Этапы нравственных исканий андрея болконского. Cочинение «Путь исканий Андрея Болконского. Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского

На страницах романа Льва Николаевича Толстого решаются вечные и сложнейшие вопросы, волнующие человека: жизнь и смерть, патриотизм и эгоизм, поиск истины, смысла жизни. Ответы на эти вопросы и пытается найти один из главных героев романа Льва Николаевича – Андрей Болконский. Он находится в постоянном поиске смысла жизни, и вместе с тем переживает абсолютное изменение мировоззрения. Первое знакомство с князем Андреем не вызывает особой симпатии, ибо его лицо "с определенными и сухими чертами" выражает скуку и недовольство. Толстой объясняет нам это тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно".
В 1805 году Андрей Болконский покидает надоевшее ему светское общество и уезжает на войну. В погоне за славой, за мечтой о подвиге, за любовью людей он оказывается под небом Аустерлица, истекающий кровью. Именно в этот момент он понимает, какими мелочными и суетливыми были его желания. Даже Наполеон, его герой и кумир, кажется теперь Болконскому маленьким и ничтожным. Он понимает, что разочаровался в славе, и мечтает о тихой семейной жизни.
Вернувшись домой, Андрей Болконский узнает о кончине своей жены Лизы. Это был очередной удар для него, ведь он так и не успел загладить свою вину перед ней. Теперь Андрей пытается жить простой жизнью, заботясь о сыне. Но все равно находится в состоянии депрессии и неверии в возможность счастья. С приездом Пьера происходят перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. Окончательный переворот в душе Андрея происходит после поездки к Ростовым в Отрадное. Во время поездки Болконский видит старый дуб. Дуб этот “не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. Он как бы видит в этом корявом дубе себя, и соглашается с ним: «…да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!». Но по приезду в Отрадное князь Андрей меняет свои представления о жизни, ведь он встречает там Наташу Ростову. Все у него внутри переворачивается, и на следующий день он едет домой уже более оживленным. Проезжая мимо того самого старого дуба он не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». В этот момент Андрей понял, что жизнь его не кончена, а лишь только начинается, что жить нужно не только для себя, но и не забывать об окружающих.
С Наташей Болконский связывает свое счастье жизни. После их танца на балу Андрей Болконский влюбляется в эту удивительную девушку. Но им не суждено быть вместе, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Они любят, но не понимают, не знают друг друга. Для Наташи главное это любить и быть любимой, жить каждым мгновением. Андрей же способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы. Происходит катастрофа: неутоленное любовное желание Наташи выплескивается на пошлого соблазнителя – Анатоля Курагина. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. Наташа же после всего этого считает себя недостойной такого идеального человека, как Андрей. Теперь Болконский живет мечтой отомстить Анатолю за порушенное счастье.
Встреча с Курагиным происходит во время Бородинского сражения: смертельно раненный Болконский видит его на соседнем операционном столе и прощает его. Судьба дарит ему последнюю встречу с Наташей. Он и её прощает. И, наверное, можно сказать, что Андрей Болконский умер счастливым.
В романе Льва Николаевича Толстого мы прослеживаем духовный рост Андрея Болконского. Толстой считает, что только путем страданий и ошибок человек может прийти к счастью. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство.


План-конспект учебного занятия по литературе.

Тема. «Нравственные искания Андрея Болконского».

Цель: на основе анализа текста показать трагический, противоречивый, полный сомнений, поисков и страстного стремления к правде и добру путь Андрея Болконского.

Задачи: научить студентов анализировать текст художественного произведения, выбирать материал по теме;

развить навык вдумчивого прочтения текста произведения;

воспитать чувство патриотизма.

Ход урока.

    Орг. момент.

    Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение одного из самых масштабных художественных произведений, охватывающего огромный и важный период жизни России 19 века. В романе-эпопее более 500 персонажей: одни из них вымышленные, другие - реальные исторические лица. Но мы остановимся на одном образе - образе Андрея Болконского. Это не только один из любимых персонажей Л. Н. Толстого, но и человек, чью жизнь мы можем проследить на страницах романа. Наша задача: анализируя главы «Войны и мира», пройти дорогой жизни Андрея Болконского, посмотреть, как меняются его взгляды на жизнь, проследить эволюцию нравственных исканий смысла жизни Андрея Болконского. Всё это найдёт отражение в схеме, которую мы составим в течение урока.

3.Комментированное чтение и беседа.

1. Важной характеристикой любого героя является его портрет и речь. Именно онипозволяют автору раскрыть отношение АндреяБолконского к светскому обществу, кблизким ему людям, умение князя Андрея понимать истинную сущность людей.

Чтение отрывка из романа Т 1,ч. 1,гл. 3; Т 1, ч 1 гл5; Т 1 .ч. ] ,гл.6

- какие эмоции вызывает у князя Андрея высшее общество?

2. Семья Болконских.
Сообщение учащегося.

Первый раз мы сталкиваемся с семьёй Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых горах ожидают приезда князя Андрея с женою. Каждый в этой семье чем-то особенный.

Князь Николай Андреевич Болконский привлекает и Толстого и читателя своей незаурядностью. «Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Друг Кутузова, он ещё в молодости получил генерал-аншефа. И опальный, он не переставал интересоваться политикой. Его энергичный ум требовал выхода. Николай Андреевич, почитая только две людские добродетели: «деятельность и ум», «постоянно был занят то написанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками...». «Он сам занимался воспитанием своей дочери». Недаром у Андрея настоятельная требовательность общаться с отцом, ум которого он ценит, аналитическими способностями которого он не перестаёт удивляться: «Как мог этот старый человек, сидя иного лет один безвыездно в деревне, в таких подробностях и с такою тонкостью знать и обсуждать все военные и политические обстоятельства Европы последних годов.» Гордый и непреклонный, князь просит сына: «записки...государю передать после...моей смерти» А для Академии он подготовил премию тому, кто напишет историю «суворовских войн».

Николай Андреевич сердцем видит переживания сына и помогает ему в трудном разговоре обоставляемой жене и будущем ребёнке.

И назначенный старым князем год для испытания чувств Андрея и Наташи - это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувства сына: «Был сын, которого жалко было отдавать девчонке».

Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому.

Его можно назвать деспотом, наблюдая, как он обращается с дочерью, но это объясняется его фразой: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу». Источником людских пороков он считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок . Отец, гордящийся умом сына, знает, что между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов, мыслей... Он понимает, как богат духовный мир его детей. Во многом Андрей Болконский повторяет жизнь своего отца, заставляя старого князя гордиться своим сыном.

- какие черты характера прививает старый князь своим детям и особенно сыну?

3. Сначала князь Андрей стремиться найти смысл и содержание жизни в военной деятельности, славе и героическом подвиге:

A. служба в армии. Т.1,ч.1,гл.5

- для чего идёт на войну князь Андрей?

Андрей Болконский уходит на войну, чтобы разорвать «заколдованный» круг «гостиных. сплетен, балов, тщеславия, ничтожества», чтобы добиться своего Тулона, в котором он видел смысл жизни. Воинский подвиг, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе - таково было первоначальное представление князя Андрея о природе подвига.

Б. Резкий разговор с Жерковым о долге и чести русского офицера.

Т 1,ч.2, гл.3

- почему князь Андрей был возмущён поступком Жеркова?

«Мы - или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху или печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела».

B. Отношение к князю Андрею окружающих.

Т 1, ч.2. гл.З

- почему люди так по-разному реагировали на князя Андрея?
Г. Мечты князя Андрея о славе и подвиге.

Т 1,ч 2. гл 12; Т 1,ч. 3, гл. 12

- какие мечты будоражат князя Андрея? Для чего он хочет совершить подвиг?

Сообщение учащегося.

Найдя кумира в Наполеоне, князь Андрей обособляет себя от других людей. Fгo мечта о славе героя соответствует духу русской культуры того времени, когда герой мыслит себя непременно на пьедестале.

Князь Андрей хочет заслужить славу подвигом, настоящим делом. Такая целеустремлённость может заполнить собою всю жизнь. Суворов говорил: «Плох тот солдат, который не мечтает быть генералом», то есть каждый должен стремиться достичь в своём деле совершенства. Князь Андрей хочет выдвинуться в жизни, чтобы проявить свои силы, да и о почестях тоже думает. Тщеславие, свойственное светскому обществу, его тоже задевает. Несмотря на то, что князь Андрей думает о славе, он симпатичен читателю, так как он хочет добиться славы честно. В мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет смысл жизни.

Он очень молод. Мечтательность свойственна молодым. Когда человек мужает, находит своё призвание, всё суетное отступает. Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте.

Подвиг, совершённый под Аустерлицем князем Андреем - его звёздный час. Сбылась его мечта, как когда-то Наполеон на Тулонском мосту, князь Андрей со знаменем в руках повёл за собой солдат. Это. конечно, славный подвиг, достойный родовой чести Болконских, чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность, самый тип подвига. Ведь и Наполеон обладает безусловной личной храбростью, и он способен пойти впереди войска. Эта внутренняя сущность подвига Болконского и является причиною того, что этот подвиг не поэтизируется в романе. Это, конечно, никак нельзя понимать как осуждение воинской доблести Андрея Болконского. Нет, его подвиг вносит ещё один штрих в его портрет рыцаря, безупречного солдата, настоящего человека с высокими и строгими категориями жизни, возвышающегося над всей окружающей его оправой высокопоставленных карьеристов.

4. Храбрость и мужество, проявленные князем Андреем в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

Т 1. ч. 2, гл. 20, 21

Показ отрывка из фильма Бондарчука «Война и мир»

    почему совершённый подвиг принёс князю Андрею разочарование?

    какие выводы о подвиге и о героях он делает?

Сообщение учащегося.

Участие в Шенграбенском сражении заставляет князя Андрея иначе смотреть на вещи. Со спокойным мужеством находится он на самых опасных участках боя. Но встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя в избе у Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в ином свете. Тушин, которому обязаны успехом дня не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а подвиг вообще остался невознаграждённым. Он ещё не отказался от своего представления о подвиге, но всё пережитое за день заставило его задуматься.

Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произошёл па Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнулись в ходе военных действий с реальной действительностью и бытом войны.

Аустерлиц стал эпохой позора и разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. С ощущением великого разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на поле боя раненый князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком, «с безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом». Правда, ранение принесло князю Андрею не только разочарование в тщетности и ничтожности подвигов во имя личной славы, но и открытие нового мира, нового с мысла жизни. Неизмеримо высокое, вечное небо, синеющая бесконечность открыли в нём новый строй мыслей, и он желал бы, чтобы люди «помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И в этом образе неба, который сопровождает князя в романе Толстого, являясь как бы его лейтмотивом, есть величие, идеальность, есть бесконечность стремления, и есть отрешённость, холодность. Небо - абсолютное, вечное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Но они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть совпадение, торжество, слитность закона и формы, идеала и реальности - таково к ней требование князя Андрея. Навсегда не переходим для него разрыв - совершенство и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв - трагическая тема образа Андрея Болконского.

Перед нами характерное для Толстого изображение природы: она олицетворяет высшие нравственные начала, то лучшее, что есть в жизни людей.

Писатель воспроизводит не столько зрительный образ неба, сколько то впечатление, тот строй мыслей, который оно вызывает.

Картина природы включается во внутренний монолог князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал...,не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнан его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба.» В этих мыслях князя Андрея отражён общий итог -ощущение разочарования в жизни в результате осознания своих ошибок. Гак по-новому открылась для князя Андрея жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это нечто - естественная жизнь природы и человека. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшихся перед ним «бесконечных и светлых горизонтов». Этот символ проходит через всю его жизнь.

5. Настроение князя Андрея в период глубокого душевного кризиса.

Вернувшись домой, князь Андрей застаёт свою жену при смерти. В её лице было отражено страдание и немой укор мужу: почему ты покинул меня в тот момент, когда больше всего нужен?

Разочарование в службе в армии, смерть жены ввергают князя Андрея в глубокий душевный кризис. Всё своё время он решил посвятить воспитанию сына и усовершенствованию хозяйства.

Т 2.ч.3. гл 1

- чем занимается князь Андрей дома?

Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа -таков итог служения в армии.

Дальнейшие события - появление ребёнка, смерть жены - потрясли князя Андрея. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что жизнь в её простых проявлениях, жизнь для себя и своих близких -то единственное, что ему остаётся.

Когда князь Андрей, странно размягчённый, вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру, па него обрушилось горе - смерть жены. И то, что он чувствовал себя виноватым перед ней, усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком. Пьера, навестившего его к Богучарове, поразил его «потухший мёртвый взгляд». «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызений совести и болезни). - вот вся моя мудрость теперь». - говорит князь Андрей Пьеру. В споре князя Андрея с Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то время - это идеал материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда и тяжесть жизни.

6. Постепенное пробуждение героя от нравственного кризиса.

Показ отрывка из кинофильма Бондарчука «Война и мир»

    что помогло князю Андрею справиться с душевным кризисом?

    как он решил реализовать свои возможности?

Сообщение учащегося.

Толстой показывает, как медленно возвращается его герой к жизни, к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения - встреча с Пьером и разговор с ним на пароме. В пылу спора с другом Болконский говорит несправедливые слова, высказывает крайние суждения. Но для себя он делает правильный вывод. «Надо жить, надо любить, надо верить» - эти слова Пьера глубоко запали в душу князя Андрея. Ожил его потухший взгляд и стал «лучистым, детским, нежным». Именно сейчас «в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе... Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». первое, что он сделал для людей, - преобразования в деревне, облегчившие участь его крестьян.

Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, её цель. Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы.

У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу. Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо», которое открывается им почти всегда в момент кризисов, на переломах в жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти своё место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость - радость природы». Писатель говорит о природе, одухотворяя её, наделяя человеческими чертами. Глядя на дуб, князь Андрей видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а руки и пальцы, старые болячки. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым и презрительным уродом», который наделён способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать весёлую семью «улыбающихся берёз». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша»...

Жизненные силы, которые возродил дуб, проснулись и в душе Болконского. Он остро ощущает радость бытия, видит возможность приносить пользу людям, возможность счастья и любви. И он решает: «.. .надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь...чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе.»

7. Выдающийся ум, широкий кругозор государственного деятеля. Отпечаток трудового
воспитания, данного отцом. Стремление к полезной общественной деятельности. Участие в законодательной деятельности М.М.Сперанского и разочарование в ней.

Т 2,ч.З, гл.18

- почему князь Андрей разочаровался в государственной службе?

Снова возникают честолюбивые мечты. Князь Андрей намерен принять участие в преобразованиях, которые в то время замышлялись в высших сферах.

В петербургский период жизни Болконского Толстой рисует реальных исторических деятелей, с которыми князь Андрей сталкивается, - это Аракчеев и Сперанский. Князь Андрей занимался составлением новых военных проектов и был начальником отделения комиссии составления законов, работая над отделом «права лиц», но он вскоре увидел, что эта работа праздная. Начав общественную работу увлечённо, разочаровался в своей общественной деятельности, потому что не видел её глубокого смысла. Разочаровался князь Андрей и в самом Сперанском. Страстное желание «найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился», привлекло его к этому деятелю, но потом он увидел, что тот вовсе не соответствует его идеалу. Только та деятельность удовлетворяет героя, в которой он найдёт совмещение интересов для себя и для других... А пока он ошибается, вечно борется, потому что «спокойствие -душевная подлость». В его поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная грань «настоящей жизни» по Толстому.

8. Взаимоотношения Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

Т2, ч.З.гл 16, 19, 22

- что привлекло искушённого в общении князя Андрея в Наташе Ростовой?

Сообщение учащегося.

Обаяние любви создаёт её нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе её поэтичность, её полнота жизни, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Её пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать всё с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовав его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделён для меня на две половины: одна - она, и там всё счастье, надежда, свет; Другая половина – всё, где её нет, там всё уныло и темнота...» и Наташины: «...но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьёзности их чувств.

Любовь занимает в жизни Андрея Болконского важное место, помогая понять и полюбить жизнь, найти своё место в ней . Настоящее чувство лишь то, которое свободно от расчётов, глубоко и искренне. Перед князем Андреем открылась «жизнь, вся жизнь со всеми её радостями». Ему кажется, что в любви он нашёл подлинное счастье.

Почему же герой не нашёл своё счастье? Во-первых, мир разрушает война, она не даёт возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героя к внутреннему кризису потому, что у Андрея Болконского нет внутреннего единения с народом, у него свои цели, направленные на себя.

Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же даёт почувствовать читателю, что они не предназначены друг для друга, что простое счастье не для Болконского. Счастье оказалось кратковременным, и. чем светлее оно было, тем трагичнее ощущает он разрыв с Наташей. Ему кажется теперь, «как будто тот бесконечный, удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий определенный, давивший его свод, в котором всё было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Жизнь представляется ему жестокой, ненужной, нелепой.

9. Разрыв князя Андрея со светским обществом и сближение с народом в период
Отечественной войны 1812 года.

Т 3, ч. 2. гл. 5, 25

    за что солдаты любили своего командира?

    как меняется отношение к войне князя Андрея?

Сообщение учащегося.

Поворотным окажется в жизни Андрея Болконского 1812 год. Во время Отечественной войны князь почувствует и поймёт законность существования интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, которые, как он считает, определяют не численность войска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменяется представления Андрея Болконского о движущих силах истории.

События 1812 года явились наиболее знаменательной эпохой в жизни Болконского. Его личное горе отступило на задний план перед всенародными бедствиями. Защита родины от врага становится высочайшей целью его жизни, и князь Андрей возвращается в армию. «Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили». Он уже не стремится попасть в высшие сферы, где, как он думал раньше, решаются судьбы родины, и остаётся среди простых и самых нужных на войне людей - солдат и офицеров действующей армии. Мечты о личной славе больше не волнуют его.

Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их простой и естественной жизнью - вот тот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. В разговоре его с Пьером накануне Бородинского сражения особенно отчётливо ощущается единство помыслов Болконского и сражающегося народа. Выражая своё отношение к событиям, он говорит: «И так же думает Тимохин и вся Армия». Жизнь князя Андрея завершается его единением с пародом, с теми, кто борется за родную землю.

10. Душевное состояние князя Андрея после ранения под Бородином.

Показ отрывка из кинофильма Бондарчука «Война и мир»: ранение и смерть

    почему князь Андрей не смог избежать ранения?

    как близкая смерть изменила героя?

Толстой - художник неизменно следует высокой правде искусства. Смерть князя Андрея -событие само по себе потрясающее - описано просто и безыскусственно. Ни одной фальшивой ноты, пи одного художественно не оправданного слова или жеста, во всём предельный такт и чувство меры. Для князя Андрея смерть - новый, завершающий этап духовного развития. Он принимает её просто и мудро. Его спокойствие передаётся близким людям: «Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда-то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо».

Смерть - таинство. И писатель надевает покров молчания на это событие.

11. Андрей Болконский - лучший представитель передовой части дворянского общества начала 19 века.

В эпилоге романа много места уделено Николеньке Болконскому, в котором продолжает жить жаждущая правды душа его отца. Это обаятельный образ ребёнка, полного светлых мечтаний, страстно стремящегося к правде и добру. Знакомясь с Николенькой, мы словно опять встречаемся с князем Андреем, с тем лучшим, что было в нём и что унаследовано его сыном.

Так, заканчивая «Войну и мир», писатель возвращается к образу Андрея Болконского, как бы приобщая его к той деятельности, которая ждёт его сына. «Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» - мечтает Николенька.

4. Подведение итогов.

Жизненный путь Андрея Болконского свидетельствует о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Любовно рисуя близких ему героев, Толстой обнажает их внутреннюю жизнь, диалектику их души, так как писателя прежде всего интересует путь духовного развития человека, путь, ведущий к нравственному идеалу. На страницах романа постоянно звучит внутренний монолог, то есть воспроизводится поток сокровенных мыслей и чувств героя, чаще всего противоречивых и всегда сложных.

Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в этом непрерывном внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах о деятельности, полезной для всего народа. Жизненный путь их - это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру.

Итак, подводя итоги нашей работы, посмотрим, какой была дорога жизни Андреи Болконского:

Презрение к обществу ______армия_______Шенграбенское сражение_____Аустерлиц, ранение_____Лысые Горы, кризис_____поездка в Отрадное, преодоление_______Петербкрг, служба у Сперанского________знакомство с

Наташей_______разрыв отношений_______армия________ранение________смерть

5. Домашнее задание.

Подготовить презентацию по теме «Жизненный путь Андрея Болконского»

Одна из презентаций прилагается

Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему свету. В его взгляде есть только скучающее, «все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно». Но больше всех ему надоела его жена Лиза. Он презирает высший свет, а Лиза постоянно напоминает ему о нем. «Чего бы я ни дал теперь, чтобы не быть женатым!» – восклицает он.

Именно для того, чтобы убежать от этой опостылевшей жизни, Андрей хочет идти на войну. Но это лишь одна сторона медали. Основная причина – это жажда славы, такой же, какой добился Наполеон. Наполеон затмил разум князя Андрея. Князь строит честолюбивые планы. В своих мечтах он представлял себя спасителем русской армии, русского народа. Но после паники и неразберихи, которая была после Шенграбенского сражения, все оказалось не таким уж героическим, как ему мечталось.

В сражении у Аустерлица судьба предоставила князю Андрею случай показать себя. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. «Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним». Смерть, раны, личная жизнь – все отошло на второй план. Впереди – только герой, князь Андрей, и его подвиг, который (как он мечтал) никогда не забудут.

И только ранение помогло понять, как он заблуждался. Лишь высокое аустерлицкое небо с серыми невзрачными облаками заставило ощутить его свою ничтожность перед вечностью.

«Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». К такому выводу пришел князь Андрей. И Наполеон, которым так восхищался Болконский, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.

После ранения князь Андрей возвратился домой и обратил свои мысли к вечности и любви. Болконский пришел к выводу, что человек, словно дерево, должен доживать свой век терпеливо и несуетливо. Главное – не приносить никому зла и не требовать к себе участия. Но жизнь князя Андрея круто изменилась: он встретил Наташу Ростову полюбил ее. Благодаря Наташе он продолжает жить и, кажется, вот‑вот дотронется до счастья. Но вдруг происходит то, что князь Андрей не может простить Наташе, – измена.

Именно измена Наташи побуждает Болконского вновь пойти на войну, и во время Бородинского сражения он снова получает ранение, на сей раз серьезное. И в этом виновата его чрезмерная гордость. Когда граната упала около него, он не лег на землю, так как думал, что покажет неправильный пример другим офицерам. «Неужели это смерть?»… Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят. Гордость не дала ему спасти себя. Князь Андрей был ранен в живот. И в минуты страдания ему открылось все, чего он раньше не понимал. «Что‑то было в этой жизни, чего я не понимал…» – думал Болконский. Тогда он понял, за что и как Бог любит людей. И он, князь Андрей, тоже любит их всех, не разделяя на близких и врагов. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья, и которой я не понимал; вот от чего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!» – таковы мысли князя Андрея.

Андрей Болконский все испытал в своей жизни, узнал все, что можно, и дальше его жизнь была бы бессмысленна. И такому человеку ничего не оставалось, кроме как умереть. И он умер, но в наших сердцах он останется навсегда.

Жизненные искания Андрея Болконского

Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует.

Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг.

Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые намеренья, но и стыд за свою армию, которая начала бежать. Болконский был ранен в голову. Когда он очнулся, то начал по-другому осознавать окружающий мир, он, наконец, заметил красоту природы. Он приходит к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, пустота, суета сует.

После смерти жены князь Андрей переживает сильное душевное потрясение, он решает для себя, что будет жить для самых близких людей, но его живая натура не хочет мириться с такой скучной и обыденной жизнью, и в конце концов все это приводит к глубокому душевному кризису. Но встреча с другом и искренний разговор помогают отчасти его преодолеть. Пьер Безухов убеждает Болконского в том, что жизнь не кончена, что нужно дальше бороться, не смотря ни на что.

Лунная ночь в Отрадном и разговор с Наташей, а после встреча со старым дубом возвращают Болконского к жизни, он начинает осознавать, что не хочет быть таким «старым дубом». В князе Андрее опять появляется честолюбие, жажда славы и желание жить и бороться, и он отправляется на службу в Петербург. Но, Болконский, участвуя в составлении законов, понимает, что это не то, что нужно народу.

Наташа Ростова сыграла очень важную роль в духовном становлении князя Андрея. Она показала ему чистоту помыслов, которых нужно придерживаться: любовь к народу, желание жить, делать что-то хорошее для окружающих. Андрей Болконский страстно и нежно полюбил Наталью, но не смог простить измену, потому что решил, что чувства Наташи не столь искренни и бескорыстны, как он считал раньше.

Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами.

Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как мы его обычно понимаем, а подвиг перед самим собою, перед своей честью, показатель длинного пути самосовершенствования.

После смертельного ранения Болконский проникся всепрощающим религиозным духом, сильно изменился, пересмотрел свои взгляды на жизнь в целом. Он подарил прощение Наташе и Курагину, и умер с миром в сердце.

В романе «Война и мир» можно исследовать и воочию увидеть жизненный путь и духовное становление князя Андрея Болконского от светского, равнодушного и тщеславного к мудрому, честному и глубокому духовно человеку.

Пьер

Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.

Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на своей дочери Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.

В этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно‑мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви. Это помогло ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он освободил крестьян, учредил больницы, приюты, школы.

Война 1812 г. заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: «или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков‑ополченцев, с громким хохотом и говором работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и значимости настоящей минуты».

Если более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Жизненные искания Пьера Безухова

Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток…

Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему. Но вскоре он все же разочаровался в масонстве, хотя, его желание равенства среди людей и справедливости во всем было неискоренимо.

Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни и бытия в целом, но, к сожалению, приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает попросту «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера. Курагин женит его на Элен.

Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, самой первой светской красавице, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем, нарисованной улыбкой и жестоким лицемерным нравом. Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле.

Устав от разгульной жизни и бездействия душа Пьера рвется к работе. Он начинает проводить в своих землях реформы, пытается дать крепостным свободу, но, что очень прискорбно, люди его не понимают, они настолько уже привыкли к рабству, что даже не представляют как без него можно жить. Люди решают, что Пьер с «причудами».

Когда началась война 1812 года Пьер Безухов, хотя и не был военным, отправился на фронт, чтобы посмотреть, как воюют люди за свое Отечество. Находясь на четвертом бастионе, Пьер видел настоящую войну, он видел как страдают люди из-за Наполеона. Безухова поразил и воодушевил патриотизм, рвение и самопожертвование простых солдат, ему стало больно вместе с ними, Пьер проникся лютой ненавистью к Бонапарту, он захотел лично его убить. К сожалению, ему это не удалось, и вместо этого он попал в плен.

В тюрьме Безухов провел месяц. Там он познакомился с простым «солдатиком» Платоном Каратаевым. Это знакомство и пребывание в плену сыграли значительную роль в жизненных поисках Пьера. Он наконец-то понял и осознал ту истину, которую давно искал: что каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. Пьер Безухов увидел истинную цену жизни.

Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой, она была для него не только женой, матерью его детей и любимой женщиной, она была большим – она была другом, поддерживающим его во всем.

Безухов, как и все декабристы, боролся за правду, за свободу народа, за честь, именно эти цели послужили причиной его вступления в их ряды.

Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине, которую он должен был понять, пройдя трудные испытания судьбы. Можно сказать что, не смотря ни на что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему. И каждый из нас должен также стремиться к этой цели, ведь дом состоит из маленьких кирпичиков, а они из мелких песчинок, а песчинки – это наши добрые и справедливые поступки.

«Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить, потому что…»

Знакомство с князем Андреем происходит в салоне Шерер: «В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Андрей был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женою. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее».

Дальше мы узнаем из разговора его с Пьером, что он разочарован в своей женитьбе, так как потерял свободу, которая нужна ему для достижения цели; в обществе, говоря, что гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - это тот заколдованный круг, из которого он не может выйти; в женщинах, говоря, что они эгоистичны, тщеславны, глупы и ничтожны во всём. Андрей Болконский поэтому меняет свою жизнь - поступает на службу в штаб главнокомандующего. Он мечтает завоевать «свой Тулон». Но в реальности оказалось, что дела в армии выглядят не так, как представлялось Андрею. Он разочарован. Князь по - новому оценивает все происходящее. Во время Аустерлица его тяжело ранят. Лежа на земле, ничего не замечая кроме бесконечного неба, которое произвело на него неизгладимое впечатление, понимает, что Наполеон - это такой же человек, как и все. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». Князь больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. Андрей Болконский понимает первый раз простую правду жизни: любовь человека к дому, семье, природе.

Поэтому он возвращается к семье, но там его ждёт новое потрясение - смерть жены Лизы. Это только обостряет возникавший не раз перед ним вопрос: так в чем же смысл существования? Сначала он сосредотачивает все внимание на воспитании сына. Ему кажется, что человек должен жить только для себя, а сын, сестра, отец - это продолжение его самого, и князь Андрей на время погружается в узкий и замкнутый домашний мирок.

Но его деятельная натура требует приложения сил, и он начинает заниматься хозяйством: имение в триста душ было перечислено им в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), то есть крестьяне были освобождены от крепостной зависимости, в других имениях он заменил барщину оброком. В Богучарово выписана бабка для помощи роженицам, а священнику платилось жалование за то, что он обучал грамоте крестьянских и дворовых детей.

Это, пожалуй, первый в русской литературе герой, столь исполненный сознания важности и ответственности своих намерений, дел и стремлений, жаждущий деяний масштабных, общезначимых. Отсюда его неприятие светского общества, мертвого, неподлинного, скованного церемониями, обрядами. Он же ищет такую сферу деятельности, которая несла бы в себе решение проблем и его личного существования и главнейших общенациональных проблем. Это заставляет его писать записку о перестройке армии, свидетелем поражения которой он оказался под Аустерлицем, принять участие в разработке новых законов под руководством Сперанского. Князь Андрей уже готов вложить в работу по законодательным преобразованиям всю свою волю, энергию, блестящий ум. Но довольно скоро он почувствовал глубокий отрыв реформаторской и бюрократической деятельности Сперанского от живых запросов и нужд народных. Так, работая над разделом «Права лиц», он попытался мысленно приложить эти права к богучаровским мужикам, и «ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такой праздной работой».

Окончательно князь Андрей освобождается от своих иллюзий и разочаровывается в Сперанском, увидев его в домашней обстановке, где особенно четко выявилась искусственность поведения, бессодержательность и мертвенность его пустых разговоров, которые касались «ежели не самого служебного мира, то лиц служебных».

Путь нравственно-духовного формирования князя Андрея сложен и тернист.д.о Бородина - это утраты, несбывшиеся надежды, отказ от своих идеалов и верований. Разочарование в деятельности Сперанского по силе не меньше, чем осознание мнимости величия всеобщего кумира - Наполеона.

Обманом окажется и любовь к Наташе, как будто бы открывшая перед князем Андреем возможность счастья и гармонического существования. И не случайно ни в одном из набросков к роману, ни в его первоначальных вариантов Толстой не соединяет судьбы князя Андрея и Наташи. Это противоречило бы художественной идее романа. Лишь после всего пережитого придут к нему мир и любовь.

Война 1812 года застает князя Андрея в момент наивысшего душевного кризиса, но именно всенародная беда, обрушившаяся на Россию, выводит его из этого состояния. Участие в Отечественной войне 1812 года и явилось для князя Андрея истинной формой бытия, к которому он так долго и трудно шел. Война эта открывает перед князем Андреем возможность войти в стихию общенародной жизни. Он впервые осознает влияние солдатской массы на военные действия, исход которой решает ее дух, ее поведение и настроение.

И он становится ближе к солдатам, то есть к народу. Навсегда отказавшись от карьеры придворного, не пожелав быть штабным офицером, он уходит в полк, где, по нынешним его понятиям, только и можно приносить пользу своей отчизне. Отныне всем своим поведением он доказывает, что хотя желание славы и побуждает к подвигу, но истинным примером мужества в бою чаще бывает поведение воинов, которое внешне отнюдь не выглядит героическим. Настоящий подвиг суть тот, что совершается без мысли о собственной славе, о себе, а во имя «других», просто, скромно, жертвенно, подобно подвигу капитана Тушина.

Да, ему надо было пережить нашествие Наполеона, смерть отца, получить смертельное ранение, увидеть истекающего кровью Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу, князь Андрей «вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями».

Вот это-то новое, открывшееся ему чувство и заставляет его, наконец, понять свою вину перед Наташей и ощутить всю силу не только собственной любви к ней, но и ее любовь к нему, ее страдания.

Тяжело раненный, лежа в Мытищах в крестьянской избе, «он живо представил себе Наташу не так, как он представлял себе ее прежде, с одною ее прелестью, радостной для себя; но в первый раз представил себе ее душу. И он понял ее чувства, ее страданья, стыд, раскаянье. Он теперь в первый раз понял всю жестокость своего отказа, видел жестокость своего разрыва с нею.

И так же как старый князь, умирая в доме, куда вот-вот должен вступить враг, перед лицом беды и смерти впервые говорит дочери нежные слова: «Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!. . - И слезы текли из его глаз…», так же князь Андрей в минуту душевного высшего напряжения, понимая, что жизнь его кончается, когда Наташа приходит ночью к нему в Мытищах, говорит ей такие слова, которые до этого никогда бы сказать не смог: «Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде…»

мая 07 2016

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на . Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе крутятся вокруг личностр Наполеона Бонапарта.

Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказывают о нем различные забавные истории и представляют его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, поэтому салонные разговоры его безумно раздражают. Для него Наполеон - исключительная . Князь Андрей боится его гения, который может “оказаться сильнее всей храбрости русских войск”, и вместе с тем страшится “позора для своего героя”.

Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что “вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе”. Однако судьба распорядилась по-другому.

Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: “Да, я ничего, ничего не знал до сих пор”. И когда к нему подходит Наполеон - сам Наполеон Бонапарт, его недавний кумир, - который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: “Вот прекрасная смерть!”, для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.

Преодоление “наполеоновского” идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда утрачивает старые идеалы и не обретает “при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») . Литературные сочинения!