Живая мысль: Андрей Болконский. Жизненный путь Андрея Болконского. Л. Н. Толстой, «Война и мир Стремление к высшей правде андрея болконского

Андрей Болконский унаследовал от отца любовь к порядку, к деятельности и «гордость мысли». Но, как представитель нового поколения, князь Андрей смягчил многие отцовские замашки. Например, генеалогическое дерево вызывает у него улыбку: вместе с другими он освободился и от этого суеверия аристократизма. Он любил встречать людей, не имеющих на себе «общего светского отпечатка».

Женитьба Болконского. Светская жизнь.

Роман застает Андрея Болконского как раз на том моменте его духовной жизни, когда суеверие светских отношений ему стало особенно тягостно. Он молодой супруг, но в своей богато отделанной столовой, где все серебро, фаянс и столовое белье блестят новизной, он с нервным раздражением дает совет Пьеру никогда не жениться. Женившись, потому что все женятся, на доброй, очень хорошенькой девушке, Андрей должен был попасть, как все, в «заколдованный крут гостиных, сплетен, балов, тщеславия, ничтожества».

Болконский на войне.

Он постигает, что эта жизнь «не по нем» — и, чтобы только порвать с ней, решает идти на войну. Война, думает он, как все, есть что-то яркое, особенное, не пошлое, тем более война с таким полководцем, как Бонапарте.

Но Болконскому не суждено идти проторенным путем. Первая же победа, о которой он по должности адъютанта Кутузова, докладывал военному министру, навела его на мысли, мучившие его в великосветских гостиных. Глупая, притворная улыбка министра, оскорбительное поведение дежурного флигель-адъютанта, грубость рядового офицерства, тупость «милого православного воинства» — все это быстро заглушило интерес к войне и счастье новых, радостных впечатлений.

На войну уезжал князь Андрей противником всяких отвлеченных рассуждений. Фамильная черта, практическая деловитость, соединялась с насмешливо-презрительным отношением ко всему, что носило отпечаток метафизики. Когда сестра надевала ему на шею образок, страдая от его шуток над святыней, Андрей взял этот подарок, чтобы только не огорчить сестру, и «лицо его в одно и то же время было нежно и насмешливо». Под Аустерлицем Андрея тяжело ранили. Тогда-то, обессилевший от потери крови, выбитый из рядов своих товарищей, очутившийся перед лицом смерти, Андрей как-то ближе стал к религиозному миропониманию сестры. Когда над ним остановился Наполеон со своей свитой, ему все вдруг представилось в ином свете, нежели до тех пор.

Смерть жены и первое перерождение Болконского

Накануне сражения, после военного совета, оставившего очень путаное впечатление, князю Андрею на минуту пришла в голову мысль о бесцельности жертв из-за каких-то придворных соображений; но эта мысль была заглушена другими, привычными мыслями о славе; ему казалось, что самых дорогих ему людей он отдал бы за минуту славы, торжества над людьми. Но, видя около себя покрытого славой победителя, Наполеона, которого считал своим героем, раненый князь Андрей не мог отозваться на обращенный к нему вопрос. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его». Ему только хотелось постичь то божество, умиляющее и успокаивающее, о котором говорила ему сестра. Еще не вполне оправившись от раны, князь Андрей приезжает домой как раз к моменту рождения сына и смерти жены, не выдержавшей родов.

Умирающая детски-укоризненно взглянула на мужа, и «в душе его оторвал ось что-то». Еще так недавно ему казалось бесспорным, что эта женщина, «маленькая княгиня», привязывает его к пошлой жизни, стоит на пути его к славе и торжеству; а теперь он герой, увенчанный славой, удостоившийся внимания Наполеона и самых лестных отзывов Кутузова, так же бессилен, мелок и виноват перед умирающей женщиной, как там, на Аустерлицком поле, перед ним, лежащим в крови, был бессилен, мелок и виноват его герой Наполеон. И после смерти жены ему все чудится невысказанный упрек ее: «Ах, что и за что вы это со мной сделали?»

Со своей непривычкой к отвлеченнастям князь Андрей не в состоянии примирить вызванных в его душе противоречий. Ему представляется, что нужно вовсе уйти от всякой общественной деятельности, и он года два ведет замкнутую жизнь в своей деревне, медленно оправляясь от последствий раны. Ему кажется, что ошибка прежней его жизни была в стремлении к славе. Но слава, думает он, это любовь к другим, желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы. Значит, он жил для других и потому погубил свою жизнь. Нужно жить только для себя, для своей семьи, а не для так называемых ближних. Поэтому в разговоре с Пьером он горячо и убежденно возражает против всех его планов облагодетельствовать крестьян. Мужики — это тоже «ближние», «это главный источник заблуждения и зла».

Он не хочет служить в армии, отказывается и от выборной дворянской должности, он пытается целиком уйти в заботы только о себе, об отце, о своем доме. Не болеть и не чувствовать угрызений совести — вот основа счастья. Но без насмешливой улыбки, как было бы раньше, князь Андрей выслушивает Пьера, когда тот излагает ему учение масонства: жить для других, но не презирая их, как презирал князь Андрей тех людей, которые должны его прославить, нужно увидеть себя звеном, частью огромного, гармонического целого, нужно жить для истины, для добродетели, для любви к людям.

Медленно и трудно, как в сильной натуре, развивалось это зерно новой жизни в душе Андрея. Ему иногда хотелось даже уверить себя, что жизнь его кончена. Ему кажется, что он, оберегая отца, только для своего спокойствия берет на себя хлопоты по ополченским делам, что только из материальных интересов разъезжает по опекунским делам своего дальнего имения, что только от безделья следит за развивающимися политическими событиями и изучает причины неудач минувших военных кампаний. На самом деле в нем зарождается новое отношение к жизни: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год … Мало того, что я знаю все то. что есть во мне, … надо, чтоб все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь!». Решение с осени переехать в Петербург, чтобы принять активное участие в общественной деятельности, было естественным выходом из этого настроения.

Болконский на службе у Сперанского.

В 1809 году князь Андрей появляется в столице с репутацией либерала, созданной отпущением на волю крестьян. В кругу молодого поколения, примыкающего к реформационной деятельности Сперанского, князь Андрей сразу занимает видное место. Прежние знакомые находят, что за пять лет он изменился к лучшему, смягчился, возмужал, избавился от прежнего притворства, гордости и насмешливости. Самого князя Андрея неприятно поражает презрение одних людей к другим, что он видит, например, у Сперанского. А между тем Сперанский для него почти то же, что Наполеон до Аустерлица, и князю Андрею кажется, что он опять как будто перед сражением, но только уже гражданским. Он с увлечением принялся за работу над частью гражданского уложения, помолодел, повеселел, похорошел, но потерял всякое уменье обращаться со светскими дамами, очень недовольными, что он «связался со Сперанским».

Любовь к Наташе, которая в своей простоте была так не похожа на строгих противниц Сперанского, вырастает в сердце Болконского, но
вместе с тем ему хочется опять чего-то бесконечно великого, как Аустерлицкое небо, и ореол Сперанского для него блекнет. « … Он живо представил себе Богучарово, свои занятия в деревне, свою поездку в Рязань, вспомнил мужиков, Дрона — старосту, и, приложив к ним права лиц, которые он распределял по параграфам, ему стало удивительно, как он мог так долго заниматься такою праздною работой».

Болконский на войне 1812 года.

Разрыв со Сперанским совершился просто и легко; но тем тяжелее было Болконскому, не увлеченному каким-нибудь делом, перенести
неожиданную измену Наташи, уже условившейся с ним относительно срока свадьбы. Только из желания встретить в армии своего соперника и довести его до дуэли он поступает в действующую армию как раз перед началом Отечественной войны 1812 года. Слава, общественное благо, любовь к женщине, самое отечество — все представляется теперь князю Андрею «грубо намалеванными фигурами». Война — «самое гадкое дело в жизни» и в то же время «любимая забава праздных и легкомысленных людей». «Цель войны — убийство … Сойдутся на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей Как Бог оттуда смотрит и слушает их!» Так рассуждает князь Андрей в разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения и заключает: «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить … А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла … Ну, да не надолго!»

Наутро, нахмуренный и бледный, он сначала долго ходил перед рядами солдат, считая это нужным для возбуждения их мужества, «потом
он убедился, что ему нечему и нечем учить их».

Томительно тянутся часы и минуты, когда все силы души направлены на то, чтобы не думать об опасности … Среди дня разорвавшееся ядро сразило Андрея.

Примирение с жизнью и смерть Болконского.

И первой мыслью раненого было нежелание умирать и вопрос, почему так жалко расставаться с жизнью. На перевязочном пункте, когда его раздевали, перед ним на мгновение мелькнуло детство — няня, укладывающая в кроватку и убаюкивающая его. Он как-то умилился — и тут в страшно стонавшем человеке он вдруг узнал Курагина. того, что разбил его счастье с Наташей. Вспомнилась и Наташа. И он.глядя на когда-то ненавистное, теперь жалкое лицо с опухшими от слез глазами, сам «заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Он понял то, чего раньше не понимал, — любовь ко всем, даже к врагам. « … Восторженная жалость к любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце».

На вопрос Война и мир. Что изменилось в восприятии жизни у Болконского? К какой мысли приходит Болконский перед смертью? заданный автором Aria Mclair лучший ответ это Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев, можно сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерср. Там все разговоры крутятся вокруг личности Наполеона. Князь Андрей боится его гения, который может «оказаться сильнее всей храбрости русских войск», и вместе с тем страшится «позора для своего героя». Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что «вот он, тот Тулон, который откроет ему первый путь к славе».
Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор». И когда к нему подходит Наполеон, который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: «Вот прекрасная смерть!», для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.
Преодоление «наполеоновского» идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Князь Андрей больше не хочет служить в армии.
Князь пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. По пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот «не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Болконский старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: «Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!» Но судьба снова преподносит ему сюрприз, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Оградном. Просто подслушанный разговор ее с подругой. Это способствовало тому, что «в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд». Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб. Болконский не сразу узнал его: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Князь Андрей понял, что жизнь не кончена и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Это был своего рода «двойник» Наполеона. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира.
Когда началась война 1812 года, Болконский отправился на войну, на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего парода. Он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его «наш князь»., После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном, из раненых Анатоля Курагина. В это мгновение он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу «естественной» жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход «туда» так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Перед смертью князь Андрей приходит к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли.

Болконский — один из главных героев романа. По своему характеру он очень похож на своего отца. Князь Андрей — натура сильная, энергичная, настойчивая, с ясным умом и твердой волей. В начале романа он представлен человеком с определенными убеждениями, но жизнь ломает эти убеждения, и тогда он теряет прежнюю уравновешенность, начинает искать смысла жизни и только пред смертью находит успокоение.

Главной чертой душевного склада Болконского является чувство личности. Его мысль постоянно устремлена на самого себя, занята анализом своих чувств и впечатлений. Это чувство личности нельзя смешивать с эгоизмом, которым проникнуты другие лица романа, например, Берг или Борис Друбецкой, заботящийся лишь о собственном материальном благополучии. Индивидуализм князя Андрея основывается на сознании своего умственного и нравственного превосходства над окружающим обществом. Рационалистическое мировоззрение, сложившееся отчасти под влиянием отца, скептика-вольтерьянца, наполняет душу Болконского холодом, неверием и
презрением к людям. Человеческая жизнь кажется ему ясной, простой и в то же время скучной. Никто из окружающих не понимает его настроения, поэтому он всегда одинок и даже гордится своим одиночеством.

Светлый ум Андрея Болконского обнаруживается в понимании людей и явлений окружающей жизни. Пьер, получивший образование за границей, удивляется необыкновенной начитанности князя Андрея, его памяти и способности работать и учиться. Благодаря реалистическому складу мышления, Болконский обладал способностью к практической деятельности. Он отлично устраивает быт своих крестьян, является дельным командиром своего полка, проявляет себя деятельным помощником Сперанского при составлении проекта конституции. Но Андрей не односторонний человек. В нем чувство не менее сильно, чем разум, — только он всегда держит его во власти. Лишь в некоторые тяжелые минуты его жизни ослабевает в нем власть воли, и тогда его
здоровое, сильное чувство вырывается на волю.

Железная воля Болконского никогда не переходит в упрямство или самодурство, до этого не допускают ее светлый ум и доброе сердце. Сила воли обнаруживается в умении владеть собой, постоянно держать себя в руках и подчинять свои душевные движения умственному контролю. Эта черта характера особенно сказалась в то время, когда князь Андрей услыхал об измене Наташи: несмотря на полную гибель своих надежд на счастье, князь Андрей сохраняет полное самообладание и удивляет Пьера своим наружным спокойствием. Сила воли Болконского обнаруживалась и в умении подчинять себе людей и добиваться намеченных целей.

Гармоническое сочетание ума и воли делает Князя Андрея замечательным человеком, и он сам сознает свои достоинства и гордится ими. Отсюда — презрительное отношение к людям, отсюда же жажда славы и личного возвышения. Позтому он сначала увлекается Наполеоном, так как ценит в нем сильную личность, заставляющую всех преклоняться перед собой. Подчиняясь своим честолюбивым желаниям, Болконский отправляется на войну 1805 года и с нетерпением ожидает своего «Тулона», то есть такого случая, который помог бы ему достигнуть славы. Но ход войны убедил князя Андрея, что успех дела зависит не от отдельных личностей, а от общего духа войска. Будучи ранен под Аустерлицем, Болконский понял, что все его мечты о славе ничтожны пред лицом вечности, глянувшей ему в глаза. Возвратившись в Россию, князь Андрей покидает службу и поселяется в имении, чтобы вести замкнутую, уединенную жизнь.
Жизнь казалась ему бессмысленной, счастье — невозможным; единственным доступным для человека благом представлялась ему спокойная совесть и отсутствие страданий. «Жить для себя — вот вся моя мудрость теперь», — говорит он при свидании с Пьером. Он чувствовал даже какое-
то озлобление и ожесточение по отношению к своим мужикам. « .. .Ты хочешь освободить крестьян — говорит он Пьеру. — Это очень хорошо; но не для тебя и еще меньше для крестьян. Ежели их бьют, секут, посылают в Сибирь, то я думаю, что им от этого нисколько не хуже. В Сибири ведет он такую же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут, и он так же счастлив как был прежде. А нужно это [освобождение крестьян] для тех людей, которые гибнут нравственно и грубеют оттого, что у них есть возможность казнить — право и не право» [то есть для рабовладельцев-помещиков].

Не найдя удовлетворения своему тщеславию в военной службе, Андрей Болконский решился служить под начальством Сперанского. В этот период у него завязывается роман с Наташей. Сердце его размягчается, но у него не хватает энергии пойти наперекор отцу, который требует отсрочки свадьбы на год. Наташа в это время увлеклась Анатолем, что глубоко оскорбило самолюбие Болконского. На увещания княжны Марьи о том, что нужно простить Анатоля и вообще прощать людей, он отвечает: «Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать».

Разделы: Литература

Цели урока:

Раскрытие нравственного пути искания главного героя, проблемы становления и совершенствования человека – участника исторических событий и жизни народа;
- формирование навыков исследовательской работы;
- развитие творческого воображения и мышления;
- формирование представления о нравственных ценностях;
- воспитание любви к художественной литературе.

Программное обеспечение: мультимедийная презентация учителя (на базе учебного электронного пособия «Литература 5-11 классы»), мультимедийный проектор и экран, компьютеры. (Слайды 1-3), портрет Л.Н.Толстого.

Техническая помощь: лаборант.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Жизнь, в понимании Толстого, истинная, честная и живая человеческая жизнь, всегда означала вечный поиск, ошибки, падения и рядом с ними, неотделимо от них – добрые открытия и озарения, обогащенные души. Такой жизнью жили любимые герои Толстого. Такой была его собственная жизнь. Толстой всегда стремился проникнуть в самую суть явлений. Так он показал нам чувства человека и его мысли.

Истории народа, по Толстому, та действительная, внутренняя история, которую он стремился воссоздать в романе «Война и мир» - это и быт народа, частная семейная и личная жизнь, и отношения, которые складываются между людьми.

Но история – это и искания общественной мысли, это жизнь, движения человеческого сознания.

Андрей Болконский и Пьер Безухов – герои высокого интеллектуального плана – выражают в романе, прежде всего, именно эту очень важную, духовную сторону исторической жизни. Как писал Толстой позднее «…духовная деятельность есть величайшая, могущественная сила. Она двигает миром…»

Андрей и Пьер не только в историческом смысле, но и в нравственном, психологическом, наиболее близкие Толстому герои. Они близки ему более всего тем, что находятся в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Подобно тому, как это было у самого Толстого: их жизнь – это путь. Путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Путь особенный, неповторимо личный – и вместе с тем исполненный глубокого исторического значения.

Задание 1 для исследования: (по адресу в Интернете www.levtolstoy.org.ru ) найти и исследовать размышления Толстого о смысле жизни. (Приложение №1) (комментирование и обсуждение полученных результатов).

Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопрос: (Слайд 4)

Что стало итогом нравственного пути князя Андрея Болконского?

Обратимся к образу князя Андрея Болконского.

2. Беседа по вопросам (план беседы на слайде) (Слайд 5)

Вопрос 1: При каких обстоятельствах мы впервые знакомимся с князем Андреем? (Слайд 6)

Учитель: Свое повествование Толстой начинает с 1805 года. Полный честолюбивых устремлений Андрей идет на войну.

Вопрос 2: Зачем князь Андрей пошел на войну, и как проявил себя войне?

Исследование глав текста т.1 чт.2 гл 11-19, чт.3 гл 11-13, 17-19.

(комментирование и обсуждение полученных результатов)

Учитель: С Андреем вместе мы понимаем, что есть истинное, великое и важное для человека и истории. После плена, выздоровев после ранения, возвращается домой в Лысые Горы,

Вопрос 3: Какие испытания обрушились на Андрея по возвращении домой?

Исследование глав текста т.2 чт.1 гл.7-9, чт.2 гл.7-9, гл.10-14.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Путь Болконского не был и не мог быть сколько – нибудь прямолинейным и равномерным. Жизнь Андрея состоит из ряда этапов, каждый из которых заканчивается кризисом, разочарованием, иногда видимой остановкой в пути, затем пробуждение к новой жизни, новый поиск. Сильный внутренний перелом ознаменовал для Андрея Аустерлиц и смерть жены. В горе происходит переоценка ценностей.

Вопрос 4: Чем решил занять Андрей, ради чего жить?

Исследование эпизода «Андрей в Богучарове» т.2 чт.2 гл.9-14.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Князь Андрей не может так долго жить. По существу, это более всего и делает его героем исторического смысла и значения. История, по Толстому, есть движение людей: движение видимое, внешнее и еще более того внутреннее, скрытое. И чем больше человек в движении, в пути; чем больше он изменяется и ищет; чем больше он живой, трем больше он причастен к истории и выражает ее.

Вопрос 5: Кто пробудил Андрея к активной жизни? (Слайд 7)

Исследование эпизода «Разговор на пароме» т.2 чт.2 гл 12

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Пьер подействовал на Андрея не примером своих дел, а своим энтузиазмом, жизненной энергией. Потом то, что начал Пьер, довершила встреча с Наташей Ростовой.

Вопрос 6: Какое впечатление произвела на Андрея эта встреча в Отрадном? Как в дальнейшем складывались их отношения?

Исследование глав текста т.2 ч.3 гл.1-3.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: К Андрею пришло новое желание деятельности и славы – он уезжает в Петербург, завел знакомство со Сперанским.

Задание 2: Найти в тексте (т.2 чт.3) главы, отображающие отношения Андрея к работе у Сперанского.

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: Затем пришла любовь к Наташе, и она была для Андрея как высокая правда, как небо Аустерлица, и заставила опять все переосмыслить и переоценить. И в свете этой любви – правды фальшивым показался ему Сперанский со своими «белыми изнеженными ручками», на которые «невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки тех людей, имеющих власть». Теперь ему казался фальшивым и «тонкий звук голоса» Сперанского, и его неумолкавший неестественный смех, и показная нежность к дочери, а главное – все то, чем занимался Сперанский, и что на некоторое время увлекло и самого Андрея.

Задание 3: Выберите из текста главы, соотносящиеся с темой «Любовь в жизни князя Андрея Болконского» (Слайд 8)

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: До некоторой степени с Андреем происходит то, что уже когда – то с ним было. Его жизнь, его путь идет кругами и спиралями. И война 1812 года застает Андрея во внутреннем смятении, с тяжелыми мыслями о себе и нанесенной ему обиде, в поисках возможности отомстить за себя. Но война 1812 года – это общее дело, трагедия не только князя Андрея, а всенародная. В ней личное естественно сливается с историческим и народным, личное и личность точно растворяется в народе. В этом для Андрея заключена возможность еще новой жизни и нового последнего возрождения.

Вопрос 7: Каким показан Андрей Болконский в войне 1812 года? (Слайд 9)

Исследование глав текста т.3 ч.2. гл 15-16, 24-25, 36-37 (ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: На этой последней высоте забывается эгоизм, происходит переоценка ценностей, расширяется душа, способная теперь в своем величии пожалеть и простить своего недавнего врага. Способный простить и пожалеть, Андрей ощущает себя частицей общего.

Вопрос 8: К каким мыслям приходит князь Андрей?

(ответы учащихся с комментированием текста)

Учитель: И вот последняя встреча князя Андрея с Наташей Ростовой. Смог ли простить Андрей Наташу за измену?

Исследование глав текста т.4 ч.1 гл.15-16. .

(ответы учащихся с комментированием текста)

3. Обобщение и выводы. (Слайд 10)

В: Что стало итогом нравственного пути князя Андрея Болконского?

(Комментирование и обсуждение проделанной работы)

В: Что есть нравственный путь человека?

В: Возможно ли существование таких людей, как Андрей Болконский сегодня?

4. Домашнее задание. (Слайд 11)

Задания по группам.

1группа: Составить вопросы для беседы по прочитанным главам.

2 группа: Составить хронологическую таблицу жизни Пьера Безухова.

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра!

Думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению