Самый известный норвежский композитор. Школьная энциклопедия. Последний период творчества

Bergen Public Library Norway / Edvard Grieg by the piano

Эдвард Хагеруп Григ (норв. Edvard Hagerup Grieg; 15 июня 1843 - 4 сентября 1907) - норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.

Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. Город славился национальными творческими традициями, особенно в области театра: здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон. В Бергене родился и долго жил Уле Булл, который первым заметил музыкальный дар Эдварда (сочинявшего музыку с 12 лет от роду) и посоветовал родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию, что и состоялось летом 1858 года.

Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита - «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «Песня Сольвейг».

Драматическая пьеса - «Жалоба Ингрид», одна из танцевальных мелодий, которая звучала на свадьбе Эдварда Грига и Нины Хагеруп, приходившейся композитору двоюродной сестрой. Брак Нины Хагеруп и Эдварда Грига подарил супругам дочь Александру, скончавшуюся от менингита после одного года жизни, из-за чего началось охлаждение отношений между супругами.

Григ опубликовал 125 песен и романсов. Посмертно издано ещё около двадцати пьес Грига. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии, и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланда). Композитор проявлял интерес к скандинавской литературе, и в особенности к литературе родного языка.

Григ скончался в родном городе - Бергене - 4 сентября 1907 года в Норвегии. Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп.

Биография

Детство

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда, Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области, кроме того, независимый характер мальчика часто толкал его на обман учителей. Как рассказывают биографы композитора, в начальных классах Эдвард, узнав, что учеников, вымокших под частыми на его родине дождями, отпускают домой, чтобы они переоделись в сухое, Эдвард стал специально мочить одежду по дороге в школу. Так как жил он далеко от школы, то к его возвращению занятия как раз заканчивались.

В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку. Одноклассники дали ему прозвище «Мозак» за то, что он был единственным, кто верно ответил на вопрос учителя об авторе «Реквиема»: остальные ученики не знали о Моцарте. На уроках музыки Эдвард был посредственным учеником, несмотря на гениальные способности к музыке. Современники композитора рассказывают, как однажды Эдвард принёс в школу нотную тетрадь, подписанную «Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор. № 1». Классный наставник проявил видимый интерес и даже перелистал её. Григ уже предвкушал великий успех. Однако учитель вдруг дёрнул его за волосы и прошипел: «В другой раз приноси немецкий словарь, а эту ерунду оставь дома!»

Ранние годы

Первый из музыкантов, кто определил судьбу Грига - знаменитый скрипач Оле Булл, также знакомый семьи Григов. Летом 1858 года Булл был у семьи Григов в гостях, и Эдвард, дабы уважить дорогого гостя, сыграл на фортепиано пару собственных композиций. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!»

Таким образом пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию. В новом учебном заведении, основанном ещё Феликсом Мендельсоном, Григ далеко не всем оказался доволен: так, его первый учитель фортепиано Луи Плайди с его тяготением к музыке раннего классического периода оказался настолько несозвучен Григу, что тот обратился к администрации консерватории с просьбой о переводе (в дальнейшем Григ учился у Эрнста Фердинанда Венцеля, Морица Гауптмана, Игнаца Мошелеса). После одарённый студент отправлялся в концертный зал «Гевандхауз», где слушал музыку Шумана, Моцарта, Бетховена и Вагнера. «Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в особенности камерной и оркестровой, музыки», - вспоминал позже Григ. Эдвард Григ окончил консерваторию в 1862 году с отличными оценками, приобрёл знания, лёгкий плеврит и цель в жизни. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя, как «в высшей степени значительный музыкальный талант», особенно в области композиции, а также как незаурядный «пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения». Его судьбой отныне и навсегда стала музыка. В том же году в шведском городе Карлсхамн он дал свой первый концерт.

Жизнь в Копенгагене

Окончив консерваторию, образованный музыкант Эдвард Григ возвратился в Берген с горячим желанием работать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музыкальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

Годы, проведённые в Копенгагене, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым датским поэтом и сказочником Хансом Кристианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена и норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

В Копенгагене Григ нашёл интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного воплощения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

Стремление молодых композиторов к развитию национальной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской музыки. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Рикард Нурдрок организовали музыкальное общество «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии. Это было началом большой музыкально-общественной, просветительской деятельности. В годы жизни в Копенгагене (1863-1866) Григ написал множество музыкальных произведений: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца.

В лирическом произведнии «Поэтические картинки» (1863) очень робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура, лежащая в основе третьей пьесы, часто встречается в норвежской народной музыке; она стала характерна для многих мелодий Грига. Изящные и простые очертания мелодии в пятой «картинке» напоминают некоторые из народных песен. В сочных жанровых зарисовках «Юморесок» (1865) гораздо смелее звучат острые ритмы народных танцев, жестковатые гармонические сочетания; встречается лидийская ладовая окраска, характерная для народной музыки. Однако в «Юморесках» ещё чувствуется влияние Шопена (его мазурок) - композитора, которого Григ, по собственному признанию, «обожал». В одно время с «Юморесками» появились фортепианная и первая скрипичная сонаты. Драматизм и порывистость, свойственные фортепианной сонате, кажутся несколько внешним отражением романтики Шумана. Зато светлый лиризм, гимничность, яркие краски скрипичной сонаты выявляют типичный для Грига образный строй.

Личная жизнь

Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина вместе с родителями переехала в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения пьес Грига. Прежде влюблённый лишь в Норвегию и музыку, Эдвард ощутил, что теряет разум от страсти. На Рождество 1864 года в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине сборник сонетов о любви, названный «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Она протянула ему руку и ответила согласием.

Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Вопреки всему они поженились в июле 1867 года и, не в силах терпеть давления родни, переехали в Христианию.

Первый год совместной жизни был типичным для молодой семьи - счастливым, но трудным в материальном отношении. Григ сочинял, Нина исполняла его произведения. Эдварду пришлось устроиться дирижёром и преподавать игру на фортепиано, чтобы спасти финансовое положение семьи. В 1868 году у них родилась дочь, которую назвали Александрой. Спустя год девочка заболеет менингитом и умрёт. Случившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи. После смерти дочери Нина замкнулась в себе. Однако супруги продолжали совместную концертную деятельность.

Они ездили по Европе с концертами: Григ играл, Нина Хагеруп пела. Но широкого признания их тандем так и не получил. Эдвард стал отчаиваться. Его музыка не находила отклика в сердцах, отношения с любимой женой дали трещину. В 1870 году Эдвард с женой приехали на гастроли в Италию. Одним из тех, кто услышал в Италии его сочинения, был знаменитый композитор Ференц Лист, которым Григ восторгался в юности. Лист оценил талант двадцатилетнего композитора и пригласил его на частную встречу. Прослушав фортепианный концерт, шестидесятилетний композитор подошёл к Эдварду, сжал его руку и произнёс: «Продолжайте в том же духе, у нас есть к этому все данные. Не дайте себя запугать!» «Это было нечто вроде благословения», - писал впоследствии Григ.

В 1872 году Григ написал «Сигурда Крестоносца» - первую значительную пьесу, после чего Шведская академия искусств признала его заслуги, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но мировая слава утомляла композитора и растерянный и усталый Григ уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона.

В одиночестве Григ написал своё главное сочинение - музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В ней воплотились его переживания той поры. Мелодия «В пещере горного короля» (1) отражала неистовый дух Норвегии, который композитор любил показывать в своих произведениях. В «Арабской пляске» узнавался мир лицемерных европейских городов, полный интриг, сплетен и предательств. Финальный эпизод - «Песня Сольвейг», пронзительная и волнующая мелодия, - говорил об утерянном и забытом и не прощённом.

Смерть

Не в силах избавиться от сердечной боли, Григ ушёл в творчество. От сырости в родном Бергене обострился плеврит, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. Нина Хагеруп отдалялась всё дальше. Медленная агония длилась восемь лет: в 1883 году она ушла от Эдварда. Долгие три месяца Эдвард жил один. Но старый друг Франц Бейер убедил Эдварда ещё раз встретиться с женой. «На свете так мало по-настоящему близких людей», - сказал он потерянному другу.

Эдвард Григ и Нина Хагеруп воссоединились и в знак примирения отправились на гастроли в Рим, а по возвращении продали свой дом в Бергене, купив чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «Тролльхауген» - «Холм троллей». Это был первый дом, который Григ действительно полюбил.

С годами Григ становился всё более замкнутым. Его мало интересовала жизнь - своё жилище он покидал лишь ради турне. Эдвард и Нина бывали в Париже, Вене, Лондоне, Праге, Варшаве. Во время каждого выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1887 году Эдвард и Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге. Их пригласил на встречу Нового Года выдающийся русский скрипач Адольф Бродский (впоследствии первый исполнитель Третьей скрипичной сонаты Грига). Помимо Грига присутствовали ещё двое именитых гостей - Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы, между композиторами завязалась оживлённая переписка. Позже, в 1905 году, Эдвард хотел приехать в Россию, но этому помешали хаос русско-японской войны и нездоровье композитора. В 1889 году, в знак протеста против дела Дрейфуса, Григ отменил выступление в Париже.

Всё чаще у Грига были проблемы с лёгкими, выезжать на гастроли становилось сложнее. Несмотря на это, Григ продолжал творить и стремиться к новым целям. В 1907 году композитор собирался отправиться на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном городе Бергене, чтобы подождать корабль до Лондона. Там Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Скончался Эдвард Григ в родном городе 4 сентября 1907 года.


Музыкально-творческая деятельность

Первый период творчества. 1866-1874

С 1866 по 1874 год продолжался этот напряжённый период музыкально-исполнительской и композиторской работы. Ближе к осени 1866 года в столице Норвегии - Кристиании Эдвард Григ организовал концерт, который прозвучал как отчёт о достижениях норвежских композиторов. Тогда были исполнены фортепианная и скрипичная сонаты Грига, песни Нурдрока и Хьерульфа (на тексты Бьернсона и других). Этот концерт позволил Григу стать дирижёром Кристианийского филармонического общества. Восемь лет жизни в Кристиании Григ отдал напряжённой работе, что принесло ему много творческих побед. Дирижёрская деятельность Грига носила характер музыкального просветительства. В концертах прозвучали симфонии Гайдна и Моцарта, Бетховена и Шумана, произведения Шуберта, оратории Мендельсона и Шумана, отрывки из опер Вагнера. Большое внимание Григ уделял исполнению произведений скандинавских композиторов.

В 1871 году вместе с Юханом Свенсеном Григ организует общество музыкантов-исполнителей, призванное повысить активность концертной жизни города, выявить творческие возможности норвежских музыкантов. Значительным для Грига было его сближение с передовыми представителями норвежской поэзии, художественной прозы. Оно включало композитора в общее движение за национальную культуру. Творчество Грига этих лет достигло полной зрелости. Он пишет фортепианный концерт (1868) и вторую сонату для скрипки и фортепиано (1867), первую тетрадь «Лирических пьес», ставших для него излюбленным видом фортепианной музыки. Много песен было написано Григом в те годы, среди них замечательные песни на тексты Андерсена, Бьернсона, Ибсена.

Находясь в Норвегии, Григ соприкасается с миром народного искусства, ставшим источником его собственного творчества. В 1869 году композитор впервые познакомился с классическим сборником норвежского музыкального фольклора, составленным известным композитором и фольклористом Л. М. Линдеманом (1812-1887). Непосредственным результатом этого явился цикл Грига «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано». Образы, представленные здесь: излюбленные народные танцы - халлинг и спрингданс, разнообразные шуточные и лирические, трудовые и крестьянские песни. Академик Б. В. Асафьев удачно назвал эти обработки «зарисовками песен». Этот цикл явился для Грига своеобразной творческой лабораторией: соприкасаясь с народной песней, композитор находил те методы музыкального письма, которые коренились в самом народном творчестве. Всего два года отделяют вторую скрипичную сонату от первой. Тем не менее Вторая соната «отличается богатством и разнообразием тем, свободой их развития» - утверждают музыкальные критики.

Вторая соната и фортепианный концерт получили высокую оценку Листа, ставшего одним из первых пропагандистов концерта. В письме к Григу Лист писал о Второй сонате: «Она свидетельствует о сильном, глубоком, изобретательном, превосходном композиторском даровании, которому остается только идти своим, природным путем, чтобы достигнуть высокого совершенства». Для композитора, прокладывавшего свой путь в музыкальном искусстве, впервые представлявшего музыку Норвегии на европейской арене, поддержка Листа всегда была крепкой опорой.

В начале 70-х годов Григ был занят мыслью об опере. Музыкальные драмы и театр стали для него великим вдохновением. Замыслы Грига не получили осуществления главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали традиции оперной культуры. К тому же либретто, обещанные Григу, не были написаны. От попытки создания оперы осталась лишь музыка к отдельным сценам неоконченного либретто Бьернсона «Улаф Трюгвасон» (1873), по легенде о короле Улафе, насаждавшем в X веке христианство среди жителей Норвегии. Григ пишет музыку к драматическому монологу Бьернсона «Берглиот» (1871), повествующему о героине народной саги, которая поднимает крестьян на борьбу с королем, а также музыку к драме того же автора «Сигурд Юрсальфар» (сюжет староисландской саги).

В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Сотрудничество с талантливейшим писателем Норвегии представляло для композитора огромный интерес. По собственному признанию, Григ был «фанатическим почитателем многих его поэтических произведений, в особенности „Пера Гюнта“». Горячая увлеченность произведением Ибсена совпала у Грига со стремлением к созданию крупного музыкально-театрального произведения. В течение 1874 года Григ написал музыку к драме Ибсена.

Второй период. Концертная деятельность. Европа. 1876-1888

Представление «Пера Гюнта» в Кристиании 24 февраля 1876 года сопровождалось большим успехом. Музыка Грига в Европе начала становиться популярной. Начинается новый творческий период в жизни композитора. Григ перестаёт работать в качестве дирижёра в Кристиании. Григ переезжает в уединённую местность среди прекрасной природы Норвегии: сперва это Лофтхюс, на берегу одного из фиордов, а затем знаменитый Тролдхауген («холм троллей», название, данное месту самим Григом), в горах, недалеко от родного Бергена. С 1885 года и до самой смерти Грига Тролдхауген был основным местом жительства композитора. В горах приходят «исцеление и новая жизненная энергия», в горах «вырастают новые идеи», с гор Григ возвращается «как новый и лучший человек». В письмах Грига часто встречались подобные описания гор и природы Норвегии. Так пишет Григ в 1897 году:

« Я видел такие красоты природы, о которых не имел никакого представления… Огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!».

Песни, написанные под вдохновлением норвежской природы - «В лесу», «Избушка», «Весна», «Море в ярких лучах сияет», «С добрым утром».

Начиная с 1878 года, Григ выступает не только в Норвегии, но и в разных странах Европы как исполнитель собственных произведений. Европейская слава Грига растёт. Концертные поездки принимают систематический характер, они приносят композитору огромное удовольствие. Григ концертирует в городах Германии, Франции, Англии, Голландии, Швеции. Он выступает как дирижёр и пианист, как ансамблист, аккомпанируя Нине Хагеруп. Скромнейший человек, Григ в своих письмах отмечает «гигантские аплодисменты и бесчисленные вызовы», «колоссальный фурор», «гигантский успех». Григ не оставлял концертной деятельности до конца своих дней; в 1907 году (в год смерти) он писал: «Со всего света сыплются приглашения дирижировать!»

Многочисленные поездки Грига привели к установлению связей с музыкантами других стран. В 1888 году в Лейпциге состоялась встреча Грига с П. И. Чайковским. Получив приглашение в тот год, когда Россия находилась в состоянии войны с Японией, Григ не счел для себя возможным принять его: «Для меня загадочно, как можно приглашать чужеземного художника в страну, где почти в каждой семье оплакивают павших на войне». «Досадно, что так должно было случиться. Прежде всего надо быть человеком. Всё истинное искусство вырастает только из человека». Вся деятельность Грига в Норвегии - пример чистого и бескорыстного служения своему народу.

Последний период музыкального творчества. 1890-1903

В 1890-е годы внимание Грига больше всего было занято фортепианной музыкой и песнями. С 1891 по 1901 год Григ написал шесть тетрадей «Лирических пьес». К этим же годам относится несколько вокальных циклов Грига. В 1894 году он писал в одном из писем: «Я… настроился так лирически, что песни льются из груди, как никогда, и, я думаю, они - лучшие из когда-либо созданных мною». Автор многочисленных обработок народных песен, композитор, всегда так тесно связанный с народной музыкой в 1896 году цикл «Норвежские народные мелодии» - это девятнадцать тонких жанровых зарисовок, поэтических картинок природы и лирических высказываний. Последнее крупное оркестровое произведение Грига, «Симфонические танцы» (1898), написано на народные темы.

В 1903 году появляется новый цикл обработок народных танцев для фортепиано. В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». В них ярко выразилось творческое credo композитора: стремление к своеобразию, к определению своего стиля, своего места в музыке. Несмотря на тяжкий недуг, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поездку по городам Норвегии, Дании, Германии.

Характеристика произведений

Характеристика составлена Асафьевым Б.В и Друскиным М. А.

Лирические пьесы

«Лирические пьесы» составляют большую часть фортепианного творчества Грига. «Лирические пьесы» Грига продолжают тот тип камерной фортепианной музыки, который представлен «Музыкальными моментами» и «Экспромтами» Шуберта, «Песнями без слов» Мендельсона. Непосредственность высказывания, лиризм, выражение в пьесе преимущественно одного настроения, склонность к небольшим масштабам, простота и доступность художественного замысла и технических средств - черты романтической фортепианной миниатюры, которые свойственны и «Лирическим пьесам» Грига.

Лирические пьесы полностью отражают тему родины композитора, которую он так любил и почитал. Тема Родины звучит в торжественной «Родной песне», в спокойной и величественной пьесе «На родине», в жанрово-лирической сценке «На родину», в многочисленных народно-танцевальных пьесах, задуманных как жанрово-бытовые зарисовки. Тема Родины продолжается в великолепных «музыкальных пейзажах» Грига, в своеобразных мотивах народно-фантастических пьес («Шествие гномов», «Кобольд»).

Отзвуки впечатлений композитора, показаны в сочинениях с живыми называниями. Такими как, «Птичка», «Бабочка», «Песня сторожа», написанная под впечатлением шекспировского «Макбета»), музыкальный портер композитора - «Гаде», страницы лирических высказываний «Ариетта», «Вальс-экспромт», «Воспоминания») - это и есть круг образов цикла родины композитора. Жизненные впечатления, овеянные лиризмом, живым чувством автора - смысл лирических произведений композитора.

Особенности стиля «лирических пьес» так же разнообразны, как и их содержание. Очень многим пьесам свойственны предельный лаконизм, скупые и точные штрихи миниатюры; но в некоторых пьесах обнаруживается стремление к картинности, широкой, контрастной композиции («Шествие гномов», «Гангар», «Ноктюрн»). В одних пьесах слышна тонкость камерного стиля («Танец эльфов»), другие сверкают яркими красками, впечатляют виртуозным блеском концертности («Свадебный день в Трольхаугене»)

«Лирические пьесы» отличаются большой жанровой разнохарактерностью. Мы встречаем здесь элегию и ноктюрн, колыбельную и вальс, песню и ариетту. Очень часто Григ обращается к жанрам норвежской народной музыки (спрингданс, халлинг, гангар).

Художественную цельность циклу «Лирических пьес» придаёт принцип программности. Каждая пьеса открывается заголовком, определяющим её поэтический образ, и в каждой пьесе поражает простота и тонкость, с какими воплощается в музыке «поэтическое задание». Уже в первой тетради «Лирических пьес» определились художественные принципы цикла: разнообразие содержания и лирический тон музыки, внимание к темам Родины и связь музыки с народными истоками, лаконичность и простота, четкость и изящество музыкально-поэтических образов.

Цикл открывается светлой лирической «Ариеттой». Предельно простая, по-детски чистая и наивная мелодия, лишь чуть «взволнованная» чувствительными романсными интонациями, создает образ юношеской непосредственности, душевного покоя. Выразительное «многоточие» в конце пьесы (песня обрывается, «замирает» на начальной интонации, кажется, что мысль унеслась в иные сферы), как яркая психологическая деталь, создает живое ощущение, видение образа. Мелодические интонации, фактура «Ариетты» воспроизводят характер вокальной пьесы.

Ярким своеобразием отличается «Вальс». На фоне типично вальсовой фигуры сопровождения выступает изящная и хрупкая мелодия с острыми ритмическими очертаниями. «Капризные» переменные акценты, триоли на сильной доле такта, воспроизводящие ритмическую фигуру спрингданса, вносят в вальс своеобразный колорит норвежской музыки. Он усиливается характерной для норвежской народной музыки ладовой окраской (мелодический минор).

«Листок из альбома» соединяет непосредственность лирического чувства с изяществом, «галантностью» альбомного стихотворения. В безыскусной мелодии этой пьесы слышны интонации народной песни. Но легкая, воздушная орнаментика сообщает изысканность этой простой мелодии. Последующие циклы «Лирических пьес» привносят новые образы и новые художественные средства. «Колыбельная» из второй тетради «Лирических пьес» звучит как драматическая сценка. Ровная, спокойная мелодия складывается из вариантов простой попевки, словно выросшей из мерного движения, покачивания. С каждым новым проведением её усиливается ощущение покоя, света.

«Гангар» строится на развитии и вариантных повторах одной темы. Тем интереснее отметить образную многогранность этой пьесы. Непрерывное, неторопливое развертывание мелодии отвечает характеру величавого плавного танца. Интонаций свирельных наигрышей, вплетающиеся в мелодию, долгий выдержанный бас (деталь народного инструментального стиля), жесткие гармонии (цепь больших септаккордов), порою звучащие грубовато, «нескладно» (как будто нестройный ансамбль деревенских музыкантов) - это сообщает пьесе пасторальность, сельский колорит. Но вот возникают новые образы: короткие властные сигналы и ответные фразы лирического характера. Интересно, что при образном изменении темы её метроритмическая структура остается неизменной. С новым вариантом мелодии в репризе появляются новые образные грани. Светлое звучание в высоком регистре, ясная тоничность сообщают теме спокойно-созерцательный, торжественный характер. Плавно и постепенно, опевая каждый звук тональности, сохраняя «чистоту» до мажора, спускается мелодия. Сгущение регистровой окраски и усиление звука приводят светлую, прозрачную тему к суровому, сумрачному звучанию. Кажется, что этому шествию мелодии не будет конца. Но вот резким тональным сдвигом (C-dur-As-dur) вводится новый вариант: тема звучит величаво, торжественно, чеканно.

«Шествие гномов» - один из великолепных образцов музыкальной фантастики Грига. В контрастной композиции пьесы противопоставлены друг другу причудливость сказочного мира, подземного царства троллей и чарующая красота, ясность природы. Пьеса написана в трехчастной форме. Крайние части отличаются яркой динамичностью: в стремительном движении мелькают фантастические очертания «шествия». Музыкальные средства крайне скупы: моторная ритмика и на её фоне прихотливый и резкий узор метрических акцентов, синкопа; сжатые в тонической гармонии хроматизмы и разбросанные, жестко звучащие большие септаккорды; «стучащая» мелодия и резкие «свистящие» мелодические фигурки; динамические контрасты (рр-ff) между двумя предложениями периода и широкие лиги нарастания и спада звучности. Образ средней части открывается слушателю лишь после того, как исчезли фантастические видения (долгое ля, из которого словно выливается новая мелодия). Светлое звучание темы, простой по структуре, ассоциируется со звучанием народной мелодии. Чистый, ясный строй её отразился в простоте и строгости гармонического склада (чередование мажорной тоники и её параллели).

«Свадебный день в Трольхаугене» - одно из самых радостных, ликующих произведений Грига. По яркости, «броскости» музыкальных образов, масштабам и виртуозному блеску оно приближается к типу концертной пьесы. Характер его больше всего определяется жанровым прообразом: движение марша, торжественного шествия лежит в основе пьесы. Как уверенно, горделиво звучат призывные взлеты, чеканные ритмические концовки мелодических образов. Но мелодию марша сопровождает характерный квинтовый бас, что к торжественности его прибавляет простоту и очарование сельского колорита: пьеса полна энергии, движения, яркой динамики - от приглушенных тонов, скупой прозрачной фактуры начала до звонкого ff, бравурных пассажей, широкого диапазона звучания. Пьеса написана в сложной трехчастной форме. Торжественным праздничным образам крайних частей противопоставлена нежная лирика средней. Её мелодия, как бы спетая дуэтом (мелодия имитируется в октаву), строится на чувствительных романсных интонациях. Свои контрасты есть и в крайних разделах формы, также трехчастных. Середина вызывает в представлении танцевальную сценку с противопоставлением энергичного мужественного движения и легких грациозных «па». Огромное нарастание мощи звучания, активности движения приводит к яркой, звонкой репризе, к кульминационному проведению темы, словно приподнятой предшествовавшими ей сильными, мощными аккордами.

Контрастная тема средней части, напряженная, динамичная, соединяющая активные, энергичные интонации с элементами речитации, вносит ноты драматизма. После неё, в репризе, основная тема звучит тревожными возгласами. Структура её сохранена, но она приняла характер живого высказывания, в ней слышно напряжение человеческой речи. Нежные баюкающие интонации на вершине этого монолога превратились в скорбные патетические восклицания. В «Колыбельной» Григ сумел передать целую гамму чувств посредством.

Романсы и песни

Романсы и песни - один из основных жанров творчества Грига. Романсы и песни в большей степени писались композитором в его Поместье Тролдхауген (Холм Троллей). Григ создавал романсы и песни на протяжении всей своей творческой жизни. Первый цикл романсов появился в год окончания консерватории, а последний совсем незадолго до того, как завершился творческий путь композитора.

Увлечение вокальной лирикой и чудесный расцвет её в творчестве Грига были в значительной мере связаны с расцветом скандинавской поэзии, будившей воображение композитора. Стихи норвежских и датских поэтов составляют основу подавляющего большинства романсов и песен Грига. Среди поэтических текстов песен Грига - стихи Ибсена, Бьернсона, Андерсена.

В песнях Грига встаёт большой мир поэтических образов, впечатлений и чувств человека. Картины природы, написанные ярко и живописно, присутствуют в огромном большинстве песен, чаще всего как фон лирического образа («В лесу», «Избушка», «Море в ярких лучах сияет»). Тема Родины звучит в возвышенных лирических гимнах («К Норвегии»), в образах её людей и природы (цикл песен «Со скал и фиордов»). Разнообразной предстает в песнях Грига жизнь человека: с чистотой юности («Маргарита»), радостью любви («Люблю тебя»), красотой труда («Ингеборг»), с теми страданиями, которые встречаются на пути человека («Колыбельная», «Горе матери»), с его мыслью о смерти («Последняя весна»). Но о чём бы ни «пели» песни Грига, они всегда несут ощущение полноты и красоты жизни. В песенном творчестве Грига продолжают свою жизнь разные традиции камерного вокального жанра. У Грига множество песен, основанных на цельной широкой мелодии, передающей общий характер, общее настроение поэтического текста («С добрым утром», «Избушка»). Наряду с такими песнями есть и романсы, в которых тонкая музыкальная декламация отмечает нюансы чувствований («Лебедь», «В разлуке»). Своеобразно умение Грига соединить эти два принципа. Не нарушая цельности мелодии и обобщенности художественного образа, Григ выразительностью отдельных интонаций, удачно найденными штрихами инструментальной партии, тонкостью гармонической и ладовой окраски умеет конкретизировать, сделать ощутимыми детали поэтического образа.

В ранний период творчества Григ часто обращался к поэзии великого датского поэта и сказочника Андерсена. В его стихах композитор нашёл созвучные собственному строю чувств поэтические образы: счастье любви, открывающее человеку бесконечную красоту окружающего мира, природы. В песнях на тексты Андерсена определился характерный для Грига тип вокальной миниатюры; песенная мелодия, куплетная форма, обобщенная передача поэтических образов. Все это позволяет причислить такие произведения, как «В лесу», «Избушка», к жанру песни (но не романса). Несколькими яркими и точными музыкальными штрихами Григ вносит живые, «видимые» детали образа. Национальная характерность мелодии и гармонических красок придает особую прелесть песням Грига.

«В лесу» - своеобразный ноктюрн, песнь о любви, о волшебной красоте ночной природы. Стремительность движения, легкость и прозрачность звучания определяют поэтический облик песни. В мелодии, широкой, свободно развивающейся, естественно соединяются порывистость, скерцозность и мягкие лирические интонации. Тонкие оттенки динамики, выразительные смены лада (переменность), подвижность мелодических интонаций, то живых и лёгких, то чувствительных, то ярких и ликующих, аккомпанемент, чутко следующий за мелодией - всё это придает образную многогранность цельной мелодии, подчеркивает поэтические краски стиха. Легким музыкальным штрихом в инструментальном вступлении, в интерлюдии и в заключении создается имитация лесных голосов, пения птиц.

«Избушка» - музыкально-поэтическая идиллия, картина счастья, красоты жизни человека на лоне природы. Жанровая основа песни-баркарола. Покойное движение, равномерное ритмическое покачивание как нельзя лучше отвечают поэтическому настроению (безмятежность, покой) и картинности стиха (движение и всплески волн). Необычный для баркаролы пунктированный ритм сопровождения, частый у Грига и характерный для норвежской народной музыки, сообщает четкость, упругость движению.

Над чеканной фактурой фортепианной партии словно парит легкая, пластичная мелодия. Песня написана в строфической форме. Каждая строфа состоит из периода с двумя контрастными предложениями. Во втором ощущается напряжение, лирический накал мелодии; строфа заканчивается четко выделенной кульминацией; на словах: «… ведь здесь любовь живёт».

Свободные ходы мелодии по терциям (с характерным звучанием большой септимы), квартам, квинтам, широта дыхания мелодии, равномерный баркарольный ритм создают ощущение простора, лёгкости.

«Первая встреча» - одна из поэтичнейших страниц григовской песенной лирики. Близкий Григу образ - полнота лирического чувства, равного тому чувству, которое дает человеку природа, искусство, - воплощен в музыке, полной покоя, чистоты, возвышенности. Единая мелодия, широкая, свободно развивающаяся, «обнимает» весь поэтический текст. Но в мотивах, фразах мелодии отражаются детали его. Естественно вплетается в вокальную партию мотив наигрыша рожка с приглушенным минорным повтором - словно далекое эхо. Начальные фразы, «парящие» вокруг долгих устоев, опирающиеся на устойчивую тоническую гармонию, на статичные плагальные обороты, с красотой светотеней воссоздают настроение покоя и созерцания, красоты, которым дышит стихотворение. Зато заключение песни, основанное на широких разливах мелодии, с постепенно увеличивающимися «волнами» мелодии, с постепенным «завоеванием» мелодической вершины, с напряженными мелодическими ходами отражает яркость, силу эмоций.

«С добрым утром» - светлый гимн природе, полный радости, ликования. Яркий D-dur, быстрый темп, четко ритмованное, близкое к танцу, энергичное движение, единая для всей песни мелодическая линия, устремленная к вершине и венчающаяся кульминацией, - все эти простые и яркие музыкальные средства дополнены тонкими выразительными деталями: нарядные «вибрато», «украшения» мелодии, словно звенящей в воздухе («лес звенит, шмель жужжит»); вариантный повтор части мелодии («встало солнце») в ином, тонально более ярком звучании; короткие мелодические взлеты с остановкой на мажорной терции, все усиливающиеся в звучании; яркая «фанфара» в фортепианном заключении. Среди песен Грига выделяется цикл на стихи Г. Ибсена. Лирико-философское содержание, скорбные, сосредоточенные образы кажутся необычными на общем светлом фоне григовских песен. Лучшая из ибсеновских песен - «Лебедь» - одна из вершин творчества Грига. Красота, сила творческого духа и трагедия смерти - такой представляется символика стихотворения Ибсена. Музыкальные образы, так же как и поэтический текст, отличаются предельным лаконизмом. Контуры мелодии обусловлены выразительностью декламации стиха. Но скупые интонации, прерывистые свободно-декламационные фразы вырастают в цельную мелодию, единую и непрерывную в своем развитии, стройную по форме (песня написана в трехчастной форме). Мерное движение и малая подвижность мелодии в начале, строгость фактуры сопровождения и гармонии (выразительность плагальных оборотов минорной субдоминанты) создают ощущение величия и покоя. Эмоциональное напряжение в средней части достигается при ещё большей концентрированности, «скупости» музыкальных средств. Гармония застывает на диссонантных звучаниях. Мерная, спокойная мелодическая фраза достигает драма тизма, увеличивая высоту и силу звучания, выделяя повторами вершинную, конечную интонацию. Красота тональной игры в репризе, с постепенным просветлением регистрового колорита, воспринимается как торжество света и покоя.

Много песен написал Григ на стихи норвежского крестьянского поэта Осмунда Винье. Среди них один из шедевров композитора - песня «Весна». Мотив весеннего пробуждения, весенней красоты природы, частый у Грига, связан здесь с необычным лирическим образом: остротой восприятия последней в жизни человека весны. Музыкальное решение поэтического образа замечательно: это светлая лирическая песня. Широкая плавная мелодия состоит из трёх построений. Сходные по интонационной и ритмической структуре, они являются вариантами начального образа. Но ни на миг не возникает ощущение повторов. Напротив: мелодия льется на большом дыхании, с каждой новой фазой приближаясь к возвышенному гимническому звучанию.

Очень тонко, не меняя общего характера движения, композитор переводит музыкальные образы от живописных, ярких к эмоциональным («вдаль, вдаль простор манит»): исчезает прихотливость, появляется твердость, устремленность ритмики, зыбкие гармонические звучания сменяются устойчивыми. Резкий тональный контраст (G-dur - Fis-dur) способствует четкости грани между разными образами поэтического текста. Отдавая в выборе поэтических текстов явное предпочтение скандинавским поэтам, Григ лишь в начале своего творческого пути написал несколько романсов на тексты немецких поэтов Гейне, Шамиссо, Уланда

Фортепианный концерт

Фортепианный концерт Грига - одно из выдающихся произведений этого жанра в европейской музыке второй половины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представлена фортепианными концертами Шопена и особенно Шумана. Близость к концерту Шумана обнаруживается в романтической свободе, яркости выявления чувства, в тонких лирико-психологических нюансах музыки, в ряде композиционных приемов. Однако национальный норвежский колорит и характерный для композитора образный строй произведения обусловили яркое своеобразие григовского концерта.

Три части концерта соответствуют традиционной драматургии цикла: драматический «узел» в первой части, лирическая сосредоточенность во второй, народно-жанровая картина в третьей.

Романтический порыв чувств, светлая лирика, утверждение волевого начала - это образный строй и линия развития образов в первой части.

Вторая часть концерта - небольшое, но психологически многогранное Adagio. Динамическая трехчастная форма его вытекает из развития основного образа от сосредоточенной, с нотками драма тизма лирики к открытому и полному выявлению яркого, сильного чувства.

В финале, написанном в форме рондо-сонаты, господствуют два образа. В первой теме - веселый энергичный халлинг - нашли свое завершение народно-жанровые эпизоды, как «жизненный фон», оттенявшие драматическую линию первой части.


Произведения

Основные произведения

* Сюита «Из Времен Хольберга», Op. 40

* Шесть лирических пьес для фортепиано, Op. 54

* Симфонические танцы ор. 64, 1898)

* Норвежские танцы ор.35, 1881)

* Струнный квартет соль минор Ор. 27, 1877-1878)

* Три скрипичных сонаты Ор. 8, 1865

* Виолончельную соната ля минор Ор. 36, 1882)

* Концертная увертюра «Осенью» (I Hst, ор. 11) ,1865)

* Sigurd Jorsalfar ор. 26, 1879 (три оркестровых пьесы из музыки к трагедии Б. Бьёрнсона)

* Свадебный день в Трольдхаугене, Op. 65, No. 6

* Heart Wounds (Hjertesar) From Two Elegiac Melodies, Op.34 (Lyric Suite Op.54)

* Sigurd Jorsalfar, Op. 56 - Homage March

* Peer Gynt Suite No. 1, Op. 46

* Peer Gynt Suite No. 2, Op. 55

* Last Spring (Varen) from Two Elegiac Pieces, Op. 34

* Piano Concerto in A Minor, Op. 16

Камерно-инструментальные произведения

* Первая скрипичная соната F-dur соч. 8 (1866)

* Вторая скрипичная соната G-dur соч. 13 (1871)

* Третья скрипичная соната c-moll соч. 45 (1886)

* Виолончельная соната a-moll соч. 36 (1883)

* Струнный квартет g-moll соч. 27 (1877-1878)

Вокально-симфонические произведения (театральная музыка)

* «Одинокий» для баритона, струнного оркестра и двух валторн - соч. 32

* Музыка к пьесе Ибсена «Пер Гюнт» соч. 23 (1874-1875)

* «Берглиот» для декламации с оркестром соч. 42 (1870-1871)

* Сцены из «Олафа Трюгвасона», для солистов, хора и оркестра соч. 50 (1888)

Фортепианные произведения (всего около 150)

* Небольшие пьесы (соч. 1 издано в 1862 г.); 70

содержится в 10 «Лирических тетрадях» (изд. с 70-х гг. по 1901)

* Среди крупных произведений: Соната e-moll соч. 7 (1865),

* Баллада в форме вариаций соч. 24 (1875)

* Для фортепиано, в 4 руки

* Симфонические пьесы соч. 14

* Норвежские танцы соч. 35

* Вальсы-каприсы (2 пьесы) соч. 37

* Старонорвежский романс с вариациями соч. 50 (есть орк. ред.)

* 4 сонаты Моцарта для 2-х фортепиано в 4 руки (F-dur, c-moll, C-dur, G-dur)

Хоры (всего - с посмертно изданными - свыше 140)

* Альбом для мужского пения (12 хоров) соч. 30

* 4 псалма на старинные норвежские мелодии, для смешанного хора

* a capella с баритоном или басом соч. 70 (1906)


Интересные факты

Неоконченная опера Э.Грига (ор.50) - превратилась в детскую оперу-эпос «Асгард»

Звонок с того света

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!

От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

Куда положить орден?

Однажды король Норвегии, страстный поклонник музыки Грига, решил наградить знаменитого композитора орденом и пригласил его во дворец. Надев фрак, Григ отправился на приём. Орден Григу вручал один из великих князей. После вручения, композитор сказал:

Передайте его величеству мою благодарность и признательность за внимание к моей скромной особе.

Затем, повертев орден в руках и не зная, что с ним делать, Григ спрятал его в карман фрака, который был пришит сзади, в самом низу спины. Создалось неловкое впечатление, что Григ засунул орден куда-то себе в задние карманы. Впрочем, сам Григ этого не понял. Зато король очень обиделся, когда ему доложили, куда Григ положил Орден.

Чудеса бывают!

Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

- ""Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумлении сказал Григ. -

Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

Взаимные похвалы

Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 году, когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:

Вы мне его сыграете?

Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепиано.

Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.- С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте. Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:

Великолепно! Непостижимо…

Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный,- добродушно улыбнулся Лист.

Наследие Грига

Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, в особенности на родине композитора - в Норвегии.

Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных сегодня норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес. Дом, где композитор прожил большие годы - «Тролдхауген» стал открытым для посещения домом-музеем.

Здесь посителям показаны родные стены композитора, его усадьба, интерьеры, также сохранены памятные вещи, принадлежащие Эдварду Григу.

Постоянные вещи, принадлежавшие композитору: пальто, шляпа и скрипка по-прежнему висят на стене его рабочего домика. Рядом с усадьбой открыт памятник Эдварду Григу, который, может увидеть каждый посетивший «Тролдхауген» и рабочая избушка, где Григ сочинил свои лучшие музыкальные произведения и написал аранжировки народных мотивов.

Музыкальные корпорации продолжают выпускать компакт-диски и аудиокассеты с записями величайших произведений Эдварда Грига. Выпускаются CD мелодий Грига в современной обработке (см. в этой статье Музыкальные фрагменты - «Эротика», «Свадебный День в Тролдхаугене»). Имя Эдварда Грига по-прежнему связывают с норвежской культурой и музыкальным творчеством страны. Классические пьесы Грига используются в различных художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии выступлений профессионалов на льду и другие постановки.

«В пещере горного короля» является, пожалуй, наиболее популярной и узнаваемой композицией Грига.

Она пережила множество обработок эстрадными музыкантами. Кэндис Найт и Ричи Блэкмор даже написали к «Пещере горного короля» текст и обработали её в виде песни «Hall of the Mountain King». Композиция, её фрагменты и обработки часто используются в саундтреках к фильмам, телепередачам, компьютерным играм, рекламным роликам и пр., когда требуется создать загадочную, слегка зловещую или слегка ироничную атмосферу.

Например, в фильме «М» она чётко показала характер героя Питера Лорре - Бекерта, маньяка, охотившегося на детей.

Подробности Категория: Европейская классическая музыка XIX века Опубликовано 17.01.2019 18:31 Просмотров: 675

Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

«Я вычерпал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого до сих пор не исследованного излучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство», – так писал о своем творчестве сам композитор. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии.
Григ – первый классик норвежской музыки. Он поставил музыкальную культуру Норвегии в один ряд с передовыми национальными школами Европы. Григ «искренне и задушевно поведал в своих сочинениях всему миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби Норвегии» (Б. Асафьев). А П.И. Чайковский восторженно говорил: «Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его... ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном!»

Жизненный и творческий путь Эдварда Грига

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 г. в крупном приморском норвежском городе Бергене. Отец Грига (по происхождению шотландец) занимал должность британского консула. Мать была хорошей пианисткой, часто выступала в Бергене с концертами. В семье Григов любили музыку, литературу, народное творчество. Первой учительницей будущего композитора была мать. Она привила ему любовь к классической музыке и трудолюбие. Впервые будущий композитор сел за фортепиано в 4 года, и уже в детстве его стала занимать красота созвучий и гармоний.
Первые опыты сочинения музыки Грига относятся к детским годам, а в возрасте 12 лет он создал первое своё серьёзное сочинение – вариации для фортепьяно на немецкую тему.

Эдвард Григ в возрасте 15 лет
В 1858 г. Григ окончил школу и поступил в Лейпцигскую консерваторию. Позже он вспоминал проведённые в консерватории годы как рутинные, а занятия там – как бессистемные, хотя о некоторых преподавателях отзывался с большим теплом: об И. Мошелесе, который помог ему полюбить творчество Бетховена, Э. Венцеле – талантливом музыканте и друге Шумана, М. Гауптмане, талантливом теоретике музыки. Да и сама музыкальная культура Лейпцига сыграла большую роль в формировании Грига – здесь жили Бах , Мендельсон, Шуман . «Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в особенности камерной и оркестровой, музыки», – вспоминал Григ.
В годы учения он проявил себя как музыкальный талант, особенно в области композиции, а также как незаурядный «пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения».

Копенгаген

Григ очень любил свой родной город Берген и после окончания консерватории вернулся на родину. Но вскоре он понял, что его талант не сможет развиваться в городе, где музыкальная культура была не на должном уровне. Центром тогдашней музыкальной жизни Скандинавии был Копенгаген. И Григ отправляется туда.
В Копенгагене он познакомился со знаменитым поэтом и сказочником Хансом Кристианом Андерсеном и пишет песни на его тексты, а также на тексты норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

Нина Хагеруп и Эдвард Григ в период помолвки (около 1867 г.)
Здесь Григ познакомился с певицей Ниной Хагеруп, которая исполняла его вокальные сочинения, а позже стала его женой. Большое значение имела также встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Он, как и Григ, был сторонником развития норвежской национальной музыки, и этот общий интерес сблизил их: «У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру».
Григ и Нурдрок организовали музыкальнее общество «Евтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии.
В Копенгагене Григ прожил 3 года (1863-1866) и написал там много произведений: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. В лирических «Поэтических картинках» (1863) национальные черты пробиваются ещё очень робко, но очертания народной мелодии в некоторых из них очевидны. В «Юморесках» (1865) ритмы народных танцев звучат уже гораздо смелее, хотя в них ещё чувствуется влияние мазурок Шопена , музыку которого Григ очень любил.

Кристиания (теперь Осло)

В 1966-1874 гг. Григ жил в Кристиании (так до 1925 г. называлась столица Норвегии). Здесь в 1866 г. Григ организовал концерт норвежских композиторов, в котором были исполнены и его произведения: фортепианная и скрипичная сонаты. Грига пригласили на пост дирижера филармонического общества Кристиании, этот пост он занимал в течение последующих 8 лет. Это было напряжённое, но очень плодотворное время: он познакомил любителей музыки в Норвегии с произведениями лучших композиторов Европы: Гайдна , Моцарта , Бетховена , Шумана , Шуберта , Мендельсона, Вагнера . Большое внимание Григ уделял исполнению произведений скандинавских композиторов. Он сблизился с передовыми представителями норвежской культуры.
В этот период времени его творчество стало зрелым, он создал фортепианный концерт (1868), вторую сонату для скрипки и фортепиано (1867), первую тетрадь «Лирических пьес», много песен, в том числе на стихи Андерсена, Бьёрнсона, Ибсена. Он изучает норвежский фольклор и пишет цикл «Норвежские народные песни и танцы для фортепиано». Цикл задуман в форме несложных фортепианных пьес, доступных любителям музыки. Затем композитор пишет вторую скрипичную сонату. Вторая соната и фортепианный концерт получили высокую оценку Листа , который стал включать концерт в свои выступления. Мечтал Григ и о создании оперы, но этого не случилось, т.к. в Норвегии ещё не сложились традиции оперной культуры. Но он пишет музыку к драматическому монологу Бьёрнсона «Берглиот» (1871) о героине народной саги, которая поднимает крестьян на борьбу с королем, а также музыку к драме Бьёрнсона «Сигурд Юрсальфар» на сюжет староисландской саги.

История создания «Пер Гюнта»

Сольвейг (героиня драмы «Пер Гюнт»)

В 1874 г. Ибсен предложил Григу написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Композитор был давним и искренним почитателем Ибсена, поэтому сразу дал согласие. Музыка была написана в течение 1874 г. Постановка «Пера Гюнта» в Кристиании 24 февраля 1876 г. прошла с большим успехом, а музыка постепенно стала жить своей, независимой от пьесы жизнью, настолько она была проникновенной и понятной слушателям. Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт» принесла Григу широчайшую популярность в Европе.

Трольхауген

Дом Грига в Бергене
После успеха «Пер Гюнта» Григ оставляет работу дирижера в Кристиании, чтобы сосредоточить силы на творческой работе. Он перебирается в уединенную местность среди прекрасной природы Норвегии: сначала в Лофтхюс на берегу одного из фиордов, а затем в знаменитый Трольхауген («холм троллей») в горах, недалеко от родного Бергена. С 1885 г. и до самой смерти Грига Трольхауген был основным местом жительства композитора.
Григ страстно любил норвежскую природу, и для него жизнь среди родной природы была не только отдыхом и удовольствием, но источником силы, творческого вдохновения. Эта любовь выразилась и в его песнях: «В лесу», «Избушка», «Весна», «Море в ярких лучах сияет», «С добрым утром», а также в других произведениях.

Эдвард и Нина Григ (1888)
С 1878 г. Григ вместе с женой начал серию концертных выступлений в разных странах Европы, в основном он исполнял свои произведения. Они посетили с концертами Германию, Францию, Англию, Голландию, Швецию. В 1888 г. в Лейпциге состоялась встреча Грига с П.И. Чайковским. Музыка Грига была удивительно близка творческому гению Чайковского по особой задушевности, мелодичности и простоте. Григ и Чайковский очень симпатизировали друг другу, они и по характеру были схожи: оба очень скромны, застенчивы, честны и принципиальны в творчестве.
Не забывал Григ и свой родной Берген. Здесь в 1898 г. он организовал первый музыкальный фестиваль. Был приглашен амстердамский симфонический оркестр, исполнивший произведения норвежских композиторов. Фестиваль сыграл огромную роль в жизни Норвегии. «Теперь люди в Бергене, как и в Кристиании, говорят: мы должны иметь лучший оркестр! Это для меня большой триумф», – писал Григ.
В 1875 г. он написал «Балладу для фортепиано» в форме вариаций на народную песню – самое крупное из сольных фортепианных произведений Грига. В 1881 г. были созданы знаменитые «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки для любителей. В 1884 г. была окончена сюита для фортепиано «Из времен Хольберга», посвящённая писателю-просветителю XVIII в. Людвигу Хольбергу. Она и выдержана в стиле музыки XVIII в. В 80-е годы Григом были созданы камерные инструментальные произведения крупной формы: соната для виолончели и фортепиано (1883), третья соната для скрипки и фортепиано (1887).

Последний период творчества

В 1890-е годы и в начале 900-х годов больше всего композитором было создано фортепианной музыки и песен. Он также сделал много обработок народных песен. Он писал: «Я раздобыл этим летом в горах множество еще не опубликованных, неизвестных народных песен, которые столь чудесны, что для меня было подлинным наслаждением изложить их для фортепиано». Так в 1896 г. возник цикл «Норвежские народные мелодии» – поэтические картины природы и лирические песни.
В 1893 г. ему была присуждена почетная степень доктора Оксфордского университета.
Последнее крупное оркестровое произведение Грига «Симфонические танцы» (1898) написано на народные темы, это как бы продолжение «Норвежских танцев».

Эдвард Григ (1907)
В последние годы жизни Григ занимался и литературным творчеством: он опубликовал автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». В апреле 1907 г. композитор совершил большую концертную поезду по городам Норвегии, Дании, Германии, но он уже был тяжело болен.
4 сентября 1907 г. Григ умер в Бергене. Его смерть в Норвегии воспринялась как национальный траур. По завещанию композитора, прах его был похоронен в скале над фьордом возле его виллы. Позже здесь был основан мемориальный дом-музей.

Могила Эдварда и Нины Григ

О творчестве Эдварда Грига

Творчество Грига обширно и многогранно. Он писал произведения различных жанров, произведения крупной формы (Фортепианный концерт и Баллада, три сонаты для скрипки и фортепиано, соната для виолончели и фортепиано, квартет).
Много произведений создано им в жанре инструментальной миниатюры: циклы «Поэтические картинки», «Листки из альбома», «Лирические пьесы». Его привлекала и камерная вокальная миниатюра: романс, песня. К симфоническому творчеству относятся сюиты «Пер Гюнт», «Из времен Хольберга».
Григ сделал много обработок народных песен и танцев в виде фортепьянных циклов и для оркестра.
Его произведения лиричны. «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры» (П.И. Чайковский).

Эдвард Григ (1888)
Большое значение в его музыке приобретает программность, основанная на воплощении впечатлений от поэтических образов природы, народной фантастики, народного быта. Григ написал множество небольших пьес для фортепиано, объединенных в циклы: «Поэтические картинки», «Сцены из народной жизни», «Норвежские танцы и песни», «Норвежские танцы», «Лирические пьесы» (10 тетрадей). Они пользуются особенной популярностью среди любителей музыки.
Музыкальный язык Грига своеобразен и связан с норвежской народной музыкой. Созданные им мелодии пронизаны интонациями, типичными для неё.
Григ рисует чудесные музыкальные картинки, привлекающие своей поэтической образностью и богатством фантазии. Это фортепианные пьесы «Шествие гномов», «Кобольд», «Свадебный день в Трольхаугене», «Весной» и др. В них использованы мелодии и ритмы норвежских танцев, особенно спрингданса и халлинга.
Одно из самых популярных произведений Грига – музыка к драме «Пер Гюнт» знаменитого норвежского писателя Генрика Ибсена.

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» (Prekestolen) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года во втором по величине и значимости городе Норвегии - Бергене. Сын вице-консула и пианистки, с самого детства проявлял любовь к музыке, и в возрасте четырех лет, уже сидел за фортепиано.

В двенадцать лет Эдвард Григ написал свое первое музыкальное произведение, а в пятнадцать - отправился учиться в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил с отличием, но годы учебы вспоминал без удовольствия. Ему претили консерватизм преподавателей и оторванность от мира.

Попрощавшись с консерваторией, Эдвард Григ вернулся в Берген. Он был воодушевлен созданием нового национального искусства, но единомышленников в родном городе так и не нашел. Зато нашел их в Копенгагене – центре музыкальной жизни Скандинавии, основав в 1864 году музыкальное сообщество «Эвтерпа», в котором смог проявить себя не только как талантливый композитор, но еще как пианист и дирижер.

Там же он встретил свою будущую супругу Нину Хагеруп, которая приходилась Эдварду Григу двоюродной сестрой. Последний раз он ее видел восьмилетней девочкой, а теперь перед ним стояла очаровательная певица с прекрасным голосом, который сразу же покорил его сердце. Несмотря на то, что родные возлюбленных были против их брака, в июле 1867 года Эдвард Григ и Нина Хагеруп поженились. Пытаясь скрыться от давления семьи и гнева родителей, проклявших молодоженов, Эдвард и Нина перебрались в Осло.

Вскоре Нина Хагеруп родила дочь Александру. Девочка скончалась от менингита, прожив чуть больше года. С трудом переживая боль от потери ребенка, супруги некоторое время жили отдельно друг от друга, но однажды воссоединившись, уже не расставались. Эдвард Григ и Нина Хагеруп смогли превратить свой брак не только в союз двух любящих людей, но и в успешный творческий союз.

Признание к Эдварду Григу приходит в 1868 году. А в 1871 году он основывает «Музыкальную ассоциацию Кристиании». На тот момент Эдвард Григ задался целью развить у своих почитателей любовь к романтизму, совершенно непопулярному в Норвегии. В 1874 году Эдвард Григ получает пожизненную государственную стипендию. 24 февраля 1876 года выходит в свет одна из знаковых работ композитора – музыка к драме «Пер Гюнт», признанная во всей Европе.

К этому времени Григ успел посетить Германию, Францию, Голландию, Англию, Швецию. В 1888 году в Лейпциге Эдвард Григ знакомится с Петром Ильичом Чайковским. Знакомство удалось, и Чайковский стал Григу близким другом, закрепив отношения, посвященной ему увертюрой, «Гамлет». А в 1898 году Эдвард Григ участвует в организации Фестиваля норвежской музыки, до сих пор очень популярном на родине композитора.

Последняя поездка Грига по Норвегии, Дании и Германии случилась в 1907 году. А 4 сентября этого же года Эдвард Григ скончался. По нему скорбела вся Норвегия. В стране был объявлен национальный траур. Творчество Эдварда Грига наполнено эпическими и лирическими песнями. В своих фортепианных пьесах великий композитор смог отобразить народные норвежские танцы. Музыка Эдварда Грига передает слушателю не только личные переживания автора, но и народную песенность и танцевальность в самых ярких картинах природы и жизни.

Медведева Алина