью» не сделают его зрителем художественного типа. Информированность об ис­кусстве вовсе не определяет собой содержание ху­дожественного видения.

Исходя из реконструированной нами системы ожида­ний - требований художественно-ориентированного типа восприятия и понимания изобрази­тельного искусства,- можно представить и интерпретировать рабочую модель этого типа в виде схемы (1):

Произведение ис­- Система готовно- Произведение ис­-

кусства как систе­- стей (установок кусства как лич­-

ма значений диспозиций) зри- ностный смысл

теля системы значений

Результат восприятия искусства зрителем этого типа есть итог слож­ного взаимодействия обоих уровней зри­тельских представлений. Признавая принцип взаимодо­полнительности этих уровней, можно отметить при­ори­тет для данного типа восприятия второго - художе­ственно-образного - уровня. По нашему мнению, в анали­зируемой модели при ее топологи­ческом рассмотрении первый уровень зрительского осмысления есть лишь эле­мент второго: восприятие произведений искусства на миметическом уровне обогащает и расширяет систему зрительских смыслов - интерпрета­ций художественно-образного уровня отображения реальности в искус­стве.

Художественный тип

(от греч. typos - образ, отпечаток, образец) - художественный образ, наделенный характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (в частности, сословия, класса, нации, эпохи). Воплощение эстетической категории типического.

Пример:

Хлестаков, Ноздрев, Манилов, Плюшкин (Н. Гоголь. "Мертвые души" и "Ревизор")

"Высокая степень отчетливости и активности выражения общего, родового в индивидуальности того или иного явления делает это явление художественным типом" (Г.Н. Поспелов).

"Литература не только отражает жизненные человеческие типы, социальные и психологические, - она создает новые личности и типы, подобные действительным, их объясняющие, оценивающие и "продолжающие". Таким созданным литературой и как бы внесенным в реальную жизнь типом был, например, знаменитый образ "лишнего человека" (С.Г. Бочаров).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "художественный тип" в других словарях:

    ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - (тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Понятие о Т. н. с. введено И. П. Павловым в результате выделенных им свойств нервной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой… …

    См. художественный тип … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Тип - (греч. отпечаток, модель). Проблема Т. и типизации не является специфической проблемой литературоведения. Она имеет место в науках разных областей знания. Вопрос о Т. и типизации в литературе характеризуется своими особенностями, к рые… … Литературная энциклопедия

    тип высшей нервной деятельности - (Тип нервной системы) совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о T. в. н. д. ввел в науку И. П. Павлов. Первоначально оно… …

    тип - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего/кого? типа, чему/кому? типу, (вижу) что? тип, (вижу) кого? типа, чем/кем? типом, о чём/ком? о типе; мн. что/кто? типы, (нет) чего/кого? типов, чему/кому? типам, (вижу) что? типы, (вижу) кого? типов,… … Толковый словарь Дмитриева

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия

    ТИП - (греч. typos, от typein ударять). 1) первообраз всякого существа, подлинник, основной образ, совокупность характерных черт: тип южный, тип англичанина и пр.; в литературе: характер, созданный писателем, резко очерченный и присущий целой группе… … Словарь иностранных слов русского языка

    тип - а; м. [греч. typos отпечаток, форма, образец] 1. Образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений. Разные типы колясок. Устаревший т. автомобиля. Мост железнодорожного типа. Новый т.… … Энциклопедический словарь

    тип нервной системы - система нервная: тип (тип нервной системы; тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств системы нервной, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о них ввел… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Россия в картинах , Асс. Художественный и промышленный альбом / А. Асс M 105/7:Одесса: Тип. кн-ва Г. Н. Каранта, 1902:А. Асс Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство`Одесса,…

И.П. Павлов выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, которые основываются на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Тем самым он подвёл «физиологический фундамент» под древнее учение Гиппократа о темпераментах.

«И. П. Павлов в процессе разработки теории условных рефлексов выдвинул ряд положений, среди которых ключевую роль в понимании нейрофизиологической основы темперамента играют понятия «возбуждение - торможение» нервных процессов и «свойства» нервной системы (НС). Им были выявлены три таких свойства: «сила», «уравновешенность» и «подвижность».

Сила НС выступает показателем работоспособности, выносливости нервных клеток и НС в целом. Сильная НС выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Сильная НС способна противостоять развитию запредельного торможения. И. П. Павлов при этом дифференцировал параметр силы НС на два самостоятельных свойства - «силу возбуждения» и «силу торможения».

Уравновешенность НС - это показатель соотношения возбудительных и тормозных нервных процессов.

Подвижность НС - это способность нервной системы быстро реагировать на изменение среды путем поочередной смены процессов возбуждения и торможения. […] »

По И. П. Павлову существует четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД):

«1) сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник;

2) слабый - меланхолик;

3) сильный, неуравновешенный (преобладает процесс возбуждения) - холерик;

4) сильный, уравновешенный, инертный - флегматик.

Сам И. П. Павлов, правда, осторожно относился к такому прямому сопоставлению. Более того, он, понимая, что «чистых» типов в действительности не бывает, предполагал наличие и промежуточных типов ВНД. При этом надо иметь в виду, что работы И. П. Павлова и его сотрудников по определению типов ВНД базировались исключительно на опытах с животными. Сам Иван Петрович на одной из своих знаменитых Павловских сред (собраний, посвященных свободному обсуждению различных проблем физиологической науки) даже специально подчеркнул невозможность переноса, как он выразился, «собачьих» типов ВНД на человека.

Поэтому им была предложена своеобразная типология личности человека, правда, учитывающая не столько темпераментные особенности, сколько склонности и способности:

1) мыслительный тип (доминирование 2-й сигнальной системы, т. е. опора во взаимодействии со средой преимущественно на понятийное мышление и речь);

2) художественный тип (доминирование 1-й сигнальной системы, т. е. опора во взаимодействии со средой преимущественно на восприятие и образное мышление);

3) средний (промежуточный) тип ».

Никандров В.В., Психология, М., «ТК Велби»; «Проспект», 2007 г., с. 747 и 748.