Проблемы нравственности в произведениях русских писателей. Нравственные проблемы литературы. Выявились и общие задачи в работе

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблемы нравственности в произведениях русской литературы Аргументы к сочинению

2 слайд

Описание слайда:

Нравственность - Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей - жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, определяется какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность –самостоятельный выбор человека.

3 слайд

Описание слайда:

ПроблемЫ нравственности: Проблема нравственных исканий человека корнями уходит в древнерусскую литературу, в фольклор. Она связана с такими понятиями как: честь,совесть,достоинство, патриотизм, доблесть, честность, милосердие и т.д. Еще с давних времен все эти качества ценились человеком, они помогали ему в сложных жизненных ситуациях с выбором. По сей день нам известны такие пословицы: «В ком честь, в том и правда», « Без корня и травинка не растет», «Человек без Родины – соловей без песни», «Береги честь смолоду, а платье снову». Интереснейшими же источниками, на которые опирается современная литература, являются сказки, былины, рассказы, повести и т.д.

4 слайд

Описание слайда:

Проблемы нравственности В литературе: В литературе встречаются произведения, которые затрагивают многие проблемы нравственности.

5 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственности - эта проблема одна из ключевых в русской литературе, которая всегда учит, воспитывает, а не просто развлекает. «Война и мир» Л.Н. Толстого – это роман о духовных исканиях главных героев, идущих к высшей нравственной правде через заблуждения и ошибки. Для великого писателя духовность – главное качество Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского. Стоит прислушаться к мудрым советам мастера слова, учиться у него высшим истинам.

6 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственности в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор». Главная героиня - простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, - праведники, на которых держится наша земля.

7 слайд

Описание слайда:

Проблема отношения человека к родине, малой родине Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой». Защищают свой остров от затопления те, кто истинно любит родную землю, а чужаки готовы надругаться над могилами, сжечь хаты, которые для других, например, для Дарьи, не просто жилище, а родной дом, где умирали родители и рождались дети.

8 слайд

Описание слайда:

Проблема отношения человека к родине, малой родине Тема родины – одна из главных в творчестве И.А. Бунина. Покинув Россию, он до конца своих дней писал только о ней. Произведение «Антоновские яблоки» проникнуто грустным лиризмом. Запах антоновских яблок стал для автора олицетворением родины. Россия показана Буниным многообразной, противоречивой, где вечная гармония природы сочетается с человеческими трагедиями

9 слайд

Описание слайда:

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

10 слайд

Описание слайда:

Проблема милосердия, гуманизма. Страницы произведений русской литературы учат нас быть милосердными к тем, кто в силу разных обстоятельств или социальной несправедливости оказались на дне жизни или в трудной ситуации. Строки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», повествующие о Самсоне Вырине, впервые в русской литературе показали, что любой человек заслуживает сочувствия, уважения, сострадания, на какой бы ступени социальной лестницы он ни находился.

11 слайд

Описание слайда:

Проблема милосердия, гуманизма в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». «Присыпанные пеплом» глаза солдата увидели горе маленького человека, не очерствела русская душа от бесчисленных потерь и проявила милосердие.

12 слайд

Описание слайда:

Проблема чести, совести В русской литературе найдется немало великих произведений, способных воспитать человека, сделать его лучше. Например, в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев проходит путь испытаний, ошибок, путь познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия. Не случайно автор предваряет повесть эпиграфом: « Береги честь смолоду».

13 слайд

Описание слайда:

Проблема чести и бесчестия В романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Пьер Безухов вызвал на дуэль Долохова, защищая свою честь и достоинство. Обедая за столом вместе с Долоховым, Пьер был очень напряжен. Его беспокоили взаимоотношения Элен и Долохова. И когда Долохов произнес свой тост, сомнения Пьера ещё больше начали одолевать. А потом, когда Долохов выхватил письмо, предназначенное Безухову, произошел вызов на дуэль.

14 слайд

Описание слайда:

Проблема чести, совести Проблема совести – одна из главных в повести В.Г.Распутина «Живи и помни». Встреча с мужем – дезертиром становится для главной героини, Настены Гуськовой, и радостью, и мукой. До войны они мечтали о ребенке, и вот теперь, когда Андрей вынужден скрываться, судьба дает им такой шанс. Настена же чувствует себя преступницей, потому что муки совести ни с чем не сравнить, поэтому героиня совершает страшный грех – бросается в реку, губит и себя, и неродившееся дитя.

15 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников одержим дьявольской идеей. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задается он вопросом. В его сердце идет борьба темных и светлых сил, и только через кровь, убийство и страшные духовные муки он приходит к истине, что не жестокость, а любовь, милосердие могут спасти человека.

16 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой Петр Петрович Лужин, герой романа «Преступление и наказание»- приобретатель, деловой человек. Это подлец по убеждениям, ставящий во главу угла только деньги. Этот герой – предупреждение нам, живущим в 21 веке, что забвение вечных истин всегда ведет к катастрофе.

17 слайд

Описание слайда:

Проблемы жестокости, предательства в современного мире Героиня рассказа В.П. Астафьева «Людочка» приехала в город работать. Над ней жестоко надругались, а близкий друг предал и не защитил. И девушка мучается, но не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасительным, и она покончила с собой.

18 слайд

Описание слайда:

Проблема жестокости современного мира, людей. Строки романа Достоевского «Преступление и наказание» учат нас великой истине: жестокость, убийство, «кровь по совести», изобретенная Раскольниковым, – абсурд, потому что только Бог может даровать жизнь или лишать ее. Достоевский говорит нам, что быть жестоким, преступать великие заповеди добра и милосердия – значит губить собственную душу.

19 слайд

Описание слайда:

Проблема истинных и ложных ценностей. Вспомним бессмертные строки «Мертвых душ» Н.В. Гоголя, когда Чичиков на балу у губернатора выбирает, к кому подойти – к «толстым» или «тонким». Герой стремится только к богатству, причем любой ценой, поэтому присоединяется к «толстым», где находит все знакомые лица. Это его нравственный выбор, определяющий дальнейшую судьбу.

20 слайд

Описание слайда:

Проблема доброты, искренности в творчестве Л.Н. Толстого Доброту в человеке нужно воспитывать с детства. Это чувство должно быть неотъемлемой частью личности. Все это воплощено в образе главной героини романа «Война и мир» Наталье Ростовой.

21 слайд

Описание слайда:

Проблема нравственной души, внутреннего духовного мира По-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нравственные качества человека. Человек – часть природы. Если он живёт в гармонии с ней, то тонко чувствует красоту мира, умеет передать её. Таким примером может стать Андрей Болконский в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

22 слайд

Описание слайда:

Проблема самопожертвования, сострадания, милосердия Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,-воплощение смирения и христианской любви к ближнему. Основа ее жизни - самопожертвование. Во имя любви к ближнему она готова на самые невыносимые страдания. Именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания должен прийти Родион Раскольников. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскрешению.

23 слайд

Описание слайда:

Проблемы самопожертвования, любви к людям; равнодушия, жестокости В рассказе русского писателя Максима Горького «Старуха Изергиль» поражает образ Данко. Это романтический герой, пожертвовавший собой ради людей. Он повел людей через лес с призывами победить тьму. Но слабые люди во время пути стали падать духом и умирать. Тогда они обвинили Данко в том, что он неумело управлял ими. И во имя своей великой любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел. Люди побежали за ним и преодолели трудную дорогу, забыв своего героя, а Данко умер.

24 слайд

Описание слайда:

Проблемы верности, любви, преданности, самопожертвования. В повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприн рассматривают эту проблему через образ Желткова. Вся его жизнь заключалась в Вере Шеиной. В знак своей пламенной любви Желтков дарит самое дорогое – гранатовый браслет. Но герой отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. Желтков возвышается над всем обществом Шеиных, где никогда бы не возникла настоящая любовь.

25 слайд

Описание слайда:

Проблемы сострадания, милосердия, веры в себя Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова своим состраданием спасает от духовной гибели Родиона Раскольникова. Она добивается, чтобы он совершил явку с повинной, а затем идет с ним на каторгу, своей любовью помогая Родиону обрести утраченную веру.

26 слайд

Описание слайда:

Проблема сострадания, милосердия, верности, веры, любви Сострадание и милосердие - важные составляющие образа Наташи Ростовой. Наташа, как никто другой в романе, умеет дарить людям счастье, любить самозабвенно, отдавая всю себя без остатка. Стоит вспомнить, как описывает ее автор в дни разлуки с князем Андреем: «Наташа никуда не хотела выезжать и, как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам...». Она - сама жизнь. Даже перенесенные испытания не ожесточили душу, а укрепили ее.

27 слайд

Описание слайда:

Проблема Черствого и бездушного отношения к человеку Жестокому отношению подвергся главный герой произведения А.Платонова «Юшка».Ему всего сорок лет, но окружающим он кажется глубоким старцем. Неизлечимая болезнь состарила его раньше времени. Черствые, бездушные и жестокие люди окружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается неприятность, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, бьют его, унижают. Ругая за непослушание, взрослые пугают детей тем, что они, когда вырастут, станут похожими на Юшку.

28 слайд

Описание слайда:

Проблема человеческой духовности Алешка, герой рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича», как раз является примером духовного человека. Он попал в тюрьму из-за своей веры, но не отказался от неё, напротив, этот молодой человек отстаивал свою правду и пытался донести её до других заключённых. Ни один его день не проходил без чтения Евангелия, переписанного в обычный блокнот.

29 слайд

Описание слайда:

Проблемы взяточничества, мещанства Ярким примером являются герои комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». К примеру, городничий Сквозник - Дмухановский, мздоимец и казнокрад, обманувший на своём веку трёх губернаторов, был убеждён, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения «пустить пыль в глаза»

30 слайд

Добро и зло перемешались.
В. Распутин

Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности.
Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения.
Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки.
Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.
Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему “все перевернулось с ног на голову?.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя - стало можно, считалось за позор, за смертный грех - почитается за ловкость и доблесть”. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а “умением жить”.
Иван Петрович законом своей жизни сделал правило “жить по совести”, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а “дружные ребята - архаровцы” перво-наперво хватают ящики с водкой.
Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.
У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: “Неуютный и неопрятный... бивачного типа... словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли...”. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.
Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо “...нет ничего проще, как заблудиться в себе”.
Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь “не укради”. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.
Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу”. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие “добрый человек”, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать.
В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?”. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: “Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом...
Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?”.
Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название “Пожар” приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа.

Карнаухова Анна

Мы живем уже в 21 веке.., в сложные и интересные времена. Именно за последние десятилетия произошли, возможно, самые значительные изменения в истории, в образе жизни человечества. Человек везде стоит перед выбором. Насколько он понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки. Меня заинтересовало, что сейчас думает наша молодежь по этому поводу, как современная и древняя литература отражает проблемы человечества, русского народа.

Поэтому цель исследовательской работы проследить, как в русской литературе раскрывается проблема нравственных исканий, проблема чести, достоинства, национальной гордости русского человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Проблема нравственных исканий человека в русской литературе

Выполнила: ученица 11 «А» класса

МОУ средней общеобразовательной

Школы № 12 г. Нижнеудинска

Карнаухова Анна Владимировна

Руководитель: учитель русского

Языка и литературы

Селезнева Ольга Константиновна.

  1. Введение . Актуальность темы. Цель, задачи.
  2. Основная часть. Проблема нравственных исканий человека в русской литературе.
  1. Тема чести и национальной гордости в русском фольклоре
  2. Проблема нравственного выбора

А)в древнерусской литературе (Галицко-Волынская летопись)

Б)в литературе 19 века («Капитанская дочка»)

В)в литературе о Великой Отечественной войне.

3. Мой современник. Кто он?

III. Заключение. Итог. Анализ проделанной работы.

Введение.

Мы живем в 21 веке.., в сложные и интересные времена. Именно за последние десятилетия произошли, возможно, самые значительные изменения в истории, в образе жизни человечества. Именно сейчас, в эпоху перемен, понимание чести, гордости, достоинства важно для формирования молодого поколения. Недавний юбилей, посвященный 60-летию Великой победы, войны в Чечне и Ираке – все это непосредственно связано между собой одним звеном – человеком. Человек везде стоит перед выбором, именно от него зависит то, как он поведет себя в экстремальных ситуациях. Насколько он понимает значимость нравственных ценностей, морали в жизни, настолько и чувствует себя ответственным за свои поступки. Именно это меня и заинтересовало. Что сейчас думает наша молодежь по этому поводу, как современная и древняя литература отражают проблемы человечества, русского народа. Это и явилось объектом данной работы.

Цель исследовательской работы:

Проследить, как в русской литературе раскрывается проблема нравственных исканий,

Проблема чести, достоинства, национальной гордости русского человека.

Выявились и общие задачи в работе:

  1. Углубить знания по древнерусской литературе, литературе военных лет, современной литературе.
  2. Сравнить, как в древнерусской литературе и литературе наших дней показано отношение к нравственным ценностям.
  3. Проанализировать, как в русской литературе разных лет отражена роль человека в обществе в переломные моменты.
  4. Выяснить, как героями современной литературы воспринимаются приоритеты наших предков.
  5. Проследить, как раскрывается русский национальный характер в русской литературе разных лет.

Основной метод – литературное исследование.

Работу проводила в течение года.

Проблема нравственных исканий человека корнями уходит в древнерусскую литературу, в фольклор. Она связана с понятиями чести и достоинства, патриотизма и доблести. Заглянем в толковый словарь. Честь и достоинство – профессиональный долг и нравственные нормы делового общения; достойные уважения и гордости моральные качества, принципы человека; охраняемые законом личные неимущественные и неотчуждаемые блага, означающие осознание лицом своего общественного значения. 1

Еще с давних времен все эти качества ценились человеком. Они помогали ему в сложных жизненных ситуациях выбора.

По сей день нам известны такие пословицы: «В ком честь, в том и правда», « Без корня и травинка не растет», «Человек без Родины – соловей без песни», «Береги честь смолоду, а платье снову». Интереснейшими же источниками, на которые опирается современная литература, являются сказки и былины. А ведь их героями становятся богатыри и молодцы, воплощающие силу, патриотизм, благородство русского народа. Это и Илья Муромец, и Алеша Попович, и Иван Быкович, и Никита Кожемяка, защищавшие свою Родину и честь, рискуя жизнью. И хотя былинные богатыри – вымышленные герои, но их образы основаны на жизни реальных людей. В древнерусской литературе их подвиги, безусловно, фантастичны, а сами богатыри идеализированы, но это показывает, на что способен русский человек, если на карте стоит честь, достоинство и будущее его земли.

Неоднозначен подход к проблеме нравственного выбора в древнерусской литературе. Галицко-Волынская летопись… Она считается одним из самых интересных памятников древнерусской книжности, относящихся к периоду борьбы русских княжеств с иноземными захватчиками. Очень интересен фрагмент древнерусского текста, касающийся поездки князя Даниила Галицкого на поклон к Батыю в Орду. Князь должен был либо восстать против Батыя и умереть, либо принять веру татар и унижения. Даниил едет к Батыю и чувствует беду: «в печали велице», «видя беду страшьну и грозну». Тут становится ясно, почему князь скорбит душой: «Не дам полуотчины своей, но еду к Батыю сам…» Он едет к Батыю, чтобы выпить кобылий кумыс, то есть принять присягу в служении хану.

Стоило ли это делать Даниилу, измена ли это? Князь мог не пить и показать, что не покорился и погибнуть с честью. Но он не делает этого, понимая, что если Батый не даст ему ярлык на управление княжеством, это приведет к неминуемой гибели его народа. Даниил жертвует своей честью ради спасения Родины.

Отеческая забота, честь и гордость заставляют Даниила пить «черное молоко» унижения, чтобы отвести беду от родной земли. Галицко-Волынская летопись предостерегает от ограниченного и узкого взгляда на проблему нравственного выбора, на понимание чести и достоинства.

Русская литература отражает сложный мир человеческой души, мечущейся между честью и бесчестием. Чувство собственного достоинства, стремление в любых ситуациях оставаться Человеком с полным правом можно поставить на одно из первых мест среди исторически сложившихся черт русского характера.

Проблема нравственных исканий всегда была принципиальной в русской литературе. Она была тесно связана и с другими более глубокими вопросами: как жить в истории? за что держаться? чем руководствоваться? Таким испытанием для А. С. Пушкина стало

________________

1. – Поисковый сайт www.yandex.ru

декабристское восстание. Царь задал прямой вопрос: участвовал ли бы сам поэт в восстании, если бы был в Петербурге. На что получил такой же прямой ответ: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем…»

И в «Капитанской дочке» нигде честь не противоречит совести. Вслед за древнерусскими книжниками А. С. Пушкин восклицает: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Его герой, Петр Гринев, поставлен в те же условия, что и князь Даниил. Петр должен выбирать: поцеловать руку лжеимператору и остаться жить, принося пользу Родине, либо быть повешенным. Не раз Гринев прибегнул к помощи предателя Пугачева: и спасение от виселицы, и выписанный Пугачевым билет для свободного проезда по мятежным землям, и помощь самозванца в вызволении Маши Мироновой из-под «ареста» Швабрина. Но ни разу Гринев не предаст Родину: « Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», - говорит сам себе Гринев во время присяги лжеимператору.

Такой же сложный выбор стоял и перед другими. Иван Кузьмич, Василиса Егоровна, Иван Игнатьич… Не могли они присягнуть Пугачеву, для них это было великим грехом, ведь они уже присягали государю, а второй раз нельзя. И не видели эти люди себе другой судьбы, даже и предположить не могли, что есть та, другая, после другой присяги: «Умирать, так умирать: дело служивое», - говорит Иван Кузьмич, бросаясь в атаку на бунтовщиков. И умирали они, не желая другой жизни, со словами: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»

Но ведь и Пугачев был русским человеком. Много раз он спасает жизнь Петра только за то, что когда-то тот не дал ему замерзнуть, пожаловав заячий тулуп со своего плеча. Вот оно сравнение: заячий тулуп и человеческая жизнь. Честь и совесть русского Пугачева не дали забыть о пустяковой, но важной для него самого услуге: «Ах! Я,было, и забыл благодарить тебя за лошадь и за тулуп. Без тебя я бы не добрался до города и замерз бы на дороге… Долг платежом красен…»

Но бывает и так, что человеческое достоинство и честь являются единственным оружием в условиях жестоких законов существования на этой земле. Это помогает понять небольшое произведение советского писателя 20 века М. Шолохова «Судьба человека», открывающее запретную в советской литературе тему фашистского плена. Произведение поднимает важные вопросы о национальном достоинстве и гордости, об ответственности человека за свой нравственный выбор.

На жизненном пути Андрея Соколова, главного героя рассказа, было много преград, но он гордо нес свой «крест». Характер Андрея Соколова проявляется в условиях фашистского плена. Здесь и патриотизм, и гордость русского человека. Вызов к коменданту концлагеря – сложное испытание для героя, но он выходит из этой ситуации победителем. Идя к коменданту, герой мысленно прощается с жизнью, зная, что просить пощады у врага он не будет, а тогда одно остается – смерть: «Стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали […], что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…»

Андрей не теряет гордости и перед самим комендантом. Он отказывается пить шнапс за победу немецкого оружия, и подумать он не мог тогда о славе врага, гордость за свой народ помогала ему: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт, мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой». Выпив тогда за свою погибель, Андрей закусывает кусочком хлеба, половину которого оставляет целым: «Захотелось мне им, проклятым показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться их подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались», - это говорит исконно русская душа героя. Брошен вызов фашистам. Одержана нравственная победа.

Несмотря на жажду, Андрей отказывается пить «за победу немецкого оружия», не пьет «черное молоко» унижения и сохраняет незапятнанной свою честь в этой неравной схватке, вызывая уважение противника: «…Ты - настоящий русский солдат, Ты храбрый солдат», - говорит Андрею комендант, восхищаясь им. Наш герой носитель черт национального характера – патриотизма, человечности, силы духа, стойкости и мужества. Таких героев в военные годы было много, и каждый из них совершал свой долг, а значит – жизненный подвиг.

Правдивы слова великого русского писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы умеем жить. Помни это. Будь человеком». 1

Такие же человеческие качества показаны и в произведении Кондратьева «Сашка». В этой повести события, как и в «Судьбе человека», происходят в военное время. Главный герой – солдат Сашка – и действительно герой. Не последними качествами для него являются милосердие, доброта, смелость. Сашка понимает, что в бою немец – враг и очень опасный, а в плену – человек, человек безоружный, обычный солдат. Герой глубоко сочувствует пленному, желает ему помочь: «Кабы не обстрел, перевернули бы немца на спину, может, кровь и перестала…» Сашка очень горд за свой русский характер, считает, что так и должен поступать солдат, человек. Он противопоставляет себя фашистам, радуется за свою Родину и русских людей: «Мы не вы. Пленных не расстреливаем». Он уверен, что человек везде человек, всегда должен им оставаться: «…Русские люди над пленными не издеваются». Сашка не может понять, как один человек может быть волен над судьбой другого, как можно распоряжаться чужой жизнью. Знает, что на это никто Человеческого права не имеет, что сам себе такого не позволит. Неоценимо в Сашке его огромное чувство ответственности, даже за то, за что отвечать он не должен. Ощущая то странное чувство власти над другими, права решать – жить или умирать, герой невольно содрогается: «Сашке даже как-то не по себе стало… не такой он, чтобы над пленными и безоружными издеваться».

Там, на войне, он понял смысл слова «надо». «Надо, Сашок. Понимаешь, надо», - говорил ему ротный, «перед тем, как приказать что-нибудь, и Сашка понимал – надо, и делал все, что приказано, как следует». Герой привлекателен тем, что делает сверх надобного: что-то неистребимое в нем заставляет его это делать. Он не убивает пленного по приказу; раненый, он возвращается, чтобы сдать автомат и проститься с солдатами-братьями; сам провожает санитаров до тяжело раненного, чтобы знать, что тот человек жив и спасен. Эту надобность Сашка ощущает в самом себе. Или это командует совесть? Но ведь иная совесть может и не скомандовать – и уверенно доказать, что чиста. Но нет двух совестей, «совести» и «иной совести»: совесть или есть, или ее нет, как нет двух «патриотизмов». Сашка считал, что Человек, а особенно он, русский, должен в любой ситуации сохранить свою честь и достоинство, а это значит – остаться человеком милосердным, честным перед самим собой, справедливым, верным своему слову. Он живет по закону: родился человеком, так будь настоящим внутри, а не внешней оболочкой, под которой темнота и пустота…

Больше половины века прошло с тех пор… Не так уж это и много. Но что же случилось с

современным человеком?! Неужели он затерялся среди суеты, забыл, кто он, перестал

верить в то, что на протяжении всего существования человечества было его даром, мощью?

________

1.- В.М. Шукшин./ «Литература в школе» №6, 2003 г.

Герой рассказа «Россия молодая» В. Распутина наблюдает за молодыми людьми, летящими в самолете: «Почти все в «упаковке»: кожа, джинсы, кроссовки, на лицах впечатанная небрежность, движения резкие, глаза с быстрыми прицельными взглядами. Странная похожесть замечалась и в женщинах: глянцевые лица с глазами в черном ободе краски, сытые рослые тела, не более двух фасонов экипировка – все выделанное, форменное». Эти люди просто забыли о своем назначении. Целью их существования - благосостояние при жизни. Это и есть «наслаждаться жизнью». Тогда начинаешь понимать, почему такое часто отношение у стариков к молодежи. Да потому, что всё позабыли. Всё! Что могли утеряли, оставили за ненадобностью. Главное – жить хорошо материально, больше нет стимула для них. Автор восклицает: «Господи!.. Ведь это же они, кормильцы наши, спасители Отечества…» Сколько всего понимаешь только из одной этой фразы.

Распутина поражает распущенность, развязность современного общества. Никакой морали, никаких ценностей. Рядом с героем в самолете играют в карты, напоказ обсуждают не имеющие значения проблемы. Повсюду брань… и страшно становится: «Все выброшено за борт – и «не курить», и «не распивать». Также позабыли о чести, достоинстве, о России… Среди этих людей нет ни братства, ни чувств, ни веры в свою землю… да и зачем она им нужна?! Когда вокруг столько веселого, нового, приносящего радость и без всяких там долгов и моральных ценностей. Хорошо это видно, когда в перерыве между перелетами молодежь затеяла игру: Выигрывал тот, кто плевком попадал в узкое горлышко от бутылки… И закрываются глаза, и опускаются руки… А все радуются, смеются! Здесь России нет, как нет ее для двух пассажиров, ехавших от сына домой: «Искать пристанища по кровному родству негде!!»

В погоне за новизной и модой молодежь эта совсем забыла о тех ценностях, что издревле считались почетными, важными, неистребимыми. «Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь», - сказал Дж. Сантаяна. Эти люди столкнутся в свое время с непониманием, с невежеством, узнают цену потерянного ими счастья… Ведь отсюда и войны, и страхи, и сломанные судьбы!

Современный человек как будто отошел от истории, оторвался от прошлого: «Наступил праздник воли, грянуло неслыханное торжество всего, что прежде находилось под стражей нравственных правил, - и тотчас открыто объявило себя предводителем жизни таившееся в человеке дикобразье…» 1

Когда человек живет без смысла, без цели, забыв о моральных ценностях, заботясь только о своем благополучии, приходит на то место пустыня, где один песок. И когда поднимается в этой пустыне буря, наступает хаос, конца и края которому не видно: «Существует свой пошив любой человеческой организации, будь-то национальное государство или межэтническое поселение где-нибудь в Сибири или на Балканах, создаваемых с нравственными целями. Как только целью пренебрегают, швы расходятся…» 2

Эта мысль ярко раскрыта и в произведении «Сеня едет» В. Распутина. В небольшом этом рассказе поднимается та же проблема нравственности, воспитания молодежи. Распустившееся общество уже так сказать «атакует со всех фронтов», в частности и с телевидения. Опять же позабыта мораль, идет «заражение» молодого поколения. Никого не жалко, никому не нужно… Главный герой встает на защиту своей страны, потому что невыносимо видеть, как рушится она изнутри, нашими руками рушится!

____________

1. 2. – В. Распутин. Роман-газета №17(1263)-1995г.

Мы видим, что в современном мире воспеты совершенно другие «ценности», нежели в прошлом, вместо чести и гордости пришла пошлая открытость, вместо чувства долга и совести – дикие нравы первобытных современников. Как будто и не было никакого прошлого, все «лишнее» отсекли, оставили в старых запыленных книгах. К чему же все это приведет страну?.. Какая же Россия будет от двенадцатилетних мам и их детей, что же со всеми станет?! Разве так можно жить? И люди ли это, что сами себя уничтожают: «А какие это свои? Но где тогда свои? Где они? Почему, как Змею-Горынычу, отдают и отдают бессовестно дочерей своих малых?» - восклицает Сеня. Финал произведения многозначителен и оптимистичен. Проснется, наконец, русский человек. Ведь он знает цену счастью, а главное понимает, кто он и зачем живет. Он то и «приедет»…

В новой повести «Дочь Ивана, мать Ивана» В. Распутин собрал все разрозненные мотивы молений, отчаяний, боли и крупицы надежды, относящиеся к нашему, молодому поколению. Это произведение и дает взглянуть нам на себя со стороны, и показывает, что мы живы одновременно.

Иван, один из главных героев повести, готов «не сдаться на милость исчужа заведенной жизни…» В его лице Распутин показывает ту молодежь, которая своими крепкими плечами поднимет страну и удержит ее от новых нравственных падений. Иван ведет обычную жизнь, какую ведут все его друзья-подростки, но во многом он от них отличается: «какая-то прочная сердцевина, окрепшая в кость, чувствовалась в нем». «Прежде остынь, потом решайся на размашистые действия», - учил сам себя парень.

Это произведение показывает нам, что Иван – «главный, обнадеживающий побег всего семейного древа», что он тот русский человек, который был и в военное время, и гораздо раньше. Видна его связь с прошлым поколением: он – Иван, назван в честь своего деда Ивана, назван русским именем. И когда он едет достраивать церковь в родные места

матери и деда, Иван Савельич говорит: «Ну, приободрил ты меня, парень! Пойду сегодня объявление давать своему поместью,… что передумал сдаваться,…надумал дожить, покуль ноги держат».

Прошлое нашей страны было за старым Иваном, будущее – за молодым.

Иван Савельич, однажды рассказывая историю своим детям, точно нам показал то, как раньше тверд и крепок был народ, «когда мужика гнули в бараний рог». Эта история об одном переселенце, который, несмотря на всеобщую бедность, строился и богател, всем назло жил и выживал, сколько бы слухов о нем ни шло, что среди пустоты может создать все, вытерпеть все, преодолеть все! И из слов того же Ивана Савельича мы узнаем о нашем, сегодняшнем поколении людей. Как оно оторвалось от родных корней, а ведь гласит пословица: «Без корня и травинка не растет», значит, не растет и не движется поколение? «Отчего это у нас в народе кровь такая молчаливая… такая вялая на родство… У нас и внутри нас идет нешуточная перетяга: кто победит», - говорит человек, который в жизни своей успел повидать и горя, и радости, точно выбрав слова для объяснения нашей силы и нашей немощи. И действительно, современный человек стоит перед выбором между собственным «я» и «я», навязанным извне. Когда Иван наблюдал драму, разыгравшуюся в кинотеатре «Пионер», он очень долго размышлял, кто может считать себя правым, нужным: скинхеды, которые пришли громить кинотеатр с находящимся так притоном для наркоманов, или те наркоманы, на которых безжалостно нападают скинхеды и бьют, и убивают их, опустившихся людей. Иван оправдывает деятельность скинхедов, которую должно было проводить государство, но не насилие, которое они совершали: «И кто-то должен эту грязь вытряхивать и принимать на себя сыплющиеся со всех сторон проклятия? Может, дело только в этом и к бритоголовым стоит лучше присмотреться, а не уходить в сторонку с удобными оправданиями?» - думает герой. Видно, как он ищет ответы на вопросы, которые не дают его душе покоя, но не находит здесь того, что его интересовало, так как скинхедом, хотя и одобрял их частично, быть не хотел, а о той ««пионерии», захлебывающейся наркотиками и теряющей человеческий образ», даже не думал. Поэтому Иван идет на рынок – «царство китайского изобилия» И здесь опять больное общество, нуждающееся в помощи. Тут собираются люди, которым чужды законы морали. Здесь люди разных возрастов и национальностей, их цель – жажда наживы и «быстрого» счастья: всякого рода людей-нелюдей, обманывающих, обсчитывающих, развращающих и «убивающих» народ. Иван ввязывается в драку между воюющими кавказцами и казаками, не относя себя ни к какой стороне. Ввязался, «потому что покусывало, саднило внутри болью от бездействия и безволия…» Он почувствовал, что не может сам себе простить то, что творится вокруг него, искренне желает это изменить, поэтому уезжает из города, чтобы остаться одному, подумать…

С малых лет Иван был самостоятельным, умел настоять на своем, что совсем немаловажно в жизни. Возможно, самые сокровенные надежды, новые прозрения возложил Распутин на Ивана. Он, герой, задумывается о будущем общества, видит, что ему нужна помощь, только пока он не представляет и не думает о себе, как об одном из

«спасителей». «Для чего-то поспевал он неведомо, какие-то пробивались в нем новые чувственные струи», - говорит Распутин, когда Иван продолжает свои искания и обретает их на даче, на Байкале. Герой понимает, как больно современное общество и не хочет быть таким: «Сколько же в нем, выходит немого и глухого, забытого в неведомые углы, нуждается в пробуждении!» Иван знакомится с древнерусским, церковнославянским языком и познает то самое старое и прочное, что сидит в нем: «Нет, это нельзя оставлять на задний план, в этом, похоже, коренится прочность русского человека. Без этого, как дважды два, он способен заблудиться и потерять себя». Иван почувствует свою силу после того, как отслужит в армии и уедет строить церковь. Он положит начало новому поколению, которое «вылечит» Россию от прогрессирующей и страшной болезни. Вновь обретут свою силу нравственные ценности, воспетые еще в древнерусской литературе.

Вывод:

С древних времен почитались доблесть, гордость, милосердие в человеке. И уже с тех пор старшие передавали свои наставления молодым, предостерегали от ошибок и тяжелых последствий. Да, сколько времени с тех пор прошло, а не устаревают моральные ценности, живут в каждом человеке. Еще с тех времен человек считался Человеком, если мог воспитывать сам себя и обладал такими качествами: гордость, честь, добродушие, твердость. «Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его», - учит нас Владимир Мономах. Главное, чтобы человек был перед собой достойным жизни своей. Только тогда он сможет что-то изменить в своей стране, вокруг себя. Много может произойти несчастий и бед, но древняя литература учит быть нас сильными и соблюдать «свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою» 1 , учит не забывать о братьях своих, любить их как родных, уважать друг друга. А главное – помнить, что ты русский человек, что в тебе сила богатырей, матерей-кормилиц, сила России. Об этом не забыл Андрей Соколов в плену, не превратил ни себя, ни Родину свою в посмешище, не захотел отдавать на поругание СВОЮ Россию, своих детей Сеня из повести Распутина.

Мы видим, каким должен быть человек, сын и защитник, на примере князя Даниила, он отдал все, чтобы его Родина, страна, народ не погибли, выжили. Он согласился и на осуждения, которые его ждали после принятия веры татар, он выполнил свой долг, и судить его не нам.

У Ивана, героя повести В. Распутина, тоже впереди сложный жизненный путь, но тропинку к нему он уже нашел. И у каждого из нас есть своя дорога, на которую мы должны непременно выйти, а выходят на нее все, только кто-то слишком поздно понимает, что идет по ней в другую сторону…

Заключение.

Честь, достоинство, совесть, гордость – вот нравственные качества, которые помогали во все времена русскому человеку отстоять свою землю от врагов. Проходят века, меняется жизнь в обществе, общество, меняется и человек. И вот наша современная литература бьет тревогу: поколение больно, больно безверием, безбожием… Но Россия есть! А значит и есть русский человек. Есть среди современной молодежи те, кто возродит веру, вернет нравственные ценности своему поколению. А наше прошлое – будет опорой и помощью во всех ситуациях, именно на нем нужно учиться, идя к будущему.

Не хотелось, чтобы работа оказалась сочинением, прочитанным и забытым. Мной было поставлено такое условие: если после прочтения моих размышлений и «открытий», хоть кто-нибудь задумается (действительно задумается!) о смысле этой работы, о цели моих действий, о вопросах и призывах к нам – к современному обществу – значит старалась не зря, значит это творчество не станет «мертвым» грузом, не будет без дела пылиться где-то в папке на полке. Оно в мыслях, в разуме. Исследовательская работа – это, прежде всего твое отношение ко всему, и только ты можешь ее развить и дать толчок к дальнейшим преобразованиям, для начала в себе, а потом, возможно, и в других. Я дала этот толчок, теперь дело за каждым из нас.

Вопросы нравственности, борьбы добра со злом — веч-ны. В любой литературе мы найдем произведения, в кото-рых они тем или иным образом затронуты. Даже спустя десятилетия и столетия мы снова и снова обращаемся к образам Дон Кихота, Гамлета, Фауста и других героев ми-ровой литературы.

Проблемы нравственности и духовности, добра и зла волновали и русских писателей. Надо было быть очень сме-лым человеком, чтобы говорить так, как это сделал неиз-вестный автор «Слова о полку Игореве»; как делал это один из первых русских проповедников киево-печерский игумен Феодосий, за что навлек на себя княжеский гнев. В последующие времена передовые русские писатели про-должали осознавать себя независимыми от воли князей и царей. Они понимали свою ответственность перед народом и отечественной историей, ощущали себя более высокими по своему призванию, чем сильные мира сего. Стоит вспом-нить Радищева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Льва Тол-стого, Достоевского, многие другие имена русских писа-телей нового времени.

В нынешнее время, когда мы только-только вступили в XXI век, когда в повседневной жизни буквально на каж-дом шагу приходится сталкиваться с аморальностью и без-духовностью, нам как никогда прежде нужно со всей от-ветственностью обратиться к урокам нравственности.

В книгах замечательного писателя Ч. Айтматова герои всегда ищут свое место в жизни. Они способны «изо дня в день восходить к сияющему совершенству духа». Напри-мер, в романе «Плаха» писатель попытался «отразить всю сложность мира, чтобы читатель вместе с ним прошел через духовные пространства и поднялся на более высо-кую ступень».

Главный герой произведения — сын священника Авдий Каллистратов. По словам духовных наставников семина-рии, он еретик. Авдий стремится к тому, чтобы нести доб-роту и справедливость в мир, полный жестокости и равно-душия. Он верит, что может оказать влияние на юнцов, собирающих анашу, очистить их души от черствости и безразличия к самим себе и тем, кто находится рядом с ними. Авдий стремится к любви и правде и совсем не догадывается, какая бездна безнравственности, жестокос-ти и ненависти откроется перед ним.

Встреча героя с собирателями анаши становится свое-образной проверкой сил и возможностей. Авдий как может старается донести им светлые идеи справедливости. Но этих идей не могут понять ни главарь «анашистов» Гришан, ни его напарники. Они собирают коноплю ради де-нег, а остальное для них не важно. Они считают Авдия сумасшедшим «попом-перепопом», чужим в их кругу.

Авдий наивно полагает, что главным оружием в борьбе за человеческие души, за нравственность в отношениях между людьми является слово. Но постепенно выясняет-ся, что «анашисты» и обер-кандаловцы говорят с ним на разных языках. В результате анашисты выбрасывают его из вагона поезда, а обер-кандаловцы распинают на саксау-ле. С наивной верой в возможность очищения мира от зла и безнравственности искренним душевным словом Авдий взо-шел на свою плаху.

Что заставляет человека сворачивать с правильного пути? В чем кроются причины перемен, происходящих с ним? К большому сожалению, на подобные вопросы лите-ратура не может дать однозначного ответа. Литератур-ное произведение лишь представляет типичные проявле-ния нравственных болезней времени. Главный же выбор остается за нами — реальными людьми, живущими в ре-альном времени. Материал с сайта

Нравственные проблемы являются своего рода вторым оборотом ключа в повестях В. Быкова, который открывает дверь в произведение, при «первом обороте» представляю-щее собой незначительный военный эпизод. Больше всего писателя интересуют обстоятельства, в которых человек должен руководствоваться не прямым приказом, а исклю-чительно своими нравственными принципами. Ивановский («Дожить до рассвета»), Мороз («Обелиск»), Сотников («Сотников»), Степанида и Петрок («Знак беды») — вот далеко не полный перечень героев В. Быкова, которые оказываются в ситуации нравственного выбора и с честью выходят из нее. Погибает Алесь Мороз. Но перед смертью он «сделал больше, чем если бы убил сто немцев». Гибель Сотникова оказывается почетнее жизни, купленной Рыба-ком. Погибают Степанида и Петрок, до последней минуты своей жизни отстаивая свои личные нравственные прин-ципы.

«Истинный показатель цивилизации — не уровень бо-гатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека», — говорил Р. Эмерсон. Когда мы совершенствуем себя, мы тем самым совершенствуем и окружающий нас мир. И мне кажется, что только путем нравственного развития человеческое общество сможет достигнуть вершин совершенства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение.проблемы современных авторов литературы
  • литература 20-начала 21 века
  • сочинение герой и проблемы современной литературы
  • истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования эссе
  • проблемы нравственности в литературе 20 века