Песенный репертуар для старшей группы детского сада. Выездные спектакли. Совместная деятельность с семьей

Татьяна Шегердюкова
Проблема подбора песенного репертуара для дошкольников

Основным требованием к детскому репертуару , в том числе и к песне, - остается идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. Важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду является песня.

«Запоют дети – запоет народ» , - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, познакомимся с методическими приемами, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки. Задача музыкального педагога детского сада – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается.

Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. По результатам диагностики в большинстве случаев оказывается, что никакими знаниями о песенном наследии и о возможностях своего голоса дети не обладают, многие не имеют любимых детских песен . При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.

Принцип доступности : содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности

постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств : зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова, дополняют, усиливают слуховое восприятие.

Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен .

Принцип сознательности.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.

Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять : вокальные умения

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен . Лучше чаще повторять выученные.

Чтобы повторение песен не наскучило детям , надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.

Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определенной последовательности. Однако последовательность эта, весьма, относительна. В той или иной песне могут встретиться отдельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.

Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме :

1. Воспитательная ценность : основная идея и характер музыкального воплощения.

2. Литературный текст : общая оценка художественных качеств, особенности текста - наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия : характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение : художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни : одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.

Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.

Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.

Песенный репертуар , включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника , доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Подбирая музыкальный репертуар , педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.

Если раньше музыкальный руководитель обязан был работать исключительно по программе, то теперь он получил возможность самостоятельно подбирать репертуар для своих воспитанников. Здесь возникает ряд сложностей. Первая из них – это умение выбрать из обилия детского репертуара песни , доступные и удобные для исполнения. В последние годы в печати появилось множество песен для дошкольников , созданных как профессиональными музыкантами, так и самими педагогами-практиками. Не всегда авторы учитывают возможности голоса ребенка, включая в мелодическую линию широкие скачки, слишком высокую или низкую тесситуру, сложный для воспроизведения и понимания детей текст. А педагог зачастую руководствуется тем, что песня нравится ему лично, и начинает ее учить с детьми, не обращая внимания на то, что дети чисто физически не могут качественно ее исполнить.

Вторая проблема – эстетическая ценность песен , исполняемых в детском саду. В связи со снижением общего культурного уровня нашего общества некоторые музыкальные руководители в угоду невзыскательному вкусу многих родителей заставляют детей исполнять песни взрослого репертуара , забывая о том, что эстрадные любовные песенки часто очень низкого качества в музыкальном плане и далеки от жизненного опыта детей по смыслу. Слова о любви и страсти из уст 6-летних детей звучат пошло и неуместно. Всему свое время. Дети повзрослеют, и тогда такие песни будут звучать естественно. А пока они маленькие, пусть поют детские песни.

Замечательными репертуарными сборниками являются выпуски, «Учите детей петь» , составители которых Т. М. Орлова и С. И. Бекина. В них для каждой песни разработаны методические рекомендации, представлены упражнения для развития слуха и голоса, даны примеры для певческой импровизации. Некоторые музыкальные руководители считают, что песни из них устарели. Безусловно, некоторые песни уже не соответствуют нашей действительности. Но насколько обеднеет духовный мир наших детей, если они не будут знать произведений, вошедших в золотой фонд детской песни, таких как «По малину» , «На мосточке» , «Бравые солдаты» А, Филиппенко, «Голубые санки» М. Иорданского, «Зима прошла» Н. Метлова и многих других.

В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. За последние десятилетия очень изменился мир окружающий нас. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или тропической хижине в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение слышать и видеть красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

Музыка для слушания и требования к ней.


Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, музыкальных руководителей, родителей. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального развития детей. В материале рекомендации по подбору музыки для слушания детьми дошкольного возраста и использованию в режимных моментах.

Музыка для слушания.

Традиционно принято считать, что ребенку-дошкольнику лучше давать слушать программную музыку. Она понятнее по содержанию, т.е. доступнее детям.
Подчеркнем, что именно музыкальное восприятие является тем «каналом», который позволяет ребенку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребенка, зависит становление у него музыкального вкуса, интереса к музыкальной деятельности.
Как же отбирается репертуар для слушания?
Многомерность - ведущий принцип искусства вообще и музыки особенно. Непостижимое количество вариантов интерпретации разными слушателями одного и того же музыкального образа, в том случае если музыка программная; огромнейшая палитра переживаний и образов в непрограммной музыке. Соединение несоединимых чувств в одном и том же музыкальном произведении...
Основными требованиями при отборе музыкальных произведений для слушания детьми являются требования художественности и доступности.
Художественность предполагает отбор разнообразных музыкальных произведений - образцов музыкальной классики и современности. Гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки - именно в этих критериях может быть охарактеризовано данное требование.
Доступность традиционно трактуется следующим образом:
содержание музыкального произведения должно быть представлено яркими, понятными образами, что предполагает использование преимущественно программной музыки;
музыкальное произведение должно иметь контрастную форму;
музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка;
подбор музыкальных произведений должен соответствовать возможностям детского восприятия.
При отборе музыкальных произведений стоит пользоваться рядом принципов.
1.Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры, предполагающий, что каждый ребенок, вне зависимости от возраста, уже обладает индивидуальным музыкальным опытом, имеет пусть неявное, но начальное избирательное отношение к музыке. Реализация этого принципа предусматривает дифференцированный подход - разным детям предлагается разная музыка.
Избирательное отношение ребенка к музыке может проявляться по-разному - от предпочтения какого-либо конкретного инструмента до музыки определенного композитора..
2.Принцип учета деятельностной природы ребенка, который предполагает, что музыкальный репертуар, предлагаемый детям, позволит им выразить доступными средствами результаты собственного восприятия - в рисунке, слове, игре. Кроме того, музыка может допускать интерактивное включение ребенка - его непосредственные эмоциональные и двигательные реакции уже по ходу прослушивания. Данный принцип учитывает моторно-ритмическую природу самой музыки и природную активность ребенка.
3.Принцип учета эмоционального опыта ребенка выражается в подборе музыкальных произведений, соответствующих эмоциональному состоянию и переживанию ребенка. В том случае, если педагог и родители знают, чем живет ребенок, что его волнует и радует, музыка может стать источником обогащения его эмоционального и жизненного опыта. Ребенок получает возможность «прожить» в музыке те события, которые вызвали в нем сильные эмоциональные переживания.
Кажется, что самый простой способ реализации данного принципа на практике - подбор произведений, в названии которых уже заложено соответствие детскому эмоциональному опыту. Например: «Новая кукла» из «Детского альбома» П. Чайковского, «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы» Р. Шумана и др.
Однако более глубокое понимание данного принципа позволит вам подобрать произведение, передающее нюансы детских переживаний.
4.Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком. Реализация данного принципа возможна при условии хорошего знания педагогом особенностей отношения ребенка к процессу слушания музыки. Есть дети, для которых в музыке главное - зрительный ряд, есть дети-музыковеды, которых интересует и биография композитора, история создания произведения. Есть дети, которые воспринимают музыку только эмоционально, и выражение в слове результатов прослушивания для них неприемлемо. Поэтому и музыкальный репертуар, и технология организации восприятия музыки должны осуществляться с учетом данных особенностей.
5.Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки. Данный принцип определяется, с одной стороны, целостностью развития ребенка в дошкольный период, а с другой - многомерной природой музыки. Поскольку процесс восприятия музыки организуется для решения разных задач, то и палитра музыкальных произведений, которые может слушать дошкольник, становится практически безгранична.
Какие же задачи можно решать, подбирая специальный музыкальный репертуар для слушания?
Эти задачи связаны:
с процессом социализации ребенка, обогащением его эмоционального опыта;
с развитием психических процессов - мышления, воображения, креативных способностей дошкольника;
с развитием художественного восприятия музыки, со становлением умений ребенка осуществлять анализ музыкальных произведений; приобретением знаний о музыке, расширением музыкального кругозора.
Музыкальный репертуар для обогащения эмоционального опыта ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Ведь, как мы уже говорили выше, музыка - это и есть собственно эмоция. Какие же эмоции может испытывать ребенок, слушающий музыку?
Для характеристики эмоций ребенка-слушателя воспользуемся классификацией типов эмоций, предложенной В. Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как чувство жизни; эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыке эмоции; природные эмоции музыки.
Во-первых, процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Вот примерный перечень музыкальных произведений, которые могут звучать в ходе организации педагогического процесса.
Утренние часы приема детей
«Улыбка» (В. Шаинский - М. Пляцковский);
«Настоящий друг» (Б. Савельев - М. Пляцковский);
«Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладков - Ю. Энтин);
«Голубой вагон» (В. Шаинский - Э. Успенский).
Утренняя зарядка
«Песенка про зарядку» (Г. Гладков - Г. Остер);
«В траве сидел кузнечик» (В. Шаинский - Н. Носик);
«Вместе весело шагать» (В. Шаинский - М. Матусовский);
«Пластилиновая ворона» (В. Шаинский - Э. Успенский).
Одевание на прогулку
«Облака» (В. Шаинский - С. Козлов);
«Какой чудесный день» (А. Флярковский - Е. Карганова);
«Неприятность эту мы переживем» (Б. Савельев - А. Хаит);
«Непогода» (Н. Лев - М. Дунаевский).
Тихий час
«Колыбельная» (В. А. Моцарт);
«Колыбельная Умки» (А. Флярковский - С. Свириденко);
«Крошка Вилли-Винки» (М. Карминский - И. Токмакова);
«Колыбельная Светланы» (Т. Хренников - А. Гладков);
«Перепелка» (И. Черницкая - Н. Сушева).

Игровая деятельность
«Песенка Чебурашки» (В. Шаинский - Э. Успенский);
«Подарки» (В. Шаинский - М. Пляцковский);
«Буратино» (Е. Крылатов - Ю. Энтин);
«В мире много сказок» (В. Шаинский - Ю. Энтин).
Занятия:
по физическому воспитанию «Утренняя гимнастика» (В. Высоцкий);
по изобразительной деятельности «Шелковая кисточка» (Ю. Чичков - М. Пляцковский);
по экологическому воспитанию «Кто же такие птички?» (А. Журбин - Б. Заходер), «Одуванчики» (В. Герчик - Р. Горская), «Доброе лето» (В. Иванникова - Е. Авдиенко), «Лесной колокольчик» (В. Иванникова - И. Башмакова);
по развитию речи «Слова» (В. Шаинский - Р. Рождественский);
по трудовому воспитанию «Всем на свете нужен дом» (И. Ефремов - Р. Сеф), «Птичий дом» (Д. Кабалевский - О. Высотская), «На даче» (В. Витлин - А. Пассова);
музыкальные занятия «Песенка крокодила Гены» (В. Шаинский - А. Тимофеевский), «Мишка с куклой пляшут полечку» (М. Качурбина - Н. Найденова), «Новоселье» (Е. Тиличеева - В. Семернин).
Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребенка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога и психолога детского сада. Только знание и понимание ребенка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.
Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребенок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своем эмоциональном состоянии. Если настроение у него невеселое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.
Приведем пример соответствия музыки эмоциональному состоянию ребенка.
Радость
П. И. Чайковский. «Итальянская песенка»;
С. С. Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая» (1 часть, отрывок);
Л. Бетховен. Симфония № 9 (4 часть, отрывок);
И. Штраус-отец. «Огонь молодости», галоп; Шампанский галоп;
Э. Штраус. «На всех парах», быстрая полька;
В. А. Моцарт. Симфония № 40 (1 часть, отрывок).
Печаль, грусть
А. Вивальди. Largo;
Л. Бетховен. «Лунная соната» (1 часть, отрывок);
К. Сен-Сане. «Лебедь» (отрывок);
И. Брамс. Симфония № 3 (3 часть);
A. Дворжак. Симфония № 9 (2 часть, отрывок);
Каччини. «Ave Maria»;
Ф. Шопен «Ноктюрн ми минор».
Тревога
П. И. Чайковский. «Болезнь куклы»;
П. И. Чайковский. Увертюра к опере «Пиковая дама» (отрывок);
B. А. Моцарт. «Реквием» (Купе);
Л. В. Бетховен. Симфония №5 (1 часть, отрывок).
Страх
М. П. Мусоргский. «Баба-Яга»;
П. И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик»;
О. Респиги. «Пинии Рима» (Пинии у катакомб).
Гнев
Л. В. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (отрывок);
П. И. Чайковский. Сцены из балета «Щелкунчик» («Мыши и мышиный король»);
А. Дворжак. Симфония № 9 (1 часть, отрывок).
В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребенок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желания заниматься музыкальной деятельностью.
В-четвертых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделен определенным эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» - произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми. Назовем хотя бы все известные циклы детских пьес:
«Детский альбом» П. Чайковского;
«Петя и волк» С. Прокофьева;
«Детская музыка» С. Прокофьева;
«Альбом для юношества» Р. Шумана.
Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Широта использования музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.
В-пятых, в процессе слушания музыки ребенок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Для растущего человека предпочтительно отражение в музыке позитивных эмоций. Чем устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.
Музыкальный репертуар для решения задач психического развития ребенка. Особенности музыкального искусства позволяют рассматривать репертуар в качестве фактора развития психических процессов, и в первую очередь, конечно, креативности, творческого воображения и мышления дошкольника.
Яркие музыкально-художественные образы стимулируют фантазию ребенка, рождают необычные интерпретации, ассоциации.
Вот примерный перечень произведений, слушание которых может оказать существенное влияние на музыкальное развитие ребенка.
1. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта» - стремительный Меркуцио, неторопливый патер Лоренцо;
2. В. А. Моцарт. «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» - кокетливые женщины;
3. М. Глинка. «Руслан и Людмила» - смешной, трусливый Фарлаф;
4. А. Бородин. «Князь Игорь» - плачущая Ярославна.
5. К. Сен-Санс. «Карнавал животных»;
6. П. Чайковский. «Шелкунчик»; С. Прокофьев. «Петя и волк».
7. О. Мессиан. «Каталог птиц», «Пробуждение птиц»;
8. Л. Бетховен. «Пасторальная» симфония;
9. Э. Григ. «Ноктюрн».
10. Н. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане»;
11. Н. Сидельников. «Русские сказки»;
12. Ф. Куперен. «Бабочки»;
13. Р. Шуман. «Бабочки».
14. Н. Римский-Корсаков. «Садко», «Шехеразада»;
15. А. Вивальди. «Времена года»;
16. К. Дебюсси. «Море», три симфонических эскиза;
17. К. Дебюсси. «Туманы», «Мертвые листья» «Вереск» (прелюдии из 2-й тетради);
18. О. Респиги. «Пинии Рима» («Пинии Аппиевой дороги»).
19. П. Чайковский. «Зимние грезы» (север);
20. П. Чайковский. «Воспоминания о Флоренции» (юг);
21. Н. Римский-Корсаков. «Шехеразада» (восток);
22. Дворжак. Симфония № 9 («Из Нового Света») (запад).
23. Н. Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже»;
24. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»;
25. А. Хачатурян. «Спартак»;
26. О. Респиги. «Пинии Рима» («Пинии на Яникуле»).
27. М. Мусоргский. «Картинки с выставки» - пешком, ровным шагом;
28. А. Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» - пляски, танцы, веселый разгул;
29. К. Дебюсси. «Шаги на снегу»;
30. Ф. Шуберт. «Лесной царь» - скачка на коне;
31. Р. Вагнер. «Валькирия» - полет;
32. А. Вивальди. «Времена года». Концерт № 4 («Зима») Allegro - катание на коньках.
33. М. Мусоргский. «Ночь на Лысой горе»;
34. П. Чайковский. «Баба-яга»;
35. А. Лядов. «Кикимора»;
36. Э. Григ. «Шествие гномов»;
37. Э. Григ. Танец эльфов;
38. Н. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка»;
39. К. Дебюсси. «Феи - прелестные танцовщицы» (прелюдия из 2-й тетради);
40. А. Лядов. «Волшебное озеро».
Музыкальный репертуар для развития музыкального восприятия, музыкальной образованности, музыкального кругозора. Круг этих задач решается, как правило, на музыкальных занятиях. Педагог-музыкант помогает ребенку накопить опыт ориентации в жанрах и стилях музыки, средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах, интонационной специфике музыки разных композиторов. Примеры таких музыкальных произведений, как правило, рекомендуются образовательными дошкольными программами. Это произведения:
небольшие по объему, время их звучания не должно превышать 5 - 8 мин, что связано с особенностями детского внимания (отвлекаемость, плохое сосредоточение) и недостаточностью развития произвольных процессов;
с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
разнообразные по стилям и жанрам;
программные и непрограммные.
Итак, репертуар определяет содержание работы с детьми по восприятию музыкальных произведений - это существенная часть работы, но еще не вся работа. Помимо содержания представляется важным познакомиться с технологиями организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.

Слушание

«Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко;«Осенью», муз. С. Майкапара; «Марш», муз. М, Журбина; «Плясовая», рус. нар. мелодия; «Ласковая песенка», муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи. «Колыбельная», муз. С. Разаренова; «Плакса», «Злюка» и «Резвушка», муз. Д. Кабалевского; «Солдатский марш», муз. Р. Шумана; «Елочка», муз. М. Красева; «Мишка с куклой пляшут полечку», муз. М. Качурбиной; «Марш», муз. Ю. Чичкова; «Весною», муз. С. Майкапара; «Подснежники», муз. В. Калинникова; «Зайчик», муз. Л. Лядовой; «Медведь», муз. Е. Тиличеевой; «Резвушка» и «Капризуля», муз. В. Волкова; «Дождик», муз. Н. Любарского; «Воробей», муз. А. Руббах; «Игра в лошадки», муз. П. Чайковского; «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева; «Со вьюном я хожу», рус. нар. песня; «Есть у солнышка друзья», муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой; «Лесные картинки», муз. Ю. Слонова; рус. плясовые мелодии по усмотрению музыкального руководителя; колыбельные песни.

Пение

Упражнения на развитие слуха и голоса . «Лю-лю, бай», рус, нар. колыбельная; «Колыбельная», муз. М. Раухвергера; «Я иду с цветами», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Дымовой; «Маме улыбаемся», муз. В. Агафонникова, сл. 3. Петровой; пение народной потешки «Солнышко-ведрышко», муз. В. Карасевой, сл. народные; «Солнышко», укр. нар. мелодия, обраб. Н. Метлова, сл. Е. Переплетчиковой; «Дождик», рус. нар. закличка; «Тише, тише», муз. М. Сребковой, сл. О. Высотской.

Песни. «Петушок» и «Ладушки» рус. нар. песни; «Зайчик», рус. нар. песня, обр. Н. Лобачева; «Осенью», укр. нар. мелодия, обр. Н. Метлова, сл. Н. Плакиды; «Осенняя песенка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель; «Зима», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой; «Плачет котик», муз. М. Пархаладзе; «Прокати, лошадка, нас», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; «Маме в день 8 Марта», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Маме песенку пою», чуз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Гуси», рус. нар. песня, обраб. Н. Метлова; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Машина», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Игра с лошадкой», муз. И. Кишко, сл. В. Кукловской; «Мы умеем чисто мыться», муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской; «Пастушок», муз. Н. Преображенского; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Веселый музыкант», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Песенное творчество.

«Бай-бай, бай-бай», «Лю-лю, бай», рус. нар. колыбельные; «Человек идет», муз. М. Лазарева, сл. Л. Дымовой; «Как тебя зовут?», «Спой колыбельную», «Ахтыкотенька-коток», рус.нар.колыбельная; «Закличка солнца», сл. .;р., обраб. И. Лазарева и М. Лазарева; «Петух и кукушка», муз. М. Лазарева, .:. Л. Дымовой; придумывание колыбельной мелодии и плясовой мелодии.

Игровые упражнения. «Ладушки», муз. Н. Римского-Корсакова; Марш», муз. Э. Парлова; «Кто хочет побегать?», лит. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкаревой; ходьба и бег под музыку «Марш и бег» Ан. Александрова; «Скачут лошадки», муз. Т. Попатенко; «Шагаем как физкультурники», муз. Т. Ломовой; «Топатушки», муз. М. Раухвергера; «Птички летают», муз. Л. Банниковой; перекатывание мяча под музыку Д. Шостаковича (вальс-шутка); бег с хлопками под музыку Р. Шумана (игра в жмурки); «Поезд», «уз. Л. Банниковой; «Упражнение с цветами», муз. А. Жилина «Вальс».

Этюды драматизации. «Смело идти и прятаться», муз. И. Беркович -Марш»); «Зайцы и лиса», муз. Е. Вихаревой; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Птички летают», муз. Л. Банникова; -Птички», муз. Л. Банниковой, «Жуки», венгер. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева; «Мышки», муз. Н. Сушена.

Игры. «Солнышко идождик», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Жмурки: Мишкой», муз. Ф. Флотова; «Где погремушки?», муз. Ан. Александрова; «Прятки», рус. нар. мелодия; «Заинька, выходи», муз. Е. Тиличеевой; «Игра луклой», муз. В. Карасевой; «Ходит Ваня», рус. нар. песня, обр. Н. Метлова; Лгра с погремушками», финская нар. мелодия; «Заинька», муз. А. Лядова; Лрогулка», муз. И. Пахельбеля и Г. Свиридова; «Игра с цветными флажками», рус. нар. мелодия; «Бубен», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.

Хороводы и пляски. «Пляска с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой; «Пальчики и ручки», рус. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; пляска с воспитателем под рус. нар. Мелодию «Пойду ль, выйду ль я», обраб. Т. Попатенко; танец с листочками под рус. нар. Плясовую мелодию; «Пляска: листочками», муз. Н. Китаевой, сл. А. Ануфриевой, «Танец около елки», муз. Р. Равина, сл. П. Границыной; танец с платочками под рус. нар. мелодию; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обр. Т. Ломовой; танец с куклами под укр. нар. мелодию, обраб. Н. Лысенко; «Маленький танец», муз. Н. Александровой; «Греет солнышко теплее», муз. Т. Вилькорейской, сл. О. Высотской; «Помирились», муз. Т. Вилькорейской; «Ай ты дудочка-

дуда», муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Поезд», муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды; «Плясовая», муз. Л. Бирнова, сл. А. Кузнецовой; «Парный танец», рус. нар. мелодия «Архангельская мелодия».

Характерные танцы. «Танец снежинок», муз. Бекмана; «Фонарики», муз. Р. Рустамова; «Танец Петрушек», латв. нар. полька; «Танец зайчиков», рус. нар. мелодия; «Вышли куклы танцевать», муз. В. Витлина; повторение всех танцев, выученных в течение учебного года.

«Пляска», муз. Р Рустамова; «Зайцы», муз. Е. Тиличеевой; «Веселые ножки», рус. нар. мелодия, обраб. В. Агафонникова; «Волшебные платочки», рус. нар. мелодия, обраб. Р. Рустамова.

Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Веселые матрешки», «Три медведя».

Развитие ритмического слуха. «Кто как идет?», «Веселые дудочки».

Развитие тембрового и динамического слуха, «Громко -тихо», «Узнай свой

инструмент», «Колокольчики».

Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и слой песню по картинке».

Подыгрывание на детских ударных музыкальных инструментах. Народные мелодии.

Средняя группа

Слушание

Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш).

Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке.

Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца).

Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро). Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение.

Формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре - си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество.

Побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?". «Что ты хочешь-кошечка?», «Где ты?»).

Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Музыкально - ритмические движения.

Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

Формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки.

Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «т

Развитие танцевально-игрового творчества

Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.).

Развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли.

Игра на детских музыкальных инструментах

Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

«Колыбельная», муз. А. Гречанинова; «Марш», муз. Л. Шульгина, «Ах ты. береза», рус.нар. песня; «Осенняя песенка», муз. Д. Васильева-Буглая, сл. А. Плещеева; «Зайчик», муз. Ю.Матвеева, сл. А. Блока; «Мамины лас-муз. А. Гречанинова; «Музыкальный ящик» (из «Альбомапьес для детей» Г. Свиридова); «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», П.Чайковского; «Итальянская полька», муз. С. Рахманинова; «Котик лел», «Котик выздоровел»,муз. А. Гречанинова; «Как у наших у ворот», нар, мелодия; «Мама», муз. П. Чайковского;«Веснянка», укр. нар. песня . обраб. Г. Лобачева, сл. О..Высотской; «Бабочка», муз. Э. Грига; «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; «Жаворонок», муз. М.Глинки;

«Марш», муз. С. Прокофьева; «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Пьеска» из «Альбома для юношества» Р. Шумана; а также любимые произведения детей, которые они слушали в течение года.

Пение

«Две тетери», муз. М.Щеглова, сл. народные; «Жук», муз. Н. Потоловского, сл. народные; «Колыбельная зайчонка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Птенчики», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Путаница» - песня-шутка; муз. Е. Тиличеевой, сл. К. Чуковского; «Кукушечка», рус. нар. песня, обраб. И. Арсеева; «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», рус. нар. песни; заклички: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите»; «Где был Иванушка», рус. нар. песня; «Гуси», рус, нар. песня; «Пастушок», муз. Н. Преображенской, сл. народные.

Песни. «Осень», муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина; «Баю-бай», муз. М. Красина, сл. М. Черной; «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной; «Осенью», рус. нар. мелодия, обраб. И. Кишко, сл. И. Плакиды; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова, сл. В. Антоновой; «Санки», муз. М. Красева, сл. О. Высогской; «Зима прошла», муз. Н. Метлова, сл. М. Клоковой; «Подарок маме», муз. A.Филиппенко, сл. Т. Волгиной; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом»; «Воробей», муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова; «Веснянка», укр. нар.песня; «Дождик», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Зайчик», муз.М. Старокадомского, сл. М. Клоковой; «Лошадка», муз. Т. Ломовой, сл.М. Ивенсен; «Паровоз», муз. 3. Компанейца, сл. О. Высотской.

Песни из детских мультфильмов. «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова (мультфильм «Приключения Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения кота Леопольда»); а также любимые песни, выученные ранее.

Музыкально-ритмические движения

Игровые упражнения. «Пружинки» под рус. нар. мелодию; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович; «Веселые мячики» (подпрыгивание и бег), муз. М. Сатулиной; «Качание рук с лентами», польск. нар. мелодия, обраб, Л. Вишкарева; прыжки под англ. нар. Мелодию «Полли»; легкий бег под латв. «Польку», муз. А. Жилинского; «Марш», муз. Е. Тиличеевой; «Лиса и зайцы» под муз. А. Майкапара «В садике»; «Ходит медведь» под муз. «Этюд» К. Черни; подскоки под музыку «Полька», муз. М. Глинки; «Всадники», муз. B.Витлина; потопаем, покружимся под рус. нар. мелодии. «Петух», муз.Т. Ломовой; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Упражнения с цветами» полмуз. «Вальса» А. Жилина; «Жуки», венг. нар. мелодия, обраб. Л. Вишкарева.

Этюды драматизации. «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, сл. Е. Макшанцевой; «Барабанщики», муз. Д. Кабалевского и С. Левидова; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонникова; «Сапожки скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, сл. А. Шибицкой; «Горячий конь», муз. Т. Ломовой; «Подснежники» из цикла «Времена года» П. Чайковского «Апрель»; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Сбор ягод» под рус. нар. песню «Ах ты, береза»; «Кукушка танцует», муз. Э. Сигмейстера; «Наседка и цыплята», муз. Т. Ломовой.

Хороводы и пляски. «Пляска ларами», латыш, нар. мелодия; «По улице мостовой», рус. нар. мелодия, обраб. Т. Ломовой; «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, сл. Е. Каргановой;«Покажи ладошки», лат. нар. мелодия «Танец с ложками» под рус. нар. мелодию; «Танец с платочками», рус. нар. мелодия; «Приглашение», укр. нар. мелодия, обраб. Г. Теплицкого; «Пляска с султанчиками», укр. нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Кто у нас хороший?», муз. Ан. Александрова, сл. народные; «Покажи ладошку», латыш, нар. мелодия; пляска «До свидания», чеш. нар. мелодия; «Платочек», рус. нар. мелодия в обраб. Л. Ревуцкого; «Дудочка-дуда», муз. Ю. Слонова, сл. народные; «Хлоп-хлоп-хлоп», зет. нар. мелодия, обраб. А. Роомере; новогодние хороводы по выбору музыкального руководителя.

Характерные танцы. «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова; «Пляска Петрушек», муз. А. Серова из оперы Рогнеда (отрывок); «Танец зайчат» из «Польки» И. Штрауса; «Снежинки», муз. Т. Ломовой; «Бусинки» из «Галопа» И. Дунаевского; повторение танцев, выученных в течение года, а также к инсценировкам и музыкальным играм: «Котята- поворята», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен; «Коза-дереза», сл. народные, муз. М.Магиденко.

Музыкальные игры

Игры. «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова;«Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского из балета «Спящая красавица»); «Жмурки», муз. Ф. Флотова. «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой; «Займи домик», муз, М. Магиденко; «Кто скорее возьмет игрушку?», латв. нар. мелодия; «Веселая карусель», рус. нар. мелодия, обраб. Е. Тиличеевой; «Ловишки», рус. нар. мелодия, обраб. А. Сидельникова; игры, выученные в течение года.

Игры с пением. «Огородная-хороводная», муз. Б, Можжевелова, сл. Я, Пассовой; «Кукла», муз, Старокадомского, сл. О. Высотской; «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко, сл. М. Ивенсен; «Заинька», муз. М. Красева, сл. Л. Некрасова; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Мы на луг ходили», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской; « Рыбка», муз, М. Красева. «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Веселаядевочка Таня», муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской и Р. Борисовой.

Песенное творчество

«Как тебя зовут?»; «Что ты хочешь, кошечка»; «Марш», муз. Н. Богословского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», муз. А. Гречанинова, сл. А. Барто; «Наша песенка простая», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Курочка-рябушечка», муз. Г. Лобачева, сл. народные; «Котенька-коток», рус. нар. песня.

Развитие танцевально-игрового творчества

«Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята». «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодия, обр. М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко; придумай пляску Петрушек под музыку «Петрушка» И. Брамса; «Медвежата», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.

Музыкально-дидактические игры

Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Качели».

Развитие ритмического слуха. «Петушок, курочка и цыпленок», «Ктс как идет?», «Веселые дудочки», «Сыграй, как я».

Развитие тембрового и динамического слуха. «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент», «Угадай, на чем играю».

Определение жанра и развитие памяти. «Что делает кукла?», «Узнай и спой песню по картинке», «Музыкальный магазин».

«Мы идем с флажками», «Гармошка», «Небо синее», «Андрей-воробей», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенкос «Кап-кап-кап...», румын, нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар прибаутка, обр. В. Попова; подыгрывание рус. нар. мелодий.

Старшая группа

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству.

Слушание

Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами. Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли).

Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня). Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение.

Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус.

Песенное творчество

Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

Музыкально-ритмические движения.

Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять проcтые перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).

Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

Развитие танцевально-игрового творчества.

Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

«Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Зима», муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева; «Осенняя песня» (из цикла «Времена года» П. Чайковского). «Полька», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Румарчук; «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой; «Кто придумал песенку?», муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Дед Мороз», чуз. Н. Елисеева, сл. 3. Александровой. «Утренняя молитва», «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Музыка», муз. Г. Струве; «Жаворонок», муз. М. Глинки; «Мотылек», муз. С. Майкапара; «Пляска птиц», "Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова; Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты) Л. Бетховена. «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева); «Первая потеря» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть (фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена.

Пение.

Упражнения на развитие слуха и голоса. «Зайка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Сшили кошке к празднику сапожки», детская песенка; «Ворон», рус. нар. песня, обраб. Е. Тиличеевой; «Андрей-воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слонова; «Бубенчики», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой; «Считалочка», муз. И. Арсеева; «Снега-жемчуга», муз. М. Парха-ладзе, сл. М. Пляцковского; «Где зимуют зяблики?», муз. Е. Зарицкой, сл. Л. Куклина. «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Барабана, муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; «Тучка», закличка; «Колыбельная», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; рус. нар. песенки и попевки.

Песни. «Журавли», муз. А. Лившица, сл. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, сл. М. Ивенсен; «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, сл. Н. Пассовой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой; «Гуси-гусеняга», муз. Ан. Александрова, сл. Г. Бойко; «Рыбка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой. «Курица», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова; «Березка», муз. Е. Тиличеевой, сл. П. Воронько; «Ландыш», муз. М. Красева, сл. Н. Френкель; «Весенняя песенка», муз. А. Филиппенко, сл. Г Бойко; «Тяв-тяв», муз. В Герчик, сл. Ю. Разумовского, «Птичий дом», муз. Ю. Слонова, сл. О. Высотской; «Горошина», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Гуси», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Программа (далее ООП) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида ... общеразвивающей ...

  • Между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего муниципальное бюджетное дошкольное образовательное у

    Документ

    ... образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 81 «Весёлые голоса» г. Воркуты полное наименование учреждения город Воркута «___»___________________20___ г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ...

  • Примерное положение о дошкольном образовательном учреждении «центр развития ребенка детский сад с приоритетным осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников»

    Документ

    ... -образовательного процесса в образовательном учреждении определяется общеобразовательной программой дошкольного образования . ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида » самостоятельно в выборе общеобразовательных программ дошкольного образования ...

  • «О готовности образовательных учреждений Сыктывдинского района к новому 2013-2014 учебному году»

    Решение

    ... сад общеразвивающего вида » с. Пажга, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» ПОСТАНОВЛЯЕТ: Внести в Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида ...

  • Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.

    Вокально-хоровое пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании детей. Основная цель вокально-хорового пения – воспитание у детей певческой и общемузыкальной культуры. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны и заключаются в развитии музыкально-творческой деятельности,певческих коммуникативных навыков, музыкальных способностей, в формировании устойчивого интереса к пению, способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных. Рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором надо приучать детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Обучая малышей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Важно не допускать громкого пения детей, крика, пения на улице в холодную и сырую погоду.

    Целесообразно тщательно продумать весь вокально-хоровой репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками. Песенный репертуар должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих воспитательное и познавательное значение.

    Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

    Необходимо использовать мелодии из классических произведений, удобных для воспроизведения детьми, для распеваний.

    Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, мы должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и др.

    Вопрос же доступности содержания музыки должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.

    Практика показывает, что некоторые педагоги формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью исполнения их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков. Необходимо, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей.

    Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.

    Анализируя основные образовательные программы дошкольного образования: «Детство», «Детский сад 2100», «От рождения до школы», «Истоки», можно сделать вывод о том, что во всех программах в разделе «Музыкальное развитие» присутствует вокально-хоровое направление, имеются и свои особенности. Особенность программы «Детский сад 2100» - синтез искусств. Дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства, знакомятся со средствами художественной выразительности различных видов искусства. Содержание образовательной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

    Комплексная программа «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой содержит в себе три части, посвященные разному возрастному периоду детей. Цель программы - развитие музыкальной культуры дошкольника. Каждый раздел делится еще на две составляющие: музыкальное восприятие и музыкальное исполнительство.

    Комплексная программа «Истоки» Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой направлена на всестороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В музыкальный репертуар входит классическая музыка, фольклор, современная музыка. Главным фактором в данной программе является диалог педагога с ребенком, между детьми, педагогами.

    Но репертуар по данному направлению в данных программах не достаточно насыщен и разнообразен. В результате приходится использовать дополнительные, парциальные программы по музыкальному воспитанию .

    Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям.

    Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

    Программа «Синтез » К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора.

    Программа «Камертон» Э.П. Костиной направлена на разностороннее музыкальное образование. Она характеризует семь лет жизни ребенка с семью ступенями звукоряда. Музыкальное воспитание и обучение - это первая, вторая и третья ступени, а ступени музыкального обучения, воспитания и развития с четвертой по седьмую. Главное место отводится такому виду деятельности, как восприятие музыки. Авторы спроектировали модель педагогического процесса, поэтому образцов, методически разработанных музыкальных занятий программа не содержит.

    Многие педагоги используют в практике парциальную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста "Ладушки" (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа включает разработку занятий для четырех возрастных групп для детей от 3до7 лет. Наличие музыкального материала устраняет проблему поиска нотного материала. Программа разработана детально, адекватно возможностям детей, что позволяет успешно освоить весь материал. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению занятий. Вокально-хоровой репертуар соответствует всем требованиям музыкального воспитания.

    Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Вокально-хоровой репертуар усложняется с каждым возрастным этапом, добавляются новые формы, приемы. На слайде представлены направления работы по вокально-хоровому пению по возрастным группам:

    Для детей 3-4 лет . в первую очередь используется фольклор. П опевки и песенки включают в качестве упражнений, распеваний и подпеваний, они построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту.

    Используются песенки «Петушок», «Ладушки», «Птичка», «Солнышко-ведрышко», музыка В.Карасевой, и многие другие; Упражнения на развитие ритмического слуха: «Кто как идет?», «Петушок, курочка и цыпленок»; на развитие тембрового и динамического слуха «Громко-тихо», «Веселые дудочки».

    Для детей 4-5 лет. В качестве упражнений на развитие слуха и голоса в этом возрасте используются песенные импровизации мелодий на заданный текст. Например: «Как тебя зовут», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты»;

    Игры с пением «Огородная-хороводная», муз. Б.Можжевелова, «Гуси-лебеди и волк», муз. Е.Тиличеевой.

    Песенное творчество: «Котенька-коток», р.н.п.; «Лошадка», «Марш», муз. А.Гречанинова.

    Песни: «Как на тоненький ледок», «Паучок», «Кисонька-мурысонька», р.н. песни.

    Для работы со старшими дошкольниками можно брать более сложные, продолжительные мелодии. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Андрей-Воробей», «Зайка».

    Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Где мои детки?», «Ступеньки».

    Упражнений на развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».

    Песни: «Барабан», муз. Е.Тиличеевой; «К нам гости пришли», муз.А.Александрова; «Голубые санки», муз. М.Иорданского.

    Игры с пением: «Ворон», р.н.м; «Кот Васька», муз. Г.Лобачева.

    Хороводы: «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», р.н.п.

    Песни из мультфильмов советских композиторов Ю. Чичкова, В.Шаинского, Б.Савельева.

    Для детей 6-7 лет. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Скок-поскок», «А я по лугу».

    Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Звуки разные бывают», «Подумай, отгадай».

    Песни: «Листопад», «Будет горка во дворе» муз. Т. Попатенко; «Праздник Победы», «Брат- солдат» муз. М. Парцхаладзе;

    Игры с пением: «Плетень», «Теремок», р.н.п; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова. Хороводы: «На горе-то калина», р.н.п.; «К нам приходит Новый год», муз. В.Герчик.

    Песни из мультфильмов советских композиторов.С детьми данного возраста можно работать над инсценировками и музыкальными спектаклями. Например, «Как у наших у ворот», «Где был Иванушка?», р.н.м.; «Золушка», «Муха-цокотуха», муз. М.Красева.

    Правильный подбор песенного материала (с включением в него народных песен, произведений классиков, советских и зарубежных, а также современных композиторов), применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей способствует воспитанию у них чувств патриотизма и расширяет их кругозор.

    Работая в этом направлении, воспитанники могут себя проявить в конкурсах певческого мастерства различного уровня.